Конфликтология / nota bene
Правильная ссылка на статью:
Горбачев М.В., Дибров Е.А. — Информационное пространство военно-политических конфликтов в Донецке и Луганске сквозь призму современного украинского кинематографа // Конфликтология / nota bene. - 2020. - № 3. DOI: 10.7256/2454-0617.2020.3.32805 URL: https://nbpublish.com'llbrary_read_article.php?id=32805
Информационное пространство военно-политических конфликтов в Донецке и Луганске сквозь призму современного украинского кинематографа
Горбачев Михаил Валерьевич
доктор политических наук
доцент, кафедра российской политики, Московский государственный университет имени
МВЛомоносова
119192и, Россия, г. Мзсква, ул. Ломоносовский Проспект, 27
И ussr-86@mail.ru
Дибров Егор Александрович
аспирант, кафедра российской политики, Московский государственный университет имени М.В.
Ломоносова
119991, Россия, г. Москва, уп. Ломоносовский Проспект, 24, оф. 4
И dibrov1994@mail.ru
Статья из рубрики "Классификация и типология современных конфликтов"
DOI:
10.7256/2454-0617.2020.3.32805
Дата направления статьи в редакцию:
04-05-2020
Аннотация.
Статья посвящена анализу информационного пространства зоны военно-политических конфликтов в Донецке и Луганске. Авторы предлагают уйти от традиционных моделей и схем его объяснения, которые связаны с изучением баз данных, технологий их сопровождения, механизмов их применения, информационных систем, информационных потребностей информационной среды. В качестве альтернативной объяснительной модели предлагается структурно-содержательный анализ современного украинского кинематографа, отражающего главные компоненты информационного пространства зон военно-политических конфликтов в Донецке и Луганске. Авторы в соответствии с обоснованными критериями осуществили отбор киноматериалов для проведения их последующего изучения. В качестве основных методов авторами задействуются контент-анализ и интент-анализ, необходимые для интерпретации содержания и направленности
диалогов основных сюжетных линий фильмов. Дополнительными методами выступали: сравнительные модели анализа сюжетов фильмов, нарративный анализ микросюжетов фильмов, методы идеологического измерения фильмов. В результате проведенного исследования были определены механизмы бинарного структурирования информационного пространства зоны военно-политических конфликтов. Идентифицированы приемы и техники, которые задействовались для реализации этих механизмов. Выявлены особенности «искажения» информационного пространства зоны военно-политических конфликтов. Исследованы режиссерские приемы, которые составляют основу стратегий позиционирования информационного пространства зоны военно-политических конфликтов в современном украинском кинематографе. Авторами были впервые проанализированы фильмы современного Украинского кинематографа на предмет позиционирования информационного пространства зон военно-политических конфликтов в Донецке и Луганске.
Ключевые слова: информационное пространство, искажение информационного простра н ства , информационная политика, информационные войны, бинарная
пропаганда, политическая коммуникация, сюжеты фильмов, сценарии фильмов, режиссерские приемы, военно-политические конфликты
Военно-политические конфликты в XXI веке отличаются высокой скоростью протекания основных стадий и фаз, быстрым «включением» новых и «выходом» ранее задействованных в них субъектов, применением сверхдорогого, высокоточного вооружения, стремительно растущим профессионализмом силовых структур, одновременно военным и информационным противостояниями между основными
участниками, а также целым рядом других, не менее важных особенностей -Ш. Специфика современных военно-политических конфликтов формирует уникальную структуру и содержание информационного пространства в зоне, где они происходят, а также в других регионах мира, которые имеют точки соприкосновения с этой территорией.
Социально-гуманитарные науки, характеризуя основные структурные составляющие информационного пространства зоны военно-политических конфликтов: базы данных, технологии их сопровождения, механизмы их применения, информационные системы, информационные потребности и др., оперируют такими категориями как: информационно-психологическое воздействие, информационная экспансия, информационное лоббирование, информационный вброс и многими другими [2]. Применяя данные концепты для анализа содержания информационного пространства зоны военно-политических конфликтов в Донецке и Луганске, специалисты изучают отчеты международных организаций, выступления политических лидеров, новостные ленты крупнейших информационных агентств, доклады военных и гражданских аналитиков по информационной безопасности и технологиям и т.п.
