Научная статья на тему 'Информационное обеспечение цифровизации деятельности субъектов туристической отрасли'

Информационное обеспечение цифровизации деятельности субъектов туристической отрасли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
215
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТУРИСТИЧЕСКАЯ ОТРАСЛЬ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ И ИНВЕСТИЦИОННЫЕ РЕШЕНИЯ / INFORMATION TECHNOLOGY / TOURISM / INFORMATION SUPPORT / DIGITIZATION / MANAGEMENT AND INVESTMENT SOLUTIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Болодурина М.П., Мишурова А.И.

Предмет. Цифровизация деятельности субъектов туристической отрасли предполагает интеграцию данных из различных источников и обработку масштабных информационных потоков. В связи с этим возникает необходимость формирования информационной системы, соответствующей требованиям цифровой экономики и удовлетворяющей информационные потребности заинтересованных акторов. Цели. Сформулировать задачи информационного обеспечения цифровизации деятельности субъектов туристической отрасли. Систематизировать и классифицировать источники информационного обеспечения, выявить возможности использования программных продуктов для решения локальных задач акторов туристической отрасли. Методология. Исследование построено на изучении современных достижений в области интеллектуализации принятия инвестиционных и управленческих решений субъектами туристической отрасли. Достижение поставленной цели обеспечивалось использованием методов сравнительного анализа, аналогий, обобщений, классификации, системного и структурного подходов. Результаты. Систематизированы источники, сформулированы требования к информационному обеспечению цифровизации деятельности акторов туристической отрасли. Предложен авторский подход к формированию системы информационного обеспечения цифровизации деятельности субъектов туристической отрасли. Обоснована факторная зависимость выбора и специфики использования программного продукта от целевых установок субъекта туристической отрасли и состояния бизнес-среды. Выводы. Выявлена специфика постановки задач информационного обеспечения для разного типа субъектов туристической отрасли (производителей и потребителей турпродукта, государства и инвесторов). Формирование системы информационного обеспечения цифровизации деятельности субъектов туристической отрасли это процесс объединения разнообразных данных в единое информационное пространство, требующий оперативной и полной верификации поступающей информации, повышения уровня интеллектуализации компаний, разработки отечественных программных продуктов, профессиональных компетенций и уровня подготовки кадров, культуры потребления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Болодурина М.П., Мишурова А.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Information support to digitization of operations of tourism industry entities

Importance Digitization of the tourism industry involves integrating data from various sources and processing of large-scale information flows. This necessitates an information system that meets the requirements of the digital economy and information needs of actors involved. Objectives The study aims to formulate tasks of information support to digitization of the tourism industry activities, systematize and classify sources of information support, identify opportunities of using the software to solve local tasks of the tourism industry actors. Methods We employ the methods of comparative analysis, analogies, generalization, classification, systems and structural approaches. Results The paper defines requirements for information support to digitization of tourism industry actors' activities, presents a uniquely designed approach to information support system creation for tourism operations' digitization, substantiates the factor dependence of software choice and specific use on the targets of the actors and the condition of business environment. Conclusions We unveil the specifics of problem description for information support to different types of entities operating in the tourism industry (manufacturers and consumers of tourism products, the State and investors). Creation of information support system for digitization of activities in the tourism industry is a process of data aggregation into a single information space. It requires rapid and complete verification of incoming information, an increase in the level of intellectualization of companies, development of domestic software products, professional competencies, the level of training and consumption culture.

Текст научной работы на тему «Информационное обеспечение цифровизации деятельности субъектов туристической отрасли»

pISSN 2073-039X eISSN 2311-8725

Эффективность бизнеса

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ

Марина Павловна БОЛОДУРИНА3', Анастасия Игоревна МИШУРОВАь

а кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов,

Оренбургский государственный университет, Оренбург, Российская Федерация

bolodurina@inbox.ru

https://orcid.org/0000-0002-6414-245X

SPIN-код: 6149-7693

ь студентка 4-го курса финансово-экономического факультета,

Оренбургский государственный университет, Оренбург, Российская Федерация

www.stu.ru_5032@mail.ru

https://orcid.org/0000-0002-2748-4530

SPIN-код: 1296-0020

' Ответственный автор

История статьи:

Получена 08.06.2018 Получена в доработанном виде 27.06.2018 Одобрена 11.07.2018 Доступна онлайн 28.09.2018

УДК 338.482.22

С82, D82, G14, L83

Ключевые слова:

информационные технологии, туристическая отрасль, информационное обеспечение, цифровизация деятельности, управленческие и инвестиционные решения

Аннотация

Предмет. Цифровизация деятельности субъектов туристической отрасли предполагает интеграцию данных из различных источников и обработку масштабных информационных потоков. В связи с этим возникает необходимость формирования информационной системы, соответствующей требованиям цифровой экономики и удовлетворяющей информационные потребности заинтересованных акторов. Цели. Сформулировать задачи информационного обеспечения цифровизации деятельности субъектов туристической отрасли. Систематизировать и классифицировать источники информационного обеспечения, выявить возможности использования программных продуктов для решения локальных задач акторов туристической отрасли.

Методология. Исследование построено на изучении современных достижений в области интеллектуализации принятия инвестиционных и управленческих решений субъектами туристической отрасли. Достижение поставленной цели обеспечивалось использованием методов сравнительного анализа, аналогий, обобщений, классификации, системного и структурного подходов.

