ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРИ ПОСТРОЕНИИ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИНАНСЫ И КРЕДИТ» Винникова Ирина Сергеевна, к.э.н., доцент (e-mail: [email protected]) Кузнецова Екатерина Андреевна, старший преподаватель (e-mail: [email protected]) Ротанова Валерия Александровна (e-mail: [email protected]) Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, г.Нижний Новгород, Россия
Реализация образовательного процесса в высшей школе-это процесс, подразумевающий использование эффективных и действенных источников информации. Построение занятия подразумевает не одностороннюю подачу информации, но и реализацию поиска ответов на ряд вопросов обучающимися самостоятельно. В статье рассматривается вопрос построения информационного обеспечения на занятиях по дисциплине «Финансы и кредит», обосновываются принципы построения информационной образовательной среды в вузе, описывается информационная модель образовательной среды, обоснована необходимость использования студентами справочно-правовых систем. На примере НГПУ им. К. Минина рассматривается реализация на практике электронной информационно-образовательной среды и построение информационного обеспечения дисциплины.
Ключевые слова: информационное обеспечение, электронная информационно-образовательная среда, модель ЭИОС, финансы и кредит, Moodle, электронная библиотека, «Гарант», «Консультант Плюс».
Информационное обеспечение при построении занятий в вузе - это совокупность различных систем информации, которые необходимы для обеспечения учебных дисциплин; именно они помогают реализовывать различные формы обучения.
Обучение в целом можно представить в виде совокупности информационных процессов, основные из них: получение и обработка учебной информации студентами, управление учебным процессом со стороны преподавателя, информационный обмен между субъектами учебного процесса. При построении занятий по дисциплине обязательно нужно учитывать все описанные информационные процессы, поскольку неэффективное использование любого из них может значительно снизить результативность обучения.
Информационное обеспечение при построении занятий в вузе может включать следующие компоненты:
Рисунок 1 - Компоненты информационного обеспечения в вузе
В настоящее время существует общепринятый подход к понятию информационного обеспечения, который заключается в построении информационно-образовательной среды (ИОС), или электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС) [1].
ЭИОС предполагает обеспечение студентам и преподавателям доступа к информационным ресурсам, их хранение и коммуникацию субъектов учебного процесса. В большинстве случаев учебные материалы предоставляются в электронном формате.
Основная задача ЭИОС заключается в объединении и предоставлении студентам различных сервисов, необходимых для осуществления учебного процесса. ЭИОС должна включать не только учебный материал, но и организационный, то есть содержать сведения об учебном плане, расписании занятий, журнале успеваемости и т.д. ЭИОС должна быть единой, то есть все материалы должны находиться в одном месте, чтобы студенты могли в полной мере удовлетворить свои информационные потребности. ЭИОС должна строиться на основе систем, которые максимально доступны и широко распространены. Кроме этого, ЭИОС предполагает наличие различных модулей, в которых студент сможет пройти тестирование, загрузить электронную работу на проверку преподавателю, посмотреть свою успеваемость и т.д.
На основе описанных выше принципов может быть построена модель ЭИОС. Модель представляет собой схему, описывающую связь между различными элементами электронной информационно-образовательной среды.
Элементы модели ИОС:
- информационные образовательные ресурсы;
- приемники информации (студенты);
- связи между элементами;
Информационные образовательные ресурсы, используемые студентами самостоятельно в процессе обучения, могут быть классифицированы по различным критериям. Информационные ресурсы могут быть локальными или распределенными. Локальные источники информации находятся в собственности университета, они размещены в электронных библиотеках вуза, на его сайте и в других связанных с вузом порталах. Распределенные
источники не относятся к вузу, они находятся на различных ресурсах сети Интернет.
Информационные ресурсы можно также разделить по характеру взаимодействия между источником и студентом. В таком случае выделяют интерактивные и неинтерактивные ресурсы.
Интерактивные ресурсы дают возможность обмениваться информацией между источником и студентом, что позволяет сделать процесс более индивидуальным, поддерживать активные формы обучения, автоматизировать контроль хода обучения. К интерактивным источникам можно отнести учебные порталы, электронные образовательные материалы, тестирования, ,шк1-ресурсы. Взаимодействие с неинтерактивными ресурсами носят однонаправленный характер между носителем информации и студентом. К неинтерактивным источникам можно отнести электронную библиотеку, учебные фильмы, печатные методические пособия и т.д.
