Научная статья на тему 'Информационное обеспечение логистического управления бизнес-процессами'

Информационное обеспечение логистического управления бизнес-процессами Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1475
232
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационное обеспечение логистического управления бизнес-процессами»

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛОГИСТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССАМИ

О.Н. Курбатов, к. геогр.н., генеральный директор Института исследования товародвижения и конъюнктуры

оптового рынка, г. Москва Ф.Д. Новиков, ассистент кафедры «Маркетинг и логистика», РГУ

Анализ информационных потоков и структуры процесса принятия решений на предприятиях показал важность наличия адекватного информационного обеспечения для принятия качественных управленческих решений. Одним из способов повышения эффективности предприятия является информационное обеспечение логистического управления. Предприятие является открытой системой, которая материальным и информационным потоками связана с поставщиками, потребителями, экспедиторами и транспортными организациями. Обеспечить принятие управленческих решений, возможность увязки взаимных интересов в реальном масштабе времени возможно лишь, при высокой степени информированности руководителей и менеджеров, используя современные информационные технологии.

Информационная составляющая выступает самостоятельным фактором производства. При прочих равных условиях обладание информацией лучшего качества и опережение конкурентов в её получении позволяет существенно сэкономить средства при инвестировании по технологическому циклу. Повышение эффективности функционирования и организации системы управления в условиях рынка не представляется возможным без совершенствования информационного обеспечения подготовки управленческих решений, широкого использования современных средств вычислительной техники и автоматизированных информационных систем для анализа принимаемых решений и прогнозирования развития предприятия.

Воплощение концепции логистики в управлении предприятиями ведет к изменениям в информационной системе. Это ставит новые цели перед информационной системой на предприятии:

• обеспечение оптимального движения и использования ограниченных материальных, энергетических, трудовых, финансовых и информационных ресурсов;

• создание интегрированной, эффективной системы регулирования и контроля потоков применяемых ограниченных ресурсов, обеспечивающей высокое качество обслуживания (удовлетворения потребностей) рынка;

• создание минимальных производственных запасов и максимальное сокращение времени хранения и транспортировки грузов;

• обеспечение высокой гибкости производства;

• сокращение длительности логистического цикла предприятия и времени выполнения заказов;

• минимальные закупочные цены;

• другие задачи.

Информационная система может иметь наибольший эффект, если реализуются следующие рекомендации по построению организационной структуры предприятия (в соответствии с требованиями логистической концепции управления):

1. Создаются специальных логистических структур на предприятии, занимающихся решением следующих проблем:

- устранение потерь от несопряжённости материальных, финансовых, трудовых и информационных потоков в сбыте;

- устранение потерь от рассогласованности потоков заготовительной, производственной и распределительной логистики;

- ориентация производства на рынок.

2. Информационная система стоится с учётом принципа горизонтальной интеграции организационной структуры предприятия, то есть создается на основе конструирования трёхзвенной логистической цепи «закупки-производство-сбыт», что позволит связать воедино информацию, циркулирующую в системе, и обеспечить ею материальный поток от закупок сырья и материалов до продаж готовой продукции. Горизонтальная интеграция, кроме всего прочего, позволяет органично связать материальный поток с общей сис-

темой планирования и управления на уровне производства. Поэтому действующая на большинстве промышленных предприятий традиционная, линейно-функциональная структура не соответствует указанным принципам. Такая система управления, построенная по «вертикальному» принципу, не может обеспечить должной экономической эффективности функционирования предприятия.

3. Согласно принципу построения сложных искусственных систем организационная структура предприятия должна структурировать и направлять потоки в целях их оптимизации.

4.Процесс от момента закупки сырья для его производства до продажи готовой продукции конечному покупателю - единый и неделимый, и управление им должно быть централизовано. Поскольку каналы логистики стали более длинными и более сложными, вовлекая большее количество участников, эффективная координация становится ключом к эффективному управлению. Интеграция информации из различных источников в пределах предприятия является важнейшей целью. Рассмотрение принципа неделимости единого хозяйственного цикла предприятия при построении информационной системы требует выделения информации, отображающей единство логистического цикла предприятия и выявления (учёта) соответствующих затрат по каждому подразделению.