Результаты. Систематизированы источники, сформулированы требования к информационному обеспечению цифровизации деятельности акторов туристической отрасли. Предложен авторский подход к формированию системы информационного обеспечения цифровизации деятельности субъектов туристической отрасли. Обоснована факторная зависимость выбора и специфики использования программного продукта от целевых установок субъекта туристической отрасли и состояния бизнес-среды.

Выводы. Выявлена специфика постановки задач информационного обеспечения для разного типа субъектов туристической отрасли (производителей и потребителей турпродукта, государства и инвесторов). Формирование системы информационного обеспечения цифровизации деятельности субъектов туристической отрасли - это процесс объединения разнообразных данных в единое информационное пространство, требующий оперативной и полной верификации поступающей информации, повышения уровня интеллектуализации компаний, разработки отечественных программных продуктов, профессиональных компетенций и уровня подготовки кадров, культуры потребления.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2018

Для цитирования: Болодурина М.П., Мишурова А.И. Информационное обеспечение цифровизации деятельности субъектов туристической отрасли // Экономический анализ: теория и практика. - 2018. - Т. 17, № 9. -С. 1710 - 1728.

https://doi.org/10.24891/ea .17 . 9.1710

1710

Удовлетворение информационных потребностей и трансформация практики использования информационных ресурсов усиливают требования к оперативности и верификации информационного обеспечения деятельности субъектов туристической отрасли [1].

Информация является особенным ресурсом, а система информационного обеспечения -непрерывно трансформирующимся пространством, которое допускает реализацию экстенсивного сценария без ущерба для всех компонентов системы. Однако важно не только наполнение информационного пространства, но и интерпретация информации отдельным субъектом [2].

В соответствии с ресурсной теорией, объясняющей различия в эффективности деятельности субъектов экономики разницей составов их ресурсных портфелей, существует взаимосвязь качества отношений со стейкхолдерами и способностью организации получать значимые для нее ограниченные ресурсы [3]. Среди традиционных видов ресурсов информационные занимают особое положение, поскольку подчиняются определенным специфическим законам возникновения, распространения и использования [4]. Динамичность развития среды функционирования субъекта экономики обусловливает непрерывное обновление и увеличение объема обрабатываемой информации, систематизация которой необходима для:

• организации производственных процессов;

• унификации документооборота и технологических процессов ее формирования;

• создания информационной платформы для принятия управленческих и инвестиционных решений;

• эксплуатации и взаимодействия информационной системы и менеджмента компании;

• организации обратной связи с потребителями, партнерами и другими участниками рынка.

При формировании информационного обеспечения цифровизации деятельности субъектов экономики необходимо подразделять данные и информацию, различия между которыми заключаются в степени обработки информационных ресурсов и конкретизации целей их использования [5, 6] (рис. 1).

Формирование информационного пространства для организации деятельности субъекта экономики начинается с анализа двух взаимодополняющих составляющих -внешней и внутренней информационной среды [7]. Совокупность информационной базы во всем многообразии видов информационных ресурсов и специализированных информационных технологий, предназначенных для ее обработки, представляет собой систему информационного обеспечения цифровизации деятельности субъектов экономики.

В рамках нашего исследования выделяется специфика формирования системы информационного обеспечения для заинтересованных акторов туристической индустрии (производители турпродукта, его потребители, государство и инвесторы) [8]. На макроуровне заинтересованным актором является государство в лице органов власти, задействованных в функционировании отрасли, на микроуровне - производители турпродукта (туроператоры, туристические агентства), а также представителей смежных направлений (рестораторы, перевозчики и др.). Формулировка задач развития системы информационного обеспечения с учетом специфики деятельности заинтересованных акторов [5, 9, 10, 11] представлена в табл. 1.

Реализация поставленных задач акторами туристической индустрии осуществляется посредством применения общего и специализированного инструментария, состав которого подвергается периодическим изменениям в связи с появлением новых технологических решений:

• инструментарий информационного обеспечения для формирования информационной базы;

1711

• аналитическо-технологический инструментарий, являющий собой программное и сетевое обеспечение деятельности субъектов туристической отрасли.

Интеллектуализация деятельности требует больших инвестиционных вложений, с одной стороны, а с другой - сопровождается получением значительных выгод субъектами системы [10-16] (табл. 2).

Масштабная цифровизация экономики и формирование системы информационного обеспечения деятельности государства на макроуровне определяется совокупностью содержащейся в базах данных федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, других государственных органов и органов местного самоуправления информации о состоянии туристической сферы и тенденциях ее развития [17].

Использование информационных технологий, обеспечивающих оперативную и полную верификацию поступающей информации и возможность ее обработки, обусловливается эффективностью функционирования задействованных в данном процессе ответственных подразделений [18] (рис. 2).

Наполнение системы информационного обеспечения определяется специфическими свойствами туристического продукта, а именно:

• неосязаемостью туристического продукта и его экспорта (нематериальная природа туристического продукта вызывает сложность его идентификации и оценивания);

• неотделимостью от носителя в случае объектов культурного и археологического наследия;

• мультипликативностью (влиянием развития туристической отрасли на функционирование смежных отраслей);

• многофункциональностью (выполнением туристической отраслью социальных,

экономических, культурных, политических и иных функций);

• технологией производства и особенностями потребления туристического продукта (частичной неисключаемостью и неконкурентностью);

• активной переориентацией на персонализацию как бизнес-процессов хозяйствующих единиц, так и предоставляемых услуг;

• версионированием продукта в зависимости от покупательной способности различных групп потребителей;

• субъективностью (ценность одного и того же компонента информационной системы может варьироваться в зависимости от контекста его использования) [2, 7, 8, 14].

