света» о девушках-летчицах, «ночных ведьмах», как прозвали их фашисты, о легендарном женском полку ночных бомбардировщиков. Книгу В. Козлова «Витька с Чапаевской улицы» преподаватель А. В. Шелуханова прочитала когда-то сама, а теперь ее с удовольствием читают ее ученики. А вот небольшой рассказ А. Первен-цева «Девушка с Тамани» заслуживает особого внимания. Его героиня долгие годы жила рядом с нами, в Новокузнецке. Любаша (в жизни — Любовь Евстафьевна Королевская) — пример
Человека с большой буквы, сумевшего достойно пройти жестокие испытания.
Ко Дню Победы наша виртуальная выставка была готова, ее увидели студенты и преподаватели на сайте, в системе дистанционного обучения, в группе НТТТ «ВКонтакте». Как бы ни было жалко, что мы не можем собраться, обменяться впечатлениями о прочитанном, главное, что мы едины в своем отношении к войне и желании нести через поколения память о ней, переданную нам по наследству.
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО БИБЛИОТЕКИ КОЛЛЕДЖА
М. А. Леонтьева, заведующая библиотекой Новокузнецкого горнотранспортного техникума
Увеличение роли знаний, информации и информационных технологий привело к тому, что современное общество существует на новом этапе развития — информационном. Созданное глобальное информационное пространство обеспечивает эффективное взаимодействие людей, удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах, а также в доступе к мировым ресурсам.
Современная библиотека — это библиотека нового типа, имеющая в своих фондах как документы на традиционных носителях, так и электронные ресурсы, доступ к ресурсам Интернета. Библиотека колледжа является информационным центром по использованию современных технологий и ресурсов. Важнейшей функцией библиотеки колледжа является информационная поддержка учебного процесса и научно-исследовательской работы, что способствует формированию образовательных компетенций конкурентоспособного специалиста. Постепенно уходит в прошлое имидж библиотеки как хранилища документов и материалов на бумажных носителях, все более возрастают потребности в использовании электронных ресурсов. На смену философии библиотекаря-собственника приходит философия библиотекаря-навигатора. В век передовых информационных технологий книга перестала быть единственным источником знаний [2, с. 5].
Во все области науки, культуры, образования и просвещения все активнее внедряются видео- и аудиоматериалы, Интернет, мультимедийные программы на лазерных дисках. Где хранить информацию, как хранить, в каком виде —
данные вопросы ставят новые задачи перед библиотеками, предъявляют к ним новые требования.
Будущая роль библиотек — не во владении фондами, а в обеспечении доступа к информации. Библиотека электронного века сегодня рассматривается как информационный навигатор.
Особую важность приобретает проблема использования интернет-ресурсов студентами. В сети есть немалое количество замечательных информационных ресурсов, в том числе для сопровождения образовательного процесса. Однако переизбыток информации, наличие недоброкачественных, а подчас и опасных материалов делают незаменимой роль библиотеки, одна из задач которой состоит в том, чтобы фильтровать, отбирать, систематизировать качественные ресурсы для пользователей [1, с. 4].
Из Интернета можно узнать гораздо больше, если научиться правильно оценивать качество источников и относиться к ним критически. Новое поколение студентов выросло в эпоху гаджетов, у них новое восприятие информации, они мыслят клипами и твитами. Перед библиотекарями встает ряд актуальных проблем и задач:
• участие в решении проблемы свободного доступа к информации, особенно для подростков как будущих граждан информационного общества;
• освоение мировых информационных ресурсов в аспекте отбора и предоставления их пользователям;
• разработка решений проблемы навигации по информационным сетям.
Библиотека также берет на себя ответственность предоставлять информацию, не наносящую вред здоровью, нравственному и духовному развитию детей, организовывая ее поиск, создавая информационно-поисковую систему, банки данных, используя интернет-ресурсы и следуя законопроекту Государственной Думы, посвященному проблеме информационной безопасности детства, защите от вредной информации. Теперь уже библиотека зачастую не пункт выдачи книг, а прежде всего центр выдачи информации.
По составу фонд библиотеки НГТК представляет собой собрание учебной, учебно-методической и научной литературы, периодических и электронных изданий, аудиовизуальных документов. Фонд библиотеки многоотраслевой и обеспечивает все специальности колледжа. Так как учебные библиотеки — специальные библиотеки, то их документальный фонд ориентирован на удовлетворение, в первую очередь, профессиональных информационных потребностей. Обслуживание пользователей осуществляется на абонементе и в читальном зале. Посещение библиотеки студентами помогает им вникнуть в суть выбранной профессии.
Дополнительно к основному фонду учебной литературы библиотека колледжа предоставляет доступ к таким ресурсам, как электронно-библиотечные системы ZNANIUM.COM издательства «Лань».
Пакет услуг ZNANIUM.COM включает в себя:
• личный кабинет для каждого пользователя;
• формирование списка литературы;
• систему рекомендательных списков;
• установку «Закладки» для быстрого возвращения к прерванной работе;
• виртуальную книжную полку;
• изменение масштаба для удобства чтения;
• тексты в формате PDF в полном соответствии с печатной версией;
• поиск по ОКСО, наименованию, автору, тематике, издательству;
• постраничное копирование текста в пределах заданного лимита.
Электронно-библиотечная система издательства «Лань» — это ресурс, включающий в себя как электронные версии книг издательства «Лань» и других ведущих издательств учебной литературы, так и электронные версии периоди-
ческих изданий по естественным, техническим и гуманитарным наукам. Система предоставляет круглосуточный доступ к ЭБС из любой точки при наличии подключения к Интернету дает возможность одновременной работы неограниченного числа пользователей.
