Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МАРКЕТИНГОВЫХ РЕШЕНИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ВУЗОВ'

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МАРКЕТИНГОВЫХ РЕШЕНИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
31
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационное обеспечение маркетинга / целевые аудитории / алгоритм поиска / сбора и анализа информации вуза / образовательные услуги / коммуникационные инструменты / information support for marketing / target audiences / algorithm for searching / collecting and analyzing university information / educational services / communication tools

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Безпалова А.Г.

Целью исследования является изучение приоритетов регионального вуза в выборе инструментов информационного обеспечения маркетинговых решений, анализ эффективности данного процесса и разработка подходов к формированию информационной базы вуза на основе имеющихся методов и средств сбора, анализа и обработки информации для принятия решений о позиционировании вуза перед целевыми аудиториями. Утверждается также, что целевой аудиторией могут быть разные участники рынка, наделенные разными сегментационными характеристиками и по-разному реагирующие на маркетинговые стимулы вуза. Опрос проводился с помощью Google-анкеты для репрезентативной выборки с использованием контактной базы данных профессорско-преподавательского состава различных кафедр Ростовского государственного экономического университета (Ростов-на-Дону) для студентов всех специальностей и лет обучения. Результаты были обобщены и обсуждены коллективно, что предопределило разработку алгоритма информационного обеспечения маркетинговых решений вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION SUPPORT OF MARKETING SOLUTIONS IN THE ACTIVITIES OF REGIONAL UNIVERSITIES

The purpose of the study is to study the priorities of the regional university in the selection of tools for information support of marketing solutions, to analyze the effectiveness of this process and to develop approaches to the formation of the information base of the university on the basis of available methods and means of collecting, analyzing and processing information for making decisions on the positioning of the university to target audiences. It is also argued that the target audience can be different market participants, endowed with different segmentation characteristics and react differently to the marketing incentives of the university. A survey was conducted using a Google questionnaire for a representative sample using the contact database of the teaching staff of various departments of the Rostov State University of Economics (Rostov-on-Don) for students of all fields and years of study. The results were summarized and discussed collectively, which predetermined the development of an algorithm for information support of marketing solutions of the university.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МАРКЕТИНГОВЫХ РЕШЕНИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ВУЗОВ»

АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИЯ В УСЛОВИЯХ УЧАСТИЯ В ЕВРАЗИЙСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОЮЗЕ

Мкртчян А.А., Кесоян Н.М.

Армянский государственный экономический университет,

Республика Армения, г. Ереван

Аннотация. Одной из важнейших особенностей современной реальности является растущая взаимозависимость экономик разных стран, развитие интеграционных процессов, переход от закрытых национальных экономик к открытым экономикам. Региональные экономические связи постепенно формируются и углубляются, охватывая многие страны. Международная экономическая интеграция приобретает практическое применение, намечая перспективы дальнейшего развития.

Цель углубления экономического сотрудничества различна для разных стран. Для развитых стран это подразумевает возможность применения современных и прибыльных технологий в условиях растущей конкуренции в мировой экономике, а также расширение других, связанных с ними услуг. Для развивающихся стран одним из важнейших средств обеспечения экономического роста является формирование оптимальной экономической структуры, эффективное распределение ресурсов, расширение инвестиций, экспорта.

Учитывая изложенное, в данной статье авторы актуализировали и провели анализ зависимости состояния внешней торговли Республики Армения от участия в интеграционной группировке Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Ключевые слова: интеграционные процессы; евразийский экономический союз (ЕАЭС); внешняя торговля; Республика Армения; международные отношения; динамика объемов экспорта; взаимовыгодное сотрудничество.

Как показывает объективный анализ мировых тенденций, современный мир в среднесрочной перспективе не станет более стабильным. Появление новых субъектов мирополитического устройства, углубление взаимозависимости и изменение формата торгово-экономических и политических отношений. между ними, необходимость мирного их сосуществования, обусловливает необходимость выработки адекватных подходов к борьбе с угрозами иобеспечению безопасности мирового порядка, обеспечения «баланса сил». Данные факторы должны быть основополагающими в процессе формирования государствами и другими субъектами геополитического устройства стратегий будущего развития и внешней торговли [1].