Главной задачей начального этапа формирования системы информационного обеспечения является генерирование информационной базы, чей состав структурно можно представить в виде трех блоков:

• нормативно-справочная информация;

• информация о фактическом состоянии субъекта экономики;

• информация, характеризующая внешние условия функционирования.

Появление новых отраслей информационной индустрии стимулирует субъекты экономики использовать дополнительные возможности повышения эффективности деятельности и расширения границ ведения бизнеса. Систематизация источников информационного обеспечения цифровизации деятельности акторов туристической отрасли представлена в табл. 3.

При принятии инвестиционных и управленческих решений акторами туристической отрасли многообразие информационных источников приводит к возникновению следующих проблем:

• сопоставимость отдельных характеристик, з а к л ю ч а ю щ а я с я в в о з м о ж н о с ти

1712

масштабирования, наличии разных единиц измерения и аналитических периодов;

• своевременность и оперативность (особенно это касается данных, предоставляемых информационно-аналитическими агентствами и статистическими органами);

• точность и достоверность данных;

• детализация информации [5];

• валидность (соответствие информации целям планирования и обоснованность применения в конкретных условиях) [5, 6].

Индустрия туризма является настолько разносторонней, что допускает применение разнообразных информационных технологий, начиная от разработки специализированных программных продуктов, обеспечивающих автоматизацию работы отдельного актора, до использования глобальных компьютерных сетей (рис. 3).

Выбор актором туристической отрасли информационных технологий для цифровизации деятельности зависит от следующих факторов:

• специфики деятельности;

• персонализации бизнес-процессов;

• финансового состояния производителя турпродукта и платежеспособности потребителя;

• компетентности пользователей;

• целей использования программного обеспечения и ожиданий.

Учитывая содержательные особенности каждого элемента представленной модели, возможно использование специализированных информационных технологий (табл. 4).

Таким образом, система информационного обеспечения должна отражать комплексную картину деятельности акторов туристической индустрии путем интеграции всех представленных элементов (рис. 4).

Для формирования информационного пространства знаний необходимо учесть ряд

ф акторов, требую щих структурной перестройки экономики в целом:

• уровень интеллектуализации субъектов экономики, определяющий потенциал и н т е г р и р о в ан и я в д е я т е л ь н о с т ь информационных технологий;

• ограниченный круг отечественных программных продуктов, что повышает степень зависимости от иностранных разработок;

• компетенции персонала, определяющие возможности и успешность внедрения технологических новшеств в бизнес-процессы;

• культура потребления, замедляющая развитие техники динамического пакетирования и индивидуализации предоставляемых услуг;

• подготовка кадров, заключающаяся в соответствии образовательных программ требованиям современного рынка и др.1 [1, 5, 18-21].

В условиях активного развития электронных каналов продвижения турпродукта и усиления требований к его кастомизации наличие подобных характеристик является главной сдерживающей детерминантой роста туристического рынка на ближайшую перспективу. Актуальным решением со стороны субъектов туристической отрасли является усиление роли технологической составляющей при организации своей деятельности и трансформация формируемой системы информационного обеспечения. Использование актуальных технологических решений в организации деятельности субъектов туристической отрасли способствует трансформации традиционного менеджмента организационных структур, меняет компетенции персонала, позволяет решать различные задачи в области управления, внедрения инноваций, цифровизации деятельности.

1 Гохберг Л.М. и др. Перспективная модель государственной статистики в цифровую эпоху // XIX Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества, М.: НИУ ВШЭ, 2018. 35 с.

1713

Таблица 1

Задачи системы информационного обеспечения цифровизации деятельности акторов туристической индустрии

Table 1

Objectives of the information support system for digitization of actors' activities in the tourism industry Группы акторов Задачи системы информационного обеспечения

туристической индустрии_

1. Производители турпродукта Объединение разнообразных данных в единое информационное (туроператоры, турагенты) пространство.

Интеллектуальная диагностика и предикативный анализ рынка. Возможность предоставления регулируемого доступа внешних пользователей к корпоративным данным о движении заказов, ассортименте, возможности получения скидок (благодаря включению в системы динамического пакетирования).

Активизация дистрибутивных каналов продвижения продуктов (посредством контекстной рекламы, глобальных систем интернет-торговли и т.д.). Персонификация деятельности и кастомизация туристического продукта. Повышение скорости принятия решений, снижение влияния человеческого фактора.

Интеграция информации (маркетинг, финансы, кадровые ресурсы, взаимодействие с акторами) и эффективное планирование деятельности _производителя_

2. Потребители турпродукта Повышение уровня кастомизации турпродукта вне зависимости от локации

потребителя.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Предоставление возможности быстро и легко пользоваться сервисами и приложениями.

Возможность дифференциации и конверсии турпродукта в зависимости от целей и возможностей потребителя. Предоставление форм обратной связи с производителями. Повышение информационной прозрачности относительно аспектов _деятельности производителей турпродукта для целей потребителей_

3. Государство Аккумуляция и обработка больших объемов информационных ресурсов.

