Научная статья на тему 'Информационное обеспечение управления конкурентоспособностью предпринимательской деятельности'

Информационное обеспечение управления конкурентоспособностью предпринимательской деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
367
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ СТРУКТУРА / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ИНФОРМАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / BUSINESS / BUSINESS STRUCTURE / COMPETITIVENESS / INFORMATION / INFORMATION PROVISION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дюжева Марина Борисовна, Тарасова Татьяна Николаевна

В статье рассматривается информационное пространство предпринимательства как основа управления его конкурентоспособностью. Приводится описание внешнего информационного пространства бизнес-структуры, предлагается структура внутренней информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Дюжева Марина Борисовна, Тарасова Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION SUPPORT OF COMPETITIVENESS MANAGEMENT OF BUSINESS ACTIVITIES

The article briefly considers the information space of business as the basis of its competitiveness. It gives the description of the external information space of business structure and a structure inside information.

Текст научной работы на тему «Информационное обеспечение управления конкурентоспособностью предпринимательской деятельности»

7. FederaVnaia sluzhba gosudarstvennoV statistiki [Federal state statistics service]. Available at http://www.gks.ru/bgd/regl/b15_107/Main.htm

8. Komitet statistiki Ministerstva natcionaVnoV e^konomiki Respubliki Kazakhstan [The statistics Committee of the Ministry of national economy of the Republic of Kazakhstan]. Available at http://www.stat.gov.kz/faces/homePage?_afrLoop=30676768002619032

© О. Ю. Патласов, Е. К. Жаров, 2016

Авторы статьи:

Олег Юрьевич Патласов, доктор экономических наук, профессор, Омский региональный институт, Омская гуманитарная академия, e-mail: opatlasov@mail.ru

Ержан Каирович Жаров, аспирант, Омская гуманитарная академия, e-mail: zharov-05@mail.ru

Рецензенты:

Н. В. Боровских, доктор экономических наук, профессор, Омская гуманитарная академия. А. К. Балабекова, кандидат экономических наук, доцент, Академия государственного управления при Президенте Республики Казахстан.

УДК 338.484 Б01 10.17238/188п1998-5320.2016.24.171

М. Б. Дюжева, Омская гуманитарная академия, Омский государственный университет путей сообщения

Т. Н. Тарасова,

Омский государственный университет путей сообщения, Сибирский институт бизнеса и информационных технологий, г. Омск

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье рассматривается информационное пространство предпринимательства как основа управления его конкурентоспособностью. Приводится описание внешнего информационного пространства бизнес-структуры, предлагается структура внутренней информации. Ключевые слова: предпринимательство, предпринимательская структура, конкурентоспособность, информация, информационное обеспечение.

Непростой исторический период, в котором оказался российский бизнес второго десятилетия XXI века, характеризуется экономическими, политическими, социальными трансформациями, оказывающими безусловное влияние на тенденции и перспективы развития предпринимательской среды. Данный период определится обострёнными кризисными условиями, которые, с одной стороны, содержат в себе угрозы устойчивости и стабильности бизнес-структур, с другой - несут с собой возможности, умелое использование которых способно вывести бизнес на более высокий качественный уровень.

Технологии информационного обеспечения основных видов деятельности предприятия, менеджмента организации зависят от масштаба и специфики бизнеса, к примеру, поле конкурентос-побности субъекта малого бизнеса [1] существенно отличается от транснациональных компаний [2] и т. д. В научной и специализированной литературе представлены современные методы и методики оценки информационных потоков, информационных рисков в предпринимательских структурах [3].

При этом управляемое и координируемое информационное обеспечение способно влиять на экономический результат деятельности предприятия в целом. В основе успешного развития бизнеса, его предпринимательской структуры вне зависимости от её отраслевой принадлежности, размера, формы собственности исходным является выработка, реализация наиболее эффективного варианта управленческого решения, т. к. последствия ошибочного решения могут привести к необратимым процессам. При этом, как показывает практика, динамичность и агрессивность внешней среды с каждым годом только возрастают, а значит, результаты неудачных решений становятся всё ощутимее. Таким образом, в вопросах управления и принятия рациональных решений мало полагаться только

на опыт руководителей и их здравый смысл. В этой связи особую значимость приобретает информационная основа, послужившая базой для решений, носящих стратегический характер. Необходимо более масштабное использование современных технологий сбора и анализа информации, а также информатизации процесса управления. Данное положение очень актуально для российского бизнеса, особенно для его малых и средних форм.