Кроме того, благодаря тесному экономическому сотрудничеству эти страны приобретают ряд благоприятных условий, среди которых можно выделить следующие:

- такое сотрудничество облегчает для хозяйствующих субъектов доступ к финансовым, материальным, трудовым ресурсам и новым технологиям, имеющимся в данном регионе, а также позволяет им продавать свою продукцию на этом емком рынке;

- сближение сотрудничающих стран способствует формированию эффективной структуры экономик, поскольку благодаря усилению конкуренции каждая из них производит продукты, приносящие наибольший доход;

- региональное торгово-экономическое сотрудничество позволяет

2

Ссылка для цитирования: Мкртчян А.А., Кесоян Н.М. Анализ динамики внешней торговли Республики Армения в условиях участия в евразийском экономическом союзе [Электронный ресурс]// А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки) - 2021. - №1. - Режим доступа: http://www.a-factor.ru/archive/item/149-informatsionnoe-obespechenie-marketingovykh-reshenij-v-deyatelnosti-regionalnykh-vuzov.http://www.a-factor.ru/archive/item/151-analiz-dinamiki-vneshnej-torgovli-respubliki-armeniya-v-usloviyakh-uchastiya-v-evrazijskom-ekonomicheskom-soyuze

сторонам совместно решать ряд социально-экономических проблем1.

Вышеупомянутые благоприятные условия также применяются к Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС), который является региональной экономической интеграционной группировкой и состоит из 5 развивающихся стран [2, 3].

В этом контексте давайте попытаемся выявить те товарные группы, по производству которых РА имеет сравнительное экспортное преимущество, а другие государства-члены импортируют данную товарную группу, либо по производству которых оставшиеся государства-члены имеют сравнительное экспортное преимущество, а РА импортирует данную товарную группу, особенно, если импорт ранее осуществлялся из стран, которые в настоящее время не являются членами ЕАЭС.

Другими словами, целью анализа является выявление углубления внешнеторгового и экономического сотрудничества РА с государствами-членами ЕАЭС в результате создания интеграционной группировки.

Вычислением относительного коэффициента специализации экспорта (ОКСЭ), мы сначала выявим те товарные группы, по которым государства-члены ЕАЭС имеют сравнительные преимущества.

А

ОКСЭ = —^, где А

м

АС - это удельный вес экспорта товара (всех товаров отрасли) страны в экспорте данной страны,

1 Договор о Евразийском экономическом союзе был подписан между Российской Федерацией, Республикой Беларусь и Республикой Казахстан 29 мая 2014 года, а Республика Армения и Кыргызская Республика

подписали договоры о присоединении соответственно 10 октября 2014 года и 23 декабря 2014 года. Договор о Евразийском экономическом союзе вступил в силу с 01 января 2015 года. http://www.eaeunion.org/#about-history

3

Ссылка для цитирования: Мкртчян А.А., Кесоян Н.М. Анализ динамики внешней торговли Республики Армения в условиях участия в евразийском экономическом союзе [Электронный ресурс]// А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки) - 2021. - №1. - Режим доступа: http://www.a-factor.ru/archive/item/149-informatsionnoe-obespechenie-marketingovykh-reshenij-v-deyatelnosti-regionalnykh-vuzov.http://www.a-factor.ru/archive/item/151-analiz-dinamiki-vneshnej-torgovli-respubliki-armeniya-v-usloviyakh-uchastiya-v-evrazijskom-ekonomicheskom-soyuze

Ам - это удельный вес экспорта товара (всех товаров отрасли) всеми странами в мировом экспорте.

Вышеуказанный показатель колеблется в интервале [0, +к>), при этом, если вышеуказанный коэффициент превышает 1, то удельный вес данного товара или отрасли в экспорте страны больше, чем удельный вес данного товара или отрасли в мировом экспорте, то есть - есть основания говорить о международной специализации страны по данному товару или отрасли.

Для расчета коэффициентов используем показатели внешней торговли и международной торговли стран ЕАЭС в соответствии с двузначной классификацией товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (см. Приложения 1-5)2.

В Приложениях 1-5 соответствующими цветами окрашены только те товарные группы, по которым ОКСЭ государств-членов ЕАЭС превышает 1, что указывает на их международную специализацию в этих областях.

