Научная статья на тему 'Информационное общество: IT-технологии в финансовой системе России'

Информационное общество: IT-технологии в финансовой системе России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
199
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / IT-ТЕХНОЛОГИИ / ЭЛЕКТРОННЫЙ ДОКУМЕНТООБОРОТ / АДМИНИСТРАТОР ДОХОДОВ БЮДЖЕТА / АВТОМАТИЗИРОВАННЫЙ УЧЕТ ПЛАТЕЖЕЙ / INFORMATION RESOURCES / INFORMATION SOCIETY / IT-TECHNOLOGIES / ELECTRONIC FLOW OF DOCUMENTS / ADMINISTRATOR OF BUDGET REVENUES / AN AUTOMATED RECORDS OF PAYMENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абубекиров А. С., Шевко Н. Р.

The use of modern IT-technologies, with help of which optimization of budgetary relations is carried out, is considered in the article. With the introduction of high technologies in the process of interagency departments and agencies for fully exercising their powers to monitoring the correctness of calculation, completeness and timeliness of payment, accrual, accounting, collection and decision-making on the return (offset) of unduly paid (collected) payments. The authors present some statistical information characterizing the efficiency of the implementation of IT-technologies in the financial sector.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION SOCIETY: IT-TECHNOLOGIES IN THE FINANCIAL SYSTEM OF RUSSIA

The use of modern IT-technologies, with help of which optimization of budgetary relations is carried out, is considered in the article. With the introduction of high technologies in the process of interagency departments and agencies for fully exercising their powers to monitoring the correctness of calculation, completeness and timeliness of payment, accrual, accounting, collection and decision-making on the return (offset) of unduly paid (collected) payments. The authors present some statistical information characterizing the efficiency of the implementation of IT-technologies in the financial sector.

Текст научной работы на тему «Информационное общество: IT-технологии в финансовой системе России»

25-27. 3. Ветеринарные препараты. Справочник. /Под ред. Третьякова А. 4. Зароза В.Г. Эшерихиоз телят .- М.,1991г. 5. Ланчин Д., Паренти Ф. Антибиотики.- М.: Мир, 1985, с. 272. 6. Сидоров М.А. Колибактериоз (колиинфекция, колидиареи) новорожденных телят. / Итоги науки и техники //Животноводство и ветеринария.-М.. 1980, т.13. 7. Сидельковская Ф.П. Химия N -винилпирролидона и его полимеров. -Москва. 8. Фельдман И.И. Условно патогенные инфекции открытых полостей организма и особенности эпизоотологии диарей новорожденных телят. В кн.: Профилактика болезней молодняка /Сб. научн. тр. BDC и ДВ.-Новосибирск, 1990 г.

МЕТОД ЛЕЧЕНИЯ ОСТРЫХ ЖЕЛУДОЧНО-КИШЕЧНЫХ БОЛЕЗНЕЙ ТЕЛЯТ

Абдулмагомедов С.Ш., Нуратинов Р.А., Бакриева Р.М., Алиев А.Ю.

Резюме

Предложен новый, высокоэффективный комплексный препарат для лечения диарей, вызванных ассоциацией простейших с патогенными энтобактериями. Применение препарата способствуют полному выздоровлению больных телят за короткие сроки.

METHOD OF TREATMENT ACUTO GASTRO-INTESTINOL ILLNESS OF CALVES

Abdulmagomedov S.S., Nuratinov R.A., Bakrieva R.M., Aliyev A.Yu.

Summary

A new, high effective complex drug for the treatment of diarrhea caused by association of protozoa with pathogenic entobakteria. Use of the drug contribute to full recovery of sick calves for a short time.

УДК 338.465

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО: IT-ТЕХНОЛОГИИ В ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИИ

*Абубекиров А.С. - студент; Шевко Н.Р. - к.э.н.

* Казанский национальный исследовательский технологический университет

имени А.Н. Туполева,

Казанский юридический институт МВД России, e-mail: nailya-shevko@rambler.ru

Ключевые слова: информационные ресурсы, информационное общество, IT-технологии, электронный документооборот, администратор доходов бюджета, автоматизированный учет платежей.

Keywords: information resources, information society, IT-technologies, electronic flow of documents, administrator of budget revenues, an automated records of payments.