По оценкам отечественных ^ и зарубежных исследователей, особой составляющей информационного пространства зоны военно-политических конфликтов является фильмы, посвященные данной тематике. При этом специалисты отмечают, что чем более «насыщено» информационное пространство зоны военно-политического конфликта, тем
большим разнообразием и направленностью отличаются киноматериалы на эту тему Так, за период с 2015 по 2020 год, режиссерами из разных стран было снято более 4000 профессиональных и любительских фильмов, посвященных военно-политическим конфликтам в Донецке и Луганске.
В настоящей статье мы предлагаем посмотреть на информационное пространство зон военно-политических конфликтов в Донецке и Луганске сквозь «призму» современного украинского кинематографа. Для выполнения поставленной цели, за период с 2015 по 2020 гг. нами были отобраны следующие фильмы украинского производства: «Добровольцы Божьей четы» (2015 г.), «Киборги» (2017 г.), «Иней» (2017 г.); «Миф» (2018 г.). Отбор киноматериалов осуществлялся по следующим критериям: во-первых, фильмы должны были содержать контент, связанный с оценкой специфики формирования информационного пространства в зоне военно-политических конфликтов на Юго-Востоке Украины. Во-вторых, фильмы должны были отличаться жанровым разнообразием: документальные, художественные, полнометражные, короткометражные. В-третьих, киноматериалы отбирались исходя из их рейтинга (не ниже «4» на популярных порталах
по онлайн-просмотру фильмов [6]). В-четвертых, фильмы должны были выдвигаться в качестве участников кинофестивалей, как следствие, получать многочисленные отзывы и рецензии профессионального сообщества из разных стран.
Для изучения содержания отобранных фильмов, в соответствии с обозначенной целью статьи, нами применялись методы контент-анализа и интент-анализа. Контент-анализ задействовался для интерпретации содержания диалогов и монологов главных героев в основных сюжетных линиях. Интент-анализ использовался для глубокого проникновения в содержание речей главных персонажей, для интерпретации их ключевого смысла и
направленности [7]. В качестве дополнительных, мы задействовали междисциплинарные методы изучения сюжетов кинопроизведений. В частности, сравнительные модели анализа сюжетов фильмов, нарративный анализ микросюжетов фильмов, методы идеологического измерения фильмов
Анализ структурной и содержательной частей выбранных нами украинских фильмов, в которых формируются ракурсы видения информационного пространства зон военно-политических конфликтов в Донецке и Луганске, позволяет сформулировать следующие предварительные выводы. Они могут быть объединены в четыре логических блока. А именно, информационное пространство зон военно-политических конфликтов представляется в изучаемых фильмах следующим образом: во-первых, посредством формирования системы ценностных координат «свои-чужие» как основы для позиционирования участников военно-политических конфликтов; во-вторых, с помощью создания мировоззренческой конструкции - «цивилизационные-варвары», позволяющей идентифицировать участников военно-политических конфликтов; в-третьих, путем конструирования «оптики», основанной на калейдоскопе измененных и деформированных ценностей, отражающих позиции участников конфликта; в-четвертых, задействуя метод конструирования односторонних моделей восприятия информационно-коммуникационных угроз; в-пятых, применяя режиссерские стратегии идеологизации информационного пространства зоны военно-политических конфликтов.
