Научная статья на тему 'Информационное обеспечение исследований по истории православного палестинского общества: подходы цифровой эпохи'

Информационное обеспечение исследований по истории православного палестинского общества: подходы цифровой эпохи Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
187
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМПЕРАТОРСКОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ ПАЛЕСТИНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ПРОСОПОГРАФИЯ / БАЗЫ ДАННЫХ / ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА / ОЦИФРОВКА АРХИВНЫХ МАТЕРИАЛОВ / КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / ИСТОРИЧЕСКАЯ БИОГРАФИЯ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / IMPERIAL ORTHODOX PALESTINIAN SOCIETY / PROSOPOGRAPHY / INFORMATIONAL DATABASE / DIGITAL LIBRARY / DIGITIZATION OF ARCHIVAL DOCUMENTS / CULTURAL ENVIRONMENT / CULTURAL HERITAGE / HISTORICAL BIOGRAPHY / RUSSIAN ORTHODOX CHURCH

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Нечаева Марина Юрьевна

В статье на основе анализа основных комплексов источниковой и историографической информации по истории Императорского православного палестинского общества предлагается проект создания общедоступного электронного собрания источников информации. Выделяются четыре направления работ: оцифровка описей архивных фондов; создание электронной полнотекстовой библиотеки публикаций ИППО и об ИППО за всю историю существования организации; создание просопографической базы данных о членах ИППО, благотворителях и паломниках; издание продолжающегося электронного Палестинского альманаха (с малым тиражом печатных экземпляров). Представлена четкая последовательность действий для реализации этого проекта, выстроенная в соответствии с логикой исследовательской работы, что позволяет сделать результаты реализации каждого этапа программы востребованными научным и краеведческим сообществами. Проект позволяет наиболее оптимально сочетать усилия членов организации и исследователей, а также имеющиеся программы оцифровки информации в государственных учреждениях культуры (архивах и библиотеках). На основе изучения исторического опыта и современной практики функционирования отделов ИППО предлагается создание постоянно действующих палестинских кабинетов, которые могли бы сделать местные отделы более заметным явлением в культурной жизни регионов.Реализация предложенного проекта способна внести существенный вклад в расширение информационного поля ИППО, привлечение новых исследователей к этой тематике, в том числе молодежи и иностранных ученых. Анализируются возможности участия в проекте отдельных исследователей и региональных отделов ИППО, варианты кооперации усилий и размещения информации. Показана актуальность реализации данного проекта в современной ситуации массового открытия региональных отделов организации. Статья предлагает обсуждение данного проекта среди членов и руководства ИППО, а также научного сообщества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Нечаева Марина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Research in the History of the Orthodox Palestinian Society: the Methods Pertinent to the Digital Epoch

The article is based on the analysis of the main source and historiographic information concerning the history of the Imperial Orthodox Palestinian Society. The author suggests launching a project of creating a public digital collection of information concerning this history. The author points out four main directions of activity to follow in order to fulfill this project. These include: digitization of the Archival Funds’ lists; arrangement of a digital full-text library with the publications of the Imperial Orthodox Palestinian Society (IOPS) as well as those about IOPS; establishment of a prosopographical database of the IOPS members, benefactors and pilgrims; issuing of a digital Palestinian Anthology (with a few copies of printed editions). All the paces to realize this project are numbered in a strict order according to the research logic, which makes every phase of the investigation work to be demanded by the scientific and historical societies. The project offers the most effective integration system of the IOPS members and researchers’ efforts which could be easily combined with the digital informational programs within the governmental culture establishments, such as archives and libraries. Having studied the similar experience of the past and the modern practice of IOPS departments, the author suggests putting up permanent ‘Palestinian rooms’ which would make the local IOPS departments more noticeable phenomena in the cultural life of the Russian regions. The implementation of the project offered could make a significant contribution into the IOPS informational activity and thus attract new scholars to this topic, including youth and foreign scientists. The author analyzes possibilities of different researchers and regional representatives participating in the IOPS Departments’ work of carrying out the project, as well as various possibilities to widely distribute the corresponding information and to combine efforts of all the researchers. The article shows the actual necessity of the project realization in the present situation of opening up new regional IOPS departments. The author offers IOPS members and its administration to discuss this project on the condition of an active participation in the conversation of all the scientific community.

