Научная статья на тему 'Информационное управление в образовательных структурах'

Информационное управление в образовательных структурах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
294
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ПРОБЛЕМЫ / УСЛОВИЯ / PROFESSIONAL MANAGEMENT / MANAGEMENT / INFORMATION MANAGEMENT / PROBLEM / CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Левина Елена Юрьевна, Щербаков Виктор Степанович

Рассмотрены некоторые теоретико-методологические аспекты образовательного процесса с учетом системного и синергетического подходов. Показана специфика воспитания как одной из наиболее значимых сторон образовательного процесса, основное назначение которого состоит в решении задач социализации и индивидуализации формируемой и развиваемой личности человека. Цели и традиции выступают как фактор социокультурной целостности. Изложено авторское видение влияния внешнего фактора на образовательный процесс. Дана критическая оценка педагогического тестирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Information Management in Educational Institutions.......... 14 T. V. Khudoykina. A Law Clinic as an Innovative Method of Teaching Law Students

The article deals with some theoretical and methodological aspects of the process of education in the terms of the system and synergistic approaches. The author describes the specificity of upbringing as an important integral part of the process of education, which main purpose is socialisation and identification of a developing personality. The goals and traditions are a factor in social and cultural integrity. The author's understanding of influence of external factors on the educational process and critical reasoning of testing as a pedagogical tool are presented.

Текст научной работы на тему «Информационное управление в образовательных структурах»

УДК 37:005.7

информационное управление в образовательных структурах

Е. Ю. Левина, В. С. Щербаков (Институт педагогики и психологии профессионального образования РАО, г. Казань)

Рассмотрены некоторые теоретико-методологические аспекты образовательного процесса с учетом системного и синергетического подходов. Показана специфика воспитания как одной из наиболее значимых сторон образовательного процесса, основное назначение которого состоит в решении задач социализации и индивидуализации формируемой и развиваемой личности человека. Цели и традиции выступают как фактор социокультурной целостности. Изложено авторское видение влияния внешнего фактора на образовательный процесс. Дана критическая оценка педагогического тестирования.

Ключевые слова: профессиональное управление; управление; информационное управление; проблемы; условия.

INFORMATION MANAGEMENT IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS

E. Yu. Levina, V. S. Shcherbakov (Institute of Pedagogy and Psychology of Furtherl Education, Kazan)

The article deals with some theoretical and methodological aspects of the process of education in the terms of the system and synergistic approaches. The author describes the specificity of upbringing as an important integral part of the process of education, which main purpose is socialisation and identification of a developing personality. The goals and traditions are a factor in social and cultural integrity. The author’s understanding of influence of external factors on the educational process and critical reasoning of testing as a pedagogical tool are presented.

Keywords: professional management; management; information management; problem; conditions.

Управление высшим образованием в условиях модернизации должно быть результативным, т. е. обеспечивать в глобальном смысле развитие технологий, конкурентоспособность экономики, рост валового дохода, социальную обеспеченность и защищенность населения. Образовательные системы в данном аспекте играют роль опережающего фактора, формируя кадровый потенциал решения экономических и социальных задач. Существующие модели управления образованием не имеют единой парадигмы управления, каждая образовательная организация использует свои методы, чаще заключающиеся в оперативном управлении по ситуации, что не способствует опережающему развитию образовательной системы высшего профессионального образования.

Текущие социально-экономические процессы ставят перед образовательной системой ВПО и каждой образова-

тельной организацией инновационные задачи не только образовательного (переход к двухуровневой системе обучения, разработка программ, изменение требований к специалистам и т. п.), но и экономического уровня (вхождение образовательных структур в рыночную экономику, завоевание рыночной образовательной ниши при сохранении традиций обучения). Причем для образовательной системы формируется специфическая совокупность заинтересованных групп (агентов), к которым можно отнести органы власти, бизнес-структуры, личность (обучающегося), общество в целом, сотрудников образовательных учреждений, так или иначе влияющих на формирование внешней и внутренней среды образовательной системы (ОС). При этом ОС должна структурировать и обеспечивать интересы всех агентов с учетом их взаимодействия, неизбежно возникающего конфликта интересов и уровня влияния.

