■ ■ ■ ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Автор: КИСЕЛЕВ А.Г.
КИСЕЛЕВ Александр Георгиевич, доктор социологических наук, профессор, главный редактор журнала «Президентский контроль» - издания Администрации Президента Российской Федерации. Адрес: 101000, Москва, Центр, а/я 527. Тел.: 8(916)505-2313. E-Mail: [email protected].
Аннотация: рассматривается эволюция представлений об одном из наиболее часто употребляемых в современном мире понятия «информация». Информационное обеспечение государственного управления представлено в виде системы, включающей элементы, обеспечивающие различные уровни управления и формирующие информационно-технологическую базу для принятия управленческих решений.
Ключевые слова: информация, данные, теория информации, средства массовой информации, информационный подход, информационная система, информационные модели, информационное обществ, информационное обеспечение государственного управления, управленческая информация, интеграции управления.
Для выяснения места информации в современной жизни вообще и определения роли информации в государственном региональном управлении рассмотрим понятие «информация». В жизни современных общественных структур все большую значимость получает информация, системы и технологии ее сбора, анализа и воздействия на людей. Сегодня, хотя и имеется много определений, не существует однозначного толкования понятия «информация». Поэтому, обратим внимание на некоторые аспекты сущности информации. На наш взгляд, важно отличать «информацию» от «данных». В общем плане «данные» - форма представления информации для обработки автоматическими устройствами или человеком [1, C. 201]. «Данные» в самом простом понимании представляют собой набор утверждений, фактов, цифр, взаимосвязанных между собой. «Информация» (от латинского informatio -изложение, разъяснение) - понятие более значимое и завершенное. Многими авторами информация рассматривается как сообщение, передаваемое людьми [2, C. 23]. В философии - это передача отражения разнообразия в любых объектах и процессах [3, C. 58].
Понятие «информация» в современном языке приняло смысл сведений о каком-либо предмете, а процесс информационного взаимодействия в наиболее простом понимании может быть представлен как передача сообщений между передающей и принимаемой системами. В самом общем виде понятием «информация» сегодня обозначают некоторые сведения, совокупность каких-либо данных, знаний, и т.п.
Современная наука выработала более сложные определения этого понятия и трактовки обозначаемого им явления. Основоположник кибернетики Н. Винер понятием «информация» обозначает содержание, полученное от внешнего мира в процессе приспособления к нему, Бриллюэн рассматривает информацию как отрицание энтропии, а Шеннон считает, что информация представляет собой коммуникацию и связь, в процессе которых устраняется неопределённость и т.д. [4, C. 16].
В 20-х - начале 30-х годов ХХ века в работах по журналистике широко начал использоваться термин «информация» [5]. С конца 40-х гг. стала активно разрабатываться мате-
матическая теория информации. В работах того периода рассматривались вопросы передачи информации между техническими системами. В последующие десятилетия проблемы информатики получили широкую разработку во всех аспектах.
В теории информации она определяется как конечные сведения, являющиеся объектом хранения, передачи, преобразования. Теоретическая трактовка сущности информации дается весьма различно, вплоть до очень широких философских определений. Так, один из крупнейших специалистов в этой области президент Международной академии информатизации И. И. Юзвишин дает оригинальную трактовку информации как генера-лизационной фундаментальной основы микро- и макродинамических процессов Вселенной. Информация рассматривается им как одна из фундаментальных характеристик мироздания наряду с материей, энергией, пространством-временем. Информация связана с такими свойствами материи, как отражение, структура, разнообразие. Формой бытия информации является движение (информация - «мигрирующая структура»). Постоянно функционируя в физической или социальной среде, она способствует удовлетворению потребностей людей в общении и взаимодействии [6, С.8-11].
Приведенные выше трактовки раскрывают с разных сторон глубокую онтологическую сущность информации, создают теоретико-методологическую для ее рассмотрения в практическом плане. Для социологии характерен более конкретный подход, рассматривающий информацию в связи с изучением своего основного объекта - социальных систем и отношений.
Автор рассматривает «информацию» как совокупность систематизированных сведений о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, независимо от формы их представления, объективно необходимых для устойчивого функционирования социального организма. В социальной реальности информация предстает как совокупность сведений, необходимых для успешного функционирования той или иной социальной системы, вплоть до общества в целом как большой системы.