Обращаясь к описанию содержания первого логического блока необходимо отметить, что во всех четырех фильмах прослеживается позиционирование информационного пространства в зонах Донецкого и Луганского военно-политических конфликтов в двухполюсной системе координат - «свои-чужие». Главные герои фильмов четко
разделяют страны, правительства, вооруженные силы по бинарному принципу По мере развития сюжетных линий происходит активное оправдание «своих» и критика «чужих» в рамках следующих схем: «мы» не виноваты - виноваты «они», «мы» не должны нести ответственность за последствия конфликта - «они» должны взять на себя всю тяжесть этой ответственности, «наше» оружие предназначено для сдерживания и
обороны - «их» оружие необходимо для нападения и т.п. Особенно четко обозначенные схемы бинарного позиционирования информационного пространства проявляются в диалогах героев фильмов «Добровольцы божьей четы» и «Киборги». Окружающий героев мир, события и люди, наполняющие его - идентифицируется как враждебные и
максимально агрессивные. Это подтверждается результатами текстуального анализа t10-(наиболее часто повторяемые слова, их комбинации, эмоциональная окраска ключевых фраз главных героев) диалогов и монологов участников «Добровольческого Украинского Корпуса», который согласно сюжету фильма «Добровольцы божьей четы», был расположен в селе Пески Донецкого региона (20-45 минуты киноматериалов), а также данными интент-анализа диалогов главных персонажей фильма «Киборги» («Мажор», «Серпень», «Суббота», «Гид» и др. - 50-112 минуты киноматериалов).
Содержание второго логического блока формируется в рамках системы двойных стандартов оценивания информационного пространства зоны военно-политических конфликтов. Такая система характерна для фильмов «Иней» и «Миф». В диалогах и монологах ключевых персонажей данных кинематографических лент прослеживаются интенции, согласно которым участники конфликта делятся на «цивилизованных» и «варваров». Например, в фильме «Иней» — это диалоги главного героя Рокаса с украинскими военными (111- 120 минуты киноматериалов). Все действия «чужих» в этих диалогах оцениваются как неоправданно жесткие и чрезмерно агрессивные даже в условиях военного противостояния. Любая активность «своих» непременно оправдывается, даже если сюжетные линии фильмов демонстрируют ее в ключе аналогичном с активностью «чужих». Тем самым, применяется механизм, согласно которому «образ врага» понуждает к заведомо неразумным и неоправданным действиям своих, которые, в свою очередь, оправдываются тем, что «врагу» приписываются ещё
более «злостные намерения» ———194]. в короткометражном фильме «Миф» эта особенность прослеживается не так сильно, однако она также имеет место быть. Особенно во второй части кинопроизведения, где описывается заключительная часть жизненного пути главного героя: события на Майдане 2014 года, приостановка карьеры оперного певца, разрыв отношений с девушкой-россиянкой, принятие решения об участии добровольцем в АТО (с 6 по 11 минуты киноматериалов).
Третий логический блок основан на видении информационного пространства зоны военно-политических конфликтов через калейдоскоп измененных и деформированных ценностей. Его присутствие характерно для всех четырех кинопроизведений. Контент- и интент-анализы диалогов их главных героев показали, что в них содержатся многочисленные попытки подмены ценностей населения Украины - прозападными. Это проявляется в стремлении главных героев кинематографических произведений прямо или косвенно указать на цивилизационную принадлежность Украины к Европе, и как следствие необходимости максимально дистанцироваться от российской культуры. Философские диалоги экзистенционального уровня о социокультурной судьбе Украины, о стремлении обрести новые идентификационные основы страны - встречаются в сценариях всех четырех фильмов. Однако необходимо отметить, что в наиболее концентрированном виде такие сюжетные ходы сценаристов были реализованы в фильме «Киборги». Часть из диалогов этого фильма, имеют характер открытого
«пропагандистского флера» Í12 - повторяют тезисы украинских и западных СМИ. Другая часть диалогов - носит более серьезный, осмысленный, философский характер (эта специфика «перехода» диалогов на другой уровень видения общественно-политической реальности информационного пространства зоны военно-политических конфликтов, особенно заметна с 111 минуты киноматериала).
