Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЕ КЁРЛИНГА В РОССИИ'

ИНФОРМАЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЕ КЁРЛИНГА В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
71
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЁРЛИНГ / ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ КЁРЛИНГА / ИНФОРМАЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / СМИ / ИНТЕРНЕТ-ИЗДАНИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Свищев Д.А., Шулико Ю.В.

Современный этап развития сферы физической культуры и спорта предполагает широкое использование информационных ресурсов. Их эффективное использование требует проведения научных исследований. В статье проанализированы показатели, характеризующие информационное сопровождение Программы развития кёрлинга в России. Цель исследования - проанализировать систему по информационному сопровождению реализации Программы развития кёрлинга. Методика и организация исследования. Для достижения поставленной цели в исследовании использовался контент-анализ материалов СМИ, полученных при помощи компьютерной программы мониторинга средств массовой информации. Единицей счета было упоминание в текстах СМИ термина «кёрлинг». Установлено ежегодное увеличение упоминаний термина «кёрлинга» в СМИ, особенно этот показатель растет в годы проведения зимних олимпийских игр. Наибольшее количество упоминаний термина «кёрлинг» зафиксировано в материалах Интернет-изданий. Разнообразие источников СМИ, упоминающих рассматриваемый термин, расширяет аудиторию, донося до нее информацию о кёрлинге. Исследование СМИ позволило вскрыть ряд нерешенных проблем, требующих дальнейших научных разработок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION SUPPORT FOR THE IMPLEMENTATION OF THE CURLING DEVELOPMENT PROGRAM IN RUSSIA

The current stage of development of the sphere of physical culture and sports involves the extensive use of information resources. Their effective use requires scientific research. The article analyzes the indicators characterizing the information support of the Curling Development Program in Russia. The purpose of the study is to analyze the information support system for the implementation of the Curling Development Program. Methodology and organization of the study. To achieve this goal, the study used content analysis of media materials obtained using a computer program for monitoring the media. The unit of account was the mention of the term "curling" in the media texts. There has been annual increase in mentions of the term "curling" in the media, especially this indicator is growing during the Winter Olympic Games. The largest number of mentions of the term "curling" is recorded in the materials of online publications. The variety of media sources mentioning the term in question expands the audience by bringing information about curling to it. Media research has revealed a number of unresolved problems that require further scientific research.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЕ КЁРЛИНГА В РОССИИ»

5. Josefsson T. Mindfulness and shooting performance in biathlon. A prospective study / T. Josefsson [et al.] // European Journal of Sport Science . - 2021. - Issue 8. - P. 1176-1182.

REFERENCES

1. Zagursky, N.S. and Romanova, Ya.S. (2020), "Analysis of the indicators of shooting preparation of biathletes at the stage of higher sports skills", Uchenye zapiski universiteta meni P.F. Lesgafta, No. 8 (186), pp. 252-255.

2. Schapov, E.V., Reutskaya, E. A. and Kulikova, O.M. (2020), "Strategies for the contribution of racing and shooting skills of highly qualified biathletes in the individual races of the world cup", Uchenye zapiski universiteta meni P.F. Lesgafta, No. 6 (184), pp. 413-417.

3. Bjorklund, G. (2018). "Shooting efficiency for winners of World Cup and World Championship races in men's and women's biathlon: where is the cut-off?", International Journal of Performance Analysis in Sport, No. 18(4), pp. 545-553.

4. Laaksonen, M.S. et al. (2018), "The influence of physiobiomechanical parameters, technical aspects of shooting, and psychophysiological factors on biathlon performance : review", Journal of sport and health science, Vol. 7, No 4, pp. 394-404.

5. Josefsson T. et al. (2021), "Mindfulness and shooting performance in biathlon. A prospective study", European Journal of Sport Science, Issue 8, pp. 1176-1182.

