Научная статья на тему 'Информационное взаимодействие тренера с родителями спортсменов в процессе подготовки смешанных пар высокого класса'

Информационное взаимодействие тренера с родителями спортсменов в процессе подготовки смешанных пар высокого класса Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
936
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кузнецова Лариса Петровна

Статья посвящена результатам диссертационного исследования, связанного с разработкой и реализацией методики «Академия для родителей» в сфере управления эффективностью спортивной подготовки смешанных пар высокого класса (спортивная акробатика). Данная методика может быть использована и в других сложнокоординационных видах спорта ранней специализации, таких как спортивная и художественная гимнастика, фигурное катание и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Кузнецова Лариса Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационное взаимодействие тренера с родителями спортсменов в процессе подготовки смешанных пар высокого класса»

УДК 797.5 ББК 77.29.04

Кузнецова Лариса Петровна

соискатель г. Орел

Информационное взаимодействие тренера с родителями спортсменов в процессе подготовки смешанных пар высокого класса

Статья посвящена результатам диссертационного исследования, связанного с разработкой и реализацией методики «Академия для родителей» в сфере управления эффективностью спортивной подготовки смешанных пар высокого класса (спортивная акробатика). Данная методика может быть использована и в других сложнокоординационных видах спорта ранней специализации, таких как спортивная и художественная гимнастика, фигурное катание и др.

Многолетняя подготовка юных спортсменов рассматривается специалистами как управляемая, динамически развивающаяся, иерархически организованная сложная педагогическая система, действующая с учетом объективных закономерностей становления спортивного мастерства и направленная на достижение ими наивысших результатов в основных составах сборных команд страны.

Повышенные требования, которые предъявляются к учебно-тренировочному процессу на этапах от начальной подготовки до спорта высших достижений, вызывают необходимость не только роста квалификации и профессиональной подготовки тренеров, но и более глубокой специализированной педагогической подготовки по взаимодействию с родителями спортсменов, соответствующей определенной специализации в спортивной акробатике.

Взаимодействие образовательного учреждения и родителей, являясь традиционным направлением педагогических исследований, требует своего

научного осмысления на каждом новом этапе развития общества, что особенно актуально в современный период - в период трансформации и реформирования практически всех общественных систем Российской Федерации. На современном этапе общественного, политического и экономического развития России тренер-педагог и родители спортсменов взаимодействуют в таких условиях, когда из-за социальных изменений, с одной стороны, ослаблены возможности родителей в развитии, обучении и воспитании детей, а, с другой стороны, существуют собственные внутренние трудности в практике обучения и воспитания детей в спортивных учреждениях дополнительного образования.

Демократизация всех сфер общественной жизни привела к тому, что родители, не обладая общепедагогическими и специальными знаниями в области спорта и, особенно спорта высших достижений, сознательно, а чаще всего бессознательно, возлагают на себя обязанности менеджеров своих детей-спортсменов, непосредственно с этапа начальной подготовки, и достаточно активно выдвигают свои условия тренеру-педагогу или администрации спортивной школы, вмешиваясь в тренировочную и соревновательную деятельность спортсменов.

В целом можно говорить о существовании объективного противоречия между социально обусловленной необходимостью использования потенциала работы с родителями спортсменов с одной стороны, и отсутствием научно-методических разработок по использованию работы с родителями спортсменов как фактора управления эффективностью спортивной подготовки.

Спортивной наукой признается важность и необходимость информационного взаимодействия тренера с родителями спортсменов, однако в большей степени это касается воспитательного процесса: воспитания трудолюбия, волевых качеств, патриотизма, ответственности за свои поступки, умения общаться со сверстниками и взрослыми и т.д.; получения информации о спортсмене для дальнейшего его использования в процессе спортивной подготовки и управления им. Однако собственно процесс спортивной подготовки остается прерогативой тренера.

Тренеры и родители, пытаясь совместно найти наиболее эффективные способы решения данной проблемы, должны определять содержание и формы педагогического просвещения. В создании союза родителей и тренеров важнейшая роль принадлежит последним. Не все родители откликаются на стремление тренера к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию и обучению их ребенка избранному виду спорта. Тренеру необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы, исключающим авторитаризм и дидактизм.

