Научная статья на тему 'Информационное обеспечение населения в условиях чрезвычайных ситуаций с использованием текстовых сообщений сотовой связи'

Информационное обеспечение населения в условиях чрезвычайных ситуаций с использованием текстовых сообщений сотовой связи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
917
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПОВЕЩЕНИЕ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ / ПОРАЖАЮЩИЕ ФАКТОРЫ / СОТОВАЯ СВЯЗЬ / ТЕКСТОВЫЕ СООБЩЕНИЯ / ВОСПРИЯТИЕ ТЕКСТОВЫХ СООБЩЕНИЙ / ДЕЙСТВИЯ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ / THE NOTIFICATION AT THE EMERGENCY SITUATIONS / STRIKING FACTORS / CELLULAR COMMUNICATION / TEXT MESSAGES / PERCEPTION OF TEXT MESSAGES / ACTIONS AT EMERGENCY SITUATIONS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Дурнев Роман Александрович, Лукьянович Алексей Викторович, Котосонова Алена Сергеевна

В первой статье этой серии установлены преимущества и недостатки способа оповещения населения при чрезвычайных ситуациях с использованием текстовых сообщений сотовой связи. Обоснована актуальность проведения научных исследований структуры и содержания текстовых сообщений, семантических аспектов их восприятия, а также обоснования параметров сообщений для реализации правильных действий в чрезвычайных ситуациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Дурнев Роман Александрович, Лукьянович Алексей Викторович, Котосонова Алена Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Informing the Population in Emergency Situations Using Text Messages of Cellular Communication

In the first article of this series advantages and shortcomings of a way of the notification of the population are established at emergency situations with use of text messages of cellular communication. Relevance of carrying out scientific researches of structure and contents of text messages, semantic aspects of their perception, and also justification of parameters of messages for realization of the correct actions in emergency situations is proved.

Текст научной работы на тему «Информационное обеспечение населения в условиях чрезвычайных ситуаций с использованием текстовых сообщений сотовой связи»

УДК 614.8.013:316.772:621.396

Информационное обеспечение населения в условиях чрезвычайных ситуаций с использованием текстовых сообщений сотовой связи

ISSN 1996-8493

© Технологии гражданской безопасности, 2013

Р.А. Дурнев, А.В. Лукьянович, А.С. Котосонова

Аннотация

В первой статье этой серии установлены преимущества и недостатки способа оповещения населения при чрезвычайных ситуациях с использованием текстовых сообщений сотовой связи. Обоснована актуальность проведения научных исследований структуры и содержания текстовых сообщений, семантических аспектов их восприятия, а также обоснования параметров сообщений для реализации правильных действий в чрезвычайных ситуациях.

Ключевые слова: оповещение при чрезвычайных ситуациях; поражающие факторы; сотовая связь; текстовые сообщения; восприятие текстовых сообщений; действия при чрезвычайных ситуациях.

Informing the Population in Emergency Situations Using Text Messages of Cellular Communication

ISSN 1996-8493

© Civil Security Technology, 2013

R. Durnev, A. Lukyanovich, A. Kotosonova

Abstract

In the first article of this series advantages and shortcomings of a way of the notification of the population are established at emergency situations with use of text messages of cellular communication. Relevance of carrying out scientific researches of structure and contents of text messages, semantic aspects of their perception, and also justification of parameters of messages for realization of the correct actions in emergency situations is proved.

Key words: the notification at the emergency situations; striking factors; cellular communication; text messages; perception of text messages; actions at emergency situations.

Анализ показывает, что одним из возможных путей оповещения населения об угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций (далее — ЧС) является использование технологий сотовой связи, в том числе с применением услуг рассылки текстовых сообщений.