Контактная информация: romanova8383@mail.ru

Статья поступила в редакцию 06.08.2022

УДК 796.062

ИНФОРМАЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЕ КЁРЛИНГА В РОССИИ

Дмитрий Александрович Свищев, кандидат педагогических наук, Президент, Федерация кёрлинга России, Москва; Юрий Владимирович Шулико, кандидат педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

Аннотация

Современный этап развития сферы физической культуры и спорта предполагает широкое использование информационных ресурсов. Их эффективное использование требует проведения научных исследований. В статье проанализированы показатели, характеризующие информационное сопровождение Программы развития кёрлинга в России. Цель исследования - проанализировать систему по информационному сопровождению реализации Программы развития кёрлинга. Методика и организация исследования. Для достижения поставленной цели в исследовании использовался контент-анализ материалов СМИ, полученных при помощи компьютерной программы мониторинга средств массовой информации. Единицей счета было упоминание в текстах СМИ термина «кёрлинг». Установлено ежегодное увеличение упоминаний термина «кёрлинга» в СМИ, особенно этот показатель растет в годы проведения зимних олимпийских игр. Наибольшее количество упоминаний термина «кёрлинг» зафиксировано в материалах Интернет-изданий. Разнообразие источников СМИ, упоминающих рассматриваемый термин, расширяет аудиторию, донося до нее информацию о кёр-линге. Исследование СМИ позволило вскрыть ряд нерешенных проблем, требующих дальнейших научных разработок.

Ключевые слова: кёрлинг, программа развития кёрлинга, информационное сопровождение, СМИ, Интернет-издания.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.8.p306-311

INFORMATION SUPPORT FOR THE IMPLEMENTATION OF THE CURLING DEVELOPMENT PROGRAM IN RUSSIA

Dmitry Aleksandrovich Svishchev, the candidate of pedagogical sciences, President, Russian Curling Federation, Moscow; Yury Vladimirovich Shuliko, the candidate of pedagogical sciences, professor, department chair, Lesgaft National State University of Physical Culture, Sports and

Health, St. Petersburg

Abstract

The current stage of development of the sphere of physical culture and sports involves the extensive use of information resources. Their effective use requires scientific research. The article analyzes the indicators characterizing the information support of the Curling Development Program in Russia. The purpose of the study is to analyze the information support system for the implementation of the Curling Development Program. Methodology and organization of the study. To achieve this goal, the study used content analysis of media materials obtained using a computer program for monitoring the media. The unit of account was the mention of the term "curling" in the media texts. There has been annual increase in mentions of the term "curling" in the media, especially this indicator is growing during the Winter Olympic Games. The largest number of mentions of the term "curling" is recorded in the materials of online publications. The variety of media sources mentioning the term in question expands the audience by bringing information about curling to it. Media research has revealed a number of unresolved problems that require further scientific research.

Keywords: curling, curling development program, information support, mass media, online publications.

ВВЕДЕНИЕ

В современной спортивной науке постоянно исследуются различные аспекты информационного обеспечения физической культуры и спорта [1, 3, 7]. В данной статье рассмотрена актуальная проблема информационного сопровождения реализации Программы развития кёрлинга до 2018 года. На основании действовавших в то время нормативных документов, Программа была разработана на период 2010-2018 годы. Как было показано в работе [5], одной из целей Программы была заявлена разработка и реализация мер по пропаганде кёрлинга как интеллектуально-физического вида спорта. Наличие этой цели обусловлено тем, что любое программное мероприятие в большей или меньшей степени в ходе его выполнения освещается в различных информационных источниках.

Определенное место в развитии кёрлинга занимает деятельность по популяризации этого вида спорта, привлечению к занятиям разных групп населения, особенно молодежи. В этом контексте информационно-пропагандистское сопровождение процесса развития кёрлинга приобретает особое значение.

Средства массовой информации (СМИ) являются важным элементом сопровождения. В современном мире роль СМИ постоянно возрастает. Не является исключением и спортивное движение, как мировое, так и отечественное. Наряду с информацией, доставляемой СМИ, все более значимыми становятся информационные ресурсы сети Интернет -глобальная информационная среда, включающая самого разного рода сведений (группы новостей, форумы, чаты, специализированные спортивные сайты, крупные спортивные порталы, электронные библиотеки спортивной информации и другие электронные ресурсы). Весь этот информационный комплекс важен не только для доставки сведений о спортивных событиях, но и для формирования у различных групп населения позитивного отношения к занятиям спортом, потребности быть включенным в физкультурно -спортивную деятельность.

