Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАК БАЗИС УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСАКЦИОННЫМИ ИЗДЕРЖКАМИ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ'

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАК БАЗИС УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСАКЦИОННЫМИ ИЗДЕРЖКАМИ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
63
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТРАНСАКЦИЯ / ТРАНСАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ / УПРАВЛЕНИЕ ТРАНСАКЦИОННЫМИ ИЗДЕРЖКАМИ / МАРКЕТИНГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Старухин Виталий Анатольевич

Цель исследования состоит в формализации этапов управления трансакционными издержками маркетинговой деятельности производственного предприятия на основе информации об их сумме в параметрах договора. Научная новизна исследования заключается в том, что в работе предложены поступательные этапы процесса формирования исходных данных для управления трансакционными издержками маркетинговой деятельности; предложена группировка трансакционных издержек на маркетинг на предконтрактном, контрактном и постконтрактном этапе с их детализацией на зависящие от объема реализации и независящий от нее; рекомендованы этапы управления трансакционными издержками маркетинговой деятельности производственного предприятия, ориентированные на проведение анализа прогнозной информации с учетом множества допущений и оценки вариативности среды в рамках договора. В результате установлено, что управление трансакционными издержками маркетинговой деятельности производственного предприятия должно осуществляться менеджментом непрерывно путем анализа информации, структурированной по каждой коммерческой сделке, что позволяет руководству постоянно и дискретно владеть информацией по каждому договору. При этом финансирование процесса управления трансакционными издержками не должно составлять значительную часть коммерческих расходов организации. Использование предложенного автором информационного обеспечения менеджмента для управления трансакционными издержками при осуществлении маркетинговой деятельности на практике позволяет производственному предприятию получить прогнозные значения коммерческих расходов в отношении предстоящих поставок, оценить экономических эффект показателей прибыльности по ним.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION SUPPORT AS A BASIS MODELS FOR MANAGING TRANSACTION COSTS OF MARKETING ACTIVITIES OF A MANUFACTURING ENTERPRISE

The purpose of the study is to formalize the stages of managing transaction costs of marketing activities of a manufacturing enterprise based on information about their amount in the parameters of the contract. The scientific novelty of the research lies in the fact that the paper proposes the progressive stages of the process of forming initial data for managing the transaction costs of marketing activities; the grouping of transaction costs for marketing at the pre-contract, contract and post-contract stages with their details depending on the volume of sales and independent of it is proposed; the stages of managing transaction costs of marketing activities of a manufacturing enterprise are recommended, focused on analyzing forecast information taking into account a variety of assumptions and assessing the variability of the environment within the framework of the contract. As a result, it was established that the management of transaction costs of marketing activities of a manufacturing enterprise should be carried out by management continuously by analyzing information structured for each commercial transaction, which allows management to constantly and discretely possess information on each contract. At the same time, the financing of the transaction cost management process should not constitute a significant part of the business expenses of the organization. The use of the management information support proposed by the author for managing transaction costs in the implementation of marketing activities in practice allows a manufacturing enterprise to obtain forecast values of commercial expenses in relation to upcoming deliveries, to assess the economic effect of profitability indicators for them.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАК БАЗИС УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСАКЦИОННЫМИ ИЗДЕРЖКАМИ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ»

s

X

LU

S

и

UJ 3-

s X о

X

о со

76

мированию управленческой структуры для достижения высоких результатов национальной экономической проектной деятельности. Регламентация функционирования обновленных систем управления также требует совершенствования действующего законодательства.

В заключение, серьезные барьеры реализации национальных программ на муниципальном уровне усугубляются несовершенной нормативно-правовой базой, отсутствием методического и информационного обеспечения, организационными трудностями, кадровыми проблемами, помимо известных проблем финансового обеспечения, поэтому необходимым условием успешной реализации национальных проектов является осуществление конкретных мероприятий.

Существенным препятствием для реализации национальных программ на местном уровне является слабая координация, непоследовательность действий между секторами, концентрация управленческого влияния, а также ограниченная и недостаточная определенность полномочий местных органов власти в реализации национальных программ.

Поэтому, помимо повышения финансовой безопасности, успешная реализация национальных проектов будет достигаться за счет мер, направленных на совершенствование механиз-

ма взаимодеиствия региональных и местных органов власти и существенное увеличение реализации органами местного самоуправления национальных проектов. В этом контексте можно надеяться на более эффективную реализацию нацпроектов на местах.