Подчеркивая важное значение информации в жизни человека, А.И. Берг отмечает [7, С. 28]: «...опытами доказано, что человек может нормально мыслить при условиях непрекращающегося информационного общения с внешним миром. Полная информационная изоляция от внешнего мира - это начало безумия». Совершенно справедливо Ж. Т. То-щенко рассматривает использование информации, как «наиболее уязвимую точку совершенствования стиля работы управленцев». Но не всегда информация доходит до потребителя в первоначальном варианте, что в принципе, считает Ж. Т. Тощенко, «в той или иной мере присуще любому устройству». Однако, говоря, в связи с этим, о роли информации в функционировании социального настроения, он подчеркивает: «замалчивание («открытой информации»), а еще хуже ее искажение может серьезно подорвать политические, экономические устои государства, лишить веры людей» [8, С. 140].
Сегодня, пожалуй, никто не спорит о том, что информация является важнейшим средством организации и регулирования частной и общественной жизнедеятельности, одной из форм закрепления и распространения имеющихся и приобретаемых знаний, действенным инструментом управления.
Функционирование современного общества и отдельных его подсистем невозможно без получения необходимой информации. Например, производственно-трудовая деятельность людей, образующая фундамент всей общественной жизни, невозможна без передачи и использования информации (технологической, организационной, экономической). Каждое вновь вступающее в жизнь поколение должно воспринять от предыдущих
информацию, касающуюся технологии и организации производства необходимых для жизни благ. Одновременно происходит передача от поколения к поколению социальной информации (социальные нормы, ценности, способы организации общественной жизни).
Информация, как инструмент осознания процессов и явлений, становится глобальным ресурсом научно-технического прогресса и развития всего человечества. «Информация охватывает и экономику, и все сферы жизнедеятельности людей - труд, быт, досуг, политику. Наряду с природной и рукотворной составляющими жизненной среды информационная сфера, связывающая людей друг с другом через коммуникационные сети, стала неотъемлемым компонентом условий жизнедеятельности людей. Образовательные, культурные, научные потребности человека также реализуются посредством информации» [9, С. 503].
«Мир человека, в том числе и государственно-правовая реальность, предстаёт в виде иерархии информационных моделей и систем» [10, С.10]. В процессе государственного управления она приобретает еще большее значение. В управленческом процессе получение качественно новой информации, ее хранение, поиск уже созданной, адекватное понимание и актуальное ее использование становится трудным делом, требующим времени, сил и средств, создания специальных структур, применения новейшей техники и технологии.
Работа с информацией превращается в обширное и массовое занятие государственных служащих, а сама информация выступает основным источником интенсификации и гармонизации государственного управления. Вместе с тем, она, как средство управления, выступает своеобразным коррелятором ее организованности и служит его основой.
Эра информационного общества характеризуется тем, что:
1. Информация приобретает значение самостоятельного фактора.
2. Появляется особый, самостоятельный «класс» (социально-професси-ональная группа) интеллектуалов. Все остальные классы (группы) общества попадают в определенную зависимость от этого класса, связанную с тем, что интеллектуалы поставляют новые знания и обучают их уже известным знаниям.
3. Интеллектуальный труд превращается в труд производительный в буквальном смысле этого слова труд, создающий стоимость.
Анализ сущности и структурных особенностей управленческой информации требует выяснения ее места среди группы родственных понятий, основными среди которых выступают: информатизация, информационные технологии, информационное обеспечение, системы поддержки и принятия решений, банки данных.
Вначале, кратко остановимся на сути «информационного обеспечения». Нельзя сказать, что научно обоснованного «информационного обеспечения» и информационных технологий не было в государственном управлении советского периода. В 60-80-е годы пользовались громоздкими электронно-вычислительными машинами. Сегодня их заменили компактные, удобные в применении персональные компьютеры, а также портативные типа «ноутбук, «планшетки» которые можно взять с собой в дорогу. Если ранее на практике применялись элементарные социальные технологии, то их рутинность заменили новые информационные технологии, повсеместное применение которых на основе унификации программно-технических средств в государственном управлении России в целом.
Современная информация - это не только средство общения, взаимодействия, жизнеобеспечения, но и средство свободы принятия решений. Одновременно информация
- это товар и деньги, это сила и инструмент власти. Информация сегодня является одним из главных национальных достояний.