На актуальность информационного обеспечения физкультурно-спортивной деятельности обращено внимание отечественных специалистов в документе [2]. В нем представлен специальный раздел: «VI. Разработка и реализация комплекса мер по пропаганде физической культуры и спорта как важнейшей составляющей здорового образа жизни».

Значимость рассматриваемого вида деятельности для развития кёрлинга в стране отражена в Уставе общероссийской общественной организации «Федерация кёрлинга России», где одной из основных задач является пропаганда и популяризация кёрлинга среди населения [6]. В Программе развития керлинга в России до 2018 года эти вопросы также нашли свое должное отражение.

Цель исследования - проанализировать систему по информационно сопровождению реализации Программы развития кёрлинга в СМИ.

Методика и организация исследования. Для достижения поставленной цели в исследовании использовался контент-анализ материалов СМИ, полученных при помощи компьютерной программы мониторинга средств массовой информации. Единицей счета было упоминание в текстах СМИ термина «кёрлинг».

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Рассматривая в работе [4], кёрлинг как систему с позиций системно-структурного подхода, был выделен компонент «Система по пропаганде и популяризации кёрлинга». Этот компонент включает три элемента: создателей информационного сообщения о кер-линге, каналы коммуникации по передаче сообщения, потребителей сообщения.

Первый элемент системы носит многоуровневый характер. Создателей информационного сообщения можно представить находящимися на следующих уровнях: федеральные и региональные органы управления физической культурой и спортом; Федерация кёрлинга России, региональные федерации кёрлинга; общественные организации в области физической культуры и спорта (Российский спортивный студенческий союз, студенческая лига по кёрлингу и другие организации); муниципальные органы власти; национальные и региональные сборные по кёрлингу; отделения кёрлинга в спортивных школах; образовательные организации (спортивные клуб школ, колледжей, вузов, где культивируется кёрлинг); тренеры, спортсмены-кёрлингисты.

В число потребителей информационных сообщений о кёрлинге входят руководители спортивных организаций, тренеры, спортсмены-кёрлингисты, журналисты, болельщики. То есть социальные группы, которые на профессиональном или любительском уровнях интересуются кёрлингом.

Система коммуникации включает: средства массовой информации и пропаганды: печатные (газеты, журналы, книги, листовки и т. д.), аудиальные (радио и т. д.), аудиовизуальные (телевидение, кино, интернет и т. д.); средства устной агитации и лекционной пропаганды: система физкультурно-спортивного образования, система лекционной пропаганды, физкультурно-спортивное информирование широких масс; средства наглядной агитации и пропаганды (плакаты, графики, диаграммы, показательные выступления спортсменов и т. д.).

В настоящее время стремительно развиваются новые средства коммуникации, к которым относятся службы по связям с общественностью, входящие в структуры соответствующих физкультурно-спортивных организаций, перечисленные выше.

Из всех элементов системы по пропаганде и популяризации кёрлинга в стране, которые обеспечивают информационное сопровождение Программы развития кёрлинга, рассмотрим интенсивность упоминаний данного вида спорта в различных сообщениях, распространяемых СМИ и электронными ресурсами в сети Интернет. По вертикали средства массовой информации структурированы в три блока: федеральные, региональные и зарубежные. В каждый блок вошли СМИ, информационные материалы в которых упоминался термин «кёрлинг»: пресса; информагентства; интернет-издания; телевидение и радио. Каждый блок был представлен различными изданиями.

Кроме этих СМИ в систему информационного сопровождения вошли: Агрегаторы новостей, Архивы федеральных СМИ, Архивы региональных СМИ, Архивы зарубежных СМИ, Информация официальных учреждений и другие издания.

