Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО: ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА'

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО: ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инновационное развитие / информационное общество / целеполагание / субъект образования / будущий специалист / самообразование / непрерывная инновационная деятельность / innovative development / information society / goal setting / subject of education / future specialist / selfeducation / continuous innovative activity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Марина Владимировна Пац

Исследуется феномен целеполагания будущего специалиста, выпускника высшей школы в рамках информационного общества как основы общества инновационного. Анализируются особенности информационного общества; показана взаимосвязь непрерывной инновационной деятельности в образовании и постоянного самообучения студента вуза, акцентируется внимание на особенностях современной трактовки целеполагания. Показаны особенности информационного общества и их взаимосвязь со спецификой целеполагания будущего специалиста, выпускника высшей школы. Выявлены условия постоянного самообразования студента, будущего специалиста в контексте непрерывной инновационной деятельности. Выделены особенности современных трактовок целеполагания, связанные с принципами субъектности, культуросообразности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Information society: goal setting of a future specialist

The phenomenon of goal-setting of a future specialist, graduate of a higher school within the information society as the basis of an innovative society is investigated. The features of the information society are analyzed; the relationship between continuous innovative activity in education and continuous self-study of a university student is shown, attention is focused on the features of the modern interpretation of goal setting. The features of the information society and their relationship with the specifics of the goal-setting of a future specialist, graduate of a higher school, are shown. The conditions of constant self-education of a student, a future specialist in the context of continuous innovation activity are revealed. The special features of modern interpretations of goal-setting related to the principles of subjectivity and cultural conformity are highlighted.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО: ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА»

ПЕДАГОГИКА

(шифр научной специальности: 5.8.7)

Научная статья УДК 37

doi: 10.18522/2070-1403-2024-103-2-184-189

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО: ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА

© Марина Владимировна Пац

Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, г. Пенза, Россия marinapats@yandex. ru

Аннотация. Исследуется феномен целеполагания будущего специалиста, выпускника высшей школы в рамках информационного общества как основы общества инновационного. Анализируются особенности информационного общества; показана взаимосвязь непрерывной инновационной деятельности в образовании и постоянного самообучения студента вуза, акцентируется внимание на особенностях современной трактовки це -леполагания. Показаны особенности информационного общества и их взаимосвязь со спецификой целеполагания будущего специалиста, выпускника высшей школы. Выявлены условия постоянного самообразования сту -дента, будущего специалиста в контексте непрерывной инновационной деятельности. Выделены особенности современных трактовок целеполагания, связанные с принципами субъектности, культуросообразности.

Ключевые слова: инновационное развитие, информационное общество, целеполагание, субъект образования, будущий специалист, самообразование, непрерывная инновационная деятельность.

Для цитирования: Пац М.В. Информационное общество: целеполагание будущего специалиста // Гуманитарные и социальные науки. 2024. Т. 103. № 2. С. 184-189. doi: 10.18522/2070-1403-2024-103-2-184-189

PEDAGOGY

(specialty: 5.8.7)

Original article

Information society: goal setting of a future specialist

© Marina V. Pats

Penza State University of Architecture and Construction, Penza, Russian Federation marinapats@yandex. ru

Abstract. The phenomenon of goal-setting of a future specialist, graduate of a higher school within the information society as the basis of an innovative society is investigated. The features of the information society are analyzed; the relationship between continuous innovative activity in education and continuous self-study of a university student is shown, attention is focused on the features of the modern interpretation of goal setting. The features of the information society and their relationship with the specifics of the goal-setting of a future specialist, graduate of a higher school, are shown. The conditions of constant self-education of a student, a future specialist in the context of continuous innovation activity are revealed. The special features of modern interpretations of goal-setting related to the principles of subjectivity and cultural conformity are highlighted.

Keywords: innovative development, information society, goal setting, subject of education, future specialist, self-education, continuous innovative activity.

