Научная статья на тему 'Информационное развитие региональных хозяйственных систем: теория, методология и практика'

Информационное развитие региональных хозяйственных систем: теория, методология и практика Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
260
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СИСТЕМ / ВОСПРОИЗВОДСТВО ИНФОРМАЦИИ / МОНИТОРИНГ ИНФОРМАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Петрова Е.А.

В статье представлена концепция информационного развития региональной хозяйственной системы, раскрыты основные этапы и особенности воспроизводства информации на различных стадиях ее жизненного цикла. Методологически обоснована комплексная система мониторинга информационного развития региона на основе структурно-факторной модели управления, включающая компаративный и дескриптивный анализ, многофакторную оценку эффективности по предложенным экстенсивным и интенсивным показателям, рейтинговое позиционирование субъектов по уровню информационного развития. Апробация теоретических концепций и моделей произведена на примере информационных процессов регионов Южного федерального округа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационное развитие региональных хозяйственных систем: теория, методология и практика»

УДК 004:332

информационное развитие

региональных хозяйственных систем: теория, методология и практика*

е. а. петрова,

доктор экономических наук, доцент, заведующая кафедрой

экономической информатики и управления E-mail: ea_petrova@mail. ru

Волгоградский государственный университет

В статье представлена концепция информационного развития региональной хозяйственной системы, раскрыты основные этапы и особенности воспроизводства информации на различных стадиях ее жизненного цикла. Методологически обоснована комплексная система мониторинга информационного развития региона на основе структурно-факторной модели управления, включающая компаративный и дескриптивный анализ, многофакторную оценку эффективности по предложенным экстенсивным и интенсивным показателям, рейтинговое позиционирование субъектов по уровню информационного развития. Апробация теоретических концепций и моделей произведена на примере информационных процессов регионов Южного федерального округа.

Ключевые слова: информатизация региональных хозяйственных систем, воспроизводство информации, мониторинг информационного развития региона, региональная информационно-аналитическая система.

Становление новых технологических укладов, связанных с совершенствованием и распространением информационных технологий, создало возможность осуществления модернизации способов хозяйствования за счет использования информации как приоритетного ресурса и эндогенного фактора производства. В этом качестве информация оказывает решающее воздействие на темпы и источники современного экономического роста, изменяя характер, содержание и формы общественного

'Работа поддержана грантом Федерального агентства по образованию в рамках реализации федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009—2013гг. (2009 г., государственный контракт № П 904).

труда, структуру и динамику производства, эволюцию хозяйственных систем различного уровня и масштаба.

Модернизация хозяйственной системы современной России приводит к взаимосвязанным, взаимообусловленным и вместе с тем специфичным процессам регионализации и информатизации субъектов РФ. Содержание процесса регионализации характеризуется экономическими отношениями, которые возникают и эволюционируют в ходе обособления и укрепления политического, социально-экономического, финансового положения регионов как образований мезоэкономического пространства страны.

Достижение эффективного функционирования региональных хозяйственных систем (РХС) в национальной экономике предполагает развитие институциональных, организационных и информационных компонентов этих относительно обособленных хозяйственных систем мезоуровня, что обеспечивало бы их конкурентоспособное, устойчивое и безопасное социально-экономическое развитие в стратегическом и тактическом аспектах.

Совершенствование информационных процессов в РХС предполагает рациональное построение организационных и институциональных связей и отношений между производителями и потребителями информации — различными хозяйственными субъектами региона, создание действенных механизмов для разрешения возникающих между пользователями, владельцами и распорядителями информации противоречий, обеспечение субъектов мезоэкономики адекват-

ными ресурсами для эффективного управления процессами модернизации.

Конкретизация понятия производства информации как особого вида и составной части общественного производства вообще позволяет определить его специфику посредством множества признаков как процесса, который изначально осуществляется только человеком, организованным как индивидуальный или ассоциированный определенным образом субъект; заключается в обработке информации, воспринимаемой человеком из окружающей среды, включая и созданную ранее другими людьми; предполагает преобразование информации посредством необходимых и целесообразных операций и трансформаций; в результате создает новую информацию, которая не была воспринята человеком из окружающей среды, раньше не существовала для данного индивида и общества в представленном виде; создает качественно новую для производящего ее индивида информацию как ресурс его жизнедеятельности в соответствии с его потребностями и креативными возможностями.

