Научная статья на тему 'Информационное оружие и информационные войны'

Информационное оружие и информационные войны Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
5126
778
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Андрусова Т. Б., Гомонова Ю. Г., Багаева А. П.

Даны определения информационного оружия и информационных войн, подробно рассмотрено значение этих явлений в современном мире, полно представлена классификация информационного оружия по методам воздействия, проанализированы цели и поле действия информационной войны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационное оружие и информационные войны»

Секция «Информационно-экономические системы»

УДК 691.3 (075.8)

Т. Б. Андрусова, Ю. Г. Гомонова Научный руководитель - А. П. Багаева Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОРУЖИЕ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ВОЙНЫ

Даны определения информационного оружия и информационных войн, подробно рассмотрено значение этих явлений в современном мире, полно представлена классификация информационного оружия по методам воздействия, проанализированы цели и поле действия информационной войны.

Современные информационные технологии все глубже проникают во все сферы жизни общества. Этот процесс становится настолько масштабным, что затрагивает жизненные интересы государств, особенно в области информационной безопасности. В последнее время на страницах газет и журналов, в выступлениях ученых-теоретиков и практиков все чаще встречаются такие понятия как информационная война и информационное оружие. Более того, высказываются мнения, что в третьем тысячелетии лидерство в мире будет определяться не столько экономическим потенциалом государства, сколько его способностью контролировать информационные процессы.

Информационное оружие - это совокупность средств и методов, позволяющих похищать, искажать или уничтожать информацию; ограничивать или прекращать доступ к ней законных пользователей; нарушать работу или выводить из строя телекоммуникационные сети и компьютерные системы, используемые в обеспечении жизнедеятельности общества и государства. А также информационное оружие способно меняет сознание людей, заставляет их неадекватно воспринимать реальность, жить в мире иллюзий и совершать гибельные для себя поступки [1].

Атакующее информационное оружие, возможно, классифицировать по методам воздействия на информацию, информационные процессы и информационные системы противника. Это воздействие может быть физическим, информационным, программно-техническим или радиоэлектронным. К информационному оружию физического воздействия относятся средства, предназначенные исключительно для воздействия на элементы информационной системы: противорадиолокационные ракеты, специализированные аккумуляторные батареи генерации импульса высокого напряжения, средства генерации электромагнитного импульса, графитовые бомбы, биологические и химические средства воздействия на элементарную базу. Информационные методы воздействия реализуются посредством всей совокупности средств массовой информации и глобальных информационных сетей типа «Интернет», станциями голосовой дезинформации. Программно-технические средства можно классифицировать согласно выполняемым с их помощью задачам на средства сбора информации, средства искажения и уничтожения информации и средства воздействия на функционирование информационных систем. Радиоэлектронные методы воздействия предполагают использования средств радиоэлек-

тронного подавления, радиоэлектронной разведки и др. Основным предназначением такого оружия является контроль информационных ресурсов потенциального противника и скрытое или явное вмешательство в работу его систем управления и связи в целях дезорганизации, нарушения нормального функционирования или вывода их из строя как в мирное, так и в военное время при действиях самостоятельно либо в сочетании с другими средствами воздействия на противника [2].

Атакующим информационным оружием сегодня можно назвать: компьютерные вирусы, способные размножаться, внедряться в программы, передаваться по линиям связи, сетям передачи данных, выводить из строя системы управления и т. п. («Троянский конь» («Trojan Horse»), «Червь» («Worm» и др.); логические бомбы - программные закладные устройства, которые заранее внедряют в информационно-управляющие центры военной или гражданской инфраструктуры, чтобы по сигналу или в установленное время привести их в действие; средства подавления информационного обмена в телекоммуникационных сетях, фальсификация информации в каналах государственного и военного управления (программные продукты «Демон» («Demon»), «Вы-нюхиватели» («Sniffers»), «Дверь-ловушка» («Trap-Door»); различного рода ошибки, сознательно вводимые противником в программное обеспечение объекта [3].

Что же такое информационная война? В качестве наиболее общего определения предложим следующее: информационная война - это всеобъемлющая целостная стратегия, обусловленная все возрастающей значимостью и ценностью информации в вопросах командования, управления и политики [4].

