Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННОЕ ОСВЕЩЕНИЕ ПРОТЕСТОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ В 2020 ГОДУ В СОЦИАЛЬНЫХ МЕДИА И СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ: ДИНАМИКА И ЗАКОНОМЕРНОСТИ'

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОСВЕЩЕНИЕ ПРОТЕСТОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ В 2020 ГОДУ В СОЦИАЛЬНЫХ МЕДИА И СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ: ДИНАМИКА И ЗАКОНОМЕРНОСТИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
110
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОТЕСТНЫЕ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАСТРОЕНИЯ / ПРОТЕСТНАЯ АКТИВНОСТЬ / АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНЫХ МЕДИА ПРОТЕСТНЫХ НАСТРОЕНИЙ / ПРОТЕСТЫ / ВЫБОРЫ ПРЕЗИДЕНТА / РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Немцев Александр Викторович

В статье представлен анализ социальных медиа протестных настроений в Республике Беларусь в 2020 г. В рамках работы с базой данных, собранной через IQ Buzz, приведена динамика протестных упоминаний в социальных медиа по основным временным интервалам и городам страны, представлен рейтинг наиболее популярных слов, а также показана роль внешних сил во влиянии на протестные настроения белорусских граждан. Полученные результаты позволяют рассматривать процесс организации массовых протестов через медиаинструменты как технологию со своими закономерностями и особенностями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Немцев Александр Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION COVERAGE OF PROTESTS IN THE REPUBLIC OF BELARUS IN 2020 IN SOCIAL MEDIA AND MASS MEDIA: DYNAMICS AND PATTERNS*

The article presents a socio-media analysis of protest moods in the Republic of Belarus in 2020. As part of working with a database collected through IQ Buzz, the author presented the dynamics of protest mentions in social media by main time intervals and cities of the country, the rating of the most popular words, and also showed the role of external forces in influencing the protest moods of Belarusian citizens. The results obtained allow us to consider the process of organizing mass protests through media tools as a technology with its own patterns and features.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННОЕ ОСВЕЩЕНИЕ ПРОТЕСТОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ В 2020 ГОДУ В СОЦИАЛЬНЫХ МЕДИА И СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ: ДИНАМИКА И ЗАКОНОМЕРНОСТИ»

оригинальная статья

DOI: 10.26794/2226-7867-2022-12-2-109-114 УДК 32(045)

Информационное освещение протестов в Республике Беларусь в 2020 году в социальных медиа и средствах массовой информации: динамика и закономерности*

А. В. Немцев

Финансовый университет, Москва, Россия

аннотация

В статье представлен анализ социальных медиа протестных настроений в Республике Беларусь в 2020 г. В рамках работы с базой данных, собранной через IO Buzz, приведена динамика протестных упоминаний в социальных медиа по основным временным интервалам и городам страны, представлен рейтинг наиболее популярных слов, а также показана роль внешних сил во влиянии на протестные настроения белорусских граждан. Полученные результаты позволяют рассматривать процесс организации массовых протестов через медиаинструменты как технологию со своими закономерностями и особенностями.

Ключевые слова: протестные общественно-политические настроения; протестная активность; анализ социальных медиа протестных настроений; протесты; выборы президента; Республика Беларусь

Для цитирования: Немцев А. В. Информационное освещение протестов в Республике Беларусь в 2020 году в социальных медиа и средствах массовой информации: динамика и закономерности. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2022;12(2):109-114. Doi: 10.26794/2226-7867-2022-12-2-109-114

oRiGiNAL paper

information Coverage of Protests in the Republic of Belarus in 2020 in social Media and Mass Media: Dynamics and Patterns**

A.V. Nemtsev

Financial University, Moscow, Russia

abstract

The article presents a socio-media analysis of protest moods in the Republic of Belarus in 2020. As part of working with a database collected through IO Buzz, the author presented the dynamics of protest mentions in social media by main time intervals and cities of the country, the rating of the most popular words, and also showed the role of external forces in influencing the protest moods of Belarusian citizens. The results obtained allow us to consider the process of organizing mass protests through media tools as a technology with its own patterns and features.