Создание высокотехнологичных рабочих мест. Повышение скорости реакции на изменения ситуации на рынке. Стандартизация информации и автоматическое формирование документов. Обеспечение эффективной деятельности контролирующих и ответственных органов.

Привлечение внимания к отечественному турпродукту как со стороны новых _производителей, так и со стороны потребителей_

4. Инвесторы Оптимизация оценки инвестиционной привлекательности объектов

инвестирования и процессов принятия инвестиционных решений. Мониторинг тенденций развития и трансформации инвестиционной среды. Возможность оперативного реагирования на рыночные изменения. Поиск потенциальных объектов для инвестирования. Возможность использования в географически распределенных компаниях Расширение возможностей коммуникации с партнерами. Синтез информации о взаимоотношениях с партнерами: наличие и потребность в продукте, циклы продаж, цена продукта и т.д. Участие в деятельности производителей смежных направлений (например, посредством динамического или классического пакетирования). Персонификация деятельности. Ускорение выхода продуктов на рынок.

Мониторинг состояния и оценка эффективности деятельности. Индивидуализация предоставляемых услуг_

Источник: авторская разработка

Source: Authoring

5. Представители смежных отраслей (рестораторы, перевозчики, собственники коллективных средств размещения)

1714

Таблица 2

Преимущества акторов от использования качественного информационного обеспечения Table 2

Advantages of actors from using the high-quality information support

Акторы_Преимущества_

1. Производители Источник создания стоимости. турпродукта Вклад в конкурентную позицию.

(туроператоры, Использование новых дистрибутивных каналов продвижения продукта.

туристические агентства) Экономия на издержках вне зависимости от масштабов деятельности.

Возможность присоединения к глобальному продукту транснациональных корпораций.

Создание цифрового рабочего пространства.

Получение обратной связи от потребителей, что позволяет повышать качество _предоставляемых услуг_

2. Потребители Кастомизация туристического продукта. турпродукта Персонализация предоставляемых услуг.

Сокращение временных и финансовых издержек. _Усиленная защита данных и авторизированный доступ к ним_

3. Государство Увеличение вклада отрасли в ВВП страны.

Повышение безопасности трансакций и хранения данных. Возможность осуществления более эффективного контроля деятельности хозяйствующих субъектов.

Реализация импортозамещения в туристической отрасли.

Реализация актуальных, высокотехнологичных и эффективных инфраструктурных _проектов_

4. Инвесторы Увеличение рыночной капитализации компаний туристической отрасли,

использующих технологии индустриального Интернета вещей. Координация деятельности подразделений, филиалов. Повышение скорости принятия инвестиционных решений.

Осуществление сделок и реализация соглашений автоматически при выполнении _соответствующих условий_

5. Представители Сетевое взаимодействие между производителем и клиентом.

смежных отраслей Участие в динамическом пакетировании туров, что позволяет снизить издержки,

(рестораторы, связанные с простоями.

перевозчики, Получение обратной связи от потребителей, что позволяет повышать качество

собственники предоставляемых услуг.

коллективных средств Синергетический эффект от участия в создании межотраслевого продукта размещения)_

Источник: авторская разработка

Source: Authoring

1715

Таблица 3

Систематизация источников информационного обеспечения цифровизации деятельности акторов туристической отрасли

Table 3

Systematization of sources of information support to digitization of actors' activities in the tourism industry

Источник Описание Блок Решение задач информационного обеспечения

1. Федеральная служба Электронный Информация, Позволяет производить

государственной информационный ресурс, характеризующая различные виды

статистики в свободном доступе внешние условия процедур от наиболее

предоставляющий хозяйствования простых (группировка,

данные об основных ранжирование) до

показателях отрасли сложных математических

2. Территориальные Электронный (например,

органы Федеральной информационный ресурс, корреляционно-

службы государственной в свободном доступе регрессионный анализ)

статистики предоставляющий данные об основных показателях отрасли в региональном разрезе

3. Ростуризм Электронный Нормативно-справочная Предоставление

(Федеральное агентство информационный ресурс, информация. актуальной информации

по туризму) позволяющий получить Информация, для туроператоров

в свободном доступе характеризующая и туристических

нормативно-справочную внешние условия агентств, позволяющей

информацию для функционирования вносить коррективы в

основных субъектов деятельность согласно

туристической отрасли действующему

и о них (в том числе законодательству.

реестр туроператоров Публикация

России), а также статистических данных

статистическую о деятельности основных

информацию субъектов в разрезе

о показателях состояния регионов и страны

и развития туристической позволяет проводить

индустрии различные виды анализа

4. Единая Содержит официальную Нормативно-справочная Возможность

межведомственная статистическую информация. осуществления поиска

информационно- информацию, Информация, по ведомствам, тематике,

статистическая система формируемую характеризующая госпрограммам, периоду

(ЕМИСС) субъектами внешние условия и определенным

официального функционирования показателям отрасли

статистического учета

в рамках федерального

плана статистических

работ

5. Консультант плюс Справочно-правовая Нормативно-справочная Возможность

российская компьютерная информация осуществления поиска по

система, включающая все правовой

правовые акты РФ информационной базе

общего и отраслевого

значения

6. Консорциум «Кодекс» Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации

1716

Предоставляемые рейтинги характеризуют инвестиционную привлекательность регионов, в том числе и их туристический потенциал, риски, связанные с осуществлением деятельности, а также отдельные аспекты функционирования, что может служить руководством для принятия определенных решений_

