Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ'

ИНФОРМАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
208
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
продовольственное обеспечение / агропромышленный комплекс / информатизация АПК / информационные системы / мониторинг / геоинформационные системы / сельское хозяйство
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Харитонов В.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ»

Харитонов В.И.

преподаватель, Мордовский государственный университет

Mr.vitallka@mail.ru

ИНФОРМАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Ключевые слова: продовольственное обеспечение, агропромышленный комплекс, информатизация АПК, информационные системы, мониторинг, геоинформационные системы, сельское хозяйство.

С каждым годом в агропромышленном секторе растет количество данных, поступающих из различных источников. С увеличением объема данных возрастает необходимость их качественной обработки и достоверной аналитики, на которую можно полагаться при принятии управленческих решений и формировании продовольственной стратегии. В связи с этим формируется повышенный спрос на аналитические системы, предоставляющие сельхозпроизводителям углубленную аналитику; активно развиваются системы, обеспечивающие формирование цифрового сельского хозяйства.

В связи с возрастающей ролью государственных информационных систем и трансформацией интеграционных информационных связей между хозяйствующими субъектами, традиционные задачи государственного управления в сфере продовольственного обеспечения также трансформировались. В последние годы шла интенсивная разработка информационных систем в различных стратегических сферах жизнедеятельности страны. При Министерстве сельского хозяйства также был создан ряд различных информационных систем, обрабатывающих большой объем структурированных данных. Наполнение и запуск этих систем в работу позволили сделать существенные шаги к повышению эффективности государственного управления в области сельского хозяйства.

В частности, расширенным вариантом информационной системы мониторинга ситуации в сфере продовольственного обеспечения является система «Система мониторинга продовольственной безопасности (СМПБ) - федеральная информационная система, введенная в эксплуатацию в 2014 году и созданная для мониторинга продовольственной безопасности в России, а также для предупреждения критических ситуаций продовольственного обеспечения1. Среди ключевых особенностей системы - выполнение функции информационного обеспечения в сфере продовольственной безопасности, инвентаризация объектов сельскохозяйственного производства, оперативное получение информации в режиме реального времени.

Анализ работы в данной системе показал, что она имеет целый ряд недостатков. В частности, СМПБ используется только в качестве инструмента сбора, хранения, консолидации и систематизации данных. В системе отсутствует возможность создания имитационных моделей, позволяющих отслеживать изменение состояния продовольственной безопасности в меняющихся условиях, отсутствуют инструменты по автоматизированному прогнозированию. Технически система также устарела, что обусловливает ее низкую производительность, а также технологические ограничения, не позволяющие эффективно выполнять функции государственного управления. Однако стоит отметить, что данная информационная система базируется на платформе 1С Предприятие и имеет потенциал к дальнейшему развитию.

Кроме системы СМПБ, на данный момент Министерством сельского хозяйства в качестве основных представлены несколько информационных систем2:

1. Федеральная государственная информационная систем учета и регистрации тракторов, самоходных машин и прицепов к ним (ФГИС УСМТ).

2. Система предоставления государственных услуг в электронном виде Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (ПК «Электронные госуслуги).

4. Автоматизированная информационная система реестров, регистров и нормативно-справочной информации (АИС НСИ).

5. Информационная система планирования и контроля Государственной программы (ИС ПК ГП).

6. Комплексная информационная система сбора и обработки бухгалтерской и специализированной отчетности сельскохозяйственных товаропроизводителей, формирования сводных отчетов, мониторинга, учета, контроля и анализа субсидий на поддержку агропромышленного комплекса (АИС «Субсидии АПК»).

7. Центральная информационно-аналитическая система Системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства (ЦИАС СГИО СХ).

1 Федеральная государственная информационная система координации информатизации. Центральная информационно-аналитическая система Системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства (паспорт системы). -https://portal.eskigov.ru/fgis/300

2 Министерство сельского хозяйства РФ. - http://mcxac.ru/o-tsentre/novosti/1129/

8. Единая Федеральная информационная система о землях сельскохозяйственного назначения (ЕФИС ЗСН).