Рассматривая проблему информационного обеспечения государственного управления, требуется уточнить базовое понятие. Одни считают, что «информационное обеспечение» сводится к совокупности информации об изучаемом объекте [11, С. 56]. Чаще его определяют как совокупность информационных элементов: показателей, документов, классификаторов массивов информации и методов их обработки [12, С. 12]. В трактовке М.Я. Клепцова [12, С. 28] «информационное обеспечение» представляется в виде совокупности баз данных, содержащих информацию, связанную с решением соответствующих функциональных задач. Другие отождествляют его с методами, средствами и формами организации информации [14].
В состав информационного обеспечения В.М. Жеребин [15, С. 43-44] включает и информационные языки, а Ю.И. Черняк [16, С. 89-90] обособляет пять основных элементов: язык управления, сложение, память, документацию и документооборот, интегрированную обработку данных. Он приравнивает автоматизированную обработку данных к информационному обеспечению автоматизированных систем управления.
Согласно другому подходу, «информационное обеспечение» государственного управления рассматривается как взаимосвязанная и соответствующим образом организованная совокупность организационно-правовых, информационных, методических, программно-технических и технологических компонентов, обеспечивающих необходимый уровень качества принимаемых решений за счет рационального использования информационных ресурсов и информационных технологий. Однако, поскольку мы рассматриваем «информационное обеспечение» как определенную информационную систему, то оно, на наш взгляд, представляет сложную динамичную качественно новую информационную систему, которая создается и функционирует как обеспечивающая часть государственного управления региона с целью удовлетворения информационных потребностей его различных иерархических уровней. Термин «информационная система» не имеет строгого определения и им можно обозначать любую совокупность данных и средств их электронной обработки. В данном случае информационная система рассматривается как этап становления информационного обеспечения регионального госуправления. Более строгое определение информационной системы дано Ю.А. Шафриным [17], рассматривающим ее как совокупность тем или иным способом структурированных данных (банк данных) и комплекса аппаратно-программных средств для хранения данных и манипулирования ими.
Сегодня наблюдается интенсивное насыщение общества информационной техникой, которая проникает повсюду: в правительственные учреждения и деловые конторы, в больницы и библиотеки, на заводы и в научно-исследовательские институты, в школы и университеты, в банки и магазины, в аэропорты и полицейские участки. Сегодня также многократно возросло число ее служителей и адептов. Уже начиная с 1975 г., больше половины работающих по найму американских граждан имеют основным занятием обработку информации или работу с ней.
В современном обществе как бы сошлись три могучих потока: потоки технологии, информации и людей, являющихся создателями или служителями того и другого. В известной мере можно говорить о создании новой, наиболее могущественной в информационном отношении из всех ранее существовавших цивилизаций. В этой цивилизации на наших глазах начинают исчезать ремесла, имеющие тысячелетние традиции, и возникают ранее неизвестные. Меняются функции и задачи работников, характер их
труда, а также требования к ним. Предъявляются «новые профессиональные требования ко всем государственным служащим, которые необходимо заложить в концепцию инновационного государственного управления» [18]. Происходят огромные перемены в формах и организации управления, в отношениях людей. В этих условиях информация выступает связующим звеном между всеми элементами управления. Поскольку управленческий процесс не может автоматически предотвращать ненужные отклонения, а нуждается в упорядочивающихся воздействиях, возникает необходимость информационной связи с последующей обратной связью, означающей связь между выходом и входом элементов, осуществляемых либо непосредственно, либо через другие ее элементы.
Без информации не предоставляется возможным выработать оптимальное управленческое решение, а, следовательно, осуществить требуемое действие, являющееся конечной целью ее функционирования. Именно информацию будем считать первичным ключевым звеном в функциональной цепи: «информация - решение - действие», необходимой предпосылкой ее функционирования как организующего начала всякой целеустремленной деятельности, в том числе и в процессе государственного управления.
Исходя из этого, основой для регулирования упорядочивающих воздействий на всех уровнях управленческого процесса является информационная связь, представляющая собой необходимое условие процесса функционирования системы и осуществления функций управления.
