Научная статья на тему 'Информационное обеспечение процессов электронной таможни и мониторинга транспортных средств стран АСЕАН с применением RFID- технологий'

Информационное обеспечение процессов электронной таможни и мониторинга транспортных средств стран АСЕАН с применением RFID- технологий Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
430
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖНЯ / ЛОГИСТИКА / ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ЭЛЕКТРОННЫЙ ДОКУМЕНТООБОРОТ / ТРАНСПОРТ / ИДЕНТИФИКАЦИЯ / ТЕХНОЛОГИЯ / РАЗВИТИЕ / СИСТЕМА / УРОВЕНЬ / CUSTOMS / LOGISTICS / SECURITY / ELECTRONIC DOCUMENT MANAGEMENT / TRANSPORTATION / IDENTIFICATION / TECHNOLOGY DEVELOPMENT / SYSTEM LEVEL

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — До Зуй Ньят, Нгуен Куанг Тхыонг

Автором подчеркнуто то, что важным шагом в создании экономического сообщества стало создание Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Для регулирования таможенных отношений в АСЕАН было заключено Соглашение о создании и осуществлении единого окна АСЕАН. В статье указано, что основу единого окна составляют национальные процедуры стран-участниц. Национальное единое окно (NSW National Single Window) это система, которая предоставляет возможности для единого предоставления и синхронизированной обработки сведений и информации для таможенных целей, а также единого решения о таможенной очистке и выпуске товаров. Показано, что направления взаимопомощи предполагают, прежде всего, предоставление информации таможенной администрацией одного государства-участника по запросу другого государства-участника. Определяется, что информация, необходимая для правильного определения экспортных и импортных налогов и пошлин (о стоимости, классификации и происхождении товаров); для осуществления таможенного контроля (о подлинности предъявленных официальных документов, о законности экспорта товаров с территории запрашиваемой стороны и импорта товаров на ее территорию); для борьбы с контрабандой (о лицах, подозревавшихся, задерживаемых или осужденных за контрабанду, о методах контрабанды и о судах, участвующих в контрабанде). Информация может предоставляться не только по запросу, но и по собственной инициативе государства-участника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Information Support of e-customs and vehicle monitoring ASEAN countries using RFID-technology

Community was the creation of the Association of Southeast Asian Nations (ASEAN). To regulate customs relations in the ASEAN agreement was signed on the establishment and implementation of the ASEAN Single Window. The article stated that the basis for the single window up national procedures of the participating countries. National Single Window (NSW -National Single Window) a system that provides opportunities for single and synchronous processing of data and information for customs purposes, as well as a single decision on the clearance and release of goods. It is shown that the direction of mutual suggest, first of all, to provide information of the customs administration of one State party upon request of another Member State. It is determined that the information necessary for correct identification of export and import duties and taxes (about the cost of classification and origin of goods); for customs control (presented by the authenticity of official documents about the legality of export of goods from the territory of the requested party and imports of goods on its territory); to combat smuggling (of the persons suspected, detained or convicted for smuggling, methods of smuggling and of vessels involved in smuggling). Information can be provided not only upon request but also on his own initiative of the State party.

Текст научной работы на тему «Информационное обеспечение процессов электронной таможни и мониторинга транспортных средств стран АСЕАН с применением RFID- технологий»

Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/ Том 7, №4 (2015) http ://naukovedenie. ru/index.php?p=vol7-4 URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/145TVN415.pdf DOI: 10.15862/145TVN415 (http://dx.doi.org/10.15862/145TVN415)

УДК 339.543

До Зуй Ньят

ФГБОУ «Московский университет радиотехники, электроники и автоматики (МИРЭА)»

Россия, Москва1 Аспирант

E-mail: thuymeovcn@gmail.com

Нгуен Куанг Тхыонг

Федеральный исследовательский центр "Информатика и управление" РАН

Вычислительный центр им. А.А. Дородницына

Россия, Москва Профессор Доктор наук E-mail: thuymeovcn@gmail.com РИНЦ: http://elibrary.ru/author profile.asp?id=769807

