Научная статья на тему 'Информационное образование как комплексная проблема современной педагогики'

Информационное образование как комплексная проблема современной педагогики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук
Ключевые слова
информационное образование / духовно-нравственное воспитание / традиции отечественного образования / воспитательный потенциал православной культуры / information education / spiritual and moral education / traditions of national education / educational potential of Orthodox culture

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Некрасова Наталия Ивановна

Рассмотрена комплексная проблема реформирования отечественной системы информационного образования в контексте актуальных рисков, вызовов и угроз в сфере науки и образования России. Обоснована необходимость формирования нового наполнения содержания информационного образования, интегрирующего фундаментальную научную подготовку с развитием мотивационно-смысловой основы нравственности человека на базе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, закрепленных в нормативно-правовых документах Российской Федерации. Акцентировано внимание на воспитательном потенциале дисциплин информационного цикла, в частности, предмета «Информатика», который в настоящее время практически не задействован в образовательном процессе высшей школы. Показаны перспективные формы реализации межпредметных связей информатики с предметами гуманитарного цикла, способствующими возрождению глубинных традиций национального образования, направленных на воспитание духовно здорового члена общества. Сделан вывод о необходимости коренного пересмотра целей осуществляемой в наши дни модернизации российского образования в целом и информационного образования в частности. Если целеполагание реформирования когнитивных структур общества будет по-прежнему ограничено исключительно проблемами прагматизма и технологизма, если дальнейшее проведение реформ будет осуществляться без опоры на многовековые традиции отечественного образования и без широкого привлечения научно-образовательного сообщества России, то их результатом станет дальнейшее нарастание угроз для интеллектуальной, информационно-психологической и духовно-нравственной безопасности страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Некрасова Наталия Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Information education as a complex issue in modern pedagogy

We consider the complex issue of reforming the national system of information education in the context of current risks, challenges and threats in science and education in Russia. It is necessary to form a new content of information education, integrating fundamental scientific training with the development of motivational and semantic basis of human morality of traditional Russian spiritual and moral values, enshrined in the normative legal documents of the Russian Federation. Attention is emphasized on the educational potential of disciplines of the information cycle, in particular the subject “Informatics”, which is currently practically not involved in the educational process of higher education. Promising realization forms of interdisciplinary links of informatics with the humanitarian subjects contribute to the revival of deep traditions of national education, aimed at the education of a spiritually healthy member of society. It is concluded that the goals of modernization of Russian education in general and information education in particular should be fundamentally reconsidered. If the goal-setting of reforming the cognitive structures of society will continue to be limited solely by the issues of pragmatism and technologism, if further reforms will be carried out without reliance on centuries-old traditions of national education and without broad involvement of the scientific and educational community of Russia, the result will be a further increase in threats to intellectual, informationpsychological and spiritual-moral security of the country.

Текст научной работы на тему «Информационное образование как комплексная проблема современной педагогики»

Вопросы воспитания

УДК 37.017.92+004 DOI 10.20310/1810-231X-2024-23-2-69-78

Поступила в редакцию / Received 22.04.2024 Поступила после рецензирования и доработки / Revised 14.05.2024 Принята к публикации / Accepted 24.05.2024

оригинальная статья

Информационное образование как комплексная проблема современной педагогики

Некрасова Наталия Ивановна О

Старооскольский технологический институт имени А.А. Угарова (филиал) ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский технологический университет «МИСИС» 309516, Российская Федерация, Белгородская обл., г. Старый Оскол, мкр. имени Макаренко, 42

nekrasova.ni@misis.ru

Аннотация. Рассмотрена комплексная проблема реформирования отечественной системы информационного образования в контексте актуальных рисков, вызовов и угроз в сфере науки и образования России. Обоснована необходимость формирования нового наполнения содержания информационного образования, интегрирующего фундаментальную научную подготовку с развитием мотивационно-смысловой основы нравственности человека на базе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, закрепленных в нормативно-правовых документах Российской Федерации. Акцентировано внимание на воспитательном потенциале дисциплин информационного цикла, в частности, предмета «Информатика», который в настоящее время практически не задействован в образовательном процессе высшей школы. Показаны перспективные формы реализации межпредметных связей информатики с предметами гуманитарного цикла, способствующими возрождению глубинных традиций национального образования, направленных на воспитание духовно здорового члена общества. Сделан вывод о необходимости коренного пересмотра целей осуществляемой в наши дни модернизации российского образования в целом и информационного образования в частности. Если целеполагание реформирования когнитивных структур общества будет по-прежнему ограничено исключительно проблемами прагматизма и технологизма, если дальнейшее проведение реформ будет осуществляться без опоры на многовековые традиции отечественного образования и без широкого привлечения научно-образовательного сообщества России, то их результатом станет дальнейшее нарастание угроз для интеллектуальной, информационно-психологической и духовно-нравственной безопасности страны.

