Научная статья на тему 'Информационное обеспечение научных исследований (из опыта НБ ОмГТУ)'

Информационное обеспечение научных исследований (из опыта НБ ОмГТУ) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
238
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ РАСПРОСТРАНЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ / ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ РУКОВОДИТЕЛЕЙ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / АБОНЕНТ / БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ИНФОРМИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Захарова С. П.

Представлен опыт научной библиотеки ОмГТУ по информационному обслуживанию пользователей. Особое внимание уделено системе избирательного распространения информации и дифференцированному обслуживанию руководителей (ИРИ/ДОР): составу абонентов, тематике запросов, показателям обслуживания. Представлена динамика увеличения охвата всех категорий пользователей информационным обслуживанием. На основе анализа статистики использования баз данных определена зависимость показателей от информированности пользователей о ресурсах: количество обращений к базам данных значительно (в разы) увеличивается при использовании Web-технологий и новых форм информирования. Сделаны выводы о необходимости дальнейшего развития и расширения, улучшения качества услуг информационного обслуживания

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Захарова С. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационное обеспечение научных исследований (из опыта НБ ОмГТУ)»

УДК" 075 5 001 R9I 097 7

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАУЧНЫ X ИССЛЕДОВАНИЙ (ИЗОПЫТА НБ ОМГТУ)

С. TI ~kix;rxiK;i

Омский государственный технический унибсра.тктг., г. Омск, Россия

Аннотация - Представлен опыт научной библиотеки ОмГТУ по информационному обслуживанию iiiuihiiitci ipjieií. Огш'ц» khiimíihup улеленп снпеме («Гшрл елкншu juriijiuriр;шнннм hhi[iii|im;iiiiiii и дис}»-фернн iihjii>k;<hhii4i\ иГнлужиклнин! р\ ьгпкищ i e.ieu (ПРИ ~ЮР): »»паку апиненшк, iHMiHkf ciiijiih ok, показателям обслуживания. Представлена динамика увеличения охвата всех категорий пользователей информационный обслуживанием. На основе анализа статистики использования баз данных определена зависимость показателен от информированности пользователей о ресурсах: количество обрашеннн к базам данных значительно (о разы) увеличивается при использовании Web технологии и новых форм информирования. Сделаны выводы о необходимости дальнейшего развития и расширения, улучшения качества услуг информанионного обс луживания.

Клктпиае. г.тка и{Гш^щюьнпр рагнрппранение инфнрминии, шфференцирпьэннпе нГ)г.1\жнн;<нни руководителей, информационное обслуживание, абонент, библиографическое информирование.

I Вньдьниь

Одннм нз направлений «Программы развития опорного университет* является Модернизация научно-исследовательской и лннсвадноннок деятельности. предусматривающая обеспечение международного и всероссийского признания научных результатов сотрудников ОмГТУ'. повышение конкурентоспособноеih техни-чя ких и Тгхншниннп'ких ра:<]и(и»н)к h.i [ч ннкг рншшия научных иггледжанийм [1] Согласно Пршриммг, к Омском государственном техническом университете '«к 2020 году плакируется достижение следующих качественных прорывов в образовательной деятельности нсвогс вуза: становление новой модели организации образовательного. научко-нссделозагтельского н инновационного процессов на основе кластерного подхода, формирование шшовациоппоп инфраструктуры мирового уровня. обеспечение высокого уровня научных исследова ннй н роста публикационной активности» L1J-

Одннм нз аспектов выполнения данных задач является ннфермаиионнал поддержка научных и сброзова-

INIhHhlX ЩХЧрЛММ уНИНГрГИ ТП>1, ГОДСГЙГГКМС ПОКЫШГНИИ) llyful НИЛНИОННОИ ЯК I ИКНО." IИ ПрифгЧ COJH Ы1-

нрткуршггг-лчгкош «"хкчлна (ППС)

Вузовские библиотеки большое внимание уделяют библиографическому информированию как дифференцированному (система ИРИ/ДОР), так к недифференцированному (массовому). В каждой конкретной библиотеке библиографическое информирование имеет свои особенности.