Все источники управленческой информации имеют важное значение для государственного управления. Здесь проявляются творчество, находчивость и отношение участников процесса к происходящим событиям. При этом, важно правильно синтезировать и агрегировать имеющуюся информацию («Когда много рулевых - быть кораблю на рифах!» - А. Файоль). В то же время управленческая информация, из каких бы источников она ни исходила, и кто бы ни выступал ее носителем, непременно должна соответствовать определенным требованиям. В подготовке управленческой информации можно выделить следующие ее наиболее важные составляющие:
- актуальность (собранная информация является своевременной, отличающейся оперативностью сбора и передачи, новизной, соответствующей задачам сегодняшнего дня и способствующей их решению);
- достоверность информации, отражающая ее способность схватывать и отражать факты, события и особенно причины и взаимосвязи. Ее получение представляет собой сложный познавательный и аналитический процессы, требующие привлечения специалистов и использования современных научных процедур;
- достаточность, нацеленная на всестороннее раскрытие исследуемого процесса, особенно его внутренних источников, движущих сил, на характеристику процесса в целом. Очень важно, когда информация содержит предпосылки для прогнозирования и моделирования возможных новых состояний данного процесса;
- доступность, актуальность, возможность ее оперативного получения в нужном объеме. Часто на практике информация имеется, но она закрыта и используется очень узким кругом должностных лиц. В таком случае коэффициент ее полезного действия очень низок;
- аутентичность обусловливает текстуальное и словесное выражение информации в понятной форме, соответствие познаниям людей в области языка. Засоренность информации различными узкоспециальными словами, иностранными терминами, к тому же редко употребляемыми, усложняет постижение и практическое использование информации;
- логичность и лаконичность (максимальная смысловая нагрузка при минимальных объемах носителя информации, краткости временного интервала передачи сообщения);
- комплексность и системность (соответствие информации полномочиям и компетенции субъекта управления).
Наличие этих составляющих является основной проблемой современной управленческой информации, поскольку они, в свою очередь, служат и главными требованиями к ней и имеют очень важное значение. Это особенно явно выражено именно в управленческой информации. Деловая информация в силу того, что государственные служащие являются одновременно субъектом и объектом управления, имеет выраженный мотивационный характер. На ее основе принимаются управленческие решения, затрагивающие как самих чиновников, так и организацию их деятельности.
Информационное обеспечение государственного управления представляет собой органически взаимосвязанную совокупность элементов (информация, информационные ресурсы, информационные языки), взаимодействие которых организовано определенным образом в единую информационную технологию, реализующую правила и методологические принципы эффективного преобразования информации в соответствии с потребностями управления.
Информационное обеспечение государственного управления:
- состоит из подсистем (элементов), обеспечивающих различные уровни управления и их потребности информацией, а также создающих информационно-технологическую базу для принятия управленческих решений;
- представляет собой динамичную постоянно развивающуюся систему;
- призвано осуществлять актуализацию и поддерживать непрерывную связь с внешней средой, способствовать интеграции управления с другими системами;
- содействует координации управленческой деятельности по наиболее эффективному использованию кадров.
Целостность и эффективность информационного обеспечения государственного управления в регионах и, как следствие, качество принимаемых управленческих решений, в основном определяют следующие факторы:
- единство функционирования информационных систем и служб как по вертикали - на региональном, федеральном и муниципальном уровнях, так и по горизонтали на каждом уровне иерархии;
- полнота и комплексность информационной поддержки всех контуров управления в соответствии со структурой объектов государственного регулирования, а также всех этапов разрешения проблем управления - от анализа проблемных ситуаций до реализации контроля исполнения и оценки эффективности принимаемых решений;
- скоординированность процессов создания, внедрения, развития, использования и эксплуатации информационных систем.
Основу информационного обеспечения государственного регионального управления вполне естественно составляет сами сведения, составляющие суть информации.
Информационные связи, основанные на взаимодействии информации, включают в себя, таким образом, управленческие процессы (в целом, это - учет, поиск, фиксация, обработка, анализ, оценка, закрепление, распространение социальной информации). Именно эти функциональные элементы являются определяющим фактором и органической частью процесса возникновения, построения и использования информационного обеспечения, и, поскольку, информационную составляющую невозможно представить
вне управленческого процесса, то, следовательно, и информационное обеспечение будем рассматривать с позиций данного процесса. Но, и в этом самое важное, в государственном управлении происходит взаимодействие не со всей информацией, а только с той, которая непосредственно необходима для формирования и реализации управляющих воздействий, т.е. управленческая (государственная) информация представляет собой особый вид социальной информации, нацеленный на обслуживание процессов государственного регулирования и реализации целенаправленного воздействия.