Преимуществом применения данных услуг в указанных целях является, во-первых, сокращение времени оповещения. Стандартный цикл действий населения при оповещении включает много отдельных операций и требует значительных временных затрат. Например, услышав сигнал оповещения (звук сире-

ны, для приведения в действие которой также необходимы затраты времени), нужно включить радиоприемник или телевизор, найти требуемый канал (не все спутниковые, местные, кабельные и др. каналы будут передавать предупреждающую информацию) и принять информацию о правилах поведения, действиях по защите при ЧС. Текстовое сообщение на мобильный телефон приходит практически мгновенно и сразу же становится доступно для абонента.

Во-вторых, преимуществом является и более адресный характер оповещения с помощью техноло-

гий сотовой связи. Информация о границах зоны ЧС, характере распространения поражающих факторов (далее — ПФ), их источников позволяет с точностью «до соты» определить территорию охвата населения оповещением, ввести градации территорий оповещения (ближе к очагу поражения — только самая необходимая информация по защите и спасению, дальше — более обширные сведения о правилах поведения при распространении ПФ) (рис. 1).

Рис. 1. Территории зон оповещения с точки зрения воздействия ПФ источника ЧС

В-третьих, это широкий охват населения. В работе [1] отмечается, что большинство существующих технических средств оповещения морально устарело, их технический износ составляет значительный уровень. Более 50% средств нуждается в реконструкции, количество неработосопособных средств оповещения составляет около 85%, число бытовых радиоточек для оповещения за последнее десятилетие сократилось в несколько раз. Несмотря на предпринимаемые в последнее время серьезные меры [2], охват населения традиционными средствами оповещения находится пока на очень низком уровне. В то же время средства сотовой связи получили распространение практически у всего населения нашей страны.

И, наконец, четвертое преимущество связано с простотой восприятия предупреждающей информации. В традиционном процессе оповещения задействовано множество технических средств, некоторые из которых не реализуют функции непосредственного доведения сведений о правилах поведения в условиях опасности. Например, прерывистый звук сирены является достаточно абстрактным сигналом (знаком). У большинства людей он вызывает чувство тревоги и не всегда ассоциируется с необходимостью приема дополнительной информации с использованием средств теле- и радиовещания.

Другие средства хотя и предназначены для непосредственной передачи такой информации, но эффективность восприятия информации с помощью них также недостаточна. Так, сообщения диктора телевидения воспринимаются, в основном, на слух, в виде звуковой информации. В то же время известно,

что текстовая информация гораздо лучше усваивается людьми, что способствует ее анализу, длительному запоминанию и т.п. [3—5]. Не случайно многие люди, принимая звуковую информацию, стараются перевести ее в текстовую форму (например, записи служебных совещаний, конспекты лекций и т.п.).

Конечно же, у способа оповещения населения с помощью текстовых сообщений сотовой связи есть и определенные недостатки. Это и сложности их восприятия людьми пожилого возраста, и трудности в привлечении к ним внимания в ночное время, и их ограниченный объем, и возможность их несанкционированной рассылки и др. Но, несмотря на это, при развитой системе обучения населения основным способам приема предупреждающей информации и в комплексе с другими способами оповещения использование таких сообщений может иметь высокую эффективность.

Все текстовые сообщения сотовой связи реализуются с помощью таких сервисов, как SMS, Live Screen, Cell Broadcast и др. С точки зрения оповещения принципиальные технические отличия в реализации данных сервисов заключаются в следующем.

Стандартное сообщение сервиса SMS рассылается адресно каждому абоненту сотовой связи с использованием его персонального номера. Рассылка осуществляется по тому же каналу сотовой сети, что и телефонные звонки. Это в ряде случаев может ограничивать охват населения в определенный период времени (например, на начальном этапе развития ЧС, в рамках которого абоненты активно пользуются голосовой сотовой связью). Кроме того, пропускная способность самих операторских SMS-центров редко превышает одну тысячу сообщений в секунду [6]. Но даже у федеральных операторов сотовой связи в городах количество данных центров незначительное. Поэтому темп оповещения населения при ЧС может быть недопустимо низким.

