УДК 378:658.3-057.4
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРИ ПРОГНОЗИРОВАНИИ ПОТРЕБНОСТИ В СПЕЦИАЛИСТАХ В ОТРАСЛИ РЕГИОНА
С. Н. ПАВЛОВА,
кандидат экономических наук,доцент, ведущий научный сотрудник E-mail: [email protected]
А. И. НИКИТИНА, старший научный сотрудник E-mail: [email protected] Институт региональной экономики Севера
Рассмотрены проблемы прогнозирования потребности отраслей экономики в специалистах, оценены существующие основные методы, определены их преимущества и недостатки. Приведены рекомендации по формированию нового подхода к сбору базы данных для прогнозирования и планирования кадров в отрасли региона на основе многомерной информационной системы.
Ключевые слова: отраслевая подготовка специалистов, методика прогнозирования, многомерная информационная система, инновационное развитие региона.
В современных условиях при планировании потребностей отраслей экономики в специалистах особое значение придается информации — ресурсу со специфическими требованиями к методам ее получения и обработки. Это требует принципиально нового подхода к переработке данных об имеющихся трудовых ресурсах и дополнительной потребности в них. В настоящее время предпринимаются попытки исправить положение, в частности вузы открывают новые кафедры по подготовке недостающих специалистов, выполняя целевые заказы, но эти меры не способны решить проблему. В создавшихся условиях, по мнению авторов, особо актуален вопрос проведения мониторинга ситуации в отраслях экономики, отслеживание инвестиционных программ и перспектив развития региона в целом. Необходим также квалифицированный прогноз, обосновывающий потребность в
конкретных специалистах на ближайшее время и в перспективе.
Большое значение придается научному обеспечению взаимосвязанного прогнозирования рынков образовательных услуг и труда, а также разработке механизмов коррекции системы профессионального образования в соответствии с изменением спроса на работников и с учетом ихпрофессионально-об-разовательных качеств.
На основе анализа современного состояния промышленной сферы региональной экономики и образовательных учреждений, по мнению авторов, необходимо выявить разбалансированность в потребности и предложении профессиональных кадров на рынке труда. При этом следует исходить из того, что в целом структура подготовки кадров по всем уровням профессионального образования (высшее (ВПО), среднее профессиональное (СПО) и начальное профессиональное образование (НПО)) для предприятий промышленного комплекса не соответствует существующим и перспективным потребностям развивающихся в регионе производств. По официальным статистическим данным, процент трудоустройства выпускников трех уровней образования колеблется в пределах 60-75 %(рис. 1).
Существующий дисбаланс между структурой подготовки кадров и спросом на выпускников обусловливает необходимость поиска принци-
пиально новых подходов, позволяющих регулировать систему равновесия спроса и предложения на рынке труда. Проблема осложняется недостатком информации о состоянии рынков труда и образовательных услуг.
Для преодоления расхождений соответствия подготовки специалистов и реальной потребности в них разработан методический подход к сбору информации, необходимой для прогнозирования отраслевой потребности в профессиональных специалистах.
В общей системе прогнозных разработок выделяются две группы:
• ресурсные, дающие представление о возможностях общественного и экономического развития (прогнозы демографических процессов, природных ресурсов и научно-технического прогресса);
• целевые, на основе которых определяются социальные проблемы будущего и пути их решения (табл. 1).
Прогнозирование социально-экономических объектов требует учета значительного количества разнообразной информации: конструктивное существо объекта; алгоритмы взаимовлияний его частей; характер внешних воздействий; цифровые (количественные) значения всех параметров; способы управления ресурсами; характер различных ограничений и др. Эти параметры принимаются в качестве исходных положений, которые строятся на основе экономико-математических моделей (рис. 2).
В настоящее время используют следующие методики прогнозирования:
• количественный учет инвестиционного вклада в
спо
2007
□ Всего выпускников
СПО 2008
Всего трудоустроено
Рис. 1. Трудоустройство выпускников по уровням образования в РС (Я)
Таблица 1
Структура методов экономического прогнозирования
Группы методов Методика Подход Комбинированный подход
Ресурсные Прямой расчет (технологический) Расчетный (нормативный) и расчетный (норма по аналогии с другими странами) Нормативный + динамический + экспертные оценки
Динамический подход (поиск тенденций)
Целевые Экспертные оценки (социологический) Социологический опрос работодателей
По программам развития + опросный подход
Модели
Экономико-статистические
Экономико-математические
Детерминистические
Стохастические
Балансовые
Оптимизационные
Линейные
Нелинейные
Рис. 2. Классификация математических моделей, применяемых в экономике
формирование эффективного спроса на рабочую силу;
• применение сценарного подхода при прогнозировании развития рынка труда;
• математическая модель прогнозирования потребностей региональных экономик в специалистах с профессиональным образованием. Каждая методика имеет свои преимущества
и недостатки, но главным и общим недостатком является некорректность (недостоверность) первичных статистических данных, используемых для расчетов (табл. 2).
