Научная статья на тему 'Информационное обеспечение механизма управления системой логистического сервиса на промышленных предприятиях'

Информационное обеспечение механизма управления системой логистического сервиса на промышленных предприятиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
205
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ЛОГИСТИЧЕСКИЙ СЕРВИС / МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ / НОТАЦИЯ IDEF0 / СИСТЕМА ЛОГИСТИЧЕСКОГО СЕРВИСА / INFORMATION MODEL / INFORMATION SUPPORT / LOGISTICS SERVICE / MANAGEMENT MECHANISM / IDEF0 / LOGISTICS SERVICE SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Курносова О.А.

Предложено информационное обеспечение механизма управления системой логистического сервиса. Оно основано на информационной модели в формате IDEF0 и отображает основные потоки информации, механизмы и управляющие воздействия, связанные с процессом обоснования и реализации решений в системе логистического сервиса на промышленных предприятиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Information support of the logistics service management mechanism at industrial enterprises

The informational support of the logistic service system management mechanism is proposed, which is based on an information model in IDEF0 format and displays the main flows of information, mechanisms and control actions associated with the process of substantiating and implementing the decisions in the logistics service system at industrial enterprises.

Текст научной работы на тему «Информационное обеспечение механизма управления системой логистического сервиса на промышленных предприятиях»

УДК 004.4'2:338.3:658.7

О.А. КУРНОСОВА, канд. экон. наук, доцент кафедры «Математическое моделирование», e-mail: kurnosova.olesya@mail.ru

Автомобильно-дорожный институт ГОУ ВПО «Донецкий национальный технический университет», г. Горловка, ДНР

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ЛОГИСТИЧЕСКОГО СЕРВИСА НА ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

Предложено информационное обеспечение механизма управления системой логистического сервиса. Оно основано на информационной модели в формате IDEF0 и отображает основные потоки информации, механизмы и управляющие воздействия, связанные с процессом обоснования и реализации решений в системе логистического сервиса на промышленных предприятиях.

Ключевые слова: информационная модель, информационное обеспечение, логистический сервис, механизм управления, нотация IDEF0, система логистического сервиса.

Kurnosova O.A. Information support оf the logistics service management mechanism at industrial enterprises.

The informational support of the logistic service system management mechanism is proposed, which is based on an information model in IDEF0 format and displays the main flows of information, mechanisms and control actions associated with the process of substantiating and implementing the decisions in the logistics service system at industrial enterprises.

Keywords: information model, information support, logistics service, manage-

ment mechanism, IDEF0, logistics service system.

Обоснованность и прозрачность управленческих решений в системе логистического сервиса зависят от своевременности и точности информационных данных о результатах деятельности различных подсистем и организационных звеньев, которые задействованы в процессе выполнения заказов клиентов промышленных предприятий. Необходимость сбора, обработки и анализа данных о внешней и внутренней средах, потенциальных контрагентах, результатах логистической деятельности, уровне и результативности сервиса определяет потребность в формировании информационного обеспечения процессов управления, что предполагает формализацию основных потоков информации, определение механизмов и управляющего воздействия в процессе обоснования и реализации решений в системе логистического сервиса промышленных предприятий.

Проблемы формирования информационного обеспечения управления логистическими системами различного уровня иерархии освещены в трудах А.С. Агишевского [1], И.В. Бурцева [2], Л.А. Васина [2], С.Э. Кайбуллаевой [3],

© О.А. Курносова, 2019

В.Ф. Корнюшко [3], А.В. Кострова [3], А.В. Мерзляка [4], И.С. Назаренко [5], О.М. Николаевой [3], Е.Б. Чачиной [2], Т.В. Щеголевой [1], Т.В. Шарчук [6] и др. Вместе с тем учеными изучаются отдельные аспекты информационно-аналитической поддержки управления логистическим сервисом, но фрагментарные исследования не обеспечивают подготовку комплексной базы для проведения реинжиниринга бизнес-процессов в системе логистического сервиса с целью повышения прозрачности и обоснованности принимаемых решений.

Цель исследования - предложить информационное обеспечение процессов управления системой логистического сервиса, основанное на информационной модели в формате IDEF0 и отображающее основные потоки информации, механизмы и управляющие воздействия, связанные с процессом обоснования и реализации решений в системе логистического сервиса на промышленных предприятиях.

