ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УДК 343.985.7:343.712.3
ИНФОРМАЦИОННОЕ ЗНАЧЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ
ЭЛЕМЕНТОВ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОХИЩЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА
© Волков Андрей Сергеевич
кандидат юридических наук, доцент кафедры организации правоохранительной деятельности, Саратовский государственный социально-экономический университет.
I - ~ V *
При преступлениях, связанных с похищением человека, личность потерпевшего из всех элементов криминалистической характеристики имеет наибольшее информационное значение. В данной категории преступлений, как правило, отсутствует информация о лицах, совершивших преступление, неизвестны мотивы и цели похищения. В условиях «информационного голода», изучая личность потерпевшего, можно вывести обоснованные версии и составить план расследования. Именно поэтому закономерности расследования от личности потерпевшего должны быть предметом внимания правоохранительных органов на начальном этапе расследования похищения человека.
Ключевые слова: расследование, похищение человека, личность потерпевшего.
Исследование проблем борьбы с преступлениями, связанными с похищением человека, формирование частной криминалистической методики их расследования трудно представить без изучения вопросов криминалистической характеристики.
Значение криминалистической характеристики позволяет лучше уяснить сущность конкретного изучаемого (расследуемого) события, что особенно важно на этапе доследственной проверки и первоначальном этапе расследования в условиях дефицита информации. Это знание, являясь по сути типовой вероятностной ориентирующей моделью расследуемого преступления, позволяет лучше уяснить роль и место выявленных фактов, их взаимосвязи, сориентироваться в конкретной обстановке расследования, выбрать наиболее оптимальный вариант действий, определить направления расследования, пути поиска другой значимой криминалистической информации, выдвинуть
обоснованные версии о личности преступника. Именно в возможности более обоснованного и точного выбора следственных и иных версий при расследовании преступления, рационального планирования по уголовному делу состоит прикладное значение криминалистической характеристики. Поисковое значение этой категории особенно важно при расследовании высоколатентных преступлений [1, с. 37].
Элементный состав частной криминалистической методики предполагает рассматривать в качестве одного из её обязательных элементов криминалистическую характеристику преступления, под которой нами понимается система индивидуальных особенностей преступлений определённого вида, характеризующих обстановку, способы подготовки, совершения и сокрытия преступления, личности преступника и потерпевшего, а также другие элементы криминальной деятельности,
которые имеют значение для выявления, раскрытия и предупреждения преступлений.
Не останавливаясь на дискуссионном понимании определения криминалистической характеристики преступления, необходимо отметить, что значительный научный и практический интерес в структуре криминалистической характеристики похищения человека представляет содержание её составляющих. Большинство учёных, занимавшихся разработкой проблемы элементного состава криминалистической характеристики к важнейшим относили:
- предмет преступного посягательства;
- способ совершения и сокрытия преступления;
- обстоятельства, при которых готовилось и было совершено преступление (время, место и т. д.);
- особенности оставляемых преступником следов (механизм следообразования в широком смысле);
- личность преступника и потерпевшего.
Но иерархия компонентов криминалистической характеристики может меняться в зависимости от преступления. Речь, безусловно, идёт не о формальном расположении отдельного элемента в структуре криминалистической характеристики преступления, а о фактических умозаключениях, отправной точкой которых является один или несколько «базовых» элементов, качественных признаков, обуславливающих основные закономерности его раскрытия.
Харламова Ю. Н., в отношении преступлений против жизни и здоровья экстремисткой направленности, криминалистическую характеристику конкретизирует следующим образом:
1) событие преступления (преступное деяние, время, место, способ и другие объективные обстоятельства совершения преступления);
2) личность потерпевшего;
3) личность преступника (включая характеристику его окружения);
4) виновность лица в совершении преступления (форма вины), мотивы и цели совершения преступления [2, с. 64].
По нашему мнению, при расследовании похищения человека наиболее значимым элементом криминалистической характеристики является личность потерпевшего, которая соответственно увлекает за собой все элементы криминалистической характеристики, в первую очередь, личность преступника, мотивы и их целевое содержание.
Одной из особенностей раскрытия и расследования преступлений, связанных с похищением человека, является отсутствие каких-либо данных о лицах, совершивших преступление, неизвестны зачастую мотив и цель похищения.
Данные обстоятельства значительно затрудняют раскрытие и расследование данного преступления. Широко распространенное мнение о похищении человека с целью получения выкупа как версия для расследования является недостаточной. В настоящее время корыстный мотив похищения человека всё чаще проявляется как решение в свою пользу экономических споров и использование рабского труда. Другими мотивами, как правило, становятся месть, понуждение лица (в том числе должностного) к совершению определённых действий или воздержанию от них, удовлетворение полового влечения.
