Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССОВ ГОРОДСКОЙ ЛОГИСТИКИ'

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССОВ ГОРОДСКОЙ ЛОГИСТИКИ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
250
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИКА ГОРОДА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОНЦЕПЦИЯ «УМНЫЙ ГОРОД» / ТРАНСПОРТ / ИНФРАСТРУКТУРА / URBAN LOGISTICS / INFORMATION TECHNOLOGY / «SMART CITY» CONCEPT / TRANSPORT / INFRASTRUCTURE

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Абросимова А. А.

Статья посвящена исследованию особенностей информационного обеспечения процессов городской логистики. Автором статьи исследуется современный уровень развития информационного обеспечения логистики города и его влияние на решение проблем и минимизацию ограничений в рамках городской системы. В статье рассматривается содержание понятий «Городская логистика» и «Информационная логистика», определяются соответствующие виды информационных методов и технологий в рамках концепции «Умный город». На примерах определяется влияние информационных решений по направлениям «Сбор данных, учет и аналитика городского трафика и загруженности инфраструктуры» и «Городская логистическая инфраструктура» на функционирование городских систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Абросимова А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION SUPPORT OF URBAN LOGISTICS PROCESSES

The article is devoted to the study of the features of information support of urban logistics processes. The author of the article examines the current level of development of information support for the city's logic and its impact on solving problems and minimizing restrictions within the city system. The article examines the content of the concepts of «Urban logistics» and «Information logistics», defines the corresponding types of information methods and technologies in the framework of the «Smart city» concept. Examples are used to determine the impact of information solutions in the areas of "data Collection, accounting and analysis of urban traffic and infrastructure congestion" and "Urban logistics infrastructure" on the functioning of urban systems.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССОВ ГОРОДСКОЙ ЛОГИСТИКИ»

Информационное обеспечение процессов городской логистики Information support of urban logistics processes

Абросимова А. А.

Магистрант 2 курса,

Институт магистратуры, образовательная программа «Логистика», Санкт-Петербургский государственный экономический университет,

Россия, Санкт-Петербург

Abrosimova A. A.

2nd year Master's student, Institute of Magistracy, educational program «Logistics», St. Petersburg State University of Economics Russia, Saint-Petersburg

Аннотация.

Статья посвящена исследованию особенностей информационного обеспечения процессов городской логистики. Автором статьи исследуется современный уровень развития информационного обеспечения логистики города и его влияние на решение проблем и минимизацию ограничений в рамках городской системы. В статье рассматривается содержание понятий «Городская логистика» и «Информационная логистика», определяются соответствующие виды информационных методов и технологий в рамках концепции «Умный город». На примерах определяется влияние информационных решений по направлениям «Сбор данных, учет и аналитика городского трафика и загруженности инфраструктуры» и «Городская логистическая инфраструктура» на функционирование городских систем.

Annotation.

The article is devoted to the study of the features of information support of urban logistics processes. The author of the article examines the current level of development of information support for the city's logic and its impact on solving problems and minimizing restrictions within the city system. The article examines the content of the concepts of «Urban logistics» and «Information logistics», defines the corresponding types of information methods and technologies in the framework of the «Smart city» concept. Examples are used to determine the impact of information solutions in the areas of "data Collection, accounting and analysis of urban traffic and infrastructure congestion" and "Urban logistics infrastructure" on the functioning of urban systems.

Ключевые слова: логистика города, информационные технологии, концепция «Умный город», транспорт, инфраструктура.

Key words: urban logistics, information technology, «Smart city» concept, transport, infrastructure.

В современном мире информационные потоки и используемые для управления ими методы и технологии являются неотъемлемой частью жизнедеятельности людей, организации и осуществления деятельности компаний в условиях рыночной экономики, а также функционирования городских структур, их обеспечивающих.