Ключевые слова: информационное образование; духовно-нравственное воспитание; традиции отечественного образования; воспитательный потенциал православной культуры

Для цитирования: Некрасова Н.И. Информационное образование как комплексная проблема современной педагогики // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». 2024. Т. 23. № 2. С. 69-78. DOI 10.20310/1810-231X-2024-23-2-69-78

© Некрасова Н.И., 2024

original article

Information education as a complex issue in modern pedagogy

Nataliya I. Nekrasova ©

A.A. Ugarov Stary Oskol Technological College (branch) of National University of Science and Technology "MISIS" 42 Makarenko microdistrict, Stary Oskol 309516, Belgorod Region, Russian Federation

nekrasova. ni@misis.ru

Abstract. We consider the complex issue of reforming the national system of information education in the context of current risks, challenges and threats in science and education in Russia. It is necessary to form a new content of information education, integrating fundamental scientific training with the development of motivational and semantic basis of human morality of traditional Russian spiritual and moral values, enshrined in the normative legal documents of the Russian Federation. Attention is emphasized on the educational potential of disciplines of the information cycle, in particular the subject "Informatics", which is currently practically not involved in the educational process of higher education. Promising realization forms of interdisciplinary links of informatics with the humanitarian subjects contribute to the revival of deep traditions of national education, aimed at the education of a spiritually healthy member of society. It is concluded that the goals of modernization of Russian education in general and information education in particular should be fundamentally reconsidered. If the goal-setting of reforming the cognitive structures of society will continue to be limited solely by the issues of pragmatism and technologism, if further reforms will be carried out without reliance on centuries-old traditions of national education and without broad involvement of the scientific and educational community of Russia, the result will be a further increase in threats to intellectual, information-psychological and spiritual-moral security of the country.

Keywords: information education; spiritual and moral education; traditions of national education; educational potential of Orthodox culture

For citation: Nekrasova N.I. Information education as a complex issue in modern pedagogy. Psychological-Pedagogical Journal "Gaudeamus", 2024, vol. 23, no. 2, pp. 69-78. (In Russian). DOI 10.20310/1810-231X-2024-23-2-69-78

ВВЕДЕНИЕ

Глубинные корни современного противостояния стран Запада и России в сфере геополитики и экономики имеют цивилиза-ционный характер, обусловленный столкновением «транснационального, радикального, секулярного глобалистского проекта со всеми традиционными культурами и со всеми локальными цивилизациями» [1]. Целепола-гание сил, противостоящих России, состоит в сломе, разрушении ценностной матрицы нашего народа, определяющей систему его высших идеалов и смыслов бытия. Достижение этих целей происходит через дискредитацию истории нашей страны, подмену смыслов национальной духовной культуры, агрессивное внедрение в жизнь нашего общества «не просто не русских норм и ценностей, но таких ценностей и норм, которые

прямо противоположны русскому социально-духовному коду» [2].

Благоприятная почва для подобной подмены норм и ценностей во многом была подготовлена ситуацией в современном отечественном образовании, делающем ставку на прагматизм, информативность, технологизм, но не готовящем человека к решению сложных духовных, нравственных и мировоззренческих проблем [3]. Одной из базовых причин, породивших эту ситуацию, является безответственное реформирование «достаточно эффективной отечественной системы образования по западным образцам, которое продолжается уже более 30 лет, несмотря на протесты научно-образовательного сообщества России» [4, с. 43].

Большая часть положений национального проекта «Образование» воспроизводит основ-

ные идеи форсайт-проекта «Образование 2030» (2010 г.), детально представленного в докладе «Будущее образования: глобальная повестка» (2013 г.). Исходно же проект реформирования образования «Будущее образования и навыков: Образование 2030» (Future of Education and Skills: Education 2030)1 был подготовлен международной Организацией экономического сотрудничества и развития, затем переведен на русский язык и немного адаптирован под специфику нашей страны. Кроме того, авторы представленного выше доклада выразили благодарность за значимый вклад в создание проекта американским компаниям Cisco и Intel, а также американской НКО Project Harmony* (* - деятельность последней в 2020 г. была объявлена нежелательной на территории нашей страны, как представляющей «угрозу основам конституционного строя и безопасности Российской Федерации»2). Рекомендации по реформированию сферы образования в России содержатся также и в докладе Всемирного банка «Конкуренция в цифровую эпоху: стратегические вызовы для Российской Федера-ции»,3 опубликованном за три месяца до старта нацпроекта «Образование». Таким образом, реформирование национальной системы образования в определенной степени происходит не только по западным лекалам, но и под непосредственным влиянием иностранных компаний и организаций, что является прямой угрозой для национальной безопасности страны, проявляющейся сразу на нескольких уровнях: когнитивном, интеллектуальном и духовно-нравственном. Необходимость преодоления данного комплекса угроз актуализирует проблему качественного обновления всех уровней

1 Future of Education and Skills: Education 2030 // Organisation for Economic Cooperation and Development. URL: https://www.oecd.org/education/2030-project/ (дата обращения: 18.04.2024).