Примечания:

1. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N? 474 "О национальных целях разви тия Российской Федерации на период до 2030 года". URL: https://docs.cntd.rti/document/ 5653411 50 (дата обращения: 24.04.2022).

2. Распоряжение Правительства Российской Фе дерации от 4 июня 2018 г. № 4072 п-Пб "Методические указания по разработке национальных проектов" URL: https://docs.cntd.tu/document/ 550517324 (дата обращения: 24.04.2022)

3. Бондарева Н. Н., Комков Н. И. Организационно-методические вопросы разработки и реализации национальных проектов // МИР (Модерни ззция. Инновации. Развитие). - 2019. - Т. 10. - №3,

- С, 369-379.

4. Ежов Д. А. К оценке рисков реализации национальных проектов в условиях пандемии COVID-19 // Власть. - 2020. . №4. С. 23-25.

5. Норфирьев Б. Н. Корректировка национальных проектов: риски и мультипликативный эффект // Науч. тр. Вольного экономического общества России. - 2020. - Т. 225. - С 43-48.

6. Аганбегян А. Г. Перезапуск национальных проектов как условие экономического роста // Науч. тр. Вольного экономического общества России.

- 2020. - Т. 225. - С 50-65,

INFORMATION SUPPORT AS A BASIS MODELS FOR MANAGING TRANSACTION COSTS OF MARKETING ACTIVITIES OF A MANUFACTURING ENTERPRISE

Starukhin VitaHi Anatoiyevich, Postgraduate student, Department of Finance and Management, Tula State University, Tula

The purpose of the study is to formalize the stages of managing transaction costs of marketing activities of a manufacturing enterprise based on information about their amount in the parameters of the contract. The scientific novelty of the research lies in the fact that the paper proposes the progressive stages of the process of forming initial data for managing the transaction costs of marketing activities; the grouping of transaction costs for marketing at the pre-contract, contract and post-contract stages with their details depending on the volume of sales and independent of it is proposed; the stages of managing transaction costs of marketing activities of a manufacturing enterprise are recommended, focused on analyzing forecast information taking into account a variety of assumptions and assessing the variability of the environment within the framework of the contract. As a result, it Wits established that the management of transaction costs of marketing activities of a manufacturing enterprise should be carried out by management continuously by analyzing information structured for each commercial transaction, which allows management to constantly and discretely possess information on each contract. At the same time, the financing of the transaction cost management process should not constitute a significant part of the business expenses of the organization. The use of the management information support proposed by the author for managing transaction costs in the implementation of marketing activities in practice allows a manufacturing enterprise to obtain forecast values of commercial expenses in relation to upcoming deliveries, to assess the economic effect of profitability indicators for them.

Keywords: transaction; transaction costs; transaction cost management; marketing activities; information support.

D0I 10.24923/2222-243X.2022-43.14

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАК БАЗИС УДК 338 УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСАКЦИОННЫМИИЗДЕРЖКАМИ ВАК РФ 5.2.3/08.00.05 МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Цель исследования состоит в формализации этапов управления трансакци- @ Старухин В.А., 2022 онными издержками маркетинговой деятельности производственного предприятия на основе информации об их сумме в параметрах договора. Научная новизна исследования заключается в том, что в работе предложены поступательные этапы процесса формирования исходных данных для управления си трансакционными издержками маркетинговой деятельности; предложена ^ группировка грансакционных издержек на маркетинг на предконтрактном, ^ контрактном и постконтрактном этапе с их детализацией на зависящие от

объема реализации и независящий от нее; рекомендованы этапы управления ^

трансакционными издержками маркетинговой деятельности производствен- о

ного предприятия, ориентированные на проведение анализа прогнозной ^

информации с учетом множества допущений и оценки вариативности среды

в рамках договора. В результате установлено, что управление трансакциои- со

ными издержками маркетинговой деятельности производственного предприятия должно осуществляться менеджментом непрерывно путем анализа информации, структурированной по каждой коммерческой сделке, что позволяет ^ руководству постоянно и дискретно владеть информацией по каждому договору. При этом финансирование процесса управления трансакционными из- ^ держками не должно составлять значительную часть коммерческих расходов организации. Использование предложенного автором информационного обеспечения менеджмента для управления трансакционными издержками при осуществлении маркетинговой деятельности на практике позволяет производственному предприятию получить прогнозные значения коммерческих расходов в отношении предстоящих поставок, оценить экономических эффект показателей прибыльности по ним. 77

Ключевые слова; трансакция; трансакционные издержки; управление трансакционными издержками; маркетинговая деятельность; информационное обеспечение,

CU

s

Достижению высоких финансовых ориентиров функционирования бизнеса способствует качественное управление трансакционными издержками на маркетинг. Значимость менеджмента в отношении таких затрат обусловлена ш высокой долей в коммерческих расходах промышленных компаний.

