Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО, КАК ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЗВЕНО НАСТОЯЩЕГО И БУДУЩЕГО'

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО, КАК ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЗВЕНО НАСТОЯЩЕГО И БУДУЩЕГО Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
36
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИРТУАЛЬНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА / ИНФОРМАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ЦЕЛОЕ ЗВЕНО / VIRTUALITY / INFORMATION SOCIETY / INFORMATION TECHNOLOGY / SOCIETY INFORMATIZATION / INFORMATION INFRASTRUCTURE / WHOLE LINK

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Сергеева В.С.

Наша жизнь поистине необычна, чуть ли не каждый день совершаются новые открытия, создаются новые технологии, все больше и больше информатизируются различные сферы жизни, например, медицина, образование, производство, предпринимательство и другие. Мы живем в мире, где «правят» технологии. С каждым годом появляется все больше профессий, связанных с ИТ, с появлением новых технологий одни профессии вытесняют другие. Это мир под названием информационное общество. Актуальность данной темы обоснована тем, что благодаря информационным технологиям происходит взаимодействие общества с другими социально-экономическими сферами жизни. Целью работы является рассмотреть проблемы этого общества, некоторые методы их решения. С помощью метода анализа различных источников можно ответить на вопрос: почему информационное общество будет центральным звеном будущего, и что делают государства для его развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION SOCIETY AS A CENTRAL LINK OF THE PRESENT AND FUTURE

Our life is truly unusual, almost every day new discoveries are made, new technologies are created, various spheres of life, for example, medicine, education, manufacturing, entrepreneurship and others, are more and more informatized. We live in a world where technology “rules”. Every year, more and more professions related to IT appear, with the advent of new technologies, some professions are crowding out others. This is a world called the information society. The relevance of this topic is justified by the fact that thanks to information technology, society interacts with other socio-economic spheres of life. The aim of the work is to consider the problems of this society, some methods for solving them. Using the method of analysis of various sources, one can answer the question: why the information society will be the central link in the future, and what do states do for its development.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО, КАК ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЗВЕНО НАСТОЯЩЕГО И БУДУЩЕГО»

УДК 004.9

Сергеева В. С. студент

Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина Нижний Новгород, Россия научный руководитель: Поначугин А.В., к.экон.н.

доцент

Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина Нижний Новгород, Россия

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО, КАК ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЗВЕНО

НАСТОЯЩЕГО И БУДУЩЕГО

Аннотация: Наша жизнь поистине необычна, чуть ли не каждый день совершаются новые открытия, создаются новые технологии, все больше и больше информатизируются различные сферы жизни, например, медицина, образование, производство, предпринимательство и другие. Мы живем в мире, где «правят» технологии. С каждым годом появляется все больше профессий, связанных с ИТ, с появлением новых технологий одни профессии вытесняют другие. Это мир под названием информационное общество.

Актуальность данной темы обоснована тем, что благодаря информационным технологиям происходит взаимодействие общества с другими социально-экономическими сферами жизни.

Целью работы является рассмотреть проблемы этого общества, некоторые методы их решения.

С помощью метода анализа различных источников можно ответить на вопрос: почему информационное общество будет центральным звеном будущего, и что делают государства для его развития.

Ключевые слова: виртуальность, информационное общество, информационные технологии, информатизация общества, информационная инфраструктура, целое звено.

Sergeeva V.S. student

Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University

Nizhny Novgorod, Russia

Ponachugin A. V., PhD in economics associate professor Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University

Nizhny Novgorod, Russia

INFORMATION SOCIETY AS A CENTRAL LINK OF THE PRESENT AND FUTURE

Abstract: Our life is truly unusual, almost every day new discoveries are made, new technologies are created, various spheres of life, for example, medicine, education, manufacturing, entrepreneurship and others, are more and more informatized. We live in a world where technology "rules ". Every year, more and more professions related to IT appear, with the advent of new technologies, some professions are crowding out others. This is a world called the information society.

The relevance of this topic is justified by the fact that thanks to information technology, society interacts with other socio-economic spheres of life.

The aim of the work is to consider the problems of this society, some methods for solving them.

Using the method of analysis of various sources, one can answer the question: why the information society will be the central link in the future, and what do states do for its development.

Key words: virtuality, information society, information technology, society informatization, information infrastructure, whole link.

Информация, на данный период, все больше становится определяющим ресурсом экономического и общественного развития. Все общество находится на стадии развития новой техники и различных технологий, отсюда вытекает понятие информационное общество.