2 Минюст внес в реестр нежелательных НПО американскую Project Harmony* // Информационное агентство ТАСС: [сайт]. 2020. 23 апреля. URL: https://tass.ru/obschestvo/8314501 (дата обращения: 18.04.2024).

3 Доклад Всемирного банка «Конкуренция в цифровую эпоху: стратегические вызовы для Российской Федерации» // World Bank Document. URL: http://documents.worldbank.org/curated/en/-848071539115489168/pdf7Competing-in-the-Digital-Age-Policy-ImpHcations-for-the-Russian-Federation-Russia-Digital-Economy-Report.pdf (дата обращения: 18.04.2024).

отечественной системы образования в целом и информационного образования в частности. Ведь именно специалисты, исследователи, преподаватели данного профиля являются творцами той новой техносферы, от которой во многом и будет зависеть решение задач обеспечения национальной безопасности страны.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Исследование проводилось с использованием методов анализа, систематизации, сравнения и обобщения философской, исторической, педагогической научной литературы, нормативно-правовых документов последних лет, посвященных проблемам сохранения многовековых традиций отечественного образования в контексте преодоления актуальных многоплановых угроз национальной безопасности России. В рамках исследования также был рассмотрен ряд современных педагогических публикаций, разрабатывающих проблематику становления новой целостной системы отечественного информационного образования.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Происходившая на протяжении трех последний десятилетий коммерциализация отечественного образования, его трансформация из социального института, отвечающего за воспитание, просвещение и научное познание, в составную часть сферы услуг рыночной экономики, привели к уничтожению многих всемирно известных российских научных школ, а снижение престижа интеллектуальной деятельности породило проблему так называемой «утечки мозгов». Масштабная эмиграция квалифицированных специалистов из России в США и страны Западной Европы обескровила отечественную науку, образование и сферу высоких технологий и спровоцировала современный кризис когнитивных структур общества.

Проблемы в когнитивной сфере личности сегодня во многом усугубляются процессом цифровой трансформации образования. В январе 2019 г. началась реализация национального проекта «Образование», большая часть положений которого воспроизводит идеи упомянутого выше форсайт-проекта «Образование 2030». Ключевой целью данного форсайт-проекта является ликвидация традици-

онных моделей образовательной системы в период 2022-2030 гг. и ее коренная цифровая трансформация. Ненужными и подлежащими упразднению признаются общеобразовательные школы и исследовательские университеты, учителя и учебники, итоговые четвертные/семестровые оценки и дипломы. Текст как форма коммуникации объявляется утратившим свою актуальность, а в качестве альтернативы навыкам чтения и письма предлагаются новые технологии «сенсографики и инфографики».4

Внедрение тотальной цифровизации в образовательный процесс, по мнению разработчиков проекта, должно привести к тому, что процессом обучения будет управлять не человек, а искусственный интеллект, под руководством которого обучение примет форму игры. Сама жизнь преподносится как игра, а образование и работа в виртуально-реальных мирах провозглашаются новой общественной нормой. При этом абсолютно игнорируются результаты научных исследований о деструктивном влиянии компьютерных игр на физическое и психическое здоровье человека, об опасности развития «цифрового слабоумия», обусловленного чрезмерным увлечением гад-жетами, о рисках «цифрогенного» отчуждения от реальности и десоциализации личности [5]. Подмена физического исследования окружающей среды погружением в виртуальные миры ведет к устойчивым изменениям в структуре нейронных связей головного мозга, потере когнитивных функций, проблемам с концентрацией внимания, к ухудшению памяти, проблемам с пониманием печатных текстов и осмыслением прочитанного [6]. Кроме того, цифровая зависимость оказывает влияние на лобную долю коры головного мозга аналогичное влиянию наркотических веществ, поэтому многие ученые уже открыто называют смартфоны и айпады цифровым наркотиком [7]. Не стоит также забывать и о том, какой вред здоровью наносит постоянное соседство с электромагнитными полями от различных «цифровых токсинов».

4 Будущее образования: глобальная повестка // Агентство стратегических инициатив. URL: https://asi.ru/

uptoad/medialibrary/f6c/Doklad block russ.pdf (дата обращения: 18.04.2024).

Список точек уязвимости сферы образования, порождаемых непродуманной цифро-визацией, можно дополнить еще одной важной проблемой - фальсификацией научных статей, диссертаций, рефератов, курсовых и дипломных работ. Ярким примером может служить одна из нашумевших историй недавнего времени. Выпускник столичного вуза, используя нейросеть ChatGPT, за сутки подготовил дипломную работу, прошедшую проверку на плагиат с уникальностью 82 %, и успешно ее защитил.