Изучение трансакционного сектора в современной российской экономике происходит преимущественно на макроэкономическом уровне с использованием метода прямого счета и соответствующих статистических данных [1]. Анализ данной категории в рамках отдельного предприятия, затрагивая проблематику управления ими в микроэкономическом ракурсе применительно к производственному предприятию и работе подразделений, отвечающих за маркетинг, проведен 8 данной статье.

Для производственного сектора экономики возникновение грансакционных издержек на маркетинг обусловлено проведением многопараметрических сделок, которые осуществляются компанией под комбинированным воздействием информационной асимметрии, ограниченной рациональности, а также оппортунистического поведения со стороны контрагентов [2]. В структуре коммерческих расходов производственных компаний эта часть затрат формируется в экономических отношениях между производителем и покупателем при проведении подразделениями маркетинга переговоров между участниками сделки по продаже готовой продукции, при согласовании коммерческих интересов сторон и установлении итоговых договоренностей по параметрам поставки. Возникающие при этом

СТАРУХИН Виталий Анатольевичаспирант кафедры Финансов и менеджмента. Тульский государе твенный университет, Тула GRCJD: OOOÔ-Û003-3177-2735

трансакционные издержки не ограничиваются затратами на трудовые и материальные ресурсы, связанные непосредственно с трансакцией, их формирование продолжается после юридического оформления договоров и исполнения условий сделок.

Необходимость управления трансакционны-ми издержками на маркетинг обусловлена потребностями в минимизации расходов на по-иск и обработку информации о покупателях, ^С расходов, связанных с согласованием условий ^ договоров в ходе переговоров, расходов на 5 урегулирование юридических параметров сде-~ лок, так как их снижение позволяет инвести-|_и ровать высвобождаемые в этом случае сред-3 ства на решение других задач производства.

Определение трансакционных издержек в со-Ц ставе коммерческих расходов производствен-ных фирм в целях управления ими для многих ^ бизнес-единиц является сложным и многосту-пенчатым процессом, особое внимание долж-0 но быть уделено информационному обеспе-

чению данного процесса. 0 Так как большинство покупателей про-^С дукции промышленного производства -СО юридические лица, возникают специфичес-78 кие требования к информации о трансакционных издержках в целях управления ими. Актуальность разработки информационного обеспечения, необходимого для реализации бизнес-модели управления трансакци-онными издержками, возникающими в ходе маркетинговой деятельности связана со сложностью определения такого вида затрат в практической деятельности производственных компаний.

Информация о сумме трансакционных расходов в ходе маркетинговой деятельности должна быть сформирована по каждой трансакции (сделке, договору), должна учитываться структура таких расходов с учетом специфики работы компаний производственного сегмента. Для управления трансакционными издержками маркетинговой деятельности целесообразно сразу заложить ожидаемые параметры этих расходов на основе предыдущего опыта, чтобы их расчетные значения соответствовали конечной цели экономической системы. Выработка рекомендаций по управлению трансакционными издержками на маркетинг на основе информационно-аналитического инструментария применительно к каждой сделке обеспечит менеджмент промышленных товаропроизводителей действенной бизнес-моделью, позволяющей реализовать стратегическое видение финансовых результатов деятельности.

Информационное обеспечение в целях управления трансакционными издержками маркетинговой деятельности применительно к производственной компании через призму авторского видения следует рассматривать как процесс сбора, систематизации и анализа сложившихся и прогнозных расходов по каждой трансакции, связанных с заключением договоров поставки при установлении связей с покупателями [3].

При формировании информационной базы управления трансакционными издержками на маркетинг автором решается задача, заключенная в получении такой информации о расходах в рамках маркетинговой деятельности, которая позволит детализировать их не только по компании в целом, по каждой номенклатурной группе готовой продукции, по каждому структурному подразделению, но и по каждому заключённому с покупателем договору.

Подходы к пониманию информации в современном экономическом пространстве отличаются от реалий прошлого столетия ускорением информационного потока и увеличением асимметрии информации [4]. По мнению американского математика К. Шеннона, информационный канал всегда шумит, то есть поток информации не прекращается ни на минуту, а процесс поступления информации непрерывен [5]. Особую актуальность для управления трансакционными издержками представляет получение информации в динамической среде. Системные позиции этого вопроса представлены в трудах Т. Лимперга [6], П. Друкера [7], Э. Тоффлера [8].

