информационное обеспечение
интегрированных
логистических систем
научно-производственных
концернов на основе
ценностно-ориентированного
подхода
INFORMATION SUPPORT OF INTEGRATED LOGISTICS SYSTEMS OF INDUSTRIAL CONCERNS ON VALUE-BASED APPROACH
УДк 338.4
ЕНИКЕЕВА Лилия Аубакировна
профессор кафедры управления экономическими и социальными процессами Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, доктор экономических наук, профессор, [email protected]
ENIKEEVA, Lilia Aubakirovna
Professor at the Economic and Social Processes Department in the Saint-Petersburg State Institute of Film and Television, Doctor of Economics, Professor, [email protected]
АКСЕНОВ Виталий Владимирович
соискатель Санкт-Петербургского государственного экономического университета, blackpolo@ inbox.ru
AKSENOV, Vitaliy Vladimirovich
External Post-graduate Student of the Saint-Petersburg state University of Economics, blackpolo@ inbox.ru
КУЛЯСКИН Геннадий Владиславович
аспирант Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна, [email protected]
KOLYASKIN Gennadiy Vladislavovich
Postgraduate Student of the Saint-Petersburg State University of Industrial Technology and Design, [email protected]
A
Аннотация.
В статье рассмотрены возможности информационной поддержки интегрированных логистических систем научно-производственных концернов (НПК). Для этого инфраструктурные подразделения НПК для целей управления представлены в виде интегрированных элементов логистической системы. Показано, что информационная интеграция необходима для построения единого информационного пространства логистических систем, которое позволяет обеспечить получение необходимой информации для
и
оказания логистических услуг. Предложена концептуальная модель НПК, как сложного управляемого объекта, в виде объемной модели, состоящей из вложенных информационных слоев. Обосновано разделение нематериальных составляющих материального потока на элементы: информационные, финансовые, сервисные. Выявлено, что успешное функционирование наукоемких предприятий зависит от внедрения инноваций на основе механизма информационной интегрированной логистики. Предложено использование ценностно-ориентированного подхода для включения нематериальных составляющих ресурсопотоков в оценку стоимости НПК.
Ключевые слова: научно-производственный концерн, информационная система, интегрированная логистическая система, логистические цепи, нематериальные составляющие, информационные потоки, финансовые потоки, сервисные потоки, ценностно-ориентированный подход.
Abstract.
The article describes the possibilities of information support of the integrated logistics systems of scientific and production concern (SPC). Infrastructure division of SPC for management purposes are presented in the form of integrated elements of the logistics system. It is shown that information integration is needed to build a single information space of logistics systems, which allows to provide the necessary information for the provision of logistics services. It is proposed a conceptual model of the SPC, as a complex controlled object, in the form of a three-dimensional model consisting of nested layers of information. It justifies the separation of intangible components of the material flow in the elements: information, financial, service. It is revealed that the successful functioning of knowledge-intensive companies depend on innovation on the basis of the mechanism of integrated logistics information. It offers the use of a value-based approach to include the intangible components of resource pool in the SPC valuation.
Key words: SPC, information system, integrated logistic system, logistic chain, intangible components, information flows financial flows service flows, value-oriented approach.
Термин «интегрированная логистика» возник еще в конце 80-х гг. прошлого тысячелетия. Теория интеграция логистики, описанная Д. Дж. Бауэрсоксом, Д. Дж. Клоссом в книге «Логистика: интегрированная цепь поставок», актуальна и в наши дни [1]. Наиболее удачным, на наш взгляд, является определение, предложенное Д. И. Панферовым, как «системы, обеспечивающей продвижение продукции через непрерывную и последовательную цепь пошагового добавления стоимости с приобретением товара и услуг в необходимое время, в надлежащих количестве и форме» [2, с. 1].
Сегодня интегрированная логистическая система позволяет решать сложнейшие задачи в разных отраслях экономики. Трудно не согласиться с мнением Д. И. Панферова, что в век информатизации экономики речь идет о придании промышленности и транспортным системам страны новых качеств, которые призваны обеспечивать интеграцию работы всех секторов экономики на основе межотраслевой логистической координации [2].
Рассмотрим возможности информационной поддержки интегрированной логистической системы научно-производственного концерна
(НПК), как примера межотраслевой интеграции и специализации предприятий, занятых на последующих стадиях изготовления того или иного продукта в рамках одной отрасли -военно-промышленного комплекса (ВПК).