Информационное обеспечение процессов электронной таможни и мониторинга транспортных средств стран АСЕАН с применением RFID-технологий

1 125993, Россия, Москва, улица Тверская, дом 11, ГСП-3

Аннотация. Автором подчеркнуто то, что важным шагом в создании экономического сообщества стало создание Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Для регулирования таможенных отношений в АСЕАН было заключено Соглашение о создании и осуществлении единого окна АСЕАН. В статье указано, что основу единого окна составляют национальные процедуры стран-участниц. Национальное единое окно (NSW - National Single Window) — это система, которая предоставляет возможности для единого предоставления и синхронизированной обработки сведений и информации для таможенных целей, а также единого решения о таможенной очистке и выпуске товаров.

Показано, что направления взаимопомощи предполагают, прежде всего, предоставление информации таможенной администрацией одного государства-участника по запросу другого государства-участника. Определяется, что информация, необходимая для правильного определения экспортных и импортных налогов и пошлин (о стоимости, классификации и происхождении товаров); для осуществления таможенного контроля (о подлинности предъявленных официальных документов, о законности экспорта товаров с территории запрашиваемой стороны и импорта товаров на ее территорию); для борьбы с контрабандой (о лицах, подозревавшихся, задерживаемых или осужденных за контрабанду, о методах контрабанды и о судах, участвующих в контрабанде). Информация может предоставляться не только по запросу, но и по собственной инициативе государства-участника.

Ключевые слова: таможня; логистика; обеспечение; электронный документооборот; транспорт; идентификация; технология; развитие; система; уровень.

Ссылка для цитирования этой статьи:

До Зуй Ньят, Нгуен Куанг Тхыонг Информационное обеспечение процессов электронной таможни и мониторинга транспортных средств стран АСЕАН с применением RFID -технологий // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №4 (2015) http://naukovedenie.ru/PDF/145TVN415.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/145TVN415

Для дальнейшего формирования и развития единой таможенной системы стран Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) предполагается создать Модель "Единого окна" с интегрированной информационной системой внешней и взаимной торговли (ИИСВВТ), математическую модель процессов электронной таможни и мониторинга транспортных средств (ТС) в таможенных зонах АСЕАН, а также алгоритмы и методическое обеспечение контроля и идентификации ТС на маршрутах и к подходу таможенных постов стран АСЕАН с применением RFID-технологиями2 [10].

Идея единого таможенного окна стран, входящих в АСЕАН зародилась 9 декабря 2005

года.

Цель единого окна стран АСЕАН:

1) Достичь среднего времени таможенного оформления и выпуска контейнерных отправлений за 30 минут в точке въезда АСЕАН;

2) Осуществлять электронную обработку всех торговых документов и документов, связанных с торговлей.

Национальное единое окно (NSW - National Single Window) для каждой из стран АСЕАН включает:

• единовременную подачу данных и информации;

• единовременную и синхронную обработку данных и информации;

• единовременное принятие решения по таможенному оформлению и выпуску. Уровни развития системы Единого окна АСЕАН представлены на рис. 1.

2 RFID (Radio Frequency Identification, радиочастотная идентификация) - метод автоматической идентификации объектов, в котором посредством радиосигналов считываются или записываются данные, хранящиеся в транспондерах (RFID-метках).

Рис. 1. Уровни развития системы Единого окна АСЕАН [4]

При этом осуществлены процессы гармонизации и моделирования требуемых данных в Едином окне АСЕАН (рис. 2).

Рис. 2. Гармонизация и моделирования требуемых данных в Едином окне АСЕАН [7]

В контексте данных рекомендаций «единое окно» определяется как механизм, благодаря которому стандартизованную информацию и документы в электронном виде можно представлять только один раз.