Теперь обратимся к вопросу о том, импортируют ли данные товарные группы те страны, которые не имеют сравнительных экспортных преимуществ по тем или иным товарным группам, или производят их внутри страны. Чтобы выяснить, рассчитаем коэффициент внутриотраслевой специализации (КВС), который рассчитывается по следующей формуле:

Э - И С =-, где

к Э + И

Ск - коэффициент внутриотраслевой специализации,

Э - объем экспорта страны или конкретной отрасли,

И - объем импорта страны или конкретной отрасли.

2 Составлены авторами.

4

Ссылка для цитирования: Мкртчян А.А., Кесоян Н.М. Анализ динамики внешней торговли Республики Армения в условиях участия в евразийском экономическом союзе [Электронный ресурс]// А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки) - 2021. - №1. - Режим доступа: http://www.a-factor.ru/archive/item/149-informatsionnoe-obespechenie-marketingovykh-reshenij-v-deyatelnosti-regionalnykh-vuzov.http://www.a-factor.ru/archive/item/151-analiz-dinamiki-vneshnej-torgovli-respubliki-armeniya-v-usloviyakh-uchastiya-v-evrazijskom-ekonomicheskom-soyuze

Вышеуказанный показатель колеблется в интервале [-1, 1], при этом страна рассматривается как абсолютный импортер данной товарной группы при минимальной стоимости, а при максимальном стоимости страна является абсолютным экспортером.

Чтобы рассчитать коэффициент внутриотраслевой специализации, проанализируем внешнюю торговлю стран ЕАЭС в соответствии с двузначной классификацией товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (см. Приложения 6-10).

В Приложениях 6-10 соответствующими цветами окрашены только те товарные группы, по которым КВС государств-членов ЕАЭС превышает 0, что указывает на их международную специализацию в этих областях.

Сравнивая относительные и внутриотраслевые коэффициенты специализации экспортной специализации, можно сделать вывод, что, если страна одновременно удовлетворяет показателям специализации по этим двум коэффициентам, то можно говорить о высоком уровне специализации данной страны по данной товарной группе.

5

Ссылка для цитирования: Мкртчян А.А., Кесоян Н.М. Анализ динамики внешней торговли Республики Армения в условиях участия в евразийском экономическом союзе [Электронный ресурс]// А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки) - 2021. - №1. - Режим доступа: http://www.a-factor.ru/archive/item/149-informatsionnoe-obespechenie-marketingovykh-reshenij-v-deyatelnosti-regionalnykh-vuzov.http://www.a-factor.ru/archive/item/151-analiz-dinamiki-vneshnej-torgovli-respubliki-armeniya-v-usloviyakh-uchastiya-v-evrazijskom-ekonomicheskom-soyuze

Таблица 1. Высокий уровень специализации стран-членов ЕАЭС по некоторым товарным группам

Товарная группа Наименование товарной группы РА Беларусь Казахстан Киргизия РФ

00 Живые животные (без части 03)

01 Мясо и мясные продукты

02 Молочные продукты и яйца птицы

03 Рыба и раки, моллюски и другие морские беспозвоночные

04 Зерновые и продукты из них

05 Фрукты и овощи

06 Сахар и кондитерские изделия из сахара

11 Напитки

12 Табак и табачные изделия

21 Сырая кожа, сырой мех

22 Оливковые семена и плоды

23 Сырая резина (в том числе синтетическая)

24 Пробка и дерево

25 Бумага и бумажные отходы

26 Текстильные волокна (кроме чистой шерсти) и отходы (необработанная пряжа и ткань)

Продолжение Таблицы 1

7

Ссылка для цитирования: Мкртчян А.А., Кесоян Н.М. Анализ динамики внешней торговли Республики Армения в условиях участия в евразийском экономическом союзе [Электронный ресурс]// А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки) - 2021. - №1. - Режим доступа: http://www.a-factor.ru/archive/item/149-informatsionnoe-obespechenie-marketingovykh-reshenij-v-deyatelnosti-regionalnykh-vuzov.http://www.a-factor.ru/archive/item/151-analiz-dinamiki-vneshnej-torgovli-respubliki-armeniya-v-usloviyakh-uchastiya-v-evrazijskom-ekonomicheskom-soyuze

