Научная статья на тему 'Информационные агентства в медиасистеме Томской области'

Информационные агентства в медиасистеме Томской области Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
8
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационные агентства / медиасистема / СМИ / томская журналистика / Томская область / news agencies / media system / mass media / Tomsk journalism / Tomsk region

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Валентина Евгеньевна Ершова

Описывается подсистема информационных агентств медиасистемы Томской области. На материале открытых источников и данных регионального управления Роскомнадзора анализируются различные организации Томской области, именуемые информационными агентствами. Они рассматриваются с позиции типологических характеристик, свойственных информагентствам как типу СМИ. На основе типологического анализа детально описываются три агентства: РИА Томск, НИА-Томск и томское бюро Интерфакс-Сибирь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

News agencies in the media system of Tomsk Oblast

Modern media are influenced by global processes such as mediatization and digitalization of the society, the accelerated pace of implementing new technologies into social processes, and the evolving of the ecosystem paradigm. Transformation processes affect both new and traditional forms of media, including news agencies. Local media also have to adjust to the conditions of the continuous and accelerating changes. Tomsk media, including Tomsk news agencies, are no exception. However, neither academic nor professional public discourses discuss issues associated with Tomsk news agencies. Thus, the article aims to describe Tomsk news agencies that are also affected by various technological and social transformations. The article deals with the subsystem of news agencies in the Tomsk media system. The research is descriptive, and it is based on the study of data provided by the Federal Service for Supervision of Communications, Information Technology and Mass Media in Tomsk region, data from the official website of the Tomsk Region Administration, and the Medialogy website. Based on a comparison of data from these sources, eight organizations referred to as news agencies were identified. Only three of them meet most of the typological features of this media type: RIA Tomsk, NIA-Tomsk, and the Tomsk Bureau of Interfax-Siberia. These three agencies can be considered as regional only on account of local news agenda and the local Tomsk addressee, but not from formal and legal perspectives. Tomsk news agencies are a relatively closed part of the local media system: there is insufficient information about their activities in external Internet sources and on the websites of the agencies. Tomsk news agencies are characterized by two directly opposite trends. On the one hand, RIA Tomsk, NIA-Tomsk, and the Tomsk Bureau of Interfax-Siberia are multifunctional and multilevel agencies that are actively exploring new media environments. On the other hand, some other agencies, which were licensed by the Federal Service for Supervision of Communications, Information Technology and Mass Media in Tomsk region, are monofunctional, i.e., they serve as either advertising, or advisory, or monitoring organizations, but they are not directly related to journalism. Despite the identified contradictions and assumptions, RIA Tomsk, NIA-Tomsk, and the Tomsk Bureau of Interfax-Siberia considered together are an autonomous subsystem of the Tomsk media sphere.

Текст научной работы на тему «Информационные агентства в медиасистеме Томской области»

Вестник Томского государственного университета. 2023. № 494. С. 13-23 Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal. 2023. 494. рр. 13-23

Научная статья УДК 070

doi: 10.17223/15617793/494/2

Информационные агентства в медиасистеме Томской области

Валентина Евгеньевна Ершова1

1 Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск, Россия,

вп>а1еп@уа^вх. ги

Аннотация. Описывается подсистема информационных агентств медиасистемы Томской области. На материале открытых источников и данных регионального управления Роскомнадзора анализируются различные организации Томской области, именуемые информационными агентствами. Они рассматриваются с позиции типологических характеристик, свойственных информагентствам как типу СМИ. На основе типологического анализа детально описываются три агентства: РИА Томск, НИА-Томск и томское бюро Интерфакс-Сибирь. Ключевые слова: информационные агентства, медиасистема, СМИ, томская журналистика, Томская область

Источник финансирования: исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 22-1800511, https://rscf.ru/project/22-18-00511/

Для цитирования: Ершова В.Е. Информационные агентства в медиасистеме Томской области // Вестник Томского государственного университета. 2023. № 494. С. 13-23. doi: 10.17223/15617793/494/2

Original article

doi: 10.17223/15617793/494/2

News agencies in the media system of Tomsk Oblast

Valentina E. Ershova1

1 National Research Tomsk State University, Tomsk, Russian Federation, ervalen@yandex. ru

Abstract. Modern media are influenced by global processes such as mediatization and digitalization of the society, the accelerated pace of implementing new technologies into social processes, and the evolving of the ecosystem paradigm. Transformation processes affect both new and traditional forms of media, including news agencies. Local media also have to adjust to the conditions of the continuous and accelerating changes. Tomsk media, including Tomsk news agencies, are no exception. However, neither academic nor professional public discourses discuss issues associated with Tomsk news agencies. Thus, the article aims to describe Tomsk news agencies that are also affected by various technological and social transformations. The article deals with the subsystem of news agencies in the Tomsk media system. The research is descriptive, and it is based on the study of data provided by the Federal Service for Supervision of Communications, Information Technology and Mass Media in Tomsk region, data from the official website of the Tomsk Region Administration, and the Medialogy website. Based on a comparison of data from these sources, eight organizations referred to as news agencies were identified. Only three of them meet most of the typological features of this media type: RIA Tomsk, NIA-Tomsk, and the Tomsk Bureau of Interfax-Siberia. These three agencies can be considered as regional only on account of local news agenda and the local Tomsk addressee, but not from formal and legal perspectives. Tomsk news agencies are a relatively closed part of the local media system: there is insufficient information about their activities in external Internet sources and on the websites of the agencies. Tomsk news agencies are characterized by two directly opposite trends. On the one hand, RIA Tomsk, NIA-Tomsk, and the Tomsk Bureau of Interfax-Siberia are multifunctional and multilevel agencies that are actively exploring new media environments. On the other hand, some other agencies, which were licensed by the Federal Service for Supervision of Communications, Information Technology and Mass Media in Tomsk region, are monofunctional, i.e., they serve as either advertising, or advisory, or monitoring organizations, but they are not directly related to journalism. Despite the identified contradictions and assumptions, RIA Tomsk, NIA-Tomsk, and the Tomsk Bureau of Interfax-Siberia considered together are an autonomous subsystem of the Tomsk media sphere

Keywords: news agencies, media system, mass media, Tomsk journalism, Tomsk region

Financial support: The research was supported by the Russian Science Foundation, Project No. 22-18-00511, https://rscf.ru/project/22-18-00511/

For citation: Ershova, V.E. (2023) News agencies in the media system of Tomsk Oblast. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal. 494. pp. 13-23. (In Russian). doi: 10.17223/15617793/494/2

© Ершова В.Е., 2023

Постановка проблемы

В современных отечественных публикациях рассматриваются проблемы трансформации информационных агентств как части национальных медиасистем, ученые описывают тенденции формирования и одновременного размывания типологических характеристик этого типа СМИ [1-6], активно изучают проблемы функционирования региональных информагентств [7-9].