Мировая практика показала, что единственный способ обеспечить достоверность при обмене электронными документами - это использование электронной цифровой подписи (ЭЦП), выработанной на квалифицированных или усиленных сертификатах. Для этого предлагается применение интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли (ИИСВВТ), являющейся образцом технического решения, который обеспечивает юридическую значимость информационного обмена, как между национальными сегментами, так и с Центральным узлом системы. В составе Центрального узла ИИСВВТ должны быть развернуты сервисы декларации таможенной стоимости (ДТС): Удостоверяющий центр и "Электронный нотариат" (DVCS-сервис). ДТС Центрального узла взаимодействует с ДТС из состава национального сегмента стран АСЕАН. Предложенная архитектура механизма Единого окна стран АСЕАН представлена на рис. 3.

Рис. 3. Архитектура «Единого окна» АСЕАН [2]

В основном в странах АСЕАН применяются модели систем электронной таможни в Южной Корее и Японии (рис. 4). По Корейскому Таможенному оформлению ^стема автоматизации осуществляется на основе технологии EDI (электронного обмена данными), которая состоит из двух систем: CEDIX (экспорт) и CEDIM (импорт). Японская система автоматически устанавливает таможенную процедуру (NACCS), информационную систему (dS), систему управления рисками и системы проверок после очистки. NACCS включается в себе SEA-NACCS.

Рис. 4. Таможенное Единое окно АСЕАН [3]

Электронный процесс представляет собой следующее: любое заявление сохраняется в базе данных NACCS; после получения информации от предпринимателей (контрагентов), NACCS отправляет просьбу вспомогательной системе, которая в дополнение к информации о принятии запроса из OS выдает решение о форме проверки (исследование документов свободного осмотра и физического осмотра товара).

RFID (Radio Frequency Identification, радиочастотная идентификация) - метод автоматической идентификации объектов, в котором посредством радиосигналов считываются или записываются данные, хранящиеся в транспондерах (RFID-метках). RFID-метка прикрепляется к объекту, который необходимо идентифицировать. В RFID-метке хранятся уникальные идентификационные данные об объекте, к которому она прикрепляется. Когда такой отмеченный объект подносится к соответствующему считывающему устройству -RFID-считывателю, метка передает эти данные в считыватель (через антенну считывателя). Затем считыватель читает данные и может ретранслировать их прикладной программе, выполняющейся на компьютере, через подходящие для этого каналы связи. После этого данная программа может использовать уникальные данные для идентификации объекта, поднесенного к считывателю.

RFID-технологии могут найти применение в таможенном деле при решении следующих задач:

• учета и контроля товаров и транспортных средств (ТС) в местах прибытия товара на таможенную территорию стран АСЕАН. Для этого требуется получение информации о прохождении товаров и ТС через определенные "контрольные точки", которыми могут быть места перемещения товаров (места прибытия), склад временного хранения или таможенный склад. Полученная информация сохраняется в базе данных автоматизированной информационной системы таможенного поста. Для этого используются RFID-метки, установленные на подконтрольных изделиях;

проведения таможенной процедуры таможенного транзита.

На практике существуют комплексные разработки с использованием RFГО - для морских контейнерных перевозок. Каждый контейнер оснащается меткой ЯРЮ, содержащей информацию о грузе и скомбинированной с датчиками и передающей данные на центральную станцию сбора данных на борту контейнеровоза, которая передает данные через спутниковую связь. Таким путем владелец груза получает возможность отслеживать местоположение и сохранность груза. Общая архитектура FRID системы представлена на рис. 5. и рис. 6.

Рис. 5. Общая архитектура ЯЕЮ-системы [7]

Рис. 6. Схема КГЮ-системы [1]

В основе ЯПО-технологии (рис. 7) лежит использование энергии электромагнитного поля, что позволяет считывать и записывать данные на специальное устройство - ЯНО-метку. Полученная информация может дополняться или перезаписываться. В памяти метки содержится информация об уникальном идентификационном номере и данные о самом объекте.