Преимуществом текстовых сообщений о правилах безопасного поведения формата SMS является то, что оно хранится в памяти сотового телефона и к нему можно, при необходимости, неоднократно обращаться.

В то же время услуги Live Screen и Cell Broadcast используют не номер абонента, а определенную географическую локацию — соту или группу сот. При этом такие сообщения рассылаются практически мгновенно всем абонентам, находящимся в данной локации, и не загружают основные каналы сотовой связи. Само сообщение отображается на экране телефона и после окончания трансляции исчезает с экрана. Только некоторые модели телефонов поддерживают функцию их дальнейшего хранения и просмотра.

К недостаткам данных услуг можно отнести и слабую их распространенность в нашей стране, и возможность получения только при работающем в данный момент телефоне и некоторые другие.

Следует отметить, что для всех рассмотренных сервисов определенные недостатки текстовых сообщений с точки зрения использования в процессе оповещения связаны с их ограниченным объемом. Так, на примере SMS, одно сообщение содержит до 140 байт алфавитно-цифровой информации [7]. При использовании 7-битной кодировки (латинский алфавит и цифры) можно отправлять сообщения длиной до 160 символов, 8-битной (немецкий, французский язык) — до 140 символов. Для поддержки других национальных алфавитов (русского, китайского, арабского и др.) используется 16-битная кодировка. В этой связи текст сообщения, написанный кириллицей, не может превышать 70 знаков, что в значительной степени ограничивает описание сложившейся ЧС и выдачу рекомендаций по защите.

Выходом из данного положения является сегментирование сообщений. Но при этом часто в телефонах вводится ограничение на количество сегментов в сообщении [7]. Телефоны, которые не поддерживают сегментирование, отображают каждый сегмент как отдельное сообщение. Это также накладывает определенные трудности на использование услуг SMS для оповещения населения. Например, при получении и восприятии первого сегмента сообщения, в котором приводятся только параметры произошедшей ЧС, у абонента может возникнуть тревожное состояние или даже паника, которая воспрепятствует прочтению следующих сегментов с информацией о порядке действий при опасности.

Отечественный опыт использования текстовых сообщений сотовой связи для оповещения населения связан, в основном, с рассылкой предупреждающей информации в процессе проведения учений в области защиты от ЧС. При этом оценивался только охват населения и время доведения сообщения. Характер восприятия полученной информации, правильности последующих действий не анализировался.

В условиях реальной ЧС оповещение населения с использованием сотовой связи проводилось в ходе предупреждения и ликвидации ЧС в Краснодарском крае в июле 2012 года [8]. Заблаговременно, до развития наводнения, проводилась рассылка текстового сообщения с предупреждением о возможной опасности, просьбой воздерживаться от поездок в определенных направлениях, призывом к внимательности и осторожности и информацией о телефоне горячей линии Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю.

Непосредственно в период катастрофического наводнения в г. Крымске также проводилось оповещение жителей с помощью SMS, однако его эффективность была, к сожалению, крайне низкая. Это связано с тем, что данные сообщения рассылались около 2 часов ночи, в период ночного отдыха. Кроме того, именно в это время вследствие высокого уровня воды эвакуация из собственных жилищ была уже значи-

тельно затруднена. И, наконец, аварийное отключение электроснабжения, в том числе базовых станций сотовой связи, значительно ограничило охват населения мероприятиями оповещения.

Кроме того, оповещение населения с использованием SMS осуществлялось в январе 2013 г. при возникновении и развитии крупной аварии на магистральном водопроводе в г. Костроме [9]. При этом сообщение с информацией о «понижении давления водоснабжения», «необходимости запасать питьевую воду» и «просьбой сохранять спокойствие» пришло через несколько часов после аварии. В связи с опозданием и потерей актуальности данное оповещение также было неэффективным.