9. Государственная информационная система «Информационно-аналитическая система оперативного мониторинга и оценки рисков состояния и рисков научно-технического обеспечения развития сельского хозяйства» (ИАС НТОР-СХ)».

Представленные информационные системы можно разделить на три группы:

1) Обеспечивающие информационные системы. Предоставляют пользователям фиксированный набор услуг: выполнение государственных функций, электронные услуги, заявки, получение документов

2) Геоинформационные системы, предназначенные для сбора, обработки и хранения пространственных данных, связанных со сферой сельского хозяйства. В частности таковой системой является ЕФИС ЗСН.

3) Специализированные отраслевые информационные системы, которые решают задачи сбора и дальнейшего анализа информации о состоянии отрасли сельского хозяйства.

Анализ существующих информационных систем показал, что основными функциями рассмотренных систем является сбор, обновление и обработка информации по установленному определенному набору показателей, что в свою очередь является препятствием на пути формированию эффективной системы управления продовольственным обеспечением. Лишь некоторые из представленных информационных систем обладают функциями аналитической обработки информации и формирования прогнозных моделей. Также представленные информационные системы имеют разрозненный характер, и не позволяют работать в рамках единого информационного пространства. Тенденции развития современных информационных систем таковы, что только организация единого информационного пространства и формирование единой информационной системы позволяют сформировать эффективную систему тактического и стратегического управления.

Но первые шаги к созданию принципиально новой информационной системы для обеспечения устойчивого развития агропромышленного комплекса и формирования информационного механизма системы продовольственного обеспечения уже выполнены на данный момент. В частности была введена в эксплуатацию в 2019 году Центральная информационная аналитическая система Минсельхоза России и на данный момент она успешно функционирует1.

Основная цель новой информационной системы - повышение информированности руководителей Минсельхоза России о текущем фактическом состоянии АПК, его соответствия заданием госпрограммы и федеральной целевой программы, о влиянии управленческих решений на ход реализации государственной программы. Среди задач информационной системы - автоматизация процессов информационно-аналитической поддержки, обеспечение информационно-аналитической поддержки процессов принятия решений руководящим персоналом Минсельхоза России.

Рассматривая новую информационную систему и существующие информационные системы в рамках формирования информационного механизма управления сельским хозяйством, можно сделать вывод о том, что существующие информационные системы имеют ряд недостатков:

- отсутствует принцип формирования единого информационного пространства;

- большинство систем работают по принципу сбора данных и статистики;

- на базе информационных систем недостаточно реализованы функции аналитики и создания имитационных моделей;

- отсутствует связь со смежными информационными системами;

- входящая информация поступает не в оперативном режиме и требует дополнительной обработки;

На наш взгляд, для обеспечения эффективной работы информационных систем в аспекте формирования устойчивой системы управления продовольственным обеспечением на базе информационных технологий необходима трансформация существующих информационных систем в единое информационное пространство.

На рис. 1 представлена предлагаемая схема формирования информационных систем в области продовольственного обеспечения. В частности, она предполагает наличие нескольких уровней автоматизации деятельности в зависимости от целей и задач. Предлагается разделить информационные системы на две группы - государственные информационные системы (информационные системы профильного министерства), а также информационные системы сельхозпроизводителей и участников реализации сельскохозяйственной продукции. При этом информационные системы различных уровней должны взаимодействовать по принципу открытых систем и использовать открытые и общепринятые стандарты для возможности обмена данными с государственными информационными системы в автоматизированном режиме.