8. Национальный Рейтинг, Информация, Предоставляемый

туристический рейтинг характеризующий характеризующая рейтинг может служить

туристическую внешние условия руководством для

привлекательность функционирования принятия определенных

субъектов РФ, управленческих

публикуемый и инвестиционных

в свободном интернет- решений

доступе

9. Министерство Предоставление Нормативно-справочная Возможность поиска культуры РФ нормативно-справочной информация справочной информации

информации касательно об объектах культурного

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

объектов культуры, наследия (в том числе по

а также памятников субъектам РФ), а также

истории и культурного предоставление доступа

наследия (а именно к нормативной

ведение Единого и официальной

государственного реестра документации

объектов культурного

_наследия)_

10. Контур Фокус Онлайн-сервис, Информация, Осуществление полной

предоставляющий характеризующая проверки деятельности в ограниченном доступе внешние условия контрагентов полную информацию функционирования о деятельности _контрагентов_

11. Центр раскрытия База открытой корпоративной информации российских информации эмитентов. Является

одним из пяти агентств, уполномоченных раскрывать информацию на российском рынке _ценных бумаг_

12. Первое независимое Онлайн-сервис, рейтинговое агентство предоставляющий FIRA.ru в ограниченном доступе

базу данных предприятий всех отраслей и регионов России с официальной информацией Росстата о финансах,

производстве, ценах и т.д.

использования рейтингов и публикуемых

_исследований_

7. Эксперт РА Рейтинговое агентство, Информация,

предоставляющее характеризующая

в относительно внешние условия

свободном доступе функционирования

исследования, а также составленные рейтинги и экспертные оценки

Информация, Возможность

характеризующая осуществления поиска

внешние условия по компании и отрасли хозяйствования

Информация о фактическом состоянии хозяйствующего субъекта. Информация, характеризующая внешние условия функционирования

Возможность проведения сравнительного анализа между рядом компаний, а также сохранение аналитических отчетов. Работа с информацией о любом предприятии, регионе, отрасли РФ, а также возможность

1717

13. Различные формы внутренней отчетности хозяйствующего субъекта, его подразделений и центров финансовой ответственности (бухгалтерский баланс, данные об

инвентаризации, данные выборочных обследований и т.д.)

14. Различные сетевые Сервисы, Информация, Возможность

ресурсы производителей предоставляющие характеризующая ознакомления

турпродукта, информацию внешние условия с деятельностью

представителей смежных о предлагаемых функционирования конкурентов, а также

отраслей и др. и потребленных услугах установление обратной связи с потребителем, возможность оценки эффективности и качества деятельности, формирование имиджа в среде потенциальных клиентов

Источник: авторская разработка Source: Authoring

Формируемая финансовыми службами предприятия внутренняя отчетность, отражающая фактические данные о его состоянии

Информация о фактическом состоянии хозяйствующего субъекта

Возможность проведения различных видов анализа для дальнейшего планирования финансово-хозяйственной деятельности

1718

Таблица 4

Характеристика программных и сетевых продуктов туристической индустрии

Table 4

Characteristics of software and network products for the tourism industry

Наименование Тип Вид Описание Возможности применения Решение задач информационного обеспечения

1. Представители специализированных информационных технологий

ПК «Мастер- Компьютерные Программный Охватывают все Возможность как создания Организация

Тур», «Само- ресурсы комплекс основные аспекты прайс-листа и каталогов, деятельности

Тур», «CAMO- деятельности расчета реальной и осуществление

Hotel», туроператоров, себестоимости, так и контроля,

FIDELIO и др. гостиниц и т.д. ведения взаиморасчетов с поставщиками, оперативного и управленческого учета проведение мониторинга бизнес-процессов

Airbnb, Tutu, Сетевые ресурсы Глобальные Системы Предназначены для Продвижение

Booking, системы бронирования туров, ознакомления с актуальной продукта через

Aviasales, бронирования номеров в отелях, информацией о ценах, турах, дистрибутивные

Amadeus и др. билетов и т.д. свободных местах и условиях продажи услуг с возможностью последующего бронирования. Данные системы объединяют большое количество субъектов туристической отрасли и представляют собой платформу для реализации услуг каналы, сокращение издержек, связанных со временем и с возможными простоями

BOOKINNA, Платформа Универсальные Дистрибуция туристических Индивидуализация

Travel Tainment динамического конструкторы услуг, конструирование предоставляемых

и др. пакетирования индивидуальных туров на выгодных условиях кастомизированного туристического продукта услуг; повышение эффективности взаимодействия с партнерами на более выгодных

условиях, участие в деятельности представителей смежных отраслей, сокращение издержек, связанных с возможными простоями_

Mapinfo, Компьютерные Географическая Геоинформационная Данные системы позволяют Возможность

ArcGIS, PC- и сетевые информационная система, создавать карты, осуществления

RASTER и др. ресурсы система (ГИС), позволяющая анализировать результаты, мониторинга,

возможности создавать производить расчеты формирование

использования и анализировать новых

сетевых и карты различного туристических

настольных ПО назначения направлений

Travelata, TEZ Мобильные Мобильные Приложение для Система позволяет Повышение

Tour и др. ресурсы приложения для продвижения оперативно сотрудничать эффективности

различных турпродукта с клиентом, предоставляя взаимодействия

операционных и привлечения к нему полный спектр услуг (поиск с клиентами,

систем внимания тура и пр.), включая и дополнительные (построение маршрута, связь с менеджером и др.), а также может представлять собой проведение виртуальных экскурсий, туров и пр. сокращение временных издержек и др.

