Научная статья на тему 'Информационные агентства и информационные сайты Интернета: сравнительный анализ и перспективные тенденции'

Информационные агентства и информационные сайты Интернета: сравнительный анализ и перспективные тенденции Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2227
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / RUSSIA / ИНТЕРНЕТ / INTERNET / СМИ / MEDIA / КОММУНИКАЦИИ / COMMUNICATIONS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Вирен Г.В.

В данной статье рассматриваются взаимоотношения традиционных СМИ и Интернета. Эта тема весьма актуальна, поскольку развивающийся Интернет активно влияет на другие СМИ, заставляя их искать новые способы подачи материалов. В частности, в статье рассматриваются проблемы различий в подходах к новостям информагентств и информсайтов. Автор предлагает также свой взгляд на возможные пути и тенденции развития взаимоотношений информационных агентств и информационных сайтов Интернета, затрагивает такое явление, как infotainment в России, а также проблемы связи свободы прессы и Интернета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

News Agencies and News Web Sites: Comparative Analysis and Prospects

The present article looks into the relationship between traditional mass media and the Internet. This issue is of serious importance, given that the development of the Internet has had an active impact on other mass media, compelling them to seek new ways of presenting their material. The article, among other things, addresses the problem of the differences in approach to the presentation of news reports by news agencies and by information websites. The author also offers his own understanding of how relationships between news agencies and information websites could further develop, and tackles the phenomenon of infotainment in Russia, as well as problems relating to the correlation between press freedom and the Internet.

Текст научной работы на тему «Информационные агентства и информационные сайты Интернета: сравнительный анализ и перспективные тенденции»

ВЕСТН. МОСК. ун-та. СЕР. 10. журналистика. 2009. № 3

Г. в . Бирен, главный редактор Главной редакции информации Службы политической информации информационного агентства "Интерфакс", аспирант кафедры рекламы и связей с общественностью Института международного права и экономики им. А.С. Грибоедова. E-mail: gviren@yandex.ru

ИНФОРМАЦИОННЫЕ АГЕНТСТВА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ САЙТЫ ИНТЕРНЕТА: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ И ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ

В данной статье рассматриваются взаимоотношения традиционных СМИ и Интернета. Эта тема весьма актуальна, поскольку развивающийся Интернет активно влияет на другие СМИ, заставляя их искать новые способы подачи материалов. В частности, в статье рассматриваются проблемы различий в подходах к новостям информагентств и информсайтов. Автор предлагает также свой взгляд на возможные пути и тенденции развития взаимоотношений информационных агентств и информационных сайтов Интернета, затрагивает такое явление, как infotainment в России, а также проблемы связи свободы прессы и Интернета.

Ключевые слова: Россия, Интернет, СМИ, коммуникации.

The present article looks into the relationship between traditional mass media and the Internet. This issue is of serious importance, given that the development of the Internet has had an active impact on other mass media, compelling them to seek new ways of presenting their material. The article, among other things, addresses the problem of the differences in approach to the presentation of news reports by news agencies and by information websites. The author also offers his own understanding of how relationships between news agencies and information websites could further develop, and tackles the phenomenon of infotainment in Russia, as well as problems relating to the correlation between press freedom and the Internet.

Key words: Russia, Internet, media, communications.

Взаимоотношения традиционных СМИ и Интернета — одна из наиболее актуальных и обсуждаемых в журналистском сообществе тем. Бурно развивающийся Интернет активно влияет на другие СМИ, заставляя их искать новые способы подачи материалов. Поэтому рассмотрение даже одного из частных вопросов в системе этих взаимоотношений представляется весьма актуальным.

Подчеркнем, что в данном случае мы рассматриваем только разделы оперативных новостей Интернет-сайтов, которые публикуются в режиме он-лайн. Другие информационные составляющие сайтов (опе-

ративные комментарии, аналитические статьи, тематические обзоры и многое другое) остаются за рамками обсуждения.

Кроме того, под информационными сайтами (далее — ИС) в данном контексте имеются в виду лишь те из них, которые не являются "приложениями" к газетам, телеканалам, радиостанциям и информационным агентствам. Таким образом, речь идет только о тех ИС, которые не имеют иного носителя, кроме Интернета (например, сайты Газета.ру, NEWSru. com, Взгляд, Лента.ру, KM.RU, Newsinfo).

основные различия в подходах к новостям информагентств и

информсайтов

Первое и принципиальное различие определяется тем фактом, что информационные агентства (далее — ИА) являются первоисточником новостей: их "добывают" репортеры агентств на местах событий, на пресс-конференциях, при личных контактах с ньюсмейкерами. А ИС обычно просто заимствуют эти новости у агентств и других СМИ и крайне редко представляют аудитории свои эксклюзивы.

Сравним, например, ленты ИА Интерфакс и ИС Газета.ру с 14:00 до 16:00 мск 16 декабря 2007 г.