Информационное производство рассматривается как познавательно-преобразующая деятельность человека, направленная на извлечение информации из различных источников и создание благ в форме информационного продукта, предназначенного для дальнейшего производительного потребления, распределения и обмена.

Специфика информационного производства проявляется в двух аспектах. Первый аспект связан с выделением в результате структурно-технологической перестройки общественного производства из состава крупных предприятий непрофильных подразделений, специализирующихся на информационных продуктах, произведенные ими продукты приобретают товарную форму и реализуются на соответствующем рынке. Данные подразделения составляют информационный сектор общественного производства.

Так как информация является эндогенным фактором производства [2], присутствует во всех видах конечных продуктов, то в процессе функционирования любого предприятия создается информационный продукт, предназначенный для внутреннего потребления (для организационного обслуживания управления предприятием, для качественного совершенствования материальных и нематериальных активов, персонала предприятия). В этом состоит второй аспект специфики информационного производства.

Многоаспектность экономического содержания информации позволяет утверждать, что существует

процесс не только производства, но и воспроизводства информации, поскольку информация, один раз возникнув, может трансформироваться в знание, а затем опять в конкретную информацию и т. д.

Воспроизводство информации в РХС отражает разнообразие их масштабов, внутренней структуры и среды, что позволяет выделить основные циклически повторяющиеся необходимые стадии данного процесса:

• освоение множества разнообразных условий и преобразование их в информационные ресурсы, доступные хозяйственным единицам и их агентам;

• овладение доступными информационными ресурсами и преобразование их в запасы для использования в качестве действующих эндогенных факторов производства и их резервов;

• производительное потребление эндогенных информационных факторов и воплощение их в конечных продуктах в виде информационных свойств или самостоятельных информационных товаров;

• рыночная реализация или непосредственное потребление произведенного информационного свойства и продукта, превращение их в ресурсы потребления для последующих циклов производства;

• информационные изменения условий производства, жизнедеятельности общества, его среды обитания.

Дальнейшее рассмотрение вопросов воспроизводства информации требует определения принципов формирования и специфических признаков совокупного общественного информационного капитала РХС.

Информационный капитал — специфичная форма трансакционного капитала, воплощенного во благе, которое отсутствует в готовом виде в природе и создается в результате человеческой деятельности. Он поглощает новую информацию и знания, одновременно служит их источником; развивает традиционные и создает новые способы, средства и продукты производства; имеет тенденцию к накоплению и самообновлению, что выражается в его количественном возрастании и качественном совершенствовании [1, с. 92].

Индивидуальный информационный капитал неотделим от его владельца и определяет его потенциал в принятии решений при создании продукта конкретного вида и получении дохода от его реализации. Общественный информационный капитал создается и воспроизводится национальным или региональным сообществом вследствие взаимо- 17

действия его индивидуальных форм в границах определенных социально-экономических общностей и пространств. В РХС общественный информационный капитал не тождествен сумме индивидуальных капиталов, приобретает корпоративные черты и обладает интегральным эффектом повышения конкурентоспособности, устойчивости и безопасности хозяйственных субъектов региона в условиях непрерывных многосторонних изменений внутренней и внешней среды. Чем выше уровень концентрации и консолидации общественного и индивидуального информационного капитала в границах РХС, тем выше эффективность экономической практики и политики субъектов ее управления.

Таким образом, систематизация и обобщение категорий информационной экономики позволяют определить информационное развитие региональных хозяйственных систем в параметрах концептуальной антропоцентрической модели «природа — человек — общество» как целенаправленное, необратимое, закономерное изменение трансформационных и трансакционных факторов общественного производства под воздействием информационно-коммуникационных технологий. При этом процесс воспроизводства информации выступает основным фактором не только информационного, но и социально-экономического развития хозяйственных систем мезоуровня.

В современных условиях органы государственной власти субъектов РФ стремятся активно воздействовать на все стадии воспроизводства информации, поддерживают и развивают базовые звенья информационной инфраструктуры, осуществляют координирующие и направляющие функции в развитии информационного производства, осуществляемого на их территории.

Целесообразно выделить следующие приоритетные направления этого регулирующего воздействия в РХС: прямое и косвенное стимулирование путем прямого бюджетного финансирования, частных инвестиций, налоговых и кредитных механизмов; создание макроэкономических предпосылок роста совокупного спроса на инновации в информационных и наукоемких производствах; формирование благоприятной институциональной среды для механизма управления информационным развитием РХС; создание системы непрерывного повышения квалификации и расширения компетенций кадров, накопления человеческого капитала, соответствующего информационным потребностям развития производства.