Результатом глобальной информатизации общества становится образование единого информационного пространства. Эффективность управления в информационном обществе прямо зависит от механизма переработки и использования информации, в том числе в финансовой сфере. В качестве инструмента на современном этапе широко используются информационные технологии.

Стремительное развитие и применение современных информационных технологий (далее - IT) во всех сферах жизни общества, как социально-экономической, так и в государственном управлении является глобальной тенденцией мирового развития. Как показывает мировой опыт, широкомасштабное внедрение IT-технологий имеет решающее значение для повышения уровня жизни граждан, обеспечения конкурентоспособности национальной экономики, раскрытия человеческого потенциала, а также совершенствование основных институтов государственной власти. Использование IT-технологий практически во всех отраслях экономики позволяет ускорить темпы их роста за счет повышения производительности труда и оптимизации управленческих и производственных процессов. Доля отрасли IT-технологий в структуре ВВП ведущих стран мира неуклонно увеличивается, а их производство занимает в настоящее время одно из лидирующих мест в структуре мировой экономики.

Развитие общества, благополучие его населения независимо от общественного строя государства зависят от полноты и своевременности исполнения бюджета. Бюджетным кодексом РФ определены участники бюджетного процесса, от которых напрямую зависит качественное исполнение бюджета страны. Немаловажную роль в процессе исполнения бюджетов всех уровней играют главные администраторы доходов бюджета и источников финансирования дефицита бюджета.

Впервые с 1 января 2005г. Министерство финансов Российской Федерации, сняв учетную функцию по администрированию доходов с Министерства по налогам и сборам Российской Федерации, ввело новое понятие «администрирование доходов бюджета". В 2007 г. в Бюджетном кодексе РФ [1] были законодательно определены понятия "главный администратор" и "администратор" доходов бюджета, "главный администратор" и "администратор" источников финансирования, а также разграничены их бюджетные полномочия.

В последние годы практически решен вопрос о своевременном представлении главными администраторами и администраторами доходов бюджета нормативно-правовых актов, позволяющих закрепить за каждым

из них администрируемые ими коды бюджетной классификации.

Главные администраторы доходов бюджета в лице министерств и ведомств стали уделять больше внимания работе подведомственных территориальных органов, направленной на своевременное исполнение последними функций по администрированию доходов.

Повышение собираемости доходов бюджета всегда было одной из приоритетных задач бюджетной политики, а в период реформирования бюджетного процесса ее значимость еще более повысилась. Способствовать реализации решения данной проблемы призваны современные информационные технологии.

Возникла проблема информационного взаимодействия между администратором доходов с его подведомственными или структурными подразделениями, в которых, как правило, и осуществляется первоначальная регистрация обязательств плательщиков перед бюджетом, а также с агентами по приему платежей, осуществляющими перечисление подавляющей массы платежей физических лиц в бюджеты. Решение было предложено только в июле 2009 года приказом Министерства финансов Российской Федерации № 69н, введя в документооборот Извещение (Форма 0504805).

Особо следует сказать о системе электронного документооборота (СЭД). Ее внедрение позволило поднять работу финансовых органов и администраторов доходов бюджета по документообороту на более высокий уровень, а ее использование обеспечило, прежде всего, сокращение сроков обработки огромного количества документов, представляемых администраторами доходов бюджета в адрес управления.

В свою очередь администраторы доходов бюджета, финансовые органы стали иметь возможность получать ежедневно по СЭД документы в соответствии с Приказами Минфина России N 92н и Федерального казначейства N 7н, в которых содержится необходимая информация об операциях по платежам, зачисляемым на их лицевые счета, а также сведения об объемах платежей, перечисляемых в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации. Главные администраторы (администраторы), согласно Бюджетному кодексу РФ, в рамках бюджетных полномочий имеют возможность оперативно принимать решения о возврате излишне уплаченных платежей или взаимозачете между кодами бюджетной классификации, закрепленными нормативным правовым актом.

Одной из положительных сторон работы с администраторами доходов бюджета является открытие и ведение финансовыми органами с 2009 г. лицевого счета администратора доходов бюджета, что заставляет их еще более серьезно заниматься администрированием платежей (контролировать поступления доходов на лицевые счета, осуществлять сверку поступлений, производить при необходимости уточнение платежей

или возврат излишне уплаченных).

