ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Ю. И. ГОРБУНОВА, А. В. ГЛАДЫШЕВА, О. Н. ГОРБУНОВА
Статья посвящена изучению проблем, связанных с появлением принципиально новых явлений и процессов в экономике, в связи с чем выявляются иные факторы экономического развития на всех ее уровнях.
Исследование данной темы позволило сделать вывод о том, что информация в различных своих формах и в разное время выступает в экономических отношениях как общественное, и как частное благо, а с течением времени информация и знания переходят из разряда частных благ в общественные и формируют общественный фонд информации и знаний.
Рассмотрены аспекты информации в предпринимательской деятельности как средства снижения неопределенности и риска. Выявлены проблемы информационного обеспечения экономической деятельности в России, решение которых позволит совершить качественный прорыв вперед.
Ключевые слова: информация, информационный продукт, информационная услуга, информационное общество, информационно-коммуникационные технологии, экономическая деятельность, социально-экономическое развитие.
В конце XX столетия и начале нынешнего века все более явной становится тенденция к распространению принципиально новых явлений и процессов в экономике, выявляются иные факторы экономического развития на всех ее уровнях. Основной причиной подобных изменений ученые и практики считают начало «информационной революции», которая ведет к возникновению и становлению иной экономической системы, отличительной особенностью которой является повсеместное использование информации. Этот процесс включает в себя различные явления, при которых в материальном производстве происходит замещение машинной техники, как главного производственного ресурса индустриальной эпохи, информацией, знанием, интеллектом. Растущая автоматизация процессов материального производства позволяет сконцентрировать трудовые усилия на сфере интеллектуального производства, создания информационных продуктов и услуг.
Понятие информации является очень емким, оно относится к группе общенаучных категорий и занимает важное место в различных сферах научной деятельности. С точки зрения определения степени участия информации в экономической, а также предпринимательской деятельности и ее влияния на экономические процессы и явления, наиболее соответствующим представляется следующее определение: информация - это средство снижения неопре-
деленности и риска, способствующая реализации определенных целей субъекта [4]. В данном определении учитывается возможность информации приносить те или иные выгоды путем снижения неопределенности в отношении текущей ситуации, и ее изменения в будущем.
Информация, и высшее ее проявление в информационной экономике - знания, несомненно, являют собой экономические блага, одну из их разновидность, так как их суть - удовлетворять потребности индивидов, экономических агентов, а также использоваться в качестве ресурсов. При этом при всем изобилии современной информации существует и множество факторов, ограничивающих как возможности ее получения и создания новых знаний, так и условия ее использования, «а стремительное развитие информационных технологий, оказывает мощное преобразующее воздействие на все области жизни общества» [1].
Наиболее спорным среди экономистов и более сложным представляется вопрос об отнесении информации к разряду общественных или частных благ. В зависимости от форм существования, содержания информация может выступать и в том и в другом качестве. При этом границы разграничения конкретной информации, знаний на общественное и частное благо весьма размыты, что существенно затрудняет регулирование отношений в области спецификации и защиты собственности на них [3].
В этом аспекте рассмотрения одним из наиболее адекватных критериев является возможность коммерциализации информации, экономически выгодного ее использования. Так, информация и знания, овеществленные в средствах труда, других предметах выступают в качестве объекта собственности, в то время как, например, знания, накопленные предыдущими поколениями, относятся к благам общественным, доступность которых является залогом дальнейшего научно -технического развития.
Информация как экономическое благо обращается в предпринимательской деятельности как товар (информационный продукт, услуга), а также как ресурс, используемый в процессе хозяйственной деятельности. Информационные продукты и услуги обмениваются на информационном рынке и имеют большое количество особенностей, как на стадиях разработки, производства, так и на этапе обращения [12].