Информационная система предприятия, построенная с учетом выше перечисленных задач логистической концепции, позволит наиболее эффективно функционировать предприятию и укрепить его позиции на рынке.

Несмотря на значительное количество публикаций в области информационных систем и технологий в логистике, найти однозначное определение логистической информационной системы (ЛИС), её особенностей и отличий от других видов информационных систем затруднительно.

Т.А.Родкина1 предлагает следующее определение ЛИС: это интерактивная структура, включающая персонал, оборудование и процедуры (технологии), которые объединены информационным потоком, используемым логистическим менеджментом для планирования, регулирования, контроля и анализа функционирования логистической системы.

Согласно определению В.И.Сергеева2, ЛИС - «это интерактивная структура, состоящая из персонала, оборудования и процедур (технологий), объединённых связанной информацией, используемой логистическим менеджментом для планирования, регулирования, контроля и анализа функционирования логистической системы.

Другие авторы - например, В.М.Пурлик3 - предлагают содержание ЛИС, практически полностью тождественное маркетинговой информационной системе. В такой интерпретации ЛИС содержит 4 подсистемы:

- подсистема управления процедурами заказов;

- подсистема научных исследований и связи;

- подсистема поддержки логистических решений;

- подсистема генерирования выходных форм и отчётов.

Некоторые авторы4 рассматривают логистическую информационную систему как совокупность функционально ограниченных логистических субсистем, функционирование которых как целого обеспечивается информационной логистикой на уровне её собственных информационных субсистем.

ЛИС можно определить как систему управления логистическими информационными потоками посредством создания каналов их движения. ЛИС организует поток данных, сопровождающий материальный поток, и является тем существенным для предприятия звеном, которое связывает снабжение, производство и сбыт. Она охватывает управление всеми процессами движения и складирова-

1 Т.А.Родкина Информационная логистика- М: Экзамен, 2001

2 В.И.Сергеев. Менеджмент в бизнес-логистике. —М.:ИД «Филинъ», 1997.

3 В.М.Пурлик. Логистика торгово-посреднической деятельности. - М.: Высшая школа, 1995.

4 Логистика. //Учебное пособие (под ред. Б.А.Аникина) - М: ИНФРА-М, 1999.

кис

Стратегический менеджмент, стратегический маркетинг (миссия, выбор целей и стратегических зон хозяйствования, конкурентной, товарной, ценовой стратегий)

Ё

Сбор и анализ Целеполаганис, Сегментирование Оценка ресурсов и

информации о ключевые рынка, разработка определение

внешней среде бизнес- стратегического плана критериев

компетенции маркетинга (СПМ) оптимальности

X

Требования к системе организации экономических потоков ЛИС

(анализ, моделирование, прогнозирование)

=1=

Разработка конфигурации материальных и информационных потоков

Г

Определение

каналов

распределения

вариантов

Корректировка

г

Определение логистических ограничений реализации СПМ

Оптимизация логистических функций

X

Разработка и анализ альтернативны X вариантов

Выбор оптимального варианта

Рис.1. Взаимосвязь логистических и маркетинговых целей предприятия.

ния реальных товаров на предприятии, позволяя обеспечить своевременную доставку этих товаров в необходимых количествах, комплектации, качестве из точки возникновения в точку потребления с минимальными затратами и оптимальным сервисом.