Научно-производственный концерн - особая форма организации наукоемкого промышленного предприятия, позволяющая реализо-вывать все стадии жизненного цикла изделий: проектно-конструкторские разработки, производство, послепродажное обслуживание из-за высокой наукоемкости продукта.
При этом НПК используют как результаты научных исследований крупнейших научных институтов, систему трансфера технологий, так и проводят собственные прикладные исследовательские и опытно-конструкторские работы, обеспечивая взаимодействие всей информационной инфраструктуры НПК: структурированных баз данных, знаний, промышленного опыта высококвалифицированного персонала, описаний промышленных технологий, опытно-конструкторских разработок.
Все инфраструктурные подразделения НПК в процессе управления могут быть представлены в виде интегрированных элементов логистической системы [2].
Здесь важно создать такой механизм, который бы гибко и эффективно обеспечивал взаимодействие всех звеньев логистической системы (поставки, производство, складирование, транспортировка, сбыт, послепродажное обслуживание).
Под информационными системами (ИС) и информационными технологиями (ИТ) в логистике «понимается комплекс программно-технических средств и методов производства, передачи, обработки и потребления информации в логистических системах» [3, с. 1].
В рамках НПК необходима непрерывная информационная поддержка поставок, всех стадий жизненного цикла изделия, включая послепродажное обслуживание. Такой подход к проектированию и производству высокотехнологичной и наукоемкой продукции, заключающийся в использовании компьютерной техники и современных информационных технологий на всех стадиях жизненного цикла
изделия, можно реализовать с использованием известных CALS-технологий. Но невозможно эффективно управлять формированием и выполнением заказов без информационной интегрированной логистической поддержки в соответствии с требованиями системы международных стандартов, регламентирующих правила указанного взаимодействия преимущественно посредством электронного обмена данными.
Таким образом, успешное функционирование наукоемких предприятий все больше зависит от внедрения инноваций на основе механизма информационной интегрированной логистики, от их информационной инфраструктуры, обеспечивающей в совокупности безопасную обработку данных, информационное сопровождение и защиту бизнес-процессов предприятия при взаимодействии с внешней средой [4]. При этом важным остается и высокое качество выпускаемых изделий.
Информационная интеграция необходима для построения единого информационного пространства логистических систем, которое позволяет обеспечить необходимую в современных условиях скорость, полноту и точность получения необходимой информации для оказания логистических услуг.
Сложность информационной интеграции в логистике обусловлена множеством информационных каналов и взаимозависимостью информационных моделей. Для формирования и поддержки информационной инфраструктуры эффективными становятся сетевые технологии Internet-Intranet, определяемые возможностями телекоммуникационных сетей [3].
В последние годы в России активно внедряется следующее важное направление в бизнесе, являющееся развитием концепции интегрированной логистики — «управление цепями поставок» (англ. supply chain management, SCM). «SCM-модули имеются в большинстве современных корпоративных информационных систем (КИС), поддерживающих ведение бизнеса и интенсивно продвигаемых системными интеграторами и ведущими мировыми разработчиками кИС, такими, например, как SAP AG, Baan, Oracle» [3, c. 6].
петербургский экономический журнал • № 2
2016
65
Если рассматривать НПК как систему и объект управления, то все подсистемы НПК являются потребителями нематериальных ресурсов в виде информационно-знаниевых потоков, на основе которых происходит целенаправленное воздействие на объект управления. Основными подсистемами системы управления НПК являются: подсистема сбора и обработки информации о текущем состоянии объекта управления (ПСОИ), подсистема принятия решений (ППР), подсистема управления (ПУ).
При этом концептуальную модель НПК, как сложного управляемого объекта, можно представить объемной моделью, состоящей из вложенных информационных слоев, опирающихся на материальную плоскость (рисунок).
Основание каждого объемного слоя как фрагмента проекции на материальную плоскость, определяет системные границы объекта рассмотрения (наибольший слой - НПК) и составляющих его компонент (например, транспортный отдел, отдел сбыта, литейный цех, складское хозяйство, отдел по исследованию рынка), делает акцент на материальную
(т. е. объективную) природу объекта управления.
Третье измерение модели, вертикальная нематериальная ось, представляет собой субъективную составляющую модели и отражает степень детализации, полноты и определенности информации, используемой для принятия решений в рамках каждого компонента. Введение данного «виртуального» направления позволяет рассматривать получившиеся объемы слоев как совокупность данных, информации и знаний, предназначенных для целенаправленного управления всем НПК в целом через управление его компонентами.