Остановить вмешательство родителей в процесс спортивной подготовки, как и поступательное развитие общества в целом и спорта, как особого института общества, невозможно. Однако направить данный процесс в «мирное русло» и использовать его для повышения эффективности не только воспитательной работы, но и процесса спортивной подготовки, не только возможно, но и необходимо с помощью специально разработанных методик. Одной из таких методик может стать, на наш взгляд, разработанная нами методика «Академия для родителей».

Современная спортивная акробатика, как и все сложнокоординационные виды спорта ранней специализации, в последние два десятилетия заметно помолодела. Возраст спортсменов 11-17 лет, по оценкам специалистов, является возрастом наиболее интенсивного процесса спортивной подготовки, но, одновременно, и возрастом полной материальной и юридической зависимости от родителей.

Смешанные парные упражнения - специфический и очень сложный вид акробатических упражнений. В состав пары входят мужчина - «нижний» и женщина - «верхняя». Именно из-за смешанности состава пары подготовка спортсменов значительно усложняется и в физическом, и в психологическом, и в интеллектуальном, и в социальном плане.

Грамотное информационное взаимодействие тренера с родителями спортсменов способствует обмену опытом и информацией о детях вне тренировочной или соревновательной деятельности; коллективная

ответственность и выполнение совместной деятельности с индивидуальным распределением аспектов работы повышает ответственность и тренера, и родителей за выполнение общего дела - повышения эффективности управления процессом спортивной подготовки юных акробатов. Постоянное общение родителей с тренером, теоретическое и практическое обучение родителей спортсменов, кроме того, снижает или полностью «снимает» проблему конфликтов тренера и родителей, расширяет сферу общения и совместной деятельности родителей и детей.

В соответствии с содержанием спортивной подготовки смешанных пар высокого класса, нами были выделены следующие направления информационного взаимодействия тренера с родителями юных спортсменов с целью повышения эффективности управления их спортивной подготовкой:

¡.Ознакомление родителей с особенностями спортивной акробатики как вида спорта; спецификой требований специализации «смешанные парные упражнения»; историей развития спортивной акробатики в Орловской области; традициями и требованиями школы смешанных пар ЗТР Наумовой K.M. (в данном контексте понятие «школа» употребляется в значении систематичности и преемственности принципов и особых методических приемов).

2.Теоретическая подготовка родителей спортсменов по вопросам мотивации и психолого-педагогических установок в ходе спортивной деятельности; создания положительного эмоционального фона спортивной деятельности и, как следствие, содействие положительному социально-психологическому климату спортивной деятельности; нормированности и организации различных видов деятельности вне процесса спортивной подготовки; восстановительных процессов, организации режима дня и питания юных спортсменов в соответствии с внутрипарной специализацией; участию в финансировании необходимой соревновательной деятельности.

3.Обучение родителей спортсменов практическим навыкам проведения, страховки и контроля утренней зарядки; работы по развитию гибкости, силовых качеств, тренировки вестибулярного аппарата, развития

психомоторных способностей, выполнения специальных элементов; развития личностных качеств; мотивации достижения успеха; оформления соревновательных костюмов; подбору или изготовлению тренировочных костюмов; ведению дневников наблюдений за детьми в процессе выполнения домашних заданий.

Этап начальной спортивной специализации является важнейшей ступенью на пути становления спортивного мастерства смешанных пар. Чем качественнее проведена начальная подготовка, тем быстрее и надежнее, то есть эффективнее осуществляется спортивная подготовка смешанных пар высокого класса. Проведенное экспериментальное исследование позволило проверить эффективность предложенной методики «Академия для родителей» в процессе информационного взаимодействия тренера с родителями спортсменов с целью оптимизации процесса спортивной подготовки смешанных пар высокого класса.

В целом репрезентативность выборки определялась первоначальной гомогенностью групп по уровню физической подготовленности (развитию физических качеств) и владению специальными практическими умениями и навыками; одинаковыми условиями обучения; материальной базой; возрастом спортсменов. На организацию учебно-тренировочного процесса в обеих группах отводилось равное время, соответствующее программе подготовки.

В ходе педагогического эксперимента часть родителей полностью использовала возможности методики «Академия для родителей», то есть участвовали и в теоретической и в практической части, а часть родителей предпочла участвовать только в теоретической части.

Однако для эффективности работы родителей с детьми вне тренировочного процесса, по нашем}' мнению, родителям необходимо получать практические навыки в аспекте влияния на уровень физической подготовленности, технико-тактическую подготовку и эмоциональную сферу юных спортсменов. На основании данного положения нам необходимо было выделить и выявить разницу влияния только теоретической подготовки (ГТ) и полной подготовки

(теория + практика) (ГО) родителей по методике «Академия для родителей».