Текст научной работы на тему «Информационное обеспечение исследований по истории православного палестинского общества: подходы цифровой эпохи»

М. Ю. Нечаева

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ИСТОРИИ ПРАВОСЛАВНОГО ПАЛЕСТИНСКОГО ОБЩЕСТВА: ПОДХОДЫ ЦИФРОВОЙ ЭПОХИ

В статье на основе анализа основных комплексов источниковой и историографической информации по истории Императорского православного палестинского общества предлагается проект создания общедоступного электронного собрания источников информации. Выделяются четыре направления работ: оцифровка описей архивных фондов; создание электронной полнотекстовой библиотеки публикаций ИППО и об ИППО за всю историю существования организации; создание просопографической базы данных о членах ИППО, благотворителях и паломниках; издание продолжающегося электронного Палестинского альманаха (с малым тиражом печатных экземпляров). Представлена четкая последовательность действий для реализации этого проекта, выстроенная в соответствии с логикой исследовательской работы, что позволяет сделать результаты реализации каждого этапа программы востребованными научным и краеведческим сообществами. Проект позволяет наиболее оптимально сочетать усилия членов организации и исследователей, а также имеющиеся программы оцифровки информации в государственных учреждениях культуры (архивах и библиотеках). На основе изучения исторического опыта и современной практики функционирования отделов ИППО предлагается создание постоянно действующих палестинских кабинетов, которые могли бы сделать местные отделы более заметным явлением в культурной жизни регионов. Реализация предложенного проекта способна внести существенный вклад в расширение информационного поля ИППО, привлечение новых исследователей к этой тематике, в том числе молодежи и иностранных ученых. Анализируются возможности участия в проекте отдельных исследователей и региональных отделов ИППО, варианты кооперации усилий и размещения информации. Показана актуальность реализации данного проекта в современной ситуации массового открытия региональных отделов организации. Статья предлагает об-

© М. Ю. Нечаева, 2016

151

суждение данного проекта среди членов и руководства ИППО, а также научного сообщества.

Ключевые слова: Императорское православное палестинское общество, просопография, базы данных, электронная библиотека, оцифровка архивных материалов, культурная среда, культурное наследие, историческая биография, информационное обеспечение.

Православное палестинское общество, ведущее свою историю с 1882 г., в настоящее время активно возрождается как общественная организация, имеющая обширную сеть региональных отделений (сейчас их около 40). Каждое отделение, в целом понимая задачи организации, вырабатывает свой план работы, часть которого обычно — исторические изыскания. Знаком внимания организации к своей истории стало и то обстоятельство, что в 2010-2015 гг. Императорское православное палестинское общество (далее: ИППО) проводило совместно с Российским гуманитарным научным фондом конкурсы научных проектов, в ходе которых было выдано 49 исследовательских и издательских грантов.

Известный французский исследователь Марк Блок еще в начале 40-х гг. XX в. говорил о «ремесле историка». А. Я. Гуревич отмечал, что М. Блок употреблял термин «ремесло» «в том широком и высоком значении этого слова, которое оно имело в далекие времена, когда термин metier прилагался к мастерству, к профессиональному умению средневекового ремесленника, владевшего всеми тайнами своего цехового труда»1. Однако ремесло — это и форма организации труда, и следует признать, что историческая наука в этом отношении тоже «ремесло», в котором каждый исследователь реализует свой замысел, осуществляя весь спектр работ от выявления и критики источников до авторских выводов в свете поставленных целей и задач. Однако общность информационной базы — основных массивов источников и историографии — делает актуальной задачу облегчения доступа к ним.

ИППО было и остается общероссийской централизованной общественной организацией. Поэтому документальная источниковая база сформировалась из однотипных по структуре и содержанию видов документов, часть которых сохранилась одновременно в нескольких местах. Например, одним из основных видов источников являются ежегодные

1 Блок М. Апология истории, или Ремесло историка. М.: Наука, 1986. С. 188.

отчеты всех отделов ИППО (в том числе региональных), которые составлялись по единой предписанной организацией форме, публиковались в местной епархиальной прессе (которая была основным каналом общения руководства региональных отделов с рядовыми членами), копии сохранялись в архивах отделов и отправлялись в центральный Совет организации.

В настоящее время обширнейший фонд ИППО хранится в Архиве внешней политики Российской империи (АВПРИ) Историко-до-кументального департамента МИД России в Москве (Ф. 337-2), там же находятся фонды, также содержащие информацию, относящуюся к деятельности ИППО в Святой Земле (Ф. 142 — Греческий стол; Ф. 180 — Посольство в Константинополе). К сожалению, внутренний распорядок работы архива (ограничения по копированию и по использованию посетителями читальных залов компьютерной техники) весьма ограничивают доступность этих материалов.

Из 52 региональных отделов, существовавших в начале ХХ в., отдельными фондами ныне представлены лишь четыре: Казанский (Ф. 561 Национального архива Республики Татарстан — 8 дел), Архангельский (Ф. 489 Государственного архива Архангельской области — 32 дела), Рязанский (Ф. 252 Государственного архива Рязанской области — 18 дел), Тульский (Ф. 1670 Государственного архива Тульской области — 27 дел).