Keywords: protest socio-political moods; protest activity; social media analysis of protest moods; protests; President elections; Republic of Belarus

For citation: Nemtsev A. V. Information coverage of protests in the Republic of Belarus in 2020 in social media and mass media: dynamics and patterns. Gumanitarnye Nauki. Vestnik Finasovogo Universiteta = Humanities and Social Sciences. Bulletin of the Financial University. 2022;12(2):109-114. doi: 10.26794/2226-7867-2022-12-2-109-114

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и АНО ЭИСИ в рамках научного проекта № 21-011-31737.

** The study was financially supported by the Russian Foundation for Basic Research and ANO EISI within the framework of scientific project No. 21-011-31737.

© Немцев А. В., 2022

введение

Актуальность данного исследования определяется рядом существенных факторов. Во-первых, технология организации протестов в Республике Беларусь в 2020 г. является вызовом для всех персоналистских режимов постсоветского пространства, что подтверждается событиями в Казахстане в начале 2022 г. Во-вторых, в связи с закрытостью Беларуси для проведения исследований в области общественно-политических настроений, выявление раннего триггера появления протестных настроений в белорусском обществе представляется крайне тяжелым. В-третьих, технология внешнего информационного вмешательства, которая была применена в Республике Беларусь, может быть использована и для дестабилизации обстановки в России в период проведения национальных избирательных кампаний 2024, 2026 и 2030 гг.

В теоретико-методологическую основу работы вошли результаты исследований протестных настроений социологическими методами [1], методами анализа социальных медиа [2], концепция «спирали молчания» Э. Ноэль-Нойман [3], работы исследователей, изучающих распространение радикальных идей в онлайн-сетевом пространстве [4], работы К. Кларка, описывающие мобилизацию массового протеста и специфику интернет-повестки [5], и исследования протестной активности О. Габы [6].

Для выявления наиболее полной картины событий, происходящих в Республике Беларусь в 2020 г., автором был проведен анализ социальных медиа на основе данных, собранных через IQ Buzz при помощи автоматического поиска по ключевым запросам. Кроме этого, было проведено 15 глубинных интервью ведущих экспертов в России и Беларуси. В качестве экспертов были выбраны лидеры мнений, политологи, социологи, депутаты, журналисты, лидеры молодежных организаций и представители политических партий. Задача состояла в том, чтобы сравнить мнения экспертов из двух стран. Сочетание анализа социальных медиа и социальных сетей и глубинных интервью позволяет наиболее точно представить информационную картину произошедшего.

результаты исследования

Практически все эксперты, опрошенные в ходе глубинных интервью, отмечают, что власти в Республике Беларусь до 2020 г. вели очень

либеральную политику в отношении свободы слова и присутствия на территории различных общественных организаций, финансируемых Западом. При этом до 2020 г. постоянно снижалось доверие к традиционным СМИ и параллельно формировалась оппозиционная информационная сеть, которая быстро переориентировалось на работу по критике властей. Основой сети были новые медиа (особенно выделяется роль телеграмма и ютуба). При этом на территории Беларуси функционировала целая сеть прозападных НКО (в области благотворительности, экологии и т.д.). Для властей это была удобная функция по созданию хорошо оплачиваемых рабочих мест, но во время протестов эта сеть быстро мобилизовалась. Информационная кампания активно велась через телеграм-каналы, телеграм-геочаты (дворовые и уличные), домовые чаты по подъездам (особенно в районах новой застройки). Все это способствовало сетевой мобилизации протест-ной активности.