© Левина Е. Ю., Щербаков В. С., 2014

Современные образовательные учреждения ВПО значительно разнятся по результативности своей работы - уровню (качеству) подготовки выпускников, -находясь при этом в равных законодательных, финансовых, региональных и других условиях реализации деятельности. Вопрос эффективности деятельности образовательных единиц системы заключен в повышении уровня управления, модернизации и оптимизации образовательных моделей управления, инновационных образовательных практик.

Согласно теории управления с позиций обратной связи выделяют три основных вида управления: в замкнутом контуре. разомкнутом контуре и изоляционное управление.

В замкнутом контуре выходные параметры системы анализируются на входе, управление осуществляется циклически за счет внутренних ресурсов системы (самоуправление), следовательно, условиями управления служит наличие информационного обеспечения (организация информационных потоков и каналов связи системы), методы обработки информации как нормативные коридоры значений, механизмы управляющих воздействий.

Разомкнутый контур управления с отсутствием обратной связи от входа к выходу предполагает реализацию управляющих воздействий от внешней среды (директивное управление результатами и процессами). Тогда условиями реализации управления такого вида будут наличие информации для управляющего субъекта, адекватно описывающей текущую ситуацию в установленных параметрах, и способ ее распространения. Изоляционное управление предполагает отсутствие нежелательных информационных входов и выходов управляемой системы, обеспечивая высокий уровень безопасности.

В реальных образовательных системах, на наш взгляд, комбинируются два типа управления, доли которых варьируются (замкнутый и разомкнутый) в зависимости от типа самостоятельности образовательной единицы, автономии образовательного учреждения и т. п. Изоляционный тип управления в образовательных системах

возникает при рассмотрении его как элемента рыночных отношений при реализации образовательных услуг, определении конкурентных преимуществ в виде педагогических и научных технологий.

Проблемы управления образовательными системами и организациями ВПО можно свести к следующим:

1) проблемы качества образования (достижения необходимого, востребованного на рынке труда уровня компетенций выпускника);

2) проблемы доступности образования (возможности бесплатного профессионального образования);

3) проблемы участия в управлении образованием стейкхолдеров образовательных систем (родителей, обучающихся, бизнес-сообщества и др.,) несмотря на провозглашенный принцип государственно-общественного управления;

4) проблемы финансового характера, связанные с финансированием, самоокупаемостью и другими экономическими характеристиками деятельности образовательных учреждений;

5) отсутствие стандартов и моделей управления образованием (жесткая зависимость от личности руководителя и принятой им стратегии управления, недостаточное нормативное регулирование системы управления и пр.) [3];

6) координация управления ОС на разных уровнях: федеральном, региональном, междисциплинарном, модульном, интегрируемых образовательных структур, учрежденческими подразделениями, кафедрами и др.;

7) отсутствие логически структурированного информационного обеспечения управления ОС;

8) отсутствие информационной прозрачности систем управления образованием.

Возникающие проблемы управления ОС связаны с невозможностью использования предыдущих (плановых) моделей управления ОС в текущих экономических и социальных условиях, необходимостью управления инновационными проектами при сложности координации компонентов ОС, отсутствием механизмов управления адекватных современным требованиям к ОС; отсутствием законодательно закрепленных стандартов и нормативов управ-

ления ОС, недостаточностью уровня кадрового управленческого и преподавательского потенциала ОС; снижением управляемости персонала ОС; отсутствием стратегических элементов управления и др.