Рис. 7. Принцип работы ЕШБ-технологии [5]

Технология прослеживания транспортных средств предназначена для сбора от источников разной физической природы, обработки и визуализации данных о состоянии транспортных средств (ТС) с целью информационной поддержки принятия решений по таможенному управлению.

На стадии подготовки таможенной проверки (когда транспортные средства с грузом еще на маршрутах) разработанная технология обеспечивает прослеживание в реальном времени каждого ТС в процессах: материального и технологического обеспечения груза, инструментальной подготовки, подготовки к проходу через таможенные посты и непосредственной проверке грузов, с целью информационной поддержки управления таможенными процедурами при проверке и очистке товаров.

На стадии таможенного оформления данная технология обеспечивает прослеживание в реальном времени каждого ТС в операциях входного контроля комплектующих изделий, складских операциях с целью информационной поддержки управления таможенными процессами.

Данная технология прослеживания ТС обеспечивает экономию материальных затрат за счет сокращения времени на подготовительные, отчетные операции, повышения достоверности собираемой информации.

Концепция создания системы дистанционного таможенного управления ТС предполагает разработку и внедрение программно-аппаратного обеспечения, которое включает информационно-коммуникационные технологии, в т.ч. сети связи, прикладные и системные программы для компьютеров, информационные системы и информационно-телекоммуникационные сети, базы данных, обеспечивающие функционирование системы. В то же время разработка решений, основанных только на принципах «электронного документооборота» и «цифровых баз данных» (БД), безусловно, приведет к сокращению временных затрат, но не решает проблем обеспечения легитимности и достоверности собираемых данных и далеко не исчерпывает возможности современных информационных технологий (ИТ).

Анализ показывает, что тенденции развития технологий дистанционного таможенного управления и мониторинга ТС развиваются в направлении полной автоматизации процессов на основе комплексного применения технологий автоматической идентификации и RFID-технологий, мобильных терминалов сбора данных с развитой периферией чтения/записи информации от различного вида источников, широкого использования современных локальных и глобальных сетевых инфраструктур, реализации систем с совмещенными информационными и материальными потоками (cyber-physical system, CPS). Технология прослеживания опирается на комплексное использование следующих современных, признанных в мире, информационных, компьютерных и телекоммуникационных технологий широкого применения (рис. 8):

• массовых компьютерных технологий (ПК, операционные системы, СУБД, локальные и глобальные вычислительные сети и т.д.);

• «объектно-ориентированного» электронного документооборота (1);

• автоматической (радиочастотной - РЧИ, штрих-кодовой - ШК) идентификации материальных объектов (2);

• мобильных терминалов (3);

• беспроводных коммуникаций (4);

• «классического» электронного документооборота (5).

Рис. 8. Схема взаимодействия средств ИТ в технологии прослеживания [9]

Технология прослеживания предполагает работу с маркированными объектами. Маркировке подлежат изделия (РЧИ или ШК), находящиеся в обороте бумажные документы (ШК), тара и упаковка (ШК или РЧИ). Автоматизированная технология прослеживания реализуется внедрением программно - аппаратного комплекса (ПАК), включающего, в том числе:

• программную систему «Мониторинга состояния объектов материальных потоков на их жизненном цикле» (МСОМП);

• автоматизированные рабочие места (АРМ) и терминалы пользователей;

• периферийное оборудование терминалов (ридеры, сканеры и т.д.);

• маркированные машиносчитываемыми метками материальные объекты (изделия, документы, тара).

Рассмотрим описание методологии построения высокоскоростной телекоммуникационной сети, обеспечивающей передачу информации от устройств фиксации маршрута ТС в центр управления в реальном масштабе времени. Беспроводная сеть передачи данных должна быть условно разделена на две составляющие: магистральные каналы связи и клиентские точки доступа.

