Научная статья на тему 'Информационное общество в Беларуси: траектория развития'

Информационное общество в Беларуси: траектория развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
344
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Емельянович Ирина

Интервью с доцентом кафедры экономики Белорусского государственного педагогического университета им. М. Танка Сергеем Сергеевым о рейтинге нашей страны в отчете МСО «Измерение информационного общества 2014».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Information society in Belarus: a development trajectory

It is the interview with the associate professor of the Chair of Economics of the M.Tank Belarusian State Pedagogical University Sergey Sergeev on the rating of our country in the report “Information society dimension 2014’.

Текст научной работы на тему «Информационное общество в Беларуси: траектория развития»

Информационное общество в Беларуси:

траектория развития

В конце прошлого года Международный союз электросвязи (МСЭ) опубликовал очередной отчет «Измерение информационного общества 2014». В нем содержится рейтинг 166 стран в области информационно-коммуникационных технологий в период с 2012 по 2013 г. О том, как оценивается ситуация с ИКТ в нашей республике, мы беседуем с профессиональным дипломатом, имеющим многолетний опыт взаимодействия с международными организациями, а в настоящее время доцентом кафедры экономики Белорусского государственного педагогического университета им. М. Танка кандидатом философских наук Сергеем СЕРГЕЕВЫМ.

- Сергей Петрович, насколько значим рейтинг МСЭ для экономического и социального развития государств?

- Международный союз электросвязи - специализированное учреждение ООН, являющееся ведущим и наиболее авторитетным органом в области ИКТ. Кроме того, МСЭ -одна из старейших мировых организаций, которой в мае 2015 г. исполняется 150 лет. В системе ООН это основной источник сопоставимых на международном уровне статистических данных по ИКТ. Значимость этого исследования очевидна. Начнем с того, что любая «табель о рангах» указывает на слабые места и подсказывает, как улучшить ситуацию в той или иной сфере. И рейтинг МСЭ не является исключением. Считаю, что главное его предназначение - служить ориентиром для формирования политики

в области создания информационного общества. Ни для кого не секрет, что уровень развития ИКТ - важный показатель экономического и социального благополучия любого государства. Это в полной мере относится и к нашей стране. Во-первых, Национальной стратегией устойчивого развития Беларуси на период до 2030 г. определен инновационный сценарий становления республики, осуществление которого нельзя представить без одного из ключевых факторов экономического роста - информационно-коммуникационных технологий. Во-вторых, велика их значимость в рефор-

Междунаролные рейтинги

мировании правительства, повышении его эффективности, прозрачности и ответственности. Не следует забывать, что данные МСЭ закладываются в основу рейтинга ООН по индексу развития электронного правительства, в котором мы пока уступаем России и Казахстану. Главой государства определен срок, отведенный на создание ЭП в Беларуси,-1 января 2016 г. В-третьих, особую важность представляют вопросы, связанные с использованием ИКТ в перевооружении и модернизации отечественного производства. Сегодня уже недостаточно выпустить продукцию лучшего качества, важно иметь четкое представление о том, что изготавливать, как и кому продавать. То есть речь идет о вопросах управления, решить которые вряд ли возможно без информационных технологий.

- Как оценивают международные эксперты ситуацию с ИКТ в Беларуси?

- Рейтинг МСЭ, как известно, формируется на основе индекса развития ИКТ (Ш1), учитывающего уровень доступа, применения и навыков использования информационно-коммуникационных технологий. Лидирует по данному показателю Дания, оттеснившая на 2-е место Республику Корея, которая последние годы возглавляла список. В первой десятке - страны с высоким уровнем доходов. Беларусь, несмотря на их скромность, продолжает демонстрировать рост индекса ИКТ. В нынешнем отчете он зафиксирован на отметке 6,89 балла, что позволило нашей стране занять 38-е место среди 166 государств. При этом мы впервые стали лидером в регионе СНГ, опередив Россию с ее 42-й позицией. У Казахстана 53-е место, Молдовы - 61-е, Азербайджана -64-е, Украины - 73-е, Армении - 74-е, Кыргызстана - 108-е, Узбекистана - 115-е. Отметим, что кроме нашей республики лишь Азербайджан и Узбекистан сумели улучшить свое положение. Казахстан остался на прежнем месте, остальные государства СНГ снизили свой рейтинг. Показательно, что позади Беларуси оказался и ряд стран - членов ЕС: Литва -на 40-м месте, Чехия - на 41-м, Польша - на 44-м, Словакия - на 45-м, Венгрия - на 46-м.

- Что можно сказать в целом о динамике нашего продвижения в рейтинге?

- В принципе, ответ на этот вопрос можно сформулировать одной фразой: ИКТ в нашей стране развиваются активно и, что особенно важно, со стабильной положительной динамикой. За последние шесть лет республика сумела увеличить на 3 пункта индекс ГО1 и переместиться на 20 позиций вверх. Неудивительно, что который год подряд эксперты МСЭ отмечают нас среди государств с самыми высокими темпами развития ИКТ. Нынешний отчет не стал исключением. Беларусь оказалась единственной страной СНГ, вошедшей в «девятку» самых динамичных. По итогам 2013 г. она поднялась на 5 мест по сравнению

с 2012 г., увеличив величину Ш1 на 0,4 пункта. Что касается наших партнеров по ЕАЭС, то Россия и Армения опустились на 1 ступеньку, Казахстан, как отмечалось выше, остался на прежней позиции. Кроме того, мы также

Синергия знаний

включены в группу самых успешных реформаторов по доступу к ИКТ - субиндексу, который отражает технический уровень современной инфраструктуры в стране.