Сегодня проблема обеспечения и удержания конкурентоспособности предпринимательских структур испытывает сложности, обусловленные не только внешними изменениями, воздействиями, но и условиями неопределённости, в которых риск принятия и реализации стратегически неверного решения существенно возрастает. Это свидетельствует о важности применения технологии информационного обеспечения, инструментов анализа конкурентоспособности с целью постоянного поиска путей её укрепления, а также эффективного управления ею.

Управление конкурентоспособностью на основе технологии информационного обеспечения является одной из первостепенных задач маркетинговой деятельности бизнеса и предпринимательских структур. В этой связи имеет смысл обратить внимание на систему информационного обеспечения выполнения этой задачи, поскольку принятие управленческих решений в предпринимательстве основывается на информационных процессах. Другими словами, пригодность управленческого решения находится в прямой зависимости от качества информационного обеспечения деятельности организации.

Можно отметить, что в условиях системного экономического кризиса XXI века правильнее и реалистичнее усилить работу по оценке, мониторингу, прогнозированию конкурентоспособности бизнеса, предпринимательских структур, поскольку большинство из них либо не владеет методиками проведения маркетинговых исследований [7], либо не считает их значимыми. Маркетинговые службы, маркетологи предпринимательских структур зачастую формулируют цели, не имеющие чётких границ исследования [7], их функционал ограничивается рекламной и РЯ деятельностью. Задача исследований рыночных тенденций перед ними либо не ставится, либо на практике оказывается не по силам работающим в таких службах специалистам. Для малых форм бизнеса, предпринимательства проблема эффективных маркетинговых исследований [7] и коммуникаций усложняется собственной структурной и материальной ограниченностью, а ведь именно для них проблема информационного обеспечения управления конкурентоспособностью стоит наиболее остро - неверное управленческое решение может лишить и без того уязвимую малую структуру экономической устойчивости. Любое исследование базируется на чётко сформулированной цели, которая определяет границы необходимой информации. В литературе по менеджменту, маркетингу достаточно хорошо освещены разработанные наукой, практикой классификации информации, однако на практике необходима её конкретизация в соответствии с имеющимися условиями: наличием финансовых, временных, кадровых, технических ресурсов и т. п. Качественное, эффективное управление предполагает наличие информации о внутренней, внешней средах объекта управления, о его реакции на их воздействие. Кроме того, необходимы наличие зависимости между действиями пользователя информации и реакцией объекта управления на эти действия, обратная связь и возможность реализовать управленческое воздействие.

В настоящее время информационное пространство предпринимательской деятельности является динамичным и насыщенным - сайты компаний, информация Росстата, потребительские форумы, специализированные бизнес-издания и информационно-аналитические сайты дают возможность не только получать информацию для исследования социальных и экономических тенденций, но и коммуницировать друг с другом, обмениваться компетентными, авторитетными и экспертными мнениями, а также получать/предоставлять информационную поддержку. Чтобы авторитетно оценить достаточность и реальность информационного обеспечения бизнеса, предпринимательских структур в России, следует, прежде всего, определить, какая информация, в каком объёме, для каких целей необходима собственнику бизнеса, предпринимателю.

В период с февраля по май 2014 г. нами было проведено исследование, направленное на выявление и определение границ информационных потребностей предпринимателей на территории России. С этой целью был изучен характер управленческих решений, принимаемых ими на регулярной основе в рамках интересов существующего бизнеса.