Городская логистика заключается в консолидации, координации и оптимизации информационных, финансовых и материальных потоков, согласовании их с рыночной конъюнктурой и производственным потенциалом городской системы, осуществлении перевозок грузов в контуре жизнеобеспечения города, организации совместного менеджмента процессов предоставления услуг и согласовании совместимых информационных технологий [3]. Ее целью выступает эффективное управление всеми видами потоков для наиболее полного удовлетворения потребностей населения, проживающего на его территории [1, с. 33].

Информационная логистика в рамках логистической системы города - это применение информационных технологий и методов автоматизации для обеспечения бесперебойности работы городской сети и минимизации влияния узких мест на ее работу. Такими узкими местами представляются ситуации в процессах городской логистики, при которых пропускная способность городской системы ограничена одним или несколькими элементами. Например, относительно транспорта такое узкое место может представлять из себя участок дороги со сниженной пропускной способностью по отношению к другим участкам.

«Городские» информационные технологии охватывают широкий класс методов, цифровых и программно-технологических средств, обеспечивающих процессы сбора, управления и обработки данных, а также их создания и распространения для снижения количества узких мест в системе и повышения надежности и эффективности функционирования городской системы.

В наше время большинство эффективных нововведений в сфере информационной логистики создается в рамках концепции «Умный город», которая продвигает применение интеллектуальных систем для планирования транспортных процессов, формирования сопутствующей городской инфраструктуры, дальнейшего стратегического планирования логистики города, а также непосредственного решения вопросов градостроительства. Этот подход помогает усовершенствовать систему управления и взаимодействия государства с обществом, повышает эффективность работы городских служб, повышая при этом качество жизни населения.

«Умное» информационное обеспечение города становится с каждым годом все более актуальным, о чем могут свидетельствовать рыночные показатели в данном сегменте. Так, исследование информационного издания «КоммерсантЪ» [4] показало, что Россия является активным импортером и важным центром развития информационных технологий, хоть и, как и следовало ожидать, закупка комплексных решений для информационного обеспечения процессов городской логистики практически не производится. Реальные размеры мирового рынка информационных технологий городской логистики обозначить сложно, однако примерные оценки все же осуществляются. По оценке исследовательской компании «Markets and Markets», объем этого рынка в 2017 году составлял 425 миллиарда долларов США, а к 2022 году достигнет уже 1,2 триллиона долларов. По другим оценкам (исследовательский центр «Frost&SuUivan»), объем рынка таких технологий в мире к 2025 году достигнет почти 2,5 триллиона долларов.

Именно благодаря системному информационному обеспечению городской логистики, интеграции в контуре «Умного города» современных информационно-коммуникационных технологий возможно осуществление эффективного управления городской инфраструктурой, транспортной системой города и обеспечением на этой основе функционирования образовательных структур, здравоохранения, систем жилищно-коммунального комплекса, социальных структур и так далее. Такая «системность» при формировании и управлении информационными потоками позволяет также учесть и минимизировать влияние следующих «городских» проблем:

- избыточная плотность населения;

- транспортные проблемы (пробки, сложности смени вида транспорта и так далее);

- изменение требований жителей к качеству городской среды и услуг;

- неосведомленность жителей о «возможностях» городской среды (организация информирования о системах пересадок, стоимости комплексных проездных билетов, «прозрачность» решения проблем по обращениям жителей города и так далее);

- низкая скорость решения проблем городской инфраструктуры (например, «затягивание» ремонта дороги в связи с неосведомленностью соответствующих органов исполнительной власти);

- низкий уровень безопасности на дорогах, в городе в целом и т.д.

Важно отметить, что именно благодаря повышению «популярности» применения технологий «Умного города», началась институционализация внедрения информационных технологий в городские системы: появились государственные стандарты и нормы, а также органы, ответственные за контроль их исполнения, возникли национальные и международные ассоциации и рейтинги, начали реализовываться государственные программы поддержки.