Одним из основных источников информации являются печатные отчеты местных отделов и Совета ИППО, публиковавшиеся в региональных епархиальных ведомостях и «Сообщениях Императорского православного палестинского общества». Эти «Сообщения» ныне стали уже библиографической редкостью, хотя полные комплекты можно найти в центральных библиотеках2. Различные епархиальные ведомости планомерно оцифровываются в Российской национальной библиотеке, но не ко всем массивам есть предметные указатели, позволяющие оперативно находить в них информацию о деятельности ИППО.

Итак, есть массивы источников, которые нужны всем исследователям ИППО и узко локализованы (фонды в АВПРИ и Сообщения), библиографический указатель изданий ИППО3, местные опубликованные

2 Сообщения Императорского православного палестинского общества. Т. I-XXVIII. СПб.; Петроград, 1891-1917.

3 Указатель трудов Императорского православного палестинского общества (18812007) / науч. рук. В. П. Леонов, отв. рук. Н. Н. Лисовой. Изд. 2-е, испр. и доп. СПб., 2009. 445 с. (Библиография Востока. № 3 (10).

источники, общие по структуре — отчеты отделов4, описи 4 фондов на местах. Наличие обозримого массива востребованных всеми исследователями источников, часть блоков которого (фонды в АВПРИ и 4 местных фонда, библиография изданий ИППО) уже описана, а другие блоки (отчеты в епархиальных ведомостях и отдельными оттисками) уже оцифрованы, хотя и не систематизированы, дают возможность создать общедоступный массив информации об ИППО, наличие которого существенно расширило бы возможности изучения.

Какова должна быть структура и форма представления такого общедоступного массива? Конечно, в современных условиях это размещение информации в Интернете. Структура массива должна отражать основные направления деятельности ИППО (поддержка православия на Святой Земле, организация паломничеств, научная, религиозно-просветительская деятельность) и акторство (деятельность структурных подразделений, персоналии членов организации и паломников). И хотя сама задача создания общедоступного массива велика, она обозрима и реальна, особенно если использовать в ее реализации усилия членов всех отделений ИППО.

Можно выстроить порядок работ так, чтобы и все промежуточные этапы имели самостоятельный результат, востребованный в исследованиях. Вести работу можно сразу в нескольких направлениях.

Направление первое — оцифровка описей архивных фондов

Первым шагом могло бы стать размещение в Интернете описей трех фондов в АВПРИ и 4 местных. Описи уже существуют, вся задача — в их оцифровке, что требует только согласования с администрацией этих архивов и минимальных расходов. Самые обширные фонды — в АВПРИ, но, на наш взгляд, активно сотрудничающее с МИД России в непростых ситуациях на Ближнем Востоке современное Палестинское общество могло бы рассчитывать на благожелательное отношение к размещению в Интернете описей фондов, уже не представляющих никакой дипломатической тайны. Многие архивы России сейчас занимаются оцифровкой описей своих фондов и уже в русле этой деятельности подготовка к раз-

4 Форма отчета была предписана «Руководящими правилами для действия отделов Императорского православного палестинского общества» 1901 г. (см. подробнее: Нечаева М. Ю., Микитюк В. П. Императорское православное палестинское общество в культурной среде российской провинции. М., 2014. С. 57-58, 341-344).

мещению в Интернете фондов, относящихся к ИППО, не представляет дополнительного фронта работ, просто корректирует их очередность.

Вторым шагом могла бы стать роспись состава дел фондов. Несомненно, это более долговременное и затратное мероприятие, но посильное для такой организации, как ИППО. Исполнителями могут быть как сами работники архивов, так и привлеченные исследователи.

Вряд ли надо особо говорить о том, насколько такая оцифровка была бы полезна исследователям (особенно тем, кто только приступает к изучению какой-либо темы по истории ИППО), и сколько времени (и средств) позволила бы сберечь (особенно исследователям «за пределами Садового кольца»).

Конечно, оптимальным продолжением работ в данном направлении была бы оцифровка текстов самих документов, однако в современных реалиях экономического кризиса эта задача, вероятнее всего, окажется отложенной.

Направление второе — создание электронной полнотекстовой библиотеки публикаций ИППО и об ИППО за всю историю существования организации

Шаг первый. Адаптация в электронный каталог и размещение на сайте библиографического указателя изданий ИППО и об ИППО (монографий, тематических сборников материалов) и ежегодное пополнение его новыми публикациями. В указанном выше библиографическом указателе учтены отдельные издания ИППО вплоть до 2007 г., причем серийные издания («Сообщения ИППО», «Православный палестинский сборник») расписаны постатейно. Полагаем, что сотрудники Библиотеки Академии наук, издавшие указатель, продолжают и сейчас собирать библиографическую информацию об изданиях после 2007 г. и заинтересованы в ее публикации. В указателе учтены далеко не все региональные издания, однако он имеет несомненную научно-организационную ценность. Указатель уже размещен в Интернете5, но возможность привязки к библиографическим записям полных текстов не предусмотрена. Однако база создана, и адаптация в электронный каталог потребует лишь минимальных расходов.