Исследование проводилось в форме опроса (анкетирование и устный опрос). В качестве объекта исследования выступили 256 омских предпринимателей, чей бизнес соответствует критериям малого предпринимательства - не более 100 человек штатного состава и не более 400 млн рублей финансового оборота за предшествующий период. Предпринимателям было предложено самостоятельно сформулировать в порядке значимости перечень наиболее актуальных управленческих решений, принимаемых ими регулярно. Среди полученных ответов были выбраны наиболее часто повторяющиеся. Анализ результатов опроса позволил сгруппировать принимаемые решения следующим образом:

1. Решения относительно развития предпринимательской структуры:

- на выбор партнёров (поставщиков, каналов сбыта, посредников), сотрудничество с которыми перспективно, указали 62,1 % (159 опрошенных);

- вопросы имущества (размер уставного капитала, наличие основных фондов в собственности и проч.) - 36,7 % респондентов (94 человека);

- выбор маркетинговых инструментов позиционирования себя во внешней среде и привлечения потенциальных клиентов (реклама, РЯ, личные продажи и проч.) - 56,6 % респондентов (145 человек);

- кадровые вопросы (подбор кадров, их развитие и мотивационная политика) - 63,7 % респондентов (163 человека);

- развитие ассортимента услуг (например, в торговле - рассрочка платежа, упаковка, доставка и проч., в туризме - ж/д и авиабилеты, платёжные терминалы, поиск попутчиков и проч.) - 34,8 % опрошенных (89 человек);

2. Решения относительно текущей деятельности:

- хозяйственные вопросы - 94,9 % опрошенных (243 человека);

- предоставление скидки и проч. варианты ответа - 14,8 % опрошенных (38 человек).

Очевидно, что решения из первой группы прямо направлены на повышение собственной конкурентоспособности, поэтому именно они станут объектом нашего внимания. Таким образом, отраслевая статистика не входит в приоритетный перечень информационных ресурсов, в которых нуждается малое предпринимательство, поскольку для решения обозначенных выше вопросов она не может быть использована. В целом, авторы статьи считают, что задача статистики - обслуживать решения государственного уровня. К примеру, Правительством было принято решение о делении малого предпринимательства на малое и сверхмалое (микропредприятия), что нашло отражение в Федеральном законе Российской Федерации от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (в редакции от 29 декабря 2015 г.) [4]. Решение было направлено на оказание адресной поддержки сверхмалым формам предпринимательства, стремление сделать государственную поддержку малого предпринимательства более гибкой. Однако при этом не были предусмотрены механизмы учёта микропредприятий, а значит, отследить эффективность принимаемых для их развития и поддержки решений крайне сложно. Необходимо определить, какое информационное обеспечение позволит эффективно решать обозначенный выше круг вопросов. Решать вопрос об информационном обеспечении малых форм предпринимательства предлагается с позиции многомерной конкурентоспособности [6], рассмотренной авторами в предыдущих статьях (рис. 1).

Ш. Результат решения

II. Анализ информационных источников и принятие решений

I. Формулирование проблемы и целеполагание

Проблемные вопросы развития ПС (стратегические решения)

Рис. 1. Место информационного пространства в достижении многомерной конкурентоспособности

предпринимательской структуры

В основном решения, направленные на развитие бизнеса, предпринимательских структур, а также формирующие её многомерную устойчивую конкурентоспособность, базируются на выявлении, определении границ проблемы, препятствующей достижению цели, реализация которой будет способствовать предпринимательской структуре стремиться к лидирующим позициям на конкурентном рынке. Поставленная цель предполагает принятие соответствующих, рациональных, реальных решений по её реализации. Принятие того или иного решения требует информационного обеспечения, а это значит, что необходимо изучить и проанализировать различные источники информации. В этой связи имеет смысл определить, что есть информационное пространство предпринимательства.

В общем виде информационным пространством может считаться совокупность банков и баз данных, технологий их сопровождения и использования, информационных телекоммуникационных систем, функционирующих на основе общих принципов и обеспечивающих:

- информационное взаимодействие организаций и граждан;

- удовлетворение их информационных потребностей [5].

Таким образом, информационное пространство предпринимательства - это комплекс информационных источников (общих и отраслевых) вне зависимости от формы, обеспечивающих информационные потребности предпринимателей.

Информационное пространство предпринимательства состоит из внешних и внутренних источников.