Разработчики ChatGPT, загрузив в нейро-сеть огромный массив текстов практически по всем областям знаний (от художественной литературы до ядерной физики), обучили алгоритм генерировать научные работы для разных тем и областей исследования, в том числе и узкоспециализированных. ChatGPT на сегодняшний день не единственная нейросеть, предлагающая свои услуги по выполнению заданий от школьного до университетского уровня сложности в области социологии, политологии, физики, математики, информатики и любой другой. Например, нейросеть Mathway позволяет решать математические, физические и химические задачи. Помимо этого, в Сети появились курсы для школьников и студентов вузов и колледжей по использованию нейросетей для выполнения домашних заданий, написания курсовых работ, рефератов, дипломов и решения любых других учебных задач. При этом, как утверждают ведущие эксперты в области искусственного интеллекта, на сегодня не существует алгоритмов, способных выявлять подобный подлог.

Переход к образованию на цифровых платформах неминуемо приведет к уничтожению единой объективной системы оценки знаний и качества их преподавания. Согласно Приказу Минцифры, уже в недалеком будущем традиционные экзамены, аттестационные испытания, дипломы должны быть замещены компетентностными профилями и цифровыми портфолио, на базе которых нейросеть будет выстраивать персональную траекторию обучения человека, а, по сути, определять его судьбу. Основная задача тьютора-навигатора в этой среде сведется к ориентированию ученика в цифровом образовательном пространстве, что нивелирует участие учителя и преподавателя в учебно-воспитательном процес-

се, и в конечном итоге ведет к ликвидации традиционной системы передачи фундаментальных знаний и разрыву живой связи «ученик-учитель». Но, как свидетельствует исследования академика П.В. Симонова, мозг человека - это «эмотивный мозг» [8], а нейросеть, реализующая алгоритмы искусственного интеллекта, не может «заменить живого общения, прикосновения к живому знанию, окрашенного эмоциями педагога, не может заменить учителя и профессора, их духовного примера, демонстрации ими правильного системного мышления»,5 поэтому следствием перехода к обезличенному цифровому образованию, порождающему «эмоциональный голод» учащихся, станет нарастание процесса их интеллектуальной деградации.

В выступлениях ученых, экспертов, деятелей культуры, педагогов-практиков, представителей родительского сообщества и официальных конфессий сегодня все чаще звучат вопросы, слова тревоги и опасения по поводу безальтернативности цифровых новаций в сфере образования и игнорированию порождаемых ими многочисленных социокультурных рисков. В открытом обращении к Президенту России ученых и педагогов страны в мае 2020 г. особо подчеркивается опасность «цифровой формы расчеловечивания человека, резкого падения качества совокупного интеллекта российского общества и соответственно падения качества кадрового потенциала России».6

Особенно остро проблема деградации интеллектуального потенциала проявит себя в сфере профессионального информационного образования, ориентированного на подготовку специалистов по информационным технологиям, защите информации, информационной безопасности, программистов, бизнес-аналитиков, учителей информатики и преподавателей дисциплин информационного цикла. Именно их интеллектуальный потенциал и уровень нравственной ответственности за результаты своей практической деятельности

5 Ученые просят Путина пересмотреть систему «цифрового» образования в России // EurAsiaDaily. 2020. 11.05. URL: https://eadaily.com/ru/news/2020/05/11/uchenye-prosyat-putina-peresmotret-sistemu-cifroTOgo-obrazovaniya-v-rossii (дата обращения: 18.04.2024).

6 Там же.

будет определять не только степень удобства создаваемой ими новой техносферы, ее «чело-векомерность», но и уровень ее безопасности.

Потребности рынка труда в специалистах в области информационных технологий в нашей стране сегодня как никогда высоки и, по имеющимся прогнозам, будут только возрастать. Согласно Указу Президента РФ «О мерах по обеспечению технологической независимости и безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации» (30 марта 2022 г.), к началу 2025 г. иностранные технологии и программное обеспечение на значимых объектах критической информационной инфраструктуры должны быть замещены отечественными разработками и программными продуктами. Для реализации данного Указа и дальнейших постановлений правительства требуется ликвидировать дефицит квалифицированных кадров, способных решать сложнейшие научно-технические проблемы информационной, интеллектуальной и военной безопасности страны. Перед отечественной системой образования поставлена задача ежегодно готовить не менее 120 тысяч специалистов в области новых информационных технологий.