Говоря о зарубежном опыте, следует отметить, что в США на сегодняшний момент завершается тестирование новой системы оповещения с использованием сотовой связи об угрозе природных бедствий

[10]. Национальная метеослужба рассылает абонентам на определенной территории специальные текстовые сообщения с предупреждением о возможных ураганах, наводнениях, пылевых бурях и торнадо. Для реализации данных мероприятий правительство США заключило соглашение с крупнейшими сотовыми операторами. В sim-карты телефонов, которые работают на территории страны, имплантируется особый чип. Это позволяет гарантированно довести сообщение до абонента даже в случае нарушения в районе сотовой связи.

Получаемое сообщение отражается на целом экране и сопровождается особым звуковым сигналом и вибрацией. Определенный интерес вызывает то, что для привлечения внимания населения, привыкшего к частым угрозам, используются специальные «устрашающие» словосочетания («массовые разрушения», «катастрофические последствия» и т.п.) [10].

В Англии и ряде других стран население также в обязательном порядке предупреждается об угрозе и возникновении стихийных бедствий с помощью SMS

[11].

Таким образом, анализ свидетельствует о целесообразности оповещения населения об угрозе и возникновении ЧС с помощью текстовых сообщений сотовой связи. В то же время, причинами снижения эффективности данного способа оповещения являются следующие:

несвоевременность оповещения населения — после развития ЧС, а также в ночное время. В последнем случае без установки специального звукового сигнала для привлечения внимания граждан к предупреждающему сообщению, а также в связи с отсутствием осознанного отношения к необходимости держать сотовый телефон во включенном состоянии в период угрозы ЧС, результативность такого оповещения будет близка к нулю;

нерациональный охват населения. В некоторых

ситуациях часть населения, которая подвергается воздействию ПФ источников ЧС, не оповещается. В ряде других — осуществляется доведение предупреждающей информации до людей, расположенных в местах, безопасных с точки зрения воздействия ПФ. Это, в свою очередь, вызывает у них чувство тревоги и паники;

недостаточная приспособленность оборудования базовых станций к возможным сбоям электроснабжения в условиях ЧС, отсутствие резервных источников питания, дублирования каналов передачи сообщений и другие.

Все вышеперечисленные проблемы носят технический характер и, как показывает отечественный и зарубежный опыт, могут быть успешно решены с применением современных информационно-коммуникационных технологий. Более серьезные проблемы, как представляется, связаны с психофизиологическим и семантическим характером мотивации населения к приему текстовых сообщений, их правильного восприятия и осмысления, а также инициирования последующих действий по обеспечению собственной безопасности и безопасности окружающих людей. Очевидно, что как бы эффективна ни была техническая составляющая данного способа оповещения — без осознанной потребности воспринимать сотовый телефон не только как источник повседневной коммуникации, но и как средство оповещения, без выработки умений правильно воспринимать и реагировать на текстовые сообщения — действенность его будет невысокой. В этой связи анализ психосемантической составляющей восприятия сообщений и действий в соответствии с их параметрами представляется актуальным.

Для оценки отношения абонентов к мероприятиям по оповещению с использованием SMS, а также готовности к восприятию содержательных аспектов оповещения проводился социологический опрос, результаты которого приведены в [6]. В данном социологическом опросе приняли участие студенты Государственного специализированного института искусств и Московского авиационно-технологиче-ского института им. К.Э. Циолковского с разными уровнями подготовки в области безопасности жизнедеятельности.

Результаты опроса показали следующее: респонденты готовы получать SMS-услуги оповещения при ЧС в подавляющем большинстве случаев, значительная часть из них — даже на платной основе;

большинство респондентов хотели бы получить информацию о факте ЧС, маршрутах эвакуации или местонахождении защитных сооружений гражданской обороны (далее — ЗСГО);

больше половины респондентов желают получать информацию в виде текстовых сообщений, значительно меньше — голосовых сообщений и MMS. В рамках опроса также проводилась оценка пра-

вильности восприятия содержательных аспектов предупреждающей информации текстовых сообщений. Для этого респондентам предлагался перечень разнообразных действий по защите в ЧС. Им необходимо было выбрать из него правильные действия и указать очередность их выполнения.