Так, например, в группу федеральной прессы вошли издания: «Российская газета», «Спорт-экспресс» и др.; Федеральные информагентства: «ТАСС-Новости», «РИА Новости» и др.; Федеральные интернет-издания: «Чемпионат.ру», «Весь спорт» и др.; Федеральные ТВ и радио: «Телеканал Россия 1», «Телеканал НТВ» и др.

В группу региональной прессы вошли издания: «Городские новости» (Красноярск), «Липецкая правда» и др.; региональные информагентства: «ИА Татар-информ» (Казань), «Siapress.ru» (Сургут) и др.; региональные интернет-издания: «Юга.ру» (Краснодарский

край); «Фонтанка.ру» (Санкт-Петербург) и др.; региональные ТВ и радио: «Вести-Сочи», «Телеканал Енисей» и др.

В группу зарубежных СМИ и интернет-изданий вошли издания в основном ближнего зарубежья: Белоруссии, Казахстана, Украины и других стран.

Надо отметить, что перечисленные выше СМИ и интернет-издания приведены в качестве примера, а не с точки наибольшей частоты упоминания рассматриваемого термина.

Информационные материалы различных изданий анализировались за 2010-2018 годы. В этот временной период были проведены Зимние Олимпийские Игр (2010 г. - Ванкувер Канада; 2014 г. - Сочи, Россия; 2018 - Пхенчан, Корея). Их проведение, бесспорно, наложили свой отпечаток на содержание информационного потока, в том числе на упоминание термина «кёрлинг» в этих сообщениях.

В таблице приведены результаты исследования частоты упоминаний рассматриваемого термина в изданиях, вошедших в каждый из трех выделенных блоков СМИ. Анализ частоты упоминаний термина «кёрлинг» в Федеральных СМИ позволяет заключить, что наибольшее количество упоминаний приходится на информационные материалы Интернет-изданий

Таблица - Динамика упоминаний термина «кёрлинг» в СМИ и интернет-изданиях за 20102018 годы (абсолютные цифры)_

Наименование СМИ 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018

Федеральные СМИ

Пресса 962 461 341 672 977 277 288 186 608

Информагентства 489 323 348 1181 2561 1511 1118 3153 6383

Интернет-издания 2669 1905 2067 3533 7203 2440 2043 6964 17852

ТВ и радио 374 368 480 825 991 214 179 526 2735

Региональные СМИ

Пресса 1147 744 743 1416 4206 959 1351 335 645

Информагентства 231 134 149 244 921 1170 680 447 745

Интернет-издания 1625 1771 1900 3114 8461 2963 2931 2050 8064

ТВ и радио 151 160 219 376 699 409 235 279 574

Зарубежные СМИ

Пресса 168 89 88 95 134 96 80 24 23

Информагентства 38 21 28 36 19 28 33 55 119

Интернет-издания 1566 459 655 938 1125 527 409 972 1534

ТВ и радио 12 24 18 32 13 21 18 71 59

Они в значительной степени опережают в активности остальные виды СМИ. Федеральная пресса почти одинаково, как и информагентства, упоминает в своих материалах термин «кёрлинг». Как следует из содержания таблицы, в отдельные годы в рамках исследуемого временного периода активизируются федеральное телевидение и радио.

Количество упоминаний данного термина заметно увеличивается в годы проведения Зимних Олимпийских Игр. Затем наблюдается некоторый спад интереса СМИ к кёрлингу. За год до проведения олимпийских игр внимание СМИ возрастает.

Результаты изучения частоты упоминания термина «кёрлинг» в региональных СМИ - таблица, позволяют констатировать следующее. Во-первых, Интернет-издания этой группы СМИ заметно превосходят остальные средства массовой информации по частоте упоминаний данного термина. Во-вторых, региональная пресса, занимая второй ранг после интернет-издания, активно освещают кёрлинг в своих материалах. В-третьих, все региональные более активно отражают вопросы кёрлинга в период проведения Зимних Олимпийских Игр.