5 На сайте «Россия и христианский Восток». URL: http://94.231.19.8/316_ebook/index. html (дата обращения: 23.09.2016).

Шаг второй. Пополнение электронного каталога библиографией статей об ИППО на основе указателей ИНИОНа, каталогов библиотек (как центральных, так и местных). Это было бы хорошей формой объединения усилий пространственно разобщенных членов и исследователей ИППО ради общей задачи, обозримым и логичным фронтом работ для начала деятельности региональных отделов. Общая площадка для размещения этой информации и четкая форма описания для стандартизации записей помогли бы вовлечь в эту деятельность исследователей с разным уровнем подготовки.

Шаг третий (может осуществляться параллельно с шагом первым). Выявление оцифрованных массивов епархиальных ведомостей и отдельно изданных отчетов ИППО и его епархиальных отделов на сайтах Российской национальной библиотеки, Российской государственной библиотеки, местных краеведческих организаций, издательств, проверка полноты массивов и наличия в них указателей содержания. Размещение на сайте ИППО этой информации представляло бы большой научно-организационный интерес не только для исследователей ИППО, но и для всех интересующихся церковной историей и краеведением.

Шаг четвертый (может осуществляться параллельно с шагом вторым). Выявление указателей содержания епархиальных ведомостей (52 массива) и анализ степени отражения в них материалов об ИППО. Как известно, каждый выпуск епархиальных ведомостей имел свое оглавление, существовала практика составления годовых указателей содержания (хотя не во всех епархиях такие указатели составляли к официальному и неофициальному отделам газеты). К юбилейным датам ведомостей в ряде епархий издавали сводные указатели содержания за 10-15-25 лет. В последние годы издан ряд указателей к полным массивам епархиальных ведомостей, в том числе в цифровом виде6. После выявления всех указателей и анализа отражения в них блоков газеты (официальный и неофициальный отделы, приложения), можно использовать эти материалы для пополнения библиографического справочника.

6 Тобольские епархиальные ведомости: 1882-1919. Указатель разделов и статей. Екатеринбург, 2009. 248 с.; Нечаева М. Ю. Екатеринбургские епархиальные ведомости: 1886-1917 гг. Аннотированный библиографический указатель. Екатеринбург, 2009. 678 с.; Туркестанские епархиальные ведомости: 1906-1918 гг. Указатель разделов и статей [Электронный ресурс]. Екатеринбург, 2012. 1 электрон. опт. диск (DVD).

Шаг пятый. Выявление неоцифрованных массивов епархиальных ведомостей и отдельно изданных отчетов ИППО и его региональных отделов. Проводится по электронным и карточным каталогам центральных библиотек (Российская национальная, Российская государственная, Государственная публичная историческая, Библиотека Академии наук) и региональных библиотек. Группировка информации на одном сайте помогла бы найти оптимальный вариант базовой основы для оцифровки и избежать дублирования работ. Анализ размещения будет представлять интерес не только для исследователей ИППО, но и в области церковной истории и краеведения.

Шаг шестой. Сбор уже оцифрованных материалов и размещение их на сайте ИППО.

Шаг седьмой. Анализ объема неоцифрованных материалов и организационно-финансовое решение вопроса о местах и исполнителях работ по их оцифровке. Как известно, многие библиотеки делают разделами своих сайтов электронные библиотеки, размещая там наиболее интересные материалы. Крупные проекты в этой области осуществляют Российская государственная библиотека, уже разместившая огромный массив публикаций XIX — начала ХХ вв., и Российская национальная библиотека, занимающаяся в большей степени оцифровкой периодических изданий. Обе библиотеки дают читателям возможность рекомендовать к оцифровке те издания, которые пока имеются только в печатном виде. Полагаем, что рекомендация такой солидной организации, как ИППО, также будет выполнена. Проведенный на предыдущих этапах осуществления предлагаемого здесь проекта анализ состояния подготовки цифрового массива информации об ИППО будет представлять интерес и для сотрудников этих библиотек, позволяя им еще оптимальнее выстроить свой план работ. Обычно открыты к сотрудничеству крупные региональные библиотеки, активно создающие свои электронные собрания публикаций. Вопрос о размещении электронных текстов современных изданий может решаться на договорной основе с авторами и издательствами в рамках существующего авторского права.

Шаг восьмой (может осуществляться параллельно с шагами пятым, шестым и седьмым). Выявление материалов об ИППО в тех массивах епархиальных ведомостей, к которым не существует сводных указателей содержания, пополнение этой информацией библиографического

указателя на сайте ИППО. Объем предстоящей на этом этапе работы будет уточнен на предыдущих стадиях, в реализации могут активно участвовать региональные отделения.

Шаг девятый. Оцифровка выявленных на предыдущем этапе материалов и размещение их в электронной полнотекстовой библиотеке.