Для решения задач поуправлению трансакционными издержками маркетинговой деятельности производственного предприятия, стоящих перед менеджментом, необходимо наличие актуальной, уместной, полезной, понятной для использования информации, отвечающей расширенным потребностям пользователей,

В первую очередь необходимо получение информации по компаниям конкурентам, рыночным ценам на аналогичные виды продукции, макроэкономических показателей по уровню инфляции, индексу промышленного производства. В то же время расширить горизонт управления и возможности для оптимизации трансакционных издержек позволяет информация по контрактам, завершившимся нарушением сроков исполнения обязательств. Внутренние данные по уже осуществленным сделкам и сумме трансакционных расходов по

ним, а также внешняя информация, доступная из открытых источников формируют информационное обеспечение процесса управления трансакционными издержками на маркетинг. При этом аналитическая информация, выступавшая базисом управленческих решений за прошлые периоды, выступает источником внутренней вновь собранной информации для текущих решений.

На рисунке 1 представлены поступательные этапы формирования данных для управления трансакционными издержками маркетинговой деятельности.

Получение данных о сумме трансакционных издержек, связанных с маркетингом: -на сбор информации, - ведение переговоров, - реализацию контракта и постконтракгую фазу

I

Структурирование полученных данных на: - внешнюю и внутреннюю информацию, -текущую и прогнозную информацию, - контроль надежности и актуальности информации

Анализ данных о сумме трансакционных издержек, связанных с маркетингом, в целях управления ими

Рисунок 1 -■ Поступательные этапы процесса формирования данных для управления трансакционными издержками маркетинговой деятельности

Представленные на рисунке 1 этапы формирования данных для управления трансакционными издержками маркетинговой деятельности позволяют получить на выходе качественную информационную основу для решений менеджмента, способствуя уменьшению негативного влияния необоснованных расходов на финансовые результаты деятельности и повышению экономического эффекта от реализации готовой продукции.

Теория системы поиска информации при принятии решения, или экономическая теория информации, была предложена Дж. Стиплером, который рассматривает информацию как специфический ресурс, используя который хозяйственные субъекты могут в итоге получить наивысшую денежную выгоду [9]. Поэтому накопление данных о трансакционных издержках маркетинговой деятельности целесообразно проводить в едином информационном ресурсе.

Качественное информационное обеспечение менеджмента данными о трансакционных издержках на маркетинг способствует не только решению текущихуправленческих задач, но также и достижению стратегических целей. Поэтому необходима группировка информации потрансакционным издержкам производственной фирмы на маркетинг.

Конкурентная борьба на рынке производителей усиливается, программы затрат на маркетинг через прямое давление на покупателей становятся слабо эффективными. Ориентируясь на получение положительного операционного результата, стирается долгосрочный эффект прибыльности бизнеса. Именно поэтому, чтобы снизить трансакционные издержки по каждой сделке и отвечать требованиям рынка производственной компании, необходимо понимать потребности клиента.

Работы зарубежных экономистов, таких как Р. Коуз и О. Уильямсон [10-11], обосновывают необходимость признания основной единицей для анализа в теории трансакционных издержек акт экономического взаимодействия, то есть саму сделку, договор или трансакцию, рассматриваемую в качестве объекта для выработки управленческого решения о необходимости ее проведения. Ключевая функция менеджмента состоит в экономии трансакционных издержек, что достигается, в первую очередь, путем калькулирования расходов на получение информации в разрезе договоров. Потому детализацию трансакционных расходов на маркетинг необходимо проводить не только по каждой номенклатурной группе готовой продукции, по каждому структурному подразделению, номенклатурной группе готовой продукции, но и по отдельным коммерческим сделкам за исключением таких затрат, распределение которых несообразно ввиду маленькой стоимости и сложности калькулирования [12].

На рисунке 2 представлена группировка информации о сумме трансакционных издержек при осуществлении маркетинговой деятельности, необходимая для управления ими и структурированная по этапам договорной работы.

Информация о сумме трансакционных издержек производственной компании в ходе маркетинговой деятельности на предконтрак-тном, контрактном и постконтрактном этапе, представленная на рисунке 2, подлежит формированию по каждой сделке для оценки ее эффективности.

