Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ПРЕДПРИЯТИЯ'

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ПРЕДПРИЯТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
691
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / БИЗНЕС-ПРОЦЕСС / УПРАВЛЕНИЕ / ИНФОРМАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мержо Муса Шамсудинович, Янгульбаева Луиза Шамсудиновна

Целью статьи является рассмотрение деятельности по обеспечению бизнес-процессов предприятия для организации эффективной системы управления. Рассмотрена важность информационного обеспечения бизнес-процессов предприятия, обусловленная необходимостью оптимизации отдельных действий для общего повышения производительности и результативности. Приведены источники получения данных предприятиями и представлен процесс привлечения информации. Определены и описаны автоматизированные системы информационного обеспечения бизнес-процессных систем управления с целью повышения их эффективности и результативности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мержо Муса Шамсудинович, Янгульбаева Луиза Шамсудиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION SUPPORT OF ENTERPRISE BUSINESS PROCESSES

The purpose of the article is to consider activities to ensure the business processes of the enterprise to organize the effectiveness of the management system. The importance of information support of business processes of an enterprise, due to the need to optimize individual actions for a general increase in productivity and efficiency, is considered. The article also presents the sources of obtaining data by enterprises and presents the process of attracting information. Automated information support systems for business process management systems are defined and described in order to improve their efficiency and effectiveness.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ПРЕДПРИЯТИЯ»

DOI 10.47576/2712-7516_2022_11_2_118 УДК 338

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ

ПРЕДПРИЯТИЯ

Мержо Муса Шамсудинович,

кандидат экономических наук, доцент, декан финансово-экономического факультета, Ингушский государственный университет, г. Магас, Россия, e-mail: merzho@yandex.ru

Янгульбаева Луиза Шамсудиновна,

старший преподаватель кафедры учета, анализа и аудита в цифровой экономике, Чеченский государственный университет им. А. А. Кадырова, г. Грозный, Россия, e-mail: lui_dusha@mail.ru

Целью статьи является рассмотрение деятельности по обеспечению бизнес-процессов предприятия для организации эффективной системы управления. Рассмотрена важность информационного обеспечения бизнес-процессов предприятия, обусловленная необходимостью оптимизации отдельных действий для общего повышения производительности и результативности. Приведены источники получения данных предприятиями и представлен процесс привлечения информации. Определены и описаны автоматизированные системы информационного обеспечения бизнес-процессных систем управления с целью повышения их эффективности и результативности.

Ключевые слова: информационное обеспечение; бизнес-процесс; управление; информация; информационные системы.

UDC 338

INFORMATION SUPPORT OF ENTERPRISE BUSINESS

PROCESSES

Merzho Musa Shamsudinovich,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Dean of the Faculty of Finance and Economics, Ingush State University, Magas, Russia, e-mail: merzho@ yandex.ru

Yangulbaeva Louise Shamsudinovna,

Senior Lecturer, Department of Accounting, Analysis and Auditing in the Digital Economy, Chechen State University. Named after A. A. Kadyrova, Grozny, Russia, e-mail: lui_dusha@mail.ru

The purpose of the article is to consider activities to ensure the business processes of the enterprise to organize the effectiveness of the management system. The importance of information support of business processes of an enterprise, due to the need to optimize individual actions for a general increase in productivity and efficiency, is considered. The article also presents the sources of obtaining data by enterprises and presents the process of attracting information. Automated information support systems for business process management systems are defined and described in order to improve their efficiency and effectiveness.

Keywords: information support; buisness process; control; information; Information Systems.

Бизнес-процессы предприятия являются основополагающей частью организации его деятельности и определения направлений развития. Высокий уровень конкуренции и нестабильность внешней и внутренней среды требуют от компаний современной и эффективной информационной системы, которая обеспечивает предприятие и его бизнес-процессы всеми необходимыми данными. Задачи информационного обеспечения заключаются в предоставлении какой-либо важной информации и возможности ее циркуляции внутри предприятия для продуктивного функционирования всех подразделений в отдельности и организации в целом. «Информационное обеспечение в значительной степени влияет на все производственно-хозяйственные и экономические процессы, происходящие на предприятии, во всех структурных подразделениях и при взаимодействии с другими субъектами рыночных отношений» [2].

Целью статьи является рассмотрение деятельности по обеспечению бизнес-процессов предприятия для организации эффективности системы управления, основанной на бизнес-процессном подходе.

На современном этапе экономического и управленческого развития большинство отечественных предприятий руководствуются структурным подходом к управлению, который берет свое начало со времен перехода предприятий на конвейерную сборку изделий.

Структурный подход берет за основу использование различных типов организационной структуры предприятий, среди которых наибольшее распространение получил иерархический тип, предусматривающий управление структурными департаментами, подразделениями, цехами, отделами и т.п., и их сотрудничество путем взаимодействия через управленцев и элементы структуры разных уровней.

Адаптация к внешней среде охватывает набор действий стратегического характера, способныхъ обеспечить эффективное приспособление стратегии к окружающим условиям с учетом как возможностей, так и угроз цифровизации бизнес-процессов. «Эффективность адаптации связана с разработкой такой стратегии управления, при которой действия и внутренняя структура организа-

ции оптимально соответствуют внешним условиям» [1].