Магистральные каналы связи осуществляют сквозной пропуск информационных потоков между базовыми станциями радиосети и доставку этих потоков в Центр Управления

(ЦУ). В качестве магистральных каналов связи необходимо использовать частотный ресурс 5650 - 6425 МГц. Клиентские точки доступа осуществляют прием и передачу данных от клиентского оборудования (устройства видеофиксации, портативные компьютеры и т.п. со стандартными радиокартами WiFi), находящегося в зоне данной точки доступа, в магистральные каналы связи с последующей доставкой в ЦУ.

Все магистральные каналы связи между базовыми станциями работают в режиме "точка - точка". В качестве оборудования магистральных канатов должны быть использованы радиомаршрутизаторы, облачающие высокой эффективной пропускной способностью (не ниже 120 Мбит/с) и надежностью. Для радиомаршрутизаторов, установленных на одной базовой станции должен быть предусмотрен разнос рабочих частот (не менее 20 МГц) для исключения перекрытия спектра сигнала, излучаемого соседними устройствами, что может привести к нарушению нормальной работоспособности радиоканалов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Буряк Ю.И., Скрынников А.А. Разработка модели классификатора движущихся в составе группы объектов на базе использования средств радиочастотной идентификации // Мехатроника, автоматизация, управление. 2014. №3. С. 42-48.

2. Багдасарян А.С., Багдасарян С.А., Кащенко А.Г., Кащенко Г.А., Николаева С.О., Семенов Р.В. Системный подход к построению системы автоматической радиочастотной идентификации и управления транспортировкой грузов на железнодорожном транспорте // Электроника: Наука, Технология, Бизнес. 2014. №1. С. 12.

3. Вакуленко С.П., Ларин О.Н., Лёвин С.Б., Досенко В.А., Дёмин В.А. Вопросы интеграции технологий радиочастотной идентификации с логистическими процессами доставки // Транспорт: наука, техника, управление. 2015. №1. С. 1214.

4. Гуляев Ю.В., Багдасарян А.С., Кащенко А.Г., Кащенко Г.А., Семенов Р.В. Системный подход к проектированию комплекса средств радиочастотной идентификации для защиты критически важных объектов от несанкцинированного доступа // Теория и техника радиосвязи. 2011. №2. С. 21.

5. Гуляев Ю.В., Багдасарян А.С., Бутенко В.В., Кащенко Г.А., Семенов Р.В. Радиочастотная идентификация: современное состояние, области применения и тенденции развития // Информация и безопасность. 2007. Т. 10. №2. С. 199-222.

6. Дравица В., Решетняк А., Равин И. О развитии возможностей RFID -систем // Наука и инновации. 2015. Т. 4. №146. С. 8-12.

7. Королев В.В. Использование RFID меток для построения гибких производственных систем в машиностроении // Инновационная наука. 2015. Т. 2. №4. С. 30-31.

8. Кочкин И.А., Ягузинская И.Ю. Использование RFID -технологии для управления складским технологическим процессом // Научная мысль. 2015. №2. С. 87-90.

9. Хаханов В.И., Филиппенко И.В. Особенности построения систем радиочастотной идентификации // Передовые технологии. 2008. №6/3. С. 36.

10. Yakubovich V.L. RFID - new level of development // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2015. №17. С. 60-61.

Рецензент: Ветаев Александр Ильич, доктор технических наук, профессор, главный научный сотрудник Southern IT-Univercity IBC.

Do Duy Nhat

Moscow State Technical University of Radioengineering, Electronics and Automation

Russia, Moscow E-mail: thuymeovcn@gmail.com

Nguyen Quang Thuong

Moscow State Technical University of Radioengineering, Electronics and Automation

Russia, Moscow E-mail: thuymeovcn@gmail.com

Information Support of e-customs and vehicle monitoring ASEAN countries using RFID-technology

Abstract. Community was the creation of the Association of Southeast Asian Nations (ASEAN). To regulate customs relations in the ASEAN agreement was signed on the establishment and implementation of the ASEAN Single Window. The article stated that the basis for the single window up national procedures of the participating countries. National Single Window (NSW -National Single Window) - a system that provides opportunities for single and synchronous processing of data and information for customs purposes, as well as a single decision on the clearance and release of goods.