Информационное общество - это новая историческая ступень развития цивилизации, в которой главными производящимися объектами являются информация, знания, а также умения с ними работать. Как и у любого общества, у информационного есть характерные черты. Ими являются:

- большую роль в жизни общества играют информация и знания;

- рост числа людей, которые работают в сфере информационных и коммуникационных технологий;

- увеличение доли информационных продуктов и услуг в ВВП;

- крупное использование ИКТ абсолютно во всех сферах социально -экономической, политической и культурной жизни общества;

- развитие цифровой экономики, электронного правительства, социальных сетей и т.д.

- создание глобального информационного пространства [5].

Информационное общество будет центральным звеном не только в

настоящем мире, но и в будущем. Сразу задается вопрос: почему именно звено? Информационное общество, оно как шар со звеньями, которые представляют собой новые технологии, на них «крепятся», или же соединяются другие сферы жизни.

Например, благодаря информационным технологиям произошли изменения на рынке труда и в сфере образования. Технологии являются ключевым инструментом коммуникации, который превращает площадки для развлечений в площадки труда. Социальные сети, электронная почта, Skype, информационные ресурсы, корпоративные сайты и встроенные в компьютер программы привязывают людей не столько к конкретному офису, сколько к самому компьютеру [7].

На данный период в информационном обществе все больше и больше IT объединяется с другими сферами. Так в сфере образования произошли колоссальные изменения. Можно проводить занятия On-line, делать различные виды заданий тоже в электронный среде. Это очень удобно и облегчает работу. В медицине используются различные роботы-манипуляторы для операций, благодаря технологиям биопринтинга стало возможным печатать органы.

С колоссальным появлением объема информации, растут и «информационные» проблемы, которые становятся предметом исследований ученых почти во всех науках.

Одной из таких важных проблем является проблема нехватки информации. Необходимо знать точное её количество, имеющееся в распоряжении общества, для установки степени информированности граждан. Также необходимо правильно управлять информацией. Это тоже проблема, она раскрывается в возможности манипулирования сознанием человека, результатом чего становится ограничение его свободы.

Распространенной проблемой в обществе является проблема нравственного воспитания. На данный момент оно намного отличается от процесса воспитания в прошлые годы и столетия. Так же сейчас не существует точного и стабильного идеала воспитания, поскольку его постоянно изменяют такие процессы, как глобализация, информатизация, и т.д. Нравственное воспитание сталкивается с прагматикой и индивидуальным поведением учащихся, со сменой моральных установок, иногда с недостаточно хорошим техническим оснащением [2]. Но если улучшить техническое оснащение, то эта проблема сразу решится, то со сменой моральных установок, со сменой идеалом придется повозится. Нужно постоянно быть в курсе изменений, модернизировать старые установки и устои.

Информационное общество создает новую среду для воспитательного процесса, с которую входят элементы дистанционности и виртуальности. Это большой плюс не только для воспитания, но и для образовательной сферы в целом.

Значимое отличие компьютерных технологий, являющихся основой электронного обучения, - это возможность интерактивного взаимодействия компьютера с учащимися в режиме реального времени [3]. К началу активной работы по созданию и внедрению таких систем привело

включение в образовательные стандарты обязательного требования обеспечения процесса образования в вузах электронными сопроводительными материалами [4].

Благодаря использованию новых технологий повышается эффективность всех отраслей, увеличиваются возможности с помощью компьютера и других устройств совершать все операции. Поэтому не стоит забывать о безопасности, она играет очень важную роль в информационном обществе. Множество преступлений, таких как неконтролируемое распространение, незаконная модификация, уничтожение конфиденциальных сведений, совершаются в таком обществе и наносят материальный и моральный ущерб людям [6].

В IT периоде очень продвинутые люди, молодежь, дети. Особенно дети, они с раннего возраста умеют пользоваться телефонами, компьютерами и другими различными устройствами. Еще 15-20 лет назад такого не было. Не во всех семьях были компьютеры, поэтому дети, подростки и старшее поколение намного больше общались в живую, не зависели от гаджетов.

Сейчас молодежь постоянно находится On-line. Но у этих людей возникают проблемы с социализацией в информационном обществе. Например, информационное неравенство, оно заключается в том, что не все участники общества способны использовать все привилегии и возможности. Так же глобальные сети Интернета и телевидения предоставляют неограниченные возможности для воздействия на сознание и его манипулирования. Больше половины молодежи поддаются этим манипуляциям [1].