For citation: Pats M.V. Information society: goal setting of a future specialist. The Humanities and Social Sciences. 2024. Vol. 103. No 2. P. 184-189. doi: 10.18522/2070-1403-2024-103-2-184-189

Введение

Особенность определения целей подготовки современного специалиста, выпускника высшей школы, предполагает учет реалий, социальной направленности на процесс познания и рационального осмысления действительности в соответствии с постнеклассической трактовкой субъекта познания; неприятием статичности субъекта, признанием его постоянного развития, сетевым социальным окружением.

Особенности информационного общества

Сделаем попытку выделить основные особенности информационного общества и соотнести их со спецификой целеполагания будущего специалиста, выпускника высшей школы, в контексте непрерывной инновационной деятельности.

Аналитики отмечают, что одной из характерных черт информационного общества, понимаемого как основа общества инновационного [3], выступает сложность, «сложностность» как специфика мирового развития, проявляющаяся в усилении взаимосвязей всех элементов системы универсума, включении новых функций в их взаимодействие, усложнении всех сфер жизни [4]. Последнее обусловливает изменение в условиях формирования современного субъекта образования, направленность на саморазвитие и самообучение как необходимость адаптации к новой сложности и способа существования в современном мире.

Так, на субъектном уровне человек сталкивается с усложнением всех сфер жизни в контексте повседневной реальности: от усложнения бытовых вопросов, связанных с экстер-нализацией работы, ее трансформацией до сложности на глобальном уровне, которая прослеживается в необходимости разрешения проблем экологических, политических, экономических, демографических и др.

Ещё одна специфическая черта информационного общества - это потребность в инновациях [12], причины которых исследователи [10] видят в изменениях норм социальной системы, существующих как внутри, так и во вне её. Ныне это такие новые нормы, воспринятые информационным обществом, изменяющие социально-образовательный контекст и оказывающие влияние на субъекта образования (будущего специалиста), как:

• Гибкость наемных работников, под которой понимается их готовность к постоянному саморазвитию и повышению квалификации, освоению новых профессий, обладание большим количеством умений и навыков, рост рабочих мест с гибким графиком, гибкая система производства и потребления [9, с. 106-107]. Основным субъектом труда теперь все чаще называют мобильного, информационно-направленного работника. Умение решать постоянно меняющиеся задачи, успешно осваивать новые функции, быстро реагировать на изменения рынка становится требованием, предъявляемым к современному профессионалу практически любой отрасли знания, который должен являться сегодня мета-профессионалом. Рынок труда диктует обязательность новых навыков и квалификаций, причем последние могут измениться даже во время подготовки специалиста, который в современных условиях сталкивается с необходимостью постоянно перестраиваться. Отмечается появление большого количества «символических аналитиков» [14], «информационно насыщенных» [9, с. 82-83] профессий.

• Интеллектуализация сферы труда и проникновение знания в сферу массового производства, что делает ее информационно-направленной. Приоритетными становятся профессии, связанные с исследовательскими и креативными умениями от изменения дизайна до создания эффективной рекламы. Рост статуса «мозговых отраслей» [14]: ИКТ, нанотехнологии, генная инженерия и др.

• Создание коллективных творческих проектов. Во взгляде на мышление как межличностный процесс, когда вклад каждого субъекта доступен оценке и корректировке сообщества, плодотворной становится идея совместного творчества (Г.П. Щедровицкий, Н.В. Громыко, О.И. Генисаретским и др.).

Современная экономика основывается в большей степени на знаниях. Сегодня выпускники становятся специалистами в новейших областях высоких технологий, сетевой интеграции. Меняются и задачи высшей школы, одной из которых становится ориентация на подготовку информационного работника, обладающего таким мета-свойством, как инно-вационность [6], предполагающим способности к системному мышлению, участие в планировании, в рефлексивном процессе постановки проблем и принятии решений, мобильного, умеющего взаимодействовать в команде профессионалов, деятельность которого направлена на разработку нового [7].

Детерминация непрерывности инновационных процессов образования, обучения и самообучения субъекта (студента вуза)

При непрерывном осуществлении инновационных процессов в образовании участники процесса на определенных этапах деятельности вынуждены выполнять ряд изменяющихся функций: специалист, создающий новое; специалист, внедряющий новое; специалист, способствующий адаптации нового [15].