Модель ЭИОС в общем представлении выглядит следующим образом:
Рисунок 2 - Информационная модель ЭИОС [6, с. 42]
Данная схема отображает связи между участниками образовательного процесса и информационными образовательными ресурсами. По количеству взаимодействующих участников связи могут выглядеть следующим образом:
- «к-одному» ([^ 1]),
- «один-всем» ([1 ^ п]);
- «один-с-одним» ([1 ^ 1]);
- «все-с-одним» ([п ^ 1]);
- «все-со-всеми» ([п ^ п]) [6, ^ 41].
Цель изучения дисциплины «Финансы и кредит»: получение студентами теоретических экономических знаний о функционировании финансовой
системы в стране и практических навыков расчётов финансовых показателей в области финансов и кредитования.
В процессе изучения дисциплины «Финансы и кредит» каждый студент должен научиться:
- понимать содержание таких понятий, как «финансы» и «кредит»;
- самостоятельно анализировать ситуацию в финансовой системе страны и выделять основные тенденции развития государственных финансов, страхования, финансов предприятий; применять новые знания на практике в процессе анализа фактов экономики в стране;
- оценивать эффективность финансовых инструментов;
- рассчитывать такие финансовые показатели, как уровень инфляции в стране, денежное обращение, инвестиционные доходы;
- определять состояние государственного бюджета, муниципальных бюджетов и бюджетов субъектов РФ, а также внебюджетных фондов;
- анализировать новые разработки и достижения в финансово-кредитной сфере, данные статистики, нормативно-правовые документы;
- делать выводы о результатах расчета и связывать их с принятием управленческих решений [5, с. 7].
Кроме этого, студент должен научиться решать задачи по кредитованию, денежному обращению, доходам и расходам разных субъектов страны.
Рассматривая построение занятий по дисциплине «Финансы и кредит», стоит отметить, что отличительной особенностью обучения студентов по данной дисциплине является необходимость работы с правовой информацией. По этой причине возникает потребность в использовании различных платформ, содержащих актуальную правовую информацию. Такими платформами могут являться справочно-правовые системы «Консультант Плюс» и «Гарант» [2, с. 66]. Они доступны всем, у кого есть доступ в интернет, и являются отличными помощниками студентам, изучающим финансовые дисциплины.
Студенты самостоятельно совершают работу в данных системах, осуществляют поиск нужных сведений по рекомендации преподавателя.
В таких справочно-правовых системах, как «Гарант» и «Консультант Плюс», студенты могут найти следующую информацию:
- нормативные правовые акты, проекты законов;
- консультации по финансовым и юридическим вопросам;
- формы документов;
- справочную информацию по актуальным курсам валют, размерам ставок и т.п.
Обе системы существуют в виде интернет-версий и мобильных приложений для различных операционных систем. Каждый студент может скачать себе мобильную версию на свой смартфон для большего удобства и более быстрого поиска необходимой информации. Мобильные версии позволяют делать закладки, осуществлять поиск по ключевым словам. Ин-
формация в системах регулярно обновляется и является актуальной в каждый момент времени.
Таким образом, важным условием эффективного учебного процесса по дисциплине «Финансы и кредит» является включение данных справочно-правовых систем в ЭИОС.
Не менее важным источником информации для студентов являются библиотеки. В НГПУ им. К.Минина каждый студент прикреплен к электронно-библиотечной системе и имеет индивидуальный неограниченный доступ ко всем файлам в библиотеке из любой точки мира при условии наличия сети Интернет. В электронной библиотеке студент, обучающийся дисциплине «Финансы и кредит», может найти учебники по финансам, различные статьи периодических изданий, а также статьи, рекомендованные ВАК [4].
Электронная информационно-образовательная среда ЭИОС успешно реализуется на базе Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина (НГПУ им. К.Минина).
Всем обучающимся Мининского университета обеспечивается доступ к современным профессиональным базам данных и информационным справочным системам, их состав определяется в рабочих программах дисциплин. Электронная информационно-образовательная среда Мининского университета обеспечивает:
- открытость информации об учебных планах, рабочих программах дисциплин, о различных видах практик, доступ к изданиям электронных библиотек и другим электронным ресурсам, описанным в рабочих программах;
- контроль над ходом учебного процесса, промежуточными результатами деятельности студентов;
- проведение всех видов занятий и процедур оценки результатов обучения;
- создание электронного портфолио студентов с возможностью добавления рецензий и оценок на их работы и достижения;
- взаимодействие между участниками учебного процесса, студентами и преподавателями, включая синхронное и асинхронное взаимодействие с помощью сети Интернет [3, с. 10].
Мининский университет работает с такими порталами, как платформа "^Ы, платформа для проведения онлайн-трансляций РгиГШе, портал открытого образования Мининского университета, а также основной и наиболее часто используемый - портал «Электронное сопровождение образовательных программ Мининского университета», развернутый на базе довольно популярной системы управления обучением - учебного портала МооШе.