Следует отметить, что чем меньше по объему и соответственно ближе к материальной плоскости располагается наблюдаемый компонент системной модели, тем более детерминированным, полным и определенным является объем информации и знаний, используемый для целей управления данным объектом. Примером такой управляемой подсистемы может быть рабочее место участка механообработки, состояние которого определяется числом заготовок во входном
Подсистемы управления НПК в проекции на материальную плоскость
накопителе, числом готовых изделий в выходном накопителе, совокупностью операций обработки, характеризующихся временным параметром, и графиком запуска заготовок на обработку. Соответственно, управление всем объектом, отраженным в модели слоем наибольшего объема, предполагает использование нематериальной сферы в виде агрегированных информационных ресурсов (показателей), абстрактных знаний и процесса принятия решений в условиях неполноты и неопределенности информации и риска.
На данный момент во всех без исключения организациях осуществляется оборот большого объема как материальных, так и нематериальных составляющих ресурсопотоков: информационные, финансовые, знаниевые, сервисные и др. Тем не менее малоисследованной остается природа и закономерности формирования нематериальных составляющих ресурсопотоков в логистических цепях, и насколько они эффективно используются.
Под логистическими цепями понимается множество звеньев логистической системы, упорядоченное по основному или сопутствующему потоку в соответствии с параметрами заказа конечного потребителя в пределах отдельной функциональной области логистики или логистического канала.
В современных условиях нематериальные составляющие материальных потоков остаются одной их наиболее подвижных, неопределенных и противоречивых экономических категорий.
Материальные потоки - это находящиеся в состоянии движения материальные ресурсы, незавершенное производство, готовая продукция, к которым применяются логистические виды деятельности, связанные с физическим перемещением в пространстве: погрузка, разгрузка, затаривание, перевозка, сортировка, консолидация, разукрупнение и т. п.
К нематериальным составляющим материального потока следует относить:
• сервисные потоки - потоки услуг (нематериальной деятельности, особого вида продукции или товара), генерируемые логистической системой в целом или ее подсистемой (звеном, элементом) с целью удовлетворения
внешних или внутренних потребителей организации бизнеса;
• финансовые потоки - это направленное движение нематериальной части финансовых ресурсов, как нематериальной составляющей потоков, связанное с другими потоками логистической системы;
• информационные потоки - потоки сообщений в устной, документной (бумажной и электронной) и других формах, сопутствующие материальному или сервисному потоку в рассматриваемой логистической системе и предназначенные для реализации управляющих функций.
Основными факторами, влияющими на выбор методов и инструментов моделирования процесса управления нематериальными составляющими потоков в логистических системах, являются:
• управляемость нематериальными составляющими потоков на этапах: сбора информации, анализа и планирования, принятия решений и их реализации, учета и контроля;
• направление воздействий: на внутреннюю среду НПК, на внутреннюю среду логистической системы, на внешнюю среду;
• уровень объекта управления нематериальными составляющими потоков: уровень отдела, НПК, отрасли, рынка, страны;
• параметры ресурсопотоков: объем, время, стоимость, направление, структура;
• функции нематериальных составляющих потоков в логистическом процессе: стоимостные, обращения, средств платежа, средств накопления, сбережения.
Комплексный подход к моделированию нематериальных потоков логистических систем заключается в применении широкого круга специальных технологий и инструментов для воздействия на нематериальные потоки, отдельные их компоненты и характеристики. Его применение позволит наиболее полно использовать возможности и потенциал компаний, имеющиеся у них ресурсы.
Многие параметры нематериальных финансовых потоков могут служить индикаторами надежности компаний и эффективности логистической деятельности: размер
будущих поступлений, объем необходимых вложений, показатели прибыльности и рентабельности и т. д.
Система информационных потоков должна органично встраиваться в общую систему нематериальных составляющих потоков предприятия, необходим анализ функционирования существующей на предприятии всей системы на наличие «узких мест», лишних звеньев, необходима оптимизация системы информационных потоков - всего экономического контента предприятия.
