П. Ю. Виноградов (Санкт-Петербург)
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ
Образование - масштабная отрасль социальной сферы жизни государства, представляющая собой многоуровневую территориально-распред елейную социокультурную систему.
В рамках реформы органов местного самоуправления на комитеты образования администраций муниципальных районов законодательно возложены функции управления материально-техническим, организационно-методическим и социокультурным обеспечением учебного процесса в образовательных учреждениях на муниципальной территории. Муниципальные органы управления образованием ответствены за те аспекты повышения качества образовательного процесса, которые подведомствены территориальным органам местного самоуправления, реализующим свою управленческую деятельность в тесном взаимодействии с региональными органами управления образованием, которые, в свою очередь, осуществляют стратегию и текущую политику государства в области образования.
Муниципальный уровень территориального управления образованием законодательно выделился в нашей стране всего несколько лет назад, и научнометодическая база его эффективной деятельности еще мало разработана, особенно для сельских муниципальных районов.
Сегодняшнее объективное состояние снижения эффективности и результативности деятельности муниципальных органов управления образованием обусловлено рядом противоречий:
- между жизненно важным требованием высокой оперативности управленческих действий аппарата комитетов и отделов муниципального управления образованием и практическим отсутствием у них оперативной информации о текущем состоянии конкретных образовательных учреждений вследствие их широкого рас-
пределения по территории района в сельской местности при отсутствии у муниципалитетов современных коммуникационных средств сбора необходимой образовательной информации;
- между переходом сферы управления на электронные носители управленческой информации (электронная почта, лазерные диски, другие носители цифровой информации и технологии передачи данных) и фактическим ростом объема бумажных документов в сфере муниципального управления образованием;
- между увеличением числа задач
управления муниципальной сетью образовательных учреждений, получивших статус юридических лиц, и неэффективностью аппаратной работы, неготовностью специалистов муниципальных комитетов образования к широкому использованию современных средств информационно-коммуникационных технологий
(ИКТ) для совершенствования управленческой деятельности.
Сегодняшнее состояние муниципального управления образованием обусловливает широкое внедрение современных компьютерных коммуникационных структур информационного обеспечения управленческой деятельности в практику муниципальных комитетов образования, являющихся самыми массовыми и самыми приближенными к образовательному процессу органами управления.
Характерными чертами сегодняшнего муниципального управления образованием являются: постоянное увеличение
объемов документной информации, обрабатываемой «ручными» методами; расширение сети образовательных учреждений по территории муниципальных районов, особенно в сельской местности; необходимость создания единой системы мониторинга качества образования от ученика и учителя до образовательного
учреждения в целом; расширение социально-образовательных услуг местному населению на территории муниципального района; осуществление государственной политики по созданию Интернет-классов в общеобразовательных учреждениях на местах; переход государственных органов управления образованием на уровне федерации и региона на широкое применение ИКТ.
Также налицо и благоприятные факторы для широкого продвижения ИКТ в практику муниципальных органов образования, в частности, устойчивый рост мотивации у руководства муниципалитетов к расширению сферы использования ИКТ в муниципальной управленческой деятельности; создание и реализация региональных целевых программ информатизации муниципальной сферы образования; появление доступных для муниципальных бюджетов цен на программное, компьютерное и коммуникационное оборудование; расширение библиотеки типовых проектов ИКТ, пригодных для использования в сфере муниципального управления образованием, появление Интернет-технологий обмена информацией с удаленными образовательными учреждениями; наличие в муниципалитетах молодых кадров специалистов, имеющих компьютерную подготовку и способных к освоению современных средств ИКТ; необходимость взаимодействия с региональными органами управления образованием на уровне современных ИКТ.
В ряде муниципальных образований уже установлены различные программнокомпьютерные комплексы, получен фрагментарный положительный опыт. Однако, научное обоснование системно ориентированных и результативных путей использования современных ИКТ для повышения качества образовательного процесса на муниципальном уровне до настоящего времени отсутствует. А использование дорогостоящих компьютерных комплексов в качестве «бухгалтерского арифмометра» или «пишущей машинки» - слишком дорогое «удовольствие» для муниципальных бюджетов.
Основной проблемой сегодня является необходимость определить те базовые функции управления образованием на муниципальном уровне, перевод которых
на информационно-компьютерные технологии определяет результативность муниципального управления образованием в целом.
Предлагая концепцию информационного обеспечения муниципального управления образованием, необходимо определить цели, задачи, методы и формы организации заявленной системы, обозначить главные проблемы качественного управления территориальной сетью образовательных учреждений и проанализировать современные ключевые факторы, содействующие расширению использования ИКТ на муниципальном уровне.