Результаты моделирования являются основой для принятия управленческих решений после интерактивного согласования результатов с региональными и федеральными органами власти.
В целом существующие модели по прогнозированию потребностей региона в выпускниках системы профессионального образования основаны на принципах проектирования и развития региональных образовательных систем:
• пропорциональное развитие существующих образовательных учреждений и специальностей подготовки (отдостигнутого уровня);
• развитие с целью удовлетворения потребностей личности в образовании (по конкурсу на вступительных экзаменах);
• развитие на основе оплаты студентами образовательных услуг (для выживаемости в условиях рынка);
• развитие на основе удовлетворения потребности региональной экономики и рынка труда (по потребности экономики);
• движение к структуре системы образования в странах/регионах с эффективной рыночной экономикой, близких по территории и структуре экономики (по аналогии).
В результате оценки показателей прогнозирования потребности в специалистах в промышленной отрасли экономики РС (Я) выявлены следующие ключевые проблемы по информационному обеспечению прогноза:
• отсутствие данных о фактическом профессионально-квалификационном составе занятых в экономике;
• отсутствие информации от работодателя об уровне образования персонала;
• недостаток данных по движению и планированию персонала на предприятиях. Единственным источником, дающим обобщенную информацию о кадрах, являются ежегодные издания Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по РС (Я). Кроме того, существует информационный дисбаланс прогнозной информации о потребностях в профессиональных специалистах на рынке труда.
Для устранения перечисленных недостатков необходимо:
• дополнить формы статистической отчетности данными о фактическом профессионально-
Таблица 2
Сравнительные характеристики математических моделей по прогнозированию потребностей экономики в специалистах
Методики Преимущества Недостатки
Количественный учет инвестиционного вклада в формирование эффективного спроса на рабочую силу Механизм формирования эффективного спроса на рабочую силу оказывается более простым по сравнению с ситуацией, когда прибыль является одной из основных целевых установок производителей. Данная методика является важной предпосылкой к созданию универсальных механизмов прогнозирования спроса на кадры различной квалификации Недостаточно широко описываются практические инструменты для составления реальных прогнозов
Математическая модель прогнозирования потребностей региональных экономик в специалистах с профессиональным образованием С учетом ряда допущений «технологическая» методика прогнозирования основана на стандартизированном подходе, формализованном в унифицированную математическую модель, и может применяться для любого субъекта Федерации при формировании государственного заказа на подготовку специалистов по трем уровням профессионального образования Принимаемые допущения не позволяют получать достоверные результаты прогнозирования
Применение сценарного подхода при прогнозировании развития рынка труда Возможность учета нескольких сценариев развития, а также возможность долгосрочного прогнозирования Не учтены дополнительные факторы, которые могут повлиять на структуру занятости населения (миграция, демография, влияние технической модернизации на качество рабочих мест и пр.). Игнорирование этих факторов может существенно отразиться на качестве прогнозов
квалификационном составе специалистов, занятых в экономике, о динамике его изменения по годам;
получить информацию в полном объеме от работодателей об уровне образования и профессиональной квалификации персонала; использовать при прогнозировании в качестве информационных ресурсов официальные документы, принимаемые органами государственной власти: различного рода концепции, стратегии, целевые программы; своевременно отразить в статистическом отчете новые требования к качеству подготовки ра-
бочей силы как в базовом профессиональном образовании, так и в системе переподготовки работников, для координации и ежегодного согласования со службой занятости объемов и профилей подготовки и переподготовки кадров с учетом прогноза развития рынка труда. В настоящее время для гармоничного взаимодействия и взаимообмена трудовыми ресурсами нет эффективной системы мониторинга и прогнозирования потребности в кадрах. Учитывая эти факторы, по мнению авторов, необходимо создать в регионе координационный центр по сбору информационного потока для прогноза потребности в трудовых ресурсах (рис. 3).
Рис. 3. Методика сбора информации для прогноза потребности в трудовых ресурсах
Координация информационных потоков в многомерную геоинформационную систему (ГИС) представляет собой три этапа взаимосвязанных подсистем:
• сбор первичных данных и анализ на уровне предприятия;
• определение потребности в специалистах на уровне отрасли;
• оценка потребности в специалистах на уровне региона.
На формирование этапов ГИС оказывают влияние разнообразные факторы сведения информации в центр мониторинга: анализ и оценка объемов работ; управление производством и сбытом; оценка качества рабочих мест; анализ демографических процессов; анализ рынка труда; анализ рынка образовательных услуг.