Рисунок 3 - Элементы портала «Электронное сопровождение образовательных программ Мининского университета»
В вузе на данном портале реализуются курсы по дисциплине «Финансы и кредит» для различных форм и уровней обучения. Всех студентов, начинающих осваивать дисциплину «Финансы и кредит», подключают к соответствующему курсу. В электронном курсе данной дисциплины студентам представлен новостной форум, где обучающийся может увидеть предстоящие события. Каждый студент может ознакомиться с методическими указаниями, рекомендуемым списком интернет-источников и дополнительной литературы, глоссарием, журналом успеваемости по дисциплине и т.д. Курс состоит из нескольких разделов, по каждому из которых доступны лекции, презентации, видеоролики, различные рекомендации, а также задания для самостоятельной работы студентов в формах тестирования, контрольных и практических работ, исследовательских и творческих заданий и т.д. При наличии вопросов студент может вступить в чат с преподавателем в этой же системе.
Таким образом, информационное обеспечение при построении занятий по дисциплине «Финансы и кредит» как часть ЭИОС позволяет обеспечить все потребности субъектов учебного процесса как в учебно-методических и организационных материалах, так и в средствах коммуникации, обеспечивающих управление обучением. Важным условием эффективного учебного процесса по дисциплине «Финансы и кредит» является создание ЭИОС, которая будет включать в себя интерактивные платформы, электронные курсы, электронно-библиотечные системы, справочно-правовые системы и иные ресурсы.
Грамотно построенная электронная информационно-образовательная среда полностью обеспечивает студентов всей необходимой информацией, включая организационную сторону обучения, что значительно облегчает образовательный процесс для преподавателей и студентов. На базе Мининского университета такая электронная информационно-образовательная среда успешно реализована. Она позволяет студентам, изучающим дисциплину «Финансы и кредит», получать полную информацию о построении учебного процесса. ЭИОС Мининского университета в
полной мере реализует все запланированные цели и задачи дисциплины «Финансы и кредит».
Список литературы
1. Гущин А.В., Льноградский Л.А. Миссия педагогических вузов в условиях информатизации общества. - Нижний Новгород: Вестник Мининского университета. - 2016. - №1. - 12 с. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/missiya-pedagogicheskih-vuzov-v-usloviyah-informatizatsii-obschestva
2. Костяев С.В. Финансы, денежное обращение и кредит: рабочая программа дисциплины для студентов. - Тула: Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации. - 2015. - 68 с.
3. Основная профессиональная образовательная программа высшего образования по профилю подготовки: Финансы и кредит. - Нижний Новгород: Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. - 2015. - 24 с.
4. Поклад Ю. И., Пышненко А. Н., Рашев И. А., Сагитова Л. К. Информационное обеспечение учебного процесса в Белгородском государственном университете. - Белгород: Белгородский государственный университет. - 4 с.
5. Рожков И.В. «Информационное обеспечение маркетинговой деятельности компании». Рабочая программа дисциплины для студентов, обучающихся по направлению 080200.68 «Менеджмент», магистерская программа «Финансовый маркетинг». - М.: Финансовый университет, кафедра «Маркетинг», 2012. - 21 с
6. Стариченко Б.Е. О построении информационного обеспечения учебного процесса в вузе / Педагогическое образование в России. - 2012. - С. 39-44. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/o-postroenii-informatsionnogo-obespecheniya-uchebnogo-protsessa-v-vuze
Kuznetsova Ekaterina Andreevna, senior lecturer (e-mail: [email protected])
Vinnikova Irina Sergeevna, Cand.Econ.Sci., associate professor (e-mail: [email protected]) Rotanova Valeria Aleksandrovna
(e-mail: [email protected])
Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, N.Novgorod, Russia INFORMATION SUPPORT IN CONSTRUCTION OF CLASSES ON THE DISCIPLINE "FINANCE AND CREDIT"
Abstract. The implementation of the educational process in higher education is a process involving the use of effective and efficient sources of information. The construction of a lesson involves not one-sided presentation of information, but also the implementation of the search for answers to a number of questions by students themselves. The article discusses the issue of building information support in the classroom on the discipline "Finance and Credit", substantiates the principles of building an information educational environment at the university, describes the information model of the educational environment, justifies the need for students to use reference and legal systems. For example, NGPU them. K. Minin discusses the implementation in practice of the electronic information educational environment and the construction of information support for the discipline.
Keywords: information support, electronic information-educational environment, EIOS model, finance and credit, Moodle, electronic library, «Garant», «Consultant Plus».