В педагогическое наблюдение в период 1996-2003г.г. были вовлечены 186 родителей спортсменов только на добровольной основе. Анкетирование родителей спортсменов проводилось ежегодно среди родителей, дети которых обучаются в спортивной школе два года, т.е. родители имеют представление и о тренировочном, и о соревновательном процессе.

В анкетировании из 186 родителей приняло участие 133 человека; из них 69 человек, т.е. 58% респондентов - родители девочек, 64 человека, т.е. 48% респондентов - родители мальчиков. Большинство респондентов - 58чел., т.е. 44% - имеют средне-специальное образование; 47чел, т.е. 35% - имеют среднее образование; 28чел., т.е. 21%) - имеют высшее образование. Педагогическое образование имеют 17человек (средне-специальное - 11 человек; высшее - 6 человек), т.е. 13% респондентов. Большинство родителей - 104 человека, т.е. 78%, когда-либо занимались спортом; 29чел., т.е. 22%), - никогда не имели отношения к спорту. Однако 67 человек, т.е. 64%) всех занимавшихся спортом, занимались на уровне школьной спортивной секции, и только 37 человек, т.е. 36% всех занимавшихся или 28% респондентов занимались в детско-юношеских спортивных школах (преимущественно специализация «волейбол» и «легкая атлетика»),

В результате педагогического наблюдения было выявлено следующее:

1)родители считают необходимым для себя контролировать процесс обучения их детей в спортивной школе, также как и в общеобразовательном учреждении;

2)в отличие от общеобразовательного учреждения, родители считают возможным вмешиваться именно в процесс спортивной подготовки и контролировать действия тренера, «чтобы не пострадали интересы и здоровье ребенка»;

3)в первый год обучения (этап начальной подготовки) родители чаще полностью доверяют тренеру, так как обучение осуществляется на добровольной основе (по желанию либо самого ребенка, либо его родителей) и

практически не вмешиваются в процесс обучения, стараются в полной мере выполнять требования тренера;

4)как правило, период разногласий и/или активного вмешательства в процесс спортивной подготовки начинается у родителей спортсменов с момента первых соревнований их детей, то есть с момента получения первых результатов спортивной подготовки (второй год обучения) и усугубляется в период, когда соревновательная деятельность занимает значительную часть спортивной подготовки смешанных пар, пары сформированы белее или менее устойчиво, соревновательная деятельность осуществляется не только в г. Орел, но и на выезде (третий год обучения и далее);

5)основными причинами разногласий являются следующие: комплектование пар, питание (в основном характерно для родителей «верхних»), выезд на соревнования за пределы Орловской области;

6)родители, как правило, не обладают специальными педагогическими знаниями в целом и знаниями в области спорта и спортивной акробатики - в частности; за период проведения педагогического наблюдения только три спортсмена имели родителей, занимавшихся ранее спортивной акробатикой (прыжки на акробатической дорожке, смешанные пары, женские групповые упражнения, женские парные упражнения); за весь период спортивной подготовки этих спортсменов не было ни одной конфликтной ситуации между тренером и данными родителями и ни одного факта вмешательства в процесс обучения с их стороны.

При сравнении показателей физического и технического уровня подготовленности, а также уровня готовности к соревновательной деятельности по различным компонентам, нами были получены результаты, свидетельствующие о том, что показатели детей, родители которых занимались по полной программе методики (ПТ) выше, чем у детей, чьи родители использовали только теоретическую часть методики (ГТ).

Для отслеживания динамики изменения уровня физической подготовленности юных спортсменов, в январе 2004 года (первый этап

эксперимента - 2003/2004уч.г.) было проведено предварительное тестирование и определены базовые показатели физической подготовленности юных акробатов: девочек-«верхних» и мальчиков-«нижних».

В ходе педагогического эксперимента девочками-«верхними» были показаны результаты, свидетельствующие о положительном вкладе родителей в качество физической подготовленности юных спортсменок с помощью методики «Академия для родителей» под непосредственным руководством тренера. Динамика суммарных показателей роста силы в обеих группах аналогична с ее отдельными показателями в процессе эксперимента. Различия в приростах между группами показали преимущества группы ГП над группой ГТ в суммарном приросте - 7,5% (10,42кг) при Р < 0,01. Суммарный показатель подвижности суставов (гибкость) в целом отражает частные проявления данной способности в ходе эксперимента. Разница приростов показателей между группами ГП и ГТ по итогам эксперимента составила 6,0% (8,31см) при Р < 0,05 в пользу ГП.