За это время на ленте ИС вышло 12 сообщений. Среди них не было ни одного эксклюзива — полного или частичного. Под "полным эксклюзивом" мы имеем в виду сообщение, которое было распространено только данным СМИ, под "частичным" — сообщение, доступное журналистам ограниченного круга СМИ. Повторим, что таковых на ленте Газеты.ру не было совсем. В своих новостях оно ссылалось на сообщения агентств Рейтер (4 раза), Ассошиэйтед пресс (3 раза), РИА (1 раз), Интерфакс (1 раз), радиостанций "Эхо Москвы" (1) и "Свобода" (1), а также на пресс-релиз Российских железных дорог.

За это время Интерфакс распространил 15 сообщений. Одно из них было полным эксклюзивом (со ссылкой на источник в правоохранительных органах Дагестана), 5 раз агентство ссылалось на пресс-релизы и сообщения пресс-служб ряда ведомств (МЧС, РЖД и т.д.). И только три сообщения за это время были опубликованы со ссылкой на другие СМИ: 1 — на телеканал "Вести-24", 1 — на "Эхо Москвы" и 1 — на один из литовских сайтов. Остальные сообщения журналисты Интерфакса получили непосредственно от ньюсмейкеров, но поскольку те же ньюсмейкеры давали свою информацию и другим СМИ, то эти новости могут считаться лишь относительным, "частичным эксклюзивом".

Таким образом, лишь 20% новостей на своей ленте Интерфакс брал из других СМИ. У Газеты.ру этот показатель равен 100%.

Поскольку 16 декабря было воскресенье, то информационный поток был в разы меньше того, что идет в будничные дни. Однако если количественные показатели (особенно у Интерфакса) в рабочие дни

многократно больше, то соотношение эксклюзивов и неэксклюзивов на самой ленте и в сравнении с ИС остается примерно таким же, как 16 декабря.

В качестве следующего параметра сравнения обратим внимание на то, что ряд важных различий в работе ИА и ИС определяются особенностями их аудиторий. ИА работают на профессионалов, т.е. на сотрудников СМИ, государственных и правительственных учреждений, финансовых и промышленных структур. При этом специфика работы ИА с аудиторией существенно отличается от практики других СМИ.

Дело в том, что у ИА своего рода "многоцелевой" (или — мультиа-дресный) подход к аудитории, т.е. лента любого из крупнейших агентств, будучи ограничена только СМИ как аудиторией-целью, ориентирована одновременно на самые разные СМИ — от узкопрофессиональных ведомственных журналов до тех FM-радиостанций, которые обращаются в основном к тинэйджерам. Именно поэтому на лентах ИА находится место очень широкому кругу разнообразной информации.

Если искать определения для современных ИА, то можно вспомнить, что «в дореволюционной России имело хождение понятие "универсальная газета". Оно заслуживает того, чтобы вернуться в современный профессиональный словарь. В давние годы в России такие издания на европейский манер называли также "омнибус". С точки зрения потребительского спроса корректным будет употребление термина из словаря маркетинга — издания общего профиля, предназначенные любой аудитории, без сегментирования, т.е. разделения ее по какому-либо признаку»1. Хотя современный исследователь относит эти определения к газетам, они вполне точно подходят и для позиционирования ИА.

Строго говоря, в практике крупных ИА существует разделение "лент" новостей по тематическому и региональному признакам. Например, в Интерфаксе сегодня насчитывается порядка 60 различных лент, ориентированных как по тематике (например, Новости ТЭК, Новости туристического рынка, Военные новости), так и по региональному признаку (Интерфакс-Югра, Интерфакс-Урал, Интерфакс-Азербайджан, Интерфакс-Китай), однако основная лента агентства (Интерфакс-Новости) полностью отвечает только что приведенному определению С. Корконосенко, так как в ней вне всякого сегментирования содержатся новости, ориентированные на самые разные секторы аудитории — от тинэйджеров до узких профессионалов тех или иных профилей.

А Интернет, особенно в своих информационных разделах, ориентирован только на рядового потребителя. Причем этот потребитель

1 Корконосенко С.Г. Основы журналистики. М., 2007. С. 104.

обладает рядом достаточно четко очерченных специфических характеристик.

Во-первых, это по большей части люди с высшим образованием или получающие его. Это — люди достаточно молодые (по данным Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, средний возраст российского пользователя Интернетом — 30 лет; наибольшую по численности группу составляют пользователи в возрасте 18—24 года — их 35%). А живут они, как правило, в больших и средних городах.

Отсюда различия в подаче информации. Новости в Интернете обычно намного короче, лаконичней, чем в ИА, часто не содержат бэкграунда, нередко там сокращают подробности и даже цитаты.

Приведем пример — заявление премьера Украины Юлии Тимошенко, сделанное через несколько часов после утверждения в этой должности.

Киев. 18декабря. Интерфакс-Украина — Премьер-министр Украины Юлия Тимошенко заявила о неизменности своей позиции, состоящей в том, что посредников на газовом рынке между Украиной и Россией быть не должно.