Полагаем, что информационные агентства, как и другие типы традиционных и новых медиа, подвержены изменениям, которые спровоцированы самыми разнообразными тенденциями современности, в том числе медиатизацией и цифровизацией общества, развитием экоси-стемной парадигмы, ускорением темпов внедрения в социальную жизнь новых технологий. В то же время изменения, касающиеся развития информагентств в медиаси-стемах как национального, так и регионального уровней, отвечают «закону Рипля» [10. Р. 140] и законам, которые сформулировал Маршал Маклюэн («тетрада Маклю-эна») [11], а именно: старые типы медиа не вытесняются полностью новыми, на какое-то время они отходят на второй план и затем подстраиваются под новые технологии, социокультурные изменения. Они трансформируются, но полностью не исчезают. В какой-то момент мы наблюдаем процессы конвергенции и дивергенции, которые свойственны не только медиасфере, но и другим подсистемам общества. В частности, информагентства перестраивают свою информационную политику, развивают мультимедийные направления и сближаются по форме, например, с новостными порталами. Мы наблюдаем также процессы дифференциации, когда информационные агентства ищут свою уникальную нишу в постоянно меняющейся медиасреде. Тем не менее монополия на сбор, обработку и распространение информации традиционными СМИ разрушена. На это, в частности, повлияли социальные медиа, открывшие возможность генерировать и распространять контент для самых разных участников коммуникации. Информагентства, как и традиционные СМИ в целом, реагируют на эти изменения и перестраиваются, в том числе за счет привлечения новых ресурсов: социальных сетей, новых аудиторий, тем, форматов взаимодействия с адресатами - будь то администрация, горожане, читающие местные новостные ленты, или локальный бизнес, который собирает данные для выстраивания коммерческой стратегии.

В этих условиях важно успевать рефлексировать текущие изменения, чтобы хоть сколько-нибудь точно прогнозировать возможные сценарии развития событий в медиасфере и видеть возможности по усовершенствованию системы. Эта глобальная задача актуальна и для местных медиа, которые не просто формируют городскую или региональную повестку, а вплетены в жизнь местных сообществ.

Вернемся к объекту анализа: к информационным агентствам. В этой работе мы описываем именно региональные - томские информагентства. Считаем важным описать этот тип СМИ по ряду причин.

Томская журналистика изучается длительное время, но в поле зрения в основном попадают печат-

ные СМИ, телевидение, некоторые интернет-издания (например, [12, 13]). Местные информагентства не становятся предметом публичных профессиональных обсуждений. К примеру, мы проанализировали 28 выпусков1 с 2000 по 2022 г. журнала «Медиатор»2. В шести выпусках3 были обнаружены 9 контекстов упоминаний информационных агентств. Однако эти упоминания не связаны с раскрытием особенностей деятельности этого типа СМИ, с характеристикой деятельности конкретных агентств. В этих шести выпусках информационные агентства, скорее, упоминаются вскользь и не становятся центральной темой того или иного материала. За довольно большой период времени - примерно в 20 лет - на страницах специализированного журнала место информагентств в местной медиасистеме не рефлексирова-лось. Таким образом, комплексное обсуждение и изучение информационных агентств Томска позволит отчасти заполнить эту лакуну.

Определив концептуальную рамку местных информационных агентств, мы сможем корректно вписать их в структуру томской медиасистемы. В дальнейшем это поможет в решении более масштабной проблемы: в перспективе появится возможность описать механизм работы томской медиасистемы на данном этапе ее развития.

Работа носит описательный характер, и интерпретация новостной повестки остается за пределами настоящего исследования - в статье предпринята попытка описать томские информационные агентства с точки зрения структурно-типологических черт. Основой для анализа послужили документы разного характера. В первую очередь мы опирались на данные сайтов информагентств, так как именно там размещена основная информация о деятельности рассматриваемых организаций. Мы обратились также к рейтингам портала «Медиалогия»4, так как на этом сайте представлены сведения о самых популярных медиа регионов, на основе этих данных мы отсеивали агентства, не занимающиеся сбором, обработкой и распространением новостей для СМИ и массовой аудитории. Специалисты Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Томской области по запросу предоставили сведения о зарегистрированных в регионе СМИ с 1990-х по 2020-е гг. - мы использовали данные об официально зарегистрированных в регионе информационных агентствах. Мы использовали также данные официального портала Администрации Томской области5, так как на этом сайте дается описание различных подсистем общественно-политической и экономической системы региона, в том числе описание медиасистемы. Подчеркнем, что данные, представляющие собой коммерческую или иную тайну, нам доступны не были.

Типологические характеристики

информационных агентств: общий контекст

Прежде чем перейти к рассмотрению предмета нашего изучения, к характеристикам томских информагентств и определению их места в медиасистеме Томской области, рассмотрим общие типологические

признаки этого СМИ. На основе этих признаков далее мы выделяем информационные агентства, де-факто функционирующие на территории региона.

1. Правовой аспект

Отдельного рассмотрения заслуживает именно правовой аспект, так как Закон о СМИ позволяет дифференцировать различные субъекты медиасферы. Считаем, что правовой статус информационных агентств дает возможность выделить этот тип СМИ в отдельную категорию.

Основы правового статуса информационных агентств регулирует статья 23 Закона РФ «О средствах массовой информации» [14]. Действующее законодательство не содержит полноценного определения информационного агентства. Ранее определение этого понятия можно было найти в Законе «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации», в котором под информационным агентством понималась организация, осуществляющая сбор и оперативное распространение информации [15]. Понятие информационного агентства, тем не менее, можно встретить в статье 1 «Соглашения об обмене материалами национальных информационных агентств государств - участников Содружества Независимых Государств»: «информационное агентство - организация, регулярно занимающаяся сбором и распространением информационного материала, организованная и функционирующая в соответствии с национальным законодательством Стороны» [16].

Закон РФ «О средствах массовой информации» наделят информационные агентства определенными характеристиками. В частности, в законе сказано, что на информагентства «одновременно распространяются статус редакции, издателя, распространителя и правовой режим СМИ» [14]. При этом информационные агентства создаются, регистрируются, действуют и ликвидируются по общим правилам, предусмотренным для всех средств массовой информации. Отметим, что учредителем СМИ может быть гражданин, объединение граждан, организация, государственный орган [17].

Роскомнадзор специфику информагентств определяет в том, что информацию они распространяют не периодически, а по мере появления, а ее основными потребителями являются СМИ. При этом и на само информационное агентство регулятор распространяет законодательство о СМИ [18].

Еще одной отличительной чертой является то, что бюллетень, вестник, иное издание или программа с постоянным наименованием (названием), учреждаемые информационным агентством, регистрируются в порядке, установленном Законом о СМИ [14]. Получается, что информационное агентство, будучи средством массовой информации, имеет возможность самостоятельно учреждать новые СМИ.

Еще одна важная черта касается авторства. Так, при распространении сообщений и материалов информаци-

онного агентства другим СМИ ссылка на информагентство обязательна [14], в то время как это правило не распространяется, например, на сетевые издания. Этот факт обусловлен спецификой деятельности информационного агентства как ресурсного центра для других СМИ. Таким образом, основными потребителями информации информагентств являются средства массовой информации. В то же время статус информационного агентства становится важным при рассмотрении споров о привлечении к ответственности за распространение недостоверных сведений - в силу статьи 57 Закона РФ «О средствах массовой информации» редакция, главный редактор, журналист освобождаются от ответственности в случае, если сведения получены ими от информационных агентств [19].

Мы рассмотрели не все правовые характеристики. Перспективным, например, представляется изучение вопросов, связанных с привязкой к доменному имени сайта, с каналами распространения этого СМИ, со статусом материалов, размещенных на сайте или в социальной сети того или иного информагентства (являются ли они информацией СМИ с правовой точки зрения), и других тем. Более того, в перспективе можно сравнить с правовой точки зрения особенности информагентств и сетевых изданий.