В качестве дальнейшего развития информационных систем в сфере управлении продовольственным обеспечением мы предлагаем следующее:

- формирование на базе действующих проектов Аналитического центра Минсельхоза России единого информационного пространства с целью выработки устойчивой информационной системы управления продовольственным обеспечением;

- «подтягивание» регионов к должному уровню развития информационных систем в сфере АПК путем интеграции государственных информационных систем с информационными системами регионов;

- развитие механизма взаимодействия с производителями продукции с целью создания эффективной системы мониторинга и контроля доставки продукции до потребителя;

- формирование цифрового профиля сельхозпроизводителя и цифрового сельскохозяйственного профиля региона с учетом особенностей ведения деятельности в регионе;

1 Министерство сельского хозяйства РФ. - http://mcxac.ru/o-tsentre/novosti/1129/

495

- формирование мер государственной поддержки потребителей и производителей сельскохозяйственной продукции с учетом региональных особенностей и инфраструктуры на базе использования аналитических возможностей информационных систем;

- контроль исполнения государственных целевых программ в сфере АПК.

Информационные системы поддержки принятия решений на федеральном уровне. Общегосударственные сервисы для ведомств, граждан, организаций

Министерства субъектов Российской Федерации, ответственные за сельское хозяйство

Рисунок 1.

Схема формирования информационных систем в сфере продовольственного обеспечения

Дальнейшее развитие информационных систем в сфере АПК позволит сформировать эффективную систему управления продовольственным обеспечением, которая, прежде всего, обеспечит возможность разработки и принятия эффективных управленческих решений, а также позволит сформировать концепцию «Цифрового сельского хозяйства». Особую роль в дальнейшем развитии системы продовольственного обеспечения, на наш взгляд, играет формирование интеграционных связей между производителями и поставщиками сельскохозяйственной продукции, что позволит взаимодействовать с сельхозпроизводителями на целевой основе.

Обобщая вышеизложенное, следует подчеркнуть, что структура информационных систем в аспекте формирования системы продовольственного обеспечения должна соответствовать современным потребностям развития экономики в контексте обеспечения процессов создания и реализации продукции в агропродовольственном секторе. Дальнейшее развитие информационных систем в АПК, а также формирование полноценной информационной системы на базе использования единого информационного пространства, позволит существенно повысить конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей, а также сформировать комплексную и эффективную систему управления продовольственным обеспечением.

Список использованных источников

1. Бурда С.А. Инновации и информационные системы электронного управления в сельском хозяйстве //Научное обеспечение агропромышленного комплекса. - 2019. - С. 83-84.

2. Воронин Б.А., Лоретц О.Г., Митин А.Н., Чупина И.П., Воронина Я.В. К вопросу о цифровизации российского сельского хозяйства (обзор информационных материалов) // АВУ. 2019. № 2 (181). URL: https://cyberlemnka.ru/article/n/k-voprosu-o-tsifrovizatsii-rossiyskogo-selskogo-

3. Зинина Л.И. О формировании информационной стратегии в управлении процессами продовольственного обеспечения // Инновационное развитие экономики. Будущее России. - 2019. - С. 70-73.

4. Министерство сельского хозяйства РФ URL: http://mcxac.ru/o-tsentre/novosti/1129/ (дата обращения: 01.10.2020)

5. Портал TadViser: URL: http:// http://www.1adviser.ru/mdex.php/Статья:ИТ_в_агропромьIшленном_комплексе_России (дата обращения: 01.10.2020)

Министерство сельского хозяйства РФ

Информационно-аналитические

системы, обеспечивающие:

• сбор информации;

• ведение статистики;

• мониторинг показателей;

• анализ и планирование;

• разработка стратегии развития

АПК региона;

6. Постановление Правительства РФ от 25 августа 2017 г. № 996 «Об утверждении Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017-2025 годы» (с изменениями и дополнениями) URL: http://base.garant.ru/71755402 (дата обращения: 01.10.2020)

7. Федеральная государственная информационная система координации информатизации. Центральная информационно-аналитическая система Системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства (паспорт системы) URL: https://portal.eskigov.ru/fgis/300 (дата обращения: 01.10.2020)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.