Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ В СУДОХОДНЫХ КОМПАНИЯХ'

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ В СУДОХОДНЫХ КОМПАНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
87
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / INFORMATION SUPPLY / ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ / INTERNAL CONTROL / ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / INFORMATION SYSTEM / СУДОХОДНАЯ КОМПАНИЯ / SHIPPING COMPANY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Крайнова В.В.

Предложено определение информационного обеспечения и разработана его система для реализации функций внутреннего контроля в судоходных компаниях с учетом отраслевой специфики. Дано теоретическое обоснование понятия «качество информации» и рекомендации по применению корпоративных информационных систем, которые позволяют объединить все подразделения судоходной компании в единое информационное пространство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SHIPPING COMPANIES INTERNAL CONTROL INFORMATION SUPPORT

The information security definition is given and the system for the shipping companies internal control implementation taking into account a particular branch specificity is developed. «The information quality notion» is theoretically substantiated and recommendations for the corporate information systems make it possible to unite all the shipping company departments into a single information space.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ В СУДОХОДНЫХ КОМПАНИЯХ»

УДК 658.012.7:656.62

В.В. Крайнова, к. э. н., доцент, ФГБОУВО «ВГУВТ» 603950, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ В СУДОХОДНЫХ КОМПАНИЯХ

Ключевые слова: информационное обеспечение, внутренний контроль, информационная система, судоходная компания.

Предложено определение информационного обеспечения и разработана его система для реализации функций внутреннего контроля в судоходных компаниях с учетом отраслевой специфики. Дано теоретическое обоснование понятия «качество информации» и рекомендации по применению корпоративных информационных систем, которые позволяют объединить все подразделения судоходной компании в единое информационное пространство.

Для успешной реализации функций внутреннего контроля необходимо качественное информационное обеспечение. Информационное обеспечение как обязательный элемент системы внутреннего контроля, а именно элемент входа, включает учетную, оперативную, плановую, нормативно-справочную информацию, классификаторы технико-экономической информации, системы документации.

Проблеме информационного обеспечения внутреннего контроля посвящены труды российских ученых С.К. Егоровой, Н.Ф. Колесник, O.A. Коровченко, С.А. Расска-зовой-Николаевой, Т.С. Рябовой и др. Однако исследования по проблемам информационного обеспечения внутреннего контроля на предприятиях водного транспорта отсутствуют. Поэтому необходимо теоретическое обоснование и выработка рекомендаций по совершенствованию информационного обеспечения внутреннего контроля в организациях водного транспорта.

Результаты проведенного нами исследования свидетельствуют о том, что существующий в судоходных компаниях механизм формирования, систематизации и обработки информации отстает от современных требований. Среди недостатков информационного обеспечения: отсутствие единого подхода к определению перечня и содержания требований к информации, несопоставимость показателей, сложность информационных потоков, длительные сроки обработки информации, дублирование информации, отсутствие эффективных средств контроля ее качества.

Считаем, что формирование учетно-информационного обеспечения внутреннего контроля в судоходных компаниях должно строиться на основе анализа организационных и технологических особенностей процесса перевозок, осуществляемого судоходными компаниями, а также с учетом влияния факторов, снижающих доходность и повышающих транспортные издержки: сезонный характер работы флота; зависимость объема перевозок от природно-географических факторов и состояния внутренних водных путей; высокая конкуренция; колебания фрахтовых ставок и др. Поэтому для судоходных компаний жизненно важно контролировать, снижать и оптимизировать эксплуатационные издержки на базе качественного информационного обеспечения внутреннего контроля [2].

Под информационным обеспечением внутреннего контроля мы понимаем систему сбора, регистрации и обобщения сведений, характеризующих объект контроля на определенный момент времени для удовлетворения информационных потребностей пользователей. От того, как организован сбор, обработка, распределение информации в целях обеспечения процесса принятия решений, в значительной мере зависит результативность внутреннего контроля, а также эффективность управления в целом.