Товарная группа Наименование товарной группы РА Беларусь Казахстан Киргизия РФ

27 Необработанные удобрения без части 56 и необработанные минералы (исключая уголь, нефть и драгоценные камни)

28 Минералы, содержащие металл и металлолом

32 Уголь, кокс и плитки

33 Нефть, нефтепродукты и прилагаемые вещества

34 РЬш^шЬ qшq

35 Электрический ток

42 Сырые, рафинированные растительные масла

52 Неорганические химические соединения

56 Удобрения (без материалов 272 группы)

61 Кожа, кожанные изделия и обработанный мех

62 Резиновые изделия

63 Дерево и деревянные изделия (кроме мебели)

67 Железо и сталь

68 Цветные металлы

72 Машины для специализированной отраслевой промышленности

82 Мебель, постельные принадлежности и аксессуары

Ссылка 97я цитир союзе [Электронн Неденежное золото (исключая золотую руду и вания: Мкртчян А.А., Кесоян Н.М. Анализ динами ый ресурс]// А-фактор: "научные "исследования и -разработки -(! овли Республики уманитарные на Армения в услов гуки) -- -2021. - разийском эконом 1м -доступа: _ии

мическом ://www.a-

factor.ru/archive/item/149-informatsionnoe-obespechenie-marketingovykh-reshenij-v-deyatelnosti-regionalnykh-vuzov.http://www.a-factor.ru/archive/item/151-analiz-dinamiki-vneshnej-torgovli-respubliki-armeniya-v-usloviyakh-uchastiya-v-evrazijskom-ekonomicheskom-soyuze

Таким образом, сравнивая информацию по странам, обобщенную в Приложениях 1 -10, возможно выявить те товарные группы, по которым государства-члены ЕАЭС имеют высокий уровень специализации (см. Таблицу 1).

В Таблице 1 соответствующими цветами окрашены те товарные группы, по которым данная страна ЕАЭС имеет высокий уровень специализации, то есть как коэффициент специализации экспорта превышает 1, так и коэффициент внутриотраслевой специализации превышает 0.

Как видно из Таблицы 1, существуют товарные группы, для которых несколько стран ЕАЭС имеют высокий уровень специализации одновременно, что означает, что эти страны являются конкурентами на мировом рынке (например, Казахстан и РФ по зерну и продуктов из зерна; РА, Беларусь и Киргизия по сырой коже и необработанного меха и т.д.). Однако существуют также такие товарные группы, по которым одна страна ЕАЭС имеет высокий уровень специализации, а остальные страны-члены ЕАЭС - не имеют. Следовательно, в результате создания ЕАЭС и углубления внешнеторговых отношений между государствами-членами возможно увеличить объемы экспорта данных товарных групп этих стран за счет других стран-членов ЕАЭС.

Следовательно, в связи с тем, что создание интеграционной группировки еще больше углубляет торгово-экономические отношения между ее государствами-членами, последние могут эффективно сотрудничать с другими членами интеграционной группировки и импортировать из нее товарные группы, по которым последние имеют сравнительные экспортные преимущества, а они эти товарные группы раньше импортировали из других стран, которые в настоящее время не являются членами вышеупомянутой интеграционной группировки [4].

Теперь обратимся к товарным группам, по которым РА имеет высокий уровень специализации, а остальные страны ЕАЭС - не имеют, чтобы выявить, произошло ли изменение объемов экспорта РА в эти страны с момента

создания интеграционного союза.

Как видно из таблицы 1, РА имеет высокий уровень специализации по 8 товарным группам, при чем по 3 из них только РА имеет высокий уровень специализации в странах ЕАЭС.

Теперь рассмотрим динамику объемов экспорта этих 8 товарных групп из РА в другие страны-члены ЕАЭС, по отдельным странам.

оз и 12 21 28 35 68 97

Рис. 1. - Динамика экспорта из РА в Республику Беларусь в 2011-2018 гг.

(тысяча долларов США)

Как видно из диаграммы 1, после 2015 года объемы экспорта из РА в Республику Беларусь существенно не изменились. Более того, объемы экспорта единственной товарной группы из 8 товарных групп, имеющей определенные объемы экспорта (товарная группа «напитки» (11 -я товарная группа)) с 2015 года имели нерегулярный характер, снизились и еще не достигли уровня 2014 года.