Поле действия информационных войн при таком определении оказывается достаточно широким и охватывает следующие области: инфраструктуру систем жизнеобеспечения государства - телекоммуникации, транспортные сети, электростанции, банковские системы и т. д.; промышленный шпионаж -хищение патентованной информации, искажение или уничтожение особо важных данных, услуг; сбор информации разведывательного характера о конкурентах; взлом и использование личных паролей, идентификационных номеров, банковских счетов, данных конфиденциального плана, производство дезинформации; электронное вмешательство в процессы командования и управления военными объектами и системами, «штабная война», вывод из строя

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Информационные технологии

сетей военных коммуникаций; всемирная компьютерная сеть Интернет, в которой действуют около 150 000 военных компьютеров, и 95 % военных линий связи проходят по открытым телефонным линиям [5].

Цели информационной войны совершенно иные, нежели войны в общепринятом понимании: не физическое уничтожение противника и ликвидация его вооруженных сил, не уничтожение важных стратегических и экономических объектов, а широкомасштабное нарушение работы финансовых, транспортных, коммуникационных сетей и систем, частичное разрушение экономической инфраструктуры и подчинение населения атакуемой страны воле страны-победителя.

Какой бы смысл в понятие «информационная война» ни вкладывался, оно родилось в среде военных и обозначает, прежде всего, жесткую, решительную и опасную деятельность, связанную с реальными боевыми действиями.

Владение эффективным информационным оружием и средствами защиты от него становится одним из главных условий обеспечения национальной безопасности государства в XXI веке.

Библиографические ссылки

1. Шафрански Р. Теория информационного оружия /пер. В. Казеннова. М., 2002.

2. Шаравов И. Информационное оружие // Оружие, стратегия. 2004. № 7.

3. Причины появления и распространения новых форм информационных угроз в обществе // Вопросы гуманитарных наук. 2009. № 3. С. 273-276.

4. Музалевский А. К. Информационные войны // Советник. 2008. № 8. С. 52-59.

5. Одинцов А. А. Экономическая и информационная безопасность : учеб. пособие. М. : Экзамен, 2005.

© Андрусова Т. Б., Гомонова Ю. Г., Багаева А. П., 2010

УДК 004.738.5

В. Ю. Базылев Научный руководитель - В. В. Кукарцев Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ДИСТАНЦИОННОЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ СТРАХОВЫХ УСЛУГ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ

ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ

В страховом бизнесе, как и в любой иной отрасли экономики, идет непрерывный поиск эффективных технологий и методов повышения рентабельности. В настоящее время наиболее популярными являются различные маркетинговые решения, разрабатываемые на основе современных информационных технологий.

Основной целью всех прикладных задач 1Т является достижение максимальной эффективности интеллектуального труда на основе оптимального распределения рабочего времени в интересах реализации поставленных задач. Область интеллектуально -го труда на 80 % состоит из трех главных видов профессионально-фундаментальной деятельности: маркетинг и торговля, проектирование и анализ, управление операциями; на остальные 20 % приходятся такие сферы, как снабжение, кадры, финансы и право. В этой связи то внимание, которое уделяется маркетинговой деятельности и повышению эффективности систем продаж, является ответной реакцией на требование времени и современных бизнес-процессов.

Автоматизация основных функций и процессов в деятельности страховой компании позволяет не только повысить производительность труда персонала и освободить высококвалифицированных специалистов от выполнения многих рутинных операций, но и создать необходимые условия для широкого внедрения маркетингового инструментария в интересах дальнейшего развития бизнеса. В страховой организации для решения маркетинговых задач различных классов и степеней сложности требуются разные информационные инструменты и программное обеспечение.

Одним из направлений развития IT в страховом бизнесе является дистанционное предоставление страховых услуг. Дистанционное страхование - это web-часть информационной системы, включающая в себя web-site компании, интернет-магазин, площадку В2В, другие возможности взаимодействия с потребителями через Интернет.

Функции дистанционного страхования можно разделить на две группы:

Первая - презентация услуг компании. Клиент получает практически полную информацию, как о компании, так и о программах страхования, которые она предлагает. Посетитель может выбрать наиболее подходящий вариант, исходя из условий, сравнить их между собой. Далее с помощью on-line-калькулятора можно подсчитать стоимость и заполнить заявку на страхование. Также многие компании на своих сайтах предлагают он-лайн консультацию специалиста.

Вторая - покупка полиса страхования. Компания на сайте проводит практически полный цикл продаж, начиная от расчета стоимости и заполнения заявления на страхование, заканчивая оплатой и получением самого полиса.

Такая форма реализации страховых продуктов является относительно новой на российском рынке, хотя в некоторых странах она уже завоевала попу-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.