Государственно-управленческая информация классифицируется по следующим основаниям:
- по месту и роли государства в частной и общественной жизнедеятельности людей;
- по компетенции конкретных государственных органов (объем и содержание управленческой информации призваны коррелировать с компетенцией государственных органов);
- по характеру и иерархии нормативно-правовых актов, подлежащих обязательной реализации в управленческих процессах (государственное управление во многом существует для исполнения законов, и ему нужна информация, раскрывающая состояние данных отношений);
- по свойствам, формам и особенностям управляемых объектов, которые дифференцируют и конкретизируют управляющие воздействия государственных органов, а также формируют специфические виды правоотношений;
- по самому субъекту реализации этой информации, которая характеризует внутреннее его состояние, его проблемы и особенности функционирования.
На практике, управленческая информация часто несет в себе различные составляющие, сформированные не только научными знаниями и опытом, но и несущие интуитивное начало.
Список литературы
1. Шафрин, Ю.А. Основы компьютерной технологии. М., 1996.
2. Тихомиров, М.М. Система информационной и интеллектуальной поддержки управленческой деятельности в структурах государственных органов. М., 1995.
3. Философский словарь. М., 1985.
4. Информациология распределенной обработки информации. М., 1998.
5. Левидов М. Информация в советской прессе: (К постановке проблемы). М.-Л., 1930.
6. МилехинА.В., Шарков Ф.И. Социологический мониторинг средств массовой информации и электорального поведения. М., 2003. 382 с.
7. БергА.И. Управление, информация, интеллект. М., 1976.
8. Тощенко Ж., Харченко С. Социальное настроение. М., 1996.
9. Шарков, Ф.И. Коммуникология: основы теории коммуникации. М., 2010. 592 с.
10. Гаврилов, О.А. Информатизация правовой системы России. М., 1998.
11. Титаренко Г.А., Федорова Г.С. Введение в проблематику информационного обеспечения АСУ. М., 1975.
12. Синяк В.С., Агаджанян С.И. Информационное обеспечение ОАСУ. М., 1976.
13. Клепцов М.Я. Информационные системы органов государственного управления. М., 1996.
14. Твердохлеб Н.Г. Машинная обработка экономической информации промышленных предприятий и объединений. М., 1979. С. 59;
15. Зайцев Н.Г. Принципы информационного обеспечения в системной иерархии информации и управления. Киев, 1976. С. 5; Кокорев В.И. Информационное обеспечение АСУ. Ч. 1. М., 1978.
16. Жеребин В.М. Информационное обеспечение АСУ. М., 1975.
17. ЧернякЮ.И. Информатизация и управление. М., 1974.
18. Шафрин Ю.А. Основы компьютерной технологии. М., 1996.
19. Василенко Л.А. Превентивные технологии управления как способ опережающего регулирования инновационных социальных процессов // Инновационные технологии проведения общественной экспертизы государственно важных решений и общественных слушаний с применением «высоких» информационных технологий // Авт. Коллектив: Л.А. Василенко, Г.Г.Гришина, В.И. Захарова и др. М., 2010. 376 с.
■ ■ ■ INFORMATION SUPPORT OF STATE MANAGEMENT
Author: KISELEV A. G.
KISELEV Aleksandr Georgievich, Doctor of Social Science, Professor, Editor-in-Chief of the Information bulletin "Presidential control" of the Administration of the President of the Russian Federation. Address: 101000, Moscow, Center, Mail box 527. Tel.: 8(916)505-2313. E-mail: [email protected].
Annotation. The article discusses the evolution of ideas about the term information, one of the most frequently used in modern world; informational support of state management is represented in the form of a system, that includes elements, providing different levels of management and forming information-technological basis for making management decisions.
Keywords: Information, data, information theory, mass media, informational approach, information system, information models, informational society, informational support of state management, management information, integration of management.
References
1. Shafrin, YU.A. Osnovy komp'yuternoy tekhnologii. - M., 1996. [Shafrin, Y. (1996) Computer Basics. Moscow].
2. Tikhomirov, M.M. Sistema informatsionnoy i intellektual'noy podderzhki upravlen-cheskoy deyatel'nosti v strukturakh gosudarstvennykh organov. - M, 1995. [Tikhomirov, M.M. (1995) The information and intellectual management support system in the structures of government. Moscow].