Различия приростов скоростно-силовых способностей составили в пользу группы ГП по итогам эксперимента 9,0%) (5,19см) при Р < 0,001. Прирост устойчивости вестибулярного анализатора на статическую нагрузку составил в пользу ГП по итогам эксперимента 25,7% при Р < 0,05. Различия в приростах устойчивости вестибулярного анализатора на динамическую нагрузку за время эксперимента показала, что группа ГП лидирует с показателем 35,1% при Р < 0,01.

В ходе педагогического эксперимента мальчики-«нижние» также показали результаты физической подготовленности, свидетельствующие о положительном эффекте методики «Академия для родителей». В результате сравнения суммарных показателей силы в ходе эксперимента между группами было выявлено, что группа мальчиков ГП в ходе выполнения запланированной программы методики совместно с родителями оказалась по своим показателям значительно выше группы ГТ - на 10,2%) (51,3кг) при Р < 0,01.

Сравнительный анализ приростов суммарной подвижности суставов (гибкость) в ходе эксперимента составил 12,2% (15,4см) при Р < 0,01 в пользу группы ПТ. Суммарный прирост скоростно-силовых способностей составил в пользу ГП 12,32%) (8,73см) при Р < 0,05. Тестирование устойчивости вестибулярного анализатора на статическую нагрузку позволило выявить разницу в ходе эксперимента в размере 25,14%) (8,0с) при Р < 0,05 с превосходством ГП. Суммарный прирост уровня устойчивости вестибулярного анализатора на динамическую нагрузку выше в ГП, чем в ГТ и составил 9,85%) (1,6балла) при Р < 0,05.

На втором и третьем этапе эксперимента уровень физической подготовленности тестировался методом экспертной оценки. Чем меньше сумма мест, тем выше результат группы. Таким образом, по итогам второго и третьего этапов педагогического эксперимента группа ГП имела сумму мест -78; а группа ГТ - 99, то есть группа ГП имела преимущество в 21 балл (21%).

Таким образом, при создании максимально равных условий тренировок, но при использовании практических навыков родителей в работе со своими детьми в домашних условиях по методике «Академия для родителей», группы ГП (девочки) и ГП (мальчики) показали более высокие результаты фактически по всем видам тестирования уровня физической подготовленности.

Чрезвычайно актуальным для спортивной акробатики в целом, и для подготовки смешанных пар высокого класса - в частности, является вопрос о развитии психомоторных способностей юных акробатов. Тестирование данного вида способностей осуществлялось на втором и третьем этапах эксперимента (возрастные тесты 8 и 9 лет).

Окончательные результаты тестирования первого этапа (8лет) показали, что все спортсмены экспериментальной группы соответствуют по психомоторике базовым нормативам своего возраста: 25 человек (83%) - показали результат «норма»; 5 человек (17%) - показали результат «выше нормы». При этом 4 результата «выше нормы» показали девочки-«верхние» и только 1 результат «выше нормы» показал мальчик-«нижний».

Помимо упражнений для развития уровня физической и психомоторной подготовленности родители изучали специальные акробатические элементы (и способы их страховки), исполняемые индивидуально или входящие в состав парного упражнения в соревновательных композициях. Как компоненты уровня готовности к соревновательной деятельности они оценивались методом экспертной оценки в рамках уровня сформированности технических (специфических) умений и навыков в исследуемой экспериментальной группе. Для оценивания технических умений и навыков использовалась десятибалльная система. Сравнение результатов по сумме мест показывает, что по итогам второго и третьего этапов педагогического эксперимента, группа ГП имеет сумму мест - 63; группа ГТ - 99. Разница результатов составляет 36 баллов (36%) в пользу группы ГП. Таким образом, полученные данные свидетельствуют о несомненном росте уровня готовности спортсменов экспериментальной группы в целом к соревновательной деятельности, однако результаты группы ГП значительно выделяют уровень готовности к соревновательной деятельности спортсменов данной группы.