Информационное обеспечение процессов управления системой логистического сервиса на промышленных предприятиях представляет собой деятельность по оценке, переработке, прогнозу, учету и анализу информации о функционировании и развитии системы и является инструментом интеграции ее элементов в единый механизм управления для обеспечения обоснованности и прозрачности управленческих решений. Целью его разработки является представление основных процессов, обеспечивающих информационную поддержку при реализации механизма управления системой логистического сервиса на промышленных предприятиях. К ним относятся процессы сбора первичной информации, ее обработка, использование в научно-методических подходах и моделях, представленных в рамках механизма, при принятии управленческих решений. Для

формирования информационного обеспечения разрабатываются информационные модели, под которыми будем понимать модели, описывающие потоки информации, возникающие при реализации механизма управления системой логистического сервиса промышленных предприятий, и процессы ее обработки.

При проектировании информационной модели целесообразно использовать средства моделирования бизнес-процессов, которые позволяют формализовать и выразить их в наглядной форме. Взаимосвязь процессов в рамках информационного обеспечения предусматривается отображать с помощью информационных потоков, а также ответственных исполнителей за эти процессы в границах типовой организационной структуры, характерной для промышленных предприятий. Формализация информационных потоков в процессе управления системой логистического сервиса промышленных предприятий осуществлена с помощью метода структурного моделирования SADT на основе стандарта IDEF0 в приложении ВР-мп [7].

Общее описание механизма управления системой логистического сервиса на промышленных предприятиях и его взаимодействие с внешней средой представлено в виде диаграммы верхнего уровня (рис. 1). На входе в механизм поступают данные о внутренней и внешней среде предприятия - информация о финансовых и производственных возможностях, о показателях результативности, качества и скорости сервиса, о контрагентах в цепях поставок, о реализации логистических бизнес-процессов, прогнозы развития внутренней и внешней среды и др. Входы механизма преобразуются на его выходы на основе использования методического, организационного и информационного обеспечения. В качестве инструкций и нормативной информации информационного обеспече-

УБЕОДТ: AUTHOR: Курносова О.А. DATE: 07.10.2019 ■ WORKING READER DATE CONTEXT:

PROJECT InfObespechenie REV: 11.10.2019 DRAFT TOP

RECOMMENDED

NOTES: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 PUBLICATION

Интересы

собственников

предприятия

Информация о финансовых и производственных возможностях

Показатели результативности, качества и скорости сервиса

Информация о контрагентах в цепях поставок

Информация о логистических БП

Прогнозы развития внутренней и внешней среды

Цели и

стратегии

предприятия

Экономический отдел

Внешние

экономические

и

политические условия

Договорные условия с контрагентами

Механизм управления системой логистического сервиса на промышленных предприятиях

иулу

Руководство предприятия

Юридический отдел

A0

Все отделы предприятия

Выбор стратегии логистического сервиса

Обоснование вариантов сотрудничества с 3РЬпровайдерами

Ожидаемые результаты деятельности

Выбор 3PL-операторов

^ Обоснование вариантов развития системы логистического сервиса

Аналитический инструментарий

A-0

Т|Т-Е: Механизм управления системой логистического сервиса на промышленных предприятиях

Рис. 1. Схема информационного обеспечения механизма управления системой логистического сервиса промышленных предприятий (первый уровень модели)

ния механизма управления выделены интересы собственников, цели и стратегии предприятия, внешние политические и экономические условия, договорные условия с контрагентами. Субъектами реализации механизма управления являются руководство предприятия, экономический, юридический и другие отделы, предоставляющие информацию для обоснования и реализации решений в центре управления логистическими услугами (ЦУЛУ) на основе применения специального аналитического инструментария. На выходе механизма обосновываются стратегия логистического сервиса, варианты сотрудничества с провайдерами логистических услуг и выбор 3PL-операторов, варианты развития системы логистического сервиса, оцениваются

ожидаемые результаты принимаемых решений. Данный перечень не является исчерпывающим и может дополняться в зависимости от текущих потребностей практики поддержки принятий решений на предприятии.