«Моя позиция остается неизменной: посредников на газовом рынке быть не может. Есть НАК "Нафтогаз Украины", который мы вернем к нормальному финансовому состоянию. Мы остановим все процессы банкротства и все процессы разрушения в НАК" Нафтогаз Украины"», — заявила она на пресс- конференции во вторник в Киеве.

«Сдругой стороны, есть РАО "Газпром" и есть два правительства — Российской Федерации и Украины. Посредники в этом деле никому не нужны. И думаю, в таком ключе мы будем вести переговоры с РФ», — подчеркнула она.

По словам Ю.Тимошенко, правительство намерено "детально разобраться в газовых вопросах".

"Будут изучены все соглашения, которые пока оставались тайной. Они не обнародовались, они не подавались в парламент для изучения", — отметила премьер.

Ю. Тимошенко также сообщила, что правительство "безусловно, будет инициировать встречу с нашими российскими коллегами, для того чтобы выяснить все вопросы, касающиеся обеспечения Украины природным газом, а также осуществления транзита газа через территорию Украины".

Эксклюзивным поставщиком импортного природного газа в Украину выступает RosUkrEnergo (СП с участием "Газпрома"). Эта компания поставляет в Украину газ среднеазиатского — главным образом туркменского — происхождения. Низкий уровень прибыли, а то и убыток от поставок газа в Украину эта компания должна компенсировать за

счет поставок газа в страны Центральной и Восточной Европы. Весь реализуемый в Украину газ RosUkrEnergo продает ЗАО "УкрГаз-Энерго" (СПBosUkrEnergo с НАК"Нафтогаз Украины"). В 2008г. RosUkrEnergo будет продавать газ "УкрГаз-Энерго" по $179,5 за тысячу кубометров против $130 в 2007году"2.

Первые три абзаца этой новости могут быть интересны для достаточно широкой аудитории, так как речь идет о точке вероятного нового конфликта между Москвой и Киевом по газу, а эта новая ссора способна испортить отношения двух стран по широкому кругу проблем с негативными последствиями, в частности для сотен тысяч украинцев, работающих в России.

А вот последний абзац (так называемый "бэкграунд") явно предназначен для специалистов, он нужен для более полного и подробного понимания проблемы. Поэтому для ленты ИА он практически обязателен, а для ИС скорее всего является лишним. И причина именно в том, что часть аудитории ИА — профессионалы, нуждающиеся в детальной, обширной и точной информации.

Ориентация на "свою" аудиторию приводит и к тому, что Интернет большое внимание уделяет броскости, привлекательности заголовков, поэтому заголовки новостей на ИА часто меняются в Интернете. При этом порой им неоправданно придается характер "скандальности" или сенсации. Например, заголовок новости (или баннер) может гласить: "Лужков уходит!", однако в тексте говорится всего лишь о том, что московский мэр уходит в очередной отпуск. Хлесткий заголовок «Группу "Серебро" подозревают в проституции» абсолютно ничем не подтверждается в тексте материала, в котором рассказывается о том, что происходило на одной очень богатой свадьбе, где всего лишь пели и общались с гостями девушки из "Серебра". А заголовок "Интернет закончится в 2010 году" выводит пользователя с сайта NEWSru.com на сайт Важно.ру, где просто нет материала с таким заголовком и даже на эту тему — возможно, он когда-то был, но уже ушел в архив, а баннер на другом сайте остался прежним. Такого рода примеров можно найти многие сотни в практике Интернета. При этом в практике информагентств это вряд ли возможно представить.

Существенные особенности аудитории диктуют и принципы отбора новостей в ИА и ИС. Приведем как пример заголовки 20 новостей с ленты "Интерфакс-Новости" от 18 декабря 2007 г. Первые 10 новостей явно заинтересуют только профессионалов: это бизнес-информация или достаточно специфическая, "узкоадресная" политическая информация.

2 Сообщение "Интерфакс-Украина", 18 декабря 2007 года.

Auchan приобретает 14 гипермаркетов "Рамстор";

Аэропорт "Шереметьево " в январе—ноябре увеличил пассажиропоток на 10%;

Россия в январе—сентябре инвестировала в белорусскую экономику $1,2 млрд;

Не голосовавший за Тимошенко депутат Плющ поддержал предложенный состав правительства Украины, поскольку считает его профессиональным;

"Укртрансгаз" возобновил транспортировку газа по газопроводу Уренгой—Помары—Ужгород;

Минфин РФ проверяет соблюдение лицензионных требований РщС;

" Силовые машины" поставят оборудование для 4-го блока Калининской АЭС;

В "Ростехнологиях" и "Рособоронэкспорте" заявляют, что у следствия нет претензий к банку МрИБ, обслуживающему компании;

Органом по привлечению инвестиций в РФ может стать некоммерческая организация, учрежденная Банком Развития, сообщает МЭРТ;

Ястржембский считает, что вопрос о расширении числа участников проекта " Северный поток" может обсуждаться.