Результаты создания электронной полнотекстовой библиотеки по истории ИППО станут существенной информационной базой, востребованной как профессиональным историческим сообществом, так и краеведами. Этот информационный ресурс будет представлять интерес и для исследователей других Палестинских обществ, позволит проводить сравнительный анализ деятельности этих организаций, обобщать имеющийся исторический опыт их функционирования. Наличие полнотекстовой электронной библиотеки по истории ИППО даст возможность больше привлекать молодых исследователей (студентов, аспирантов), шире ставить задачи изучения. Несомненно, библиотека вызовет интерес и зарубежных историков.

Направление третье — создание просопографической базы данных о членах ИППО, благотворителях и паломниках

Просопография (от др.-греч. «лицо, личность» и «пишу») — коллективная, «типичная» биография определенного социума, рассматриваемая в широком историческом контексте. По определению признанных в западной историографии специалистов по просопографии К. Вербовена, М. Карлье и Ж. Дюмолина, «просопография — это коллективная биография, описывающая внешние черты группы населения, которую исследователь определил как имеющую нечто общее (по профессии, социальному происхождению, географическому происхождению и т.д.)»7.

В российской историографии просопографию определяют как специальную историческую дисциплину, для которой характерны свои методики работы с источниками8. В западной историографии просопо-графия определяется как исследовательский подход, используемый в русле социальной истории. Суть подхода состоит в попытке «собрать

7 Verboven K., Carlier M., Dumolyn J. A Short Manual to the Art of Prosopography // Сайт «Prosopography research». URL: http://prosopography.modhist.ox.ac.uk/course_syllabuses.htm (дата обращения: 23.09.2016).

8 Юмашева Ю. Ю. Историко-биографические исследования: методы и базы данных // Уральский исторический вестник. 2015. № 4 (49). С. 148.

воедино все соответствующие биографические данные групп лиц в систематическом и стереотипном образе»9.

Хотя просопография «работает» с фактами биографии конкретных людей, ее конечная цель — это сбор данных о явлениях, которые выходят за рамки жизни отдельных людей. Типичными целями просопо-графического исследования являются анализ социального расслоения, социальной мобильности, процессов принятия решений, функционирования институтов, социального окружения и т. д. Это максимально сближает просопографию с микроисторией, которая стремится получить представления о социальных структурах и процессах, определяющих повседневную социальную жизнь10.

Целью просопографии является изучение социальных групп путем выделения ряда лиц, имеющих определенные общие политические или социальные характеристики, и последующего анализа этих выборок по нескольким критериям, чтобы выявить как индивидуальную, личностную информацию, так и константы и переменные характеристики для всей группы11. Сам термин «просопография» был введен в оборот еще Антуаном дю Вердье в его труде «Просопография или описание знаменитых личностей от сотворения мира с их портретами» (1573 г.), но особую популярность у историков просопография получила с конца 60-х гг. XX в., что было связано с расширением тенденции обращения к массовым источникам, а также новыми возможностями, связанными с компьютеризацией гуманитарного знания, прежде всего с разработкой технологии баз данных12. К началу 1990-х гг. сформировалось новое направление в исторической науке — историческая информатика — которая стала разрабатывать методики статистического анализа данных массовых источников биографического характера (анкет, служебных формуляров, послужных списков, листов кадрового учета, личных дел и т. п.) с целью создания динамических «коллективных биографий»

9 Verboven K., Carlier M., Dumolyn J. A Short Manual.

10 Там же.

11 Prosopography: definition // Сайт «Prosopography research». URL: http://prosopography. modhist.ox.ac.uk/prosopdefinition.htm (дата обращения: 23.09.2016).

12 Юмашева Ю. Ю. Историография просопографии // Известия Уральского государственного университета. Гуманитарные науки. Вып. 10. История. 2005. № 39. C. 95-127; Она же. Историко-биографические... С. 148.

определенных социальных групп. Основой такого изучения стали базы данных, позволявшие проводить не только статистический анализ, но и сохранять и изучать биографии отдельных исторический персон13. О широкой палитре просопографических исследований дает представление портал «Просопография» Оксфордского университета, на котором можно найти ссылки на Интернет-ресурсы разных стран14 (Россия там представлена слабо), а также пошаговую инструкцию для создания про-сопографических баз данных и работы с ними. Подборка данных о про-сопографических исследованиях последних 20 лет в России (в основном, по советскому периоду), а также анализ проблем развития этого направления даны в работах Ю. Ю. Юмашевой15.

Постановка конкретных задач просопографического исследования непосредственным образом связана с особенностями источниковой базы по тому или иному16 социуму: если сведения об исторических персоналиях носят фрагментарный характер, то целью просопографических баз данных становится аккумуляция всех сведений об этих лицах17; если же имеется достаточная документальная база, особенно если присутствуют источники с однотипной информационной структурой, то разрабатывается структура базы данных, максимально ориентированная на такой основной вид источника. Оптимальным является наличие источников со стабильной информационной структурой для значительных периодов.