Из всех направлений применения результатов виктимологического анализа, при похищении человека, эффективным является использование данных о личности потерпевшего для выдвижения версий о преступнике и округе лиц, среди которых его следует искать. В случае отсутствия информации о мотиве и цели похищения виктимологический анализ также позволяет сузить мотивацию преступного поведения и выяснить цель похищения.
Сведения о личности потерпевшего самым непосредственным образом связаны с объектом преступного посягательства. Они могут касаться как собственных (внутренних) признаков потерпевшего, так и его окружения, связей, отношений с людьми.
При изучении жертвы преступления необходимо учитывать закономерности викти-мизации - превращения лиц в жертвы преступления и «обеспечивать комплексный подход к изучению фактора жертвы» [3, с. 17]. При этом из всего многообразия используемых при расследовании сведений о личности потерпевшего криминалистику интересуют, прежде всего, те, которые имеют доказательственное и тактическое значение, поскольку эти данные во многом способствуют установлению виновных. Выбор специфического объекта посягательства в значительной степени предопределяет использование приёмов совершения и сокрытия преступления, возникновения характерных следов преступления; с ним связан комплекс действий преступника после совершения похищения.
Криминалистической значимостью при похищении человека, кроме традиционно рассматриваемых показателей (пол, возраст, род занятий, особенности деятельности, родственные связи похищенного, семейное, должностное, общественное и материальное положение), обладают данные, отражающие образ жизни, связи и отношения жертвы с различными людьми, поведение до, в период и после совершения преступления. Поскольку на первоначальном этапе расследования объём информации невелик, установление личности потерпевшего и всех не-
Научно-практический журнал. ISSN 1995-5731
обходимых данных о нём и его связях является стратегической задачей [4, с. 84], а раскрытие преступления должно осуществляться по линии от жертвы преступления - к подозреваемому, а затем - к обвиняемому [5, с. 84].
Существенную роль в реализации поисковой функции данных о личности потерпевшего играет установление характера его взаимоотношений с преступником. В отношении похищения человека данный показатель достаточно высок и составляет 88,7%, что, несомненно, является важным фактором при раскрытии данных преступлений.
Взаимосвязь потерпевшего с преступником проявляется в том, что на выбор мотива, цели и способа похищения, орудий и средств преступления, места и времени похищения оказывают влияние, с одной стороны, личностные особенности потерпевшего (психологические качества, материальное положение, образ жизни и др.), а с другой - имеющийся у преступника профессиональный, криминальный опыт и психофизическое развитие. Можно с уверенностью констатировать, что свойства личности потерпевших обуславливают и способ совершения преступления.
Важным в криминалистическом плане является установление хронологической взаимосвязи поведения преступника и потерпевшего (в частности, совпадение во времени пребывания преступника и потерпевшего в конкретном месте, совершения тех или иных действий и др.), формирующее пространственно-временную характеристику преступного события.
Кроме этого, потерпевший выступает в качестве непосредственного объекта криминалистического исследования, позволяющего ответить на вопрос: почему именно данное лицо стало жертвой преступления, явилось ли данное преступление результатом некой закономерности либо стечением случайных, ситуативных обстоятельств. И, наконец, потерпевший, с позиций криминалистики, представляет интерес как материальный объект, на котором могут остаться разнообразные следы, связанные с событием преступления, - следы непосредственного контакта с преступником, части его одежды, крови, волос, запаха, микрочастиц и т. д.
Проведённые конкретные социологические исследования показали, что основная масса похищений человека и сопряжённых с ним преступлений (убийство, причинение тяжкого вреда здоровью, изнасилование, вымогательство и использование рабского труда) совершаются в отношении лиц, поведение которых викти-мизировано. Поэтому и говорят, что часто сами потерпевшие «идут навстречу» преступлениям.
Анализ показал, что виктимизация распределяется среди потерпевших неодинаково. Здесь многое зависит от того, с каким видом преступления было сопряжено похищение человека. По данным исследования В. М. Пучнина, третья часть убийств и причинения тяжкого вреда здоровью, три четверти изнасилований и половина вымогательств связаны напрямую с опасным «виктимным поведением» потерпевшего [6, с. 107]. Анализ половозрастных показателей жертв преступлений свидетельствует о том, что несовершеннолетние обоих полов составляют в спектре этого вида преступлений 8%, женщины
- 22%, мужчины - 70%. Конечно, виктимизация зависит не только от пола и возраста потерпевших. Немаловажное значение имеет наличие у потерпевшего прошлой судимости, связей с лицами, ведущими преступный образ жизни, его социальное, материальное положение и пр. Главной, однако, всегда остается взаимосвязь «жертва-преступник», так как эти преступления в большинстве случаев теснейшим образом связаны с характером личностных отношений.