Декомпозиция механизма управления системой логистического сервиса на промышленных предприятиях представлена такими важными бизнес-процессами: анализ внешней среды (блок А1); анализ внутренней среды (блок А2); определение целей системы логистического сервиса (блок А3); обоснование решений в системе логистического сервиса (блок А4); реализация решений в системе логистического сервиса (блок А5); оценка эффективности реализации решений (блок А6) (рис. 2).

иЭЕОАТ: AUTHOR: Курносова О.А DATE: 07.10.2019 ■ WORKING READER DATE CONTEXT:

PROJECT InfObespechenie REV: 11.10.2019 DRAFT

RECOMMENDED

NOTES: 1 2 3 45 6 7 8 9 10 PUBLICATION A-0

Внешние экономические и политические условия

Интересы собственников предприятия

Показатели внешней среды

Производственные и финансовые возможности, клочевые отребности

Цели и стратегии предприятия

Договорные условия с контрагентами

Ожидаемые результаты деятельности_

Экономический отдел

♦^Определение целей системы логистического сервиса

A3

Аналитический инструментарий

Обоснование решений в сист ем е логистического сервиса 0р. A4

г*

Все отделы предприятия

План меропри

Рел изация решений в сист еме логистического сервиса

0р.

A5

Юридический отдел

У

Данные о результатах и затратах

Выбор стратегии логистического сервиса

Обоснование вариантов развития системы логистического сервиса

Ожидаемые результаты деятельности

Обоснование вариантов сотрудничества с 3PL-провайдерами

Выбор 3PL-операторов

' Оценка эффективности релизации р ешен ий 0р. A6

A0

тпье: Механизм управления системой логистического сервиса на промышленных предприятиях

Рис. 2. Схема информационного обеспечения механизма управления системой логистического сервиса на промышленных предприятиях (второй уровень декомпозиции)

Каждый из приведенных бизнес-процессов имеет свою структуру, информационное обеспечение, исполнителей, механизмы, инструменты и цели реализации. При необходимости вводятся коррективы, на диаграммах они изображены штрихпунктирными стрелками. Аналитический инструментарий, сформированный за счет использования предлагаемых в рамках механизма методов и моделей обоснования и реализации решений, на диаграмме изображен жирными стрелками.

Реализация механизма управления системой логистического начинается с анализа внутренней и внешней среды (блоки А1 иА2 на рис. 2), выполняемого экономическим отделом предприятия. Обрабатываемая информация поступает в центр управления логистическими

услугами и к руководству предприятия для обоснования и определения целей системы логистического сервиса (блок А3 на рис. 2). Цели формируются в соответствии с целями и стратегиями развития предприятия. В соответствии с поставленными целями осуществляется обоснование и выбор направлений реализации решений в системе логистического сервиса (блоки А4 и А5 на рис. 2). Декомпозиция процесса обоснования решений представлена на рис. 3.

Процесс обоснования решений в системе логистического сервиса состоит из следующих подпроцессов: оценка результативности логистического сервиса в системе управления предприятием (блок А41), выбор направлений реализации решений (блок А42), определение стадии жизненного цикла системы логистичес-

УБЕР ДТ: AUTHOR: Курносова О.А DATE 07.10.2019 ■ WORKING READER DATE CONTEXT:

PROJECT: InfObespechenie REV: 08.10.2019 DRAFT

RECOMMENDED

NOTES: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 PUBLICATION A0 1=1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ожидаемые результаты деятельности

Коррективы

Т"Т"

Цели и стратеги предприятия

Оценка результативности логистического сервиса в системе управления предприятием Ор.__Д41

'| Резервы роста результативности

L v~

направлении реализации решений

в сист ем е логист ического сервиса Ор__Д42

^Направления реализации л;! решений

Аналитический ^нструментари^

г Определение стадии жизненного цикла системы логистического сервиса Ор. Д43

План мероприятий

г Оценка Качества организации системы логистического сервиса 0 р. A44

fr

Все отделы предприятия

NODE:

A4

TITLE:

Обоснование решений в системе логистического сервиса

NUMBER:

