Научная статья на тему 'Информационное пространство и трансляция культурных ценностей в современной России'

Информационное пространство и трансляция культурных ценностей в современной России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
482
89
Поделиться
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ТРАНСЛЯЦИЯ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юдин Иван Валерьевич

В статье предлагается подход к задаче построения единого информационного пространства, в рамках которого органы государственного управления и власти имеют возможность конструктивно влиять на процессы, вызывающие духовную рецессию в обществе.In the article the approach to a problem of construction the uniform information space is offered. Within its framework state bodies and authorities have an opportunity of constructive influence on the processes causing spiritual recession in a society.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Юдин Иван Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Информационное пространство и трансляция культурных ценностей в современной России»

Иван ЮДИН

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО И ТРАНСЛЯЦИЯ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

В статье предлагается подход к задаче построения единого информационного пространства, в рамках которого органы государственного управления и власти имеют возможность конструктивно влиять на процессы, вызывающие духовную рецессию в обществе.

In the article the approach to a problem of construction the uniform information space is offered. Within its framework state bodies and authorities have an opportunity of constructive influence on the processes causing spiritual recession in a society.

Ключевые слова:

информационное общество, государственная информационная политика, информационное пространство, информационная культура, трансляция культурных ценностей; information society, state information politics, information space, information culture, translation of cultural values.

а протяжении более чем десяти лет перед Россией стоит задача построения единого информационного пространства, являющаяся сегодня одним из главных приоритетов в деятельности органов государственной власти и управления Российской Федерации. Важность решения этой задачи диктуется не только требованиями современного информационного общества, но и условиями среды, необходимостью решения нашей вековой проблемы открытости власти, вокруг которой продолжают идти не-прекращающиеся разговоры и споры.

Немало проблем порождает сегодня развитие качественно нового феномена — компьютеризированного социоинформационного пространства. Всё большее влияние на коммуникативные процессы оказывают виртуализация социокультурной сферы и постмодернистские тенденции в культуре, такие как клиповость мышления, интертекстуальность и цитатность. Адаптация к скоростным информационным потокам может вызвать непоправимые изменения в человеческом мышлении, например разрушить способности к идеализации объекта и работе с понятиями.

Возникают новые возможности не только для развития общества и творческой самореализации человека, но и для манипуляций индивидуальным и общественным сознанием, часто неявного информационного воздействия на органы государственной власти и принимаемые ими решения. Реальностью становится глобальное информационное противоборство, нашедшее своё точное выражение в понятии «информационная война».

Как составная часть информационной безопасности актуальными становятся задачи защиты от информации и сохранения национального социокультурного пространства.

Сегодня можно говорить о совокупности социальных информационных полей, существующих в системе жизнедеятельности общества и определённым образом структурированных в рамках системы социальных взаимодействий. Совокупность созданной в ходе социальных взаимодействий информации образует основу инфор-юпиии к мационного пространства общества. Таким образом, информа-

д ван а- ционное пространство является результатом социальных взаимо-лерьевич — аспирант г „

кафедры государ- действий в обществе, развития техники и технологий и представляет

ствеННого управления собой сложную многоуровневую структуру, состоящую из сово-

и политики ГУУ купности информационных полей.

В России термин «информационное пространство» используется с начала 90-х гг., когда особенно остро стояла проблема сохранения тиражей печатных средств массовой информации, находящихся в тяжелые времена не в самом лучшем состоянии. В то время «информационное пространство» России составляли главным образом печатные СМИ вне связи с новейшими информационными технологиями, информационной инфраструктурой и коммуникациями в обществе. В середине 90-х гг. понятие «информационное пространство» и идея его сохранения выступили уже в качестве весомого аргумента специалистов по информатизации в пользу развития информационно-коммуникационных технологий в стране1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основной задачей центральной власти в начале 90-х гг. в области развития средств массовой информации и построения информационного пространства являлось увеличение количества вещания. Было выдано более 2000 лицензий на телерадиовещание. В настоящее время в стране формулируется уже иная проблема — проблема повышения качественного уровня телерадиовещания.

По мнению современных исследователей, система СМИ в целом перестала выполнять одну из своих основных функций

— осуществление полноценного информационного обмена между ячейками общества и институтами государства, превратившись при этом в один из важнейших инструментов реализации политического процесса, «целенаправленного конструирования политических порядков».

Современное медиапространство на уровне масс-медиа представляет собой виртуальную реальность, для которой характерны манипуляция общественным сознанием, сериально-рекламная фоновая информационная культура и стереотипизация социальных реакций, отвлекающая от естественной среды взаимодействия и актуальных политических социальных действий.

Весьма показательно, что 83% респондентов в России организуют свой досуг «у себя дома», что вызвано распространением средств проведения индивидуального досуга и доступностью информации на

1 Дзялошинский И. Информационное пространство России: политическая метафора или научное понятие // Право знать: история, теория, практика, 2001, № 7-8 (56-57).

теле-, видео-, DVD- и компьютерных носителях, 49,6% опрошенных также читают журналы, книги, газеты. Суммарное превосходство телепросмотра над чтением выглядит совершенно неоспоримым: 96,0% смотрят телевидение (поскольку лишь 4,0% его не смотрят), и лишь 4,6% относят чтение к любимым занятиям в свободное время.