Одной из проблем, требующей особого внимания, являлись невыясненные платежи. Несмотря на систематически осуществляемую работу, направленную на их сокращение, объем невыясненных платежей до последнего времени оставался достаточно большим.

Развитие электронного документооборота позволило крупным администраторам доходов бюджета перейти на применение биллинговой и штрихкодовой системы расчетов с бюджетом, что способствовало применению автоматизированной системы учета при обработке администрируемых поступлений.

Сложившуюся ситуацию в платежной системе коренным образом изменил Закон от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" [2], его действие направлено на совершенствование расчетных операций в Российской Федерации.

В настоящее время проводятся мероприятия, способствующие обеспечению внедрения автоматизированной системы учета начислений и фактов уплаты физическими и юридическими лицами государственных пошлин, денежных платежей (штрафов) и сборов в рамках реализации Закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" [3].

Отсутствие автоматизированного учета платежей физических лиц ставило под сомнение возможность выполнения администратором поступлений в бюджет (АДБ) своих полномочий в части контроля за полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджетную систему. Решением этой проблемы путем организации взаимодействия АДБ с банками стал программный комплекс «Администратор-Д». Он предназначен для комплексной автоматизации процесса администрирования доходов в бюджетную систему. Может использоваться на любом уровне органа, исполняющего полномочия по администрированию доходов (главный администратор, подведомственные администраторы).

В настоящее время в банковском секторе широко используются возможности систем приема платежей населения в пользу поставщиков услуг, в качестве которых могут выступать коммунальные службы, службы, предоставляющие услуги связи, администраторы поступлений в бюджеты и другие организации.

На основании анализа платежных документов администраторы поступлений в подразделениях формируют заключение об уточнении платежей по видам доходов и принадлежности поступлений к данному подразделению и правильности указания кода ОКАТО и КБК дохода и направляют его в отдел доходов МВД. Для исключения ошибок при ручном вводе данных по плательщикам в сводных платежных поручениях и ускорения передачи данных по оплате используется СЭД. Электронные

реестры формируются на основании реестров начисленных (назначенных к уплате в бюджет) платежей и оплаченных штрафов подразделений МВД с уникальным кодом начисления, который указан в поле лицевого счета плательщика" на квитанции формы N ПД-4сб (налог), выдаваемой плательщику.

Таким образом, МВД в полном объеме реализует свои полномочия по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начислению, учету, взысканию и принятию решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей.

Деятельность МВД по Республике Татарстан в качестве администратора поступлений характеризуется следующими показателями.

В 2011 году МВД РФ по РТ администрировало 21 вид платежей, зачисляемые во все уровни бюджетной системы Российской Федерации, в 2012 году - уже 37 видов платежей. В доход федерального бюджета в 2012 году перечислено около 2 млрд. руб. (для сравнения в 2011 году - порядка 900 млн. руб.). В доход бюджета Республики Татарстан перечислено штрафов за нарушение правил дорожного движения на сумму около 1,5 млрд. руб., в доходы местных бюджетов перечислено штрафов за нарушение административного законодательства на сумму порядка 40 млн. руб. [4].

В настоящее время бюджетный учет платежей, поступающих в доход соответствующего муниципального образования, автоматизирован во всех подведомственных подразделениях Министерства, путем внедрения системы обмена данными между программными комплексами.

Кроме того, в настоящее время в МВД по Республике Татарстан ведется работа по реализации электронной государственной услуги по оплате административных штрафов через Портал государственных и муниципальных услуг Республики Татарстан, а также внедряется проект штрихкодовой системы расчетов с бюджетом.

Интенсивное внедрение современных информационных технологий в экономику, государственное управление, а также в разнообразные общественные процессы является важнейшей составляющей ускоренного развития России, структурных преобразований в экономике и реформы государственного управления.

ЛИТЕРАТУРА: 1. Бюджетный кодекс РФ. Федеральный закон от 31.07.1998 №145-ФЗ (ред. от 23.07.2013) // СПС КонсультантПлюс. 2. О национальной платежной системе. Федеральный закон от 27.06.2011 № 161-ФЗ (ред. от 23.07.2013) // СПС КонсультантПлюс. 3. Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг. Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ (ред. от 23.07.2013) // СПС КонсультантПлюс. 4. По данным МВД по РТ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.