Помимо регулирующего воздействия на информационное развитие РХС необходимо также и

18 -

непосредственно управлять этим процессом. Для обеспечения эффективности, согласованности формальных и неформальных отношений, консолидации интересов и кооперации взаимных действий хозяйственных систем мезоуровня необходимо определить систему целей данного управления.

Основными целями управления информационным развитием РХС [3, с. 58] являются: создание в ней общего и единого информационного пространства, минимизация трансакционных издержек общественного взаимодействия, удовлетворение информационных потребностей субъектов хозяйствования и населения, модернизация систем регионального и муниципального управления на основе использования информационных продуктов, формирование соответствующей институциональной среды, повышение качества образования, уровня научно-технического и культурного развития, реализация инновационной политики в области информационного производства.

Повышение эффективности управления РХС зависит от уровня обеспеченности ресурсами и продуктами информационного производства, снижение которого ведет к объектно-субъектной, пространственно-временной и проектно-процессной асимметриям в принятии управленческих решений.

Управление информационным развитием региона является многоплановым и комплексным процессом, частью целостной системы управления регионом. Для учета основных факторов, с помощью которых возможно целенаправленно воздействовать на развитие этого процесса, необходимо построение институционально-организационной структуры системы управления информационным развитием региона (рис. 1), которая имеет иерархическое строение и состоит из следующих подсистем: организационная, институциональная, техническая, информационно-производственная и гуманитарная. Объектами управления в данной системе выступают организации региона, занятые информационным производством, формированием и использованием информационных ресурсов региона, разработкой информационных систем и элементов информационной инфраструктуры, подготовкой и переподготовкой кадров в сфере информационно-коммуникационных технологий. Субъекты управления — подразделения (комитеты, управления) в органах государственной власти субъекта РФ.

Необходимость оценки результатов регулирующего воздействия на информационное развитие РХС и принятие эффективных управленческих решений потребовали разработки методики комплексного мониторинга информационного развития

региона, которая обеспечивает оперативный анализ, координацию и контроль за организацией работ на всех уровнях управления, а также использование результатов оценки при планировании развития данного процесса [4, с. 27].

На первом этапе формируется система показателей по эндогенным факторам данного процесса для системного анализа его результатов (рис. 2). Эти индикаторы должны быть прозрачными и доступными для проведения расчетов или получения оценок. Другое требование к такой системе состоит в необходимости обеспечения полной совместимости и сопоставимости показателей для разных условий их измерения, а также применения этих индикаторов в различных регионах страны. Иными словами, система должна быть инвариантна по

Рис. 1. Институционально-организационная структура системы управления информационным развитием региона

Показатели состояния информационного развития региона

Развитие человеческого фактора

1. Доля

студентов вузов от общей численности населения.

2. Доля занятых в экономике, имеющих высшее образование.

3. Доля окончивших аспирантуру к общей численности населения.

4. Доля занятых в экономике, работающих

в сфере образования.

5. Доля занятых в экономике, работающих

в сфере науки и научном обслуживании.

6. Затраты организаций на обучение сотрудников ИКТ на 1 000 чел.

Технический фактор

1. Число персональных компьютеров в организациях на 100 работников.

2. Число компьютеров в домашних хозяйствах.

3. Количество стационарных телефонов на 1 000 чел. сельского населения.

4. Количество стационарных телефонов на 1 000 чел. городского населения.

5. Доля абонентов сотовой связи в численности населения.

6. Число организаций, имеющих WEB-сайгы, к общему числу жителей.

7. Число организаций, использующих глобальные сети в целях общего характера на 1 000 чел. населения.

8. Число организаций, использующих глобальные сети для осуществления электронных расчетов на 1 000 чел. населения.

9. Число персональных компьютеров, имеющих доступ к глобальным сетям, к общему числу жителей.

10. Объем услуг связи на душу населения

Институциональный фактор

Информационный фактор

1. Наличие концепции 1. Количество

и программы экземпляров книг

информатизации в общедоступных

региона. библиотеках на 1 000

2. Количество чел. населения.

региональных 2. Количество баз

программ данных,

информатизации. зарегистрированных

3. Наличие в регионе на 1 000

законодательных чел. населения.

