Научная статья на тему 'Информационное моделирование процесса и методов обучения'

Информационное моделирование процесса и методов обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
726
665
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ / ЭКСТЕРИОРИЗАЦИЯ / УЧЕБНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / МЕТОД / ПРИЕМ / СПОСОБ / ТЕХНИКА / МЕТОДИКА И ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ / INFORMATION / INTERIORIZATION / EXTERIORIZATION / TRAINING COMMUNICATION / METHOD / MODE / MANNER / TECHNIQUES / TRAINING METHODOLOGY AND TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казакевич Владимир Михайлович

Представлен инновационный подход к обучению как информационному коммуникационному процессу. Раскрыта компонентная структура учебной коммуникации и показана ее модель. Дана инновационная трактовка метода обучения как формы движения содержания. В новом информационном аспекте даны характеристики таких понятий, как прием и способ обучения; техника, методика и технология обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION MODELING OF TEACHING PROCESS AND METHODS

The article presents an innovative approach to learning regarding it as an information communication process. The component structure of training communication and its model was disclosed. The innovative interpretation of a teaching method as a form of content of motion was given. The characteristics of such terms as method and way of learning, technique, methodology and technology training were represented in the new information aspect.

Текст научной работы на тему «Информационное моделирование процесса и методов обучения»

УДК 378

ИНФОРМАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

В.М. Казакевич

Представлен инновационный подход к обучению как информационному коммуникационному процессу. Раскрыта компонентная структура учебной коммуникации и показана ее модель. Дана инновационная трактовка метода обучения как формы движения содержания. В новом информационном аспекте даны характеристики таких понятий, как прием и способ обучения; техника, методика и технология обучения.

Ключевые слова: информация, интериоризация, экстериоризация, учебная коммуникация, метод, прием, способ, техника, методика и технология обучения.

1. ОБУЧЕНИЕ КАК ИНФОРМАЦИОННЫЙ КОММУНИКАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС

Трактовка дефиниции "обучение" в разных источниках имеет различную интерпретацию. Большинство определений сводится не к раскрытию сути деятельности субъектов, участвующих в обучении, а к акцентированию целеполагания, т.е. к тому, что преподаватель должен содержательно и организационно обеспечить передачу определенной совокупности знания, навыки и умения, а учащиеся должны их усвоить, при этом «развиться и воспитаться». Например, Т.А. Ильина определяет обучение как «целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого происходит усвоение знаний, умений и навыков, осуществляется воспитание и развитие учащихся» [1].

Сходное, но более развернутое определение этой категории дает другой педагог - Л.П. Крившенко. В этом процессе она выделяет «а) целенаправленность; б) целостность; в) двусторонность; г) управление развитием и воспитанием учащихся; д) организация и управление этим процессом» [2]. Подобную же трактовку обучения можно найти у И.Ф. Харламова [3] в своей одной из последних редакций учебника по педагогике.

Аналогичные определения можно встретить и у других авторов как советского этапа развития педагогики, так и периода новой России. Они в той или иной мере повторяют трактовку обучения, данную в Российской педагогической энциклопедии: обучение - это «совместная целенаправленная деятельность учителя и учащихся, в ходе которой осуществляются развитие личности, её образование и воспитание» [4].

Практически во всех определениях обучения акцентируется его цель, но не технологическая (процессуальная и функциональная) сущность совместной деятельности учителя и учащихся. В чем же проявляется взаимодействие учителя и ученика, следствием которого является образованность последнего?

В зарубежной педагогике можно встретить два базовых понятия в данной предметной области педагогики: обучение и научение. Э. Стоунс, профессор Ливерпульского университета, пишет, что «обучение означает систематическое научение окружению, организованное в соответствии с принципами научения человеческого существ и с имеющимися возможностями обучающегося, в результате которого изменения в поведении происходят наиболее эффективным и экономным образом.........Отсутствие зна-

ний оптимальных способов такой организации сказывается на эффективности его (педагога) усилий и в некоторых случаях делает их не эффективными» [5]. Обучение у Э.Стоунса выступает как некая интегральная характеристика системного воздействия на ученика, научение связывается с конкретной предметной областью познавательной деятельности этого ученика.

П.И. Пидкасистый рассматривает обучение как общение, в процессе которого происходит управляемое познание, усвоение социального опыта, воспроизведение, овладение той или другой конкретной деятельностью, лежащей в основе формирования личности. Б. А. Голуб процесс обучения в средних и высших учебных заведениях называет процессом передачи накопленного обществом опыта подрастающему поколению. Этот опыт включает в себя, прежде всего, знания об окружающей действительности (знания о мире), которые постоянно совершенствуются, а также способы применения этих знаний в практической деятельности человека [6].