8000 7000 бООО 5000 4000

зооо 2000 1000 о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

<о л

'Л?

ч5Ь

Т -•-

о т

в

а

Р

н

а

я

гр

уп •

п

а

3500

зооо

2500 / ^

/Л У

2 ООО —§— \

Уч/ \

1БОО Л» \ /

1000 БОО

2011 2012 2013 2014 201В 2016 2017 2018

Рис. 2. - Динамика экспорта из РА в Республику Казахстан 2011-2018 гг. (тысяча долларов США)

Как видно из рисунка 2, опять же, за исключением товарной группы «напитки», объемы экспорта остальных товарных групп из РА в Республику Казахстан незначительны, хотя в 2015 году наблюдался резкий рост объемов экспорта, который впоследствии погас. Только объемы экспорта товарной группы «табак и табачные изделия» (12-я товарная группа) с 2016 года устойчиво росли, составив 120.2 тыс. долларов США в 2018 году. Что касается товарной группы «напитки», то, несмотря на резкое сокращение объемов экспорта в 2014 и 2015 годах, объемы экспорта неуклонно росли с 2016 года, превысив максимальный показатель в рассматриваемом периоде в 2018 году.

Как видно из рисунка 3, опять же, только объемы экспорта товарной группы «напитки» демонстрировали определенное поведение, однако после 2013 года объемы экспорта данной товарной группы значительно сократились, составив всего 23 тыс. долларов в 2018 году. Что касается товарной группы «табак и табачные изделия», то только в 2017 году из РА в Кыргызскую Республику были экспортированы «табак и табачные изделия» на 1 млн. долларов США, тогда как объемы экспорта в другие годы составили 0.

1200 1000 800 бОО 400 200 О

2011 2013 2015 2017

Рис. 3. - Динамика экспорта из РА в Кыргызскую Республику 2011-2018 гг. (тысяча долларов США)

Из рисунка 4 видно, что, в отличие от остальных стран-членов ЕАЭС, мы имеем относительно более активный товарообмен по указанным 8 товарным группам с РФ (за исключением товарной группы «электрический ток» (35-я товарная группа), которая не экспортируется в какую-либо страну ЕАЭС).

Опять же, объемы экспорта товарной группы «напитки» являются самыми большими из 8 наблюдаемых групп, зафиксировав рост с 2015 года, а в 2018 году, несмотря на снижение объемов экспорта, объемы экспорта, тем не менее, превысили максимальный показатель до 2015 года. Объемы экспорта остальных товарных групп либо выросли после 2015 года, но не достигли до максимального показателя 2015 года, либо демонстрируют нерегулярное поведение.

Исключение составляют товарные группы «металлосодержащие минералы и металлолом» (28-я товарная группа) и «неденежное золото (исключая золотую руду и концентраты)» (35-я товарная группа), объемы экспорта которых резко увеличились в 2017 и 2018 годах составляя соответственно 10.5 тыс. и 5.0 долларов США.

Т

о

в

а

Р н

а

я

гр

уп п

а

оз. 11

2.1 28 35 68 97

250000

200000

150000

100000

50000

Т о в

а р

н а я

гр уп п а

03 11 12 21 28 35 68 97

2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018

Рис. 4. - Динамика экспорта из РА в Российскую Федерацию 2011-2018 гг. (тысяча долларов США)

Учитывая вышеизложенное, можно сделать несколько выводов, в частности:

1. За исключением Российской Федерации, значительный экспорт в остальные страны ЕАЭС из РА практически отсутствует. Более того, этот факт относится как до 2015 года, так и после 2015 года. Единственным исключением является только товарная группа «напитки», которая в некоторой степени экспортируется во все страны-члены ЕАЭС.

2. Из 8 рассматриваемых товарных групп значительным является только объем экспорта товарной группы «напитки» по сравнению с объемами экспорта остальных товарных групп.

3. После вступления в силу (01.01.2015г.) договора о Евразийском экономическом союзе объемы экспорта вышеупомянутых 8 товарных групп, по которым РА имеет высокий уровень специализации, не претерпели коренных изменений.