Чтобы подытожить эту тему, обратимся к публикации, в которой обсуждается неоднозначный правовой статус информационных агентств. Ее авторы М.А. Ел-кин и Д.А. Чирич подчеркивают, что не совсем корректно рассматривать информагентство как одну из форм распространения массовой информации, и которое возможно зарегистрировать в качестве СМИ, тем более распространять на него правовой статус средства массовой информации [20]. Проанализировав лакуны в определении статуса информагентств, исследователи предлагают внести изменение в Закон «О средствах массовой информации» в части формирования новой трактовки информационного агентства. Они предлагают понимать под информационным агентством специализированную организацию, основной задачей которой является поиск, сбор и подготовка информации для распространения ее в СМИ [20]. Считаем, что такой подход вполне уместен и обоснован.

2. Общие типологические характеристики информационных агентств

С правовой точки зрения, хотя и с определенными оговорками, информагентства - самодостаточный тип СМИ. Рассмотрим иные характерные черты информагентств и на основе некоторых из них далее дадим описание томским информационным агентствам.

По мысли Э.В. Могилевской [3. С. 85], типообразу-ющие признаки, оказывающие первоочередное влияние на развитие информационных агентств, такие же, как и для любых других СМИ: издатель, цели и задачи, аудитория.

1. Учредителями информагентств, как говорилось выше, могут выступать те же лица, организации, которые имеют право учреждать иные типы СМИ.

2. Основная задача информагентств - передача преимущественно новостного контента: эксклюзивно, оперативно, непрерывно и в большом объеме [6. С. 18]. Отметим, что помимо новостного контента (Э.В. Могилевская обозначает этот информационный пласт как «информационные заметки и сообщения») сотрудники информационных агентств могут обращаться к жанрам интервью, репортажа, отчета, анонса, аналитического обозрения, обзора СМИ [3. С. 97].

3. Важным типологическим признаком, выделяющим информационные агентства среди других СМИ, является аудитория. Основной потребитель информации агентств - другие СМИ. Однако в этот перечень можно включить также структуры государственного, экономического и бизнес-секторов [2. С. 191], а также частных лиц, являющихся подписчиками на продукцию агентств [21. С. 98]. Е.Л. Вартанова, Г.В. Вирен и Т.И. Фролова отмечают также тенденцию создания информационными агентствами продуктов, непосредственно адресованных широкой аудитории [6. С. 15]. Для работы с массовой аудиторией агентства нередко дублируют информацию в дополнительные источники: в группы в социальных сетях, в мессенджеры [2. С. 192].

Обозначим проблему, связанную с выделением ти-пообразующего параметра «адресованность материалов информагентств различным СМИ». Эта характеристика хорошо прослеживается в случае, когда СМИ, использующие информацию агентств, в обязательном порядке ссылаются на первоисточник (как это определяет Закон о СМИ). Однако на практике может возникнуть проблема, которая особенно актуальна для локальных медиарынков. Обозначим ее в виде вопроса. Всегда ли СМИ добросовестно выполняют это обязательство, особенно если речь идет не об авторитетном федеральном, а о небольшом местном агентстве? Далее, учитывая это противоречие, мы выделяем данный признак при описании томских информационных агентств в случаях, когда указания на обязательное цитирование маркируются самими агентствами на собственных сайтах.

Вторичными, с нашей точки зрения, типологическими характеристиками информационных агентств можно считать следующие.

Информационные агентства - многоуровневая система. Е.Л. Вартанова, Г.В. Вирен и Т.И. Фролова в этом вопросе ссылаются на Е.П. Прохорова, который пишет, что «информационные агентства и службы -это система телеграфных агентств, агентств печати и аудиовизуальной информации, пресс-бюро, пресс-центров, служб по связям с общественностью, рекламных служб. Эти организации ведут разнообразную деятельность по сбору, обработке информации, ее распространению и снабжению ею органов СМИ, налаживанию контактов с журналистами» (цит. по: [6. С. 16]). Тем не менее авторы отделяют непосредственный функционал информагентств от других «подсистем», говоря о том, что они во многом являются дополнительными видами деятельности [6]. Н.Б. Кириллова отмечает,

что современные информационные агентства усиливают экспертно-аналитические службы, постоянно обновляют информационные продукты и диверсифицируют продукцию в целом [21. С. 99].

Е.Л. Вартанова, Г.В. Вирен, Т.И. Фролова добавляют еще одну специфическую задачу информационных агентств: хранение информации. Авторы утверждают, что базы данных этих СМИ востребованы подписчиками и приносят определенную коммерческую выгоду самим агентствам [6. С. 18].

К вторичным типологическим признакам информагентств Э.В. Могилевская относит также оформление сайта и иных ресурсов информагентства (например, групп в социальных сетях), а также посещаемость сайта [3. С. 99-108], которую можно узнать с помощью счетчиков или систем веб-аналитики, и косвенно - через рейтинги цитируемости СМИ.

Таким образом, информационные агентства - самодостаточный тип СМИ, который прежде всего можно выделить на основе правового статуса. Кроме того, информационные агентства имеют и иные характерные черты, позволяющие обособить данный тип СМИ.

Место информационных агентств в медиасистеме Томской области

Для описания системы информационных агентств в регионе мы обратились к нескольким источникам: к данным, которые были предоставлены территориальным органом Роскомнадзора, к информации, размещенной на официальном портале администрации Томской области, к рейтингам портала «Медиалогия», к материалам журнала «Медиатор».

Данные Роскомнадзора не соотносятся или соотносятся не полностью с данными официального портала администрации области. В таблице Роскомнадзора представлены 4 информационных агентства:

- «Визарт» (зарегистрировано в 1995 г., в 2012 исключено из реестра);

- «Томское информационно-консалтинговое агентство» (зарегистрировано в 1997 г.);

- «Понедельник. Томск» (зарегистрировано в 2000 г., исключено в 2011);

- «Информационное агентство «СибРейтинг» (зарегистрировано в 2008 г., исключено в 2012).

На сайте администрации указаны 5 информационных агентств6:

- «Информационное агентство «Время Томское»;

- «Интерфакс-Сибирь, томское бюро»;

- «Независимое информационное агентство (НИА-Томск)»;

- «Региональное информационное агентство «Томск» (РИА Томск)»;

- «Томское информационно-консалтинговое агентство (Томика)».

В то же время на другой странице портала администрации, в разделе «Медиасфера», сказано, что на территории области действуют 4 информагентства, названия которых, однако, в тексте не указаны7. Отметим, что данные этого раздела были опубликованы в 2015 г.

и обновлены в 2019. Согласно более актуальным данным журнала «Медиатор» (выпуск февраля 2022 г.)8 к январю 2022 г. в Томской области действовали только два информационных агентства из 187 СМИ. Названия этих информагентств не указаны.

