Научная статья на тему 'Информационное участие аудитории в деятельности районной «Кольское слово» на современном этапе (с 2000 г. По 2016 г. )'

Информационное участие аудитории в деятельности районной «Кольское слово» на современном этапе (с 2000 г. По 2016 г. ) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
145
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГАЗЕТА / АУДИТОРИЯ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / УЧАСТИЕ АУДИТОРИИ / ФОРМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО УЧАСТИЯ / NEWSPAPER / AUDIENCE / INTERACTION / THE PARTICIPATION OF AUDIENCE / FORMS OF INFORMATIONAL PARTICIPATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Королькова А. О., Иванищева О. Н.

Статья посвящена изучению информационного участия аудитории в деятельности муниципальной газеты Кольского района Мурманской области «Кольское слово»за период с 2000 по 2016 года, показано, как в указанный период осуществлялось взаимодействие редакции с читательской аудиторией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Audience''s informational participation in practices of the newspaper «The word of Kola» at the present stage (from 2000 to 2016)

The article is devoted to the study of information participation of the audience in the activities of the municipal newspaper of the Kola district Murmansk region "Kola"for the period 2000 to 2016, shows how in this period interacted with the wording of the readership.

Текст научной работы на тему «Информационное участие аудитории в деятельности районной «Кольское слово» на современном этапе (с 2000 г. По 2016 г. )»

Информационное участие аудитории в деятельности районной «Кольское слово» на современном этапе (с 2000 г. по 2016 г.)

Audience's informational participation in practices of the newspaper «The word of Kola»

at the present stage (from 2000 to 2016)

А. О. Королькова

Магистрант

ФГБОУ ВО «Мурманский арктический государственный университет»

г. Мурманск, Россия e-mail: korolkovaaa13@gmail. com

A.O.Korolkova

Master student Murmansk State Humanities University Russia, Murmansk e-mail: [email protected]

Научный руководитель О.Н. Иванищева

доктор филологических наук, профессор

Scientific adviser O.N. Ivanisheva

doctor of philological sciences, professor

Аннотация.

Статья посвящена изучению информационного участия аудитории в деятельности муниципальной газеты Кольского района Мурманской области «Кольское слово»за период с 2000 по 2016 года, показано, как в указанный период осуществлялось взаимодействие редакции с читательской аудиторией.

Annotation.

The article is devoted to the study of information participation of the audience in the activities of the municipal newspaper of the Kola district Murmansk region "Kola"for the period 2000 to 2016, shows how in this period interacted with the wording of the readership.

Ключевые слова: газета, аудитория, взаимодействие, участие аудитории, формы информационного

участия.

Key words: newspaper, audience, interaction, the participation of audience, forms of informational participation.

Во все времена СМИ были призваны обеспечивать информационное взаимодействие представителей различных слоев общества и власти, выступать дискуссионной площадкой для обсуждения социально значимых вопросов. Активное участие граждан в процессах массовой коммуникации наблюдается как в советском, так и постсоветском периоде развития общества. Это способствовало и способствует получению аудиторией всесторонней и наиболее полной информации о политических, социально-экономических, культурных и иных процессах, происходящих в обществе, выявлению проблем, влиянию на разработку и контроль за реализацией важных управленческих решений. Как в период советской власти, так и сейчас, принцип партиципарности в деятельности печатных СМИ остается крайне важным.

Партиципарность — понятие, предполагающее участие аудитории в информационном процессе. Стать равноправными участниками коммуникационного процесса, к чьим интересам прислушиваются, читателям помогает развитие дискуссионных практик между аудиторией, газетой и властью, совместном формировании «повестки дня».

Взаимоотношения СМИ и аудитории исследователи обозначают различными понятиями, например, «диалог», «общественный диалог», «диалогические отношения», «информационное взаимодействие». В диссертационном исследовании Д.И. Платоновой используется дефиниция «информационное участие», под которым исследователь понимает наиболее массовый способ участия аудитории в деятельности СМИ, предполагающий

63

различные по активности уровни участия в производстве и потреблении информации. Такое понимание более всего приближено к теме данного исследования и будет использовано в качестве дефиниции.

Д.И. Платонова выделяет несколько уровней взаимодействия средств массовой коммуникации со своей аудиторией.

Первый уровень — пассивное участие. В него входит выбор того или иного вида СМИ, отдельного канала, передачи, статьи.

Следующий уровень — косвенное или объектное участие. Под ним понимается участие аудитории в процессе производства информации в качестве героя материала.

Наиболее активный уровень информационного участия граждан в деятельности СМИ — это непосредственное или авторское участие. Данный уровень взаимодействия с аудиторией вызывает у нас наибольший интерес с точки зрения реализации принципа партиципарности (в данном случае - активного участия аудитории) в деятельности печатных СМИ, потому что именно он обеспечивает прямой доступ граждан к производству и распространению информации.

Для изучения информационного участия аудитории в деятельности газеты «Кольское слово» в период с 2000 по 2016 года нами было проанализировано 263 (в 2000-м году газета выходила 2 раза в неделю, а с 2002-го года издание стало еженедельником) номера газеты.

2000 год. Непосредственное участие граждан в информационном процессе осуществляется с помощью редакционной почты. Письмам читателей уделяется большое внимание. Постоянная рубрика «Из редакционной почты» в 109 номерах «Кольского слова» за 2000 год встречается на страницах газеты 46 раз. В рубрике часто публикуется подборка из двух-трех писем.

Среди писем встречается значительное число благодарностей отдельным людям (благодарности и поздравления без рубрики встречаются в газете 13 раз за год), жалобы на мелкие бытовые проблемы, однако основная тема писем — это жалобы на экономическое положение: низкие зарплаты и пенсии, повышение квартплат.

В письмах читателей встречается откровенная критика власти, все мнения читателей публикуются без цензуры и комментариев журналистов.

Например, в №5(9666) от 22 января опубликовано письмо С.Н.Титова из поселка Мурмаши:

«<...>Как уже надоело получать эти жалкие подачки, зная, насколько обеспеченно живут наши государственные мужи и депутаты, которые эти подачки утверждают. Уж лучше бы они подумали над тем, как остановить цены и вернуть рублю его былое достоинство. Нам подачки не нужны, а нужна нормальная пенсия<...>».

В №8 (9669) от 2 февраля публикуется отклик на это письмо от читательницы Т.Сафоновой из Колы:

«Прочитала в вашей газете письмо С.Н.Титова<...>Соглашусь с ним полностью, хоть и не пенсионерка. Зарплата же моя, однако, почти такая же, как пенсия, и в два раза ниже прожиточного минимума.

<... > Нам еще ничего не добавили, а основные продукты питания в январе подорожали.<...>А квартплата, электроэнергия, телефон? За все эти услуги наша семья платит более 500рублей.

<...>Хочется пожить по-человечески, пусть даже так, как жили до перестройки. То время сейчас, к сожалению, шельмуют. А зря. Тогда такой нищеты не было».

Еще одно письмо:

«<...>Больше всего меня сейчас беспокоит плата за квартиру. Услуги с каждым годом становятся все хуже, а цены за это все выше. <... > Придумал Ельцин реформу, совсем забыв, какие пенсии мы получаем (ему-то сейчас за развал страны 12 тысяч платят, а нам за труд — 600-800 рублей).

Эту реформу нужно отменить<...>».

По вопросу повышения квартплаты сотрудниками газеты даже был организован телефонный опрос жителей

города Кола, результаты которого были опубликованы. Ниже было размещено обращение к И.о. Президента РФ В.В. Путину и губернатору Мурманской области Ю.А.Евдокимову с просьбой «учесть низкую платежеспособность населения и пересмотреть сроки поэтапного введения жилищно-коммунальной реформы до лучших времен, когда зарплаты и пенсии будут достаточно высоки».

Данное обращение было составлено коллективом газеты и его предлагалось подписать жителям Кольского района, обратившись в редакцию.

Под рубриками «Вопрос — ответ» (за 2000 год встречается в газете 2 раза) и «Звонок читателя» (за 2000 год встречается в газете 3 раза) в газете формулируется проблема, поставленная читателем, и комментарий ответственных лиц.

Четыре раза за год на страницах издания «Кольское слово» публикуются открытые письма жителей района к главам администраций района, города Колы, депутатам. Таким образом, через газету осуществляется диалог между обществом и властью.

Коллектив редакции «Кольского слова» интересовался мнением аудитории и по частным вопросам. Например, о добровольной регистрации дактилоскопических данных.

Аудитория выступала в роли автора — три раза за год встречается рубрика «Стихи читателей».

Важность связи с аудиторией, ее непосредственное участие в деятельности газеты сотрудники редакции подчеркивают в новогоднем обращении к читателям:

«<...> С телефонных звонков начинается рабочий день в нашей редакции. Большинство из них от вас, наши дорогие читатели. <...>Много бывает звонков после наших публикаций, касающихся непростой человеческой судьбы. <... > Если вы полистаете подшивку газеты хотя бы за этот год, то почти в каждом номере найдете читательские письма. Но это далеко не все из того, что мы получили в этом году. Все письма мы просто не смоги опубликовать из-за нехватки места на полосах. Спасибо вам, дорогие читатели, за верность нашей газете<...>».

2010 год. Заметно трансформировалась рубрика «Нам пишут». Теперь это не обращения читателей, а их авторские материалы о состоявшихся событиях в районе. В основном, это отчеты с мероприятий из школ, библиотек, домов культуры. Соответственно, в роли авторов выступают работники этих учреждений. Такие материалы в 52 номерах издания за год встречаются 9 раз.

Для решения проблемных вопросов теперь используется рубрика «Вопрос — ответ». Она появляется на страницах издания 11 раз за год. Тематика обращений читателей - соцзащита различных категорий граждан, ЖКХ, благоустройство. Вопросы читателей иногда провоцируют более глубокие расследования. Такие материалы публикуются в газете под различными рубриками («Соцзащита», «Жилкомхоз», «Проблема», «Ситуация»). За год таких расследований в «Кольском слове» напечатано 4.

Следует отметить, что на все запросы отвечают исключительно уполномоченные лица, журналисты своих комментариев не оставляют. Единственным «комментарием» можно считать публикацию Клятвы российского врача, в ответ на анонимное письмо от жителей города Колы с жалобами на одного из участковых врачей, баллотирующихся в депутаты.

В 2010 году редакция газеты организовала конкурс для своих читателей, посвященный 445-летию города Колы. Конкурсные работы принимаются в редакции по 2-м номинациям: художественной (стихи, рассказы, песни, тосты) и художественной — фотографии. Все творческие работы публиковались на полосах издания в течение года.

Редакция использует еще один способ организаторской работы — «горячую линию». В №46 (10385) от 21 ноября в «Кольском слове» выходит объявление:

«Уважаемые читатели! В следующую пятницу, 26 ноября, с 13.00 до 14.00 в редакции состоится «горячая линия» с помощником прокурора Кольского района Михаилом Евгеньевичем Бабичем. Вы можете задать ему вопросы, касающиеся трудовой сферы, по телефону: 3-57-49».

Три раза за год выходит отдельная тематическая полоса «Литературная страничка», в которой публикуются стихи читателей издания.

В 2010 году у районной газеты появляется собственный сайт. В №44(10383) от 5 ноября опубликовано обращение главного редактора газеты Галины Шедченко, где объяснялась необходимость такого шага и со стороны редакции, и со стороны аудитории:

«<... >Выпуск газеты ограничен финансовыми ресурсами, и, к нашему огромному сожалению, мы далеко не всегда можем публиковать все материалы на ее страницах. <...> многие граждане в силу сложившихся обстоятельств, проживают за пределами Мурманской области, а им хочется знать, как живет родной город или поселок <...>».

В том же обращении читателю были представлены основные разделы сайта, с помощью которых аудитория газеты может оставить отзыв, задать интересующий вопрос, предложить тему для публикации, найти контактные данные журналистов.

2015 год. В День печати в газете «Кольское слово» опубликовано обращение главного редактора Оксаны Валерьевны Погорецкой к читателям:

«Мы стараемся рассказать вам о последних событиях Кольского района, показать, какие замечательные люди живут и работают рядом с вами, затронуть все стороны нашей жизни: политику и культуру, жилищно-коммунальное хозяйство, воспитание детей, чистоту в наших дворах, успехи наших спортсменов и еще многое -многое другое. Мы делаем это все для вас, наши дорогие читатели, ведь самые главные люди для нас, как и для любого журналиста, — это вы, ваш интерес к нам, нашей работе, нашей газете. И будем продолжать нашу работу дальше».

В этом сообщении подчеркивается важность читателя, однако непосредственное взаимодействие журналистов с аудиторией на страницах издания выражается, в основном, в виде авторских публикаций с благодарностями, поздравлениями и отчетами с мероприятий района. Эти материалы публикуются под рубрикой «Нам пишут» (в 51 номере за год встречается 15 раз) или под различными рубриками «Муниципалитеты», «Культура», «Спорт», «Здоровье» и другие (18 раз за год).

Проблемные социальные и бытовые вопросы, вопросы ЖКХ освещаются исключительно журналистскими материалами. Жалобы и мнения читателей в газете не встречаются.

Рубрика «Вопрос читателя» появляется за год лишь дважды. Тема благоустройство автобусных остановок и регистрация прав на недвижимость. На оба запроса в газете был опубликован официальный ответ уполномоченных лиц. Один раз был опубликован и официальный ответ на обращение граждан об организации работы лаборатории в поликлинике поселка Мурмаши. Само обращение опубликовано не было.

Дважды за год проводились «горячие линии», и оба раза с начальником ОГБДД ОМВД России по Кольскому району.

2016 год. Рубрика «Нам пишут» встречается 18 раз в 51 номере газеты за год. Это исключительно благодарности и отчеты с мероприятий. Авторские материалы граждан под различными рубриками публикуются 9 раз за год. В роли авторов выступают члены общественных организаций и работники государственных учреждений: библиотек, школ, домов культуры.

Стихи читателей появляются в газете лишь один раз на 9 мая.

За 2015 год была проведена только одна «Прямая линия» с начальником ОГБДД ОМВД России по Кольскому району.

Таблица 1 демонстрирует, как меняются взаимоотношения редакции газеты «Кольское слово» и читательской аудитории с течением времени в указанный период.

Таблица 1. Сравнение взаимоотношений редакции газеты «Кольское слово» и читательской аудитории в

период с 2000 по 2016 г.г.

Формы участия граждан в деятельности газеты Количество в год Тематика обращений аудитории (от большего к меньшему) Отношение коллектива редакции к запросам граждан

2000 1. Письма читателей (в 109 номерах) 115 1. Жалобы на экономические, социальные и бытовые проблемы Коллектив газеты защищает интересы аудитории. Каждое обращение граждан предается ответственным

3. Участие в роли авторов художественных произведений 3 3.Выражение благодарностей лицам. Ответы всегда публикуются. Через газету осуществляется диалог между обществом и властью

2010 1. Письма и звонки читателей (в 52 номерах) 15 1. Рассказы событиях и людях района 2.Выражение благодарностей Обращения граждан коллектив газеты оставляет без собственных комментариев. Запросы предаются ответственным

2. Участие в роли авторов материалов 9 3. Жалобы на социальные и бытовые лицам, ответы публикуются. Сокращение числа писем

3. Участие в роли авторов художественных произведений 3 проблемы читателей, публикуемых в газете, компенсируется появлением сайта газеты.

3.Конкурс среди читателей 1

4. Участие в «горячих линиях» 1

2015 1. Письма и звонки читателей (в 51 номере) 2 1. Рассказы событиях и людях района 2.Выражение благодарностей Доступ граждан к производству и распространению информации заметно ограничен.

2. Участие в роли авторов статей 33 3. Вопросы благоустройства района Непосредственное авторское участие принимают лишь

3. Участие в «горячих линиях» 2 работники государственных учреждений. Многие виды организаторской работы не ведутся вовсе.

2016 1. Участие в роли авторов статей (в 51 номере) 27 1. Рассказы событиях и людях района 2.Выражение благодарностей Доступ граждан к производству и распространению информации заметно ограничен.

2. Участие в роли художественных произведений 1 3. Работа партийных организаций Непосредственное авторское участие принимают лишь работники государственных

3. Участие в «горячих линиях» 1 учреждений. Многие виды организаторской работы не ведутся вовсе.

Таким образом, анализ номеров газеты «Кольское слово» в изучаемый период показал, что в 2000-м году журналисты не оставляли без внимания вопросы, волновавшие читателей, помогали им добиться справедливости, содействовали критике и общественному контролю.

К 2010-му году такая практика практически исчезает. В проблемных вопросах журналисты не принимают ни сторону читателя, ни сторону власти. Тем не менее, сотрудники редакции предоставляют широкие возможности участия аудитории в деятельности газеты. Сокращение числа писем читателей, опубликованных в газете, компенсируется появлением сайта в Интернете, что увеличивает вероятность участия журналистов и аудитории в процессах массовой коммуникации в роли полноправных партнеров, упрощает и ускоряет процессы вовлечения граждан в общественно значимые дискуссии.

В 2015-2016 годах количество публикуемых обращений читателей значительно снизилась. Доступ граждан к производству и распространению информации заметно ограничен. Непосредственное авторское участие принимают лишь работники государственных учреждений. Многие виды организаторской работы не ведутся вовсе: конференции, круглые столы и иные формы массовых встреч с читателями не проводятся из -за отсутствия финансовых возможностей у редакции.

Газета перестала быть площадкой для ведения диалога, как между общественностью и властью, так и между различными слоями населения. Социальные и бытовые проблемы района чаще всего просто освещаются, но не обсуждаются, их решение не освещается.

В ходе дальнейшего исследования мы попытаемся выяснить мнение самих читателей, а также сотрудников редакции газеты «Кольское слово» по этому вопросу методом анкетирования.

Список используемой литературы:

1. Верховская А.И. Письма в редакцию и читатель. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1972. - 185 с.

2. Ворошилов В.В. Теория и практика массовой информации: учебник/В.В. Ворошилов. — 2-е изд., перераб. и доп.

— М.: КНОРУС, 2014. — 464 с.

3. Гуревич С. М. Газета: вчера, сегодня, завтра. М.: Аспект-Пресс, 2004. — 288 с.

4. Дзялошинский И.М. Журналистика соучастия. Как сделать СМИ полезными людям. М.: Престиж, 2006. — 104 с.

5. Иванищева О.Н. Диалог с читателем (печатные СМИ Мурманской области в информационном пространстве

региона): монография/О.Н. Иванищева. — Мурманск: МГГУ, 2014. — 116 с.

6. Иванищева О.Н. Смерть региональной журналистики? (некоторые субъективные размышления о судьбе прессы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мурманской области) // Журналист. Социальные коммуникации. 2011. № 4. С. 61 — 72.

7. Кислая Л.И. Редакционная политика районной прессы (на примере газет Новосибирской области): автореф. дисс.

...канд. филол. наук: 10.01.10 / Л.И. Кислая, Екатеринбург, 2008.

8. Платонова Д.В. Социальная сущность и формы участия аудитории в деятельности СМИ: дис. ... канд. филол.

наук/Д.В. Платонова. М., 2008. — 255 с.

9. Прохоров Е.П. Журналистика и демократия: Учебное пособие/Е.П.Прохоров. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.:

Аспект Пресс, 2004. — 352 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.