В нашей стране обширно развивается информационное общество. 9 мая 2017 года Президент РФ Владимир Путин утвердил новую стратегию развития информационного общества, рассчитанную на 2017-2030 годы (прошлая стратегия действовала с 2008 по 2015 годы).

В новой стратегии описываются основные принципы, цели и направления информационной и коммуникационной инфраструктуры РФ. Согласно стратегии, приоритетом считаются «традиционные российские духовно-нравственные ценности» и соблюдение основанных на них «норм поведения».

Стратегия предполагает формирование информационного пространства. Одной из мер для формирования такого пространства является необходимое проведение мероприятий «в области духовно-нравственного воспитания граждан».

Для предоставления безопасных и технологически независимых сервисов и программного обеспечения стратегия предполагает создание российского общесистемного и прикладного ПО, телеком-оборудования и пользовательских устройств для широкого использования гражданами, бизнесом и госорганами.

Комплексная защита информационной инфраструктуры РФ должна быть обеспечена, в том числе, с использованием государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак [8].

В Европе активно развивается тенденция smart city. У "умных городов" есть своя схема, где между собой связаны люди, общество, информация и коммуникационные технологии.

Для поддержания этой связи, "умный город" знает, когда прибудет ваш автобус; регулирует дорожное движение во избежание пробок; помогает найти парковку; вовремя включает уличное освещение; обеспечивает постоянную связь с экстренными службами; информирует об уровнях загрязнения в режиме реального времени.

Подобные города включают в себя все элементы городской жизни. Они создают технологическую платформу, которая позволяет жителям, предприятиям и властям работать сообща [9].

Несмотря на стратегию, ее цели и направления, объединение с другими сферами, Россия намного отстает от стран Европы. В нашей стране «умные город» только начинает развиваться. Появляются «умные остановки», которые показывают расписание транспорта и его маршрут в режиме реального времени. В будущем, несомненно, эти технологии будут развиваться еще больше, и на них будут выделять денежные средства. Неизвестно до какого периода будет развиваться информационное общество, объединять все больше сфер, улучшать жизнь городов. Известно только то, что оно будет существовать и набирать новые обороты.

Использованные источники:

1. Герасимов А. В. Проблема социализации молодежи в информационном обществе: социально-философский аспект // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Философия. Политология. Культурология. Том 5 (71). 2019. №2 1. С. 13-21. URL: http://sn-philcultpol.cfuv.ru/wp-content/uploads/2019/05/13-21.pdf (дата обращения: 07.06.2020);

2. Геращенко И.Г., Геращенко Н.В. Проблемы нравственного воспитания в информационном обществе: методологический аспект // Международный электронный научный журнал. Педагогика и методика преподавания. 2019. № 1. URL: http://st-hum.ru/content/gerashchenko-ig-gerashchenko-nv-

problemy-_nravstvennogo-vospitaniya-v-informacionnom (дата

обращения 06.06.2020);

3. Поначугин А.В., Лапыгин Ю.Н. Организация интерактивного взаимодействия в электронном обучении // Вестник Мининского университета. 2017. № 4. URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/696/624 (дата обращения 05.06.2020);

4. Поначугин А.В., Лапыгин Ю.Н. Цифровые образовательные ресурсы вуза: проектирование, анализ и экспертиза // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, № 2. URL: http s: //vestnik.mininuniver.ru/j our/article/view/984/722 (дата обращения 05.06.2020);

5. Российская электронная школа. Информатика. Информационное общество. URL: https://resh.edu.ru/subiect/lesson/5495/ conspect/166747/ (дата обращения 07.06.2020);

6. Соловьева Т. В. Проблемы информационной безопасности в условиях цифровой трансформации общества // Вестник Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова. № 2(28). 2019. URL: https://cyberleninka.rn/iournal/n/vestnik-hakasskogo-gosudarstvennogo-universiteta-im-n-f-katanova?i=1059710 (дата обращения 09.06.2020);

7. Тенденции развития компьютерных сетей и Интернета // Центр

Прикладных Исследований_Компьютерных_Сетей._URL:

http://www.arccn.ru/media/572/ (дата обращения 19.06.2020).

8. Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 г. № 203 «О стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы». 2017. URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 216363/ (дата обращения 06.06.2020);

9. Smart city: как европейские города стремятся стать «умными» // euronews. 28.02.2017. URL: https://ru.euronews.com/2017/02/28/how-smart-city-technology-is-connecting-europeans (дата обращения 20.06.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.