Анализ методик аккумулирования информации о сумме трансакционных издержек на основе учетных данных представлен В.8. Варламовой, Л.Н, Герасимовой, Н.Т. Лабынцевым [13-15]. Отсутствие единого учетного подхода к отражению данных расходов приводит к

си

ГЦ

о (и

9

со"

си 2

Ё

79

сложности расчета, прогнозирования и управления ими в долгосрочной перспективе, снижению чистой прибыли компании, увеличивает неопределенность в отношении эффективности каждой коммерческой сделки [16]. Поэтому автором рекомендовано формировать информацию о сумме трансакционных издержек на маркетинг в соответствии с установленной в локальных актах компании структурой по каждой сделке, что позволит руководству сформировать понимание наиболее приемлемых для бизнеса контрактов.

М

и *» £ Ё § а С

г £

з !-^ —

ш 2

!-; ге га

1 =

Эатрагы на сбор данных о потенцпальн ых покупателях

Затраты служба маркетинга на определение наиболее значимых признаков про неодим он продукции

Затраты консультанта по определению группы компаний-потребителей которые готовы недлительные отношения

Затраты формируемые

в процессе коммерческих _ переговоров ^

Затраты на оплату труда юридической службы компании финансовых структур, ответственных за договор

Затраты на привлечение внешних юристов-консультантов для согласования условий сделок, удовлетворяющих строны

Затраты на

оценку результатов исполненных обязательств по сделкам

Затраты нз опиату труда экономический службы компании осуществляющей расчет прибыли на и н Ее с тированный

Затраты на оплату труда экономической службы компании на определение уровня рентабельности заключенного догвора по отношению к издержкам обращения ипи товарообороту в целом

Рисунок 2 - Группировка информации по трансакционным издержкам производственной фирмы на маркетинг, структурированная по этапам договорной работы

5 ^

а! =

и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Издержки ведения переговоров и заключения контракта

Финансовые потери в результате плохо оформленных договоров

13 ^ • о

с а.

я = Л ^

и [?

Издержки поиска информации

Издержки лрогиводепствия (оппортунистического поведения!

Рисунок 3 - Группировка информации о суммах трансакционных издержек при осуществлении маркетинговой деятельности производственным предприятием в целях управления ими

Рассмотрением классификации трансакционных издержек и вопросами отнесения их к

той или иной группе затрат в своих работах занимались такие зарубежные ученые, как Д. Коммонс, Я. Мэршак, Д. Тобин [17], отечественными специалистами также уделено внимание этому вопросу в публикациях Е.В. Николаевой, ДА Плетнева [18]. Обобщив позиции авторов, сбор информации о суммах трансакционных издержек при осуществлении маркетинговой деятельности производственным предприятием рекомендовано проводить по группам затрат, зависящим от объема реализации и независящим от нее, что представлено данными рисунке 3.

Детализация трансакционных издержек на маркетинг, представленная на рисунке 3, позволяет определить их размер, зависящий и независящий от объема реализации.

Первый блок трансакционных издержек, зависящих от объема производимой продукции, составляют издержки ведения переговоров. Они могут быть существенными для производственной компании, так как согласование цены, порядка оплаты, сроков поставки, условий доставки,санкций за нарушение условий договора требует значительного времени и вовлечение ряда служб: бухгалтерии, отдела продаж, юридического отдела, отдела экономической безопасности производственной компании. В отдельный блок таких издержек маркетинговой деятельности относят потери ресурсов: финансовых, временных, материальных в том случае, если договоры содержат ошибки или оформлены с нарушением требований гражданского законодательства.

Первый блок трансакционных издержек, не зависящих от объема производимой продукции, составляют издержки поиска информации о покупателях, посредниках. Эти расходы необходимы для организации сбыта при любом объеме реализации готовой продукции. 8 этот же блок можно отнести затраты на исследование конкурентной среды, анализ деятельнос-

Эатра1ы на оплату труда отдела продаж бухгалтерии, юридической службы вовлеченных в переговоры по сделке

Затраты на юркдмчёс'кое^оформ^ёТ^ие1 _сделки_

Издержки спецификации и зэщигы прав собственности

Затрагы на поиск информации о покупателях для организации сбыта

Затраты на поиск информации о

посредниках для организации сбыта

Затрать: на исследование конкурентной среды

Затраты обусповпенные нарушением договорных условии

ти компании на рынке, выделение групп прямых, косвенных, а также потенциальных конкурентов, их сильных и слабых сторон, оценку клиентских баз [1Щ. Данный процесс зачастую осложнен из-за закрытости такой информации со стороны конкурентов. В том случае, если производственная компания располагает информацией о конкурентах ввиду узнаваемого товарного знака по ним, издержки поиска будут существенно ниже, при этом цены таких конкурентов могут быть выше.