Научная библиотека ОмГТУ традиционно обслуживала абонентов системы ИРИ/ДОР по вопросам, связанным г их ид\1иниг1]1Я1ичной д-н1глкн1Ч"1 к*>. уи]мю1гнигм кмс ним учгпным чакгдгнигм М^ШДНМШ И ИГЛЯКИ И-К(1И КМС'ШГЙ 111К<1ЛЫ ТгМЫ, 1К) мгшрми (Н у|||.Г1-|КЯЯЛ(М:Ь И ж]н>|!М ИрОЧЛНИГ У ИТ1ИК11Г* НИГ К учим. С'риИНЧ/ЩИИ унгй-НОП» И|ШЦГСЧ'Я Инфо[:МНН.И(>ННК1Г ГГКН(>.1С1ГИИ, К(К11И1'Л1ГЛЫ«Й1 ЛГИ1СМ1ЬН(КГ11». КИЧГГГКО I|ГгрИЧ)ЖИ1ГЛКНК1Х уг_|у|

комплексная безопасность ву$ов. трудоустройство еыггус хникое. профоркснпилюкнля работа. УчктыЕгя. что обслуятванке абонентов ПРИ/ДО? являлось одной ш обязлннишеи сотрудника снравично-библнографического отдела, а индивидуально? информирование требует больших трудозатрат, число абонентов было невелико Гтаол. 1)

ТАБЛИЦА I ПОКАЗАТЕЛИ ИРИ/ДОР ЗА 2014 ГОД

2014 ДОР Аооненты 9 Темы 15 Сообщения 300

ИРИ 13 13

ГТ ПССТДНОНКД ЧАЛАЧТТ

На гисударсшешшм уровне лро.чшое ыкн.у.гшие в иасшмшее время уделяется повышению ну б ликаиионной акшвь.очи ученых. Сошьет счвенно. о^беш-.ое значение приобретет информационнее сопровождение научных исследовании. Библии 1ске нгиблодшю сшпемагшнриьатъ обеспечение инфирманней профессарско-препсдавспельс кого состава о публикациях. содержащих сведения о лее л едких достижениях науки и техники, о мировых тенденциях развития научных исследований по различным направлениям техники и технологий. Для более полного, релевантного и оперативного обеспечения информационных потребностей администрации, ученых к преподавателей Ом11У руковсдстзсм библиотеки было принято решение о создании в структуре ькднп-цснгрс. ссктора информационного обслуживания

Н целях расширения 1шфсрмацнош1ых сервисов в 201-1 году оыло проведено аш<етнрова1ше декапоо фа культетов директоров институтов. заведующих кафедрами В результате исследования был сформирован новый перечень абонентов к тем 111'И н ДО!1 [таол. 2).

ТАБЛИЦА 2 ПОКАЗАТЕЛИ ИРИ/ГОР ЗА 2015 ГОД

2015 Абоненты Темы Сообщения

ДОР ИРИ ТТ. МП 10 34 Вы1 1(1.1 ИГ НИГ 10 44 План 19 73 ВКПП»1НГНИГ 19 92 ГТлин 1300 Вьлн11:нгниг 557 1324

Ш. ТЕОРИЯ

В связи с включением в информационное обслуживание научных теле ППС по сравнению с 2014 годом ко-шгчество абонентов выросло в 2,5 раза, количество км — в ' раза.

В кастояшее время абонентами системы ДОР является администрация вуза. По системе ИРИ обслуживаются профессора, заведующие кафедрами (по научным темам и вопросам высшей школы}, деканы факультетов и институтов, руководители аспирантуры. сотрудники Регионального центра содействия трудоустройства выпускников^ учебно-методического управления, редакции журнала «Омский научный весгник». отдела международных и общественных связей по тематике нх информационных запросов.