Можно предположить, что информация является благом экономическим и участвует в экономических отношениях как ресурс и специфическое экономическое благо - товар, то есть продукт, произведенный для обмена. В связи с этим, важным представляется определить, каким - частным или общественным - благом является информация. Исходя из множественности форм проявления информации, возможностей ее включения в любые сферы экономической деятельности, различная по содержанию и формам фиксации информация может быть отнесена и к общественным, и к частным благам.
Суть природы информации - общественное благо. Однако в определенные моменты временных отрезков информация может иметь проявление частного блага. Для примера этого проявления можно рассмотреть какую-либо внутреннюю информацию фирмы, которая касается исключительно становления и развития потенциала конкретного предприятия в определенный фиксированный момент времени. При рассмотрении информации как блага общественного исследователи отмечают ее различные свойства и характеристики. Это и неуничтожи-мость в процессе использования, наличие ее (информации) у многих индивидов и производителей людей одновременно благодаря тому, что в процессе передачи информации она приобретается получателем, но не исчезает у отправителя [3]. Среди свойств информации, которое позволяет определить ее как общественное благо, необходимо отметить также сложность деления информационного блага на отдельные части.
Между тем, далеко не вся информация и знания сохраняют свою ценность для предпринимателей
при ее распространении. Поэтому, правильным, как мы считаем, является вывод о том, что информация в различных своих формах и в разное время выступает в экономических отношениях и как общественное, и как частное благо. Поэтому с течением времени информация и знания переходят из разряда частных благ в общественные и формируют общественный фонд информации и знаний.
Информационные блага, вне зависимости от отнесения их как к общественным, так и к частным, без учета и независимо от формы их существования и проявления, использования как услуги или продукта, ресурса, удовлетворяют определенные потребности субъектов рынка, одновременно позволяют обеспечение достижения ими тех или иных целей, все это в совокупности обусловливает наличие у информации и товаров, обладающих информационной ценностью потребительной стоимости.
Экономическая же ценность информации и благ, обладающих информационными свойствами, создается в процессе труда. Для этого определенно требуются затраты и вложения. В связи с определенным комплексом свойств, которыми обладает информация как продукт или ресурс экономической деятельности отличительными особенностями обладает и механизм формирования цены на него [9]. Если для материальных товаров и многих услуг существует возможность определения цены товара с позиции затрат на его производство, то для информационных продуктов определяющим, как правило, является их полезность, а точнее, тот эффект, которого можно достигнуть при дальнейшем использовании информационных товаров. Полезность знаний для покупателя зависит от полезности решений, получаемых при помощи знания.
В предпринимательской деятельности информация как средство снижения неопределенности и риска представляет большую или меньшую ценность для потребителя, исходя из уровня и полезности принимаемого решения, а также от степени снижения неопределенности. Знания как продукт для дальнейшей коммерциализации, например, овеществления в средствах труда, товарах, технологиях, имеют ценность, обусловленную размерами вероятных будущих прибылей от коммерциализации [8].
Все это позволяет сделать вывод о том, что существование информации и ее использование в экономической деятельности, независимо от форм существования и использования, коренным образом отличается от использования других ресурсов: капитала, природных ресурсов, труда. Это оказывает определяющее влияние на специфические особенности обращения информации в производственной
системе. Все это определяет интерес к изучению сущности характеристик информации, к ее высшей форме проявления - знаниям, а также анализу процесса производства информации, а также обращения ее в качестве ресурса и товара.
Очевидно, что в условиях информационной экономики на первый план выдвигаются скорость и качество обработки новых информационных сигналов, появляющихся знаний. Стремительность получения экономической действительности влияет на неопределенность и устойчивость компаний, рынков, национальных экономик.
Одна из отличительных особенностей информации, выступающей в качестве ресурса в экономической деятельности - ее проявление не только в определенных формах и при наличии определенного содержания, но и необходимость ее использования чаще всего в определенное конкретное время.