Второй блок трансакционных издержек, не зависящих от объема производимой продукции - издержки оппортунистического поведения в результате полярности интересов покупателей и производителей, неопределенности хозяйственной деятельности. В ряде случаев при некачественном отборе покупателей производитель может нести маркетинговые трансакционные издержки, обусловленные нарушением условий оплаты или отказом от покупки.

Качественный аналитический учет коммерческих расходов с высоким уровнем детализации маркетинговых затрат способствует принятию управленческих решений по установлению контрактных отношений с покупателем, провести отбор и найти наилучший вариант с точки зрения соотношения затраты-риск.

Трансакционные издержки на маркетинг выступают объектом управления с учетом стоящих перед производственной компанией на разных этапах договорной работы задач. Ме-неджменттаких затрат предполагает последовательное выполнение всех функций управления, которые реализуются посредством осуществления элементов управленческого цикла [201, что представлено данными рисунка 4,

Функции менеджмента трансакционных издержек на маркетинг ---------

Постановка целей, задач управления трансакционными издержками Организация учета экономических последствий сделок Учет и анализ факторов изменения трансакционных издержек

| Планирование трансакционных издержек на маркетинг Создание условий реализации задач по управлению трансакционными издержками Контроль эффективности управления трансакционными издержками

Управление трансакционными издержками

Рисунок 4 - функции менеджмента трансакционных издержек при осуществлении маркетинговой деятельности производственным предприятием

Оценить функции менеджмента трансакционных издержек при осуществлении маркетин-

говой деятельности производственным предприятием, представленные на рисунке 4, можно после проверки адекватности оценки их ожидаемых размеров и причин изменения.

Профессиональные компетенции руководства определяют нетолько текущую управленческую деятельность компании, но, в первую очередь, поз воля ют учитывать влияние управления трансакционными издержками маркетинговой деятельности на стратегические ориентиры бизнеса на микроуровне. Эти подходы рассмотрены зарубежными исследователями А. Томпсоном и А. Стриклендом [21] через призму стратегического видения перспектив развития бизнеса, основанного на эффективной системе управления. Для компаний производственного сектора экономики особую важность трансакционных издержек обуславливает включение их в коммерческие расходы, которые должны коррелировать с выручкой от реализации продукции. Только путем гибких решений менеджмента достигаются положительные финансовые результаты [22],

В современных условиях хозяйствования разовые продажи с высокой маржинальностью не дадут долгосрочного экономического эффекта при высоких трансакционных затратах на маркетинг, связанных с ними. Поэтому придерживаясь целевого ориентира на долгосрочный эффект от сотрудничества именно формирование и поддержание базы клиентов, лояльной к продукции является основной целью менеджмента.

Основные требования к управлению трансакционными издержками на маркетинг производственного предприятия представлены на рисунке 5.

Представленные на рисунке 5 требования обуславливают необходимость использования широкой информационной основы для управления трансакционными издержками.

Большинством исследователей сформированы модели, в которых работа с трансакционными издержками в целях управления ими проводилась посредством анализа прошлых т | событий и уже полученных фи-

нансовых результатов [23]. Поэтому актуальным направлением оптимизации издержек на маркетинг производственной фирмы является управление ими путем анализа прогнозной информации, структурированной по каждой коммерческой сделке, что представлено данными рисунка 6.

си си О (и

9 з:

со"

си 2

Ё

81

Снйкей ие т|янсащи они ых издержек не должно приводить кросту комерчеожрагайдоэ

Отклонение ст расчетных ЗНаченийтрансакцисиных издержек должно оыть проанализировано

Финансирование ивнэд>ннента трансакционньииздержБккв должно оьпь значимым в ком м ер чесии расхода*

Рисунок 5 -Требования к управлению трансакционными издержками на маркетинг производственного предприятия

Управление трансакционными издержками на маркетинг производственной компании

I I

Определение маркетинговой стратегии по реализации готовой продукции, периода, с которого будут применены управленческие решения

Структурирование договоров поставок готовой продукции: текущих и прогнозных

Формирование прогнозной информации в целях управления трансакционными издержками на маркетинг

Выделение трансакционных издержек маркетинговой деятельности на пред контрастном контрактном и постконтрактном этапе

Группировка информации о сумме трансакционных издержек маркетинговой деятельности, зависящих от объема реализации и независящи х от него

Формирование информации о сумме трансакционных издержек по каждой сделке

Анализ полученной информации, множества допущений, оценка вариативности внешней среды