Едва ли все эти сообщения могут заинтересовать ИС (за исключением специализированных) или радиостанции.

А вот следующие 10 новостей с той же ленты с охотой брали различные сайты и радиостанции, так как эти сообщения как раз интересны их аудитории.

В России отмечается снижение числа наркоманов, сообщает Наркоконтроль РФ;

В Казани задержан бывший охранник, сообщивший о минировании торгового центра из мести за увольнение;

Прокуратура Петербурга проверяет обстоятельства гибели в тоннеле сотрудника метрополитена;

Российский вертолет Ми-8 потерпел катастрофу в республике Конго, при этом один человек погиб;

История изображений на монетах античности и средневековья представлена в Эрмитаже;

Под поезд московского метро попал мужчина, он госпитализирован;

Уго Чавес считает нужным исследовать останки Боливара и раскрыть тайну кончины национального героя;

Новая станция метро " Сретенский бульвар" откроется 30 декабря;

Двухъярусный тоннель будет проложен под усадьбой Коломенское;

Бронзового Юрия Долгорукого вновь переоденут Дедом Морозом.

Разница в подаче новостей ИА и ИС очевидна при сравнении новости с ленты ИА, повторенной на ИС. Вот, например, сообщение

агентства Интерфакс от 19 декабря 2007 г. и его "повтор" на ленте новостей Газеты.ру.

«В землянке в Пензенской области "конца света" ждут 35 сектантов.

Пенза. 19 декабря. Интерфакс-Поволжье — Следственные органы установили точное число сектантов, замуровавших себя в землянке в Бе-ковском районе Пензенской области в ожидании "конца света".

" Официально установлено, что в землянке находятся 35 человек, в том числе четверо детей в возрасте от полутора до 14лет", — сообщила агентству "Интерфакс-Поволжье" старший помощник по связям со СМИ следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по Пензенской области Мария Орлова.

По ее словам, по информации, которой располагают следственные органы, все, находящиеся в землянке, здоровы.

Лидер секты Петр Кузнецов продолжает оставаться под наблюдением в областной психиатрической больнице, его состояние удовлетворительное. М. Орлова назвала не соответствующей действительности появившуюся в СМИ информацию о попытке П. Кузнецова совершить самоубийство. Она напомнила, что П. Кузнецова дважды в течение последнего месяца доставляли к землянке с целью уговорить сектантов выйти наружу, однако эти попытки были безуспешными. "Возможность предпринять еще одну попытку не исключается", — сказала М. Орлова.

Она также сообщила, что следственные органы планируют назначить судебную экспертизу с целью установления авторства ряда книг религиозного содержания, якобы написанных П. Кузнецовым. "Кроме того, проводится экспертиза данных изданий на предмет наличия в них призывов к насилию и отказу от исполнения гражданских обязанностей", — отметила М. Орлова».

Информационный сайт так представил своим читателям эту новость:

«Определено число пензенских сектантов, ждущих конца света.

Следственные органы установили точное число сектантов, замуровавших себя в землянке в Бековском районе Пензенской области в ожидании "конца света".

" Официально установлено, что в землянке находятся 35 человек, в том числе четверо детей в возрасте от полутора до 14лет", — сообщила старший помощник по связям со СМИ следственного управления Следственного комитета при прокуратуре России по Пензенской области Мария Орлова. По ее словам, по информации, которой располагают следственные органы, все, находящиеся в землянке, здоровы.

Лидер секты Петр Кузнецов продолжает оставаться под наблюдением в областной психиатрической больнице, его состояние удовлетворительное. Интерфакс».

Как видим, новость агентства сокращена более чем в два раза, убраны некоторые подробности ситуации, прямо не относящиеся к теме данного сообщения. В принципе именно такого рода обработка новостей ИА производится на лентах ИС.

Еще одно, третье отличие заключается, на наш взгляд, в том, что ИС нередко ссылаются на ненадежные источники, не проверяют информацию, в отличие от ИА, которые считают обеспечение точности, достоверности новостей важнейшей задачей. При этом ИС более свободны как с юридической точки зрения, так и с политической.

Только в последнее время в России начали возбуждать дела, связанные с судебным преследованием ИС, например за разжигание межнациональной розни. Такого рода прецеденты пока единичны, тогда как ИА (как и газеты) регулярно становятся фигурантами судебных разбирательств.

Что же касается уровня свободы, то ИА находятся в той же ситуации, что и другие СМИ. Эта проблема имеет много граней. Например, СМИ должны поддерживать рабочие отношения со всеми ньюсмейкерами. Порой ради этих связей СМИ идут на определенные "самоограничения". Для государственных агентств это в первую очередь властные структуры, зависимость от которых российских СМИ очевидна. Поэтому, к примеру, информация о деятельности оппозиции чаще и в большем объеме появляется в неправительственных, частных изданиях.