Процессный подход к управлению - это выполнение поставленных задач для достижения необходимых результатов и создание товаров и услуг, которые являются ценными для потребителей.

Его основными чертами являются:

- использование широкой делегации задач и полномочий;

- сокращение уровней принятия решений для увеличения эффективности и уменьшения затрат времени;

- увеличение значимости сохранения и обеспечения качества продукции и работ предприятия;

- использование автоматизированных систем для функционирования бизнес-процессов и управления ими.

Структурный подход к управлению имеет значительные недостатки (рис. 1), обусловливающие усложнение оптимизации расходов, сохранение конкурентоспособности предприятия, баланс качества и стоимости продукции и т.п. Совершенствование и модернизация управления предприятием может иметь основу бизнес-процессный подход.

При этом управление процессами и бизнес-планирование обеспечиваются различными аспектами и направлениями деятельности внутри компании. Одной из таких составляющих, без которой невозможна организация надлежащей системы бизнес-процессов - обеспечение информацией.

В сфере экономики информация рассматривается как данные, сведенные из экономических показателей предприятия, подлежащих обработке, передаче, анализу, использованию и хранению в процессе принятия управленческих решений. То есть, можно сказать, что информация в системе предпринимательства является ресурсом, который используется организациями для обеспечения своей деятельности с целью увеличения прибыли.

При этом информация должна соответствовать пяти важнейшим характеристикам: актуальности, правдивости, точности, полноте и оперативности.

Источниками привлечения информации для организаций выступают:

- данные других предприятий и организаций;

S о H H разделение технологий вьтопнения задач на отдельные, обычно не связанные между собой фрагменты, реализуемые различными элементами организационной структуры

о G о отсутствие свободного описания методики вьтопнения задании: в лучшем случае существует только фрагментарная и не всегда актуальная документация

о К £

и отсутствие ориентации на внешних и внутренних

& В потребителей в промежуточных результатах

g высокая стоимость накладных расходов

£

н о о H iD X неэффективность информационной поддержки вследствие неполной автоматизации структурных элементов и процессов

Рисунок 1 - Недостатки структурного подхода к управлению

- данные, которые публикуются и распространяются в открытом доступе (Интернет, радио, телевидение, журналы и пр.);

- внутрихозяйственные источники: соглашения, договоры, решения суда и т.д.;

- данные, привлеченные с помощью спе-

циализированных компаний информационной индустрии.

При этом требованием к информации в процессном подходе является наличие структуры, которая охватывает носитель, источники поступления, приемник и установление канала взаимосвязи между ними (рис. 2).

Рисунок 2 - Процесс передачи информации

Для эффективного функционирования бизнес-процессов предприятия возникает потребность в организации их информационного обеспечения, которое базируется на привлечении информации из различных источников с использованием различных средств для получения необходимых данных и их анализа, использования, передачи и хранения в дальнейшей деятельности предприятия.

Сейчас можно выделить шесть основных систем информационного обеспечения бизнес-процессов, которые могут быть использованы предприятиями (рис. 3).

Система управления результативностью (эффективностью бизнеса (Business Performance Management, BPM) принадлежит к механизмам, которые компании применяют для измерения эффективности и передачи информации во внутренней и внешней среде. Целью BPM является использование текущих и прошлых данных об эффективности и производительности для улучшения будущего и улучшения процесса принятия решений.

Преимуществами применения этой системы являются:

Система управления эффективностью бизнеса (Business

Performance Management, BP M)

ё о К " Система поддержки принятия решений (D eciáon Support

СгН U ° £ Sr ft S к s ó Systems, DSS).

Система управления отношениями с клиентами (Customer

ён £ о К i Relationship Management, CRM)

Корпоративные информационные порталы (Enterprise

1 s Information Portal, EIP)

ь S Корпоративные xp анипищ а данных (Data Warehouse, DW)

Ы (tí и & £

С ист емы im анир ob ания и упр авп ения р е сур с ами

предприятия (Enterprise Resource Planning, ERP)

Рисунок 3 - Автоматизированные системы информационного обеспечения бизнес-процессов предприятия

- лучшее обеспечение информацией, используемой для принятия важных решений;

- увеличение эффективности деятельности персонала;

- повышение согласованности действий между подразделениями, отделами, департаментами и т.д.;

- уменьшение рисков путем обеспечения информационного видения.

Эта система информационного обеспечения может быть использована для таких бизнес-процессов, как бюджетирование, планирование и прогнозирование; бизнес-моделирование; финансовая и управленческая отчетность; корпоративное управление и внутренний контроль, управление рисками и прогнозная аналитика.

Система поддержки принятия решений (Decision Support System, DSS) является автоматизированной программой с применением искусственного интеллекта, которая может применяться для поддержки решений, взглядов на развитие и направления действий в ком -пании. DSS рассматривает разные по размеру объемы данных путем сбора детализированной информации, которая обычно используется для решения проблем и принятия решений в бизнес-процессном подходе. Типичная информация, которая необходима системе DSS, содержит данные о доходе и прибыли предприятия, показатели реализации товаров, данные, связанные с управлением запасами или операционными процессами [5].