Применение оценочных суждений, принятие управленческих решений по трансакционным издержкам на маркетинг

Рисунок 6 - Этапы менеджмента трансакционных издержек при осуществлении маркетинговой деятельности

Представленные на рисунке 6 этапы менеджмента трансакционных издержек при осуществлении маркетинговой деятельности производственным предприятием в своей основе предполагает качественное информационное обеспечение этого процесса: сбор текущей и прогнозной информации, ее анализ, разработку и реализацию программы действий, основанную на полученной информации. Зарубежные ученые Р. Купер и Р. Слагмулгер связывают анализ издержек с экономической позицией компании на рынке в будущем [24], поэтому необходимо проведение расчета прогнозных значений трансакционных издержек на маркетинг, чтобы оценить их влияние на сделки. Однако деловая среда вариативна, поэтому требуется учитывать ее внешнее воздействие и оценивать его воздействие на трансакции. В публикациях Г. Минцберга [25] доказана важность рассмотрения вариантов будущего развития при проведении расчетов.

Информация о сумме трансакционных издержек по каждой сделке, полученная на

■-- заключительном этапе

дает возможность менеджменту выработать решения по минимизации трансакционных расходов в ее отношении.

На основе прогнозной информации вырабатываются комплексные решения руководства и собственников бизнеса по снижению себестоимости готовой продукции производственной компании. Следовательно, эту работу необходимо проводить непрерывно постоянно, оценивая изменившееся внешнее воздействие. В условиях вариативности управленский эффект достигается высоким уровнем подготовки сотрудников отдела продаж и маркетинга, специалистов, занимающихся этой работой в компании, менеджмента.

Практическим результатом работы производственного предприятия для управления расходами на маркетинг является снижение затрат на поиск и привлечение новых клиентов, получение данных о клиентах якорного типа, то есть устойчивой группы постоянных покупателей.

Управление трансакционными издержками на маркетинг с использованием информации об их сумме по каждой сделке и с множеством допущений, включая оценку вариативности внешней среды дает возможность уменьшить разрыв между планируемыми целями управления и показателями прибыльности, давая при этом производственной компании конкурентное преимущество.

Функционирование промышленных компаний, как правило, ориентировано на экономию затрат, поэтому строится на оптимизации калькуляционных статей готовой продукции и рациональном расходовании ресурсов. При этом в современных условиях хозяйствования поддержание нормы прибыли, сохранение лояльности покупателей неизменно связано с информационным обеспечением управления трансакционными издержками на маркетинг.

Таким образом, группировка трансакционных издержек на маркетинг промышленным предприятием на предконтрактном, контрактном и постконтрактном этапе с их детализацией на зависящие от объема реализации и независящий от нее позволяет менеджменту постоянно и дискретно владеть информацией по каждой коммерческой сделке, например, раз в месяц или в квартал, для принятия управленческих решений в условиях динамичности экономических систем,

В современных условиях хозяйствования, связанных с высокой неопределённостью поступательного развития и роста бизнеса, в том числе в результате эпидемиологической ситуации в стране, компании производственного сегмента вынуждены сокращать расходы нз инвестиции в производство, что приводит к потере клиентов-покупателей, которые начинают искать товары-заменители. В этих условиях маркетинговая деятельность исвязанныес ней трансакционные расходы как никогда важны для бизнеса. Управление трансакционными издержками в процессе функционирования производственного предприятия, ориентированное на поддержание, а в оптимальном варианте и на наращивание нормы прибыли компании должно проводиться на основании информации об их размере применительно к каждой сделке от начала ее исполнения до постконрактной фазы. Базисом такого управления выступает адекватное информационное обеспечение этого процесса, представляющее собой совокупность информации, а также производных от нее аналитических данных. Получение суммарного размера трансакционных издержек по каждой сделке зависит от качества сбора данных с ответственных лиц и ее аккумулирования. Экономия от оптимизации трансакционных издержек должна превышать возможные потери от принятия неправильных решений в условиях дефицита информации. Менеджмент должен обладать динамично пополняемой информационной базой с широким перечнем аналитик и применять в своей работе методы автоматизации и цифро-визации бизнес-процессов.

Литература:

1. Литвинцева Г.П., Гахова H.A. Динамика трансак-ционного сектора экономики России: как учил ДНорт // Журнал институциональных исследований. - 2016. - №2, - С 33-50.

2. Джиоева М. А., Чельдиева 3. К. Истоки возник новения трансакционных издержек // Молодой ученый. - 2016. - №2. - С. 476-478.