А ИС это не затрагивает ни с юридической, ни с политической точки зрения, так как у них, как правило, просто нет необходимости плотно работать с ньюсмейкерами — почти всю информацию они заимствуют с лент ИА, а также из газет различной направленности, в том числе не слишком озабоченных достоверностью "бульварных" изданий или же из оппозиционной прессы.

точки взаимозависимости и конфликтов между НА и ис

Говоря о точках взаимозависимости и конфликтов во взаимоотношениях ИА и ИС, надо отметить, что болезненной проблемой является то, что ИС практически подрывают экономическую основу ИА, причем даже бюджетных, не говоря уже о частных. Ведь ИА торгуют информацией, а ИС публикуют ее в свободном доступе. Уже сейчас сложилась ситуация, когда, например, небольшие радиостанции, для которых новости не являются приоритетом, могут вообще не покупать продукцию ИА, ведь все можно бесплатно брать из Интернета! ИС можно назвать "информационными паразитами", которые высасывают из ИА всю самую ценную информацию.

6 ВМУ, журналистика, № 3

Однако по "гамбургскому счету" нельзя осуждать за это Интернет — ведь одной из его главных функциональных особенностей является открытость, полная доступность! И границы этой открытости юридически четко пока не определены.

В то же время авторитетные сайты являются подписчиками ИА и, ссылаясь на ИА как на источники тех или иных сообщений, по сути дела рекламируют их самих, их "брэнды". Тысячи упоминаний в открытом пространстве Интернета — значимый фактор в "раскрутке" и поддержании имиджа ИА.

Однако есть ряд второстепенных ИС, которые заимствуют новости, как говорится, без зазрения совести и не ссылаясь на источник, и сегодняшнее законодательство крайне трудно применить к этим ситуациям. Скажем, судебный процесс "Ведомостей" против РБК, возбужденный в связи с нарушением авторских прав газеты, тянется уже свыше двух лет, и окончания ему не видно.

Такие противоречивые отношения приводят к конфликтам. Но при этом закрыться от Интернета ИА не могут и не собираются. Практически все ИА открыли свои собственные сайты, на которых размещают бесплатную информацию. Кроме того, ИА помещают на своих сайтах материалы других, порой не свойственных своей новостной специфике жанров — комментарии, пространные интервью. Можно сказать, что "экспансия" в Интернет-пространство в последние 5—7 лет стала для всех ИА одним из важных направлений развития.

Но и ИС уже не могут существовать без ИА, так как их собственные источники информации мизерны.

Возможные пути и тенденции развития взаимоотношений ИА и ИС

Во-первых, нет сомнений, что ИА будут все надежней охранять свои новости, повышать уровень "информационной безопасности".

Например, сегодня новости на сайтах агентств РИА Новости и Интерфакс появляются с задержкой на несколько минут. При этом Интерфакс публикует на своем сайте не более 20% всех новостей с ленты, причем практически все в сокращенном виде. РИА Новости пошли еще дальше — в свободном доступе помимо нескольких главных сообщений дня есть только заголовки новостей. ИА вынуждены прибегать к таким мерам, поскольку в противном случае они потерпят коммерческий крах.

Вот предупреждение, которое агентство РИА Новости разместило на своей ленте 20 ноября 2007 г.

«Москва, 20 ноября — РИА Новости. РИА Новости, одно из крупнейших российских информационных агентств, разработало новые правила использования информационных материалов, в соответствии

с которыми ограничивается право использования в коммерческих целях материалов, размещенных на всех интернет-ресурсах агентства. Необходимость изменения правил объясняется растущим объемом несанкционированного использования информации РИА Новости и изменением стратегии работы агентства в Интернете.

"Агентство намерено внимательно отслеживать случаи несанкционированного использования информации агентства в коммерческих целях и воздействовать на нарушителей с использованием всех рычагов, предусмотренных российским законодательством", — сообщила руководитель юридической дирекции РИА Новости Татьяна Миронова»3.

Можно прогнозировать, что подобные действия ИА по охране своей информации в ближайшее время будут продолжены.

Во-вторых, надо отметить, что наверняка усилится и "юридическое наступление" на ИС. Оно неизбежно, так как укрепление правовой системы, правовой защищенности граждан и организаций неизбежно приведет к тому, что Интернет в ближайшие годы перестанет быть зоной "юридического беспредела".

Что же касается цензурного давления, то оно связано с общей ситуацией в России. В случае, если власть в дальнейшем пойдет на "закручивание гаек", ужесточение контроля над СМИ, то Интернет не сможет остаться в стороне от этих процессов. Если же в обозримом будущем удастся отстоять независимость СМИ, то и Интернет не станет объектом "цензурной атаки".

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В то же время есть основания полагать, что даже при негативном сценарии событий Интернет сумеет найти возможности для "неподцензурного" слова. Яркий пример — ситуация в Грузии в ноябре 2007 г.: когда режим Саакашвили ввел тотальный запрет на работу оппозиционных СМИ, информация о происходящих событиях, их нелицеприятные оценки немедленно, в тот же день переместились в "Живой журнал" Интернета.

