Научная статья на тему 'Информационное пространство арабо-мусульманского мира: аспекты взаимодействия и противоборства'

Информационное пространство арабо-мусульманского мира: аспекты взаимодействия и противоборства Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
220
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / ИСЛАМСКИЙ МИР / ИНТЕРНЕТ / ПРОПАГАНДА / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Дубова Ю.С.

В статье анализируется информационное пространство, которое становится главным предметом конкурентной борьбы субъектов политической власти, а также информационные ресурсы первостепенный фактор достижения целей практической политики государств. Автор рассматривает конфигурацию информационного пространства арабо-мусульманского мира и свободу движения в нем информационных потоков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационное пространство арабо-мусульманского мира: аспекты взаимодействия и противоборства»

УДК: 329.63:327

Дубова Ю. С.

аспирант,

кафедра «Международные отношения» КРСУ им. Б. Ельцина г. Бишкек (Кыргызстан)

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОГО МИРА: АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ПРОТИВОБОРСТВА

В статье анализируется информационное пространство, которое становится главным предметом конкурентной борьбы субъектов политической власти, а также информационные ресурсы — первостепенный фактор достижения целей практической политики государств. Автор рассматривает конфигурацию информационного пространства арабо-мусульманского мира и свободу движения в нем информационных потоков.

Ключевые слова: информационное пространство, исламский мир, Интернет, пропаганда, политические интересы.

Все религии мира стремятся к расширению сферы своего влияния, преумножению числа своих последователей, играя определенную (а иногда и весьма существенную) роль, как во внутриполитической жизни отдельных стран, так и в развитии межгосударственных связей. Попытка произвольного передела территорий, закрепленных за той или иной конфессией, чреваты осложнением межконфессиональных и международных отношений. Поэтому представители различных религий стремятся договариваться. Так или иначе, им приходится устанавливать между собой политические отношения по поводу контролируемого ими пространства [2, с. 6].

Информационное пространство в современном обществе становится главным предметом конкурентной борьбы субъектов политической власти, а информационные ресурсы является первостепенным фактором достижения целей практической политики государств. Роль самостоятельного и мощного игрока на данном пространстве обретают средства массовой коммуникации (далее — СМК), благодаря которым происходит не только трансляция, но и конструирование образов и смыслов, формирующих картины реального мира. Именно СМК как основной поставщик информации, считает Э. Тоффлер, выступают тем ресурсом власти, за право контроля, над которым сегодня ведутся основные сражения в мире политики [1, с. 62-65].

Актуальным процессом деятельности современных субъектов политики является все большее вовлечение в свою деятельность информационных технологий. Любое государство, заинтересованное в сохранении своей власти, будет совершенствовать способы своего контроля над информационным пространством [1, с. 66].

Исламский мир как арена информационного противоборства

Арабо-мусульманский мир весьма разнообразен, у разных стран — разная степень готовности к ведению информационного противоборства за пределами «области ислама» и внутри нее, где постоянно продолжается конкуренция различных школ и течений в исламе.

Эта разница заметна даже среди соседних стран Персидского залива. В Саудовской Аравии не приходится говорить о свободе информации, а в соседнем Кувейте — наиболее либеральный режим для оборота информации. Однако, несмотря на все эти различия, новые информационные технологии массовой коммуникации находят в этом регионе более широкое применение.

Нельзя сказать, чтобы информационные новшества были легко приняты консервативным, даже архаичным обществом. Поначалу улемы организовывали демонстрации протеста против внедрения телевидения и лишь после вмешательства короля

Фейсала, пообещавшего, что будет налажена трансляция религиозных передач, возбужденные улемами массы успокоились.