Анализ полученных результатов показал следующее. Во-первых, вопросы вызвали трудность у многих студентов независимо от уровня подготовленности в области безопасности жизнедеятельности. Во-вторых, у большинства из них отсутствовали представления не только о рациональном порядке действий при ЧС, но даже элементарные знания об их требуемом перечне.

Помимо социологического опроса студентов был проведен и экспертный опрос специалистов, имеющих опыт обучения в области безопасности жизнедеятельности, применения современных информационно-коммуникационных технологий в целях информирования и оповещения.

Анализ результатов экспертного опроса показывает следующее [6]:

основные сложности в использовании средств сотовой связи для оперативного оповещения населения связаны с мотивированием людей, в основном старшего возраста, к использованию этих услуг;

для оповещения наиболее целесообразным направлением является использование текстовых сообщений сотовой связи.

Таким образом, результаты опросов свидетельствуют о желании респондентов (людей молодого возраста) принимать информацию оповещения в виде текстовых сообщений сотовой связи. По оценке специалистов для людей старшего возраста необходима мотивация к использованию данной услуги. Наибольшие сложности возникают в процессе восприятия и осмысления текстового сообщения и реализации последующих действий по обеспечению собственной безопасности и безопасности окружающих людей. В этой связи необходимо проведение научных исследований структуры и содержания текстовых сообщений, психофизиологических и семантических аспектов их восприятия, а также обоснования параметров сообщений для реализации правильных действий по обеспечению безопасности.

Одной из первых НИР, посвященных этим вопросам, является [12]. В ней проведен анализ существующей базы текстовых сообщений для оповещения населения и обоснованы требования по разработке и доведению сообщений до населения в условиях ЧС.

В результате анализа выявлено, что даже для одинаковых видов ЧС, близких по характеру воздействия ПФ и масштабам последствий, существуют значительные различия в содержании сообщений. Это, наряду с отсутствием учета особенностей восприятия и усвоения информации различными категориями населения, несоответствием текстового сооб-

щения специфике обстановки в зоне ЧС, является основными причинами нерациональных действий при угрозе и возникновении ЧС.

В работе также обобщены различные требования, предъявляемые к сообщениям. Так, среди общих можно выделить требования по логике и конкретности содержания, близости интересам потребителя, дозированию смысловых частей и др. В качестве социально-психологических требований отмечается необходимость исключения тревожных элементов и «неправильного стереотипа разрешения ситуации» [12]. Технические требования предусматривают обеспечение возможности оперативного внесения изменений в текстовое сообщение, соответствие сообщений характеристикам технических средств информирования и оповещения и т.п. Синтаксические требования предписывают использование кратких высказываний с простой грамматической структурой, с прямым порядком слов без многословных обстоятельственных оборотов и т.п.

Однако, к сожалению, эти требования носят в работе описательный характер. В этой связи не вполне понятен порядок их учета при разработке типовых текстовых сообщений. Не приведены рекомендации и примеры того, как эти требования должны влиять на структуру текста. Кроме того, отсутствует количественная оценка зависимости действий населения от содержания сообщения, удовлетворяющего этим требованиям.

В этом же отчете приведен алгоритм составления текстовых сообщений, включающий в себя следующие этапы:

определение исходных данных (характеристика технических средств оповещения, тематика и содержание планируемой к доведению информации, время ее доведения);

уточнение данных по качественному и количественному составу аудитории (возраст, гендерный состав, этнические особенности и т.п.);

формирование информационного блока (определение режима функционирования средств оповещения, оптимальной продолжительности информационного блока, способа построения его составных частей и т.д.).