2. Представители информационных технологий общего пользования в целях субъектов туристической индустр ии

ProjectExpert, Универсальные Программное В основу работы Построение финансовой Контроль состояния

DocsVision, С1, обеспечение положено построение модели проектов, компаний деятельности,

ЛИК и др. финансовой модели (ведение отчетности, автоматизация

компании, составление планов; документооборота, учитывающей описание экономического осуществление изменения окружения; организация взаимодействия экономического электронного с партнерами окружения_документооборота)_

1719

Контур Сетевые

Экстерни и др.

Сетевые сервисы

Яндекс.Директ, Promo-seo и др.

Электронный ресурс, позволяющий представлять отчетность в контролирующие органы через Интернет_

Система защищённого электронного документооборота, позволяющая сдавать отчетность в ФНС, ПФР, ФСС и другие контролирующие органы

Сетевые сервисы

Ресурсы для создания контекстной рекламы

Проведение системной рекламной кампании в соответствии с заинтересованностью самого потребителя

Персонификация

деятельности,

кастомизация

предоставляемых

услуг, активизация

контекстных

каналов

продвижения_

Formula Graphics, Adobe Director, Multimedia Creator и др.

Мультимедийные

Сетевые

и компьютерные ресурсы

Ресурсы для создания электронных каталогов, аудио-, видеосопровождения_

Формирование привлекательного цифрового представления предлагаемого продукта

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Привлечение

внимания

потребителей

Источник: авторская разработка Source: Authoring

1720

Рисунок 1

Уровни обработки информационных ресурсов для цифровизации деятельности Figure 1

Levels of processing the information resources for digitization of activities

Информационные ресурсы в распоряжении субъекта экономики Первичные данные: объем данных, характеризующих общее положение дел и используемых для решения любых задач (отчетность, экспертные отчеты и оценки)

Специфическая информация: обработанный объем данных, направленных на решений определенной задачи

Специализированная информация: обработанный массив данных, предполагающий возможность применения накопленных знаний к новым объектам или периодам времени (прогноз, интерполяция и т.д.)

Источник: [5, 6] Source: [5, 6]

Рисунок 2

Система уровней информационного обеспечения цифровизации деятельности туристической индустрии Figure 2

Levels of information support to the tourism industry digitization

Федеральный уровень управления туристической индустрией

Базы данных Федерального агентства по туризму, Росстата, Министерства культуры РФ и др.

Региональный уровень управления туристической индустрией

Правовая информация, информация о Базы данных о региональных туристических

предпринимательской деятельности в регионе рынках

Муниципальный уровень управления туристической индустрией

Информация, формирующаяся на уровне муниципалитетов относительно развития культуры и туризма

Локальный уровень управления субъектами туристической индустрии

Источник: авторская разработка Source: Authoring

1721

Рисунок 3

Классификация информационных технологий туристической индустрии Figure 3

A classification of information technologies in the tourism industry

Источник: [5, 6, 9, 10, 12] Source: [5, 6, 9, 10, 12]

1722

Рисунок 4

Система информационного обеспечения акторов туристической отрасли Figure 4

An information system for the tourism industry actors

Источник: авторская разработка Source: Authoring

Список литературы

1. Резайян А., Багери Р. Моделирование факторов, влияющих на функционирование сетей знаний // Форсайт. 2018. Т. 12. № 1. С. 56-67.

2. Войтехович А.Н., Масилевич Н.А. Методические аспекты экономической оценки рекреационно-туристического потенциала территории и инвестиций в развитие туризма // Труцы БГТУ. 2013. № 7. С. 92-94.

3. Ивашковская И.В. Управление стоимостью компании: вызовы российскому менеджменту // Российский журнал менеджмента. 2004. № 4. С. 113-132.

4. Недкова А.С. Применение информационных услуг в туристическом бизнесе // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2014. Т. 8. № 3. С. 21-27.

5. Чефранов С.Г., Зарубин В.И. Система информационного обеспечения планирования регионального развития // Новые технологии. 2013. № 1. С. 208-213.

6. Пичкасов А. Кастомизация гостевых ОС, управление гостевой ОС средствами хоста виртуализации // Системный администратор. 2015. № 11. С. 7-11.

7. Ушакова Е.О. Особенности оценки ресурсов территории для развития туристской отрасли // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. № 2-7. С. 259-264.

1723

8. Болодурина М.П., Мишурова А.И. Систематизация критериев для определения инвестиционной привлекательности туристического потенциала территории // Инновационное развитие экономики. 2017. № 2. С. 61-67.

9. Miles I.D., Meissner D., Vonortas N., Carayannis E. Technology Foresight in Transition. Technological Forecasting and Social Change, 2017, vol. 119, pp. 211-218.

URL: https://doi.org/10.1016/j.techfore.2017.04.009

10. Плаксин С.М., Абдрахманова Г.И., Ковалева Г.Г. Интернет-экономика в России: подходы к определению и оценке // Форсайт. 2017. Т. 11. № 1. С. 55-65.