Рассмотрим примеры решений для повышения эффективности информационного обеспечения городской логистики в рамках концепции «Умный город» и ее применение в России и других странах мира. В целом основные информационные решения для городской среды можно разделить на два укрупненных направления:

- сбор данных, учет и аналитика городского трафика и загруженности инфраструктуры;

- городская логистическая инфраструктура.

В направление «Учет и аналитика городского трафика» наиболее распространенными являются программные продукты или облачные решения, содержащие комплексную оценку движения. Подавляющее большинство данных информационных решений основаны на технологии Big Data - сборе, хранении и обработке огромного количества геопространственной информации, созданной телефонами, GPS-устройствами, автомобилями и коммерческими грузовиками, фитнес-трекерами, а также данных о состоянии и характеристиках городской инфраструктуры, видах передвижений и так далее.

Их также можно разделить на два типа:

1) оценка состояния и динамики городской транспортной сети и инфраструктурной загруженности для стратегического управления городской системой, выявления узких мест и принятия решений об исправлении -для государства и бизнеса;

2) социальные приложения, направленные на избежание узких мест и «выравнивания» за счет этого плотности потока - для пассажиров и автомобилистов.

Примером информационного решения первого типа может являть продукт «Remix» - платформа, используемая более чем в 300 городах мира, объединяющая всю «логистическую картину» города и позволяющая анализировать взаимодействие и функционирование общественного и личного транспорта, улиц и «новой мобильности» [8]. На основе данной платформы возможно создание сценариев, моделирование загруженности той или иной части транспортной сети и оценка на этой основе влияния предполагаемых изменений на транзитный потенциал участка. Функциональные блоки программы представлены в таблице 1.

Таблица 1. Функциональные блоки продукта «Remix»

Блок Содержание Анализируемые данные

Улицы В рамках данного блока возможно анализировать данные, специфичные для улицы, принимать решения на их основе, разрабатывать концепции дизайна улиц, планировать размещение транспорта и сокращать время для реализации идей. Приоритетное направление в планировании и проектировании отдается людям и безопасности. - Данные о видах транспортных средств и их вместимости (общественный транспорт; - данные об улицах (автомобильных, велосипедных и пешеходных сетях), их реальной и проектируемой пропускной способности с точки зрения транспорта и пешеходов; - данные о средней плотности движения на различных участках города; - данные о безопасности, инфраструктурных и финансовых ограничениях и др.

Мобильность населения Оценка и анализ данных о мобильности населения, формирование политики движения в соответствии с потребностями общества и управление отдельными видами транспорта, например, велосипедами и скутерами. - Данные по транзитам: начальные и конечные точки передвижения населения, частота передвижений; - данные о количестве пассажиров по каждому направлению движения; - данные о движении на автомобильных, велосипедных и пешеходных сетях.

Новая мобильность С каждым новым режимом регулирования городской логистики, с каждой новой разработанной моделью организации движения потоков возникает дополнительная нагрузка на инфраструктуру. Данный блок позволяет использовать данные для оценки влияния «новой мобильности» на - Наборы данных по перемещениях, инфраструктурных центрах притяжения; - данные о взаимодействии различных категорий участников дорожного движения и различных видах транспортных сетей; - данные о приоритетности участников дорожного движения;

существующую систему транспорта, в - предложения по повышению уровня особенности общественного, а также для безопасности, экологичности элементов выбора приоритетов в инвестировании, городской инфраструктуры и комфорта например, на транзитные или велосипедные передвижения. дорожки, переоборудование парковки или __расширение тротуаров и так далее.__

Если предыдущий продукт представлял стратегическую важность для государства и бизнеса, то

следующее программное обеспечение помогает горожанам избегать узкие места, тем самым уменьшая загруженность городской инфраструктуры и выравнивая плотность потока. Таких приложений на данный момент намного больше, так как они не включают в себя сложные системы оценки трафика, анализ узких мест, проектирование решений и так далее, а только оценивают реальную ситуацию на дороге.