Для проведения анализа социальных медиа использовалась база данных, собранных через IQ Buzz при помощи автоматического поиска по запросу через ключевые слова: «Лукашенко», «Беларусь», «Белоруссия», «арест», «протест» и т.д. Задача состояла в изучении политизированного протестного информационного сегмента, и в запросах не учитывается негатив по поводу коронавируса. Поиск был настроен на посты и новости во всех социальных медиа (без учета комментариев). Территория поиска — Беларусь, языки — все доступные, временной интервал — с 1 марта по 30 сентября 2020 г. Всего было найдено 10 895 единиц для анализа (суммарный охват — 77 255 796 единиц), суммарное количество взаимодействий (лайки, репосты и комменты) — 34 688.

Динамика протестных упоминаний в социальных медиа показывает резкое нарастание негатива к выборам президента в начале августа 2020 г., далее фиксируется плавный спад. При этом наблюдается и второй пик во второй половине сентября, но он менее краткосрочный по сравнению с первым (рис. 1).

Распределение протестных упоминаний по городам показывает их наибольшее сосредоточение в Минске (34%). Около 30% распределены во всем другим городам Беларуси (наиболее крупные — Могилев — 6%, Гомель — 6%, Витебск — 6%, Брест — 4%, Гродно — 3% и Боб-

ТОО

600 :| 500

¡да

I зоо

J

к

LOO

с -«1... Hirt г

. uu^OL^hudkk llii.iiiL.iuiilllihii.ii iii.iiiHiLiill.il!llhitfili

И®еС«П<С®15ЕБЕ5Б ИЯКЯаЯЯ««««*«

1 2 £ | ! г ÜI

сч г-' ri ГР f-l КБ f4 ЛЧ №

3' Ц Ь. ь ABS

В " " " " " "

к Ч? У У 'J i>

Рис. 1 / Fig. 1. Динамика протестных упоминаний в социальных медиа / Dynamics of protest mentions in social media

Источник/Source: составлено автором / rompi^d by the author.

Рис. 2 / Fig. 2. Распределение по городам протестных упоминаний в социальных медиа / Distribution of protest mentions in social media by city

Источник/Source: составлено автором / rompi^d by the author.

лики Беларусь своего положения, которое за последние годы было неоднозначным. С одной стороны, вырос новый городской средний класс (преобладание IT и мелкого и среднего бизнеса в сфере услуг). Этот класс особенно развился за последние годы как количественно (до 100 тыс. в 2-миллионном Минске), так и по уровню зарплат (в 5-10 раз больше, чем в госсекторе). Но

руйск — 2%). Без идентификации по городу остались 35% сообщений. График показывает явное доминирование столицы по сравнению с другими городами, что подтверждает гипотезу о Минске как центре сосредоточения протестных настроений (рис. 2).

Активность протестных сообщений во многом связана с восприятием жителями Респуб-

N0

120

3

so

Й

Li

=

■s

20

о

L U ■ I d .

ihJ L. .iIj

AAAQH^H^H^H&S-QH^ssisis = ~ ~ ~ ~ e с P e с

к e к- к

(4 <4 О О — <4 <4 о — —• Г-J Г-J g — —

. . Oh Vt

(Чае^ГОФЛОООО^*

n fM S - - fl

Рис. 3 / Fig. 3. Динамика протестных упоминаний в социальных медиа / Dynamics of protest mentions in social media

Источник/Source: составлено автором / rompi^d by the author.

восприятие представителями среднего класса своего социально-экономического положения было скорее негативным, — они считали, что, если бы не авторитарная власть, то «получали бы больше».

Среди массива анализируемых сообщений наиболее популярные слова: «выборы» (5705 упоминаний), «протест» (4598), «человек» (4053), «Минск» (2989), «президент» (2940), «власть» (2342), «акция» (2275), «август» (1869), «народ» (1785), «новый» (1777), «город» (1625). Данный набор слов свидетельствует о том, что выборы стали ключевым событием для тиражирования в социальных медиа. При этом все основные слова подтверждают высокий уровень политического недовольства (эксперты считают, что одним из ключевых явлений в переходе протестных настроений в протест-ную активность стала именно политизация общества).