Конфигурация информационного пространства и свобода движения в нем информационных потоков осложнены цензурными ограничениями. Все страны Персидского залива допускают цензуру почтовых отправлений, строго контролируют на пунктах пересечения границы, ввозимые из других стран печатных издания и видеопродукцию. Спецслужбы этих стран вкладывают значительные финансовые ресурсы в освоение технологий перехвата телефонных переговоров и сообщений, передаваемых на средства факсимильной связи. Прослушиваются как внутренние, так и зарубежные линии связи. Делать это становится все сложнее ввиду быстро возрастающего объема трафика. Так, по данным компании AT&T, в начале 90-х годов продолжительность международных переговоров по телефонным каналам из ОАЭ возрастала на 15% в год, а из Омана — на 24%. В последние годы в странах Залива особенно быстро развиваются мобильные телефонные сети. Все это самым существенным образом влияет на характеристики и регионального, и глобального театра информационного противоборства, на котором все более деятельными и грозными субъектами оказываются арабо-мусульманский мир в целом и отдельные мусульманские страны, и организации, в частности.

Порой даже отдельные лица, пользуясь возможностями новых технологий и делимостью информации, выступают в роли весьма эффективных субъектов на арене информационного противоборства. Так, саудовские службы технического контроля, не справляясь с возросшим информационным потоком, не смогли предотвратить интенсивный информационный обмен, который вел из Лондона обосновавшийся там диссидент д-р Мухаммед аль-Масари. Опальный политик отправлял в день до 800 факсов своим единомышленникам на родине. В последующем эти материала быстро размножались и передавались другим представителям оппозиции.

Важной характеристикой ближневосточного театра информационного противоборства стало активное использование радиовещания. Еще в 60-х годах прошлого века радиостанция «Голос арабов», вещавшая из насеровского Египта, была признана очень мощным средством ведения психологической войны. Арабы сегодня тоже охотно слушают радиопередачи. Поэтому власти некоторых арабских стран очень озабочены проблемой контроля за содержанием информационного контента. В середине 90-х годов этим активно занимались власти Бахрейна, которые были очень недовольны направленностью некоторых программ радиостанции «Би-би-си уорлд сервис» [5]. Приходится развивать собственное конкурентоспособное радиовещание.

Среди стран с наиболее развитым телевещанием особенно выделяются некоторые богатые страны Персидского залива (Бахрейн, Катар, Кувейт, Оман, саудовская Аравия), а также страны, наиболее продвинувшиеся на пути модернизации (Ливан, Турция).

Наиболее развитая часть общеарабского театра информационного противоборства — в зоне Персидского залива. Этому способствовало то обстоятельство, что вполне обеспеченное население стран Залива могло себе позволить иметь дома не только телевизоры, но и антенны-тарелки с декодерами. Когда все телевещание ограничивалось подконтрольными государству местными каналами, проблем не было. Информационные программа тщательно фильтровались, цензуре подвергались и все развлекательные передачи. Иностранное телевещание было доступно лишь для жителей пограничных районов, и его влияние было незначительным.

С появлением спутниковых ретрансляторов ситуация в корне переменилась. В большинстве арабских стран Залива и в Иране антенны для приема спутникового телевидения очень быстро распространились среди населения, обеспечив ему доступ к иностранному телевещанию, которое предлагало более интересные развлекательные программы и более содержательные информационные блоки.

Государства зоны Персидского залива вынуждены были отвечать на этот вызов усилением контроля над СМИ и повышением качества телепередач, которые должны были выдерживать конкуренцию с иностранными телекомпаниями.

Некоторые страны попытались ввести прямой контроль над возможностью приема спутникового телевидения. В Саудовской Аравии и Иране, например, были запрещены антенны для приема сигнала со спутников. Но эта консервативная мера объективно ослабляет информационный ресурс стран, защищающих себя подобным образом.

Информационный карантин, закрывая сектор той или иной страны в региональном и глобальном информационном пространстве, лишает пользователей существенных преимуществ более свободного доступа к действительно полезной информации.