Обобщая опыт организации и проведения просопографических исследований в мировой исторической науке, К. Вербовен, М. Карлье и Ж. Дюмолин обращают внимание на то, что просопография требует очень много времени, и планирование работ должно исходить из воз-

13 Юмашева Ю. Ю. Источниковедческие проблемы создания просопографических баз данных // Информ. бюлл. Комиссии по применению математических методов и ЭВМ в исторических исследованиях при Отделении истории АН СССР. 1992. № 7: Спец. вып.

14 WEB links // Сайт «Prosopography research». URL: http://prosopography.modhist.ox.ac. uk/links.htm (дата обращения: 23.09.2016).

15 Юмашева Ю. Ю. Историография просопографии... C. 95-127; Она же. Источниковедческие проблемы...; Она же. Историко-биографические... С. 146-152.

16 Авторы «A Short Manual to the Art of Prosopography» особо подчеркивают, что созданию любой просопографической базы данных должна предшествовать тщательная критика источников. URL: http://prosopography.modhist.ox.ac.uk/course_syllabuses.htm (дата обращения: 23.09.2016).

17 Такого рода базы данных характерны для истории Древнего мира, Средневековья.

можности решения поставленной задачи в конкретные сроки (по их оценке, 2-4 года). При невозможности решения исследовательской задачи в эти сроки, они рекомендуют либо скорректировать в сторону сокращения изучаемую целевую группу (в тематическом, хронологическом или географическом плане), либо разбить работу на несколько этапов с четким планированием промежуточных итогов, либо организовать научную группу и распределить круг работ в ее рамках18.

Следует признать, что просопография является очень перспективным направлением для изучения тех социумов, которые были связаны с историей Палестинского общества. В рядах этой организации были объединены как люди с выдающимися биографиями, оставившие заметный след в истории России, так и обычные священники, мещане, купцы, военные и даже крестьяне, о которых мало что известно. Поэтому исторические биографии видных деятелей ИППО обязательно должны дополняться коллективными портретами рядовых членов, вносивших свою посильную лепту в существование организации; паломников, отправлявшихся с помощью ИППО в Святые места; благотворителей, чьи средства давали возможность ИППО осуществлять свои проекты в Святой Земле. Все они — именно все — составляли Палестинское общество и неразрывными нитями вплетали эту организацию в культурную среду российского общества.

Сохранившаяся источниковая база оптимально подходит для создания баз данных и проведения просопографических исследований.

Критерии выделения исследуемых социумов просты: официальное членство в организации, выделение пожертвований в пользу организации (соответственно, сочувствие ее целям и задачам), пользование услугами и структурами ИППО (покупка паломнических книжек, проживание на подворьях общества). Связь этих социумов с ИППО имеет документальное подтверждение.

Хронологические рамки существования Православного палестинского общества — с 1882 г. до наших дней — в целом достаточно документированы, причем источниковая база имеет стабильный базис. Структурированное строение организации позволяет пополнять базы данных блоками информации, подготавливаемыми последовательно или параллельно коллективом исследователей.

18 Verboven K., Carlier M., Dumolyn J. A Short Manual.

Создание просопографических баз данных обычно начинается с выявления списков представителей изучаемого социума. Документация ИППО содержала достаточную информацию такого плана.

В ежегодных отчетах отделений (не всегда опубликованных в полном объеме, но имеющихся в архивных фондах) приводились списки членов, уполномоченных и сборщиков ИППО. Численность членов организации одновременно не превышала 5116 человек19. В большинстве случаев указывался социальный статус членов организации, иногда — место проживания. Для вступления в члены ИППО желающие писали прошения, в которых содержалась дополнительная биографическая информация, а также получали рекомендации от других членов организации. Эти виды источников сохраняются в архивных фондах.

В настоящее время Московским областным отделением ИППО реализуется программа «Возвращение памяти: история ИППО в регионах». В рамках программы выявляются и описываются погребения членов Палестинского общества. Описания вносятся в базу данных, предполагается установление памятных досок в честь выдающихся членов ИППО20.

В Палестинском обществе всегда трепетно относились к репутации организации, поэтому существовала целая система записи пожертвований, призванная пресечь возможные злоупотребления. Сведения о благотворителях заносились в сборные листы, в Совете ИППО фиксировали все поступающие для пересылки в Святые места пожертвования. Наиболее крупные дары отмечались в ежегодных отчетах. Это позволяет собирать базу данных о благотворителях ИППО.

Документально фиксировалась выдача паломнических книжек, заграничных паспортов, размещение на подворьях во время паломни-честв21. Конечно, списки паломников и жертвователей сохранились не

19 Такова максимальная численность членов ИППО, достигнутая к маю 1902 г. Подробнее о динамике численности членов ИППО см.: Нечаева М. Ю., Микитюк В. П. Императорское православное. С. 64-67.