Рис. 3. Схема информационного обеспечения процесса обоснования решений

в системе логистического сервиса

кого сервиса (блок А43), оценка качества организации системы логистического сервиса (блок А44) (рис. 3). Эти подпроцессы реализуются центром управления логистическими услугами (ЦУЛУ). Данные для оценки результативности системы логистического сервиса, определения стадии ее жизненного цикла и выбора направлений реализации решений предоставляются экономическим отделом. Оценка качества организации системы логистического сервиса осуществляется на основе информации, предоставляемой всеми отделами предприятия. Бизнес-процессы реализуются с применением специального аналитического инструментария - моделей оценки результативности логистического сервиса, выбора направлений реализации решений, управления жизненным циклом системы логистического сервиса, оценки качества

организации системы логистического сервиса. По результатам реализации процесса формируется план необходимых мероприятий по формированию стратегии логистического сервиса и при необходимости вводятся коррективы.

Декомпозиция бизнес-процесса реализации решений в системе логистического сервиса представлена на рис. 4. Он включает подпроцессы: формирование стратегии логистического сервиса (блок А51), оптимизация бизнес-процессов в системе логистического сервиса (блок А52), управление взаимоотношениями с контрагентами (блок А53), принятие решений о целесообразности аутсорсинга логистических услуг (блок А54), выбор аутсорсеров логистических услуг (блок А55), нормирование персонала в системе логистического сервиса (блок А56) (рис. 4). Данный бизнес-процесс реали-

УЭБЭ АТ: AUTHOR: Курносова О.А. DATE: 08.10.2019 ■ WORKING READER DATE CONTEXT:

PROJECT InfObespechenie REV: 15.10.2019 DRAFT о

RECOMMENDED

NOTES: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 PUBLICATION A0 n

План мероприятий

Коррективы

тггП

Цели и стратегии предприятия

Внешние экономические и политические условия

Формирование стратегии логистического сервиса Ор.__А51

ЦУЛУ

Аналитическим

результативности, качестве и 'скорооти сороиса

Оптимизация бизнес-процессов о системе логистического сервиса 0р. A52

Договорные условия с контрагентами

Управление взаим оотношениями^

с контрагентами 0р. A53

5

Обоснование вариантов развития системы логистического сервиса

Принятие решений о цел есообразности

аутсорсинга логистических услуг Ор. А54

Принятие решений об аутсорсинге

Г"1!

В ыбор стратега логистического сервиса

Ожидаемые результаты деятельности^

Данные о результатах и затратах

Выбор аутсорсеров логистических успу 0р. A55

..Обоснование вариантов ^сотрудничества с ^^-провайдерами

^ Выбор 3PL-аператарао

'Нормирование персонала в системе логистического сервиса

Ор._A56

Т

Юридический отдел

Д

NODE: Т|Т1Б: Релизация решений в системе логистического NUMBER:

А5 сервиса 1

Рис. 4. Схема информационного обеспечения процесса реализации решений в системе логистического сервиса

зуется в ЦУЛУ с применением соответствующего аналитического инструментария - модели формирования стратегии логистического сервиса, научно-методического подхода к оптимизации бизнес-процессов, модели принятия решений о целесообразности аутсорсинга логистических услуг, метода рейтинговой оценки потенциальных аутсорсеров, метода нормирования персонала в системе логистического сервиса. При принятии решений о целесообразности аутсорсинга с привлечением юридического отдела заключаются контракты на обслуживание цепей поставок предприятия с потенциальными аутсорсерами.

По результатам выполнения процесса реализации решений обосновываются варианты развития системы логистического сервиса и формируется его

стратегия, принимаются варианты сотрудничества с провайдерами логистических услуг, осуществляется заключение сделок с ними, оцениваются результаты реализуемых изменений. Данные о результатах проводимых мероприятий поступают в экономический отдел для оценки эффективности реализаций решений (блок А6 на рис. 2). При необходимости вводятся коррективы и повторяются необходимые этапы реализации механизма управления системой логистического сервиса.