Катар пошел по другому пути. В этой стране жителям тоже не разрешается пользоваться антеннами спутникового телевидения, однако имеется развитая сеть кабельного телевидения, через которую станция приема спутниковых программ доводит их до пользователей. Прежде чем попасть к телезрителям, программы таких транснациональных компаний, как «Стар ти-ви», проходят цензуру. Как считают эксперты, в катарском обществе — небольшом и плотно опекаемом государством — подобный подход работает достаточно эффективно.

В Бахрейне — другом государстве персидского залива, столкнувшемся с растущими социально-политическими проблемами, решили пойти по пути Катара в организации своего информационного пространства.

Более сложный, но действенный подход к решению этой проблемы связан с принятием идеи конкуренции, соперничества. В этом случае информационные ресурсы страны интегрируются в поле информационного противоборства. Возникает определенный риск, но и выигрыш полноправного субъекта такого противоборства оказывается куда более значительным. Вместо того чтобы запрещать оборудование для приема спутниковых телепрограмм, государства могли бы выступать формальными и неформальными спонсорами спутниковых каналов, чтобы те передачи, которые им выгодны, перебивали собой или вообще замещали передачи подрывного, нежелательного характера. И тогда передачи национальных телекомпаний транслировались бы через спутник и пользовались бы спросом телеаудитории. Но пока национальные телевещатели не могут конкурировать с транснациональными компаниями.

Ныне актуальна другая задача — освоение средствами телевидения межрегионального (от Магриба до Машрика) или даже глобального театра информационного противоборства в его арабоязычном сегменте. Речь идет о создании общеарабского спутникового телевидения, с помощью которого заинтересованные страны могли бы донести до каждого арабского дома приемлемые для всех программы религиозного, информационного, образовательного и культурно-развлекательного характера.

Египет еще в 1990 году создал «Египетский спутниковый канал» (Egyptian Satellite Channel — ESC). Он арендует большую часть сигнала, пропускаемого через спутник «Арабсат — la» (ARABSAT 1-а). Вещание идет ежедневно и круглосуточно. В октябре 1994 года в Египте появилась еще одна телекомпания — «Нил ти-ви» (NileTV — почти что НТВ!). С 1995 года она ведет трансляцию передач на английском и французском языках на Европу, Западную Азию, Африку и Америку. Египет теперь планирует вывести на орбиту еще один спутник — «Нилсат» (NILESAT), который бы обеспечил большую площадь приема сигнала «Нил ти-ви» в странах арабского мира.

С «Нил ти-ви» конкурирует расположенный в Лондоне и финансируемый Саудовской Аравией Ближневосточный центр телерадиовещания (Middle East Broadcasting Centre — MBC). По мнению специалистов, ему удалось стать главным действующим лицом на арабском телерынке. В его программах удачно сочетаются хорошо сделанные семейные развлекательные передачи и умело поданные обзоры новостей, не содержащие острой критики. Такие программы приемлемы для любых арабских стран.

В состав попечителей центра наверняка входят члены королевской семьи. Однако дирекция настаивает на том, чтобы творческий коллектив сохранял свою независимость, на деле же интересы Королевства Саудовская Аравия. И в этом он ничем не отличается от любого другого средства массовой информации, финансируемого Эр-Риядом для ведения пропаганды. Авторы не анализируют проблемы, стоящие перед страной, избегая возможной полемики по этому поводу. Таков классический саудовский подход к информационно-пропагандистской работе — замалчивать проблемы.

Эта несложная стратегия поддержания связей с общественностью приносит, однако, на практике свои плоды. Ресурсы Королевства позволяют предпринимателям в медиабизнесе владеть крупными пакетами акций в самых различных и электронных СМИ. Иногда информационная политика властей проявляется достаточно открыто. Так было, когда в 1997 году саудовская компания спутникового телевидения «Орбит коммуникейшнз» (Orbit Communications) аннулировала контракт с арабским каналом телекомпании «Би би-си уорлд сервис» за то, что в программе «Панорама» были допущены критические высказывания д-ра Масари в адрес Королевства. И хотя в Великобритании разразился скандал из-за навязанной Эр-Риядом откровенной цензуры, саудовцы добились своего: подданные Королевства были избавлены от смущающих их телепередач.