Каждая из этих функций обусловливает изменения субъекта образования (студента) на различных уровнях: внутреннем, внешнем, институциональном. При этом только изменения, включающие вовлеченность в процесс, являющиеся ценными для самого субъекта, принимаются им как необходимые, способствуют его саморазвитию и, в дальнейшем, успеху инновационной деятельности. Такие решения, как правило, предполагают внутреннюю решимость осуществления деятельности для получения новых знаний [2].

Другими необходимыми условиями постоянного самообразования в контексте непрерывной инновационной деятельности выступают:

• Ясность и четкость видения субъектом образования (студентом) всей картины инновационного проекта в целом и своей роли в нем.

• Значимость вводимых инновационных проектов, их практичность, применимость для повседневной деятельности.

• Осмысление тех функций, которые субъект (студент) призван будет выполнять на практике.

• Отработка навыков, требуемых для успешного выполнения новых функций. Все это обусловливает важность процесса целеполагания будущего специалиста. Целеполагание субъекта (студента) как стратегия и условие постоянного самообразования Цель - это «...результат деятельности человека, ...представление о котором ...

предопределяет выбор средств и системы действий по его достижению.» [1, с. 1111]

Целеполагание (целеобразование) понимается как «процесс создания новых целей в деятельности человека», а также итог их достижения [8, с. 656]. В педагогике это - элемент деятельности субъекта образования, составляющая процесса обучения.

Акцент на целеполагании в рассматриваемом контексте обусловлен сущностью самого феномена, поскольку в процессе определения целей задействованы убеждения, представления, ценности субъекта. Так ориентировка на положительный результат, уверенность в достижении появляется уже в ходе формулировки целей и способствует направленности субъекта на эффективную деятельность.

Современная постановка проблемы целеполагания может быть проиллюстрирована переключением интереса в образовательном контексте с традиционной таксономии Б. Блума с исключительно знаниевой составляющей на ряд важных аспектов, определяющих в качестве результата обучения уровень достижений современного выпускника, необходимый сегодня специалисту любой области. Среди совокупности требуемых умений и навыков не только категории, маркирующие уровень знания (знать, понимать, оценивать, создавать и др.), но и категории, определяющие уровень творческих, рефлексивных умений. Это -способности и умения выносить суждение, быть мотивированным, регулировать, планировать, коммуницировать, уметь решать проблемы, владеть эффективным мышлением.

Так, таксономия Л. Андерсона, Д. Кратволя усовершенствовала таксономию Б. Блума, сделав возможным ее применение в группе любого уровня подготовки и любого возраста, снабдила ее категориями, рассматривающими цели достижения определенных знаний и навыков, включая навыки продуктивного мышления. В таксономии Л. Андерсона, Д. Кратволя сделаны следующие важные акценты: 1) на деятельностной составляющей образовательного процесса: студент должен понимать (применять, оценивать и др.); 2) на подкатегориях типов знания (фактического, концептуального, процедурного, метакогнитивного); 3) на способностях понимать (осмысливать) и творить (создавать).

Хотя авторы выделили лишь когнитивную сферу таксономии, но отметили, что она создает основу будущего аффективного развития [11, р. 301]. Рассматриваемая таксономия фо-

кусирует внимание на метакогнитивных и мотивационных процессах в контексте категорий создания и оценивания. Таксономия отражает мысль авторов о том, что знание организуется студентом поэтапно, в соответствии с конструктивистской традицией. Цель предлагаемой авторами модели - помочь преподавателям сконцентрироваться на процессуальной составляющей обучения - его организации и руководстве.

Таксономия П. Пинтрича, базирующаяся на работах Л.С. Выготского, рассматривает проблемы целеполагания в контексте саморегулируемого обучения, которое автор определяет как активный, конструктивный процесс, где студенты ставят цели обучения, затем делают попытки проверять, контролировать и регулировать свое самообразование (самообучение), мотивацию, поведение в соответствии с разными видами целей и контекстом [13, p. 453]. Один из выводов, к которому приходит исследователь - положительная взаимосвязь целей, ориентированных на мастерство, самых сложных и труднодостижимых, с самоэффективностью субъекта образования (человека) [13].