Разрабатывая концепцию построения информационного обеспечения муниципального управления образованием, необходимо учитывать два исходных положения. Первое - из всей иерархии уровней управления образованием в стране муниципальный уровень отличается непосредственной замкнутостью на территориальную сеть образовательных учреждений. От оперативности его реагирования на различные отклонения качества образовательного процесса зависит достижение запланированных результатов (стандартов образования), результативность и эффективность управленческих воздействий регионального и федерального уровней управления образованием. Отслеживание и коррекция нарушений и отклонений в образовательном процессе на муниципальной территории в реальном масштабе времени, обеспечение выполнения этого требования - ведущая идея концепции. Второе - архитектура построения системы информационного обеспечения определяется базовой функцией управления системным мониторингом, от оперативного осуществления которой зависит оперативность, качество и результативность основного объема управленческих решений по управлению образованием в целом.
В рамках концепции необходимо обосновать, что организация, структурное строение и развитие информационного обеспечения осуществляется на основе принципов системности структурного строения; информационной комплексности системы; агрегативности ее наращивания и развития; использования Интернет-технологий; разделенного доступа к
информационным ресурсам системы; адаптируемости к сопряжению с региональной и федеральной информационными системами.
На муниципальном уровне функция мониторинга качества образовательного процесса и его социокультурного обеспечения в учреждениях муниципального района является ведущей.
Правильный и обоснованный выбор базовой функции управления определяет структурный вариант системы информационного обеспечения, его экономичность и результативность в системе управления образованием на муниципальном уровне. С учетом местных территориальных и материальных ресурсов вариант структур системы информационного обеспечения для различных муниципалитетов городского и сельского типа будут различными, но системный подход к определению основы их архитектуры должен быть единым.
В этой связи необходимо определить единый для всех типов муниципалитетов технологический цикл управления образованием с использованием современных средств ИКТ. А для сельских муниципальных районов только применение Интернет технологии создает возможность ведения мониторинга образовательного процесса с заданным уровнем оперативности. Исходя из выстроенной таким образом концепции, можно говорить и о построении функциональной модели информационного обеспечения.
В функциональной модели системы информационного обеспечения муниципального управления образованием (см. рис. 1) представлены в системной интерпретации содержательная сущность и технологический цикл управленческой деятельности, ситуационный анализ, управляющее решение, организация, координация, контроль исполнения, учет результатов.
Функциональная модель системы информационного обеспечения имеет двухуровневую структуру. Верхний уровень представлен функциональными подразделениями муниципального органа управления образованием, а нижний уровень занимают образовательные учреждения, где структурируется первичная образовательная информация и форми-
руются результирующие реакции на управленческие воздействия верхнего уровня.
В основе модели информационного обеспечения должна лежать организационно-функциональная структура муниципального комитета образования. Все подразделения комитета образованием обязаны так скоординировать свое взаимодействие в реализации каждой функции управления, чтобы в образовательных учреждениях решения комитета воспринимались как единый, комплексный, взаимоувязанный по всем видам обеспечения управленческий импульс.
Если сегодня не решать эти вопросы таким образом, то при сохранении в дальнейшем в муниципальной образовательной сфере традиционных «ручных» методов обработки образовательной информации численность специалистов в муниципальных комитетах будет возрастать, а результативность и своевременность реализации функций управления будут постоянно снижаться вследствие роста объемов и недостоверности исходной информации.
В функциональной модели должен быть определен механизм оперативного управления на основе мониторинга состояния и обеспеченности образовательного процесса всеми необходимыми видами территориальных ресурсов. Как показывают оценочные расчеты, система информационного обеспечения в отчетный период (за календарный год) высвобождает специалистам муниципального комитета образования до 45 % рабочего времени, разгружая их от рутинной и трудоемкой работы с документами. Этот резерв рабочего времени - дополнительный ресурс повышения качества и результативности управления образованием.
Важным элементом эффективного внедрения и освоения на местах системы информационного обеспечения муниципального управления образованием является организационно-методическое и материально-техническое обеспечение системы (информационного обеспечения).
Системный подход к реализации функций управления на муниципальном уровне является научным фундаментом обеспечения их высокого качества и результативности.
ЦЕЛИ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НОРМАТИВНОГО УРОВНЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ;
СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА МЕСТНОГО НАСЕЛЕНИЯ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ СВОИХ ПРАВ И ПОТРЕБНОСТЕЙ В ПОЛУЧЕНИИ УСЛУГ ОБРАЗОВАНИЯ, ВКЛЮЧАЯ ОПЕКУ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО.