В этих условиях системе информационного образования крайне важно избежать «ошибки ложной цели» (подмены «цели» «средствами»), задающей изначально неверный вектор развития и ведущей к системной катастрофе. Цифровые технологии могут стать одним из эффективных средств повышения качества информационного образования, но его стратегической целью, наряду с фундаментальной научной подготовкой новых поколений специалистов, исследователей, педагогических кадров, должно стать становление и развитие мотивационно-смысловой основы нравственности человека.

При этом важно помнить, что существует иерархическая зависимость нравственной сферы от духовной. Нравственность, как точно отметил В.М. Меньшиков, «остается нравственностью до тех пор, пока ее нормы, ее законы, ее заповеди носят характер абсолютных норм и заповедей, пока они несут в себе момент вечности. А таковыми являются религиозные нравственные нормы, законы, заповеди» [9, с. 186]. Никакие указы и законы, направленные на искоренение социальных по-

роков и нравственных недостатков, не принесут ожидаемых результатов, пока отраженные в них моральные нормы не утвердятся как личностные убеждения человека, не будут им выполняться свободно, осознанно, в согласии с внутренним голосом совести [3]. Без признания реальности духовности человека в качестве его особой онтологической сферы, редуцируя образование до ограниченного набора умений и навыков, отвечающих сиюминутным, быстро изменяющимся потребностям рыночной экономики, невозможно решить задачу наполнения внутреннего мира человека смыслами и устремлениями высшего порядка, укрепить его духовно-нравственный иммунитет, позволяющий противостоять попыткам манипулирования сознанием, направленным на размывание границы между добром и злом, нормой и патологией. Поэтому одной из актуальных проблем научно-исследовательской педагогики нашего времени становится проблема актуализации норм, идей и принципов духовного просвещения и православного воспитания в рамках светской педагогики [9-14].

Без интеграции духовно-нравственной компоненты в образовательный процесс невозможно привить молодому человеку правильное отношение к знаниям, деятельности, другим людям, а правильное отношение, как справедливо заметили А.А. Остапенко и Т.А. Хагуров, - «есть любовь... Если нам удается ее взрастить, то у выпускника формируется любовь к знаниям (любознательность), любовь к деятельности (трудолюбие), любовь к людям (человеколюбие) и жизни (жизнелюбие). Если любовь в образовании иссякает, тогда эффективный и конкурентный экономист разрабатывает совершенные коррупционные схемы, компетентный юрист работает на мафию.» [15, с. 27-28], а IT-специалист, дополним этот список, становится киберпре-ступником.

Можно привести множество примеров использования современных цифровых технологий в криминальных либо экстремистских целях для совершения различного вида мошенничеств, пропаганды терроризма, привлечения новых сторонников террористических организаций и совершения иных деструктивных информационно-психологических воздействий. Так, одной из негативных «обо-

ротных сторон» погружения человека в новую цифровую реальность стала проблема безопасности персональных данных. Согласно статистике, приводимой сетевым изданием «Ведомости», в период с января по середину марта 2024 г. в сеть попали данные 170 российских компаний, в том числе 27,7 млн адресов электронной почты и 137 млн телефонных номеров, что уже составляет 40 % от числа утечек предыдущего года [16]. На специализированных форумах и просто при обычном поиске в Интернете сегодня можно получить не только массу предложений о продаже баз данных клиентов различных организаций, но и воспользоваться услугой добычи базы клиентов на заказ. Персональные данные могут оказаться в свободном доступе и попасть в руки злоумышленников самыми разными путями: через ошибки при конфигурировании систем защиты, посредством использования вредоносного программного обеспечения, но чаще всего из-за умышленных действий ГГ-специалистов, зарабатывающих на краже и последующей продаже баз персональных данных.

Как свидетельствуют многочисленные форумы молодых специалистов и студентов, причастных к сфере информационных технологий, при выборе данной специализации во главу угла, как правило, ставятся финансовые возможности, востребованность, возможность быстрого карьерного роста, а до конца не разрешенные в настоящее время этические вопросы разработки и использования интеллектуальных компьютерных систем или не рассматриваются, или остаются на периферии сознания. Подобная нравственная индифферентность стала следствием исключения воспитания из основных целей образования, что является прямым противоречием глубинным традициям отечественной педагогики. Восстановление полноценного воспитательного процесса на всех уровнях системы образования и, в первую очередь, в системе высшей школы позволит возродить традиции национального образования, направленные на становление духовно здорового члена общества -специалиста, исследователя, научного работника, способного утверждать идеалы, ценности и традиционные этические нормы в избранной профессиональной сфере и опреде-

лять на их основе стратегию поведения в практической деятельности.