11. Зоргнер А. Автоматизация рабочих мест: угроза для занятости или источник предпринимательских возможностей? // Форсайт. 2017. Т. 11. № 3. С. 37-48.

12. Вапнярская О.И. Модель кастомизированного туристского продукта // Сервис в России и за рубежом. 2014. № 7. С. 147-154.

13. Алипов В. Кастомизация как актуальная тенденция современного рынка цодов // Журнал сетевых решений LAN. 2017. № 7-8. С. 38-40.

14. Стахова Л.В. Преимущества использования динамического пакетирования туров для отрасли и бизнеса // Сервис plus. 2016. Т. 10. № 3. С. 28-35.

15. Сигарев А.В., Косов М.Е. Специфика применения ценовой дискриминации при реализации информационных благ посредством электронной торговли // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2016. Т. 9. Вып. 10. С. 22-30.

URL: https://cyberleninka.ru/article/v/spetsifika-primeneniya-tsenovoy-diskriminatsii-pri-realizatsii-informatsionnyh-blag-posredstvom-elektronnoy-torgovli

16. Полухина А.Н., Шерешева М.Ю., Рукомойникова В.П., Напольских Д.Л. Обоснование сравнительной эффективности реализации туристского потенциала (на примере регионов Приволжья) // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2016. № 5. С. 122-140.

17. Болодурина М.П., Мишурова А.И. Адаптация зарубежного опыта развития туристической индустрии как драйвера роста национальной экономики // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2018. Т. 14. Вып. 1. С. 19-36.

URL: https://doi.org/10.24891/ni.14.1.19

18. Гусева М.С., Амелькина Д.В. Взаимодействие государства и бизнеса в развитии внутреннего и въездного туризма // Ars Administrandi. 2017. Т. 9. № 2. С. 217-236.

19. Соколова А.В. и др. Атлас технологий будущего. М.: Точка, 2017. 192 с.

20. Луценко Е.Л., Николаева П.С., Голик А.С. Имидж региона как инструмент инвестиционной привлекательности // Вестник НГИЭИ, 2016. № 7. С. 66-71.

21. Кузнецов Ю.А., Маркова С.Е. Некоторые аспекты количественной оценки уровня цифрового неравенства регионов Российской Федерации // Экономический анализ: теория и практика. 2014. Т. 13. Вып. 32. С. 2-13. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/nekotorye-aspekty-kolichestvennoy-otsenki-urovnya-tsifrovogo-neravenstva-regionov-rossiyskoy-federatsii

1724

Информация о конфликте интересов

Мы, авторы данной статьи, со всей ответственностью заявляем о частичном и полном отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи. Настоящее заявление относится к проведению научной работы, сбору и обработке данных, написанию и подготовке статьи, принятию решения о публикации рукописи.

1725

pISSN 2073-039X Business Performance

eISSN 2311-8725

INFORMATION SUPPORT TO DIGITIZATION OF OPERATIONS OF TOURISM INDUSTRY ENTITIES

Marina P. BOLODURINA3^, Anastasiya I. MISHUROVAb

a Orenburg State University, Orenburg, Russian Federation

bolodurina@inbox.ru

https://orcid.org/0000-0002-6414-245X

b Orenburg State University, Orenburg, Russian Federation

www.stu.ru_5032@mail.ru

https://orcid.org/0000-0002-2748-4530

• Corresponding author

Article history:

Received 8 June 2018 Received in revised form

27 June 2018 Accepted 11 July 2018 Available online

28 September 2018

JEL classification: C82, D82, G14, L83

Keywords: information technology, tourism, information support, digitization, management and investment solutions

Abstract

Importance Digitization of the tourism industry involves integrating data from various sources and processing of large-scale information flows. This necessitates an information system that meets the requirements of the digital economy and information needs of actors involved.

Objectives The study aims to formulate tasks of information support to digitization of the tourism industry activities, systematize and classify sources of information support, identify opportunities of using the software to solve local tasks of the tourism industry actors.

Methods We employ the methods of comparative analysis, analogies, generalization, classification, systems and structural approaches.

Results The paper defines requirements for information support to digitization of tourism industry actors' activities, presents a uniquely designed approach to information support system creation for tourism operations' digitization, substantiates the factor dependence of software choice and specific use on the targets of the actors and the condition of business environment.

Conclusions We unveil the specifics of problem description for information support to different types of entities operating in the tourism industry (manufacturers and consumers of tourism products, the State and investors). Creation of information support system for digitization of activities in the tourism industry is a process of data aggregation into a single information space. It requires rapid and complete verification of incoming information, an increase in the level of intellectualization of companies, development of domestic software products, professional competencies, the level of training and consumption culture.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2018

Please cite this article as: Bolodurina M.P., Mishurova A.I. Information Support to Digitization of Operations of Tourism Industry Entities. Economic Analysis: Theory and Practice, 2018, vol. 17, iss. 9, pp. 1710-1728. https://doi.org/10.24891/ea.17 . 9.1710

References

1. Rezaeian A., Bagheri R. [Modeling the factors that affect the implementation of knowledge networks]. Forsait = Foresight and STI Governance, 2018, vol. 12, no. 1, pp. 56-67. (In Russ.)

2. Voitekhovich A.N., Masilevich N.A. [Methodological aspects of economic evaluation of recreation and tourism potential of the territory and investment in tourism development]. Trudy BGTU = Proceedings of BSTU, 2013, no. 7, pp. 92-94. (In Russ.)

