Научная статья на тему 'Информационное обеспечение в сфере экономической безопасности'

Информационное обеспечение в сфере экономической безопасности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
137
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / IT-СФЕРА / ПРОИЗВОДСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Щеглов Юрий Александрович

Обоснована необходимость проведения импортозамещения в промышленности и IT-сфере. Дан анализ соотношения отечественного и импортного оборудования в производственной сфере. Для реализации политики импортозамещения в вышеназванных областях обозначены условия, которые необходимо выполнить.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационное обеспечение в сфере экономической безопасности»

УДК 338.246.2:336.2 Ю. А. Щеглов

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В СФЕРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Аннотация. Обоснована необходимость проведения импортозамещения в промышленности и 1Т-сфере. Дан анализ соотношения отечественного и импортного оборудования в производственной сфере. Для реализации политики импортозамещения в вышеназванных областях обозначены условия, которые необходимо выполнить.

Ключевые слова: экономическая безопасность, импортозамещение, промышленность, 1Т-сфера, производство.

Актуальность и цели исследования

Введение санкций заставило российские компании производить замену оборудования в промышленной и 1Т-сферах. Одной из актуальных проблем в настоящее время является недостаточный объем инвестиций в данную область.

Цель работы - проанализировать степень импортозамещения в промышленности.

Материалы и методы

Реализация исследуемых задач была достигнута на основе анализа данных Министерства торговли и промышленности РФ; в его рамках выделены главные сферы промышленности, в которых требуется импортозамещение. Особое место в данном исследовании занимает политика правительства РФ в импортозамещении инновационных отраслей. Методологический потенциал включает методы экономического, статистического и аналитического анализа, которые позволяют спрогнозировать последствия и возможные плюсы и минусы от введенных в отношении России санкций.

Результаты

Исследованы основные отрасли, пострадавшие от санкций и требующие импортозамещения, выявлены основные направления развития отечественной промышленности по импортозамещению.

Выводы

На основе проведенного исследования можно сделать вывод о быстрой адаптации отечественных предприятий к условиям западных санкций, а также грамотных действиях руководства России. Слабые позиции по импортозамещению в настоящие время у 1Т-сферы, которая оказалась неспособной быстро адаптироваться к имеющимся обстоятельствам.

Современные экономические условия, в которых находится Российское государство, вынуждают правительство развивать и внедрять в практику идеи импортозамещения в связи с вынесенными в 2014 г. санкциями от стран Западной Европы, США, Японии и Австралии. Помимо ответных санкций российское правительство определило своим главным приоритетом развитие внутренней промышленности. В настоящее время определено 18 направлений промышленности, в сфере которых внедрены идеи импортозамещения; по ним подготовлено около 1600 перспективных проектов в области данного направления [1].

Согласно статистике 2016 г., проведенной Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, необходимо обратить внимание на импортозамещение по ряду областей:

- станкостроительная промышленность - 93 %;

- тяжелое машиностроение - 75 %;

- электронная промышленность - 85 %;

- тяжелое машиностроение - 70 %;

- медицинская промышленность - 75 %;

- машиностроение для пищевой промышленности - 75 % [2].

Для того чтобы государство смогло провести политику импортозамещения по перечисленным областям, необходимо обязательное наличие следующих факторов:

- соответствующие времени промышленные мощности;

- конкурентоспособные предприятия.

При этом необходимо обязательное развитие научно-технологической сферы за счет привлечения инвестиций в данные области. Согласно данным, полученным от Министерства промышленности и торговли, в случае успешной реализации разработанной стратегии к началу 2020 г. уровень импорта в Российской Федерации во всех сферах промышленности с 80 % упадет на 30 % и окажется в границах 50 %.

Для того чтобы данная стратегия успешно реализовалась, необходимо эффективно использовать имеющиеся ресурсы; например, Российская Федерация имеет право (в рамках вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО)) вносить изменения в тарифные обязательства, а значит необходимо выявить наиболее уязвимые для российской экономики товары (в промышленной сфере) и путем переговоров добиться изменения ставок ввозных таможенных пошлин в нашу пользу.

Далее целесообразно развивать отечественную промышленность путем налаживания системы госзаказа в пользу отечественных предприятий. Как известно, 85 % медицинской промышленности приходится на импорт; если снизить данный процент, это даст возможность для развития отечественной медицинской промышленности.

Стандартизация в виде развития внутренних повышенных стандартов даст возможность пресечь появление на российских рынках некачественной продукции (в том числе ограничивая ее импорт).

Очевидно, что политика импортозамещения является наиболее перспективной в плане повышения конкурентоспособности, а значит и экономической безопасности государства, поэтому необходимо обратить особое внимание на ее правильную организацию - верно определить приоритеты, выявить отрасли промышленности, которые максимально уязвимы, и принимать меры по их поддержке в первую очередь. В данном случае наиболее приоритетны аграрная и IT-отрасли.

Для успешной реализации политики импортозамещения в вышеназванных областях необходимо выполнение ряда условий, среди которых:

1. Обеспечение и стимулирование инвестиционного притока.

2. Льготная кредитная политика.

3. Создание национальных стандартов.

4. Налоговые льготы малому и среднему бизнесу.

5. Финансирование перспективных проектов.

В числе мер, уже второй год применяющихся в рамках политики импортозамещения, необходимо отметить следующие:

- расширение горизонта планирования спроса потребителей;

- заключение контрактов с отечественными производителями на долгосрочный период;

- обеспечение преференций отечественным предприятиям при формировании госзаказа.