Только два агентства мы обнаружили в другом источнике: в рейтингах портала «Медиалогия». В источнике отражены томские информагентства, де-факто ведущие свою деятельность в качестве СМИ. Согласно данным «Медиалогии» за последние три года два томских информационных агентства систематически появлялись в списках самых цитируемых СМИ области. В топ-109 самых цитируемых СМИ Томской области в 2020 г. вошли агентства РИА Томск и НИА-Томск. РИА Томск заняло второе место (на первом Tv2. today) с индексом цитируемости (ИЦ) 113,13. НИА-Томск на девятом месте с ИЦ 8,01. В 2021 г. в этот список вновь попали два информагентства10: РИА Томск на втором месте (на первом Tv2.todayn) с ИЦ 106,75, НИА-Томск на восьмом с ИЦ 5,07. В 2022 г. в топ-1012 снова вошли РИА Томск и НИА-Томск. В этот раз РИА Томск стало первым в списке с ИЦ 60,99, НИА-Томск - десятое с ИЦ 3,10. Таким образом, информагентства занимают значительное место в томской медиасистеме с точки зрения цитируемости и качества распространения информации (индекс цитируемости учитывает не только количество ссылок на источник информации в других СМИ, но и влиятельность источника, опубликовавшего ссылку, а также социальную влиятельность самого СМИ13).

Итак, мы сталкиваемся с проблемой неоднородности данных, так как различные по типу источники располагают разной информацией. Предполагаем, что несоответствия связаны, во-первых, с тем, что данные официального интернет-портала администрации обновлялись довольно давно. Во-вторых, в таблице Роскомнадзора представлены СМИ, которые были зарегистрированы именно региональным отделением ведомства. В-третьих, мы полагаем, что «Медиалогия» не учитывает, были ли региональные медиа зарегистрированы определенным территориальным органом Роскомнадзора.

Важно отметить, что многие организации, указанные в приведенных выше источниках, не в полной мере отвечают типологическим характеристикам информагентств. Приведем два примера организаций, которые ведут свою деятельность и в настоящий период. На сайте Томского информационно-консалтингового агентства14, которое согласно данным Роскомнадзора зарегистрировано в качестве информагентства, сказано, что компания предлагает различные тарифы интернет-подключения, цифровое ТВ, облачное видеонаблюдение, установку и обслуживание системы безопасности, однако на сайте нет признаков того, что организация занимается журналистской деятельностью, в том числе создает и распространяет новости широкой тематики для других СМИ и томичей. Другой пример -Информационное агентство «Время Томское» (в Сети также есть информация об ООО «Информационное агентство "Время Томска"»15 с указанием тех же учредителей и руководителей). На сайте16 администрации

области не указан веб-ресурс этого агентства, через поисковые системы мы также не обнаружили сайт агентства. На сайте Роскомнадзора мы не нашли свидетельств о регистрации этого СМИ (по запросам «Время Томска», «Время томское», «Информационное агентство Время томское», «Информационное агентство Время Томска»). Однако в системе СПАРК указано, что это ООО зарегистрировано с ОКВЭД 63.91 «Деятельность информационных агентств». Так как у агентства нет своего ресурса в интернете, то сложно найти описание деятельности компании. Однако такая информация доступна на сторонних сайтах. Так, на одном из ресурсов по сбору коммерческой и финансовой информации17 сказано, что компания предоставляет услуги по сбору и обобщению фактов и информации, ежедневные обзоры материалов в СМИ и ежедневный анализ потока материалов в СМИ. Таким образом, организация работает с медийной информацией, но не как СМИ, а как мониторинговая и аналитическая организация.

Считаем важным упомянуть более масштабную тенденцию размывания функций и целей региональных СМИ, на которую обратила внимание исследователь О.С. Довбыш. Если говорить о функциях томских СМИ в целом и функциях томских информагентств в частности, то здесь прослеживается тенденция формирования квазирынка, по мысли автора. Под квазирынком О.С. Довбыш понимает рынок, «направленный на устранение провалов регионального меди-арынка, т.е. преобладания у массмедиа коммерческих целей над общественными» [22. С. 14]. Например, согласно этому исследованию, ООО «Томский медиа-центр» (учредитель РИА Томск) участвует в государственных информационных контрактах и занимает конкурентное положение на квазирынке [22. С. 144145]. Однако мы считаем, что сложно столь категорично разделять функции общественного блага и коммерческого интереса. Вероятно, эта тенденция -участие в квазирынке - не всегда противоречит основному назначению средств массовой информации и главным функциям того или иного типа СМИ. Тем не менее для томских СМИ (и томских информагентств в частности) функция предоставления информационных услуг государственным организациям становится одной из ведущих.

Подведем итог. В Томской области существуют организации, именующие себя информационными агентствами, но не выполняющие основные функции, свойственные этому типу СМИ. Только два информагентства, которые мы обнаружили в двух разных источниках, отвечают большему количеству характеристик информационных агентств - РИА Томск и НИА-Томск.

Характеристика томских информационных агентств

Несмотря на неоднородность данных, две организации можно отнести к подсистеме информационных агентств томской медиасистемы: 1) Региональное информационное агентство «Томск» (РИА Томск); 2) Независимое информационное агентство Томск (НИА-

Томск). Эти медиа составляют основу подсистемы по следующим причинам. Они входят в рейтинг самых цитируемых СМИ Томской области, представлены на сайте администрации региона в качестве функционирующих информационных агентств, отвечают многим характеристикам СМИ, в частности - выделенным типологическим характеристикам информагентств.

На периферии подсистемы находится еще одна организация: томское бюро Интерфакс-Сибирь. Мы не можем поставить ее в один ряд с РИА Томск и НИА-Томск потому, что у бюро нет собственных площадок для распространения новостей - только федеральная новостная лента. Однако мы считаем важным описать томское бюро, так как именно оно открывает историю возникновения информационных агентств в Томской области как журналистских организаций, а не просто как рекламных, мониторинговых или консалтинговых (отметим, что Томская область представлена и в федеральной новостной ленте ТАСС18, однако самостоятельного отделения в регионе нет - информацию собирают специальные корреспонденты на местах. Таким образом, ТАСС не вошло в нашу выборку).

Далее вкратце рассмотрим, как указанные агентства организуют свою информационную деятельность, как устроены их сайты. Очередность описания информагентств строится в соответствии с логикой увеличения количества типообразующих характеристик каждого представленного СМИ.

Томское бюро Интерфакс-Сибирь

Томское бюро появилось в год 400-летия Томска, в 2004 г.19 (для сравнения: медиацентр РИА Новости открылся в городе в 2011 г.).

На сайте Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по запросу «Интерфакс» мы обнаружили в том числе информацию о регистрации СМИ «Интер-факс-Сибирь»20. Это СМИ, согласно свидетельству ИА № ФС 77-64283, распространяется в форме информационного агентства на территории РФ и зарубежных стран. Однако мы не знаем, действует ли томское бюро на основании этого свидетельства или какого-либо иного.

Томское бюро стоит особняком в нашем исследовании по следующим причинам. У томского бюро нет

21

своей отдельной площадки21, на которой размещались бы новости исключительно о Томске и Сибирском федеральном округе, адресованные местным аудиториям. Новостные материалы о Томской области публикуются, но на официальном сайте Интерфакса в разделе «Сибирь»22 и в официальных группах российского информагентства в социальных сетях. Томское бюро представлено на официальном сайте российского агентства формально: в разделе «контакты» можно найти адрес и телефоны томского отделения.

Как упоминалось выше, информационные агентства отличаются многофункциональностью и многокомпонентностью. В частности, агентства могут организовывать работу пресс-центров. Ранее пресс-

центр томского бюро Интерфакс-Сибирь функционировал, однако в настоящее время бюро работает без него (на сайте23 указаны пресс-центры 5 сибирских городов, Томска в этом списке нет). Информацию о его закрытии в открытом доступе мы не нашли.