Информация, которая собирается в логистической системе, должна отвечать следующим требованиям:
• своевременности, т. е. информация по затратам, выручке, прибыли должна поступать тогда, когда еще имеет смысл ее анализировать;
• достоверности;
• релевантности, т. е. информация должна помогать принимать решения;
• полезности (эффект от использования информации должен перекрывать затраты на ее получение);
• полноте, т. е. не должно быть упущений;
• понятности, т. е. информация не должна требовать «расшифровки»;
• регулярности поступления.
При динамичном развитии НПК финансовые, информационные и связанные с ними сервисные потоки постоянно увеличиваются, и их правильное формирование в логистических цепях может снизить материальную часть затрат, учесть деловые связи предприятия, использовать лояльность клиентов, опыт высококвалифицированного персонала, защитить систему получения и распространения данных и знаний от несанкционированного доступа, сохранить репутацию предприятия (гудвилл), повысить эффективность менеджмента [5].
Ценностно-ориентированная концепция управления мезологистическими системами, описываемая Т. Р. Терешкиной в [5], позволяет строить модели стоимостной оценки отраслевых цепей поставок, что является необходимой предпосылкой проектирования мезологистических систем, поскольку отра-
жает целевые приоритеты и экономическую сущность процесса логистического менеджмента [5].
Таким образом, ценностно-ориентированный подход не только дает представление о том, каким образом распределяется стоимость наукоемкой продукции между ее участниками (элементами), но и позволяет установить, насколько справедливо такое распределение и устойчива ли сама система.
Ценностно-ориентированный подход к управлению экономическими системами в традиционном понимании, в соответствии с которым в качестве интегрального оценочного показателя эффективности преобразований принимается гарантированный стабильный рост стоимости НПК как бизнеса, обеспечивает количественную оценку результатов только материальной стороны предпринимательской деятельности в денежной форме, но не учитывает нематериальную составляющую в стоимости наукоемкого предприятия.
Поэтому для построения интегрированной логистической системы поддержки научно-производственного концерна необходимо решение следующих задач:
• проведение анализа результатов зарубежного и отечественного опыта исследований в области управления потоковыми процессами логистических систем, формирование комплекса научных проблем, характерных для предприятий НПК при управлении цепями поставок;
• совершенствование методов расчета показателей эффективности логистических процессов с учетом взаимосвязи материальных и нематериальных составляющих ресурсопото-ков с использованием ценностно-ориентированного подхода;
• обоснование необходимости создания блока управления нематериальными составляющими ресурсопотоков в системе управления цепями поставок для НПК в качестве основы для принятия эффективных управленческих решений по созданию благоприятной инновационной среды на основе мониторинга рекомендуемых критериев оценки инновационного потенциала;
• разработка моделей оптимизации нематериальных составляющих потоков в рамках логистических систем и их идентификация.
На основе анализа деятельности ряда НПК авторами статьи были систематизированы проблемы оценки инновационного потенциала НПК в России, сводящиеся к следующему: не учтена значительная доля нематериальных ресурсопотоков в логистических системах, из-за чего теряется значительная ценность выходного показателя - стоимость бизнеса, она сильно занижена, так как учтены и распределены только материальные
затраты согласно традиционной методике использования ценностно-ориентированного подхода.
Авторами статьи предложен подход к оценке инновационного потенциала системы управления цепями поставок, позволяющий повысить эффективность управления логистическими процессами НПК за счет встраивания блока управления нематериальными составляющими ресурсопотоков, учитывающих взаимосвязи материальных и нематериальных составляющих с помощью ценностно-ориентированного подхода.
Список литературы
1. Бауэрсокс Д. Дж., Клосс Д. Дж. Логистика: интегрированная цепь поставок. М.: Изд-во «Олимп-Бизнес», 2008. 640 с.
2. Панферов Д. И. Интеграция логистики // Планово-экономический отдел. 2011. № 6. URL: http://www.profiz.ru/peo/6_2011/integracija (дата обращения: 02.02.2016).
3. Информационные системы и технологии мониторинга цепей поставок. URL: / http://www.edu.buk.irk.ru/files/courses/cl_1601/l_3046/m71749.pdf (дата обращения: 02.03.2016).
4. Еникеева Л. А. Механизм управления знаниевыми инновациями наукоемких предприятий // Петербургский экономический журнал. 2015. № 4. С. 70-74.
5. Терешкина Т. Р. Ценностно-ориентированная концепция управления мезологи-стическими системами: теория и методология, механизмы реализации. СПб.: Изд-во СПбГТУРП, 2009. 40 с.
петербургский экономический журнал • № 2
2016
69