20 Из опыта работы региональных отделений ИППО // Сайт «Императорское православное палестинское общество». URL: http://www.ippo.ru/foreign/article/iz-opyta-raboty-regionalnyh-otdeleniy-ippo-401987 (дата обращения: 23.09.2016).

21 Паломники получали паломнические книжки у уполномоченных ИППО, заграничные паспорта в канцелярии губернатора или градоначальника (в Кишиневе, Одессе, Севастополе, Керчи, городах Закавказья и Владивостоке), велся учет останавливающихся на русских подворьях в Иерусалиме и Назарете, в Одессе (на подворьях афонских мо-

все, но даже имеющиеся откроют массу возможностей для просопогра-фического анализа.

Интерес к просопографическим базам данных по ИППО не будет ограничиваться тематикой истории этой организации, они могут успешно использоваться при изучении истории благотворительности, разработке исторических биографий, тематики религиозных ландшафтов.

Привлечение широкого круга исследователей с разным уровнем подготовки к пополнению баз данных возможно только при централизованной разработке структуры просопографических баз данных по ИППО, учитывающей разнообразные исследовательские задачи и специфику источниковой базы, а также пошаговой инструкции по подготовке информации. В базах данных могут быть размещены только проверенные материалы, следовательно, должна быть продумана возможность привязки каждого блока информации к историческим источникам, содержащим просопографические сведения (в том числе из размещенных в электронной библиотеке и электронных описях архивных фондов). Также в соответствии с существующими в современной исторической науке требованиям должны быть оформлены материалы устной истории, мемуаристики. Поскольку подготовка информации для просопографических баз данных — это кропотливая исследовательская работа, в структуре баз должна быть предусмотрена система ссылок на авторов, предоставивших материалы.

Конечно, составление и пополнение таких баз данных — это задача на годы, но в ней можно выделить этапы и создать виртуальный коллектив, совместно, но по мере возможностей каждого, работающий на общую задачу.

Направление четвертое — издание продолжающегося электронного Палестинского альманаха (с малым тиражом печатных экземпляров)

У ИППО еще в конце XIX в. сложилась продуманная структура изданий, учитывающая разнообразие задач организации. Крупные исследования по востоковедению публиковались отдельными монографиями, статейные материалы по научному изучению Святой Земли — в Палестинских сборниках. Информация о текущей деятельности общества (деятельности отде-

настырей) (см.: Нечаева М. Ю., Микитюк В. П. Императорское Православное. С. 326333). Сохранность комплексов этих источников требует отдельного изучения.

лов, организации паломничеств по линии ИППО) публиковалась в ежегодных Сообщениях ИППО. Цель создания местных отделов и издания Сообщений была в том, чтобы сделать работу ИППО известной всем, и тем, в частности, мобилизовать ресурсы (материальные и человеческие) на ее продолжение и развитие. Эта задача актуальна для организации и сейчас.

Для расширения исследований истории ИППО нужна постоянная платформа для размещения оригинальных материалов статейного характера, которые будут представлять промежуточные результаты работ, а также позволят привлечь усилия авторов, обладающих интересными для ИППО материалами, но в целом занимающихся другими историческими темами. Учитывая современную специфику организации и оценки научных исследований, интерес авторов может привлечь официально существующее периодическое или продолжающееся издание, как минимум с регистрацией в РИНЦ. Таким изданием мог бы стать ежегодный альманах. Полагаем, что перспектива публикации в нем привлечет авторов больше, чем размещение материалов на существующих официальном сайте ИППО или на сайте «Россия и христианский Восток». Полезна была бы практика публикации в альманахе и отчетов региональных отделов -для них эта перспектива была бы одним из мобилизующих факторов, а также способствовала бы гласности их работы и обмену опытом.

При всем развитии публикаторской деятельности, в том числе и ее виртуальных форм, живую передачу информации ничто не заменит. Неслучайно ИППО придавало большое значение организации на местах палестинских чтений и вечеров (первые из них состоялись еще в 1894 г.22), на которых в доступной для слушателей форме рассказывалось и о событиях Священной истории, и о православном Востоке, и об организации паломничеств в Святую Землю. Для проведения этих чтений ИППО разработала целую серию популярных изданий. Потребность в публичных формах работы не исчезла и в современной практике деятельности ИППО.

Нужны площадки, где могли бы делиться своими впечатлениями паломники, могли бы организовываться лекции, выставки, где можно было бы посмотреть книги, изданные ИППО, узнать о перспективах поездок на Святую Землю (как паломнических, так и туристических, поскольку ИППО - это общественная организация, а не отдел в церковном управлении). Возможно, такими постоянно действующими площадками

22 Подробнее см.: Там же. С. 89-135.

могли бы стать палестинские кабинеты, которые сделали бы деятельность местных отделов более заметной в культурной жизни регионов.