Из материалов таблицы следует, что в группе зарубежных СМИ по частоте упоминания термина «кёрлинг» доминируют интернет-издания. Второй ранг, по частоте упоминая этого термина, занимают издания зарубежной прессы. Также как и в двух рассмотренных группах СМИ, зарубежные средства массовой информации наиболее активно упоминают в своих изданиях термин «кёрлинг» в год проведения Зимних Олимпийских

Игр. Если сравнивать материалы исследования, приведенные в таблице, то можно констатировать, что во всех трех группах СМИ наиболее часто упоминается термин «терлик» в информационных материалах Интернет-изданий. Довольно активно освещают гёрлинг региональные СМИ. Также можно зафиксировать общую тенденцию увеличения внимания к термину «^рли^» в рассматриваемом временном периоде - 2010-2018 гг.

ВЫВОДЫ

Информационное обеспечение важно для формирования у различных групп населения позитивного отношения к занятиям кëрлингом. Систему по пропаганде и популяризации кëрлинга целесообразно рассматривать состоящую из трех элементов: создатели сообщения о кëрлинге, каналы коммуникации по передаче сообщения, потребители сообщения.

Установлено ежегодное увеличение упоминаний термина «^рли^» в СМИ, особенно этот показатель растет в годы проведения зимних олимпийских игр. Наибольшее количество упоминаний термина «^рли^» зафиксировано в информационных материалах Интернет-изданий. В последние годы активизировались региональные СМИ, упоминая термин «терлик» в своих изданиях. Разнообразие источников СМИ, упоминающих рассматриваемый термин, расширяет аудиторию, донося до нее информацию о кëрлинге.

Исследование СМИ позволило вскрыть ряд нерешенных проблем, требующих дальнейших научных разработок. Во-первых, необходимо определить наименования конкретных средств массовой информации, в которых наиболее часто упоминается термин «терлик». Во-вторых, какие конкретно тематические вопросы функционирования и развития кëрлинга в нашей стране и за рубежом отражаются в материалах СМИ. В -третьих, выявить авторский коллектив, формирующий информацию о кëрлинге. В-четвертых, определить эффективность влияния материалов СМИ на развитие терлинга.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гавриченкова Е.А. Роль средств массовой информации в формировании здорового образа жизни / Е.А. Гавриченкова // Молодой ученый. - 2018. - № 18. - С. 157-161.

2. Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года : распоряжение Правительства РФ от 07.08.2009 N 1101-р // Консуль-тантПлюс : [сайт]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_90500/e9cb35da6fD6ab8a3f7d43086823a39e524a77b7 / (дата обращения: 20.06.2022).

3. Сабирова Л.Р. Роль СМИ Республики Татарстан в формировании у населения интереса к физической культуре / Л.Р. Сабирова // Наука и спорт: современные тенденции. - 2018. - № 3 (20). -С. 121-127.

4. Свищев Д.А. Структурно-компонентная модель терлинга как объекта развития / Д.А. Свищев, Ю.В. Шулико // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 2 (144). -С. 225-229.

5. Свищев Д.А., Управление развитием терлинга в России: программно-целевой подход : монография / Д.А. Свищев, Ю.В. Шулико. - Санкт-Петербург : Р-Копи, 2022. - 127 с.

6. Устав Общероссийской общественной организации «Федерация терлинга России» // Федерация керлинга России : [сайт]. - URL : https://curling .ru/uploads/inbox/%D0%A3%D1 %81 %D1 %82%D0%B0%D0%B2%202021 %D0%B3.pdf : (Дата обращения 20.06.2022).

7. Шустер О.С. Средства массовой информации как фактор управления спортивными единоборствами : автореферат дис. ... канд. пед. наук / Шустер Олег Семенович. - Санкт-Петербург, 1998. - 24 с.

REFERENCES

1. Gavrichenkova, E.A. (2018), "The role of mass media in the formation of a healthy lifestyle", Young scientist, No. 18, pp. 157-161.

2. Government of the Russian Federation (2009), "On approval of the Strategy for the development of physical culture and sports in the Russian Federation for the period up to 2020", Order of the dated

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.