Интерфакс занимается не только непосредственно журналистской, новостной деятельностью. Организация предоставляет и другие виды услуг. В этом смысле Интерфакс перестает быть информационным агентством в традиционном понимании. Вот как позиционирует себя Интерфакс, подчеркивая многоуровневый и многокомпонентный характер своей деятельности: Интерфакс - это «негосударственная информационная группа, создатель передовых информационно-аналитических систем для В2В, одно из ведущих в стране и наиболее цитируемых в мире российских информационных агентств»24. В самом широком понимании Интерфакс - организация, во многом отвечающая экосистемной логике.

Подведем итог. Мы не можем назвать томское бюро Интерфакс-Сибирь именно региональным информационным агентством, так как его целевой адресат - не только жители Томской области и Сибири, но и вся аудитория российского информагентства. Эта особенность обусловлена тем, что Интерфакс - большой информационный комплекс, который, тем не менее, аккумулирует информацию из разных регионов на собственных площадках. Несмотря на это, томское бюро занимает определенное - периферийное - место в подсистеме томских информационных агентств, так как работает с местной новостной повесткой, которая вплетается в общероссийскую и мировую повестку на официальных ресурсах Интерфакса.

НИА-Томск

Информацию в открытом доступе об истории возникновения НИА-Томск мы не нашли. С некоторыми сведениями о деятельности агентства можно ознакомиться на его сайте25, в разделе рекламы, где сказано, что НИА «одно из старейших и авторитетных информационных агентств в Сибирском регионе и в российском информационном пространстве. Материалы агентства постоянно используются в качестве источников оперативной информации. Новости НИА представлены в режиме реального времени и охватывают общественно-политическую, экономическую и финансовую тематики. Возможности сайта Независимого Информационного Агентства обладают достаточно высокой рекламной эффективностью»26. Таким образом, информация о НИА-Томск, представленная на сайте, носит общий характер, и в большей степени она связана с «Независимым информационным агентством», а не с томским отделением. Тем не менее наличие отдельной площадки для размещения новостей - одна из типологических характеристик, позволяющая включить НИА-Томск в рассматриваемую подсистему региональных информагентств.

На сайте агентства_нет информации об учредителях и о регистрации СМИ. При поиске свидетельства на сайте Роскомнадзора27 (по ключевым словам «НИА», «НИА-

Томск», «НИА Томск», «НИА - Томск», «Независимое информационное агентство», «Независимое информационное агентство Томск») данные о томском СМИ не появляются. При этом в списке выдачи есть информация о НИА в других регионах: например, НИА-Красноярск, Независимое информационное агентство «Нижний Новгород» (НИА Нижний Новгород) и др. В разделе «контакты» указаны только телефоны, адрес электронной почты, а также имена редактора и директора. Ни юридический, ни фактический адреса не указаны.

В верхней части сайта НИА-Томск даны ссылки на отделения агентства в различных регионах, включая Томскую область. На основе этого мы делаем вывод о сетевом характере организации деятельности «Независимого информационного агентства».

В навигации сайта НИА-Томск находятся разделы «экономика», «политика», «власть», «финансы», «общество», «наука и образование», «муниципалитеты», «главное в России», «мировые новости», «новости Сибири», «лента дня». Ниже на главной странице размещена новостная лента: сначала главные новости раздела «тема дня», затем «цитата дня», а далее - новости в соответствии с логикой навигации «экономика», «политика» и т.д. При этом во всех разделах, включая «главное в России» и «мировые новости», отражаются новости, так или иначе связанные с Томской областью. В информационной ленте НИА-Томск в среднем за день выходит около 11 материалов с учетом праздничных и выходных дней. За основу мы взяли среднее значение, посчитав материалы, выходившие с 4 по 10 число28 в январе, феврале, марте, апреле 2023 г. Отметим, что материалы выходили не каждый день: например, согласно архиву, новости не выходили 4 февраля и 5 марта29. Таким образом, мы можем отнести НИА-Томск к сегменту томских информационных агентств на основе того, что это СМИ оперативно собирает, обрабатывает и распространяет эксклюзивные материалы о жизни региона преимущественно новостного характера. То, что НИА-Томск относится к информагентствам, маркируется также за счет размещаемого в конце материалов предупреждения о том, что при их использовании ссылка на Независимое информационное агентство обязательна. Отметим, что в этом случае упоминается не региональное отделение, а «Независимое информационное агентство». На странице «подписка» предложена форма подписки (это одна из характеристик, позволяющих выделить информагентства в отдельный тип СМИ), а также сказано, что при подготовке материалов использована информация региональных печатных изданий, местных телерадиоканалов, но основой является собственная информация НИА-Томск. Из-за недостатка информации сложно понять, на кого ориентирована подписка, является она платной или бесплатной, включает ли она мониторинг.

Рассмотрим НИА-Томск с точки зрения вторичных типологических признаков. Мы можем охарактеризовать НИА-Томск как многофункциональное агентство, но с некоторыми оговорками. Например, в разделе «реклама» предлагается текстовая, баннерная реклама, а также мониторинг региональных СМИ. Отметим, что мониторинг - одна из дополнительных функций

агентства, которая расширяет сферу деятельности этого типа СМИ. Однако на этом дополнительный функционал агентства заканчивается.

Ссылок на группы в социальных сетях и в мессен-джерах на сайте нет. Однако мы обнаружили сходные по дизайну и контенту страницу во ВКонтакте и канал в Telegram30.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, НИА-Томск можно назвать региональным медиа только по содержательному признаку. Внешние - формальные - типологические признаки очертить сложно, так как предоставленная на сайте информация о самом агентстве и характере его деятельности довольно скудная.

РИА Томск

РИА Томск - не сетевая организация. РИА Томск имеет свои собственные площадки распространения информации, в том числе сайт31, на котором можно найти историю возникновения агентства и описание его деятельности. Так, в разделе «об агентстве» сказано, что в 2011 г. в Томске открылся региональный медиацентр РИА Новости, а в 2012 г. был запущен сайт; Региональное информационное агентство «Томск» (РИА Томск) было создано на базе регионального медиацентра РИА Новости после ликвидации последнего в 2014 г. Отметим, что РИА Томск во многом унаследовало от РИА Новостей формат и принципы работы с новостями.

Учредителем РИА Томск является ООО «Томский медиа-центр». РИА Томск зарегистрировано в качестве информационного агентства в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в 2019 г. Свидетельство о регистрации ИА № ФС 77-77122. Эти сведения, а также информация о возрастных ограничениях и правилах использования материалов агентства даны в нижнем сквозном блоке сайта. Отметим, что в качестве территории распространения руководители агентства32 указали не Томскую область, а РФ и зарубежные страны, так что на основе этой характеристики мы не можем считать РИА Томск региональным СМИ.

Сайт агентства состоит из десяти основных разделов: «новости», «аналитика», «мнения», «фото», «видео», «инфографика», «афиша», «вопрос-ответ», «пресс-центр», «тесты». Основной продукт РИА Томск, как сказано на сайте33, - это лента новостей, которая распространяется также по подписке через электронную почту, социальные сети, мессенджеры. На сайте уточняется также, что для полной подписки на все продукты можно оформить платную подписку. Основа информационной ленты - местная новостная повестка: социально-политическая, экономическая и культурная жизнь Томска и региона. В среднем в день выходит 14 материалов в информационной ленте с учетом праздничных и выходных дней (за основу мы взяли среднее количество материалов, выходивших с 4 по 10 число в январе, феврале, марте, апреле 2023 г.; в праздничные и выходные дни, например, с 4 по 8 января или 8 марта, материалы также публиковались на сайте). При этом РИА Томск применяет в своей работе мультимедийный подход, создает и использует видео-

и фотоматериалы, инфографику, анимационные таблицы и графики, 3D-фото34.