Традиционно принято считать, что вопросы духовно-нравственного воспитания -поле деятельности гуманитарных кафедр, а воспитательный потенциал дисциплин информационного цикла, в частности, предмета «Информатика», практически не используется в образовательном процессе высшей школы. Данный предмет по-прежнему рассматривают исключительно как техническую дисциплину о компьютерных технологиях и телекоммуникационных системах, не затрагивая философские, социальные и этические основания информатики. Между тем проникновение идей и методов информатики в другие области научного познания открывает новые возможности для более тесной ее интеграции не только с предметами естественно-научного, но и гуманитарного цикла, что имеет особо важное значение в условиях неуклонно возрастающей информатизации и постоянной вовлеченности человека в водоворот многочисленных информационных потоков, изобилующих продуктами морального распада и обладающих колоссальными возможностями манипулирования общественным сознанием.

Одной из форм реализации межпредметных связей информатики с предметами гуманитарного цикла может стать привлечение студентов и аспирантов вузов к участию в проектах по созданию интернет-ресурсов для детской и молодежной аудитории, раскрывающих образовательный и воспитательный потенциал православной культуры - глубиной духовной основы жизни русского народа, на протяжении многих веков определявшей вектор развития духовно-нравственного воспитания человека и проявившейся в классическом содержании науки и искусства, утверждающем абсолютные духовные истины и христианские принципы любви, гармонии и красоты в устроении мира и человека. Не менее важным направлением реализации данной формы межпредметного взаимодействия может стать разработка и продвижение сетевых ресурсов, противостоящих искажению исторической памяти России, направленных на сохранение культурного и исторического наследия своей малой родины, пропагандирующих традиционный образ жизни в противовес псевдоценностям западной идеологии.

Вовлеченность в процесс формирования современной информационной среды, транслирующей новым поколениям граждан религиозно-нравственные идеи и систему духовных ценностей, определивших сущностные характеристики цивилизационного кода России (соборность, взаимопомощь, милосердие, великодушие, сострадание, совестливость и др.), позволит привить молодым людям позитивный взгляд на творческое созидание будущего как органичное продолжение нашего исторического и культурного прошлого. Кроме того, подобное воздействие на духовную сферу молодого человека может стать действенным фактором развития критического мышления, побуждающего к рефлексии своих поступков и их нравственной оценке, фундаментом которой будет уже не внешняя мотивация (страх порицания или наказания со стороны общества), а укоренившиеся во внутреннем плане сознания абсолютные нравственные нормы и ценности (любовь, доброта, честь, справедливость, совесть и др.).

Способность к критическому анализу и осознанному нравственному выбору послужит основанием для формирования чувства личной ответственности за качество информационной среды, что крайне важно в современных условиях, когда информация является важнейшем стратегическим ресурсом развития как отдельной личности, так и общества и государства в целом, за социальные и гуманитарные последствия дальнейшего практического использования создаваемых цифровых устройств, интеллектуальных систем, программных продуктов и информационных технологий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Представленный анализ актуальных рисков, вызовов и угроз в сфере науки и образования России позволяет выявить сложный узел проблем, оказывающих крайне негативное влияние на процессы научно-технологического и социально-экономического развития нашей страны. Одна из них - проблема построения целостной системы информационного образования. Ее разрешение требует от современной педагогики глубокого научного осмысления нового наполнения содержания информационного образования, предусматривающего всестороннее развитие человека (интеллектуаль-

ное, духовное, нравственное, эстетическое), при явном приоритете формирования и развития мотивационно-смысловой основы его нравственности. Если же целеполагание осуществляемой в наши дни модернизации российского образования в целом и информационного образования в частности по-прежнему будет ограничено исключительно проблемами прагматизма и технологизма, то результатом реформ станет дальнейшее нарастание угроз для интеллектуальной, информационно-психологической и духовно-нравственной безопасности страны.

Определенные надежды на позитивные изменения государственной политики в сфере науки и образования вселяет ряд недавно принятых документов стратегического планирования: Указ Президента РФ «Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» (9 ноября 2022 г.); постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ о рекомендациях парламентских слушаний на тему «Развитие системы высшего образования в Российской Федерации» (25 ноября 2022 г.), в которых подчеркивается необходимость формирования национально ориентированной системы высшего образования; «Концепция внешней политики Российской Федерации» (31 марта 2023 г.), утверждающая в качестве важнейших стратегических целей - «развитие безопасного информационного пространства, защита российского общества от деструктивного

го иностранного информационно-психологического воздействия; <...> укрепление традиционных российских нравственных ценностей, сохранение исторического наследия многонационального духовно-культурного народа Российской Федерации».7 Однако приведенные документы могут в конечном итоге остаться всего лишь декларативными заявлениями, если содержащиеся в них положения не будут реализованы в повседневной практике функционирования всех уровней системы образования, если реформирование когнитивных структур общества (науки, образования, сферы высоких технологий) будет по-прежнему осуществляться без опоры на многовековые традиции отечественного образования и без широкого привлечения научно-образовательного сообщества России.