Анализ рис. 3 показал, что первый компонент подсистемы имеет сложную задачу оценки и прогнозирования развития качества рабочих мест в различных отраслях экономики. Необходима комплексная экспертиза рабочих мест на соответствие современным социально-экономическим и технологическим стандартам.
Второй компонент подсистемы — прогнозирование развития демографических процессов. Осложняющим фактором является закрытость информации, находящейся в распоряжении органов внутренних дел. Засекречивание информации наносит большой ущерб экономике, так как не позволяет органам управления, занимающимся прогнозом, своевременно предвидеть кризисные ситуации.
Третий компонент подсистемы — анализ состояния рынка труда, занятости и безработицы. Данное измерение является одним из ключевых в формировании и корректировке образовательного заказа системе профессионального образования на подготовку специалистов различных квалификаций.
Четвертый компонент подсистемы — анализ рынка образовательных услуг профессионального образования. Включение этого измерения в многомерную модель обусловлено необходимостью изучения существующего состояния рынка образовательных услуг, а также выявления тенденций его развития.
Пятый компонент подсистемы — анализ объемов производства отраслей народного хозяйства в регионе.
Все компоненты в виде информационных потоков собираются в центре мониторинга и
координации информационных потоков ГИС в целях формирования государственного заказа на подготовку специалистов.
Многомерная прогнозная информация позволит по-новому рассмотреть процесс формирования у выпускника образовательного учреждения и у действующего работника компетентности ориентации и адаптации на рынке труда.
Во-первых, наличие информации о географически распределенной реальной потребности предприятий региона в кадрах позволит учреждениям профессионального образования осуществлять процесс формирования образовательной политики на качественно новом уровне.
Во-вторых, наличие информации о состоянии и тенденциях развития рабочих мест предприятий даст будущим выпускникам возможность шире рассмотреть процесс своего профессионального образования.
В-третьих, многомерная информация о состоянии рынка труда и прогнозах его развития, представленная в виде карты ГИС, позволит более обоснованно формировать государственный заказ на подготовку специалистов.
Необходимо разработать единую информационную программу для прогнозирования спроса и предложения на рынке труда, так как одним из главных инструментов при использовании статистических методов прогнозирования является соответствующее программное обеспечение. Отсутствие такой программы, которая должна быть доступна для всех заинтересованных сторон, удлиняет процесс прогнозирования.
Особую актуальность в этом плане приобретают вопросы взаимодействия образовательных учреждений, отраслевых профессиональных объединений и государства в лице профильных министерств. Чтобы производительные силы работали в развивающемся режиме, необходимо создание отраслевого комплекса профессионального образования, который является наиболее оптимальным. Когда система образования находится внутри отраслевой структуры, на порядок возрастает качество подготовки специалистов. Для гармоничного взаимодействия и взаимообмена трудовыми ресурсами на сегодня нет эффективной методики мониторинга и прогнозирования потребности в рабочих кадрах.
Результатом всех этапов является эффективный прогноз потребности трудовых ресурсов региона в целом посредством внедрения предложенной авторской многомерной ГИС координации потоков
информации в единый центр мониторинга, в ко- 3. тором ожидается активизация повышения уровня развития региона, в частности, повышение уровня его социально-экономического развития.
Список литературы
1. Бекетов Н.В., Ковров Г. С., Павлова С.Н. К 4. вопросам качества подготовки кадров в области управления инновациями // Комплексная оценка деятельности вуза как мониторинг системы качества образования и воспитания: матер, межрегион, науч. -метод, конф. Февраль 2005 г. Якутск, 2005. С. 29—31. 5.
2. Никитина А. И., Николаев М. В. Инновационный подход в образовательной системе отраслевой подготовки специалистов (на примере алмазогранильной промышленности) // Региональная экономика: теория и практика. 2010. № 16 (151) С. 27-32.
Никитина А. И. Состояние системы подготовки кадров для предприятий алмазно-бриллиантового комплекса Республики Саха (Якутия) // Региональная межвуз. науч. -практ. конференция «Системные преобразования высшего учебного заведения в условиях перехода к многоуровневой структуре обучения». Март2010г. Охлопкова Н. В., Павлова С. ^.Информацион-ные технологии в учебном процессе // Новые технологии и проблемы инновационной политики в республике Саха (Якутия): сб. науч. тр. регион, науч. -практ. конф. Февраль 2004г. Якутск, 2004. С. 256-258. Павлова С. Н., Сотникова Т. В. Развитие системы подготовки специалистов в области инновационного менеджмента // Инновационные процессы в управлении предприятиями и организациями: сб. статей II Межд. науч. -практ. конф. Ноябрь 2003 г. // Пенза: Приволж. Дом знаний, 2003. С. 58-60.