ОБРАЩЕНИЯ ОТДЕЛОВ И ОРГАНИЗАЦИЙ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ
Информационные материалы Проекты управленческих решений Управленческие решения Вербальное управление
СЛУЖБА ВНЕДРЕНИЯ И ПОДДЕРЖКИ ЦЕНТР ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МУО
МУНИЦПАЛЬНАЯ
ИНФОРМАЦИОННАЯ
СИСТЕМА
МЕТОДИЧЕСКИЙ
КАБИНЕТ
АРМ
ОТДЕЛ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА АРМ
БУХГАЛТЕРИЯ ______(АРМ
СЕКРЕТАРЬ
АРМ
Информационное взаимодействие отделов и служб АРМов Банков и баз данных
УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ, ЗАПРОСЫ, ИНФОРМАЦИОННОМЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
БАНК ДАННЫХ ПОТРЕБНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГАХ
БАЗА НОРМАТИВНО-СПРАВОЧНЫХ ДАННЫХ
БАНК ДАННЫХ МОНИТОРИНГА ОУ:
- КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ,
- ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
БАЗА МАССИВОВ ДАННЫХ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ
ПЕРВИЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ
БАЗА ДАННЫХ «ОПЕКАЕМЫЕ»
БАЗА
ДАННЫХ
«УСЫНОВЛЕ-
НИЕ»
БАЗА ДАННЫХ ПО ОБЪЕКТАМ ЛЕТНЕГО ОТДЫХА ДЕТЕЙ
МАССИВ ДАННЫХ ПО ДВИЖЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ
БАЗА ДАННЫХ ПО ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМ ЗДОРОВЬЕМ
АИС «БУХГАЛТЕРИЯ» и «ЗАРПЛАТА И КАДРЫ»
ОРГАНИЗАЦИОННОТЕХНИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ
БАЗА ДАННЫХ О ФИНАНСОВОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
АИС ЭЕКТРОННОГО ДОКУМЕНТООБОРОТА
ИНФОРМАЦИЯ В ИНТЕРНЕТ САЙТ, ЕГО ПОДДЕРЖКА И СОПРОВОЖДЕНИЕ
ДОСТУП К ИНТЕРНЕТ СВЯЗЬ С ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ
/
ЛВС
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ....
УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛВС
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ....
УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛВС
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ....
УЧРЕЖДЕНИЕ
Рис. 1. Функциональная модель системы информационного
обеспечения муниципального управления образованием.
На основе системного подхода разрабатывается Программа информатизации Управления образованием в муниципальном районе с учетом системообразующих факторов:
- многоуровневость финансирования, включая местный и региональный бюджет;
- региональные целевые программы образования;
- федеральные программы;
- программа компьютеризации общеобразовательных школ;
- собственные ресурсы образовательных учреждений как юридических лиц;
- целевая направленность выбора средств ИКТ с учетом местных территориальных условий, специфики аналитической обработки и дистанционной передачи образовательной информации;
- инструктивно-методическая подготовка специалистов муниципального комитета образования и образовательных учреждений к качественно новым возможностям управления с применением ИКТ.
Также необходимо ввести в структуру комитета образования службу внедрения и поддержки надежного функционирования системы информационного обеспечения управления образованием.
К первоочередным задачам на этапе информационного обеспечения управления образованием следует отнести повышение фундаментализации управленческого образования, достижение высокого качества подготовки руководителей и специалистов управленцев за счет использования новых информационных технологий, которые позволят обеспечить опережающий характер всей системы образования, направленность на решение проблем будущего информационного общества. Высококвалифицированные руководители, педагоги, владеющие новыми информационными технологиями, сумеют обеспечить в процессе обучения всестороннее развитие творческих способностей школьников и взрослых обучающихся, их подготовку к жизни и деятельности в различных сферах, создадут условия для развивающего образования каждой личности.
Система информационного обеспечения муниципального управления образованием в рамках сводной информационной системы муниципального образования является ее автономным разделом и имеет централизованную форму организационного строения. Определенный элемент децентрализации приходится на локальные компьютерные системы образовательных учреждений, на которые распространяется не административное, а методическое руководство со стороны службы внедрения системы Комитета образования муниципального района.
Такая методология организации обработки информации и использования технических средств позволяет достигать большей гибкости, поддерживать общие стандарты, осуществлять совместимость информационных локальных продуктов, уменьшать дублирование деятельности и т.д.
В функции специалистов Службы внедрения и поддержки входит и организация повышения квалификации специалистов отделов в части освоения системы и обретения устойчивых навыков квалифицированного пользователя. Традиционная технология осуществления функций стратегического, среднесрочного и оперативного управления образованием на муниципальном уровне процессуально не изменяется в рамках новой системы информационного обеспечения.
Именно появление резерва рабочего времени в отделах и службах Комитета образования муниципального района и открывает перед ними возможности существенного повышения действенности, результативности и качества управления.
Опыт внедрения системы информационного обеспечения муниципального управления образованием в Гатчинском муниципальном районе Ленинградской области показывает, что затраты на создание системы, включая локальные компьютерные сети и системы в образовательных учреждениях, могут быть существенно снижены за счет освоения типовых проектных программно-технических средств реализации информационных технологий и разумного сокращения объема оригинального программного обеспечения.