Существуют принципиальные отличия в терминологии информационной системы и логистической информационной системы. Логистическая информационная система функционирует в соответствии с целями и задачами оптимального управления материальными и сопутствующими им потоками, причем эти задачи объединены как внутренними целями бизнес-организации, так и (или) внешними целями. На микроуровне логистическая информационная система является частью корпоративной информационной системы (см. рис. 1.). Корпоративная информационная система (КИС) строится как единый комплекс программно-технических и организационных решений, охватывающих все производственные, технологические, финансовые и хозяйственные процессы, объединяя все подразделения корпорации в единое информационное пространство. В этом случае при дезагрегации ЛИС последняя рассматривается как система управления логистическими функциями в рамках отдельного предприятия, а ее параметры задаются маркетинговыми целями предприятия.

Цель маркетинга - распределить ресурсы по элементам маркетинг-микса так, чтобы добиться максимальной долгосрочной рентабельности компании.

Высокая степень удовлетворения потребителей достигается только в том случае, когда все компоненты маркетинг-микса компании работают эффективно. Обслуживание потребителей является результатом скоординированных действий логистики и маркетинга (см.рис. 2). Компонент «распределение» (элемент маркетингового комплекса «place») можно считать результатом функционирования логистической системы. Этот процесс является показателем эффективности этой системы с точки зрения полезности времени и места каждого продукта. Уровень обслуживания потребителей определяет не только то, сохранит ли компания имеющихся потребителей, но и то, сколько ее потенциальных потребителей станут фактическими.

С учетом концепции общих издержек (total cost concept) фирма должна рассматривать совокупность всех компонентов логистических издержек.

Цель логистики минимизировать общие издержки с учетом обеспечения цели обслуживания потребителей, если считать, что:

Общие издержки = транспортные затраты + затраты на складирование + затраты на процедуры заказов и информационную поддержку + затраты на формирование партий поставок + затраты на

содержание запасов.

В структуру ЛИС (Logistics management information system) встроены такие известные системы как: электронный обмен данными (Electronic data interchange (EDI), e-mail, сети с добавленной стоимостью (VANs), система быстрого реагирования- Quick response(QR), система эффективного реагирования на запросы потребителей- Efficient consumer response (ECR), система поддержки принятия решений- Decision support system (DSS), метод статистического контроля процесса (SPC), штрих-кодирование, сбор информации в точках продаж Point-of-sales (POS)

На рис.3. отображены потоки логистической информации в Logistics management information systems.

ЛИС является одним из основных инструментов управления предприятием, который организует поток данных, сопровождающий материальный поток, и является тем существенным для предприятия звеном, которое связывает снабжение, производство и сбыт. Данная система позволяет раскрыть источники избыточных логистических затрат и оптимизировать логистические функции путем улучшения функциональной эффективности, управления логистической системой предприятия, интеграции и тесного взаимодействия звеньев цепи поставок. Учет логистических затрат в ЛИС интегрирован с их нормированием.

В структуре логистической информационной системы управления присутствуют, например, самые надежные и полные информационно-аналитические модули, наилучшим образом проявившие себя в процессе обработки заказов (см. табл. 1).

В случае если предприятие внедрило у себя систему планирования корпоративных ресурсов (ERP) и избавилось от неэффективных внутренних операций, следующим крупным шагом должно стать внедрение программного обеспечения для управления логистикой, которое должно освободить предприятие от неэффективных внешних трансакций за счёт улучшения стратегического планирования хозяйственных связей.

В последние годы приобретает все большее значение менеджмент цепей поставок (ЦП) - Supply Chain Management (SCM). Стремительно развивающийся рынок требует, что для соответствия изменяющимся требованиям недостаточно только оптимизировать процессы, но и перемещать центр тяжести на сотрудничество за рамками предприятия.

Концепция Supply Chain Management означает управление глобальным потоком (материалов, товаров, услуг). Целью становится создание и обеспечение эффективной интеграции и координации поставщиков, производителей, торговых и логистических компаний, а также обеспечение высокоэффективной торговли в инте-

Рис.2 Компромиссные варианты направлений затрат в маркетинге и логистике

ресах конечных потребителей.