Преимуществом этой системы является то, что она позволяет принимать более обоснованные решения, своевременно решать проблемы, увеличивать эффективность в поисках путей решения возникающих спорных вопросов, а также помогает в бизнес-планировании и управлении.

Система управления взаимоотношениями с клиентами (Customer Relationship Management, CRM) - это технология управления процессом взаимодействия с имеющимися и потенциальными клиентами компании, поставщиками, посредниками и т.п. [3]. Целью этой системы является надлежащее информационное обеспечение для улучшения деловых отношений и развития предприятия. CRM-система помогает организациям управлять информацией, связанной с контактами, продажами, производительностью агентов и т.п.

Информационный (или корпоративный) портал предприятия (Enterprise Information Portal, EIP) является приложением, которое позволяет управлять процессом обращения отчетности на предприятии и ее хранением [4]. EIP обеспечивает внутренний доступ предприятия к хранимой информации, функционирование безопасной среды, персона-лизацию и возможность удаленного доступа.

Корпоративное хранилище данных (Data Warehouse, DW) является типом системы управления данными, который предназначен для обеспечения функционирования

бизнес-процессов предприятия и поддержки деятельности бизнес-аналитики. Хранилища данных предназначены исключительно для выполнения запросов и анализа и часто содержат большие объемы данных. Способности системы DW позволяют организациям получать ценную бизнес-информацию из своих данных для улучшения процессной деятельности по принятию решений.

Системы планирования и управления ресурсным обеспечением предприятий (Enterprise Resource Planning, ERP) объединяют множество бизнес-процессов и покрывают необходимость в обмене данными между ними. Системы ERP собирают общие данные деятельности организации из нескольких источников, устраняют дублирование данных и обеспечивают их дальнейшую целостность посредством использования единого источника информации. Такая система позволяет предприятиям быстро получать доступ к необходимой информации, способствуя повышению удовлетворенности клиентов и сотрудников, оперативному реагированию на изменения и требования, а также повышению точности. Сопутствующие расходы часто уменьшаются, поскольку компания работает более эффективно по сравнению с

результатами, которые получает без использования автоматизированной системы.

Современные условия стремительного технологического развития требуют от компаний использования современных автоматизированных систем организации информационного обеспечения бизнес-процессов.

Главным условием, которое должно быть учтено при использовании систем автоматического привлечения информации и управления ею, является предварительный учет индивидуальных особенностей каждого предприятия, его бизнес-процессов, сферы деятельности, общих целей и задач и т.д. для обеспечения должного функционирования технологической системы и результативности ее использования в бизнес-процессном подходе.

Процессный подход позволяет более эффективно обеспечивать функционирование предприятия и его элементов в виде бизнес-процессов. Одновременно с этим для обеспечения результативности процессного подхода в организации требуется налаженное информационное обеспечение элементов, которыми выступают автоматизированные технологические системы управления, имеющие широкий спектр характеристик.

Список литературы_

1. Янгульбаева Л. Ш., Мержо М. Ш. Адаптивные стратегии предприятий в цифровой среде // ФГУ Science. 2022. № 1 (25). С. 128-133.

2. Янгульбаева Л. Ш., Мержо М. Ш. Информационное обеспечение планирования деятельности предприятия // Итоговая научно-практическая конференция профессорско-преподавательского состава. Грозный, 2022. С. 316-322.

3. Customer Relationship Management, CRM. URL: https://www.it.ua/knowledge-base/technology-innovation/custo-mer-relationship-management (дата обращения: 15.09.2022).

4. Enterprise Information Portal (EIP). URL: https://docs.oracle.com/cd/E66143_01/doc.850/e77654/c_overvieweip. htm#LMUSE-EnterpriseInformationPortalEIP-C327FCDC (дата обращения: 15.09.2022).

5. What Is Business Performance Management? (With Performance Metric Examples). URL: https://www.indeed. com/career-advice/career-development/business-performance-management (дата обращения: 15.09.2022).

References_

1. Yangulbaeva L. Sh., Merzho M. Sh. Adaptive strategies of enterprises in the digital environment. Federal State University of Science. 2022. No. 1 (25). Pp. 128-133.

2. Yangulbaeva L. Sh., Merzho M. Sh. Information support of enterprise activity planning. The final scientific and practical conference of the teaching staff. Grozny, 2022. Pp. 316-322.

3. Customer relationship management, CRM. URL: https://www.it.ua/knowledge-base/technology-innovation/custo-mer-relationship-management (accessed: 09/15/2022).

4. Corporate Information Portal (EIP). URL: https://docs.oracle.com/cd/E66143_01/doc.850/e77654/c_overvieweip. htm#LMUSE-EnterpriseInformationPortalEIP-C327FCDC (accessed: 09/15/2022).

5. What is Business Performance Management? (With examples of performance indicators). URL: https://www. indeed.com/career-advice/career-development/business-performance-management (accessed: 09/15/2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.