В заключение приведем слова современного философа образования Е.П. Белозерцева, в которых, на наш взгляд, раскрывается фундаментальное условие возрождения отечественного образования и сохранения исторической будущности России как суверенной страны-цивилизации: «Образование есть важнейший элемент культуры, обеспечивающий ее воспроизводство, творящий самого человека; образование исторически, культурно, генетически связано с государством, обществом, человеком; каждый народ имеет, должен иметь только ему принадлежащее образование; образование национально по содержанию и характеру, государственно по мере от-ветствования за него» [17, с. 101].

7 Концепция внешней политики Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 31 марта 2023 г.) // Министерство иностранных дел Российской Федерации: [сайт]. 2023. URL: https://www.mid.ru/ru/detail-material-page/1860586/?lang=ru (дата обращения: 18.04.2024).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси. Россия и Запад: диалог народов в поисках ответов на ци-вилизационные вызовы. Доклад на 20 Всемирном русском народном соборе // Официальный сайт Московского Патриархата. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/4656175.html (дата обращения: 18.04.2024).

2. Фурсов А.И. Русофобия и информационная война против России // Фурсов Андрей Ильич: видео и публикации. URL: http://andrevfursov.ru/news/rusofobiia i informacionnaja vojna protiv rossii/2015-10-31-496 (дата обращения: 18.04.2024).

3. Некрасова Н.И. Нравственный кодекс в литературно-педагогическом наследии святителя Иоасафа Белгородского // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2017. № 3 (276). С. 18-20. EDN: ZITDWR

4. Колин К.К. Современные проблемы и приоритеты науки и образования России // Знание. Понимание. Умение. 2021. № 2. С. 34-51. DOI 10.17805/zpu.2021.2.2; EDN: IWEQHO

5. Старцев М.В., Хлебников В.В., Джабраилов М.А. «Цифровое слабоумие» молодежи как проблема современного образования // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2021. Т. 20. № 2 (48). С. 69-75. DOI 10.20310/1810-231X-2021-20-2(48)-69-75; EDN: MIJKKP

6. Смолл Г., Ворган Д.Мозг онлайн. Человек в эпоху Интернета. М.: Колибри, 2011. 352 с. EDN: QYCWKZ

7. Weinstein A., LejoyeuxM. New developments on the neurobiological and harmaco-genetic mechanisms underlying internet and videogame addiction // Am. J. Addict. 2015. Vol. 24. P. 117-125. DOI 10.1111/aiad. 12110

8. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. М.: Наука, 1981. 215 с.

9. Меньшиков В.М. Православная культура и развитие российского воспитания и образования. Курск: ЦГИ принт, 2016. 432 с.

10. Белозерцев Е.П. Образование: историко-культурный феномен. СПб.: Изд-во Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2004. 702 с. EDN: QTVFDZ

11. Слободчиков В.И., Остапенко А.А., Черникова Т.В. и др. Концепция воспитания человека в Российской Федерации (Проект) // Народное образование. 2022. № 5 (1494). С. 115-129. EDN: WLAEWW

12. Слободчиков В.И., Остапенко А.А., Шестун Е.В. и др. Национальная доктрина образования Российской Федерации. Проект. М.: Фонд по премиям памяти митрополита Московского и Коломенского Макария, 2022. 32 с. EDN: RPKMRX

13. Остапенко А.А. Человек между вертикалью духа и горизонтом души: педагогические процессы становления, развития и формирования человека в свете православной антропологии // Вопросы теологии. 2022. Т. 4. № 1. С. 74-91. DOI 10.21638/spbu28.2022.104; EDN: BFOFOK

14. Заридзе Г.В., Меньшиков В.М., Громыко Ю.В. и др. Русская школа в XXI веке. М.: Квадрига, 2022. 776 с. EDN: ZRDKXA

15. Хагуров Т.А., Остапенко А.А. Что мы теряем, превращая образование в подготовку и услугу? // Образовательные технологии. 2011. № 4. С. 26-29. EDN: TJYDVN

16. Арялина М. С начала года в сеть утекла почти половина прошлогоднего объема украденных данных// Сетевое издание Ведомости (Vedomosti): [сайт]. 2024. 22 марта. URL: https://www.vedomosti.ru-/technologv/articles/2024/03/22/1027186-s-nachala-goda-v-set-utekla-pochti-polovina-proshlogodnego-obema-ukradennih-dannih (дата обращения: 18.04.2024).

17. Белозерцев Е.П. Кому или чему служат министры образования? // Берегиня. 777. Сова: Общество. Политика. Экономика. 2020. № 4 (47). С. 99-113. EDN: QHBVUF

REFERENCES

1. Kirill, Patriarch of Moscow and All Russia. Russia and the West: a dialogue of peoples in search of answers to civilizational challenges. Report at the 20th World Russian People's Council. In: Official website of the Moscow Patriarchate. (In Russian). URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/4656175.html (accessed: 18.04.2024).