Источником информационного обеспечения внутреннего контроля является информационная система предприятия - это инфраструктура судоходной компании, которая задействована в процессе управления всеми информационно-документальными потоками [9].

Информационная система по законодательству - организационно-упорядоченная совокупность документов (массив документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы [6]. Информационные системы предназначены для хранения, обработки, поиска, распространения, передачи и представления информации. Информационная система необходима для решения всех управленческих задач, в том числе - задач внутреннего контроля [1]. Из информационной системы судоходной компании выделим систему информационного обеспечения внутреннего контроля (рис. 1), которая включает внутренние и внешние информационные системы. Выделение указанных подсистем из информационной системы внутреннего контроля связано с наличием у них системных признаков: цели, делимость на части, наличие связей и др.

Система информационного обеспечения внутреннего контроля в судоходных компаниях

Внутренние информационные системы

1. Система

внутренних

нормативных

документов

судоходной

компании

Устав, положения о структурных подразделениях, Положение о системе управления безопасностью на судах, штатное расписание, должностные инструкции, документация системы менеджмента качества, учетная политика, политика внутреннего контроля, решения, приказы, распоряжения и др.

2. Система учета (оперативного, финансового, управленческого, налогового)и отчетности

Первичные учетные документы, данные оперативного учета, регистры бухгалтерского, налогового учета, финансовая, налоговая, управленческая отчетность о доходах, затратах по перевозкам, результатах деятельности по центрам ответственности (в том числе в разрезе судов), бюджет перевозок, бюджет закупки и использования топлива и материалов, бюджет трудовых затрат, бюджет общепроизводственных расходов, бюджет административно-управленческих расходов, бюджет коммерческих расходов, бюджет денежных средств, бюджет инвестиций, прогнозный бухгалтерский баланс, прогнозный отчет о прибылях и убытках и др.

3. Система оценки деятельности судоходной компании

ТГ

Оценка достижения ключевых показателей эффективности (КР1); показатели, полученные в результате анализа финансово-хозяйственной деятельности, различных проверок, сравнительный анализ показателей деятельности судоходной компании с результатами работы конкурентов, оценка исполнения бюджетов и др.

Внешние информационные системы

4. Маркетинговая информационная система

«Портфель» заказов, количество и структура клиентов, отчеты о продажах, тарифы на перевозки, благодарственные письма, рекламации и др.

Система законодательных и нормативных актов РФ, система международ-ных нормативных актов

Система статистического учета (данные отраслевой статистики, информация о конкурентах и др.)

Информационные системы на базе ин-формаци-онных технологий

Рис. 1. Система информационного обеспечения внутреннего контроля в судоходных компаниях

Источник: разработано автором

К внутреннему информационному обеспечению мы отнесли документы, регламентирующие деятельность судоходной компании (блок 1): устав, учетную политику, внутрифирменные стандарты в различных сферах деятельности. Считаем, что основой информационного обеспечения являются данные всех видов хозяйственного учета (блок 2). Применение подхода, основанного на единстве учетной информационной базы, позволит трансформировать данные в соответствии с запросами субъектов контроля. Это возможно в условиях интегрированного подхода, который предполагает взаимосвязь и взаимодействие всех видов учета, что, в свою очередь, позволит сформировать необходимые показатели с высокой оперативностью и требуемой аналитикой, которые станут основой для анализа различных сторон деятельности судоходной компании при принятии решений оперативного и стратегического характера.

Следует отметить, что система управленческого учета играет особую роль в информационном обеспечении внутреннего контроля. Учет затрат и результатов по центрам финансовой ответственности позволяет формировать информацию об отклонениях от плановых показателей, выявлять их причины и виновников. Бюджеты, с одной стороны, выступают источником плановой информации, с другой стороны, при осуществлении контроля результатов деятельности центров ответственности, выступают критерием оценки их деятельности.

В системе информационного обеспечения, включающей систему оценки деятельности (блок 3), значительную роль выполняет анализ.