ЛИС, построенная на основе концепции БСМ, позволяет принимать наиболее эффективные и быстрые решения практически на любой фазе деятельности предприятия:

• Сквозное планирование и прогнозирование продаж, производства и закупок в цепочке: поставщик - производитель (дистрибьютор) - покупатель

• Оптимальный выбор закупаемой продукции и поставщика

• Оптимальный выбор места и времени производства в условиях ограниченных ресурсов

• Управление запасами и их оптимизация

• Управление складами и распределительными центрами

• Управление выпуском продукции «под заказ»

• Управление погрузкой и транспортировкой продукции

Однако и в этом случае доминирующим на начальных этапах проектирования ЛИС ЦП являются вводные стратегического маркетинга, который дают «контрольные цифры» для последующего логистического планирования, включая ориентиры стратегической и оперативной логистики. Оценка исходной ситуации отражается с помощью ситуационного анализа и в целом напоминает алгоритм маркетингового исследования проекта (см. рис.4)

Ситуационный маркетинговый анализ дает основу для оценки привлекательности стратегического потенциала сотрудничества для предприятий-участников и определения стратегии сотрудничества. Требования цепи поставки зависят от так называемых контекстных факторов, т.е. от окружающей среды, в которой размеща-

ется цепь поставки.

Таким образом, в контексте усиления интегративной функции логистики под современной логистической информационной системой можно понимать информационную систему, обеспечивающую координацию функции логистики в рамках БСМ. Разработка ЛИС должна вестись на основании решений стратегического управления; система проектируется и внедряется во взаимосвязи с реорганизацией/ реинжинирингом бизнес-процессов предприятия. На основе миссии и ситуационного анализа определяются цель построения ЛИС и стратегии её достижения, конкретизирующиеся в возможном наборе информационных подсистем, очередность внедрения которых определяется приоритетными бизнес-процессами. Самостоятельной задачей при разработке и внедрении ЛИС, как элемента организации, является вопрос о её взаимодействии с бизнес-процессами, персоналом, организационной культурой и структурой организации. Успешность этого взаимодействия во многом определяет достижение предприятием своих целей.

С учетом этого общие технологические требования к современной ЛИС включают:

• интеграцию с функциональными информационными системами маркетинга, финансов, производства;

• открытость для внешних пользователей (с соблюдением процедур информационной безопасности и разграничения прав доступа).

• совместимость информационных модулей на алгоритмических, аппаратных и программных уровнях;

• оперативность получения информации пользователями сис-

Рис3. Потоки информации логистической информационной системы управления получать точную информацию в режиме оп-

темы, возможность line;

• приемлемость для пользователя и формирование интерактивной системы «человек- машина»;

• поддержка единой базы данных клиентов, поставщиков и партнеров и обеспечение доступа к системе;

• модульность и масштабируемость, для обеспечения экономии ресурсов при развитии функциональных возможностей и перспектив развития предприятия;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• поддержку дополнительных функциональных компонент (системы сбора и анализа информации, документооборота и управления проектами, хранилища документов и др.);

• адаптируемость к функционально-техническим требованиям существующего программного обеспечения, а также совершенствование бизнес-процессов, документооборота;

• использование беспроводных технологий, в том числе организация доступа удаленных пользователей с помощью мобильных устройств.

Управленческая информация, предоставляемая современной системой обработкой заказов

Функциональные сферы бизнеса предприятия Предоставляемая информация

Продажи/маркетинг Ежедневное состояние продвижения заказов Сопоставление фактических продаж с установленными показателями Показатели выполнения программ товаропродвижения по сегментам рынка Текущая рыночная позиция по продуктам

Логистика/производство Реализация цикла выполнения заказа по фазам Параметры обслуживания потребителей Наличие в запасах Планируемые уровни запасов Запасы, доступные для продаж Доступные операции грузопереработки, график отгрузки и транспортировки в рамках реализации заказа Возможные отклонения поставок