В ходе второго и третьего этапа педагогического эксперимента (2004/2005 и 2005/2006учебные годы), в соответствии с намеченным планом проводилось тестирование эмоциональной сферы юных акробатов, выявление личностных качеств спортсменов, выявление динамики изменения мотивации достижения успеха и определение коэффициента надежности соревновательной деятельности юных акробатов экспериментальной группы. В анализе мотивации спортивной деятельности использовались результаты бесед с тренерами, родителями.

По результатам второго и третьего этапов педагогического эксперимента наблюдается изменение мотивационного фона обучения, причем этот процесс наиболее отчетлив в группе ГП. Средний балл развития мотивации достижения согласно оценочному эквиваленту составил: в ГП - 3,7 балла, что соответствует устойчивому «выше среднего» уровню готовности к соревновательной

деятельности; в группе ГТ - 3,3 балла, что соответствует «среднему» или ситуативному уровню.

Следующим объектом тестирования являлся уровень развития волевых качеств как компонент готовности к соревновательной деятельности. Оценку выставляли тренер и родители с учетом мнения детского коллектива. Для более точного выявления данного качества применялась методика, разработанная В.Сикорой.

Проанализировав результаты в конце второго и третьего годов обучения, мы пришли к выводу, что в динамике развития такого личностного качества как смелость, не произошло значительных сдвигов. По нашему мнению, это связано с повышением сложности элементов, вызывающих страх.

К концу третьего года обучения средний балл исследуемых качеств в группе ГП составил 4,5 балла; в группе ГТ - 3,7 балла. Полученные результаты свидетельствуют о том, что степень развития волевых качеств у юных акробатов группы ГП значительно выше, что, по нашему мнению, говорит о более высоком уровне сформированности их личностного компонента готовности к соревновательной деятельности.

Измерение уровня готовности юных спортсменов 9-10лет к соревновательной деятельности по отдельным ее компонентам представляет особый интерес, так как свидетельствует о потенциале будущего спортсмена высокого класса, раскрывает тенденции прироста по каждому компоненту, но объективной картины уровня готовности спортсмена к соревнованию не дает, так как готовность к соревновательной деятельности может реально проявляться только на соревнованиях. А так как для спортсменов высокого класса соревновательная деятельность имеет приоритетное значение, нам необходимо было на третьем этапе педагогического эксперимента, в конце третьего года обучения (2005/2006г.г.) определить уровень готовности юных спортсменов к соревновательной деятельности.

Одним из объективных показателей готовности к соревновательной деятельности, по нашему мнению, является коэффициент надежности

соревновательной деятельности. Чем ближе коэффициент надежности к «единице», тем выше уровень готовности спортсменов к соревновательной деятельности.

Выявление уровня готовности юных спортсменов к соревновательной деятельности на втором и третьем этапах педагогического эксперимента по сумме мест, занятых ими на состязаниях, составляющих их соревновательный опыт, позволило определить коэффициент надежности соревновательной деятельности юных спортсменов: в группе ГП коэффициент надежности увеличился на 0,019 и составил 0,992: в группе ГТ коэффициент надежности увеличился на 0,011 и составил 0, 976.

Таким образом обе группы в рамках единой экспериментальной группы показали значительный прирост уровня спортивной подготовки в целом, и уровня готовности к соревновательной деятельности - в частности, однако показатель группы ГП наиболее приближен к «единице», что свидетельствует о наименьшем количестве неудачно выполненных упражнений на состязаниях и о более высоком уровне готовности к соревновательной деятельности.

Исследования показали, что методика «Академия для родителей» наиболее эффективна, если подготовка родителей осуществляется по полной программе методики: теоретическая и практическая подготовка; в данном случае, используя полученные знания и навыки, родители более эффективно помогают детям-спортсменам в выполнении домашних заданий тренера, что, в свою очередь, влияет на общий уровень спортивной подготовленности юных акробатов.

Анализ экспериментальных данных позволяет определить преимущество спортсменов, чьи родители прошли полный курс подготовки (группа ГП), над спортсменами, чьи родители прошли только теоретический курс подготовки (группа ГТ) Это связано с тем, что методика формирования готовности юных спортсменов к соревновательной деятельности в тесном продуктивном контакте с родителями спортсменов направлена на достижение стабильно высокого результата всей группой, а традиционная методика обучения

ориентирована на работу тренера с 2-3 наиболее подготовленными парами. В педагогическом плане методика «Академия для родителей» оказывается более перспективной, так как не исключает в будущем возможности улучшения результата у любого спортсмена в группе, а, следовательно, гарантированно готовить спортсменов высокого класса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.