Таким образом, РИА Томск соответствует главному признаку информагентств: оно передает преимущественно новостной контент эксклюзивно, оперативно и непрерывно. Кроме того, характер деятельности организации в качестве информационного агентства маркируется благодаря указанию правил использования материалов, что заявлено в специальном разделе35. Там же отражается правовая сторона использования публикаций информагентства другими участниками коммуникации, в том числе средствами массовой информации. При этом РИА Томск ориентируется на разные сегменты адресата: на СМИ, массовую аудиторию, бизнес и госучреждения, которые могут стать потребителями дополнительных услуг агентства.

Рассмотрим соответствие черт РИА Томск второстепенным типологическим признакам информагентств. Во-первых, РИА Томск ведет свою деятельность на разных платформах (в верхней части сайта указаны ссылки на социальные сети и иные ресурсы, где представлены информационные материалы агентства), что свидетельствует о многоуровневой информационной деятельности этого СМИ. Во-вторых, РИА Томск - многофункциональная организация. К примеру, в разделе о рекламе36 сказано, что агентство выполняет задачи по информационному сопровождению деятельности органов власти, вузов, оказывает услуги представителям деловых кругов и бизнес-структур. Там же подчеркивается, что агентство может оказывать информационную поддержку в рамках соглашений об информационном спонсорстве. РИА Томск отличается от описанных ваше организаций тем, что оно предоставляет услуги пресс-центра. Пресс-центр37 - это специально оборудованный зал для проведения пресс-мероприятий с участием представителей власти, вузов, бизнеса, общественных объединений. Еще одно направление в работе агентства, как это обозначено на сайте, -образовательные программы для журналистов, сотрудников пресс-служб и ньюсмейкеров.

Подведем итог. РИА Томск в большей мере соответствует признакам информационных агентств, нежели описанные выше СМИ. Кроме того, это соответствие выражается и в определенных дискурсивных практиках: на сайте в разных разделах маркируется принадлежность РИА Томск к категории информационных агентств. РИА Томск - многофункциональное СМИ, и в этом смысле оно соответствует еще одному типологическому признаку - это многоуровневая система и с точки зрения функционала, и с точки зрения охвата информационных площадок разного типа.

Выводы

Мы проанализировали разного рода источники, содержащие данные об информационных агентствах Томской области: сведения Роскомнадзора, портала администрации региона, «Медиалогии». В итоге мы обнаружили 8 организаций, именуемых информагентствами. Только 3 из них мы смогли сопоставить с типообразующими характеристиками информационных агентств.

Перечислим основные результаты.

1. Информационные агентства - относительно самостоятельная подсистема томской медиасистемы. Только 3 медиа, претендующие на роль информационных агентств, ведут непосредственную деятельность по сбору, обработке и распространению новостей для других СМИ, для широкой аудитории, бизнеса и государственных организаций: РИА Томск, НИА-Томск и Томское бюро Интерфакс-Сибирь. Однако назвать эти медиа исключительно региональными нельзя, потому что с формальной позиции территория распространения их материалов - вся страна, что в некоторых случаях подтверждается свидетельствами о регистрации СМИ. Региональный аспект проявляется на уровне содержания, т.е. в местной повестке, а также в ориентации на локального адресата. Кроме того, как мы считаем, в случае Интерфакса целевые адресаты географически более рассредоточены, так как у томского бюро нет своей отдельной информационной площадки, предназначенной для местной аудитории.

2. Мы обнаружили лакуну в открытых источниках при сборе сведений об информационных агентствах. Во-первых, лакуна возникает из-за неоднородности данных официальных источников (регионального отделения Роскомнадзора, портала администрации Томской области, рейтингов «Медиалогии»). Во-вторых, недостаточно сведений на некоторых интернет-площадках самих агентств. Полагаем, что информационные среды РИА Томск организованы наиболее системно и полно в сравнении с НИА-Томск; томское бюро Интерфакса оставляем за пределами сравнения, так как у него нет отдельной информационной площадки. Таким образом, информационные агентства Томской области - относительно закрытый сегмент местной медиасистемы.

3. Рассмотренные информагентства отчасти соответствуют типологическим признакам, описанным в источниках, но у каждого рассмотренного здесь СМИ свой «набор» типологических характеристик. Общая для всех рассмотренных примеров черта - многофункциональность и многокомпонентность информагентств. Эти СМИ и в традиционном понимании всегда были комплексными. Сегодня информагентства, в том числе ориентированные на локальную аудиторию, трансформируются, ищут свою нишу, конкурируя, например, с новостными порталами, осваивают новые среды, которые формируют вокруг основного СМИ целую информационную систему.

4. В то же время мы наблюдаем противоположную тенденцию. Некоторые организации, которые с нормативно-правовой точки зрения относятся к информационным агентствам, делают ставку на одну или несколько функций, которые для информагентств не являются основными. Например, они сосредоточиваются на рекламных, консалтинговых, исключительно мониторинговых услугах. При этом основная функция -сбор, обработка и распространение собственных новостей - остается на периферии либо вовсе игнорируется.

Таким образом, несмотря на то, что мы не можем назвать рассмотренные информационные агентства исключительно региональными, все же они представляют собой отдельную подсистему томской медиасферы.

Примечания

1 Медиатор. Томск. № 1. 2000; № 3. 2000; № 1 (4). 2001; № 2 (5). 2001; № 4 (7). 2001; № 1 (8). 2002; № 2 (9). 2002; № 3 (10). 2002; № 4 (11). 2002; № 1-2 (12-13). 2003; № 3 (14). 2003; № 15. 2004; № 2 (16). 2004; № 3 (20). 2006; № 2 (23). 2007; № 3 (24). 2007; № 1 (26). 2008; № 2 (27). 2008; № 1 (30). 2010; № 2 (31). 2010; № 2 (33). 2011; № 1 (35). 2015; № 1 (36). 2016; № 1 (37). 2017; № 1 (38). 2018; № 1 (39). 2019; № 1 (40). 2022; № 2 (41). 2022. Проанализированы все выпуски, которые были доступны нам к моменту проведения исследования: около 70% от общего количества выпусков.

2 «Медиатор» - издание для сообщества профессионалов томской медиасферы, в котором рассказывается и о конкретных СМИ и журналистах Томской области (иногда и других регионов, но в виде исключения), даются комментарии относительно конкретных изданий, приводятся интервью с томскими журналистами, специалистами пресс-служб, ньюсмейкерами, преподавателями факультета журналистики, в самом общем ключе описывается томская журналистика в тот или иной период времени.

3 Медиатор. Томск. № 1 (26). 2008; № 1 (35). 2015; № 1 (36). 2016; № 1 (38). 2018; № 1 (40). 2022; № 2 (41). 2022.

4 Медиалогия. URL: https://www.mlg.ru/.

5 Официальный интернет-портал Администрации Томской области. URL: https://www.tomsk.gov.ru/

6 Информационные агентства г. Томска. URL: https://www.tomsk.gov.ru/opendata/front/getTable/id/1921

7 Медиасфера. URL: https://tomsk.gov.ru/Mediasfera

8 Медиатор. Томск. № 1 (40). 2022. С. 9.