В качестве примера можно рассмотреть социальную платформу «Moovit» [7] - мобильное приложение для получения информации об общественном транспорте и навигации. Уникальной особенностью, в отличие от таких платформ, как «Яндекс. Карты», «2ГИС», «Google Карты», является то, что данные о движении общественного транспорта берутся у компаний-перевозчиков и постоянно редактируются благодаря сообществу пользователей, корректирующих неточности и предоставляющих собственные данные о трафике.

Данные о скорости и оптимальном варианте поездки на общественном и личном транспорте в «Moovit» корректируются заранее в зависимости от выбранного времени и дня на основе предыдущих данных, а также оперативно по мере поступления корректировок данных от пользователей, когда как в других платформах изменение времени поездки «доступно» только при планировании поездки на личном транспорте.

При повсеместном внедрении подобных информационных систем с соответствующей им защитой (в перспективе возможно сопутствующее применение технологии блокчейн или, возможно, сквозного шифрования) возможно не только нивелировать влияние узких мест на логистические процессы городской системы, но и постепенно, отчасти «локально» решать проблемы градостроительства, распределения «городского людского потока», а также обеспечивать эффективное планирование и поддержку таких важных направлений функционирования города, как социально-экономические структуры, здравоохранение, поддержка предпринимательства, науки и образования.

При решении вопросов информационного обеспечения логистических процессов города возможно также развития направления «высокотехнологичной» городской логистической инфраструктуры.

Важно отметить, что в данном направлении отсутствуют программные решения, которые позволили бы автоматически формировать сценарии расположения объектов инфраструктуры и оценивать их влияние на скорость и плотность пассажиропотока, на нагрузку тех или иных участков городской системы. Все разработки, а также планирование и проектирование производятся «вручную». Это, в конечном счете, приводит к тому, что все улучшения и мероприятия, направленные на повышение качества информационного обеспечения городской логистики, осуществляются не в комплексе, а отрывочно, без логической взаимосвязи одной разработки с другой, одного направления инфраструктурного развития с другими.

Рассмотрим на примерах наиболее известные технологии, часть из которых также нашла применение и в российских городах.

Так, в мире набирает популярность применение «Умных остановок». На сегодняшний день интенсивный поток транспорта, в особенности, в крупных городах, препятствует подъезду общественного транспорта к остановкам, а далее каждый автобус или троллейбус тратит время на вход и выход пассажиров, что создает «затор», например, в часы пик и в центре. При этом также происходит накопление людей на остановке, так как они не информированы о том, как скоро придет их автобус, что не только неудобно для граждан и неэффективно с точки зрения логистики города, но и опасно в связи с текущей эпидемиологической ситуацией.

«Умные остановки» решают данные проблемы: за счет своей конструкции они могут вмещать большее количество пассажиров, но, что наиболее важно, они обеспечивают пассажиров информацией о городском движении и позволяют им спланировать собственный маршрут более эффективно исходя из реальной ситуации на дороге заранее, то есть они сразу знают, на какой автобус им можно пересесть в случае необходимости. Это увеличивает скорость их прохождения на транспорт; общее время посадки и ожидания уменьшается, а транспортная сеть становится менее загруженной за счет эффективного распределения пассажиропотока на общественном транспорте. Помимо навигационного интерактивного табло с отражением маршрутов общественного транспорта, а также громкоговорящих устройств для слабовидящих, конструкция содержит такие элементы, как система видеонаблюдения, тревожная кнопка, зарядные станции. Таким образом, она не только повышает качество информирования граждан, но и обеспечивает их безопасность и комфорт.