Это подтверждает уже замеченную исследователями тенденцию к развитию в современном мире так называемой "гражданской журналистики" (от англ. civil journalism), т.е. использование Интернета для размещения любым желающим своих дневниковых записей, мнений, рассуждений, комментариев, свидетельств и т.д. (подробнее см. в статье М.М. Лукиной "СМИ в Интернете")4. Это серьезное направление, которое в перспективе (пока — теоретически) может привнести в журналистику весьма серьезные качественные изменения и даже полностью изменить ее лицо: беспрепятственный доступ к многомиллионной

3 Сообщение РИА Новости, 20 ноября 2007 года.

4 Лукина М.М. СМИ в Интернете // Средства массовой информации России. М., 2006.С. 354.

аудитории без посредников и ограничений может сыграть решающую роль в этом процессе.

Как пишет Я.Н. Засурский, "Интернет в российском информационном пространстве играет жизненно важную роль — он является не какой-то частной структурой, а одной из интегрирующих и формоообра-зующих структур в плане доступа к информации, к новостям, знаниям, различного рода документам и разным СМИ"5. И в этой связи нельзя недооценивать роль Интернета в сохранении своего рода "пространства свободы" СМИ. Как отмечает Я.Н. Засурский, "свободе печати в России угрожают давление правительства, экономическая неэффективность, безответственность медиакоролей и практика журналистской вседозволенности со стороны безответственных медиапрактиков..." Но при этом "жизненность новых демократических традиций настолько сильна, что способна справиться с этими трудностями", — уверен патриарх российской журналистики6.

Впрочем, пока говорить о победе "демократических традиций" явно рано, и, как отмечают теоретики, "свобода печати выглядит как сложное сочетание относительной независимости редакций от государственных институтов и практически абсолютной подчиненности интересам собственников"7. Представляется, что это достаточно точное описание сегодняшней ситуации в российских медиа.

Отметим также, что сегодня в России весьма сильны тенденции к монополизации во всех сферах жизни, и это не может не коснуться Интернета. Собственно, этот процесс уже начался, так как Интернет стал достаточно прибыльным бизнесом. Поэтому вероятны новые поглощения отдельных ИС крупными медиа-холдингами, дальнейшее распространение влияния медиа-магнатов на Интернет.

Вот один из последних примеров (сообщение от 3 декабря 2007 г.):

«Сан-Франциско. 3декабря. Интерфакс-Телеком — Компания "СУП", основанная российским бизнесменом Александром Мамутом и основателем издательского дома "Афиша" Эндрю Полсоном, приобрела LiveJournal, говорится в сообщении компании Six Apart, ранее владевшей этим интернет-сервисом. Для управления LiveJournal " СУП" зарегистрировала в США компанию LiveJournal, Inc.

Сумма сделки в сообщении Six Apart не указана, но, по данным газеты "Коммерсантъ", она составляет порядка $30 млн. Чуть больше года назад — в октябре 2006 года — "СУП" подписал с Six Apart соглашение, в соответствии с которым компания получила право на управление LiveJournal (российское название — "Живой журнал") в РФ.

5 Засурский Я.Н. Тенденции функционирования СМИ в современной структуре российского общества // Средства массовой информации России. М., 2006. С. 31.

6 Там же. С. 9.

7 Корконосенко С.Г. Основы журналистики. М., 2007. С. 69.

Сейчас по количеству пользовательских аккаунтов в LiveJournal Россия занимает второе место в мире после США, отмечает Six Apart. С того момента, как " СУП" получила права на управление LiveJournal в России, число русскоязычных подписчиков блог-сервиса выросло почти вдвое до 1,35 миллиона. 523 тысячи русскоязычных подписчиков LiveJournal являются активными блоггерами, что составляет треть от 1,7 миллиона активных пользователей ЖЖ со всего мира»%.

Процесс монополизации в этой сфере имеет двоякие последствия — с одной стороны, это хорошо, так как в составе сильного холдинга выживать легче. Однако, с другой стороны, как уже отмечалось, зависимость от капитала обычно приводит к сокращению пространства свободы, подчинению СМИ разнообразным финансовым и политическим интересам собственника.

Однако для отношений с ИА это скорее всего станет благом, так как владельцы будут заинтересованы в их развитии на четкой юридической и деловой основе. Большой бизнес сегодня предпочитает играть по правилам, не занимаясь мелким воровством.

Что же касается контента, то здесь имеет смысл обратить внимание на интересную тенденцию.

"Инфотэйнмент" — противоречивая тенденция в развитии СМИ

В традиционных, качественных СМИ все чаще находит дорогу стремление связать новости с развлечением, сделать их частью некоего шоу.

Впрямую об этом говорит руководитель НТВ, считающий, что их новости — это в первую очередь развлечение. "Я не считаю, что телевидение сейчас является главным источником информации. Телевидение делает шоу, и новости — это тоже шоу. А телевизор — обычный домашний бытовой прибор", — заявил генеральный директор НТВ Владимир Кулистиков в интервью газете "Коммерсантъ" (4 июня 2007 г.)9.