и нормативных актов 3. Объем продаж

по информатизации информационных

региона. продуктов

4. Участие в (печатных, аудио,

общегосударственных, видео,

региональных машиночитаемых) на

программах 1 000 чел. населения.

информатизации. 4. Число обращений

5. Участие (запросов), сеансов

в специальных на 1 000 чел.

отраслевых населения.

программах 5. Выпуск газет

и проектах (экземпляров) на 1 000 чел. населения

Организационный фактор

1. Количество предприятий информационно-вычислите льного обслуживания населения на 1 000 чел. населения.

2. Количество организаций, использующих программное обеспечение для решения организационных и управленческих задач.

3. Число организаций, использующих Интернет, на 1 000 чел.

4. Наличие структурного подразделения по информатизации в администрации субъекта РФ. 5). Расходы

консолидированных бюджетов субъектов РФ на транспорт, связь и информатику на 1 000 чел.

6. Инвестиции в основной капитал отрасли связи на 1 000 чел. населения

Рис. 2. Система показателей состояния информационного развития региона

отношению к оцениваемым объектам и условиям проведения этих оценок.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На втором этапе происходят организация сбора и создание многоаспектных баз данных. Этот этап мониторинга завершается построением соответствующей концептуальной модели информационного развития региона и проектированием региональной информационно-аналитической системы (РИАС), аккумулирующей данные комплексного мониторинга информационного развития РХС. Региональная информационно-аналитическая система предоставляет сведения о региональных информационных потребностях и уровне их удовлетворения; фиксирует состояние информационных ресурсов и факторов производства хозяйственных субъектов; создает интерфейс, ориентированный на различные группы пользователей и сервис поиска данных; предлагает средства графического анализа с тематическими картами и диаграммами для визуализации представления результатов анализа ситуации; обеспечивает удаленный многоаспектный доступ к актуальным данным. Ядром создаваемой системы является реляционная база данных, проектирование которой базируется на предложенной в работе концептуальной модели информационного развития.

Далее на основе полученной концептуальной модели и разработанной архитектуры в работе спроектирована логическая и физическая модели базы данных. Пользовательский интерфейс разработанной информационной системы представлен Web-сайтом «Информационное развитие регионов Южного федерального округа», который обеспечивает функцию доступа к созданной ранее базе данных и содержит: текстовую информацию; диаграммы рейтингов; таблицы с информацией, извлекаемой по списку регионов Южного федерального округа из базы данных; тематические карты.

Контентное наполнение каждого раздела формируется как из базы данных (динамические страницы), так и с использованием отдельных файлов с текстовой информацией (статические страницы). Показатели многофакторной оценки уровня информационного развития региона представлены в табличном виде, а также с использованием географических карт Южного федерального округа. С использованием ГИС, содержащей векторную и растровую картографическую информацию, а также ассоциативные с ними семантические данные, строятся карты распределения основных показателей информационного развития, интегрального показателя уровня информационного развития по районам региона.

20 -

Отображение информации на картах является завершающим этапом создания аналитической информационной системы информатизации Южного федерального округа.

В ходе реализации четвертого этапа мониторинга осуществляется дескриптивный анализ состояния и динамики информационных процессов.

Пятый этап включает интегральную рейтинговую оценку достигнутого уровня развития и потенциала. Это позволяет проводить интерпретацию, пространственный и временной компаративный анализ профильных и общих, локальных и региональных информационных систем в РХС, макрорегионах и национальной экономике, определять тенденции и перспективы, обосновывать коррекцию концепций и целевых программ информационного развития отдельных РХС и их макро-региональных групп. Ранжирование территорий по уровням и факторам информационного развития становится основой для проведения адекватной политики органов управления субъекта РФ.

Уровень информационного развития РХС следует определять агрегированием на двух уровнях стандартизированных значений показателей его состояния с использованием аддитивной схемы их свертки:

Lf = F(M, A, T, Ins, O, Inf), (1)

где Lf — уровень информационного развития

макрорегиона;

М — природно-ресурсный фактор;

А — человеческий фактор;

T — технико-технологический фактор;

Ins — институциональный фактор;

О — организационный фактор;

Inf— информационный фактор.

Рейтинговая шкала, учитывающая особенности распределения значений показателей по регионам для каждого блока факторной модели, строится на основе среднего значения показателей и стандартного отклонения показателей по каждому блоку.