Внешние источники информационного пространства включают в себя специализированные интернет-сайты и журналы, рассчитанные на категорию профессионалов. Среди них можно выделить: «Бизнес курс», «Бизнес журнал», «Бизнес и экономика», «Предприниматель», «Современный предприниматель» и проч.; портал бизнес-планов и франшиз для малого бизнеса -www.openbusiness.ru, форум малого бизнеса - www.biznet.ru, сайт помощи малому бизнесу -www.bizidei.ru и др. Таким образом, очевидно, что актуальная информация сегодня как никогда доступна, внешнее информационное пространство можно считать достаточным для обоснования и принятия управленческих решений относительно развития предпринимательских структур.

Внутренние источники информационного пространства формируются непосредственно самой предпринимательской структурой. Как правило, это исследования, направленные на выявление конкурентоспособности с позиции потребителя.

В части формирования внутреннего информационного пространства предпринимательские структуры сталкиваются с трудностями. Ресурсная и структурная ограниченность малых форм предпринимательства не позволяет им иметь в штате профессиональных маркетологов, а это означает, что их функции либо делят между собой все сотрудники предпринимательской структуры, либо они возложены на её руководителя, который чаще является профессионалом в области управления, чем в области маркетинга. Услуги же профессиональных маркетинговых агентств часто оказываются не по карману.

Для того чтобы оценить конкурентоспособность любой предпринимательской структуры вне зависимости от формы собственности и отраслевой принадлежности, следует проанализировать достаточно большой объём информации. При этом необходимо помнить, что конкурентоспособность - это оценка, которая даётся предпринимательской структуре или её продукту (услуге) с точки зрения рынка, потребителя. Поэтому первостепенное значение имеет информация, получаемая извне - о динамике рынка о конкурентах, потребительских предпочтениях и т. п. Такая информация позволяет оценить конкурентоспособность в статике, на какой-то конкретный момент времени. Для того чтобы управлять конкурентоспособностью, следует сопоставлять её с потенциалом предпринимательской структуры, оценить который позволяет информация изнутри - о её сильных и слабых сторонах.

Таким образом, информация для управления конкурентоспособностью имеет 2 источника: внутренний и внешний. Существенной базой для анализа сильных и слабых полей предпринимательской структуры является её внутренняя информация. Часть её зафиксирована в документации, другая часть - не менее важная - состоит из информации субъективного характера и не может быть зафиксирована на материальных носителях.

Информационная система предпринимательской структуры призвана обслуживать её систему управления, поэтому должна строиться на основе структуры системы управления, которая видится нам следующим образом:

- финансово-экономическая подсистема;

- производственно-технологическая подсистема;

- социально-кадровая подсистема;

- информационно-маркетинговая подсистема.

Каждая из подсистем имеет свой информационный массив, анализ и синтез которого может быть основой для оценки своих сильных и слабых сторон. В совокупности с анализом внешней информации это является базой для оценки конкурентоспособности предпринимательской структуры.

Нами предлагается следующая структура системы внутренней информации предпринимательских структур (рис. 2).

Рис. 2. Структура системы внутренней информации

Необходимо помнить, что все перечисленные информационные системы находятся в тесной взаимосвязи. Данная структура будет справедлива, в том числе и для малых форм предпринимательства, различие будет заключаться лишь в количестве рассчитываемых показателей.

Внешняя информация содержит совокупность сведений о состоянии рынка, его инфраструктуре, динамике потребительских предпочтений и факторах спроса, поведении конкурентов, изменении государственного регулирования, внешнеполитических и социальных тенденциях и т. п. Источниками такой информации являются специализированные интернет-сайты, периодические и специальные издания, конъюнктурные обзоры, независимые маркетинговые исследования и проч.

Таким образом, можно сделать вывод о комплексном характере работы по применению технологии информационного обеспечения бизнеса в рамках информационного пространства предпринимательства в целом и информационной системы предпринимательской структуры в частности.

Кроме того, следует ещё раз подчеркнуть значимость информационного обеспечения управления конкурентоспособностью предпринимательской структуры, т. к. это является неотъемлемой частью эффективного функционирования в сложных экономических рыночных условиях.

Библиографический список

1. Патласов, О. Ю. Субъекты малого и среднего бизнеса: критерии, структура, финансовый механизм / О. Ю. Патласов, А. В. Гордусенко // Омский научный вестник. - 2011. - № 6. - С. 41-46.