Примерно по такой же траектории начал движение "Маяк", в 2007 г. пригласивший на роли ведущих политических программ артистов-комиков.

Этот процесс начался не в России, он приходит к нам с Запада. Появился термин "инфотэйнмент", который образован из двух слов "information" — информация и "entertainment" — развлечение, т.е. ставится задача "развлекать, информируя" или "информировать, развлекая". Возможно, в наиболее благополучных странах Запада такое

8 Сообщение Интерфакс-Телеком, 3 декабря 2007 года.

9 В Кремль должен ходить руководитель каждой большой корпорации. Интервью В. Кулистикова // Коммерсантъ. 4 июня 2007 года.

сочетание рационально и востребовано (хотя трудно себе представить "инфотэйнмент", связанный с терактами в Мадриде или Лондоне, с погромами в пригородах Парижа, с войной в Ираке и т.д.), однако едва ли эта форма подачи новостей найдет широкую аудиторию в России, где по-прежнему остро стоят социально-экономические и политические проблемы.

Тем не менее практический опыт "инфотэйнмента" уже имеет место быть, в частности на НТВ, где в 2007 г. информационный выпуск 22:45 был переформатирован в соответствии с новыми веяниями. Посмотрим на этот опыт, взяв за пример один из выпусков.

Выпуск 22:45 3 декабря 2007 г., в понедельник выглядел так:

1. Итоги выборов в Госдуму РФ — кратко: какие партии сколько набрали, сколько они получат мандатов и оценка выборов В. Путиным.

2. Дело арестованного замминистра финансов С. Сторчака — ему предъявлено еще одно обвинение, и вопреки просьбе адвокатов, его оставили под стражей.

3. Закрытие в Донецке шахты им. Засядько после того, как на ней три взрыва за две недели унесли более ста жизней.

4. Учительница Дж. Гиббонс выслана из Судана после того, как президент страны помиловал ее. Вина учительницы заключалась в том, что она разрешила своим ученикам назвать плюшевого медвежонка Мухаммед, что было расценено как оскорбление пророка, и учительнице грозил длительный тюремный срок.

5. Большой репортаж об аукционе старинных автомобилей, включая проданный за 6,4млн долларов знаменитый "Ролс-Ройс", сделанный лично Ролсом и Ройсом.

6. Снегопады в США.

7. Погода.

8. Рекламный блок.

9. О новом приборе — "маячке" для детей, благодаря которому родители могут в любой момент определить, где именно находится их ребенок — большой репортаж с кадрами из Москвы и Петербурга.

10. Рекламный блок.

11. Спорт: итоги жеребьевки футбольного Евро-2008 и немного о других видах спорта.

Общая продолжительность программы — 22 минуты, первые три кадра заняли 9 минут, реклама — примерно 3 минуты.

Заметим, что в силу краткости в материале об итогах выборов не нашлось места ни противоречивым и порой резким оценкам выборов со стороны международных наблюдателей, ни заявлениям представителей ряда партий о масштабных фальсификациях и нарушениях в ходе выборов. Фактически была дана не развернутая картина важнейшего

политического события в жизни страны, а лишь статистическая констатация основных официальных итогов.

Не нашлось места в выпуске ни таким темам того дня, как приговор российскому ученому, обвиненному в шпионаже в пользу Китая, или вступление в силу указа президента о приостановке выполнения Россией Договора о ДОВСЕ, ни ряду других тем.

В то же время репортаж о детских "маячках" (по сути дела — рекламный) и два блока чистой рекламы заняли не менее 25% программы. Надо учесть и то, что репортаж об аукционе ретро-автомобилей тоже занял не менее 3 минут.

Таким образом, "инфотэйнмент" в его российском виде сегодня выглядит скорее не как развлечение (едва ли таковым можно считать репортаж из аварийной шахты, уголовное преследование замминистра или итоги выборов в Госдуму), а как ориентированный на рекламу укороченный и облегченный выпуск новостей. Если в свое время девизом НТВ был лозунг " Новости — наша профессия ", то для таких выпусков больше подошло бы нечто вроде "Наша профессия — реклама товаров".

Разумеется, это делается сознательно, и руководство НТВ рассчитывает таким образом привлечь и удержать специфическую аудиторию. Легко понять, что речь идет о состоятельных или весьма богатых людях, более всего заинтересованных в различных покупках — от "маячков" до старинных автомобилей. Что же касается политики и вообще жизни страны и мира, то этим зрителям вполне достаточно самого поверхностного знания о главных событиях. Едва ли аудитория такого рода выпусков составит более 1,5—2% россиян — именно столько в стране насчитывается богатых и очень богатых. Но для НТВ, которое уже давно позиционирует себя как "буржуазное телевидение" (термин бывшего руководителя канала Н.Сенкевича), это естественно и логично.

