Информационное общество в Беларуси:
траектория развития
В конце прошлого года Международный союз электросвязи (МСЭ) опубликовал очередной отчет «Измерение информационного общества 2014». В нем содержится рейтинг 166 стран в области информационно-коммуникационных технологий в период с 2012 по 2013 г. О том, как оценивается ситуация с ИКТ в нашей республике, мы беседуем с профессиональным дипломатом, имеющим многолетний опыт взаимодействия с международными организациями, а в настоящее время доцентом кафедры экономики Белорусского государственного педагогического университета им. М. Танка кандидатом философских наук Сергеем СЕРГЕЕВЫМ.
- Сергей Петрович, насколько значим рейтинг МСЭ для экономического и социального развития государств?
- Международный союз электросвязи - специализированное учреждение ООН, являющееся ведущим и наиболее авторитетным органом в области ИКТ. Кроме того, МСЭ -одна из старейших мировых организаций, которой в мае 2015 г. исполняется 150 лет. В системе ООН это основной источник сопоставимых на международном уровне статистических данных по ИКТ. Значимость этого исследования очевидна. Начнем с того, что любая «табель о рангах» указывает на слабые места и подсказывает, как улучшить ситуацию в той или иной сфере. И рейтинг МСЭ не является исключением. Считаю, что главное его предназначение - служить ориентиром для формирования политики
в области создания информационного общества. Ни для кого не секрет, что уровень развития ИКТ - важный показатель экономического и социального благополучия любого государства. Это в полной мере относится и к нашей стране. Во-первых, Национальной стратегией устойчивого развития Беларуси на период до 2030 г. определен инновационный сценарий становления республики, осуществление которого нельзя представить без одного из ключевых факторов экономического роста - информационно-коммуникационных технологий. Во-вторых, велика их значимость в рефор-
Междунаролные рейтинги
мировании правительства, повышении его эффективности, прозрачности и ответственности. Не следует забывать, что данные МСЭ закладываются в основу рейтинга ООН по индексу развития электронного правительства, в котором мы пока уступаем России и Казахстану. Главой государства определен срок, отведенный на создание ЭП в Беларуси,-1 января 2016 г. В-третьих, особую важность представляют вопросы, связанные с использованием ИКТ в перевооружении и модернизации отечественного производства. Сегодня уже недостаточно выпустить продукцию лучшего качества, важно иметь четкое представление о том, что изготавливать, как и кому продавать. То есть речь идет о вопросах управления, решить которые вряд ли возможно без информационных технологий.
- Как оценивают международные эксперты ситуацию с ИКТ в Беларуси?
- Рейтинг МСЭ, как известно, формируется на основе индекса развития ИКТ (Ш1), учитывающего уровень доступа, применения и навыков использования информационно-коммуникационных технологий. Лидирует по данному показателю Дания, оттеснившая на 2-е место Республику Корея, которая последние годы возглавляла список. В первой десятке - страны с высоким уровнем доходов. Беларусь, несмотря на их скромность, продолжает демонстрировать рост индекса ИКТ. В нынешнем отчете он зафиксирован на отметке 6,89 балла, что позволило нашей стране занять 38-е место среди 166 государств. При этом мы впервые стали лидером в регионе СНГ, опередив Россию с ее 42-й позицией. У Казахстана 53-е место, Молдовы - 61-е, Азербайджана -64-е, Украины - 73-е, Армении - 74-е, Кыргызстана - 108-е, Узбекистана - 115-е. Отметим, что кроме нашей республики лишь Азербайджан и Узбекистан сумели улучшить свое положение. Казахстан остался на прежнем месте, остальные государства СНГ снизили свой рейтинг. Показательно, что позади Беларуси оказался и ряд стран - членов ЕС: Литва -на 40-м месте, Чехия - на 41-м, Польша - на 44-м, Словакия - на 45-м, Венгрия - на 46-м.
- Что можно сказать в целом о динамике нашего продвижения в рейтинге?
- В принципе, ответ на этот вопрос можно сформулировать одной фразой: ИКТ в нашей стране развиваются активно и, что особенно важно, со стабильной положительной динамикой. За последние шесть лет республика сумела увеличить на 3 пункта индекс ГО1 и переместиться на 20 позиций вверх. Неудивительно, что который год подряд эксперты МСЭ отмечают нас среди государств с самыми высокими темпами развития ИКТ. Нынешний отчет не стал исключением. Беларусь оказалась единственной страной СНГ, вошедшей в «девятку» самых динамичных. По итогам 2013 г. она поднялась на 5 мест по сравнению
с 2012 г., увеличив величину Ш1 на 0,4 пункта. Что касается наших партнеров по ЕАЭС, то Россия и Армения опустились на 1 ступеньку, Казахстан, как отмечалось выше, остался на прежней позиции. Кроме того, мы также
Синергия знаний
включены в группу самых успешных реформаторов по доступу к ИКТ - субиндексу, который отражает технический уровень современной инфраструктуры в стране.
- А какова картина по отдельным составляющим сводного индекса развития ИКТ?