ИППО всегда отличалось централизованной деятельностью, брало на себя информационную помощь в организации отделов на местах. Сейчас, судя по отчетам о семинарах представителей региональных отделений, ежегодно проводимых ИППО, они формируют свою повестку дня самостоятельно, не всегда просматривается «палестинская» направленность действий, а многие отделы вообще слабо заявляют о своем существовании. Показательно, например, что даже численность местных отделов на официальном сайте ИППО указывается приблизительно («около 40» в 2016 г.), а на VII семинаре представителей региональных отделов ИППО 1 июля 2016 г. были отмечены явные результаты деятельности лишь 13 отделений 23.

Ко времени ли сейчас масштабные информационные проекты ИППО? Если они способны дать организационный результат — почему нет? Полагаем, что продуманная и согласованная последовательность действий может экономить силы (да и средства) организации в целом. Так, составление и регулярное пополнение библиографии позволит сформировать базу данных о современных исследователях ИППО, которые могут стать костяком авторского коллектива Палестинского альманаха; сами альманахи расширят и канализируют количество изданий ИППО и будут пополнять фонды палестинских кабинетов, станут основой для культурно-массовых мероприятий, проводимых на их базе, а также создадут дополнительную заинтересованность у исследователей заниматься этой темой. Размещение в Интернете информации по персоналиям, о деятельности ИППО в Святой Земле привлечет интерес к этой организации со стороны исследователей, занимающихся иными темами (востоковеды, культурологи и др.), краеведов (любителей генеалогии), потенциальных благотворителей, которые смогут увидеть реальную деятельность ИППО.

Где могут быть реализованы эти информационные задачи? Возможны варианты. ИППО имеет официальный сайт, на котором сообщаются новости, есть и раздел публикаций. Однако задачи сайта в целом — официально-презентационные, он уже имеет достаточно дробную структуру, возможно, его не стоит перегружать исторической информацией. Реален вариант создания всей информационной базы

23 Из опыта работы.

на сайте любого местного отдела, который желает взять на себя такую задачу, полезную для ИППО в целом, и имеет среди своих членов лиц, обладающих необходимой квалификацией. Реален и вариант рассредоточения реализации различных направлений в нескольких местных отделах. Было бы желание — возможности найдутся.

Источники и литература

1. Prosopography: definition // Сайт «Prosopography research». URL: http://prosopogra-phy.modhist.ox.ac.uk/prosopdefinition.htm (дата обращения: 23.09.2016).

2. Verboven K., Carlier M., Dumolyn J. A Short Manual to the Art of Prosopography // Сайт «Prosopography research». URL: http://prosopography.modhist.ox.ac.uk/course_syllabuses. htm (дата обращения: 23.09.2016).

3. WEB links // Сайт «Prosopography research». URL: http://prosopography.modhist. ox.ac.uk/links.htm (дата обращения: 23.09.2016).

4. Блок М. Апология истории, или Ремесло историка. М.: Наука, 1986. 257 с.

5. Из опыта работы региональных отделений ИППО // Сайт «Императорское православное палестинское общество». URL: http://www.ippo.ru/foreign/article/iz-opyta-raboty-regionalnyh-otdeleniy-ippo-401987 (дата обращения: 23.09.2016).

6. Нечаева М. Ю. Екатеринбургские епархиальные ведомости, 1886-1917 гг.: аннот. библиогр. указ. Екатеринбург, 2009. 678 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Нечаева М. Ю., Микитюк В. П. Императорское православное палестинское общество в культурной среде российской провинции. М., 2014. 384 с.

8. Сообщения Императорского православного палестинского общества. Т. I-XXVIII. СПб.; Петроград, 1891-1917.

9. Тобольские епархиальные ведомости (1882-1919). Указатель разделов и статей. Екатеринбург, 2009. 248 с.

10. Туркестанские епархиальные ведомости 1906-1918 гг. Указатель разделов и статей [Электронный ресурс]. Екатеринбург, 2012. 1 электрон. опт. диск (DVD).

11. Указатель трудов Императорского православного палестинского общества (18812007) / науч. рук. В. П. Леонов, отв. рук. Н. Н. Лисовой. Изд. 2-е, испр. и доп. СПб., 2009. 445 с. (Библиография Востока. № 3 (10).

12. Юмашева Ю. Ю. Историко-биографические исследования: методы и базы данных // Уральский исторический вестник. 2015. № 4 (49). С. 146-152.

13. Юмашева Ю. Ю. Историография просопографии // Известия Уральского государственного университета. Гуманитарные науки. Вып. 10. История. 2005. № 39. C. 95-127.

14. Юмашева Ю. Ю. Источниковедческие проблемы создания просопографических баз данных // Информ. бюлл. Комиссии по применению математических методов и ЭВМ в исторических исследованиях при Отделении истории АН СССР. 1992. № 7: Спец. вып.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.