Еще одну особенность необходимо отметить: используемые в производстве материальные ресурсы в ходе этого процесса переносят свою стоимость на новые производимые товары и услуги, а в результате, по окончании производственного цикла, завершают свое существование. Информация как ресурс не исчезает, но, чаще всего, после использования в производстве перестает обладать экономической ценностью в связи с потерей актуальности или невозможности ее дальнейшего использования или применения в производстве. Можно говорить о том, что информация обладает свойством ограниченности в определенное время, поэтому от скорости ее получения и использования зависят выгоды, получаемые от ее применения в хозяйственной деятельности [12].
Как и для любого ресурса один из необходимых и важных способов распространения и обращения информационного ресурса является рынок. Как и любой ресурсный рынок, рынок товаров, факторов производства, он имеет отличительные и характерные особенности, отличные черты тех или иных рынков, определенные признаки. При этом, как и все рынки, вместе с тем, подвержен общим рыночным законам функционирования.
При этом рынок информационных продуктов и услуг имеет отличительные черты: на нем имеют место закономерности, не характерные для рынков вещественных товаров и услуг. И агенты рынка информации чаще всего действуют отлично от действий экономических агентов на других рынках. Все это определяет направления научного исследования рынка информации, поведения на нем агентов, осмысления и особого подхода при решении вопросов организации, подготовки персонала, регулирования,
прогнозирования последствий функционирования информационного рынка.
При анализе информационного рынка необходимо отметить, что этот рынок рассматривается как отдельный рынок. Он не является сектором или совокупностью секторов в рамках существующих рынков (товаров, капиталов, труда ценных бумаг и т. д.). Он не может являться и частью рынка средств производства (существует и такая точка зрения), несмотря на некоторые свойства информации, делающие ее схожими с основными производственными фондами (например, перенос стоимости по частям, моральный износ и т. д.). Однако при таком подходе утрачивается специфика информационного производства [7].
Практика современного общества показывает, что на большую часть формирующейся и обращающейся в социально-экономическом пространстве информации не удастся найти покупателя. Это и разнообразная бытовая информация, сообщения на бытовые темы или информация в разнообразных организационных системах. Значительную часть информации, в принципе пригодной для производства или торговли, общество заинтересовано вывести из сферы товарно-денежных отношений. Прежде всего, информации об условиях жизни, которую готовят и передают, например, службы погоды, сейсмические станции, охраны порядка, различные коммунальные системы. Сюда относятся также знания, используемые для обучения, поддержки научной и научно-технической деятельности, охраны здоровья населения. Затраты на подготовку и распространение такой информации как общественное благо государство берет на себя, а покрываются эти расходы за счет средств налогоплательщиков [13].
Таким образом, мы выявили, что любому экономическому агенту необходима информация во всех ее проявлениях. Но кроме этого предприниматель должен и сам делиться своей информацией, будь, то информация о произведенном товаре или выполняемой услуге. При развитости нашей экономики обратимся к такому информационному носителю, как Интернет, выявим его плюсы и минусы, влияющие на развитие предприятия, а следовательно и предпринимательства.
В настоящее время практически все компании, занимаются продвижением своей продукции и услуг, закладывают средства на организацию рекламной компании в сети Интернет. Это вызвано, в том числе и тем, что разнообразие форм воздействия на аудиторию через интернет весьма велико.
Основными причинами роста популярности интернет-рекламы на современном этапе являются:
- относительно невысокая стоимость размещения рекламы;
- интерактивное рекламное средство, что позволяет потребителю самому выбирать нужную информацию, что значительно понижает негативное отношение к данному виду рекламирования, а также позволяет налаживать обратную связь, включая заказ и доставку продукции;
- возможность оперативного управления ходом рекламной кампании, так как автоматизированный процесс позволяет внести изменения практически на любом этапе мероприятия, а также изменить дальнейшее проведение кампании;
- высокая точность отбора целевой аудитории по заданным параметрам, так как интернет-реклама создается только для тех потребителей, которые заинтересованы данной, конкретной информацией;
- импонирование пользователям разнообразия средств, которое дает интернет;
- появление двойной роли рекламы: обеспечение притока посетителей на сайт компании-рекламодателя и выполнение роли имиджевой рекламы;
- возможность исследовать эффективность рекламы, так как компании-заказчику удобно предоставлять статистическую информацию о количестве показов и переходов на сайт.