2. Fursov A.I. Russophobia and the information war against Russia. In: Andrey I. Fursov: videos and publications. (In Russian). URL: http://andrevfursov.ru/news/rusofobiia i informacionnaja vojna protiv rossii/2015-10-31-496 (accessed: 18.04.2024).

3. Nekrasova N.I. Moral code in the literary and pedagogical heritage of Saint Joasaph the bishop of Belgorod.

Izvestia Voronezh State Pedagogical University, 2017, no. 3 (276), pp. 18-20. (In Russian).

4. Kolin K.K. Modern problems and priorities of science and education in Russia. Knowledge. Understanding. Skill, 2021, no. 2, pp. 34-51. (In Russian). DOI 10.17805/zpu.2021.2.2

5. Starcev M.V., Khlebnikov V.V., Dzhabrailov M.A. "Digital dementia" of youth as a current issue in education. Psychological-Pedagogical Journal "Gaudeamus", 2021, vol. 20, no. 2 (48), pp. 69-75. (In Russian). DOI 10.20310/1810-231X-2021-20-2(48)-69-75

6. Small G., Vorgan G. iBrain. Surviving the Technological Alternation of the Modern Mind. Moscow, Kolibri Publ., 2011, 352 p. (In Russian).

7. Weinstein A., Lejoyeux M. New developments on the neurobiological and harmaco-genetic mechanisms underlying internet and videogame addiction. Am. J. Addict., 2015, vol. 24, pp. 117-125. DOI 10.1111/ajad.12110

8. Simonov P.V. Emotional Brain. Moscow, Nauka Publ., 1981, 215 p. (In Russian).

9. Menshikov V.M. Orthodox Culture and Russian Education Development. Kursk, TsGI rint Publ., 2016, 432 p. (In Russian).

10. Belozertsev E.P. Education: Historical and Cultural Phenomenon. St. Petersburg, R. Aslanov's Publ "Yuridicheskiy tsentr Press", 2004, 702 p. (In Russian).

11. Slobodchikov V.I., Ostapenko A.A., Chernikova T.V. et al. The concept of human education in the Russian Federation (Project). Narodnoe obrazovanie, 2022, no. 5 (1494), pp. 115-129. (In Russian).

12. Slobodchikov V.I., Ostapenko A.A., Shestun E.V. et al. The National Doctrine of Education of the Russian Federation. Project. Moscow, Publ. of Fund for Prizes in Memory of Metropolitan Macarius of Moscow and Kolomna, 2022, 32 p. (In Russian).

13. Ostapenko A.A. The person between the vertical of spirit and the horizon of soul: pedagogical processes of personal growing, development and formation in the light of orthodox anthropology. Issues of Theology, 2022, vol. 4, no. 1, pp. 74-91. (In Russian). DOI 10.21638/spbu28.2022.104

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Zaridze G.V., Menshikov V.M., Gromyko Yu.V. et al. Russian School in 21st Century. Moscow, Kvadriga Publ., 2022, 776 p. (In Russian).

15. Khagurov T.A., Ostapenko A.A. What are we losing, turning education into training and service? Obrazovatel'nye tekhnologii, 2011, no. 4, pp. 26-29. (In Russian).

16. Aryalina M. Since the beginning of the year, almost half of last year's volume of stolen data has leaked to the network. In: Online edition of Vedomosti. 2024. 22 March. (In Russian). URL: https://www.vedomosti.ru-/technology/articles/2024/03/22/1027186-s-nachala-goda-v-set-utekla-pochti-polovina-proshlogodnego-obema-ukradennih-dannih (accessed: 18.04.2024).

17. Belozertsev E.P. Who or what do the Ministers of Education serve? Bereginya. 777. Sova: Obshchestvo. Politika. Ekonomika, 2020, no. 4 (47), pp. 99-113. (In Russian).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Некрасова Наталия Ивановна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры высшей математики и информатики. Старооскольский технологический институт имени А.А. Угарова (филиал) ФГОУ ВО «Национальный исследовательский технологический университет «МИСИС», г. Старый Оскол, Белгородская обл., Российская Федерация. E-mail: nekrasova.ni@misis.ru ORCID: https://orcid.org/0009-0001-2907-4017 Вклад в статью: общая концепция статьи, анализ и обобщение источников, написание текста.

Nataliya I Nekrasova - Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Higher Mathematics and Computer Science Department. A.A. Ugarov Stary Oskol Technological College (branch) of National University of Science and Technology "MISIS", Stary Oskol, Belgorod Region, Russian Federation. E-mail: nekrasova.ni@misis.ru ORCID: https://orcid.org/0009-0001-2907-4017 Contribution: main article conception, sources analysis and evaluation, text writing.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.