Работа с разного рода информацией формирует у студентов целостное представление о знаниях, которые они хотят получать. Задача библиотеки — проинформировать пользователя о существовании определенной информации, научить его эффективно и целесообразно ее использовать. Наличие ЭБС во многом облегчает выполнение этой задачи.
Таким образом, в читальном зале библиотеки имеется доступ к Справочно-правовой информационной системе «Консультант Плюс», безлимитный доступ в Интернет, круглосуточный доступ к ЭБС из любой точки при наличии подключения к Интернету с возможностью одновременной работы неограниченного числа пользователей. А также электронные учебные пособия по специальностям.
В результате работы сотрудников библиотеки колледжа был создан сайт библиотеки (1-е место в номинации «Лучший интернет-ресурс библиотеки в профессиональной образовательной организации»), который в полной мере отвечает информационным потребностям пользователей в поиске нужной информации учебного и познавательного характера.
С целью более эффективного использования ресурсов на сайте библиотеки создана навигация из 8 разделов:
• Главная.
• Документы.
• Наши цели, задачи и функции.
• Услуги библиотеки.
• Новости.
• Информационная и культурно-массовая работа.
• Виртуальные выставки.
• Виртуальные консультации.
Сайт библиотеки облегчает доступ к электронным образовательным ресурсам в сети Интернет: образовательные порталы, образовательная пресса, энциклопедии, словари, справочники, каталог ресурсов по предметам, списки полезных ссылок на ресурсы Интернета. К услугам пользователей для самостоятельной работы на сайте библиотеки предлагается банк виртуальных презентаций и выставок (учебная литература по специальностям, презентация по библиографическому оформлению списков литературы).
Студенты в процессе обучения занимаются исследовательской деятельностью. Написание курсовых и дипломных работ требуют от студентов большой самостоятельной работы, основанной на изучении документальных источников. Раздел сайта библиотеки «Виртуальные консультации» предоставляет всю необходимую информацию в виде полезных рекомендаций.
Библиотека располагает достаточными информационными ресурсами для работы педагогов и студентов при подготовке к учебным занятиям, семинарам, научно-практическим конференциям, а также в период аттестации преподавателей. Преподаватели используют нормативно-правовую, учебно-методическую литературу. Таким образом, библиотечный фонд колледжа соответствует требованиям ГОС/ФГОС.
Информационная работа—важная часть деятельности библиотеки. Основная цель — помочь читателям ориентироваться в информации. Для выполнения этой задачи библиотека оформляет тематические книжные выставки, дни информации, библиографические обзоры, открытые просмотры изданий по специальностям.
С целью ознакомления студентов с работой справочно-информационного и поискового аппарата, проводятся уроки по основам информационной культуры. Читальный зал является местом практического обучения и консультаций студентов. Здесь проводятся учебные занятия, массовые мероприятия.
Формирование конкурентоспособного специалиста подразумевает не только присвоение профессиональных навыков и знаний профессионального уровня, но и воспитание всесторонней культурной личности студента. То есть в качестве базовых компонентов, характеризующих конкурентоспособную личность, выделяются: общекультурный, коммуникативный, нравственный. Данные компоненты подлежат формированию, воспитанию и развитию уже в процессе обучения. Тем более важно их целенаправленное формирование у студентов — будущих специалистов.
Играя важную роль в процессе социализации студенчества, учебная библиотека осуществляет приобщение молодежи к общественно-политической жизни, содействует адаптации к локальному социуму посредством так называемых массовых форм информационной и биб-лиотечно-библиографической работы.
Информационно-пропагандистская, массовая работа колледжа включает в себя выставки
и мероприятия, научно-познавательные часы как на социальные темы, так и научно-популярные, пропагандируется здоровый образ жизни, происходит знакомство студентов с историей и традициями родного города и всего Кузбасса, проходят викторины по профессиям. информация предоставляется как в традиционной форме, так и в онлайн-формате. Виртуальные выставки, онлайн-мероприятия, презентации демонстрируются на сайте библиотеки, в группах социальных сетей колледжа.
В библиотечные процессы внедряются новые информационные технологии. Библиотека оснащена 10 компьютерами, принтером, ксероксом, телеэкраном. Электронные технологии применяются сотрудниками библиотеки в создании сценариев массовых мероприятий, деловых документов библиотеки, оформлении книжных выставок, информационных списков литературы. Студенты используют компьютерную технику в библиотеке для теоретического и практического обучения, осваивая такие виды работ, как набор текстов рефератов, курсовых работ, создание презентаций, поиск документов с помощью электронной правовой системы «КонсультантПлюс», ЭБС «Знаниум», ЭБС «Лань», ЭБС УМЦ ЖДТ, сети Интернет.
Библиотека колледжа обладает необходимыми ресурсами для обеспечения и формирования компетенций студентов, создана комфортная среда для качественного информационного обслуживания читателей. Именно в библиотеке мы можем сбалансировать виртуальное и живое общение не только с источниками информации, но и между читателями.
Библиотека — это информационный центр, единая точка доступа к информации и знаниям, центральное место для приобщения к интеллектуальным инновациям учеников и педагогов. Библиотека удовлетворяет познавательные и культурные потребности студента. Информационное пространство библиотеки колледжа отвечает всем требованиям современного времени для успешного формирования образовательных компетенций конкурентоспособного специалиста.
1. Адодина Н. Х. Библиотека как современный информационно-культурный центр профессиональной образовательной организации // Образование. Карьера. Общество. — 2016. — № 4 (51). — С. 3-6.
2. Александрова О. И. Библиотека — информационный центр техникума // Образование. Карьера. Общество. — 2016. — № 4 (51). — С. 6-8.