Упомянутые таксономии как модель, технологический элемент, отражающий современные образовательные тенденции, свидетельствует о переносе фокуса внимания в образовательном процессе с активности педагога на деятельность студента.

При этом те цели, которые ставит перед собой студент, реализованные в результатах обучения, будут обладать значимостью и помогут ему:

• более четко осознавать задачи преподавателя в рамках общего курса дисциплины;

• осмыслить общие и отдельные задачи образовательной программы;

• определиться с выбором методов освоения учебного материала, заниматься более эффективно.

С нашей точки зрения, целеполагание студента вуза сегодня рассматривается как условие и стратегия его постоянного самообучения. Процесс целеполагания предполагает акцент на такие принципы как:

• принцип субъектности, рассматривающий постановку целей, стимулирующих к развитию не просто компетентного, но знающего общие цели системы специалиста, в которой он социально реализуется, владеет общей стратегией, обладает информацией о тех требованиях, которые ему предъявляет цивилизация, готов к постоянной инновационно направленной деятельности.

• принцип культуросообразности, предусматривающий постановку целей, выступающих как условие и фактор достижения современного общественного идеала, понимаемого как - «реальный виртуал, обладающий достаточно высоким уровнем индивидуальной культуры (культурности)» [5]. Это человек, владеющий высоким уровнем личной информационной, а также инновационной культуры, помимо этого - культуры коммуникации. Развитие инновационного общества непосредственно связано с появлением людей, способных создавать новое, понимать и применять новшества. Так современный субъект (человек) сталкивается с необходимостью перманентного изменения. Идентичность его подвержена изменениям в связи с бурным развитием высоких технологий и, вместе с тем, глобальным социальным кризисом.

Условием эффективного целеполагания будущего специалиста выступает педагогическая поддержка, которая проявляется:

• как помощь преподавателя в постановке четких и ясных целей на основе конкретных задач;

• в интеграции процесса целеполагания в аудиторную образовательную деятельность и самоподготовку студента;

• во включении процесса постановки целей в программы постоянной переподготовки, отличительными особенностями которых будут: вариативность, связанная со спецификой образовательного учреждения; широта; открытость; использование возможностей переобучения во внеаудиторном контексте; включение в образовательный процесс эффективных обучающих технологий;

• в осуществлении рефлексии и обратной связи.

Выводы

Таким образом, в информационном обществе личностно-профессиональное развитие будущего специалиста - это процесс, связанный с формированием и поддержанием высокого уровня его готовности к инновационной деятельности. Современное понятие креативного профессионала связано с требованиями как к действующему, так и к будущему специалисту, ныне - студенту, который сегодня стоит перед необходимостью понимания автономии обучения, владеет технологиями самообучения, осмысления динамики процесса, ответственности за его результат, умеет взаимодействовать с единомышленниками и работать в команде.

Существенные изменения в обучении и учении обусловливают изменения во всей образовательной системе в целом, предполагающие новые смыслы в целеполагании будущего специалиста, условии и стратегии постоянного развития и переобучения.

Список источников

1. Борзенков В.Г. Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон» РООИ «Реабилитация», 2009. 1248 с. С. 1111.

2. Гридасова А.В., Гринько М.А., Паперная Н.В. Развитие soft skills (социальных навыков) как необходимое условие воспитания инновационной личности // Гуманитарные и социальные науки. 2023. Т. 99. № 4. С. 128-134.

3. Каменский Е.Г., Боев Е.И. Инновационное развитие информационного общества: современные социоантропокультурные риски // Вопросы культурологии. 2011. № 8. С. 8-12.

4. Морен Э. О сложностности. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2020. 272 с.

5. Нуруллин Р.А. Философия профессионального образования. Казань: Изд-во «Данис», 2012. 173 с.