В России такие остановки должны были быть внедрены комплексно в 2013 году в Москве (по плану 558 остановок), и 2015 году - в Санкт-Петербурге (по плану - первые 100 остановок, к 2021 году - 1500 остановок). Однако фактически их установка в Москве началась в 2016 году со 140 пунктов, в Санкт -Петербурге - в 2017 году с установки одного пункта [6, 9]. Большинство остановок подвергалось критике в связи с несоответствием условиям защиты от плохих погодных условий, с неработающими камерами и кнопками связи, а интерактивные карты оказались статичными: лишь в части из них отражалось движение транспорта, а построение маршрута пассажиром самостоятельно оказалось невозможным. Но самое важное, что на данный момент «цель не оправдывает средства»: для подключения остановок к системе ГЛОНАСС потребовалось вложение 50 миллионов рублей в Москве и от 2 до 5 миллионов на установку одной конструкции при фактической стоимости от 0,5 до 1 миллиона. Такие высокие затраты при несоответствии целям - повышении уровня информационной осведомленности граждан, повышения безопасности и комфорта нахождения на остановочных пунктах -свидетельствуют о необходимости пересмотра данного направления улучшения информационного обеспечения города.

Другим примером повышения качества функционирования логистической системы города за счет информационного обеспечения являются «Умные светофоры». Они предназначены для повышения пропускной способности перекрестков с помощью динамического управления сигналами: при применении датчиков движения и камер, которые беспрерывно оценивают загруженность дорог и перекрестков и далее передают эту информацию на сервер, центр управления дает команду переключения сигналов светофоров так, чтобы максимально сократить время пребывания автомобилей на перекрестках. Например, если на одном из направлений наблюдается высокая загруженность, ему продлевается зеленый свет.

В России первые «Умные светофоры» появились также в Москве, испытания прошли более 10 лет назад на участке протяжённостью 7,5 км. В северной части города за полтора года это позволило сократить заторы на 40%. Количество стоящих машин на наиболее загруженных участках уменьшилось в утренний час пик на 30%, а в вечерний - на 6%. Таким образом, благодаря анализу комплексных данных о движении транспорта и оперативному реагированию на изменение загруженности дорог было обеспечено повышение качества транспортной сети города.

Как итог, можно сделать вывод, что с каждым годом в городских логистических системах все более активно осуществляется разработка и внедрение решений, направленных на повышение эффективности информационного обеспечения процессов. Однако на основе применения информационных технологий в России можно сделать вывод, что городские информационные системы развиваются отрывочно и при недостаточном использовании средств планирования, что приводит к тому, что планы развития не совпадают с реальностью и не охватывают все процессы городской логистики. Помимо этого, большинство усилий в данном направлении

концентрируются в Центральном регионе, когда как в них нуждаются все регионы страны. Таким образом, именно комплексный подход к информационному обеспечению процессов городской логистики позволяет минимизировать проблемы и ограничения (в особенности транспортные и инфраструктурные) в данном направлении и обеспечить соответствие требованиям жителей к качеству городской среды, и именно он должен являться одним из стратегически важных направлений развития городских систем в целом.

Список используемой литературы:

1. Букринская Э.М. Логистика города: учебное пособие / Э.М. Букринская - СПб. : Изд-во СПбГЭУ, 2015. - 83 с.

2. Кизим А. Городская логистика на основе интеллектуальных транспортных систем / А. Кизим, С. Селезнева // Логистика. - 2012. - N7(68). - с.30-34.

3. Чурилова М.И. Формирование городских логистических систем обслуживания товародвижения / М.И. Чурилова // Автотранспортное предприятие. - 2012. - N3. - с. 35-38.

4. КоммерсантЪ. О препятствия на пути современных форм урбанизации России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.kommersantm/doc/3668767?tw.

5. Концепция «Умный город» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://city-smart.ru/.

6. Наука и технологии. Цифра дня: Сколько умных остановок установят в Москве до конца года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.ferra.ru/news/techlife/smart-station-30-10-2015.htm.

7. Платформа для городских поездок «Moovit» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://moovitapp.com/.

8. Решение для оптимизации городского общественного транспорта «Remix» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.remix.com/.

9. СМИ о безопасности «Охрана». Установка «Умных остановок» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.ferra.ru/news/techlife/smart-station-30-10-2015.htm.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.