Интернет открывает широкий простор для построения креативных коммуникаций, позволяющих оживить бренд, дать больше ассоциаций, больше информации, чем неподвижный печатный текст [1], позволяет рекламодателям эффективно решать маркетинговые задачи.
Реклама в сети Интернет обладает уникальной возможностью непосредственной оценки эффективности проводимой кампании - отследить заинтересовавшееся рекламой количество пользователей, кликающих в ответ на рекламное сообщение, достаточно просто [5].
Производители техники не отстают: выпускают нэутбуки, которые приспособлены в основном для работы в Интернете, обработки и хранения определенного количества информации они значительно меньше и легче ноутбука, но при этом они не приспособлены для игр или обработки больших графических материалов. Выпускают карманные персональные компьютеры, телефоны с возможностями компьютера, которые имеют свободный выход в интернет через мобильную связь.
Кроме свободного доступа к информации, интернет предоставляет и новые рабочие места, снижая уровень безработицы в регионе и по всей России. Необходимы специалисты, которые будут заниматься систематизацией информации на регио-
нальном уровне [2], продвижением сайтов рекламодателей, тем самым повышая конкурентную борьбу производителей за первые строки в поисковых системах. Найдут здесь работу те, кто занят непосредственно созданием сайтов, не только привлекающих внимание, но и имеющих хорошую защищающую систему [10; 11].
Перспективы развития Интернет-рекламы в регионе связаны с тем, что:
- аудитория Интернет - это платежеспособные люди активного возраста, а это больше всего необходимо продавцу любого товара;
- благодаря сетевым технологиям, рекламу можно направлять только на интересующих рекламодателя потребителей и только в определенное время;
- поскольку баннер занимает в среднем всего 9-10 % площади монитора, пользователи относятся к такой рекламе благодушно;
- реклама в интернете дешева, что позволяет ей конкурировать с другими средствами рекламы (прежде всего, с печатными СМИ и ТВ) [5].
Таким образом, развитие рекламы в интернете имеет большие перспективы. Но те проблемы, которые англоговорящий мир пережил несколько лет назад [6], российский Рунет только начинает переживать. К таким проблемам можно отнести следующие:
1. Интернет необходимо читать, так как он вообще есть текст, дополненный инструментами его просмотра. Среднестатистический пользователь просматривает (не обязательно прочитывает) 3-4 тыс. строк текста в день (это, примерно, номер журнала в 50 страниц). К сожалению, читать хотят далеко не все.
2. Содержание Интернета оказалось структурно и системно не готовым к большому количеству не обремененных профессиональными интересами потребителей. Так, например, в русскоязычном Интернете только около 19 тыс. зарегистрированных сайтов из 150 млн мировых. И, кроме того, среднестатистический русский плохо владеет английским языком и, скорее всего, будет зажат в тиски кириллицы.
3. Интернет стал накопителем пропаганды -в основном экстремистской. Так, например, в России запрещено убивать, но в Интернете вы легко найдете не только смешной сайт мафия, но и инструкции по изготовлению пластиковой взрывчатки.
4. На Западе к сети приобщаются профессионалы масс-медиа и рекламного бизнеса, а в России существует явная проблема в профессиональных кадрах. Еще более резко это проявляется на региональном уровне.
5. Пространство Интернета переполнено открытой и скрытой рекламой низкого качества, бессмысленными и часто непристойными предложениями [5].
Таким образом, виртуальные СМИ в ближайшей перспективе вряд ли лишат «бумажные» главного источника дохода. В России пользователей интернета на порядок меньше, чем читателей газет и журналов. Кроме того, Интернет популярен далеко не во всех российских регионах, тогда как «бумажные» СМИ традиционно читает вся страна.