У рассмотренного алгоритма, как представляется, такой же недостаток, как и у вышеприведенных требований — избыточно общий, описательный характер. Содержание данного алгоритма тривиально и не позволяет определить такое содержание конкретного текстового сообщения с учетом исходных данных о ЧС, при котором эффективность последующих действий населения была бы максимальной.

Таким образом, анализ свидетельствует о целесообразности оповещения населения о ЧС с помощью текстовых сообщений сотовой связи. При этом основные проблемы данного способа оповещения связаны с психофизиологическим и семантическим ха-

рактером мотивации населения к приему текстовых сообщений, их правильного восприятия, осмысления и инициирования последующих действий по защите в ЧС. Также определено, что результаты ранее проведенных исследований в указанной области носят достаточно общий характер. В этой связи разработка подхода к обоснованию рациональных параметров текстовых сообщений, рассматриваемая в последующих статьях, представляется крайне актуальной.

Литература

1. Разработка методологии информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей: Отчет о работе (заключит.) / Центр исследования экстремальных ситуаций. М.: МЧС России, 2006.

2. О создании межведомственной рабочей группы по координации работ при реализации Указа Президента Российской Федерации от 13 ноября 2012 г № 1522 «О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций»: Приказ МЧС России от 29.12.2012 г № 834.

3. Поспелов Д.А. Моделирование рассуждений. Опыт анализа мыслительных актов. М.: Радио и связь, 1989.

4. Психология рекламного влияния. Как эффективно воздействовать на потребителя / Эрик дю Плесси. Пер. с англ. СПб.: Питер, 2007.

5. Кутлалиев А. Эффективность рекламы / А. Кутлалиев, А. Попов М.: «Экспо», 2005.

6. Информационно-коммуникационные технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности. Под общ. ред. Попова П.А. М.: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ); ООО «ИПП Куна», 2009.

7. SMS: интернет-сайт [http://ru.wikipedia.org/wiki/SMS]: Электронная энциклопедия «Википедия» - Электрон. дан. -Режим доступа: http://ru.wikipedia.org, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.

8. Анализ действий органов управления, сил и средств МЧС России, эффективности применяемых технологий предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, произошедшей в Краснодарском крае в июле 2012 года. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2012.

9. Первая попытка SMS-оповещений о ЧС в Костроме провалилась: интернет-статья [http://news.mail.ru/inregions/center/44/ incident/11544067/]: Новостной портал «Новости@таИ.ш» -Электрон. дан. - Режим доступа: http://news.mail.ru, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.

10. Как работает система СМС-оповещения в США: интернет-статья [http://www.radiovesti.ru/articles/2012-07-09/fm/56806]: Новостной портал «ВестиРМ» - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.radiovesti.ru, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.

11. Как в России работает система оповещения об угрозах ЧС: интернет-статья [http://bujet.ru/article/191886.php]: Журнал «Бюджет.РУ» - Электрон. дан. - Режим доступа: http://bujet.ru, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.

12. Совершенствование системы информирования и пропаганды населения в области гражданской защиты [Текст]: отчет о работе (промежуточ.). Совершенствование способов воздействия на населения в условиях ЧС / ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ). М.: МЧС России, 2012.

Сведения об авторах

Дурнев Роман Александрович: д. т. н., доц., ФГБУ ВНИИ

ГОЧС (ФЦ), зам. нач. ин-та.

121352, Москва, ул. Давыдковская, 7.

Тел.: (499) 233-25-62.

E-mail: rdurnev@rambler.ru.

Лукьянович Алексей Викторович: ФГБУ ВНИИ ГОЧС

(ФЦ), нач. науч.-исслед. отд.

121352, Москва, ул. Давыдковская, 7.

Тел.: (499) 445-45-07.

E-mail: center_kbg@mail.ru.

Котосонова Алена Сергеевна: МАТИ-РГТУ, студент. 121552, Москва, ул. Оршанская, 3. Тел.: (499) 141-94-97. E-mail: kot_alenka@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.