С той или иной интерпретацией трактовка процесса обучения повторяется во многих других работах по педагогике или дидактике [7].

В целом анализ дидактических и общеметодических публикаций показывает, что в процессуальном (технологическом) аспекте обучение в наиболее употребительном смысле этого термина означает целенаправленную, последовательную передачу (трансляцию) социокультурного (общественно-исторического) опыта, которым владеет один человек или группа людей, другому человеку или группе в специально созданных условиях.

С позиций адресанта и адресата при такой трансляции в обучении выделяется процесс преподавания (передача педагогом усвоенного им опыта), процесс учения (усвоение обучаемым предъявляемого опыта), процесс предъявления обученным усвоенного опыта, процесс сопоставления педагогом результатов предъявления с внешним или внутренним эталоном.

Трансляция социокультурного опыта в обучении возможна только на основе обмена соответствующими сведениями об усвоенных субъектами обучения предметах, явлениях или процессах внешнего мира, о способах деятельности в общественной практике, о способах усвоения этих сведений и др. Они в той или иной материализованной форме отражают знания, навыки и умения учителя или ученика.

Отображенные субъектами обучения во внешнем и внутреннем плане сведения о социокультурном опыте есть информация, которая является объективной формой представления знаний, навыков и умений в обучении.

Под информацией, в контексте представления обучения как вида межличностного общения, понимаются сведения, передаваемые одними людьми другим людям предметным, образным, устным, письменным или каким-либо другим способами (например, с помощью условных сигналов), с использованием технических средств и т.д.

Таким образом, с процессуальных (технологических) позиций педагога и ученика в обучении связывает только информация, которую они в той или иной материальной форме передают друг другу при непосредственном или опосредованном общении. Обучение как информационный процесс с позиций функций субъектов обучения (педагога и ученика) включает в себя материализованное представление, передачу, восприятие, усвоение, воспроизведение, сопоставление с эталоном при контроле информации, содержание которой подчинено целям обучения.

В его основе лежат два психических процесса: экстериоризация и интериоризация информации. В психологии под интериоризацией (лат. interior - внутренний) понимают формирование внутренних структур психики путем усвоения структур внешней деятельности. Экстериоризация -(лат. exterior - наружный, внешний) рассматривается как внешние действия, высказывания и т.д., обусловленные внутренними психологическими структурами, которые, в свою очередь, складываются на основе инте-риоризации социальных факторов, внешней деятельности человека, отражения их в психике.

С педагогических позиций интериоризация - это переход информации из внешнего плана во внутренний, в результате которого внешние по своей форме процессы взаимодействия с внешними же вещественными предметами преобразуются в процессы, протекающие в умственном плане, в плане сознания.

При этом эти воспринимаемые извне процессы подвергаются специфической трансформации - обобщаются, вербализуются, представляются в знаково-символьной форме и др., сокращаются а, главное, становятся способными к дальнейшему развитию, которое переходит границы возможностей внешней деятельности.

Процесс интериоризации состоит не в том, что внешняя деятельность перемещается во внутренний «план сознания»; это процесс, в котором этот внутренний план и формируется. Фактически теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина и Н.Ф. Талызиной структурно раскрывает процесс интериоризации информации, методологически детерминируя тем самым процесс преподавания, т.е. формы и методы представления учителем информации во внешнем плане.

Экстериоризация (лат. exterior — наружный, внешний) — процесс порождения внешних действий, высказываний и т. д. на основе преобразования ряда внутренних структур, сложившихся путем интериоризации внешней социальной деятельности человека.

Таким образом, обучение представляет собой процесс передачи преподавателем (экстериоризация), активного усвоения обучаемым (интериоризация) и воспроизведение им учебной информации, экстериоризация при контроле или в практической деятельности, сущность которой задана социальными целями передачи опыта созидательной, преобразующей и познавательной деятельности в какой-либо предметной области науки или общественной практики.

Передача информации от учителя к ученику и от ученика к учителю, их общение в процессе учебной деятельности есть коммуникация или обмен сведениями [8]. Опираясь на модель коммуникации К. Шеннона [9], можно следующим образом представить обучение как коммуникационный процесс.

В целом, структура коммуникации в процессе обучения может быть представлена следующим образом.

УЧЕБНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

1. "Педагог" - источник информации.

2. "Обучаемый" - приемник информации.