Для освещения темы трансляции духовных ценностей в медиапространстве значим тот факт, что информационные передачи предпочитают 41,3%, художественные фильмы, сериалы — 38,5%, развлекательные передачи — 30,5% россиян, а образовательные, документальные гораздо реже. Несмотря на то, что для 49,6% респондентов чтение является, как они считают, наиболее типичной формой отдыха, многие всё же полагают, что наше население нельзя сегодня назвать самым читающим в мире. Эксперты оценивают ситуацию более критично. В основном падение интереса к чтению связывается с появлением Интернета и других источников информации, с появлением людей, воспитанных на комиксах, видеофильмах, со снижением образованности части населения, а также с тем, что хорошие книги многим недоступны по стоимости.

Уже в конце 90-х гг. для решения проблем в области трансляции культурных ценностей создавались региональные комиссии по телерадиовещанию, основной функцией которых должен был стать контроль за деятельностью средств массовой информации и выдачей лицензий. Однако этими мерами проблема нравственного оздоровления эфира решена не была. Решению проблемы не помогла и принятая в России Хартия телерадиовещателей.

Не секрет, что в современных условиях средства массовой информации во многом формируют культуру человека. Как ни печально, провозглашённая в современной России свобода слова и свобода печати привела к усилению многих негативных явлений в системе средств массовой информации. Результатом полной ликвидации цензурных органов стало то, что средства массовой информации часто становятся транслятором антикультурных взглядов и концепций, подрывающих самобытность культуры. На уровне субъектов Федерации в процессе политической борьбы именно средства массовой информации являются тем способом давления на массовое соз-

нание, который приводит к поддержке и победе слабых, коррумпированных, а при самом пессимистичном исходе — и антигосударственных политических сил. В настоящее время ряд региональных средств массовой информации сталкивается с проблемой информационного дефицита со стороны федеральных органов государственного управления и власти, что часто приводит к некорректной трактовке тех или иных решений и в результате снижает эффективность государственного управления в стране.

Одним из признаков нового этапа в формировании информационной сферы в России стало появление в ней, наряду с государственным сектором, сектора рыночного, или, как его называют ряд исследователей, «информационного рынка». Так, к началу третьего тысячелетия в Республике Карелия доля частных газет и журналов составляла 93,8%, в Санкт-Петербурге — 90,6%, в Ростовской обл. — 88,8%, в Новосибирской обл. — 86,1%, в Приморском крае — 85,5%, в Иркутской обл. — 80,4%, в Саратовской обл. — 80,0%, в Кемеровской и Омской обл. — 64,8%, в Ленинградской обл. — 54,2% и т.д. В то же время только 20% региональных газет общественно-политического характера имеют в составе соучредителей местные администрации.

В советские времена 70% всех тиражей приходилось на центральные, 30% — на региональные СМИ. Уже в 1993 г. региональная пресса в целом по России обошла по тиражам центральную (первоначально — на 7 млн экз.), в 1994 г. этот перевес уже составил 11 млн экз., а к 1997 г. доля центральных газет в общем тираже упала до 31%. И как следствие, отдельные субъекты РФ практически не получают всероссийских газет. Так, в 1998 г. в 9 регионах подписка на центральные газеты составляла от 6 до 15% от всей подписки субъекта Федерации. Это — Алтайский край, Башкортостан, Мордовия, Татарстан, Чувашия, Нижегородская, Омская, Ярославская обл. и Санкт-Петербург.

Эта проблема является и в настоящее время одной из основных проблем в ин-

формационной сфере на федеральном уровне, так как чем меньше востребована центральная пресса, тем больше автономии у региона. Центральная же пресса рискует лишиться доступа к каналам информационного обеспечения населения, возможности оказывать влияние на формирование общественного мнения, завоевывать и поддерживать авторитет центральной власти.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Возникновение информационного рынка поставило перед государством новые задачи: использование коммерческих информационных структур в совокупности с государственными для реализации целей, в первую очередь общесоциальных, а также поиск новых форм информационных взаимодействий между властью и формирующимся гражданским обществом.

Однако подходить к этой проблеме необходимо крайне осторожно. Известный современный исследователь В.Д. Попов отмечает, что «управлять надо с умом: не влезать грубыми чиновничьими руками в творческую кухню СМИ, а влиять на среду обитания масс-медиа, соблюдая простую, но применяемую во всем мире систему методов — единства самоуправления и управления, самоорганизации и организации, саморегулирования и регулирования».

В создавшихся условиях органы государственной власти и управления вынуждены принимать часто непопулярные меры, например по нравственному оздоровлению эфира. Примером государственного регулирования сферы СМИ стало создание государственной «протекционистской» программы президента РФ

— гранты, конкурсы, привлечение средств для организации специального вещания. Частью этой программы является, в известном смысле, и государственный заказ на подготовку специальных социальнозначимых передач.

Сложность процессов трансляции культурных ценностей ставит на повестку дня задачу построения органами государственной власти единого информационного пространства на территории Российской Федерации и управления им.