Для каждого показателя c. (i — порядковый номер показателя) вычисляется среднее значение:

I c

с,. = >=

N

(2)

где с— значение г-го показателя дляу-го региона; N — количество субъектов (регионов). Область изменений г-го показателя [с ™п; с тах]

г 'г J

разбивалась на п интервалов с центрами в точке с . В качестве длины отрезка выбиралась величина:

8 = аст

120 100 80 60 40 20 0

где стс, — стандартное отклонение для показателей е..

г,

а — эмпирический коэффициент, который подбирается так, чтобы быть одинаковым для всех показателей. Первому показателю (или последнему, в зависимости от смысла показателя) присваивалось значение рейтинга rmin=0, а последнему — r = M (М — максимальное значение рей-

max v *

тинга). Как показали расчеты, для вычисления функции r,= f(cj) достаточно было семи интервалов, т. е. r = 6.

max

В результате преобразования показателей е.. получена матрица соответствующих частных рейтингов г., в которой колонки представляют распределения нормальных рейтингов региона по различным показателям, а строки — распределение этого рейтинга по различным регионам Южного федерального округа.

Аналогично системе показателей построено дерево рейтингов состояния информационного развития региона. Для построения иерархии рейтингов (свертки или сжатия информации) состояний использовалась аддитивная схема.

Каждая подсистема (блок факторной модели) уровня характеризуется рейтингом R где l — номер подсистемы (l = 1,..., 5), который представляет собой сумму соответствующих парциональных рейтингов r„ третьего уровня:

2004 г. 2006 г. -2007 г.

Ль Л

V

ч

\\

% %

ч.

я=У ,

ij ^

(3)

где k—количество показателей, характеризующих данный блок модели.

Таким образом, макросостояние процесса информатизации будет представляться следующим аналитическим выражением для общего рейтинга:

Ь = Я.+ Ят+Яг +Яп +Ягг, (4)

] Ч] Т] 1м] О] Щ' V '

где ЯЧ], ЯТ], Я1ш., ЯО], Ящ — рейтинги подсистем «Человеческий фактор», «Техническая и технологическая оснащенность региона средствами ВТ и ТК», «Институциональный фактор», «Организационный фактор», «Информационный фактор» соответственно. Так как величина Я. является числом, то выражение (4) определяет уровень информационного развития для отдельного региона, а выражение

j-inf ъЮФО

= 1 R

— общий рейтинг, или уровень информационного развития по Южному федеральному округу в целом.

Рис. 3. Распределение общего рейтинга Ь по регионам Южного федерального округа в 2004—2007 гг.

В ходе исследования автором проведены рейтинговые оценки уровня информационного развития регионов ЮФО за 2004, 2006 и 2007 гг. Итоговые рейтинги информационного развития регионов ЮФО в 2004—2007 гг. представлены на рис. 3.

Предлагаемая методика апробирована проведением многофакторной оценки информационного развития регионов ЮФО с построением интегрального показателя уровня информационного развития за 2004—2007 гг. и адаптирована к действующей статистической отчетности в рамках государственного статистического наблюдения № 3-Информ. Источниками данных являются статистическая отчетность территориальных органов Федеральной службы государственной статистики, аналитические данные администраций субъектов РФ, а также материалы официальных сайтов субъектов Южного федерального округа. Все показатели, отражающие состояние информационного развития региона, приведены к относительному виду, что позволяет сопоставить полученные результаты с другими субъектами макрорегиона и позиционировать их по интегральному показателю.

Список литературы

1. Гибало Н. П. Этические концепции новой политэкономии // Проблемы новой политической экономии. 1999. № 2. С. 87—93.

2. Иншаков О. В.«Ядро развития» в контексте новой теории факторов производства // Экономическая наука современной России. 2003. № 1. С. 11—25; Inshakov O. The Theory of Human Action and Economic Genetics // The Human Being in Contemporary Philosophical Conceptions — Cambridge Scholars Publishing, 2009. P. 159—170.

3. Калинина А. Э, Петрова Е. А. Информационный механизм развития региональных хозяйственных систем // Региональная экономика: теория и практика. 2008. № 11 (68). С. 57—64.

4. Талапина Э. В. Мониторинг в экономической деятельности // Проблемы информатизации. 2001. № 2.

(5)

i=i

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.