При этом необходимо отметить, что использование рекламы через интернет позволит улучшить следующие коммуникационные показатели, косвенно связанные с увеличением объемов продаж: рост уровня спонтанной известности торговой марки, увеличение количества людей, знающих адрес, месторасположение торговой точки, увеличение количества людей, знающих отличительные свойства товара.
В свою очередь, это приведет к улучшению коммуникационных показателей, прямо влияющих на увеличение объема продаж: увеличение количества обращений в фирму лично, по телефону, через Интернет, увеличение количества посетителей и количества покупок, увеличение количества покупателей в целом, новых покупателей, постоянных покупателей (сделавших повторную покупку). Все это приведет к росту эффективности вложений рекламодателей от рекламы.
Необходимо еще раз подчеркнуть, что индустрия коммуникационных услуг, в том числе и рекламы как носителя информации, становится самым ключевым направлением прогресса, обеспечивающим наибольшие доходы, и дальнейшее ее развитие будет продолжаться. Задача России, в том числе и предпринимательства, - приложить максимальные усилия для стабилизации его обстановки на рекламном рынке и для осуществления более качественного прорыва вперед.
Литература
1. Бувалин М. Ю. Специфика развития регионального рынка рекламы как составляющей информационной рыночной инфраструктуры: автореф. дис ... канд. экон. наук. Казань, 2005.
2. Гладышева А. В. Проблемы человеческого капитала Тамбовской области при вхождении в информационное общество // Социально-экономические процессы и явления. Тамбов, 2012. № 12.
3. Горбунова Ю., Горбунова О. Различные подходы к определению сущности рыночной инфраструктуры в экономике информационного типа «Актуальная биотехнология» // Экономика и управление. 2013. № 3.
4. Джабраилов М. А. Образование как сфера формирования экономического интереса социального субъекта // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2009. № 1. С. 313-318.
5. Донишевская О. Оценка эффективности рекламных компаний в сети Интернет // Реклама теория и практика. № 4. 2009.
6. Карпова С. В. Международное рекламное дело: учеб. пособие. М., 2007.
7. Климов С. М. Интеллектуальные ресурсы общества. СПб., 2002.
8. Кубка А. Интернет-реклама: характеристики и возможности // Маркетинговые коммуникации. № 3. 2009.
9. Радюкова Я. Ю., Шамаев И.Н. Экономическая безопасность страны как многоуровневая система элементов и отношений // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2011. № 1-2. С. 194-198.
10. Умаров М. Новая реклама. Реклама в блого-сфере: плюсы и минусы // Реклама теория и практика, № 1. 2010.
11. Черноиванов П. П., Юрина Е. А. К вопросу о проблемах социально-экономического развития Тамбовской области // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2006. № 4. С. 411-419.
12. Шуть О. Н. Информация как экономический ресурс. URL: http://www.cfin.ru
13. Юрьев В. М. Социально-экономическая среда образовательного пространства новой России // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. Тамбов, 2002. Т. 2. № 2. С. 5-12.
* * *
INFORMATION SUPPORT OF THE ECONOMIC ACTIVITY AT THE PRESENT STAGE OF SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT
Yu. I. Gorbunova, A. V. Gladysheva, O. N. Gorbunova
Article is devoted to studying of the problems connected with emergence of essentially new phenomena and processes in economy, in communication with what other factors of economic development at all its levels come to light.
Research of this subject allowed to draw a conclusion that information in various forms and at different times acts in the economic relations as public and as the private benefit, and eventually information and knowledge pass from the category of the private benefits in public and form public fund of information and knowledge.
Aspects of information in business activity as means of decrease in uncertainty and risk are considered. Problems of information support of economic activity in Russia which decision will allow to make high-quality break forward are revealed.
Key words: information, information product, information service, information society, information and communication technologies, economic activity, social and economic development.