1726

3. Ivashkovskaya I.V. [Value Based Management: Challenges for Russian Management]. Rossiiskii zhurnal menedzhmenta = Russian Management Journal, 2004, no. 4, pp. 113-132. (In Russ.)

4. Nedkova A.S. [Information service as applied to the tourist business]. Vestnik Assotsiatsii vuzov turizma i servisa = Universities for Tourism and Service Association Bulletin, 2014, vol. 8, no. 3, pp. 21-27. (In Russ.)

5. Chefranov S.G., Zarubin V.I. [Information management system for regional development planning]. Novye tekhnologii = New Technologies, 2013, no. 1, pp. 208-213. (In Russ.)

6. Pichkasov A. [Guest OS customization and management by means of a virtualization host]. Sistemnyi administrator = System Administrator, 2015, no. 11, pp. 7-11. (In Russ.)

7. Ushakova E.O. [Features of assessing the territory's resources or tourism industry development]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Kemerovo State University, 2015, no. 2-7, pp. 259-264. (In Russ.)

8. Bolodurina M.P., Mishurova A.I. [Systematization of criteria for determining the investment attractiveness of the tourist potential of the territory]. Innovatsionnoe razvitie ekonomiki = Innovative Development of Economy, 2017, no. 2, pp. 61-67. (In Russ.)

9. Miles I.D., Meissner D., Vonortas N., Carayannis E. Technology foresight in transition. Technological Forecasting and Social Change, 2017, vol. 119, pp. 211-218.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

URL: https://doi.org/10.1016/j.techfore.2017.04.009

10. Plaksin S.M., Abdrakhmanova G.I., Kovaleva G.G. [Approaches to defining and measuring Russia's Internet economy]. Forsait = Foresight and STI Governance, 2017, vol. 11, no. 1, pp. 55-65. (In Russ.)

11. Zorgner A. [The automation of jobs: A threat for employment or a source of new entrepreneurial opportunities?]. Forsait = Foresight-Russia, 2017, vol. 11, no. 3, pp. 37-48. (In Russ.)

12. Vapnyarskaya O.I. [A model of the customized tourism product]. Servis v Rossii i za rubezhom = Service in Russia and Abroad, 2014, no. 7, pp. 147-154. (In Russ.)

13. Alipov V. [Customization as an important trend in modern data centers market]. Zhurnal setevykh reshenii LAN = Journal of Network Solutions LAN, 2017, no. 7-8, pp. 38-40. (In Russ.)

14. Stakhova L.V. [Advantages of using dynamic packaging of tours for industry and business]. Servis plus = Service Plus, 2016, vol. 10, no. 3. pp. 28-35. (In Russ.)

15. Sigarev A.V., Kosov M.E.[Specifics of price discrimination in sale of information products through e-commerce]. Finansovaya analitika: problemy i resheniya = Financial Analytics: Science and Experience, 2016, vol. 9, iss. 10, pp. 22-30.

URL: https://cyberleninka.ru/article/v/spetsifika-primeneniya-tsenovoy-diskriminatsii-pri-realizatsii-informatsionnyh-blag-posredstvom-elektronnoy-torgovli (In Russ.)

16. Polukhina A.N., Sheresheva M.Yu., Rukomoinikova V.P., Napol'skikh D.L. [The Rationale for Comparative Effectiveness of Tourist Potential Realization (Case Study of the Volga Region)]. Ekonomicheskie i sotsialnye peremeny: fakty, tendentsii, prognoz = Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast, 2016, no. 5, pp. 122-140. (In Russ.)

17. Bolodurina M.P., Mishurova A.I. [Adaptation of foreign experience of the tourism industry development as a growth driver of the national economy]. Natsionalnye interesy: prioritety i bezopasnost' = National Interests: Priorities and Security, 2018, vol. 14, iss 1, pp. 19-36. (In Russ.) URL: https://doi.org/10.24891/ni.14.1.19

1727

18. Guseva M.S., Amel'kina D.V. [Interaction between the State and the business in the development of domestic and inbound tourism]. Ars Administrandi, 2017, vol. 9, no. 2, pp. 217-236. (In Russ.)

19. Sokolova A.V. et al. Atlas tekhnologii budushchego [Atlas of future technologies]. Moscow, Tochka Publ., 2017, 192 p.

20. Lutsenko E.L., Nikolaeva P.S., Golik A.S. [The image of the region as an instrument of investment attractiveness]. Vestnik NGIEI = Bulletin of NGII, 2016, no. 7, pp. 66-71. (In Russ.)

21. Kuznetsov Yu.A., Markova S.E. [Some aspects of digital inequality rating of the RF regions]. Ekonomicheskii analiz: teoriya i praktika = Economic Analysis: Theory and Practice, 2014, vol. 13, iss. 32, pp. 2-13. URL: https://cyberleninka.ru/article7v/nekotorye-aspekty-kolichestvennoy-otsenki-urovnya-tsifrovogo-neravenstva-regionov-rossiyskoy-federatsii (In Russ.)

Conflict-of-interest notification

We, the authors of this article, bindingly and explicitly declare of the partial and total lack of actual or potential conflict of interest with any other third party whatsoever, which may arise as a result of the publication of this article. This statement relates to the study, data collection and interpretation, writing and preparation of the article, and the decision to submit the manuscript for publication.

1728

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.