- А какова картина по отдельным составляющим сводного индекса развития ИКТ?

- По доступу к ИКТ с 2008 г. наша страна переместилась с 61-го на 38-е место (+23 позиции), по использованию - с 72-го на 41-е (+31), по практическим навыкам -

с 17-го на 4-е (+13). Как видите, динамика положительная и, главное, устойчивая. В Беларуси отмечено стабильное увеличение доступа домашних хозяйств к Интернету и компьютерам, однако по величине этих показателей (52% и 55% соответственно) мы пока уступаем России и Казахстану. Зато по доступу к фиксированной телефонной связи с показателем 48% наша республика занимает 15-е место в списке. Несмотря на существенный рост проникновения подвижной широкополосной связи (ПШПС), ее абсолютный показатель (46%) у нас ниже, чем в России (60%) и Казахстане (57%). Более предпочтительно мы выглядим по распространению фиксированной широкополосной связи (ФШПС). Количество ее абонентов и пользователей на 100 жителей выросло до 30% и превышает средний показатель для развитых государств. По этому критерию Беларусь занимает 21-е место, опережая не только участников СНГ, партнеров по ЕАЭС, но и Японию (23-е место), США (24-е), Австрию (28-е) и другие передовые страны. Ну а по третьему субъ-индексу, отражающему уровень развития человеческого потенциала, мы демонстрируем не только хорошую динамику, но и входим в число мировых лидеров. Напомню, что по методологии МСЭ не все субкатегории имеют равноценный удельный вес при исчислении комплексного индекса Ш1. В то время как доля первых двух субиндексов составляет по 40% каждая, доля практических навыков - только 20%.

- Значительное место в отчете МСЭ отведено стоимости услуг ИКТ. Чем вызвано такое внимание к этому вопросу?

- Действительно, в отчете он освещен достаточно подробно. Объяснение простое: для широкого использования информационно-коммуникационных технологий они должны быть доступны по цене. Более низкая оплата сервисов и услуг способствует расширению внедрения ИКТ, а более высокие уровни их развития - снижению стоимости. При этом операторы получают преимущества экономии за счет масштабов.

В то же время в ряде регионов, включая страны СНГ, корреляция между этими двумя элементами незначительная. О чем это говорит? Прежде всего о важности эффективной политики в данной сфере и инвестиций, которые могут оказаться решающим фактором развития информационного общества. И еще. Либерализация рынка и рост конкуренции также способствуют снижению цен, что в свою очередь приводит к более высоким уровням внедрения ИКТ.

- Как можно охарактеризовать ценовую политику на информационно-коммуникационные услуги в Беларуси?

- Хотел бы отметить, что процесс ценообразования находится в русле общемировой тенденции, суть которой -удешевление электросвязи. Это подтверждают данные МСЭ, который ранжирует государства и по такому критерию, как индекс корзины цен на услуги ИКТ (1РВ). Он определяет стоимость как общей корзины ИКТ-услуг, так и ее составляющих: фиксированной и мобильной телефонной связи,

а также широкополосного Интернета. По итогам 2013 г. Беларусь занимает 35-ю строчку в общем рейтинге по 1РВ, переместившись на 12 позиций вверх по сравнению с 2012 г. Пользование услугами ИКТ обходится теперь нам в 1% от ВНД на душу населения вместо 1,5%. Что касается регионального рейтинга, то здесь мы занимаем 3-ю позицию после России (8-е место и 0,5% от ВНД) и Казахстана (34-е место и 1% от ВНД). Есть подвижки и по отдельным категориям услуг. Республика входит в первую «шестерку» стран с самыми низкими ценами на пользование стационарными телефонами (0,2% от ВНД). По стоимости предоплачен-ного трафика мобильного Интернета, к которому можно подключиться без заключения договора, мы занимаем 18-е место, опережая Казахстан (19-е), но уступаем России (13-е место). Наиболее дорогостоящим компонентом по-прежнему остается фиксированная широкополосная связь. Однако и в этом сегменте у нас произошли положительные изменения - перемещение с 65-го на 48-е место и уменьшение стоимости с 2,5 до 1,6% от ВНД.

- Каковы наши перспективы? Насколько выполнима поставленная цель - войти в топ-30 стран с самыми высокими показателями индекса развития ИКТ?

- В своих последних отчетах эксперты МСЭ обращают внимание на правильно выбранную Беларусью политику. Положительную оценку получила, в частности, Национальная программа ускоренного развития услуг в сфере ИКТ на 2011-2015 гг. Это говорит о том, что активное внедрение информационно-коммуникационных технологий, интернет-услуг - в числе наших государственных приоритетов. Что касается перспективы вхождения республики

в топ-30 стран, то для достижения этой цели предстоит опередить тех, кто сегодня выше нас в списке - Хорватию, Италию, Катар, Латвию, Словению, ОАЭ. Напомню, что в текущем рейтинге для попадания в «тридцатку» необходимо было увеличить индекс ГО1 на 0,8 пункта, мы смогли подняться на 0,4. Поэтому решение поставленной задачи будет зависеть от темпов дальнейшего роста отрасли. Считаю, однако, что и максимальное сокращение отставания от лидеров можно будет также записать в актив. Ведь наше участие в рейтинге - это, прежде всего, инструмент для улучшения ситуации в стране. Главное - осознать, что мы вступили в эпоху высоких технологий и должны адаптироваться к ней. При этом нельзя забывать о потенциальных рисках в сфере безопасности использования ИКТ. Во избежание их необходимо принять адекватные меры по защите данных и предотвращению киберпреступности, а также по защите детей в онлайновой среде.

ИринаЕМЕЛЬЯНОВИЧ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.