Маркетинговая информационная система (блок 4) предназначена для выполнения и контроля задач маркетинга и позволяет гибко и оперативно работать с потребителями.

Наряду с внутренней информацией в системе внутреннего контроля большую роль играет информация, отражающая текущее положение судоходной компании на рынке продаж, сведения о покупателях, информацию о конкурентах. Судоходная компания, осуществляя свою деятельность, должна руководствоваться требованиями российских и международных законодательных и нормативных актов, пользоваться современными информационными системами. Такая информация формируется во внешних информационных системах.

Информация, необходимая для осуществления внутреннего контроля, должна отвечать таким требованиям, как достоверность, достаточность, релевантность, репрезентативность, полезность, понятность, оперативность, регулярность, надежность. Значимость этих требований различается. Качество информации в системе внутреннего контроля, по нашему мнению, определяется по таким важнейшим критериям, как достаточность, достоверность, оперативность. Все остальные требования к информации вторичны. «Говоря о качественном информационном обеспечении внутреннего контроля, следует подразумевать, что вся необходимая для контроля информация должна поступать в соответствующее место в нужное время и с необходимой степенью точности и сжатия» [7].

Достоверность информации определяется ее свойством отражать реально существующие объекты контроля с необходимой точностью. Достоверность информации зависит от независимости компетентности источника. Предпочтение должно отдаваться информации из независимого источника; информации, выявленной в результате самостоятельного анализа или проверки; аудиторской информации в форме документов и письменных сообщений.

Качество информации зависит от ее оперативности. Желательно, чтобы корректирующие действия производились сразу после обнаружения несоответствий, это будет способствовать их оперативному устранению.

Достаточность (полнота) информации означает, что она содержит минимальный, но достаточный для внутреннего контроля набор показателей. Как неполная, т.е. не-

достаточная для принятия правильного решения, так и избыточная информация снижает эффективность принимаемых субъектом контроля решений.

Современные судоходные компании представляют собой сложные динамические системы, имеющие филиалы и представительства (базы технического обслуживания флота, вещевые базы, выплатные пункты). Это значительно усложняет внешние и внутренние информационные связи. Поэтому в настоящее время наметилась тенденция построения корпоративных информационных систем, задачей которых является полная автоматизация процесса обработки информации и представление ее результатов в любой момент времени.

В судоходном бизнесе наблюдается ужесточение стандартов безопасности судоходства, что также способствует широкому применению многофункциональных интегрированных информационно-управляющих систем, позволяющих повысить эффективность и безопасность в сфере транспортного судоходства, интермодальных контейнерных перевозок, портовых работ, экологического мониторинга и др. [3].

В организациях водного транспорта осуществляется массовое внедрение программных модулей корпоративной информационной системы. Например, информационная система управления безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения в соответствии с Международным Кодексом по управлению безопасностью, информационная система управления техническим обслуживанием и ремонтом судов, информационная система контроля расхода топлива и мониторинга.

Таким образом, корпоративная информационная система управления становится реальным и действенным инструментом, который обеспечивает сбор и анализ достоверных, оперативных и достаточных данных для реализации функций внутреннего контроля, и разработки на его основе корректирующих (предупреждающих) действий. Создание такой системы позволит объединить все подразделения судоходной компании в единое информационное пространство, что упрощает процесс управления и создает качественное информационное обеспечение системы внутреннего контроля.

Список литературы:

[1] Горлов В.В. Концепция формирования управленческого учета и организация внутреннего контроля на предприятиях фармацевтической отрасли : дисс. д-ра экон. наук. - Орел, 2014.

[2] Крайнова В.В. Построение системы внутреннего контроля при подготовке финансовой отчетности в организациях внутреннего водного транспорта / В.В. Крайнова // Вестник ВГАВТ. Выпуск 41. - Н. Новгород: Изд-во ФГБОУ ВО «ВГАВТ», 2014. - С. 234-243.