9 ТОП-10 самых цитируемых СМИ Томской области - 2020 год. URL: https://www.mlg.ru/ ratings/media/regional/10625/

10 ТОП-10 самых цитируемых СМИ Томской области - 2021 год. URL: https://www.mlg.ru/ ratings/media/ regional/11031/

11 Роскомнадзор заблокировал томский портал ТВ2. URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/ 6221b7299a7947©12a3722f?from=newsfeed

12 ТОП-10 самых цитируемых СМИ Томской области - 2022 год. URL: https://www.mlg.ru/ ratings/media/regional/11983/

13 Технологии анализа СМИ и соцсетей. URL: https://www.mlg.ru/about/technologies/#ic

14 Томика. URL: https://tomica.ru/company

15 ООО ИА Время Томска. URL: https://spark-interfax.ru/tomskaya-oblast-tomsk/ooo-ia-vremya-tomska-inn-7017199637-ogrn-1077017038218-43ca8de766a243b5ba34c7f86830e750

16 Информационные агентства г. Томска. URL: https://www.tomsk.gov.ru/opendata/front/getTable/id/1921

17 ООО «ИА «Время Томска». URL: https://b2b.house/company/OOO-IA-VREMYA-TOMSKA_cdf28a11-a8d3-472a-84b5-87deb804fd70/

18 Томская область. URL: https://tass.ru/tag/tomskaya-oblast

19 Томский губернатор встретился с заместителем гендиректора информагентства «Интерфакс». URL: https://tomsk.gov.ru/news/front/view/id/27682

20 Перечень наименований зарегистрированных СМИ. URL: https://rkn.gov.ru/mass-communications/reestr/ media/?id=239643&page=

21 Под интернет-площадкой информационного агентства мы понимаем информационный ресурс в интернете (сайт, сообщество в социальной сети, канал мессенджера или видиохостинга), предназначенный для размещения информации преимущественно новостного характера и адресованный широкой аудитории, а также содержащий сведения о самой организации, ее деятельности и услугах; главная цель такого ресурса - многоформатное взаимодействие с адресатами разного типа.

22 Сибирь. URL: https://www.interfax-russia.ru/siberia

23 Пресс-центры «Интерфакса». Сибирь. URL: https://www.interfax-russia.ru/press-centers/siberia

24 Интерфакс сегодня. URL: https://group.interfax.ru/interfax/about/today/

25 НИА Томск. URL: https://niatomsk.ru/

26 Реклама. URL: https://niatomsk.ru/adv/

27 Перечень наименований зарегистрированных СМИ. URL: https://rkn.gov.ru/mass-communications/reestr/media/

28 Даты выбраны случайным образом.

29 Лента дня. URL: https://niatomsk.ru/lenta/

30 НИА Томск. URL: https://vk.com/public212764362 НИА Томск. URL: https://t.me/niatomsk

31 Региональное информационное агентство Томск (РИА Томск). URL: https://www.riatomsk.ru/

32 Перечень наименований зарегистрированных СМИ. URL: https://rkn.gov.ru/mass-communications/reestr/media/?id=487917&page=

33 Об агентстве. URL: https://www.riatomsk.ru/ Main/SpecPage.aspx?s=4

34 Рекламодателям. URL: https://www.riatomsk.ru/Main/ SpecPage.aspx?s=2

35 Правила использования материалов. URL: https://www.riatomsk.ru/ Main/ SpecPage.aspx?s=3

36 Рекламодателям. URL: https://www.riatomsk.ru/ Main/SpecPage.aspx?s=2

37 Об агентстве. URL: https://www.riatomsk.ru/Main/SpecPage.aspx?s=4

Список источников

1. Вагнер И.Е. Информационные агентства в системе современных массмедиа: тенденции развития // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2013. № 4-2. С. 200-206.

2. Курманина Т.С. К вопросу о типологических особенностях информационного агентства как группы СМИ // Знак: проблемное поле ме-диаобразования. 2019. № 1 (31). С. 189-194.

3. Могилевская Э.В. Информационные агентства в интернете: особенности и принципы функционирования : дис. ... канд. филол. наук. Воронеж, 2008. 152 с.

4. Полынов В.А. Содержательные модели сайтов российских информационных агентств в условиях медиаконвергенции : дис. ... канд. филол. наук. М., 2020. 182 с.

5. Стогова Е.С. Информационные агентства в современной системе СМИ // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Филология. 2020. № 3 (66). С. 262-268.

6. Вартанова Е.Л., Вирен Г.В., Фролова Т.И. Типология информационных агентств // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2013. № 3. С. 6-30.

7. Лободенко Л.К., Важенина О.А. Особенности развития концепции сайта регионального информационного агентства в современном информационно-коммуникационном пространстве // Вестник культуры и искусств. 2018. № 3 (55). С. 33-43.

8. Полынов В.А. Региональные информационные агентства в новой коммуникационной среде // Вопросы теории и практики журналистики. 2017. № 1. С. 105-118.

9. Шмелева Е.В. Типологический анализ региональных информационных агентств // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 9. Филология, востоковедение, журналистика. 2010. № 4. С. 264-273.

10. Hasebrink U. Quality Assessments and Patterns of Use. Conceptual and Empirical Approaches to the Audiences of Public Service Media // Lowe G.F. (Ed.) The Public in Public Service Media. Göteborg : Nordicom, 2010. P. 135-149.

11. Архангельская И.Б. «Законы медиа» Маршалла Маклюэна // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2008. № 6. С. 19-26.

12. Жилякова Н.В. Новейшая история томской журналистики: газеты, журналы и электронные СМИ в периоды «перестройки» и «лихих девяностых» // Век информации. 2020. Т. 8, № 3. С. 58-67.

13. Телевидение Сибири: история, теория и практика / В.С. Байдина, Э.В. Блинова, Е.А. Войтик и др. ; под ред. Ю.М. Ершова. Томск : Издательский дом Том. ун-та, 2015. URL: http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/vtls:000524295 (дата обращения: 28.02.2023).

14. Федеральный закон от 27.12.1991 № 2124-1 (с изм. и доп.) «О средствах массовой информации». Статья 23 // СПС Гарант. URL: http://ivo.garant.ru/#/document/10164247/paragraph/181:0 (дата обращения: 24.02.2023).

15. Федеральный закон от 01.12.1995 № 191-ФЗ (ред. от 22.10.1998, с изм. от 22.11.2000) «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_8480/757ad05ecd040e61ada7d9f1f0eaebca322f5a4f/ (дата обращения: 12.02.2023).

16. Соглашение об обмене материалами национальных информационных агентств государств - участников Содружества Независимых Государств от 18.09.2003. Статья 1. URL: Многосторонние договоры - Министерство иностранных дел Российской Федерации (mid.ru) (дата обращения: 12.02.2023).

17. Федеральный закон от 27.12.1991 № 2124-1 (с изм. и доп.) «О средствах массовой информации». Статья 7 // СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1511/c83b24403a83729f289659050049d2f8ba0324f2/ (дата обращения: 09.03.2023).

18. Разъяснения по нарушениям обязательных требований законодательства в сфере средств массовой информации для сетевых изданий // Роскомнадзор. URL: https://14.rkn.gov.ru/directions/p1941/rekomendacii/si/ (дата обращения: 24.02.2023).