Виктимное поведение относится к кате-гориисоциально отклоняющегося поведения. Что касается потерпевших, то, как показали исследования, многие признаки их поведения выступали в роли криминогенных факторов, которые могут рассматриваться как своеобразные условия преступлений. Подобное поведение облегчает совершение противоправных деяний. Или, другими словами, виктимное поведение отражается в преступных действиях и приобретает криминальную окраску.
Подавляющее большинство потерпевших - это лица, занятые в «денежном обороте», в сфере экономики, или их родственники. Всех их объединяет то, что они могут в пределах своей компетенции решать большинство коммерческих вопросов: предоставление кредитов и займов, перевод денежных средств с одного счёта на другой, приём и увольнение сотрудников и т. п. Но виктимизация касается и лиц, в отношении которых совершаются не только корыстные похищения человека.
Изучение судебной практики позволило выявить род деятельности похищенных людей: работники частных коммерческих структур -39,95%; работники совместных предприятий
- 19,7%; рабочие и служащие государственных предприятий - 11,8%; лица, нигде не работающие - 9,1%; учащиеся школ, лицеев - 8,7%; студенты - 3,1%; пенсионеры - 2,8%; фермеры
- 2,5%; дети дошкольного возраста - 1,3%; военнослужащие и работники милиции - 1,1%.
Как видно, более половины похищенных являлись работниками коммерческих структур и совместных предприятий, что, по мнению
преступников, предполагало у них наличие значительных денежных средств.
Повышенная виктимность потерпевших связана, прежде всего, со стилем их поведения, образом жизни. Однако и в этом случае необходимо разграничивать потерпевших от похищений в связи с убийством, причинением тяжкого вреда здоровью, изнасилованием. Специфическую группу составляют потерпевшие от похищений, сопряжённых с вымогательством, и потерпевшие по причине невозвращения долга, так как всё чаще используется метод захвата в качестве заложников родственников и иных людей из близкого окружения должника.
Характерной чертой большинства жертв является то обстоятельство, что они не просто беспечные, неосторожные, неопытные люди, характеризующиеся нерациональным стилем поведения, а люди, обладающие повышенной притягательностью для преступников. Они нередко оказываются уязвимыми для преступников именно потому, что вследствие характера своего поведения, образа жизни втягиваются в виктимные ситуации и становятся объектом преступного посягательства. «Выяснения отношений», именуемые «разборками», ссоры, скандалы в 79% случаев предшествуют похищению человека с последующим убийством и в 80% случаев - похищению человека с последующим причинением тяжкого вреда здоровью.
В настоящее время имеется попытка классифицировать потерпевших в зависимости от источника получения ими материальных средств и степени сложности доступа к ним, что обуславливает их повышенную виктимность. В соответствии с этой позицией пострадавшие подразделяются на лиц:
1) занимающихся предпринимательской, коммерческой деятельностью и получающие высокие доходы или их родственников;
2) получающих в долг или в кредит и уклоняющихся от выплаты задолженности;
3) имеющих значительные доходы от незаконного промысла, в том числе от преступной деятельности;
4) обладающих имуществом и ценностями, передачи которых требуют похитители;
5) иных граждан, похищаемых с целью выкупа [7, с. 56].
В отдельную группу выделяются члены организованных преступных формирований, которые, по некоторым данным, составляют до одной трети похищаемых [8, с. 33].
Представляется, что в обе приведённые классификации не могут быть включены жертвы похищений, совершаемых с целью мести, продажи, использование рабского труда и даже для создания семьи.
Классификация похищаемых должна даваться не только в зависимости от уровня материального обеспечения, но и по другим основаниям. Несомненно, для похитителей, действующих из корыстных побуждений, прежде всего с целью получения выкупа за освобождение похищенных, имеет значение материальное положение потерпевших. Оно может быть высоким и соответствовать запросам субъектов преступления. В то же время оно может быть средним и низким и также отвечать требованиям похитителей. Деление похищаемых или их близких на имеющие высокие, средние и низкие доходы выглядит корректнее вышеуказанных классификаций [9, с. 26]. Имеет значение и источник получения потерпевшими доходов.