Что касается сферы IT, необходимо отметить, что Российская Федерация всегда уступала в конкурентной гонке ведущим странам мира - таким, как США и Япония; введен-

ные в 2014 г. в связи с ситуацией на Украине санкции только усугубили ситуацию. Данные санкции (продленные до 2017 г.) имеют целью дестабилизацию всех сфер, связанных с 1Т-промышленностью, призваны помешать развитию Российского государства и вынудить поменять свое решение в отношении Крыма.

Несмотря на перечень возможных негативных последствий, данные меры, предпринятые рядом государств по отношению к Российской Федерации, послужили развитию политики импортозамещения, которая продолжает функционировать по сегодняшний день.

С 30 июля 2014 г. ЕС ввел санкции против ведущих концернов Российской Федерации: ПВО «Алмаз-Антей» (11 место в мировом рейтинге по данным на 2015 г.) и «Добро-лет» [1].

1 марта 2014 г. под санкции США попали некоторые крупные российские корпорации, деятельность которых направлена на оборонную промышленность.

Запрету со стороны ЕС подверглись:

- инвестиции в инфраструктурные, транспортные и энергетические сферы, добыча полезных ископаемых;

- импорт и экспорт оружия и товаров двойного назначений, технологий военного использования;

- импорт высококачественного оборудования для добычи полезных ископаемых.

Запрету со стороны США подвергся экспорт высокотехнологической продукции

двойного назначения по ранее выданным лицензиям:

- космические технологии американских и европейских производителей (с участием российских ракетоносителей);

- технологии, товары и программное обеспечение, используемое в оборонно-промышленном комплексе [4].

Для того чтобы оценить начальные потери зарубежных компаний от введеных ими санкций, необходимо обратиться к статистике (табл. 1).

Таблица 1

Ежегодная выручка крупнейших иностранных корпораций в Российской Федерации на 2013 г. (на 2015 г. данные суммы по данным специалистов сократились в среднем на 8,8 %) [3]

Иностранные корпорации Денежные единицы, млрд руб.

IBM 119

HP 102

Microsoft 34

Cisco 5,2

Oracle 5,1

Прямые потери бюджета РФ 85

Консолидированная выручка 285

Правительством Российской Федерации выбран ряд организаций, которые могут заменить иностранные компании на отечественном 1Т-рынке по различным областям (табл. 2).

Таблица 2

Российские аналоги зарубежных компаний по отраслям [5]

Направления деятельности Зарубежные компании Российские компании

Бизнес-аналитика SAP, Oracle, IBM Prognoz, Malahit, Барс групп

Управление эффективной деятельностью SAS, Microsoft 1 C, Malahit, Барсгрупп, LAB Intersoft

Управленческая отчетность SAP, Oracle, IBM 1 C, Softline

Управление инвестиционной деятельностью SAP, Oracle, IBM Галактика

Управление рисками SAP, Oracle Проектная практика

Антикризисное управление SAP Барс групп

Кроме того, компаниями «Ростелеком» и «Росэлектроника» разработан план действий в условиях санкций: в 2015 г. «Ростелеком» закупил 30 % оборудования у отечественных компаний, «Росэлектроника» с 2014 по 2020 г. собирается реализовать 92 проекта по перспективным направлениям IT и микроэлектроники.

Что касается мер, принятых российскими государственными органами в попытке реализации политики импортозамещения в сфере IT, следует обратить внимание на следующие:

1. Государственной думой Российской Федерации создана комиссия по нормативно-правовому обеспечению развития наукоемких технологий СИС.

2. Минздрав России и Минкомсвязь России отказались от использования Oracle и Microsoft.

3. Минпромторг России реализует программы импортозамещения в сфере обо-ронно-промышленого комплекса.

В заключение следует отметить, что политика импортозамещения, проводящаяся в России с 2014 г., по-прежнему актуальна и в 2018 г. Необходимо двигаться в направлении данных идей и регулярно проводить мониторинг результатов путем проверки российских предприятий на конкурентоспособность, а также способствовать отечественной промышленности, помогая в выводе продукции на заграничные рынки. Что же касается сферы IT, то Правительство Российской Федерации объективно оценивает сложившуюся ситуацию и двигается в правильном направлении, инвестируя и разрабатывая проекты не только в сельскохозяйственном секторе, развивая отечественную систему IT-производства; несмотря на список санкций и иные препятствия, внутри страны формируются конкурентоспособные организации, и отечественным компаниям данные ограничения идут в плюс. Развитие данной сферы обеспечит конкурентоспособность государства, защитит его экономические позиции, поэтому развиваться в данном направлении необходимо на регулярной основе.

Библиографический список

1. Воронина, Ю. М. Лекарство от зависимости / Ю. М. Воронина // Российская газета. -2014. - 4 августа.

2. Импортозамещение: первые шаги // Интернет-журнал «Бизнес России». - URL: http:// business0frussia.c0m/dec-2014/item/968.

3. Лабыкин, А. Импорт - на замещение / А. Лабыкин // ExpertOnline. - 2015. - 2 марта.

4. Интернет-портал «ИСЭМ». Статистика. - URL: http://isem.irk.ru (дата обращения: 27.11.2016).

5. Официальный сайт Правительства Российской Федерации. - URL: http://government.ru (дата обращения: 27.11.2016).

Щеглов Юрий Александрович, старший преподаватель, кафедра «Менеджмент и экономическая безопасность», Пензенский государственный университет. E-mail: sheglov.pgy@mail.ru

УДК 338.246.2:336.2 Щеглов, Ю. А.

Информационное обеспечение в сфере экономической безопасности / Ю. А. Щеглов // Вестник Пензенского государственного университета. - 2018. - № 1 (21). - С. 40-44.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.