- По доступу к ИКТ с 2008 г. наша страна переместилась с 61-го на 38-е место (+23 позиции), по использованию - с 72-го на 41-е (+31), по практическим навыкам -
с 17-го на 4-е (+13). Как видите, динамика положительная и, главное, устойчивая. В Беларуси отмечено стабильное увеличение доступа домашних хозяйств к Интернету и компьютерам, однако по величине этих показателей (52% и 55% соответственно) мы пока уступаем России и Казахстану. Зато по доступу к фиксированной телефонной связи с показателем 48% наша республика занимает 15-е место в списке. Несмотря на существенный рост проникновения подвижной широкополосной связи (ПШПС), ее абсолютный показатель (46%) у нас ниже, чем в России (60%) и Казахстане (57%). Более предпочтительно мы выглядим по распространению фиксированной широкополосной связи (ФШПС). Количество ее абонентов и пользователей на 100 жителей выросло до 30% и превышает средний показатель для развитых государств. По этому критерию Беларусь занимает 21-е место, опережая не только участников СНГ, партнеров по ЕАЭС, но и Японию (23-е место), США (24-е), Австрию (28-е) и другие передовые страны. Ну а по третьему субъ-индексу, отражающему уровень развития человеческого потенциала, мы демонстрируем не только хорошую динамику, но и входим в число мировых лидеров. Напомню, что по методологии МСЭ не все субкатегории имеют равноценный удельный вес при исчислении комплексного индекса Ш1. В то время как доля первых двух субиндексов составляет по 40% каждая, доля практических навыков - только 20%.
- Значительное место в отчете МСЭ отведено стоимости услуг ИКТ. Чем вызвано такое внимание к этому вопросу?
- Действительно, в отчете он освещен достаточно подробно. Объяснение простое: для широкого использования информационно-коммуникационных технологий они должны быть доступны по цене. Более низкая оплата сервисов и услуг способствует расширению внедрения ИКТ, а более высокие уровни их развития - снижению стоимости. При этом операторы получают преимущества экономии за счет масштабов.
В то же время в ряде регионов, включая страны СНГ, корреляция между этими двумя элементами незначительная. О чем это говорит? Прежде всего о важности эффективной политики в данной сфере и инвестиций, которые могут оказаться решающим фактором развития информационного общества. И еще. Либерализация рынка и рост конкуренции также способствуют снижению цен, что в свою очередь приводит к более высоким уровням внедрения ИКТ.
- Как можно охарактеризовать ценовую политику на информационно-коммуникационные услуги в Беларуси?
- Хотел бы отметить, что процесс ценообразования находится в русле общемировой тенденции, суть которой -удешевление электросвязи. Это подтверждают данные МСЭ, который ранжирует государства и по такому критерию, как индекс корзины цен на услуги ИКТ (1РВ). Он определяет стоимость как общей корзины ИКТ-услуг, так и ее составляющих: фиксированной и мобильной телефонной связи,
а также широкополосного Интернета. По итогам 2013 г. Беларусь занимает 35-ю строчку в общем рейтинге по 1РВ, переместившись на 12 позиций вверх по сравнению с 2012 г. Пользование услугами ИКТ обходится теперь нам в 1% от ВНД на душу населения вместо 1,5%. Что касается регионального рейтинга, то здесь мы занимаем 3-ю позицию после России (8-е место и 0,5% от ВНД) и Казахстана (34-е место и 1% от ВНД). Есть подвижки и по отдельным категориям услуг. Республика входит в первую «шестерку» стран с самыми низкими ценами на пользование стационарными телефонами (0,2% от ВНД). По стоимости предоплачен-ного трафика мобильного Интернета, к которому можно подключиться без заключения договора, мы занимаем 18-е место, опережая Казахстан (19-е), но уступаем России (13-е место). Наиболее дорогостоящим компонентом по-прежнему остается фиксированная широкополосная связь. Однако и в этом сегменте у нас произошли положительные изменения - перемещение с 65-го на 48-е место и уменьшение стоимости с 2,5 до 1,6% от ВНД.
- Каковы наши перспективы? Насколько выполнима поставленная цель - войти в топ-30 стран с самыми высокими показателями индекса развития ИКТ?
- В своих последних отчетах эксперты МСЭ обращают внимание на правильно выбранную Беларусью политику. Положительную оценку получила, в частности, Национальная программа ускоренного развития услуг в сфере ИКТ на 2011-2015 гг. Это говорит о том, что активное внедрение информационно-коммуникационных технологий, интернет-услуг - в числе наших государственных приоритетов. Что касается перспективы вхождения республики
в топ-30 стран, то для достижения этой цели предстоит опередить тех, кто сегодня выше нас в списке - Хорватию, Италию, Катар, Латвию, Словению, ОАЭ. Напомню, что в текущем рейтинге для попадания в «тридцатку» необходимо было увеличить индекс ГО1 на 0,8 пункта, мы смогли подняться на 0,4. Поэтому решение поставленной задачи будет зависеть от темпов дальнейшего роста отрасли. Считаю, однако, что и максимальное сокращение отставания от лидеров можно будет также записать в актив. Ведь наше участие в рейтинге - это, прежде всего, инструмент для улучшения ситуации в стране. Главное - осознать, что мы вступили в эпоху высоких технологий и должны адаптироваться к ней. При этом нельзя забывать о потенциальных рисках в сфере безопасности использования ИКТ. Во избежание их необходимо принять адекватные меры по защите данных и предотвращению киберпреступности, а также по защите детей в онлайновой среде.
ИринаЕМЕЛЬЯНОВИЧ