Выводы из данного исследования и перспективы дальнейших поисков в данном направлении. Таким образом, разработанная схема информационного обеспечения (рис. 2) является универсальной и описывает последовательность осуществления процессов механизма управ-

ления системой логистического сервиса на промышленных предприятиях. Предложенные схемы информационного обеспечения могут оперативно корректироваться по мере внесения коррективов при обосновании и реализации управленческих решений. Кроме того, возможна детальная декомпозиция представленных бизнес-процессов в соответствии с потребностями предприятий. Внедрение предложенной модели информационного обеспечения в практику менеджмента будет содействовать повышению уровня согласованности управления в системе логистического сервиса на промышленных предприятиях. Это может быть достигнуто за счет создания условий для обеспечения взаимного принятия подразделениями предприятий формальных и неформальных обязанностей по реализации механизма сбалансированного учета интересов контрагентов и потенциальных партнеров, формирования и реализации стратегии логистического сервиса, ориентированной на повышение его результативности, качества и скорости.

Предложенная модель информационного обеспечения механизма управления системой логистического сервиса на промышленных предприятиях характеризуется рядом преимуществ. Прежде всего, обеспечивается возможность наглядного предоставления информации при формировании информационных потоков, последовательности взаимосвязанных процессов механизма управления системой логистического сервиса. Для приведенных моделей характерна простота и наглядность отображения данных. Использование методологии IDEF0 при построении моделей информационного обеспечения позволяет повысить качество и глубину проработки, систематизировать информацию, уменьшить число ошибок и т.д. Преимуществом данного подхода является его низкая трудоемкость, что связано с полнотой и

простотой описания всех процессов, комплексностью при декомпозиции, возможностью агрегирования и детализации потоков данных и информации, а также простотой документирования процессов и подпроцессов. Кроме того, для практической реализации предложенного информационного обеспечения механизма управления системой логистического сервиса не нужны значительные финансовые затраты, а также существенные преобразования организационной структуры предприятий. Внедрение моделей информационного обеспечения позволит повысить оперативность, полноту и достоверность информации, необходимой для эффективной реализации положений разработанного механизма управления системой логистического сервиса на промышленных предприятиях.

Информационные модели позволят обеспечить наглядность информации в разрезе процессов и выполняемых функций, что может послужить основой для автоматизации системы управления логистическим сервисом на промышленных предприятиях. Кроме того, предлагаемое информационное обеспечение позволит оптимизировать процессы взаимодействия всех структурных подразделений в системе логистического сервиса. Посредством применения данного подхода значительным образом повысится оперативность принимаемых решений в системе логистического сервиса за счет своевременного удовлетворения информационных запросов различных служб и отделов промышленных предприятий. С целью детализации функциональных обязанностей сотрудников промышленных предприятий, задействованных в процессе реализации механизма управления системой логистического сервиса, необходимо формирование соответствующего организационного обеспечения. Его разработка является предметом дальнейших исследований автора.

Список использованной литературы

1. Агишевский, А.С. Сущность информационно-логистического обеспечения управления в интегрированных организационно-производственных структурах / А.С. Агишевский, Т.В. Щеголева // Экономинфо. - 2009. - № 12. - С. 45-48.

2. Бурцев, И.В. Концепция проектирования информационно-логистической системы управления в промышленности / И.В. Бурцев, Е.Б. Чачина, Л.А. Васин // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 4. -URL:https://www.science-education.ru/ru/ article/view?id=6554

2. Информационно-алгоритмическая поддержка систем управления распределительно-сбытовой логистикой фармацевтических предприятий / А.В. Костров, В.Ф. Корнюшко, С.Э. Кайбул-лаева, О.М. Николаева // Тонкие химические технологии / Fine Chemical Technologies. - 2017. - Т. 12. - № 3. -С. 87-94.

3. Мерзляк, А.В. Информационное обеспечение взаимодействия контрагентов в цепях поставок / А.В. Мерзляк // Проблемы современной экономики. -2010. - № 3. - С. 257-259.

4. Назаренко, И.С. Разработка информационного обеспечения логистической системы современной организации на основе процессного подхода / И.С. Назаренко // Вестник Томского государственного университета. - 2011. -№ 3. - С. 163-165.

5. Шарчук, Т.В. 1нформацшне та аудиторське забезпечення реалiзащi стратеги лопстичного обслуговування кшента / Т.В. Шарчук // Вюник Нащо-нального ушверситету «Л^вська полтгехшка». - 2008. - № 623. - С. 285293.

6. Маклаков, С.В. Моделирование бизнес-процессов с BPwin 4.0 / СВ. Маклаков. - М.: ДиалогМИФИ, 2002. - 210 с.

Статья поступила в редакцию 08.10.19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.