Согласно предлагаемому Д. Новиковым разделению [1], методы управления образовательными системами включают в себя следующие составляющие: управление составом (организацию управления подготовки и переподготовки кадров образовательного учреждения); управление структурой (иерархия подчинений и технология передачи управленческих решений); институциональное управление (трансляция приказов вышестоящих органов управления и получение отчетов о ходе их выполнения); мотивационное управление (изменение предпочтений подчиненных, способствующих решению управленческих задач); информационное управление - наименее изученный аспект управления с точки зрения формальных моделей, так или иначе присутствующий во всех остальных методах.

По нашему мнению, одним из способов совершенствования управления ОС может служить развитие метода информационного управления как инициирующей компоненты управления любого вида при разработке информационного обеспечения, выбора источников управляющей информации, формализации и обработки данных о процессах ОС, формирования системы образовательной статистики по типам реализуемых программ образования и уровням управления, создании информационных систем поддержки принятия управленческих решений, обеспечивающих информативность показателей образовательной организации.

Один из способов достижения опережения в развитии ОС заключается в возможностях современных информационно-коммуникационных технологий, в настоящее время используемых лишь как обеспечение ОС. В частности, во многих вузах решена задача автоматизации и формирования единой информационной среды (сайта), интегрирующих распределенные базы данных кафедр, деканатов и других подразделений для контроля и

учета деятельности студентов, обеспечения их образовательными материалами и организационной информацией, преподавательской работы, распространения управляющей информации, сопровождения научной деятельности, кадрового и финансового учета и др. Их использование может удовлетворить текущие потребности практики ОС, такие как методы исследования, моделирование, прогнозирование, совершенствование управления и развития, обеспечивая управленческую эффективность при сохранении информационного оптимума системы (закон необходимого разнообразия [2]).

С позиций всеобщей информатизации в образовательной системе (т. е. увеличения доли знаний и информации как общественного ресурса распространения компьютеров и компьютерных сетей) следует организовывать такой общий ресурс (информационного обеспечения), который позволил бы беспрепятственно создавать и потреблять информацию во всех аспектах функционирования, взаимодействия единиц системы на всех иерархических уровнях при разработке стандартов и протоколов, обеспечивающих взаимодействие всех компонент. Тогда, с точки зрения управления ОС, необходима организация информационного управления ОС как интеграции принципов, форм, технологий и правил формирования, обработки, анализа и использования информационных ресурсов. Информационное управление представляет собой один из аспектов управления образовательными системами в целом, обеспечивая формализацию, структурирование, обработку и хранение педагогических данных, что способствует принятию адекватных управленческих решений.

Приведем ряд условий, при которых возможна реализация информационного управления ОС:

- каждое учреждение профессионального образования рассматривается как обособленная единица ОС, при этом эффективность системы образования определяется как их аддитивный результат;

- информация о функционировании учреждения профессионального обра-

зования должна быть формализованной, структурированной и обладать необходимыми свойствами (полнотой, адекватностью, актуальностью, доступностью, релевантностью и др.);

- информация является одним из ресурсов процессов образовательного учреждения и лежит в основе процесса принятия управленческого решения;

- информационное управление включает в себя систему делопроизводства, базы данных, информационную среду организации, информационную систему управления, динамические модели управления и прогнозирования;

- необходима разработка единой системы ключевых показателей результативности всех учреждений профессионального образования с учетом уровня реализуемых образовательных программ;

- информационное управление должно обладать необходимым и достаточным количеством информативных средств, оптимизируя ресурсы и управленческие затраты.

Цель информационного управления ОС - обеспечение опережающего развития при структурировании информации, способствующей принятию управленческих решений по повышению эффективности деятельности учреждения профессионального образования. Организация такого вида управления необходима на всех иерархических уровнях управления (от министерства до учебного процесса), во всех учреждениях включает все технологические и операционные действия, связанные с информацией во всех ее формах и состояниях.

К задачам информационного управления ОС можно отнести:

- выделение внешних и внутренних информационных ресурсов образовательного учреждения;

- обеспечение формализации, структурирования, группировки и обработки информации на всех уровнях;

- организацию информационного обеспечения процессов управления организации;

- осуществление стратегического и оперативного управления информационными ресурсами при повышении их обоснованности и оперативности;

- обеспечение передачи потоков информации, ее хранение и обновление;

- удовлетворение информационных потребностей образовательных структур на всех иерархических уровнях с учетом прогнозируемых тенденций.