Охват боле 1000 просмотров имеют 3355 сообщений из 10 895. Далее представлен график с динамикой протестных упоминаний в социальных медиа, но только для сообщений с охватом более 1000 просмотров (рис. 3). Пики приходятся на первую половину августа и на третью неделю сентбяря. Первый пик связан с выборами президента, второй произошел после встречи А. Лукашенко и В. Путина 14 сентября 2020 г. (поддержка России как ключе-

вой фактор в подавлении протестов). В целом, наблюдается совпадение двух графиков (для всех сообщений и сообщений с охватом более 1000).

Динамика протестных упоминаний в социальных медиа полностью подтверждает, что пик протестных настроений наблюдался в августе 2020 г., в то время как в сентябре шло плавное угасание. После поддержки со стороны России протестные упоминания в социальных медиа резко сократились.

Российские государственные СМИ в первой половине сентября занимали нейтральную позицию по протестам, утверждая при этом, что существует внешнее влияние. Однако уже с конца сентября 2020 г. информационная картина стала иной. В начале событий давались нейтральные оценки происходящему — о позиции Александра Лукашенко и о том, что если он попросит, то вмешается российская сторона. Однако после встречи Александра Лукашенко и Владимира Путина в середине сентября 2020 г. оппозиционные силы в Республике Беларусь оцениваются как «ведомые американскими кукловодами» и «несамостоятельные».

Говоря о международном влиянии, опрошенные эксперты указывают, что часть мировых лидеров (Россия, Китай и др.) поддержала Лукашенко после избрания, а другая (США, ЕС и др.) — не поддержала.

Сбор средств на поддержку протестных действий проходил через счета банков Польши и Литвы, например, на кампанию Тиханов-ской или на ее содержание уже после высылки из Беларуси. После поддержки официальными властями России нынешнего президента Республики Беларусь отношение к России у протестующих ухудшилось. Все эксперты согласны с тем, что имело место иностранное вмешательство во внутриполитической процесс в Республике Беларусь, но беспорядки во многих крупных городах страны связаны с внутренними проблемами.

выводы

При отсутствии политической конкуренции в Республике Беларусь на протяжении долгих лет в общественной среде страны создавались предпосылки для событий, которые произошли в 2020 г. Значительная часть белорусского общества, особенно молодое и среднее поколения, устала от длительного нахождения на должности Президента страны Александра Лукашенко. В условиях выстроенной за рубежом информационной инфраструктуры белорусской оппозиции, помноженной на усталость значительной части населения, создались серьезные предпосылки для управления общественными настроениями белорусов в сети Интернет.

Главной целью организаторов протестов в Беларуси был Минск. Дестабилизация ситуации в столице страны могла позволить оппозиции добиться пересмотра результатов выборов. Остальные регионы рассматривались лишь в контексте оттягивания сил властей для контроля за столицей. В результате этого дискурс в столице раскручивался наиболее активно, что видно по результатам проведенного исследования. В случае общенационального протеста без вмешательства из-за рубежа информационная картина была бы более равномерной и доля сообщений в Минске не превышала бы 20-25%.

В условиях отсутствия убедительной информационной инфраструктуры в сети Интернет, лояльной белорусской власти первые дни после оглашения результатов голосования

власть не смогла предпринять никаких действий, направленных на защиту результатов выборов. А ответы власти вызывали лишь активное обсуждение в социальных сетях, что также подтверждается результатами данного исследования. Большая часть ответов воспринималась протестующими как нелегитимная и пропагандистская. Такой фон был создан после задержания многих конкурентов Александра Лукашенко, а также после объявления результатов выборов, где за его кандидатуру было отдано более 80% голосов принявших участие в выборах белорусов.

Немаловажной особенностью информационной картины событий в Республике Беларусь является отсутствие позитивных сообщений в адрес белорусских властей из-за рубежа в преддверии выборов. Западные политики не высказывали поддержку Лукашенко, но в ряде стран активно создавалась информационная структура белорусской оппозиции (прежде всего, в Польше и Литве). В России также крайне осторожно высказывались в адрес Лукашенко. Это связано с тем, что он сам развернул активную дискуссию в адрес перспектив сотрудничества с Россией, о чем рассказал в преддверии выборов в интервью украинскому журналисту, известному своей антироссийской позицией.