Итак, особенностью регионального театра информационного противоборства в зоне Персидского залива является то, что здесь отсутствует свобода информационного обмена. Информационное пространство более или менее жестко контролируется властями, а телефоны, факсы, спутниковые телеантенны остаются для них досадными раздражителями. Но жизнь на этом не остановилась. В характеристиках арены информационного противоборства появились новые элементы, свидетельствующие о масштабах внедрения компьютерных сетей общего доступа.

Освоение исламом интернет-пространства

Преодолеть информационные барьеры в современном мире помогают новые информационные технологии. Исламисты охотно обращаются к ним, чтобы добиться эффекта присутствия и активного воздействия на общественное мнение там, куда им иным образом попасть было бы трудно.

Чеченским сепаратистам (незаконным вооруженным формированиям самопровозглашенной Чеченской республики Ичкерии), например, удается весьма эффективно использовать сетевые ресурсы. С их помощью террористы систематически снабжают выгодной для них информацией зарубежные СМИ. Передается как оперативная информация, так и целые «научные» фолианты.

Но у чеченских сепаратистов — особая информационная и политическая ситуация. На других участках геополитического «фронта» дела идут не столь успешно, некоторое время тому назад Ираку для создания своего Интернет-пространства и размещения в нем ресурсов этой страны был выделен географический домен. 9 мая 1997 года он был зарегистрирован на Сауда Алани и Байана Елаши, которым делегировались права по поддержанию и дальнейшему перераспределению доменов внутри Интернет-пространства. При первоначальной регистрации Алани указал багдадский адрес, однако вскоре его обнаружили в городе Ричардсон (шт. Техас) [3, С. 56].

И хотя впоследствии один из братьев утверждал, что они являлись «пионерами Интернета» и зарегистрировали свой домен лишь из любви к искусству, это вызывает серьезные сомнения. В их коллекции доменов «прописались» арабские ресурсы определенной направленности. Фирмы Елаши оказались связанными с запрещенной в России организацией «Хамас», причастной к террористической деятельности.

Соединенным Штатам не понравилось то, что фирмы «первопроходцев» иракского Интернет-пространства занимались поставками компьютеров в Сирию и Ливию. С учетом вскрывшихся обстоятельств министерство торговли США запретило братьям Елаши и их фирмам экспортную деятельность. Правда, один из Елаши утверждал, что они заранее

уведомили соответствующие надзорные органы США о том, что им принадлежит домен в Глобальной сети. Результатом стали ограничения, которые не позволяли в дальнейшем как-либо использовать домен.

Судя по всему, в деятельности Сауда Алани и Байана Елаши преобладали личные корыстные интересы. Поэтому Сауд Алани и его компания в конечном итоге избежали санкций, а чуть позже были сняты ограничения на экспортную деятельность и с Байана Елаши.

Все эти «страсти» вокруг иракского Интернет-пространства стали возможны лишь из-за того, что иракские власти не смогли по достоинству оценить и воспользоваться преимуществами этого средства массовой коммуникации для продвижения в мировое сообщество своих идей. Так обернулась для Багдада установленная им внутренняя информационная несвобода.

Своего рода отдушиной и окном в сетевой мир для Ирака стали Объединенные Арабские Эмираты. Не секрет, что через эту страну в Ирак поступали новейшие компьютеры и оборудование, официально запрещенное к ввозу. Судя по всему, Интернет-серверы, которые имеют отношение к правительству Багдада, размещаются тоже там (конкретно в Дубае) [3, С. 88].

Вероятно, осознав, что построить нормальную пропагандистскую Интернет-зону не получится, иракский режим зарегистрировал свой сервер, который физически находится на территории ОАЭ, причем к передаче трафика имеет отношение компания спутниковой связи из Великобритании. Хотя многие считали, что на сервер и поддерживающие его компании должен распространяться режим санкций, они продолжали функционировать бесперебойно [3, С. 92].

Особенно успешно в области информационного противоборства, ведущегося в интересах геополитической экспансии ислама, действуют исламисты с позиций, созданных ими в Объединенных Арабских Эмиратах.

Именно ОАЭ лидируют сегодня в использовании высоких информационных технологий (организация Ш-телефонии по всему миру, создание Интернет-ресурсов) в интересах исламских организаций — субъектов наступательной исламской геополитики.

Что касается иракских официальных средств массовой информации, то, получив окошко в мир Интернета, они довольно активно им пользовались. Заблаговременно создавались ресурсы в иракских представительствах при ООН и ЮНЕСКО, которые гарантировали, что после начала операции против Багдада «свободный мир» не останется без информации с той стороны.

В арабо-мусульманском мире развивается свой, внутренний геополитический процесс с использованием современных СМИ. Правда, в том же Ираке оппозиционеры не так активно использовали Интернет. Иракские курды, например, вели сетевые междоусобные разборки на многочисленных мелких сайтах и жаловались мировому сообществу на электронные письма с угрозами, получаемые якобы от одного из сыновей Саддама Хусейна [3, С. 97].

Как считал В. Черный, с началом американского вторжения в Ирак кибервойна должна была идти явно в одни ворота [5]. Ирак был практически неуязвим. Во-первых, потому, что уязвлять особо нечего. Во-вторых, его интернет-ресурсы записаны на частных лиц и размещаются в дружественных ему арабских странах. Закрыть их невозможно. А на подмогу ему в Европе и США поспешила «пятая колонна» тех, кто выступал против войны [5].

Характерен пример запрещенного в России интернет-издания «Аль-Ансар», за которым, как считают специалисты, стоит небезызвестная религиозно-террористическая организация «Аль-Каида» (признанная в соответствии с законодательством РФ террористической и запрещенной в России). В нем появилась целая серия статей, проповедующих идеи «истинного джихада». Сайт, на котором размещаются эти материалы, постоянно меняет свое местоположение во Всемирной паутине.

Специфика обращения к сетевым коммуникациям в тоталитарных обществах, каковыми по сути являются исламские общества, состоит в том, что предоставляемые этими информационными технологиями преимущества используются в одностороннем порядке — для распространения идей ислама. Для передачи информации в обратном направлении — из внешнего мира на мусульман — компьютерные сети властям не нужны. Поэтому число компьютеров и подключенных к Интернету физических лиц на 1000 человек в арабо -мусульманских странах меньше среднемирового показателя. Передать нужную информацию можно и с меньшего числа терминалов, а принимать информацию уже необязательно.

В таблице 1 показано число Интернет-провайдеров в основных арабо-мусульманских странах [4]:_

Страны Количество Интернет-провайдеров

Алжир 1

Афганистан -

Бахрейн 3

Египет 31

Иордания 8

Ирак 1

Иран 1

Йемен 1

Катар

Кувейт 2

Ливан 19

Ливия -

Малайзия 8

Марокко 27

Нигерия 5

ОАЭ 1

Оман 1

Пакистан 26

Палестина 11

Саудовская Аравия 6

Сирия -

Судан 1

Тунис 4

Турция 24

Таблица 1. Интернет-провайдеры арабо-мусульманских стран.

В последнее время число компьютеров возросло, но сети общего доступа на Ближнем Востоке расширяются только за счет пользователей в Израиле и Турции. В других странах региона Интернет остается недоступным по техническим и политическим причинам. Технические трудности постепенно преодолеваются. Так, Саудовская Аравия вложила свыше 4 млрд. долларов в совершенствование телефонной сети и переход от аналоговой к цифровой связи. Введено 15 млн. новых телефонных линий. ОАЭ заключает контракт на запуск двух спутников-ретрансляторов в интересах обеспечения связи и телевидения. Политические ограничения устранить не так просто. Передачу информации гораздо труднее проконтролировать и ограничить по компьютерным сетям, чем по телефону, факсу или телевизору.

Это в полной мере оценили обосновавшиеся в Лондоне представители саудовской оппозиции — д-р Мухаммед аль-Масари из Комитета защиты законных прав и его коллега д-р Саад аль-Факих, возглавляющий «Движение за исламскую реформу». Их единомышленники, живущие в США, имеют в Интернете свою страницу и пользуются

помощью сочувствующих им американцев, содействующих в распространении по Сети антиправительственных материалов.

Обращаются к Интернету для публикации своих взглядов представители оппозиционного «Движения за свободу Бахрейна», нашедшие убежище в Лондоне.

Однако все усилия арабских диссидентов по распространению своих идей с помощью Интернета не столь эффективны. Ведь число тех, кто может получить размещаемую в Сети информацию, в странах Персидского залива не столь велико, поэтому критические материалы доходят лишь до тех, кто живет на Западе.

Впрочем, долго сдерживать напор объективной информации извне консервативные арабские режимы вряд ли смогут. Страны Персидского залива собираются парировать информационную угрозу, создаваемую для них Интернетом, так же как и угрозу, исходящую от спутникового телевидения. Прорабатываются возможности контроля информационных потоков и эффективного использования механизмов конкурентной борьбы. Денег на это не жалеют.

Контроль обеспечивается обращением к узкому кругу надежных провайдеров. В первую очередь возможность подключения имеют учебные заведения и научные учреждения. Пока удается контролировать информационный обмен через Сеть, однако растет число желающих из сферы бизнеса подключиться к Интернету и пользоваться его услугами. Власти вынуждены идти им навстречу, лихорадочно изыскивая административно-правовые и технические пути решения проблемы безопасности.

Власти в Кувейте, например, пытаются устанавливать правила для провайдеров и коллективных пользователей. Они должны взять на себя обязательства не обращаться к сетевым ресурсам для распространения порнографии и материалов подрывного характера. В Абу-Даби Интернет-сообщество обязуется не искать в Сети материалы из области секса, религии и политики.

Особенно обеспокоена последствиями распространения Интернета Саудовская Аравия — страна с наиболее жестким административно-полицейским режимом и самыми строгими ограничениями свободы информации. В Королевстве ограничен доступ к Интернету для университетов и медицинских учреждений. Министерство внутренних дел имеет право контроля получаемых через Сеть материалов и счетов пользователей. Эр-Рияд приглашает ведущих зарубежных специалистов в области сетевых коммуникаций для разработки надежной системы контроля информационных потоков, поступающих по каналам Интернета.

Конструктивное решение исламские геополитики видят, как и в случае со спутниковым телевидением, в повышении привлекательности собственных сетевых ресурсов, которые могли бы удовлетворить важнейшие потребности пользователей. Параллельно предполагается дискредитировать информационные предложения оппонентов. Первой такой подход к информационному противоборству начала достаточно эффективно реализовывать Исламская Республика Иран. Духовные учреждения в городе Куме — признанном центре исламского просвещения — стали активно размещать в Сети религиозные тексты.

Страны Персидского залива стараются не отставать в этой области. Они активно создают веб-сайты. Более всего в этом преуспели Объединенные Арабские Эмираты. Ценным источником информации по ОАЭ стал веб-сайт созданного в этой стране Центра стратегических исследований (Emirates' Centre for Strategic Studies and Research — ECSSR). Министерство информации ОАЭ организовало службу новостей, рассылающую подписчикам свою информацию по электронной почте. Для журналистов, пишущих об Эмиратах, это очень ценный источник информации.

В арабо-мусульманских странах все более отчетливо начинают понимать практическое значение Интернета для ведения информационного противоборства не только в традиционных информационно-психологических, но и в информационно-технических формах. Но на практике воинствующие исламисты не идут пока дальше традиционных

средств диверсионно-подрывной деятельности, не зная всех возможностей средств специального программно-технического воздействия на объекты информационного ресурса противника или не умея преодолевать созданные на них системы защиты.

В освоении таких возможностей особая ставка делается на высококвалифицированных специалистов-мусульман, живущих в развитых странах Запада. Наиболее далеко в деле привлечения единоверцев и соотечественников к решению этой задачи продвинулись Ирак и Иран [2]. Самостоятельно и весьма энергично готовится к военным действиям в информационном пространстве Пакистан. Возможно, эти страны уже смогли развернуть группировку сил и средств для осуществления программной атаки в случае резкого ухудшения военно-политической обстановки. Готовы ли к этому объекты планируемой атаки?

Эксперты Центра последипломного образования (адъюнктуры) ВМС США (Монтерей, штат Калифорния) делят кибертеррористов на пять типов: безответственных хулиганов, национал-сепаратистов, ультрареволюционных левых, правых экстремистов и религиозных фанатиков. Последние считаются наиболее опасными, склонными к насилию и способными причинить наибольший ущерб [6, с. 52-53].

Психологические, экономические и организационно-политические механизмы информационного противоборства исламистов

Организаторы массированного воздействия на общественное мнение под лозунгами псевдоисламских ценностей ведут хорошо продуманную информационно-пропагандистскую работу. В ее основе лежит использование некоторых известных особенностей психологии массовой коммуникации и общественной психологии в целом. Рассмотрим, как используются исламистами психологические, экономические и некоторые другие механизмы информационного противоборства в политических интересах.

Достигаемая при этом эффективность информационно-психологического воздействия обеспечивается не только привлечением высококвалифицированных специалистов, профессиональных знатоков своего дела, но и глубоким интуитивно-прагматическим пониманием тонких структур человеческой души. Исламисты, маскируя свои корыстные мотивы достижения определенных целей религиозными догмами, изощренно манипулируют сознанием отдельного человека, группы людей или общества в целом. При этом учитываются самые глубокие мотивационные основы поведения.

Психологическая обработка осуществляется дифференцированно, ей подвергаются специально отобранные лица в конспиративной обстановке с использованием нелегальных, запрещенных в России и во многих странах мира исламских организаций.

Однако, структуру современной пропаганды — в отличие от собственно террористической деятельности — невозможно разрушить силой. Она строится на детальном знании психологии, на обращении к наиболее выигрышным стереотипам восприятия.

Психологический анализ механизмов информационного противоборства следует дополнить упоминанием очень важного фактора, действующего безотказно, — денег.

Деньги открывают путь к ключевым фигурам в информационном противостоянии — политикам и ведущим представителям СМИ. Установление личных отношений начинается с простого — с приема зарубежных гостей и вручения подарков (в некоторых случаях подарком могут выступать даже голоса избирателей).

Подведем итоги исследования. Очевидно, что в современном мире происходит рокировка масс-медиа со второстепенных позиций вспомогательного игрока на лидирующее место в мировой политике, а информационное противоборство становится главным оружием в достижении политических целей, мощным самостоятельным фактором, способным совершать сильное влияние на судьбы народов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1. Бурковский И. В. Ресурсы политической власти: теоретико-методологические аспекты проблемы // Среднерусский вестник общественных наук — 2008. — № 2. — С. 6265.

2. Вызовы и угрозы терроризма // Тезисы научно-практической конференции «Проблемы борьбы с международным терроризмом на территории СНГ». Режим доступа: http://vpk-news.ru/articles/274

3. Модестов С. А. Геополитика ислама / С. А. Модестов. — М.: Молодая гвардия,

2003.

4. Страны мира. Информационно-аналитический справочник ЦРУ. Екатеринбург: У-Фактория, — 2011.

5. Черный В. Кибервойна за чужой счет // Итоги. М.: 2002. — 17 сент. — № 37.

6. Aarti Anhal. Hackers take Kashmir dispute to cyberspace // Jane's Intelligence Review. 2002. — Vol. 14, № 10. — P. 52-53.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.