2. Бандурин, В. В. Информатизация и глобализация инновационной экономики : монография / В. В. Банду-рин, И. Э. Есиповский, Д. С. Ушаков ; под ред. В. С. Балабанова. - М. : АП «Наука и образование», 2008. - 263 с.

3. Патласов, О. Ю. Теория и практика предпринимательского риска : в 2 т. / О. Ю. Патласов. - Омск, 1997. - Т. 1. - 172 с.

4. Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (в редакции от 29 декабря 2015 г.). - Гарант: информационно-правовой портал [Электронный ресурс]. - URL: http://ivo.garant.ru/#/document/12154854/ paragraph/25850:1

5. Игнатов, В. С. Информационное пространство. Структура и функции / В. С. Игнатов, Д. В. Пименова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2007. - № 3 - С. 3-10.

6. Тарасова, Т. Н. Многомерная конкурентоспособность микропредприятия туризма: сущность и оценка / Т. Н. Тарасова // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. - 2012. - № 2.

7. Дюжева, М. Б. Основы бизнес-исследования : учебно-методическое пособие / М. Б. Дюжева, Н. И. Роговская. - Омск, Омский гос. ун-т путей сообщения, 2015. -27 с.

M. B. Dyuzheva,

Omsk humanitarian Academy, Omsk state transport University

T. N. Tarasova,

Omsk state transport University, Siberian Institute of business and information technologies, Omsk

INFORMATION SUPPORT OF COMPETITIVENESS MANAGEMENT OF BUSINESS ACTIVITIES

The article briefly considers the information space of business as the basis of its competitiveness. It gives the description of the external information space of business structure and a structure inside information. Keywords: business, business structure, competitiveness, information, information provision

References

1. Patlasov O. Yu., Gordusenko A. V. ^e small and medium-sized businesses: criteria, structure, financial mechanism. Omskij nauchnyj vestnik, 2011, no. 6, рр. 41-46.

2. Bandurin V. V., Esipov I. E., Ushakov D. S. Informatizacija i globalizacija innovacionnoj jekonomiki [The Informatization and globalization of the innovation economy]. А monograph. ed. by V. S. Balabanov, Moscow, «Science and education», 2008. 263 p.

3. Patlasov, O. Ju. Teorija i praktika predprinimatel'skogo riska : v 2 tt. T1 [Theory and practice of entrepreneurial risk : in 2 t.]. Omsk, 1997. 172 p.

4. About development of small and medium entrepreneurship in the Russian Federation (in edition from December 29, 2015). Federal'nyj zakon Rossijskoj Federacii ot 24 ijulja 2007 g. № 209-FZ. Avialable at Garant: informacionno-pravovoj portal. URL: http://ivo.garant.ru/#/document/12154854/paragraph/25850:1

5. Ignatov V.S., Pimenova D. V. Information space. Structure and functions. Izvestija vysshih uchebnyh zavedenij. Povolzhskij region. Obshhestvennye nauki, 2007. no 3, pp. 3-10.

6. Tarasova, T. N. The multidimensional competitiveness of micro-enterprises tourism: the essence and assessment. Vestnik Sibirskogo instituta biznesa i informacionnyh tehnologij, 2012. no. 2.

7. Djuzheva, M.B., Rogovskaja, N.I. Osnovy biznes-issledovanija: uchebno-metodicheskoeposobie [The basics of business studies: textbook]. Omsk, Omsk state University of means of communication, 2015. 27 р.

© М. Б. Дюжева, Т. Н. Тарасова, 2016

Авторы статьи:

Марина Борисовна Дюжева, кандидат экономических наук, доцент, Омская гуманитарная академия, Омский государственный университет путей сообщения.

Татьяна Николаевна Тарасова, кандидат экономических наук, Омский государственный университет путей сообщения, Сибирский институт бизнеса и информационных технологий.

Рецензенты:

В. А. Коволев, доктор экономических наук, доцент, Омский филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.

О. А. Никифоров, доктор исторических наук, доцент, Омский государственный университет путей сообщения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.