Таким образом, белорусская власть в условиях проявления протестных акций при нарастающем внешнем информационном давлении была вынуждена опираться исключительно на свои силы. И лишь после решения российского руководства поддержать ее протестная активность пошла на спад. После выражения поддержки в адрес Лукашенко со стороны Владимира Путина большая часть российских информационных каналов принялась освещать события в Беларуси в контексте попытки извне организации государственного переворота. Таким образом, в результате информационной поддержки со стороны руководства и средств массовой информации Российской Федерации уровень протестной активности существенно снизился, что опять-таки подтверждают результаты представленного исследования.

список источников

1. Белоконев С. Ю., Игнатовский Я. Р., Печенкин Н. М. Динамика общественно-политических настроений и анализ результатов выборов в Республике Хакасия в 2018 году. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2019;9(4):19-24.

2. Бродовская Е. В., Домбровская А. Ю., Карзубов Д. Н., Синяков А. В. Развитие методологии и методики интеллектуального поиска цифровых маркеров политических процессов в социальных медиа. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2017;5(141):79-104

3. Noelle-Neumann E. The Spiral of Silence: Public Opinion — Our Social Skin. Chicago: University of Chicago; 1984.

4. Vujic J. Radikalna misao. Fenomenologija politickog radikalizma. Zagreb; 2016. 294 p.

5. Clarke K., Kocak K. Launching Revolution: Social Media and the Egyptian Uprising's First Movers. British Journal of Political Science. 2020;(50):1024-1045

6. Габа О. И. Основные подходы к изучению протестного настроения. Научные труды Московского гуманитарного университета. 2014;(11):69-76.

references

1. Belokonev S. Yu., Ignatovsky Ya.R., Pechenkin N. M. Dynamics of socio-political sentiments and analysis of the election results in the Republic of Khakassia in 2018. Gumanitarnye Nauki. Vestnik Finasovogo Universiteta = Humanities and Social Sciences. Bulletin of the Financial University. 2019;9(4):19-24. (In Russ.).

2. Brodovskaya E. V., Dombrovskaya A. Yu., Karzubov D. N., Sinyakov A. V. Development of methodology and methods of intellectual search for digital markers of political processes in social media. Monitoring public opinion: economic and social changes. 2017;5(141):79-104. (In Russ.).

3. Noelle-Neumann E. The Spiral of Silence: Public Opinion — Our Social Skin. Chicago: University of Chicago; 1984.

4. Vujic J. Radikalna misao. Fenomenologija politickog radikalizma. Zagreb; 2016. 294 p.

5. Clarke K., Kocak K. Launching Revolution: Social Media and the Egyptian Uprising's First Movers. British Journal of Political Science. 2020;(50):1024-1045.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Gaba O. I. Basic approaches to the study of protest mood. Scientific Works of the Moscow Humanitarian University. 2014;(11):69-76. (In Russ.).

информация об авторе

Александр Викторович Немцев — кандидат социологических наук, доцент департамента политологии факультета социальных наук и массовых коммуникаций, Финансовый университет, Москва, Россия https://orcid.org/0000-0003-0158-6245 AVNemtsev@fa.ru

about the author

Alexander V. Nemtsev — Cand. Sci. (Sociology), Associate Professor, Department of Politology, Faculty of Social Sciences and Mass Communications, Financial University, Moscow, Russia https://orcid.org/0000-0003-0158-6245 AVNemtsev@fa.ru

Конфликт интересов: автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. Conflicts of Interest Statement: The author has no conflicts of interest to declare.

Статья поступила 10.02.2022; принята к публикации 25.02.2022. Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи. The article was received on 10.02.2022; accepted for publication on 25.02.2022. The author read and approved the final version of the manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.