Четвертый логический блок состоит из односторонних моделей ^^ восприятия информационно-коммуникационных угроз --14!. Эти угрозы позиционируются главными героями всех четырёх кинокартин преимущественно в однонаправленном режиме. По их мнению, они исходят от ополченцев ДНР и ЛНР, и включают в себя хакерство и шпионаж, механизмы прямого и опосредованного противоборства в информационной сфере. Контент-анализ диалогов героев фильмов «Иней» (с 62 минуты киноматериалов) и «Киборги» (с 82 минуты киноматериалов) показал, что информационное пространство зоны военно-политических конфликтов в Донецке и Луганске, позиционируется ими как чрезмерно перенасыщенное технологиями информационно-психологического воздействия на внутреннюю и внешнюю политику Украину. Главная цель данных технологий, по мнению ключевых персонажей основных сюжетных линий («Мажор», «Суббота», «Гид», «Старый», «Марс», «Псих», «Ретуд» и др.) - это подчинение политико-экономической жизни Украины для дальнейшего воздействия на нее в интересах стороны, осуществляющей попытки такого подчинения.
Пятый блок, политико-идеологические компоненты информационного пространства зон военно-политических конфликтов, позиционируется посредством четырех режиссерских стратегий. Первая, связана с конструированием атмосферы постоянного психологического напряжения. Она реализуется путем визуальных кинематографических приемов. Например, изображениями разрушенных населенных пунктов и объектов инфраструктуры в фильмах «Иней», «Киборги», «Добровольцы Божьей четы», обращениями к воспоминаниям очевидцев в фильме «Миф». Вторая стратегия связана с трансформацией отдельных человеческих и общесоциальных трагедий в предметы национальной гордости. В полной мере она была задействована в рамках приемов «героизации» в фильме «Киборги» (жизненный путь персонажа «Мажор»), а также в фильме «Иней» (диалоги украинских военнослужащих с главным героем Рокасом). Другой прием ее реализации используется в фильме «Миф», который пронизан романтизацией эпизодов жизни главного героя (позывной «Миф»), которые связаны с его нахождением в зонах военно-политических конфликтов. И наконец еще один прием -«апофеоз» - масштабно реализуется в фильме «Киборги», где на протяжении всей киноленты постоянно проводится идея о том, что страна, несмотря на имеющиеся в ней сложно решаемые проблемы, будет двигаться в соответствии с выбранным курсом. Третья стратегия была полноценно применена только в рамках двух фильмов - «Миф» и «Иней» посредством приема «ссылки». Он подразумевает автобиографические рассказы о конкретных «вопросах жизни», ответы на которые позволяют оценить содержание информационного пространства зон военно-политических конфликтов. Четвертая стратегия - «рецепт спасения» - задействуется в фильмах «Добровольцы Божьей Четы» и «Киборги». Она основана на применении приема религиозности (диалоги главных героев кинопроизведений в переломных моментах сюжетных линий).
Изучение информационного пространства зон военно-политических конфликтов в Донецке и Луганске сквозь «призму» современного украинского кинематографа позволило сделать следующие выводы. Во-первых, информационное пространство позиционируется в бинарной системе ценностных координат. Режиссеры фильмов в монологах и диалогах актеров представляют информационную среду военно-политических конфликтов «полярно»: «свои-чужие», «цивилизационные-варвары», «лица совершающие правильные действия - те, кто делают непростительные ошибки» и т.п. Такое бинарное структурирование информационного пространства зон военно-политических конфликтов, в проанализированных нами фильмах, на протяжении большой части киноматериалов, носит формально-упрощенный характер, и только в
отдельных микросюжетах обращает внимание кинозрителя на сложные экзистенциальные проблемы социально-политической действительности, наделяя их кроме бинарных -многомерными измерениями. Во-вторых, информационное пространство зоны военно-политических конфликтов, представляемое в киноматериалах, выстраивается на основе принципа «диффузии» традиционных ценностей, ориентиров и установок украинского общества и ценностей, свойственных западному образу жизни, позиционируемых в зарубежных фильмах аналогичного жанра и сюжета. Тем самым, конструируются возможности для взаимопроникновения информационных пространств военно-политических конфликтов, происходящих в разных регионах мира. В-третьих, для информационного пространства военно-политических конфликтов, формируемого в кинематографических материалах, характерно применение комплексных режиссерских стратегий идеологизации, которые реализуется посредством задействования точечных приемов и технологий, соответствующих сюжетным линиям конкретных фильмов.
Библиография
1. Иванов О.Б. Военный конфликт как форма политического процесса // Дискурс-Пи. 2016. № 1(22). С. 81-87.
2. Борхсениус А.В. Информационная война: проблемы теоретической интерпретации // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Государственное и муниципальное управление. 2016. № 1. С. 79-89.
3. Терпугов A.A., Жукова Т.А. Кинематограф в аспекте социологии: Pro et Contra // ПОИСК: Политика. Обществоведение. Искусство. Социология. Культура. 2018. № 3 (68). С. 100-109.
4. Kirillova N.B. Evolution of media culture in the context of mcluhan's typology: history, reality, prospects // Global Media Journal. 2016. Т. 14. № 26.
5. Брейтман А.С. «Экран» как доминанта современной культуры: кино, телевидение, видео, компьютерная анимация // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2019. № 3. С. 97-102.
6. Брицов P.A. Ранжирование информации на основе оценок и поведения пользователей // T-Comm: Телекоммуникации и транспорт. 2016. Том 10. №1. С. 6266.
7. Мангейм Дж.Б., Рич Р.К. Политология: Методы исследования. М.: Издательство «Весь Мир», 1997 - 544 c.
8. Топоров В.Л, Добротворский С.Н. Кино на ощупь. СПб.: Сеанс, 2005. - 544 с.
9. Бережная С.В. Культурно-антропологические аспекты «своего» и «чужого» в военных конфликтах // Псковский военно-исторический вестник. 2015. № 1. С. 179182.
10. Пузырев А.В. Об экспертной оценке художественного текста в аспекте пирамиды установок // Актуальные проблемы филологии и педагогический лингвистики. 2011. № 13. С. 195-200.
11. Гасанов И. Б. Национальные стереотипы и «образ врага»// Психология национальной нетерпимости. Минск, 1998. - 226 с.
12. Поминов А.В., Страту Ю.А. Исследование технологий социально-психологического воздействия на личность в современном информационном обществе // Прикладная юридическая психология. 2016. № 3. С. 81-88.
13. Боровая Е.О. Информационная война как угроза национальной безопасности// Политика, экономика и инновации. 2017. № 2(12). С. 1-9.
14. Белова Н.Е. Особенности дискурса информационной войны // Приволжский научный
вестник. 2015. № 6-3(46). С. 75-78. 15. Кихтан В.В., Качмазова З.Н. Информационная война: понятие, содержание и
основные формы проявления // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2018. № 2. Том. 2. С. 228-235.
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
Представленная для рецензирования статья «Информационное пространство военно-политических конфликтов в Донецке и Луганске сквозь призму современного украинского кинематографа» является проблемно-теоретическим исследованием. Название статьи в основном соответствует ее содержанию. Автор верно определил предмет исследования, он действительно совпадает с содержанием статьи. Необходимо отметить, что недостаточно четко и внятно определена научная новизна исследования. Хорошо определена и обоснована актуальность исследования. С определением методологии исследования также можно согласиться. В общем и целом структура, стиль и содержание работы соответствуют основным научным требованиям. Статья написана хорошим научным языком. Автор отлично разбирается в существе вопроса, знает содержание предыдущих исследований, относящихся к данной проблематике. Содержание статьи представляет несомненный научный интерес и для специалистов и для широкой публики. Содержательно автор явно достиг поставленных целей и задач. В работе цитируются актуальные источники в необходимом объеме. Однако необходимо отметить и некоторые недостатки рецензируемой статьи, серьезно не влияющие на ее восприятие. Так на с. 2 термин «онлайн-просмотр» использован неправильно в два слова без дефиса. А в последнем предложении четвертой страницы: «...это подчинение политико-экономической (... ) Украины для дальнейшего...», - видимо, пропущено слово (жизни?). Как уже было отмечено, данная статья представляет несомненный читательский интерес, в принципиально большей своей части соответствует научному уровню, и вполне может быть опубликована. Указанные ошибки, мало влияющие на содержание и серьезно не меняющие впечатление от удачной работы, могут быть устранены редакторской правкой. 04.05.2020 18 час. 28 мин.