Однако парадокс заключается в том, что в это же самое время многие ИС становятся более серьезными, глубокими, избавляются от "желтизны" и назойливой рекламы — примером может стать недавно возникшее сетевое издание "Взгляд" — качественный проект, предлагающий широкий спектр информации и аналитики. В целом складывается впечатление, что в последние год-два укрепляется сектор серьезной, аналитической журналистики в Интернете, не говоря уже о том, что спектр мнений, представленных на различных ИС, существенно шире того, что могут предложить федеральные телеканалы или печатные СМИ.

Полагаем, что именно эта тенденция "избавления от желтизны" может стать в ближайшее время наиболее значимой в развитии ИС. В то же время, на наш взгляд, противоположная тенденция в традиционных СМИ (в частности, представленная "инфотэйментом") едва ли окажется успешной и устойчивой. Эта точка зрения базируется, в частности, на исследованиях западных экспертов (см., например,

мнение аналитиков Дойче банка в книге В.Егорова "На пути к информационному обществу")10.

Подтверждают эту тенденцию и другие факты. Например, как пишет С.Г. Корконосенко, «в конце 1990-х гг. по результатам опроса специалистов из 50 стран выстроился ряд лучших изданий (по существу это ранговый список достижений мировой прессы в XX в.): "Файнэншл Таймс" (Великобритания), "Нью-Йорк Таймс" (США) "Франкфуртер альгемайне цайтунг" (Германия) "Уолл-стрит джор-нэл" (США) и т.д. В перечне нет ни одной массовой газеты, не говоря уже о "желтой". Очевидно, что мировое сообщество отдает приоритет надежности и аналитичности, а не внешней привлекательности информации»11.

Заметим, что данный процесс в ИС есть лишь малая часть происходящего сейчас масштабного явления, а именно — структуризации и специализации Интернет-пространства. Однако это предмет для более обстоятельного обсуждения.

Подводя некоторые итоги, сегодня можно констатировать, что ИА и ИС, находясь в сложных, а порой и конфликтных взаимоотношениях, все же постепенно находят формы равновесного и взаимовыгодного сосуществования и сотрудничества.

Для ИС агентства являются главным источником информации, для ИА информсайты становятся все более важным каналом ее распространения, причем далеко за пределы круга подписчиков. ИС расширяют влияние ИА на общество, повышают их роль в формировании общественного самосознания, а в случае России и всех постсоветских государств — в формировании гражданского общества.

Одновременно в сегодняшних условиях в постсоветских странах Интернет осуществляет важнейшую функцию сохранения "пространства свободы", являясь своего рода "ограничителем" степени сервиль-ности СМИ, их зависимости от политических и финансовых властей. Ведь едва ли кому понадобится тщательно и целенаправленно отфильтрованная информация зависимых традиционных СМИ при наличии общенационального и даже планетарного "Гайд-парка", т.е. Сети.

Дальнейшие изменения в отношениях ИС и ИА, на наш взгляд, будут связаны с изменением качественных характеристик аудитории Интернета. Ведь те тинэйджеры, которые примерно 10 лет назад стали активными пользователями, через 10—15 лет будут людьми с совершенно иными интересами, оставаясь при этом "фанатами" Интернета. По этой причине, как представляется, в самое последнее время начался процесс создания сайтов, ориентированных на более серьезную, образованную аудиторию, заинтересованную в качественной информации и анали-

10 Егоров В.В. На пути к информационному обществу. М., 2006. С. 59.

11 Корконосенко С.Г. Основы журналистики. М., 2007. С. 110.

тике, как социально-политической, так и финансово-экономической. Этот процесс, на наш взгляд, продолжается.

Это, в свою очередь, в обозримом будущем может сказаться и на ИА: вероятно обострение конкуренции с ИС в области качества контента. Одновременно ИА продолжат экспансию в Интернет-пространство, конкурируя с ИС на их собственном поле.

Интернет-версии ИА уже сегодня позволяют им расширить свой творческий диапазон, выходя за границы классического традиционного жанра — информационной заметки. Судя по сегодняшним тенденциям, этот процесс получит достаточно широкое развитие. В свою очередь это неизбежно обострит конкурентную ситуацию для ИС, которые вынуждены будут наращивать число эксклюзивных материалов, точнее определять свою нишу на рынке, свой сегмент аудитории.

Заметим, что уже сегодня некоторые сайты (например, NEWSru. сот) все чаще публикуют эксклюзивную информацию, сосредотачиваясь в первую очередь на "альтернативных" новостях. Речь идет, например, о преследованиях активистов оппозиции, заявлениях и действиях ее лидеров, о критических материалах в адрес городских, областных, федеральных властей и т.д. ИС начали все более активно заполнять нишу, волей или неволей частично оставленную официальными СМИ.

Есть основания полагать, что именно такого рода перемены будут среди тех, которые определят развитие российских СМИ в ближайшие годы.

Поступила в редакцию 14.04.2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.