Лица, занимающиеся нелегальной деятельностью, не проявляют, как правило, заинтересованности в выявлении следствием реального уровня и источников собственного благополучия. Нельзя забывать и о том, что некоторые представители криминогенного контингента похищаются своими конкурентами, не ставящими своей целью получения выкупа.
Преступниками психологически точно избирается жертва будущего похищения. При этом расчёт делается на достигаемость цели и уровень безопасности совершения данного деяния. Так, например, совершая похищение человека для использования рабского труда, преступники, как правило, учитывают не только физическое состояние будущей жертвы, возможность быстрого подавления воли человека, но и отсутствие лиц, которые могут организовать их розыск. Поэтому среди этой категории потерпевших чаще всего оказываются лица без определённого места жительства.
Совершая похищение человека для получения выкупа, преступники в большинстве случаев знакомы с возможностями похищенного и его родственников и поэтому выдвигают требования, которые реально могут быть выполнены. Боясь за жизнь и здоровье своих близких родственников, потерпевшие стремятся выполнить требования преступников и не сообщают о происшествии в правоохранительные органы.
Изучение судебной практики показало также, что в ряде случаев потерпевший при проведении предварительного расследования сам превращается в подозреваемого (обвиняемого) по другому уголовному делу, уличённый в мошенничестве, краже либо других противоправных действиях.
Виктимность поведения потерпевших определяется и тем, что они зачастую совершали действия, препятствующие правоохранительным органам расследовать эти преступления. В 17,3% случаев потерпевшие выполнили указания
Научно-практический журнал. ISSN 1995-5731
работников милиции; в 31,8% - утаили сведения о преступниках; в 50,9% - не выполнили рекомендации оперативных и следственных работников по изобличению преступников.
Возраст потерпевших в 60% случаев примерно составлял 18-30 лет. Именно такой же возраст имеют и большинство лиц, совершивших преступления данной категории. Жертва и преступник, кроме того, принадлежали к одному и тому же социальному кругу, часто были знакомы.
Результаты криминалистического анализа личности потерпевшего при расследовании похищения человека лежат в основе выдвижения версий о преступнике и круге лиц, среди которых его следует искать. В случае отсутствия информации о мотиве и цели хищения, данная информация также позволяет сузить мотивацию преступного поведения и определить цель похищения.
Библиографический список
1. Косарев С. Ю. К вопросу о сущности криминалистической характеристики преступлений [Текст] // Вестник криминалистики. - Вып. 4 (28). - 2008.
2. Харламова Ю. Н. Криминалистическая характеристика преступлений против жизни и здоровья экстремисткой направленности и её
соотношение с понятиями состава преступления и предмета доказывания [Текст] // Вестник криминалистики. - 2008. - Вып. 3 (27).
3. Вандышев В. В. Теоретические и практические аспекты взаимосвязи криминалистики и виктимологии [Текст] : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук : 12.00.09. - М., 1989.
4. Яблоков Н. П. Криминалистическая методика расследования [Текст]. - М., 1985.
5. Франк Л. В. Потерпевшие от преступления и проблемы советской виктимологии [Текст]. -Душанбе, 1977.
6. Пучнин В. М. Похищение человека (криминологический аспект исследования) [Текст] : дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.08. - М., 1999.
7. Адельханян Р. А. Расследование похищения человека [Текст]. - М.: М3 Пресс, 2003. - ISBN
5-94073048-5.
8. Дворкин А. И. Расследование похищений человека [Текст] / А. И. Дворкин, [и др.]. - М.: Приоритет, 2000. - ISBN 5-307-00001-4.
9. Половка В. В. Первоначальный этап расследования похищений людей [Текст]. -Екатеринбург: Изд-во Уральского юридического института МВД России, 2007. - ISBN 978-5-88437-160-6.
КНИЖНАЯ ПОЛКА
Файл Правка Вид Избранное Сервис Справка ^ Назад т ^ - ^ ^Э Поиск ^ Папки [Щт
I
Молчанов В. А. Математическая логика : учеб. пособие. - Саратов: Саратовский государственный социально-экономический университет, 2011. - 144 с. - ISBN 987-5-4345-0048-7.
В учебном пособии содержится материал основного курса «Математическая логика». Излагается теория булевых функций, алгебра высказываний и алгебра предикатов, аксиоматический подход к теориям первого порядка, теория автоматического доказательства теорем методом резолюций и основы теории алгоритмов. Рассматриваются важные примеры теорий первого порядка и основные модели алгоритма.
Для студентов направления 080700.62 «Бизнес-информатика» (бакалавриат), специальности 010503.65 «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем» и других прикладных специальностей.
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА