Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННОЕ СВЕРТЫВАНИЕ И СЕМАНТИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ В ПРОЦЕССЕ РЕТРАНСЛЯЦИИ ОБРАЗЦОВ МИРОВОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КЛАССИКИ В МЕДИАКОНТЕНТЕ: НА ПРИМЕРЕ КИНОФИЛЬМОВ'

ИНФОРМАЦИОННОЕ СВЕРТЫВАНИЕ И СЕМАНТИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ В ПРОЦЕССЕ РЕТРАНСЛЯЦИИ ОБРАЗЦОВ МИРОВОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КЛАССИКИ В МЕДИАКОНТЕНТЕ: НА ПРИМЕРЕ КИНОФИЛЬМОВ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
39
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМАНТИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННОЕ СВЕРТЫВАНИЕ / МЕДИАКОНТЕНТ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА / МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / АНАЛИЗ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ / ЦИТИРОВАНИЕ ОБРАЗЦОВ МИРОВОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КЛАССИКИ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Титова Светлана Сергеевна, Кучер Наталья Юрьевна, Морозова Олеся Петровна

Статья посвящена рассмотрению процессов семантической интерпретации и информационного свертывания в медиаконтенте. В качестве поля исследования избраны образцы современного медиаконтента, в котором применяется метод цитирования музыкальных произведений, представляющих мировое классическое наследие. В настоящей работе представлены классификации семантической интерпретации и информационного свертывания применительно к образцам ретрансляции мировой музыкальной классики в медиаконтенте. Рассмотрены условия и даны практические рекомендации по использованию образцов медиаконтента в учебном процессе образовательных организаций сферы культуры и искусства. Кроме того, в работе приведены конкретные примеры образцов медиаконтента и анализ особенностей цитирования данных произведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Титова Светлана Сергеевна, Кучер Наталья Юрьевна, Морозова Олеся Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION CONDUCTION AND SEMANTIC INTERPRETATION IN THE PROCESS OF RELAYING SAMPLES OF WORLD MUSICAL CLASSICS IN MEDIA CONTENT: ON THE EXAMPLE OF MOVIES

The article is devoted to the consideration of the processes of semantic interpretation and information folding in media content. Samples of modern media content are selected as a field of study, in which the method of quoting musical works representing the world’s classical heritage is used. This paper presents the classifications of semantic interpretation and information folding in relation to the samples of retransmission of world musical classics in media content. The conditions are considered and practical recommendations are given on the use of media content samples in the educational process of educational organizations in the field of culture and art. in addition, the paper provides specific examples of samples of media content and an analysis of the features of citing these works.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННОЕ СВЕРТЫВАНИЕ И СЕМАНТИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ В ПРОЦЕССЕ РЕТРАНСЛЯЦИИ ОБРАЗЦОВ МИРОВОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КЛАССИКИ В МЕДИАКОНТЕНТЕ: НА ПРИМЕРЕ КИНОФИЛЬМОВ»

Информационное свертывание и семантическая интерпретация в процессе ретрансляции образцов мировой музыкальной классики в медиаконтенте: на примере кинофильмов

Титова Светлана Сергеевна,

Старший преподаватель кафедры Истории, теории музыки и композиции, Старший преподаватель кафедры Социально-гуманитарных и психолого-педагогических дисциплин, начальник учебно-методической службы ГБОУ ВО «ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского» E-mail: titova.svetlanasergeevna@yandex.ru

Кучер Наталья Юрьевна,

Кандидат педагогических наук, Доцент, Заведующий кафедрой Истории, теории музыки и композиции ГБОУ ВО «ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского» E-mail: nataljakucher@yandex.ru

Морозова Олеся Петровна,

Педагог дополнительного образования МБУ ДО «ДЮЦ» ДЦР «Синтай», учитель музыки МБОУ «СОШ № 55» E-mail: sintai05@mail.ru

Статья посвящена рассмотрению процессов семантической интерпретации и информационного свертывания в медиакон-тенте. В качестве поля исследования избраны образцы современного медиаконтента, в котором применяется метод цитирования музыкальных произведений, представляющих мировое классическое наследие. В настоящей работе представлены классификации семантической интерпретации и информационного свертывания применительно к образцам ретрансляции мировой музыкальной классики в медиаконтенте. Рассмотрены условия и даны практические рекомендации по использованию образцов медиаконтента в учебном процессе образовательных организаций сферы культуры и искусства. Кроме того, в работе приведены конкретные примеры образцов медиаконтента и анализ особенностей цитирования данных произведений.

Ключевые слова: семантическая интерпретация, информационное свертывание, медиаконтент, образовательный процесс в образовательных организациях сферы культуры и искусства, музыкальное образование, анализ музыкальных произведений, цитирование образцов мировой музыкальной классики.

В современных условиях требованиями к новым медиа выступают упрощение и кодирование информации; емкость, броскость, эффективная визуализация и представление информации для её более активного восприятия и эффективного понимания.

Изучение образцов медиаконтента является составной частью различных областей знаний. Так, в поле зрения медиалогии и журналистики попадают виды информации, кодирование информации и способы её передачи в новых медиа. Психология и социология изучают процесс восприятия современного медиаконтента. В рамках искусствоведения исследуются особенности воплощения сюжета, драматургии, средств выразительности, работы с первоисточником и пр. Семантика, смысловое значение, смысловая интерпретация исследуются с точки зрения философии, искусствознания.

При подготовке настоящей статьи было изучено большое количество научной литературы, затрагивающей ключевые позиции нашей темы. Так, исследованиям медиаконтента посвящены работы Е.Л. Вартановой [1], С.Г. Носовец [8], Н.В. Пар-менова [9], И.В. Челышевой [17], Л.П. Шестёрки-ной [18] и др. Изучению явления свертывания информации посвящены исследования Н.А. Герте [2], В.П. Кобкова [4], М.В. Лариной [7] и др. Также нами были проработаны исследования по семантике интерпретации. Эта дефиниция изучается в работах М.Г. Карпычева [3], А.А. Комаровой [5], Х. Куссе [6] и др.

Авторами данной статьи также проводились исследования в указанном проблемном поле - это работы Титовой С.С. [13], [12], также работы Титовой С.С. в соавторстве с Сидорук И.А [10]; с Фиг-ловской О.А. [14]; с Кучер Н.Ю. [15]; с Кучер Н.Ю. и Морозовой О.П. [11].

На основе изучения медиаконтента и мультимедиа-технологий Титовой С.С. были разработаны программы дисциплин: для студентов по программам высшего образования: «Формирование готовности студентов к педагогической деятельности с применением медиаконтента и мультимедиа-технологий» (на базе ГБОУ ВО «ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского»), для обучающихся ДШИ: «Медиаконтент и мультимедиа технологии» (на базе МБУ ДО «ДЮЦ» ДЦР «Синтай»), Титовой С.С. и Кучер Н.Ю. разработана программа курсов повышения квалификации «Профессиональное музыкальное искусство в историческом аспекте» для педагогов детских школ искусств города Че-

сз о со -а

I=i А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

о с

CJ

см см

лябинска, реализуется с 2021 года и включает три раздела: «Становление и развитие профессионального музыкального искусства в историческом аспекте: от Античности до XXI века» (разработчик Н.Ю. Кучер); «Информационная культура. Применение образцов медиаконтента в профессиональном образовании в образовательных организациях сферы культуры и искусства» (разработчик С.С. Титова); «Исторические аспекты и практика применения мультимедиа технологий в профессиональном образовании в образовательных организациях сферы культуры и искусства» (разработчик С.С. Титова).

В рамках дисциплин по программам высшего образования «Массовая музыкальная культура», «Теория современной композиция», «Музыкально-теоретические системы», «История современной музыки» используются кейс-задания по изучению медиаконтента.

Цитируемый музыкальный материал рамках медиаконтента (кинофильма), наделяется композиционно-драматургической и смыслообра-зующей функцией. Идея «свертывания» музыкальной ткани - явление не новое в музыкознании. Примеры тому может служить прием лейт-мотивного развития в операх Р. Вагнера («Лоэн-грин», тетралогия «Кольцо нибелунга»), в операх Н.А. Римского - Корсакова («Снегурочка») и др. Принцип «свертывания» музыкального материала до уровня монограммы встречается в сочинениях И.С. Баха, Д. Шостаковича, Р.К. Щедрина, Р. Шумана, С.А. Губайдулиной и т.д.

В условиях медиаконтента музыка интегрируется с сюжетной линией и драматургией, со значением визуального ряда, выполняя множество функций - комментирование, дополнение, противопоставление, подтекст, представление, иллюстрация и др.

В рамках подготовки диссертационного исследования на тему: «Формирование готовности будущих педагогов-музыкантов к развитию полимодальных музыкально-образных представлений у младших школьников средствами мультимедиа технологий» была разработана классификация условий ретрансляции произведений мировой музыкальной классики в медиа-контенте, основанная на информационном свертывании (основанием для данной классификации стали исследования Н.А. Герте [2], В.П. Кобкова [4], М.В. Лариной [7]).

Рассмотрим более подробно.

Классификация ретрансляции произведений мировой музыкальной классики в медиа-контенте (на примере кинофильмов) с информационным свертыванием (Титова С.С.), по-нашему мнению, включает в себя следующие виды и их основания:

1) по предельности свертывания и итоговой протяженности материала по сравнению с исходным: а) до уровня мелодии (кинофильм «Кавказская пленница» - тема Шехеразады из одноименной симфонической картины Н.А. Римского-

Корсакова), б) до уровня мотива (кинофильм «Конек-горбунок» - тема пьесы «Утро» из сюиты из музыки к драме Ибсена «Пер Понт» Э Грига), в) до уровня зерна, элемента (музыкальная ткань дробится, прерывается и разрабатывается - там же);

2) по привычности информационного свертывания: а) узнаваемая модель (фильм «Супер Бобровы» - Л.В. Бетховен, Симфония № 9, тема «радости»), б) новая модель («Свадебный марш» Ф. Мендельсона в тембре духовых, карикатурно. в кинофильме «Большая перемена»; Ж. Бизе «Хабанера» из оперы «Кармен» - в кинофильме «Правила съема: метод Хитча» в современной аранжировке);

3) по функции музыкального материала в кинофильме: а) мотив-символ «утра» (тема пьесы «Утро» из сюиты из музыки к драме Ибсена «Пер Понт» Э Грига в кинофильме «Конек-Горбунок»), мотив «спокойствия» (колыбельная В.А. Моцарта - в кинофильме «Под свадеб»), мотив «свадьбы» (Ф. Мендельсон, свадебный марш из музыки к комедии У. Шекспира «Сон в летнюю ночь» в кинофильмах «Малышка Кристина» и «Ширли-мырли», с искажением тембров в фильме «Большая перемена»), мотив «похоронной процессии» (Ф. Шопен, Соната для фортепиано b moll, II часть - в кинофильме «Невероятные приключения итальянцев в России», «Служебный роман»), мотив «изысканности» (И.С. Бах, Концерт для клавира с оркестром № 1 d-moll, II ч. Adagio; Ф. Шопен, Вальс Es dur «Grande Valse Brillante» ор. 18 - в кинофильме «Афоня» - в противовес обыденной реальности); мотив «отстраненности, мечтаний» (Ф. Шопен, Ноктюрн ор.9 № 2 Es-dur в кинофильме «Любовь не по размеру»), мотив «судьбы» (Л.В. Бетховен, Симфония № 5, часть I в кинофильме «Золотой теленок»), мотив «свершения, радости» (Л.В. Бетховен, Симфония № 9, тема «радости» в кинофильме «Супер Бобровы»), мотив «торжественности» (П.И. Чайковского, Концерт для фортепиано с оркестром № 1 в кинофильме «Последний богатырь. Посланник тьмы»); мотив «любви» (Ж. Бизе, опера «Кармен» («Хабанера») (в фильмах «Знакомство с родителями», «Правила съема: метод Хитча»); Дж. Верди «Травиата» (Ария «Ах, той любви, что весь мир наполняет») в кинофильмах «Великолепная» и «Красотка») и др.; б) тема, приобретающая лейтмотивное значение (Дж. Верди - песенка Герцога «Сердце красавиц» из оперы «Риголетто» в кинофильме «Семьянин»; Ф. Шуберт -«Серенада» в кинофильме «Поменяться местами»).

Авторы данной работы не исключают иной классификации с иными основаниями, а также наличия иных примеров воплощения свертывания информации при ретрансляции произведений мировой музыкальной классики в медиаконтен-те (на примере кинофильмов). Примеры систематизации к данной классификации представлены в синхронистической таблице 1.

Таблица 1. Примеры информационного свертывания и семантической интерпретации в ретрансляции образцов мировой музыкальной классики в медиаконтенте

№ п/п Наименование медиаконтента Год выхода, режиссер, страна Композитор первоисточника, наименование произведения Хронометраж ретрансляции и описание сцены и работы с материалом

1. «Конек Горбунок» 2021, реж. О. Погодин, Россия Э. Григ. Сюита «Пер Понт» (Утро) Сцена полета Жар-птицы над дворцом, информационное свертывание доведено до мотива-символа «наступающего утра». Утро то наступает, то прерывается с эффектом «зажеванной» аудио-ленты.

2. «Последний богатырь. Посланник тьмы» 2021, реж. Д. Дьяченко, Россия П.И. Чайковский. Концерт для фортепиано с оркестром № 1, Ь-то11 Сцена рождения птенца Жар-птицы. Торжественность и грандиозность ситуации подчеркивается фоновой музыкой, а также исполнением на рояле в концертном зале. Мотив «свершения».

3. «Невероятные приключения итальянцев в России» 1974, реж. Э. Рязанов, Проспе-ри, Франко, СССР, Италия Ф. Шопен Соната для фортепиано № 2, Ь-то11 Сцена погружения в реку в телефонной кабине. В данном случае свертывание доведено до мотива-символа (похоронный марш). Музыка выполняет комментирующую функцию с саркастическим подтекстом происходящего.

4. «Семьянин» 2000, реж. Б. Ратнер, США Дж. Верди. Песенка Герцога «Сердце красавиц» из оперы «Риголетто» Неоднократно и в разных ситуациях - в начале фильма фоном в полном виде, в сцене в машине в звуках автомагнитолы, в обмене ролями бродяги и директора фирмы, и т.д. Как лейтмотив и напоминание о былой жизни героя. Но при этом музыка каждый раз меняет свой облик Свертывание до лейтмотива.

В музыкознании существует большое количество работ, посвященных исследованию смысла в музыке, семантического наполнения музыкального сочинения. На наш взгляд, фундаментальными трудами в данной области являются исследования: о числовой символике в музыке И.С. Баха В.Б. Носиной, Ю. Петрова, Я. Мильштейна; о смыслах музыки И.С. Баха - труды Б.Л. Яворского («В поисках утраченного смысла»), Р.Э. Бер-ченко и др.; а также труды посвященные символике в музыке - это работы Б.В, Асафьева, В.Н. Хо-лоповой [16], В.П. Шестаковой и др.

Собственно термин «семантическая интерпретация» заимствован из языкознания (М.Г. Кар-пычев [3], А.А. Комарова [5], Х. Куссе [6]) и трактуется как семантическое свертывание информации, основанное на избегании прямого упоминания на конкретное действие, а посредством механизма косвенного его обозначения через другие единицы, связанные семантически с информацией и вступающих с ней в метонимические отношения.

Семантическая интерпретация по отношению к музыкальному произведению при ретрансляции его в рамках медиаконтента, стала объектом изучения в рамках настоящего исследования. Была предпринята попытка разработки классификации и определения её оснований для анализа ретрансляции произведений мировой музыкальной классики в медиаконтенте с семантической интерпретацией.

Таким образом, классификация ретрансляции произведений мировой музыкальной классики в медиаконтенте (на примере кинофиль-

мов) с семантической интерпретацией (Титова С.С.), по нашему мнению, подразделяются на следующие виды и по следующим основаниям:

1) по доле вовлеченности героев медиаконтента, доле осознания и внутреннего принятия семантического наполнения от музыкального произведения: а) характеристика, наделяемая в качестве фона в дополнение к сюжету, персонажу («Красотки», «Полосатый рейс»); б) характеристика, по мыслям самого героя, желаемая, принимаемая самим персонажем с внутренним осознанием и внутренним следованием за ней («Ты - мне, я - тебе» - В.А. Моцарт, Симфония № 40, g moll, I часть - сцена с банщиком и парикмахером). Это также является примерами цепного цитирования -когда использование определенного музыкального материала уже прописано в первоисточнике, на основе которого снят медиаконтент - «50 оттенков серого» Прелюдия Ф. Шопена ор. 28 e-moll № 4, и Концерт для клавира с оркестром № 1 d moll (II ч. - Adagio) - И.С. Бах (основой для транскрипции явился Концерт для гобоя и струнных d moll А. Марчелло) - эти произведения упоминалась на страницах одноименной книги Э.Л. Джеймса и исполняются героем в кинофильме; «По секрету всему свету» - медиаконтент снят по мотивам книги В. Драгунского в которой есть упоминание о музыке Ф. Шопена и которая звучит в кинофильме- Вальс h-moll № 10;.

2) по привычности транслирования: а) узнаваемая модель («Танец маленьких лебедей» из балета П.И. Чайковского «Лебединое озеро» как отражение слаженной работы плывущих тигров в кинофильме «Полосатый рейс»,), б) видоизмененная модель (на-

сэ о со -а

А —i о

сз т; о m О от

З

ы о со

рочитое искажение привычного образа исходного оригинального наполнения, присущего музыкальному произведению - кинофильм «Москва слезам не верит» - искаженная игра музыки П.И. Чайковского на фортепиано; кинофильм «Бумажные птицы» - исполнение «Танца с саблями» А.И. Хачатуряна в виде циркового номера тремя смычками на одной виолончели с подпеванием фраз; кинофильм «Большая перемена» - искаженный материал «Свадебного марша» Ф. Мендельсона;

3) по функции музыкального материала в ме-диаконтенте: а) характеристика и наделение героя чертами, которые несет в себе музыка в качестве дополнения образа и раскрытия его внутренней сущности (в кинофильме «Красотки» - Дж. Гер-швин «Порги и Бесс» (куплеты Спортинг-Лайфа «Простите мне дерзость мою»; кинофильм «Большие гонки» - характеристика «несерьезного короля» - Й. Штраус, вальс «На прекрасном голубом Дунае» мотивно варьируется и переходит в польку); б) комментирование и вскрытие подтекста ситуации и сюжетной линии («Москва слезам не верит» - наигранность благородства отражена посредством нарочито испорченного со множеством ошибок в мелодии и ритме качества исполнения юным представителем семьи на инструменте «Танца маленьких лебедей» из балета П.И. Чайковского; «Большая перемена» - сарказм и издевка над ситуацией свадьбы с переинструментовкой «сва-

дебного марша» Ф. Мендельсона из музыки к комедии У. Шекспира «Сон в летнюю ночь»); в) передача ситуации в сюжете, атмосферы, настроений героев, общего эмоционального тона лишь посредством музыкальных средств и цитирования музыкальных сочинений без иных средств трансляции, музыка как центральное ведущее средство (кинофильм «50 оттенков серого» - И.С. Бах, Концерт для клавира с оркестром № 1 d-moll (II ч. -Adagio); В.А. Моцарт зингшпиль «Волшебная флейта» (Ария Царицы Ночи) в фильме ««Отель Белград» - жажда мести; кинофильм «Большие гонки» - И.С. Бах «Токката и фуга» d-moll - исполнение на механическом музыкальном инструменте разновидности органа; кинофильм «Маменькин сынок» - Й. Штраус, вальс «На прекрасном голубом Дунае» - кульминационная сцена баталии между возлюбленным матери и сыном, озвученная прекрасными средствами вальса, как апофеоз вражды и торжественность происходящего).

Авторы не исключают иной классификации примеров цитирования музыка с иными основаниями, а также наличия иных примеров воплощения семантической интерпретации при ретрансляции произведений мировой музыкальной классики в медиаконтенте (на примере кинофильмов).

Примеры систематизации образцов к данной классификации представлены в синхронистической таблице 2.

Таблица 2. Примеры семантической интерпретации в ретрансляции образцов мировой музыкальной классики в медиаконтенте

№ п/п Наименование ме-диаконтента Год выхода, режиссер, страна Композитор первоисточника, наименование произведения Хронометраж ретрансляции и описание сцены и работы с материалом

1. «Москва слезам не верит» 1979, реж. В. Меньшов, СССР П.И. Чайковский. «Танец маленьких лебедей» из балета «Лебединое озеро». Карикатурное, преднамеренно искаженное исполнение ребенком на фортепиано - как подтекст самой ситуации - преднамеренно наскоро приукрашенной. «Сломанная» музыка вскрывает атмосферу, царящую в доме при знакомстве девушки с семьей возлюбленного. Музыка - танец маленьких лебедей - подтекст к воспитанию «больших» представителей - родителей.

2. «Отель Белград» 2020, реж. К. Статский, Россия, Сербия Ж. Бизе. «Хабанера Кармен» из оперы «Кармен». Сцена передачи «Фонтана Дюшана» коллекционеру. Музыка в качестве подтекста - как символ самого долгожданного и дорогого приобретения.

3. И.С. Бах. Прелюдия С^иг, «ХТК», 1 том. Сцена репетиции свадьбы Павла и Ведраны. Музыка как символ чистоты, благостности.

4. В.А. Моцарт. Ария Царицы Ночи из зингшпиля «Волшебная флейта». Сцена запугивания. Музыка в роли комментирования происходящего (слова оригинала в зингшпиле - «Кровавой мести жаждет мое сердце»).

Педагогический процесс работы с образцами семантической интерпретации в процес-° се ретрансляции мировой музыкальной клас-" сики в медиаконтенте (на примере кинофиль-^ мов) может осуществляется в качестве анали-^ за по предложенным основаниям и предложенным классификациям с выявлением особенно-

стей воплощения на дисциплинах по анализу музыкальной формы, композиции, изучению образцов массовой музыкальной культуры, теории современной композиции; в качестве материала для иллюстраций, слушания музыки в разных интерпретациях с последующим анализом.

Литература

1. Вартанова, Е.Л. Теория медиа. Отечественный дискурс: монография: [Электронн. ресурс] / Е.Л. Вартанова. - М., 2019. Режим доступа: URL: http://www.journ.msu.ru/downloads/2020/ Теория%20медиа.%200течественный%20дис-куср.pdf (дата обращения: 15.12.2022).

2. Герте, Н.А. Свертывание информации в процессе реферирования: методы и возможные пути формализации: [Электронн. ресурс] / Н.А. Герте, Д.С. Курушин, Н.М. Нестерова// Вестник ПНИПУ. Проблемы языкознания и педагогики. - 2013. - № 7 (49). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/svertyvanie-informatsii-v-protsesse-referirovaniya-metody-i-vozmozhnye-puti-formalizatsii (дата обращения: 15.12.2022).

3. Карпычев. М.Г. Семантика интерпретации в различных типах музыкальной культуры: [Электронн. ресурс] / М.Г. Карпычев // Идеи и идеалы. - 2012. - № 2. Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/semantika-interpretatsii-v-razlichnyh-tipah-muzykalnoy-kultury (дата обращения: 15.12.2022).

4. Кобков, В.П. Замещение, опущение и совмещение как способы сжатия текста без утери информации: [Текст] / В.П. Кобков // В помощь преподавателем иностранных языков. - Новосибирск, 1974. - вып. 5. - С. 49-73.

5. Комарова, А.А. Ценностные смыслы музыкальной классики и их трансформация в кинематографе XX-XXI веков (на примере музыки И. Брамса): автореф. дисс. [Электронн. ресурс] / А.А. Комарова. - Ростов - н/ Д, 2021. - 33 с. Режим доступа: URL: https:// vak.minobrnauki. gov.ru/az/server/php/ _new.php?table=att_case&-fld=autoref&key[]=100060831&version=100 (дата обращения: 15.12.2022).

6. Куссе, Х. Семантика интерпретации А.Ф. Лосева и семантические теории в XX веке: [Электронн. ресурс] /Х. Куссе // Вестник МГ-ТУ. -2010. - № 2. Режим доступа: URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/semantika-interpretatsii-a-f-loseva-i-semanticheskie-teorii-v-xx-veke (дата обращения: 15.12.2022).

7. Ларина, М.В. Виды информативного свертывания и способы раскрытия содержания текстов: [Электронн. ресурс] / М.В. Ларина //Вестник КАСУ - 2010. -№ 2. Режим доступа: URL: https://www.vestnik-kafu.info/journal/23/951/ (дата обращения: 15.12.2022)

8. Носовец, С.Г. Новые медиа: к определению по-нятия:[Электронн. ресурс] / С.Г. Носовец // Коммуникативные исследования, 2016. - № 4 (10). Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/arti-cle/n/novye-media-k-opredeleniyu-ponyatiya (дата обращения: 15.12.2022).

9. Парменов, Н.В. Культурная информация в новых медиа: форматы репрезентации [Электронн. ресурс] / Н.В. Парменов. - Белгород, 2019. URL: http://dspace.bsu.edu.ru/bit-

stream/123456789/37612/1/Parmenov_Kultur-naya_19.pdf (дата обращения: 15.12.2022).

10. Титова, С.С. Кейс-задания для подготовки студентов-музыкантов к педагогической деятельности с применением медиаконтента и мультимедиа-технологий: особенности и примеры / С.С. Титова, И.А. Сидорук. - текст: непосредственный // Смыслы, ценности, нормы в бытии человека, общества, государства. -Челябинск: ГБОУ ВО «ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского» - 13 мая 2020. - с. 256-261.

11. Титова, С.С. Медиаконтент в современной профессиональной музыкальной образовательной среде: к вопросу об альтернативных видах музыкальных иллюстраций и практического материала для анализа музыкальных произведений / С.С. Титова, Н.Ю. Кучер, О.П. Морозова // Современное педагогическое образование. - 2021. - № 2. - С. 227-233.

12. Титова, С.С. Методы формирования готовности студентов к педагогической деятельности с применением медиаконтента и мульти-медиа технологий / С.С. Титова // Смыслы, ценности, нормы в бытии человека, общества, государства. - ГБОУ ВО «ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского» - 13 мая 2020. - С. 245-255.

13. Титова, С.С. Разнообразие педагогических подходов к применению медиаконтента и мультимедиа технологий в художественном образовании / С.С. Титова // Мир культуры: искусство, наука, образование: сб. науч. ст. - Вып. 8. - Челябинск: ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского, 2019. - С. 126-135.

14. Титова, С.С. Ретрансляция материала шедевров мировой музыкальной классики в образцах медиаконтента (видео-реклама, кинофильмы, мультипликационные фильмы): педагогический аспект / С.С. Титова, О.А. Фигловская // Современная наука. Актуальные проблемы теории и практики. Серия Гуманитарные науки. -2019. - № 7 (июль). - с. 80-89.

15. Титова, С.С. Формирование готовности педагогов-музыкантов к применению мультимедиа технологий и медиаконтента / С.С. Титова, к.п.н. Н.Ю. Кучер // Современное педагогическое образование. - 2021. - № 12.

16. Холопова, В.Н. Борис Владимирович Асафьев: идеи на века [Электронн. ресурс] / В.Н. Холопова // Журнал Общества теории музыки: выпуск/ -2017. -2(18). - С. 29-40. Режим доступа: URL: http:// journal - otmroo.ru/sites/journal-otmroo.ru/files/2017_2%2818%29_2_Kholopova_ ideas_Asaf.pdf (дата обращения: 15.12.2022).

17. Челышева, И.В. Социокультурное поле медиа: реальность, коммуникация, человек: моногра-фия:[Электронн. ресурс] /И.В. Челышева. -М., 2016. Режим доступа: URL: https://ifap.ru/library/ book586.pdf (дата обращения: 15.12.2022).

18. Шестёркина, Л.П. Основные характеристики новых социальных медиа [Электронн. ресурс] / Л.П. Шестёркина, И.Д. Борченко // Учёные записки ЗабГУ. Серия: Филология, история, вос-

сз о со -а

I=i А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

токоведение. -2014. - № 2. URL: https://cyber-leninka.ru/article/n/osnovnye-harakteristiki-novyh-sotsialnyh-media (дата обращения: 15.12.2022).

INFORMATION CONDUCTION AND SEMANTIC INTERPRETATION IN THE PROCESS OF RELAYING SAMPLES OF WORLD MUSICAL CLASSICS IN MEDIA CONTENT: ON THE EXAMPLE OF MOVIES

Titova S.S., Kucher N. Yu., Morozova O.P.

South Ural State Institute of Arts named after P.I. Tchaikovsky; Municipal Budgetary Institution of Additional Education «Children's Youth Center»

The article is devoted to the consideration of the processes of semantic interpretation and information folding in media content. Samples of modern media content are selected as a field of study, in which the method of quoting musical works representing the world's classical heritage is used. This paper presents the classifications of semantic interpretation and information folding in relation to the samples of retransmission of world musical classics in media content. The conditions are considered and practical recommendations are given on the use of media content samples in the educational process of educational organizations in the field of culture and art. in addition, the paper provides specific examples of samples of media content and an analysis of the features of citing these works.

Keywords: semantic interpretation, information folding, media content, educational process in educational institutions in the field of culture and art, music education, analysis of musical works, citation of samples of world musical classics.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Vartanova, E.L. Theory of media. Domestic discourse: monograph: [Electronic. resource] / E.L. Vartanova. - M., 2019. Access mode: URL: http://www.journ.msu.ru/downloads/2020/ Theory%20media.%20Domestic%20discusr.pdf (date of access: 15/12/2022).

2. Gerte, N.A. Collapse of information in the process of abstracting: methods and possible ways of formalization: [Electronic. resource] / N.A. Gerte, D.S. Kurushin, N.M. Nesterova // Bulletin of PNRPU. Problems of linguistics and pedagogy. - 2013. - No. 7 (49). Access mode: https://cyberleninka.ru/article/n/svertyvanie-informatsii-v-protsesse-referirovaniya-metody-i-vozmozhnye-puti-formalizatsii (date of access: 15/12/2022).

3. Karpychev. M.G. Semantics of interpretation in various types of musical culture: [Electronic. resource] / M.G. Karpychev // Ideas and ideals. - 2012. - No. 2. Access mode: URL: https://cyber-leninka.ru/article/n/semantika-interpretatsii-v-razlichnyh-tipah-muzykalnoy-kultury (date of access: 15/12/2022).

4. Kobkov, V.P. Substitution, omission and combination as methods of text compression without loss of information: [Text] / V.P. Kobkov // To help a teacher of foreign languages. - Novosibirsk, 1974. - issue. 5. - P. 49-73.

5. Komarova, A.A. Valuable Meanings of Musical Classics and Their Transformation in the Cinematography of the 20th-21st Centuries (on the Example of I. Brahms' Music): Abstract of the thesis. diss. [Electronic resource] / A.A. Komarov. - Rostov - n / D, 2021. - 33 p. Access mode: URL: https:// vak.mi-nobrnauki.gov.ru/az/server/php/_new.php?table=att_case&-fld=autoref&key[]=100060831&version=100 (date of access: 15/12/2022).

6. Cusse, H. The semantics of the interpretation of A. F. Losev and semantic theories in the XX century: [Electronic. resource] /X. Kusse // Bulletin of MSTU. -2010. - No. 2. Access mode:

URL: https://cyberleninka.nj/artide/ri/semantika-interpretatsM-a-f-loseva-i-semanticheskie-teorii-v-xx-veke (date of access: 15/12/2022).

7. Larina, M.V. Types of informative folding and methods of disclosing the content of texts: [Electronic. resource] / M.V. Larina // KAFU Bulletin - 2010. -№ 2. Access mode: URL: https://www. vestnik-kafu.info/journal/23/951/ (date of access: 15/12/2022)

8. Nosovets, S.G. New media: to the definition of the concept: [Electronic. resource] / S.G. Nosovets // Communication Research, 2016. - No. 4 (10). Access mode: URL: https://cyberlen-inka.ru/article/n/novye-media-k-opredeleniyu-ponyatiya (date of access: 15/12/2022).

9. Parmenov, N.V. Cultural information in new media: formats of representation [Electronic. resource] / N.V. Par-menov. - Belgorod, 2019. URL: http://dspace.bsu.edu.ru/bit-stream/123456789/37612/1/Parmenov_Kulturnaya_19.pdf (date of access: 15/12/2022).

10. Titova, S.S. Case-tasks for preparing music students for pedagogical activity using media content and multimedia technologies: features and examples / S.S. Titova, I.A. Sidoruk. - text: direct // Meanings, values, norms in the life of a person, society, state. - Chelyabinsk: GBOU VO "SURGII im. P.I. Tchaikovsky" - May 13, 2020. - p. 256-261.

11. Titova, S.S. Media content in the modern professional musical educational environment: on the issue of alternative types of musical illustrations and practical material for the analysis of musical works / S.S. Titova, N. Yu. Kucher, O.P. Morozova // Modern pedagogical education. - 2021. - No. 2. - P. 227-233.

12. Titova, S.S. Methods of forming students' readiness for pedagogical activity using media content and multi-media technologies / S.S. Titova // Meanings, values, norms in the life of a person, society, state. - GBOU VO "Southern Ural State Institute of Arts named after A.I. P.I. Tchaikovsky" - May 13, 2020. -P. 245-255.

13. Titova, S.S. Variety of pedagogical approaches to the use of media content and multimedia technologies in art education / S.S. Titova // World of Culture: Art, Science, Education: Sat. scientific Art. - Issue. 8. - Chelyabinsk: YuUrGII im. P.I. Tchaikovsky, 2019. - P. 126-135.

14. Titova, S.S. Retransmission of the material of masterpieces of world musical classics in samples of media content (video advertising, movies, animated films): pedagogical aspect / S.S. Titova, O.A. Figlovskaya // Modern science. Actual problems of theory and practice. Series Humanities. - 2019. - No. 7 (July). -P. 80-89.

15. Titova, S.S. Formation of readiness of musical teachers for the use of multimedia technologies and media content / S.S. Titova, Ph.D. N. Yu. Kucher // Modern Pedagogical Education. -2021. - No. 12.

16. Kholopova, V.N. Boris Vladimirovich Asafiev: ideas for the ages [Electron. resource] / V.N. Kholopova // Journal of the Society for Music Theory: issue / -2017. -2(18). - P. 29-40. Access mode: URL: http://joumal-otmroo.ru/sites/joumal-otmroo. ru/files/2017_2%2818%29_2_Kholopova_ideas_Asaf.pdf (date of access: 15/12/2022).

17. Chelysheva, I.V. Sociocultural field of media: reality, communication, person: monograph: [Electronic. resource] / I.V. Che-lyshev. -M., 2016. Access mode: URL: https://ifap.ru/library/ book586.pdf (date of access: 15/12/2022).

18. Shesterkina, L.P. The main characteristics of new social media [electron. resource] / L.P. Shesterkina, I.D. Borchenko // Scientific notes of ZabGU. Series: Philology, history, oriental studies. -2014. - No. 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ osnovnye-harakteristiki-novyh-sotsialnyh-media (date of access: 15/12/2022).

о с

u

CM CM

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.