ТАБЛИЦА 3

СПОС ОБЫ ДОС ТАВКИ ДОКУМЕНТОВ АБОНЕНТАМ ИРИ ДОР

Способ ДОР ИРИ

доставки Абс. % Абс %

Полные тексты эл. почта 168 667 5С%

Полные тексты г.оти$ 21 А% 19 А%

Полные тексты {печатные копни) канцелярия 337 6С% 281 21%

Сообщения эл. почта 31 6% 22%

Списки, созоры эл. почта - - 21 3%

IV Обсуждение результатов

ТТнМИрМЛЦИЛН Н'.)Г ГОГ. iy лИКИНИГ ДОЛЖНО СПКГЧИГК |]Г(Х1КаНИ1И НОП})гГх)№1НЖ>[Т1И ибоНГНШН Н 1ЮЛН01ГКС-10-

вой информации. поэтому в настояпгее время основное внимание уделяется прелоетлвлению полных текстов публикаций (табл. 3). Большая часть информации в езязи с предпочтениями абонентов отправляется по электронной почте (табл. 3). Значительна* часть информации передается в печатном зиле через осонй отдел и непосредственно в приемные для администрации вуза. Небольшое количество передастся по СУБД LOTUS (внутрнвузовекая локальная сеть). Таким образом, основная цель информационного обслуживания предоставление вновь пэявляюппися документов, необходимых для научной и преподавательской деятельности, выполняется при помощи информационных технологии Данные способы передачи информации позволяют не только оперативно установить контакт с абонентами и своевременно предоставить необходимые публикации, но н осуществить обратную связь с абонентами

К днофереицнрозахшым видам обслуживашся можно отнести пе только систему ИРИ/ДОР. по и ипформа циошюе обслужшкшне кафедр, шшоваииошолх цеглроо ОмГТУ. Для данных rpvrin пользователей также ха рактериы долговремегапле запросы в соответствии с научными паправлешымн их деятельности. Библиотека ОмГТУ большое внимание уделяег информированию каоедр о ресурсах, новой литературе, тестовых доступах к БД. услугах и шгформацнепиых продуктах библиотеки. Приведем показатели информационного сбслужива 1ШЯ кафедр и шшоооцненных центров. Например, за 1 клартая 20i б года были отправле1лл сообщения о досту пах к БД на 106 кафедр и в инновационные центры. 1172 преподавателям: 93 обзора - на 7S кафедр и 255 преподавателям.

На электронную лечту кафедр и инновационных центров были отправлены обзоры изданий и» ЭБС «Лань». «IPPJocoks», «Znaniumcom»: обзоры ингернег-источников по разлнчнвш темам (например. «Научная публикация е зарубежном журнале ресурсы для авторов*. ¿Диссертации: зарубежные коллекции в открытом доступе»), путеводители по интернет-ресурсам, приглашения на тренинги: информация о тестовых доступах. На элек--рпиную почту преподавателей отттралтя.-иг--» опяорчт шданий Hi ЭБС с подробчкш оттнганием содержания коллекций. письма о тестовых доступах к ресурсам.

РиГГМОЩИМ динамику (»Гц!й1ЦГНИЙ К БД ИЛ примгрг КШ1ЛГК1 1.ИИ компании FRSCO (гибл 4) Огчплико iipt»-С.1ГЛИНЙР1ГИ уНГЛИЧГНИГ КОЛИЧГЧГКН OtlJI/ИЦГНИЙ К /.016 11>ду I»: :Ч1ИКЧГНИК» Г ?.01 1 К1ДОМ Ви*НК1М фнКПТрОУ |*l-глл инижатпгй ГГИ.Ш индивидуальное* инс]ю[:мHjitm-iHMr о д|х*гуиг но -алгп^хжне^й ночгг И]т1(|дани1мги. игни-|мн юк кяфгдр

ТАБЛИЦА 4

СТАТИСТИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ТЕСТОВОГО ДОСТУПА К KOJUlEK_UlHM КОШ 1АН11И ЕВ SCO

Посещения Осени Полные тексты Анноташш

201 5 16 33 R 4

2015 7S02 32255 512S 2300

Нгдиффгргниир-лнянног (миг.сикос) обглу жик-шиг нричкано содгй(л кокиж инфо;>ми[ч>кнник< нггх к;ипорий Ш1ЛК.ЧОНИ1ГЛГЙ, :«ин1г}гспмнн||1х к шпгмйгичи:»!*« получении гкгдгний о ряурсях и углушх биЬлжпгки Гнпймлжнегкн получили НОЖХ'ГИ I) рГ[:у1НЛХ И лцугнг КИ1ПЩ1ИИ ЧИ1И1ГЛГЙ Ж'НИрИНГМ, МЯГИГфИНГМ. студрн-