6. Пац М.В. Субъектный фокус педагогической инноватики. Контекст образовательной среды вуза // Мир университетской науки: культура, образование. 2023. № 6. С. 29-34.

7. Пац М.В. О понятиях «инновации» и «инновационность субъекта» в гуманитарном знании: аспект высшего профессионального образования // Образование и саморазвитие. 2014. № 4(42). С. 142-146.

8. Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост. Е.С. Рапацевич. Минск: Современное слово», 2005. 720 с. С. 656.

9. Уэбстер Ф. Теории информационного общества. М.: Аспект Пресс, 2004. 400 с.

10. Штомпка П. Анализ современного общества / Пер. с польск. С.М. Червонной. М.: Логос, 2005. 664 с.

11. Anderson L.W., & Krathwohl D. (Eds.) A Taxonomy for Learning, Teaching and Assessing: A Revision of Bloom's Taxonomy of Educational Objectives. New York: Longman, 2001.

12. Beck U. From Industrual Society to the Risk Society // Theory, Culture and Society. February 1992. V. 9. № 1.

13. Pintrich P.R. The role of goal orientation in self-regulated learning. In M. Boekaerts, P.R. Pintrich, & M. Zeidner (Eds.), Handbook of self-regulation (pp. 451-502). San Diego, CA: Academic., 2000.

14. Reich R Preparing ourselves for the 21st century capitalism. New York: Knopf Publishing, 1991.

15. Waddington J. Self-efficacy. (2023) ELT Journal. 77. (2) DOI 10.1093/elt/ccac046.

References

1. Borzenkov V.G. Encyclopedia of epistemology and philosophy of science. M.: "Canon" ROOI "Rehabilitation", 2009. 1248 p. P. 1111.

2. Gidasova A.V., Grinko M.A., Papernaya N.V. Development of soft skills (social skills) as a necessary condition for the development of an intellectual personality // Mathematical and social sciences. 2023. Vol. 99. No. 4. P. 128-134.

3. Kamensky E.G., Boev E.I. Innovative development of the information society: modern so-cioanthropocultural risks // Questions of cultural studies. 2011. No. 8. P. 8-12.

4. Morin E. On complexity. M.: Institute of General Humanitarian Research, 2020. 272 p.

5. 5. Nurullin R.A. Philosophy of professional education. Kazan: Publishing house "Danis", 2012. 173 p.

6. PatsM.V. The subjective focus of pedagogical innovation. The context of the educational environment of the university // The world of university science: culture, education. 2023. No. 6. P. 29-34.

7. Pats M.V. On the concepts of "innovation" and "innovativeness of the subject" in humanitarian knowledge: aspect of higher professional education // Education and self-development. 2014. No. 4(42). P. 142-146.

8. Pedagogy: A great modern encyclopedia / Comp. E.S. Rapatsevich. Minsk: Modern Word", 2005. 720 p. P. 656.

9. Webster F. Theories of the information society. M.: Aspect Press, 2004. 400 p.

10. Shtompka P. Analysis of modern society / Translated from Polish by S.M. Chervonnaya. M.: Law-state, 2005. 664 p.

11. Anderson L.V., Kratvol D. (ed.) Taxonomy for study, teaching and evaluation: a revision of the taxonomy of Bloom's educational goals. New York: Longman, 2001.

12. Beck W. From an industrial society to a risk society // Theory, culture and society. February 1992. Vol. 9. No. 1.

13. Pintrich P.R. The role of target orientation in self-regulated learning. In the book by M. Bockerts, P.R. Pintrich and M. Zeidner (eds.) "A guide to self-regulation" (P. 451-502). San Diego, California: Academic, 2000.

14. Reich R. Preparing for 21st century capitalism. New York: Knopf Publishing House, 1991.

15. Waddington J. Annotation. (2023) ELT Magazine. 77. (2) DOI 10.1093/elt/ccac046.

Статья поступила в редакцию 01.02.2024; одобрена после рецензирования 22.02.2024; принята к публикации 22.02.2024.

The article was submitted 01.02.2024; approved after reviewing 22.02.2024; accepted for publication 22.02.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.