Это означает, что государства-члены ЕАЭС продолжают импортировать из третьих стран, не являющихся членами ЕАЭС, те товарные группы, по которым

не имеют высокого уровня специализации, в отличие от РА [5].

Кроме этого, важно помнить, что «поступательное развитие отдельно взятой страны как субъекта международных экономических отношений в современном мире трудно представить без торгово-экономических связей, которые выступают в качестве моста между государствами при производстве, распределении, обмене и потреблении товаров и услуг, закрепленного двусторонними торгово-экономическими соглашениями и договорами. За последнюю четверть века товарные потоки в мировой торговле значительно увеличились в связи с усилением взаимодополняющих процессов глобализации и интеграции, являющиеся важнейшими тенденциями современного развития» [6].

Однако, логика создания интеграционной группировки подразумевает, что страны-члены этой группировки должны более тесно сотрудничать и дополнять друг друга в результате создания интеграционной группировки, поскольку создаются более благоприятные условия для такого сотрудничества и взаимодополнения, чем существовали ранее или существуют сейчас для третьих стран.

Литература

1. Афанасьева И.И. Тенденции и проблемы становления современного мирового порядка // Вестник Академии знаний. - 2018. - №28 (5). - С. 438-433.

2. Маркосян А., Назарян Г., Ахвердян Д. Международные экономические отношения. Учебное пособие. - Ереван, ЕГУАС, 2012. - 640 с.

3. Afanasyeva I., Uznarodov D. (2019) Integration Tendencies under the Conditions of Globalization Transformations//THE EURASEANS: JOURNAL ON GLOBAL SOCIO-ECONOMIC DYNAMICS. №5 (18). P. 16-22.

4. Дарбинян А.В. Армения в процессе международной экономической интеграции». - Ереван, 2000.

5. Афанасьева И.И., Гадойбоев Ф.А., Мирсаидов А.Б. Институциональные

основы реализации внешнеторговой политики Республики Таджикистан в условиях современных интеграционных процессов//

Вестник Академии знаний. - 2018. - № 3 (26). - С. 367-374.

ANALYSIS OF THE FOREIGN TRADE DYNAMICS OF THE REPUBLIC OF ARMENIA IN TERMS OF PARTICIPATION IN THE

EURASIAN ECONOMIC UNION

Mkrtchyan A. A., Kesoyan N. M.

Armenian State University of Economics, Republic of Armenia, Yerevan Annotation. One of the most important features of modern reality is the growing interdependence of the economies of different countries, the development of integration processes, the transition from closed national economies to open economies. Regional economic ties are gradually forming and deepening, covering many countries. International economic integration is gaining practical application, outlining the prospects for further development.

The goal of deepening economic cooperation varies from country to country. For developed countries, this implies the possibility of applying modern and profitable technologies in the face of increasing competition in the global economy, as well as the expansion of other related services. For developing countries, one of the most important means of ensuring economic growth is the formation of an optimal economic structure, the efficient allocation of resources, and the expansion of investment and exports.

Taking into account the above, in this article, the authors updated and analyzed the dependence of the state of foreign trade of the Republic of Armenia on participation in the integration grouping of the Eurasian Economic Union (EAEU).

Keywords: integration processes; Eurasian Economic Union( EAEU); foreign trade; Republic of Armenia; international relations; dynamics of export volumes;

mutually beneficial cooperation. References

1. Afanasyeva I. I. Trends and problems of the formation of the modern world order // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2018. - №28 (5). - P. 438-433.

2. Markosyan A., Nazaryan G., Akhverdyan D. International economic Relations. Training manual. - Yerevan, YSUAS, 2012 - 640 p.

3. Afanasyeva I., Uznarodov D. (2019) Integration Trends under the Conditions of Globalization Transformations//THE EURASEANS: JOURNAL ON GLOBAL SOCIO-ECONOMIC DYNAMICS. No. 5 (18). P. 16-22.

4.Darbinyan A.V. Armenia in the process of international economic integration". - Yerevan, 2000.

5. Afanasyeva I. I., Gadoyboev F. A., Mirsaidov A. B. Institutional foundations of the implementation of the foreign trade policy of the Republic of Tajikistan in the conditions of modern integration processes//Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2018. - № 3 (26). - P. 367-374.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.