[3] Крайнова В.В. Анализ зарубежного законодательства по организации внутреннего контроля / В.В. Крайнова // Вестник ВГАВТ. Выпуск 41. - Н. Новгород: Изд-во ФГБОУ ВО «ВГАВТ», 2014. - С. 228-234.

[4] Крайнова В.В. Инвентаризация как основной метод фактического контроля в организациях внутреннего водного транспорта / В.В. Крайнова, Р.С. Крайнов // Вестник ВГАВТ. Выпуск 42. -Н. Новгород: Изд-во ФГБОУ ВО «ВГУВТ», 2015. - С. 197-205.

[5] Крайнова В.В. Распределение ответственности и полномочий - важнейшее средство внутреннего бухгалтерского контроля в судоходных компаниях / В.В. Крайнова, Р.С. Крайнов // Вестник ВГАВТ. Выпуск 43. -Н. Новгород: Изд-во ФГБОУ ВО «ВГУВТ», 2015. - С. 204-211.

[6] Об информации, информационных технологиях и о защите информации: федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2006. - № 31. Ч. 1. - Ст. 3448.

[7] Пугачев В.В. Внутренний аудит и контроль. - М: Дело и Сервис, 2010. - 224 с.

[8] Райзберг Б.А. Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 494 с.

[9] Серебрякова Т.Ю. Концептуальные модели сквозного внутреннего контроля: диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук. - Йошкар-Ола, 2010. - 438 с.

SHIPPING COMPANIES INTERNAL CONTROL INFORMATION SUPPORT

V. V. Kraynova

Keywords: information supply, internal control, information system, shipping company

The information security definition is given and the system for the shipping companies internal control implementation taking into account a particular branch specificity is developed. «The information quality notion» is theoretically substantiated and recommendations for the corporate information systems make it possible to unite all the shipping company departments into a single information space.

УДК 334, 336.61

П.С. Салмин, к.э.н., доцент ФГБОУВО «ВГУВТ» 603950, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5

МОДЕЛИРОВАНИЕ СТРУКТУРЫ ЦЕНТРОВ ФИНАНСОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НА ОСНОВЕ ОБЪЕДИНЕННОЙ КАРТЫ СБАЛАНСИРОВАННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛЖСКОГО БАССЕЙНА

Ключевые слова: Сбалансированная система показателей, стратегическая хозяйственная единица, организационная структура, центр финансовой ответственности, финансовая структура, управленческий учет.

В статье предложена методика формирования структуры центров финансовой ответственности для бюджетного учреждения (Администрации Волжского бассейна). Методика базируется на основе разработки системы сбалансированных показателей, включающей дополнительную перспективу «Взаимоотношения с лицензиатами». Результатом моделирования является схема формирования финансовых результатов по центрам финансовой ответственности и предложения по совершенствованию системы их планирования и учета.

В продолжение темы проектирования процессно-ориентированной системы управления на базе карт сбалансированных показателей для ФГУ «Волжское ГБУ»1 [1] предлагается следующий подход к моделированию структуры центров финансовой ответственности.

Для целей, сформулированных в работе [1], воспользуемся упрощенным вариантом объединения целей и показателей, а именно унификации последних, с предположением о разделении целей и показателей на бюджетную составляющую и деятельность, приносящую доход на уровне СХЕ (стратегическая хозяйственная единица). То есть РВПиС (районы водных путей и судоходства) и РГСиС (районы гидротехнических сооружений и судоходства). Такой подход даст, предположительно, лучший результат, как минимум, по сформулированному критерию количества связей.

Для этого, в первую очередь, объединим бюджетные и внебюджетные цели по их экономическому смыслу. Здесь также может понадобиться выработка критериального показателя, отвечающего за правила объединения бюджетных и внебюджетных целей.

1 На момент написания статьи название учреждения - Федеральное бюджетное учреждение «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей», сокращенно - ФБУ «Администрация Волжского бассейна». 136

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.