3. Filosofskiy slovar'. M, 1985. [PhilosophicalDictionary. (1985) Moscow].
4. Informatsiologiya raspredelennoy obrabotki informatsii. - M., 1998. [Informationology of distributed processing. (1998) Moscow].
5. LevidovM. Informatsiya v sovetskoy presse: (K postanovke problemy). - M.-L., 1930. [Levidov M. (1930) Information in the Soviet press: (to the problem). - Moscow-Leningrad].
6. MilekhinA.V., SharkovF.I. Sotsiologicheskiy monitoring sredstv massovoy informatsii i elektoral'nogo pove-deniya. - M, 2003. [Milehin A.V., Sharkov F.I. (2003) Sociological monitoring of the mass media and electoral behavior. Moscow].
7. Berg A.I. Upravleniye, informatsiya, intellekt. M., 1976. [Berg A.I. (1976) Management, information and intellect. Moscow].
8. Toschenko J., Kharchenko S. Sotsialnoye nasroyeniye. Moscow, 1996. [Toschenko J., Kharchenko S. (1996). Social mood. Moscow].
9. Sharkov, F.I. Kommunikologiya: osnovy teorii kommunikatsii. M., 2010. 592 s. [Sharkov F.I. (2010). Com-municology: basic theory of communication. Moscow.].
10. Gavrilov, O.A. Informatizatsiya pravovoy sistemy Rossii. - M., 1998. [Gavrilov O.A. (1998). Informatization of the Russian legal system. - Moscow].
11. Titarenko G.A., Fedorova G.S. Vvedeniye v problematiku informatsionnogo obespe-cheniya ASU. - M., 1975. [Titarenko G.A., Fedorov G.S. (1975). Introduction to the problem of information provision for management systems. Moscow].
12. Sinyak V.S., Agadzhanyan S.I. Informatsionnoye obespecheniye OASU. M.: Statistika, 1976. [Sinyak V.S., Aghajanyan S.I. (1976) Information provision for OASU. Moscow].
13. KleptsovM.YA. Informatsionnyye sistemy organov gosudarstvennogo upravleniya. M., 1996. [Kleptsov M.Y. (1996). Information systems of government. Moscow].
14.Tverdokhleb N.G. Mashinnaya obrabotka ekonomicheskoy informatsii promyshlennykh predpriyatiy i obyedineniy. M.,1979. S. 59. [Tverdohleb N.G.(1979). Computer processing of economic information and industry associations. Moscow, p. 59].
15.Zaytsev N.G. Printsipy informatsionnogo obespecheniya v sistemnoy iyerarkhii informa-tsii i upravleniya. Kiyev, 1976. - S. 5; [Zaitsev N.G. (1976) The principles of information management in the system hierarchy of information and control. Kiev, 1976, p. 5]; Kokorev V.I. Informatsionnoye obespecheniye ASU,. CH. 1. - M., 1978. [Kokorev V.I. (1978). Information support of ACS. Part 1. Moscow].
16. Zherebin V.M. Informatsionnoye obespecheniye ASU. M., 1975. [Zherebin V.M. (1975) Information support of ACS. Moscow].
17. Chernyak YU.I. Informatizatsiya i upravleniye. M., 1974. [Chernyak Y.I. (1974) Computerisation and management. Moscow].
18. Shafrin YU.A. Osnovy komp'yuternoy tekhnologii. M., 1996. [Shafrin Y.A. (1996). Computer technology basics. Moscow].
19. Vasilenko L.A. Preventivnyye tekhnologii upravleniya kak sposob operezhayushchego re-gulirovaniya in-novatsionnykh sotsial'nykh protsessov // Innovatsionnyye tekhnologii pro-vedeniya obshchestvennoy ekspertizy gosudarstvenno vazhnykh resheniy i obshchestvennykh slushaniy s primeneniyem «vysokikh» informatsionnykh tekhnologiy // M., 2010. - 376 s. [Vasilenko, L.A. (2010) Preventive technologies of management as a way of advance regulation of innovative social processes / / Innovative technologies of the public examination of nationl important decisions and public hearings using high information technologies, Moscow].