ты. сотрудники ОмГТУ. Тралишюнно информация о новых ресурсах. тестовых доступах размешается на сайге университета и библиотеки, на стендах, в том числе Института заочного обучения, на страничке библиотеки в социальной сети БКснгакте. В 2016 голу было организовано информирование всех категорий пользователей, зарегистрированных в ЭБС АРБУЗ по электронной почте: сообщения с доступе к ЭБС Лань и ¿нашит сот были отправлены 4624 пользователям. Несомненное преимущество информирования по электронной почте не только в оперативности, но и в возможности обрашой связи. Например, получив запросы от пользователей, сотрудники сектора удаленно зарегистрировали всех желающих работать в ЭБС /пдптп сот.

v вьтедь: и заключение

Таким образом, стратегия информационного обслуживания, направленная на расширение количества абонентов. усиление индивидуального, избирательного обслуживания, привела к увеличению количества обращений к информационным ресурсам библиотеки и позволила перейти на качественно новый уровень обслуживания.

Возросла роль сетевых технологий: в основном, абоненты ИРИ/ДОР ооетташваются полными текстами публикаций по научным темам по электронной почте. Те. что потребность в такси услуге существует, свидетельств',лот результаты исследования по координации подписки к взаимоиспользооа1лпо периодических иода шш вузовскими библиотеками г. Омска, проводимого Омским областным методическим объединением бнб лиотек вузов, кафедрой бнблиотечпо информационной деятельности ОмГУ им. Ф. М Достоевского. НБ

ОмГТУ. Аваояз анкет ОмГТУ показал, что преподавателям в равной степени удобно работать и с печатной, и с электронной формой периодических изданий (1S иг 25 респондентов). В случае отказа библиотеки от подписки на журнал для них предпочтительнее предоставление конин статен (бумажной нлн электронной) (18 нз 25 респондентов). Эти цифры говорят о том, что в профессорско-преподавательской среде существует потребность в обеспечен™ полными текстами публикаций и соответственно перед библиотекой стоит задача активизировать работу в этом направлении

Большое значение имеет обратная связь, понимание того, насколько полно и точно удовлетворяются информационные запросы абонентов. Благодаря отзывам абонентов о качестве информационного обслуживания можно оперативно реагировать на изменение их информационных потребностей. Далеко не все абоненты присылают отзыв на то нлн иное сообщение. Но есть абоненты, которые постоянно откликаются на присланную информацию и присылают отзывы: «Благодарю Научную библиотеку ОмГТУ за очень полезные сообщения, переданные на кафедру ИВТи (Потапов В. И., профессор), «Спасибо га подборку статен по моему информационному запросу. Предложенные публикации оказались очень полезными » (Суриков В. И. профессор): «Огромное спасибо! Статьи очень полезны и абсолютно соответствуют запросу» (В. И. Левченко, профессор): «Спасибо за публикации, которые будут полезны для совершенствования учебного процесса с учетом новых требовании:«. «Благодарю вас за Интернет-путеводитель по биотехнологии» (С. И. Артюхова. профессор) и др.

Планируется дальнейшая работа по расширению списка пользователей для информационного обслуживания. т. к. далеко не у всех преподавателей были выявлены адреса электронной почты, не все читатели библиотеки прошли регистрацию в ЭБС АРБУЗ. Существуют трудности и при выявлении и подборе публикаций по информационным запросам абонентов (узкая тема, по которой мало публикаций, сложно ежемесячно найти нужную информацию и т.д.).

Для содействия обеспечению высокого уровня научных исследований и роста публикационной активности ППС в планах сектора информационного обслуживания -разработка хля сайта НБ ОмГТУ раздела «Исследователю» и изучение влияния информационного обеспечения научных исследований на публикационную активность. Необходимо регулярное проведение анализа эффективности информационного обслуживания для коррекции запросов и требований потребителей информации при помощи изучения статистических показателей, использования метода анкетировании индивидуальных бесед.

СПИСОК .ЩЛГЕРАТУРЫ

1 Зыбнна И. Утверждена «Программа развития опорного университета» ! ОмГТУ. URL: http://www.onigiu-ru.T'?eid= 123В0 (дата обращения: 04.05.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.