Проблема управления в образовательных системах является ключевой с точки зрения достижения заданного качества. Управление в образовании, если его трактовать широко, интегрирует в себе прошлое (культурно-традиционную компоненту), настоящее (цивилизационно-технологическую компоненту) и будущее (прогнозируемо-желаемое состояние системы). Переход общества в информационную стадию развития позиционирует информационное управление наиболее релевантным инструментом в достижении устойчивого развития образовательных структур.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гухман, В. Б. Философия информации [Электронный ресурс] / В. Б. Гухман. - Режим доступа: http://www.intuit.ru/goods_store/ebooks/8659.

2. Новиков, Д. А. Теория управления образовательными системами / Д. А. Новиков. -Москва : Народное образование, 2009. - 452 с.

3. Щербаков, В. С. Тенденции развития современной системы профессионального образования : методология, модели / В. С. Щербаков // Материалы региональной научно-практической конференции «Инновационное развитие образовательных учреждений: реалии, проблемы, перспективы» (19 апреля 2013 г., г. Казань) / под науч. ред. Г. Н. Морозовой. - Казань : ТАИ, 2013. - С. 14-19.

Поступила 26.11.13.

Об авторах:

Левина Елена Юрьевна, старший научный сотрудник ФГНУ «Институт педагогики и психологии профессионального образования» РАО (г. Казань, Россия), кандидат педагогических наук, frau.levina2010@yandex.ru Щербаков Виктор Степанович, заведующий лабораторией методологии и теории профессионального образования ФГНУ «Институт педагогики и психологии профессионального образования» РАО (г. Казань, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, vik58top@rambler.ru

Для цитирования: Левина, Е. Ю. Информационное управление в образовательных структурах / Е. Ю. Левина, В. С. Щербаков // Интеграция образования. - 2014. - № 1 (74). - С. 14-18.

REFERENCES

1. Gukhman V. B. Filosofiya informatsii [Philosophy of information]. Available at: http://www.intuit.ru/ goods_store/ebooks/8659.

2. Novikov D. A. Teoriya upravleniya obrazovatelnymi sistemami [Management theory for educational systems]. Moscow, Education Publ., 2009, 452 p.

3. Shcherbakov V. S. Tendentsii razvitiya sovremennoy sistemy professionalnogo obrazovaniya: metodologiya, modeli [Trends in the development of the modern vocational education system: methodology, models]. Materialy regionalnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii "Innovatsionnoe razvitiye obrazovatelnykh uchrezhdeniy: realii, problemy, perspektivy” (19 aprelya 2013 g., g. Kazan) [Proceedings of the Regional Scientific and Practical Conference “Innovative development of educational institutions: Realities, Problems and Prospects”, April 19,

2013, Kazan]. Kazan, Under ed. of Morozova G. N. Kazan, TAI Publ., 2013, pp. 14-19.

About the authors:

Levina Elena Yuryevna, Senior Researcher, Institute of Pedagogy and Psychology of Further Education RAO (Kazan, Russia), Kandidat Nauk degree holder (PhD) in pedagogical sciences, frau.levina2010@yandex.ru Shcherbakov Victor Stepanovich, research assistant professor, head of the laboratory of Methodology and Theory of Further Education, Institute of Pedagogy and Psychology of Further Education RAO (Kazan, Russia), Kandidat Nauk degree holder (PhD) in pedagogical sciences, vik58top@rambler.ru

For citation: Levina E. Yu., Shcherbakov V. S. Informacionnoe upravlenie v obrazovatel’nyh strukturah [Information management in educational institutions]. Integracija obrazovanija [Integration of Education].

2014, no. 1 (74), pp. 14-18.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.