3. Сомина И. В., Поддубный Г. А. Трансакционные издержки как фактор обеспечения инвестицион-

ной привлекательности предприятия // Белгородский экономический вестник. - 2017. - №1(85).

- С 17-22.

4. Матковская Я.С. Цифровая экономика: Уроки П. Друккера //Друкеровский sect ник. - 2020, №1.

- СЮ1-115,

5. Shannon С. Е. The Mathematical Theory of Communication /I Bell System Technology journal.

- 1948.-Vol, 27. - № 3, - R 379-423-

6. Limperg Th. The Social Responsibility of the Auditor. Limperg instituut, Inter-university institute for accountancy, - Amsterdam. - 1985. - 46 p.

7. Друкер П.Ф. Бизнес и инновации / П.Ф. Друкер.

- М.: И.Д. Вильяме, 2007. - 432 с.

8. Уоффлер Э. Третья. -М.: ACT, 1999. -784 с.

9. Репин С. С. Теорема Коуза-Стиглера (экономы ческа я теория прав собственности) II Путеводитель предпринимателя. - 2017. - N® 35. - С. 251 257.

10. Коуз Р. Фирма, рынок и право: сб. статей / пер. с англ. Б. Пинскера; науч. ред. Р. Капелюшников. -М,: Новое издательство, 2007. - 224 с.

11. О.Е. Williamson. The Economic Institutions of Capitalism. Firms, Markets, Relational Contracting. -N.Y.: The Free Press, 1985. - P. 44-52.

12. Fonseca da F. В., Vanalle R. M., Camarotto J. A. Identification of ex-ante and ex-post transaction costs in industrial construction engineering projects II Journal of Civil Engineering and Management. -2018, - Vol. 24, - № 5, - P. 424-436,

13. Варламова В.В. Управленческий учет трансакционных издержек // Экономический вестник Ростовского государственного университета. -2008, Т6. - № 1-3, - С. 222-224,

14. Герасимова Л.Н. Современные пути снижения трансакционных издержек промышленных организаций // Инновационное развитие экономи-ки. - 2014.-№ 1 (18). - С. 103-105.

15. Лабынцев И .Т., Паращенко А.Н. Трансакционные издержки и методика их учета // Учет и ста тистика. - 2011,- №3(23). - С. 5-10.

16. Доможирова О. В., Поддубный Г. А. Трансакционные издержки и способы их минимизации // Белгородский экономический вестник. - 2017. №1(85}.-С, 68-72.

17. Леденёва М.В., Гущина И.А. Эволюционный механизм транзакционных издержек II Бизнес. Образование. Право. - 2016. - № 4 (37), - С. 133-138,

18. Николаева Е.В., Плетнев Д.А., Мирвахеди С. Практика оценки трансакционных издержек: кейс ПАО "СЕВЕРСТАЛЬ" II Вестник Челябинского государственного университета. - 2020. - N° б (440). -С 204-211.

19. Антонеико Е, В. Последовательный поиск информации: управление трансакционными издержками промышленного предприятия // Вестник Томского государственного университета, Экономика. - 2016. - №4 (36). - С. 5-25.

20. Изварина H. Ю. Особенности формирования центров возникновения затрат на предприятиях / Н. Ю. Изварина, К.А. Шмалько, А.Ю. Балкизов. Мировая и российская наука: области развития и инноваций: сб. науч. ст. -■ М.: Перо, 2020. ■■ С. 238-240.

21. Хамхоева Ф.Я. Концепция стратегического анализа в аспекте стратегического управления

Ol СУ

О си

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9 s

со" eu

Cl

-z.

i

83

организацией 6 современных условиях // Евразийский юридический журнал. - 2019. № 2 (129). - С 428-429.

22. Гурова И. М. Современные методы управления трансакционными издержками предпринимательской фирмы // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2014, -■ № 4-1. -С 197-204.

23. Рудычев Л. А. Борачук В. В., Чижова Е. Н. Проблемы реформирования системы управления

промышленным предприятием в условиях нестабильной внешней среды: монография. - Белгород: БГТУ, 2011,- 185 с.

24. Cooper R., Slagmulder R. Achieving Full-Cycle Cost Management. MIT Sloan Management Review. -2004. - vol, 46, iss. 1. - P. 44-50.

25. Минцберг Г. Стратегическое сафари. Экскурсия по дебрям стратегического менеджмента / Г. Минцберг, Е>. Альстранд, Ж. Лампель. - Альпина Паблишер - 2017. - 368 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.