Финансы Счет накопления покупок Движение наличности Оценка (проверка) кредитоспособности заказчика, проверки кредитной истории

Управленческий учет для топ-менеджеров Информация о статусе, показателях выполнения заказа, исключениях, планировании

Общекорпор ативное планирован ие звеньев ЦП

1.Сбор информации о внешней среде и о внутреннем состоянии фирмы

Отчеты по ситуационному анализу Ориентиры для логистики

Ко,

Прогнозы,

возможности,

тенденции

SWOT-анализ

Стратегичес

кий

маркетинг

2.Диагностика цепочки 3.Формирование комплекса

поставок ► стратегических целей для

звеньев ЦП

Целевые показатели

4.Разработка стратегий цепочки поставок-ценовой, продуктовой, конкурентной

5.Разработка логистических стратегий товародвижения ЦП

Миссия

Методика

Регламент

іррекция

I Стратегия звеньев ЦП I

6.Разработка бизнес-планов звеньев ЦП

Коррек 41

Бизнес-планы ^ ^ Бизнес-планы

Рис.4. Общая схема стратегического планирования цепочки поставок на основе взаимодействия маркетинга и логистики

Программную реализацию данных процессов предприятия можно реализовать в виде отдельных модулей (подпрограмм), динамически подключаемых по мере необходимости. При интеграции всех подсистем достигается синергетический эффект, и именно в этом случае ЛИС можно назвать полноценной и максимально эффективной информационной системой.

Информационная инфраструктура, создаваемая как в рамках отдельных предприятий, так и групп предприятий на базе современных ЛИС, превращает информацию из вспомогательного фактора в самостоятельную производительную силу, способную заметно и в короткие сроки повысить производительность труда и минимизировать издержки производства. Результатом использования ЛИС в условиях колеблющегося спроса является минимизация совокупных затрат материальных ресурсов на производство и реализацию продукции и, тем самым, улучшение финансовых результатов производственной деятельности предприятия.

Вставка

В некоторых публикациях используется понятия «маркетинг логистики», «логистический маркетинг», как бы закрепляющее подчиненный характер маркетинга. Однако маркетинговой планирование не только предшествует логистике (ситуационный анализ), но и является частью более значимого стратегического горизонта общекорпоративного планирования (стратегический маркетинг), связанного с целеполаганием, позиционированием (самоидентификацией) фирмы на рынке, выбором товарных, конкурентных мотиваций и др. Образно говоря маркетинг, как подсистема стратегического управления, является главами и головой корпоративного организма, выполняя сенсорно-аналитические функции, а логистика - его позвогочником и кончностями ногами. и руками., связанная с функциями опорно- двигательного аппарата, формируя остов (каркас) товарно-распределительной сети. В составе маркетингового комплекса (marketing-mix), описываемого формулой - 4р (product, price, place, promotion), логистика отвечает только за ком-

понент «распределение» (элемент маркетинга «place»), который, собственно, и сформировал область предметной специализации логистики. Именно этот процесс является логистическим показателем эффективности системы с точки зрения полезности времени и места каждого продукта.

Литература

1.Джеймс Р.Сток, Дуглас М. Ламберт. Стратегическое управление логистикой. Под ред. В. Сергеева. Пер. с англ. - М:ИНФРА-

М:2005, 797с.

2.Дэниел О’Лири. ERP-системы. Современное планирование и управление ресурсами предприятия. - М.: «Вершина»,2004, 137 с.

З.Зырянов. М Глава «Альфа-Интегратор — БААН Евразия» об особенностях внедрения в России систем ERP. - Computerworld, №1617, 2000.

4.Питеркин С.В., Оладов Н.А., Исаев Д.В. Точно в срок для России. Практика применения ERP-систем. - М.: «Альпина Бизнес Букс»,2005, 192с.

5.Фазуллин И. Н.Современные информационные технологии как основа работоспособности логистической системы (МТО)-Вестник СГЭА № 3, г.Самара,2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.