It is shown that the direction of mutual suggest, first of all, to provide information of the customs administration of one State party upon request of another Member State. It is determined that the information necessary for correct identification of export and import duties and taxes (about the cost of classification and origin of goods); for customs control (presented by the authenticity of official documents about the legality of export of goods from the territory of the requested party and imports of goods on its territory); to combat smuggling (of the persons suspected, detained or convicted for smuggling, methods of smuggling and of vessels involved in smuggling). Information can be provided not only upon request but also on his own initiative of the State party.

Keywords: customs; logistics; security; electronic document management; transportation; identification; technology development; system level.

REFERENCES

1. Buryak Yu.I., Skrynnikov A.A. Razrabotka modeli klassifikatora dvizhushchikhsya v sostave gruppy ob"ektov na baze ispol'zovaniya sredstv radiochastotnoy identifikatsii // Mekhatronika, avtomatizatsiya, upravlenie. 2014. №3. S. 42-48.

2. Bagdasaryan A.S., Bagdasaryan S.A., Kashchenko A.G., Kashchenko G.A., Nikolaeva S.O., Semenov R.V. Sistemnyy podkhod k postroeniyu sistemy avtomaticheskoy radiochastotnoy identifikatsii i upravleniya transportirovkoy gruzov na zheleznodorozhnom transporte // Elektronika: Nauka, Tekhnologiya, Biznes. 2014. №1. S. 12.

3. Vakulenko S.P., Larin O.N., Levin S.B., Dosenko V.A., Demin V.A. Voprosy integratsii tekhnologiy radiochastotnoy identifikatsii s logisticheskimi protsessami dostavki // Transport: nauka, tekhnika, upravlenie. 2015. №1. S. 12-14.

4. Gulyaev Yu.V., Bagdasaryan A.S., Kashchenko A.G., Kashchenko G.A., Semenov R.V. Sistemnyy podkhod k proektirovaniyu kompleksa sredstv radiochastotnoy identifikatsii dlya zashchity kriticheski vazhnykh ob"ektov ot nesanktsinirovannogo dostupa // Teoriya i tekhnika radiosvyazi. 2011. №2. S. 21.

5. Gulyaev Yu.V., Bagdasaryan A.S., Butenko V.V., Kashchenko G.A., Semenov R.V. Radiochastotnaya identifikatsiya: sovremennoe sostoyanie, oblasti primeneniya i tendentsii razvitiya // Informatsiya i bezopasnost'. 2007. T. 10. №2. S. 199-222.

6. Dravitsa V., Reshetnyak A., Ravin I. O razvitii vozmozhnostey RFID -sistem // Nauka i innovatsii. 2015. T. 4. №146. S. 8-12.

7. Korolev V.V. Ispol'zovanie RFID metok dlya postroeniya gibkikh proizvodstvennykh sistem v mashinostroenii // Innovatsionnaya nauka. 2015. T. 2. №4. S. 30-31.

8. Kochkin I.A., Yaguzinskaya I.Yu. Ispol'zovanie RFID -tekhnologii dlya upravleniya skladskim tekhnologicheskim protsessom // Nauchnaya mysl'. 2015. №2. S. 87-90.

9. Khakhanov V.I., Filippenko I.V. Osobennosti postroeniya sistem radiochastotnoy identifikatsii // Peredovye tekhnologii. 2008. №6/3. S. 36.

10. Yakubovich V.L. RFID - new level of development // Sborniki konferentsiy NITs Sotsiosfera. 2015. №17. S. 60-61.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.