19. Федеральный закон от 27.12.1991 № 2124-1 (с изм. и доп.) «О средствах массовой информации». Статья 57 // СПС Гарант. URL: https://base.garant.ru/10164247/089b4a5b96814c6974a9dc40194feaf2/ (дата обращения: 25.02.2023).

20. Елкин М.А., Чирич Д.А. Особенности правового статуса информационных агентств в современной России // Современные социально-экономические процессы: проблемы, тенденции, перспективы : материалы Всерос. науч.-практ. конф. Хабаровск, 2020. С. 153-157.

21. Кириллова Н.Б. Медиасреда российской модернизации. М. : Академический Проект, 2005. 400 с.

22. Довбыш О.С. Трансформация структурных связей между медиакомпаниями и государством на региональном медиарынке России : дис. ... канд. социол. наук. М., 2017. 199 с.

References

1. Vagner, I.E. (2013) Informatsionnye agentstva v sisteme sovremennykh massmedia: tendentsii razvitiya [News agencies in the system of modern mass media: development trends]. VestnikNizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. 4-2. pp. 200-206.

2. Kurmanina, T.S. (2019) K voprosu o tipologicheskikh osobennostyakh informatsionnogo agentstva kak gruppy SMI [On the typological features of a news agency as a group of media]. Znak: problemnoepole mediaobrazovaniya. 1 (31). pp. 189-194.

3. Mogilevskaya, E.V. (2008) Informatsionnye agentstva v internete: osobennosti i printsipy funktsionirovaniya [News agencies on the Internet: features and principles of functioning]. Philology Cand. Diss. Voronezh.

4. Polynov, V.A. (2020) Soderzhatel'nye modeli saytov rossiyskikh informatsionnykh agentstv v usloviyakh mediakonvergentsii [Content models of websites of Russian news agencies in conditions of media convergence]. Philology Cand. Diss. Moscow.

5. Stogova, E.S. (2020) Informatsionnye agentstva v sovremennoy sisteme SMI [News agencies in the modern media system]. Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Filologiya. 3 (66). pp. 262-268.

6. Vartanova, E.L., Viren, G.V. & Frolova, T.I. (2013) Tipologiya informatsionnykh agentstv [Typology of news agencies]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 10. Zhurnalistika. 3. pp. 6-30.

7. Lobodenko, L.K. & Vazhenina, O.A. (2018) Osobennosti razvitiya kontseptsii sayta regional'nogo informatsionnogo agentstva v sovremennom informatsionno-kommunikatsionnom prostranstve [Features of the development of the concept of a regional news agency website in the modern information and communication space]. Vestnikkul'tury i iskusstv. 3 (55). pp. 33-43.

8. Polynov, V.A. (2017) Regional'nye informatsionnye agentstva v novoy kommunikatsionnoy srede [Regional news agencies in the new communication environment]. Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki. 1. pp. 105-118.

9. Shmeleva, E.V. (2010) Tipologicheskiy analiz regional'nykh informatsionnykh agentstv [Typological analysis of regional news agencies]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Seriya 9. Filologiya, vostokovedenie, zhurnalistika. 4. pp. 264-273.

10. Hasebrink, U. (2010) Quality Assessments and Patterns of Use. Conceptual and Empirical Approaches to the Audiences of Public Service Media. In: Lowe, G.F. (ed.) The Public in Public Service Media. Göteborg: Nordicom. pp. 135-149.

11. Arkhangel'skaya, I.B. (2008) "Zakony media" Marshalla Maklyuena ["Laws of Media" by Marshall McLuhan]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 10. Zhurnalistika. 6. pp. 19-26.

12. Zhilyakova, N.V. (2020) Noveyshaya istoriya tomskoy zhurnalistiki: gazety, zhurnaly i elektronnye SMI v periody "perestroyki" i "likhikh devyanostykh" [The latest history of Tomsk journalism: newspapers, magazines and electronic media during the periods of "perestroika" and the "wild nineties"]. Vek informatsii. 8 (3). pp. 58-67.

13. Ershov, Yu.M. (ed.) (2015) Televidenie Sibiri: istoriya, teoriya ipraktika [Television of Siberia: history, theory and practice]. Tomsk: Tomsk State University. [Online] Available from: http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/vtls:000524295 (Accessed: 28.02.2023).

14. Russian Federation. (2023) Federal Law of December 27, 1991, No. 2124-1 (as amended and supplemented); On the Mass Media. Article 23. [Online] Available from: http://ivo.garant.ru/#/document/10164247/paragraph/181:0 (Accessed: 24.02.2023).

15. Russian Federation. (2023) Federal Law of December 1, 1995, No. 191-FZ (as amended on October 22, 1998, as amended on November 22, 2000: On state support of the media and book publishing of the Russian Federation. [Online] Available from: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8480/757ad05ecd040e61ada7d9f1f0eaebca322f5a4f/ (Accessed: 12.02.2023).

16. Garant. (2023) Agreement on the exchange of materials from national news agencies of member states of the Commonwealth of Independent States dated September 18, 2003. Article 1. [Online] Available from: https://base.garant.ru/1156996/ (Accessed: 12.02.2023).

17. Russian Federation. (2023) Federal Law of December 27, 1991, No. 2124-1 (as amended and supplemented): On the Mass Media. Article 7. [Online] Available from: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1511/c83b24403a83729f289659050049d2f8ba0324f2/ (Accessed: 09.03.2023). (In Russian).

18. Roskomnadzor. (2023) Explanations on violations of mandatory legal requirements in the field of mass media for online publications. [Online] Available from: https://14.rkn.gov.ru/directions/p1941/rekomendacii/si/ (Accessed: 24.02.2023). (In Russian).

19. Russian Federation. (2023) Federal Law of December 27, 1991, No. 2124-1 (as amended and supplemented): On the Mass Media. Article 57. [Online] Available from: https://base.garant.ru/10164247/089b4a5b96814c6974a9dc40194feaf2/ (Accessed: 25.02.2023). (In Russian).

20. Elkin, M.A. & Chirich, D.A. (2020) Osobennosti pravovogo statusa informatsionnykh agentstv v sovremennoy Rossii [Features of the legal status of news agencies in modern Russia]. Sovremennye sotsial 'no-ekonomicheskieprotsessy: problemy, tendentsii, perspektivy [Modern socio-economic processes: problems, trends, prospects]. Conference Proceedings. Khabarovsk. pp. 153-157. (In Russian).

21. Kirillova, N.B. (2005)Mediasreda rossiyskoy modernizatsii [Media environment of Russian modernization]. Moscow: Akademicheskiy Proekt.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22. Dovbysh, O.S. (2017) Transformatsiya strukturnykh svyazey mezhdu mediakompaniyami i gosudarstvom na regional'nom mediarynke Rossii [Transformation of structural connections between media companies and the state in the regional media market of Russia]. Sociology Cand. Diss. Moscow.

Информация об авторе:

Ершова В.Е. - канд. филол. наук, доцент кафедры телерадиожурналистики Национального исследовательского Томского государственного университета (Томск, Россия). E-mail: ervalen@yandex.ru

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Information about the author:

V.E. Ershova, Cand. Sci. (Philology), associate professor, National Research Tomsk State University (Tomsk, Russian Federation). E-mail: ervalen@yandex.ru

The author declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 13.04.2023; одобрена после рецензирования 25.04.2023; принята к публикации 29.09.2023.

The article was submitted 13.04.2023; approved after reviewing 25.04.2023; accepted for publication 29.09.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.