3. Контекст - прединформация, договоренность о теме сообщения.

4. Сообщение - содержание информации.

5. Код - язык представление информации, правила языка.

6. Каналы связи - средства передачи и приема информации.

7. Фильтр "педагога" - программа научения.

8. Фильтр "обучаемого" - собственная программа учения.

9. Сеть шумов при передаче информации - помехи, искажающие и приводящие к потере информации.

10. Сеть шумов при приеме информации - помехи, искажающие и приводящие к потере информации.

11. Обратная связь - реакция на сообщение "обучаемого" или «педагога», выраженная в их ответной информации.

12. Действия "обучаемого" или «педагога» по применению полученной информации.

Г рафически эта модель может быть представлена следующим образом (рисунок).

Информационная модель процесса обучения

2. СОВРЕМЕННАЯ ТРАКТОВКА МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ

В общефилософском толковании метод (греч. methodos - буквально <путь к ч.-л.>) - в самом общем значении - способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность.

В дидактике метод обучения трактовался и трактуется: а) как путь, по которому учитель ведет учащихся от незнания к знанию; б) как совокупность приемов учебной работы; в) как форма воплощения содержания обучения; г) как способ взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленный на достижение целей обучения.

Инновационное определение метода обучения дал польский педагог - теоретик дидактики - В. Оконь, который характеризовал его как "апробированную и систематически функционирующую структуру деятельности учителей и учащихся, сознательно реализуемую с целью осуществления запрограммированного изменения в личности учащихся" [10].

Сложившийся набор традиционно определяемых как методы обучения вариантов осуществления обучающей и познавательной деятельности изначально был декларирован в нашей стране в начале тридцатых годов после ряда постановлений ЦК ВКП(б) по реформированию школьного образования: Постановление ЦК ВКП(б) "О начальной и средней школе" от 5 сентября 1931г.; Постановление ЦК ВКП(б) "Об учебниках для начальной и средней школы" от 25 августа 1932 г.; Постановление ЦК ВКП(б) "Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе" от 25 августа 1932 г.

В 1934 г. в соответствии с этими постановлениями ученым-педаго-гом М.М. Пистраком была разработана новая педагогика, в которой им предложено было считать методами обучения устное изложение учителя, его беседу с учениками, работу учащихся с книгой и газетой, демонстрацию, лабораторный метод и экскурсию [11].

По мнению М.И. Махмутова, так возникли и стали нормативными в нашей педагогике "новые" методы обучения по сравнению с "заимствованными из буржуазной школы" (по партийной трактовке) методом проектов и бригадно-лабораторным методом [12].

Понятийная и сущностная неопределенность метода обучения порождает смысловые неоднозначности в трактовке конкретных составляющих учебного процесса. У разных авторов одни и те же категории трактуются и как методы обучения и как формы организации обучения. На эти противоречия, в свое время, обратил внимание С.А. Шапоринский [13]. В своей работе он отмечал, что относимые к методам категории по своей сути являются организационными формами обучения.

В современных классификациях методов обучения, а именно: и в методах работы учителя, и в методах познавательной деятельности ученика не отражается взаимосвязь этих субъектов процесса обучения. Нужно отметить, что это противоречие давно стояло как педагогическая проблема перед дидактами.

Попытки построить систему взаимосвязанных методов преподавания и учения осуществлялись как путем дополнения к имеющимся новым методам, так и путем создания оригинальных бинарных пар. Это, например, работы Р.А. Назимова или М.И. Махмутова [14].

3. СУЩНОСТЬ МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ КАК ДИДАКТИЧЕСКОЙ

КАТЕГОРИИ

Несоответствие и взаимная несогласованность тех дидактических понятий, которые дидакты и методисты относят к методам обучения, связаны с недостаточной гносеологической разработанностью категории метода в теории обучения. Обычно при понятийной трактовке сущности методов обучения педагоги исходят из философских и энциклопедических определений категории метода. Эти определения не имеют смысловой однозначности. Они трактуются и как способы взаимосвязанной деятельности, и как построенная в определенном порядке деятельность, и как совокупность приемов или операций.

Для выражения смысловой определенности категории "метод обучения" необходимо обратиться к общенаучной трактовке метода с описания его сущности с позиций категорий диалектики. В соответствии с этими категориями выразителем предмета является его сущность, представленная во внешнем плане как явление.

В обучении сущность выражается посредством содержания, явление - посредством формы. Таким образом, при изменении предмета деятельности меняется совокупность и свойства его частей (содержание) и/или их внутренняя и внешняя организация (форма). С позиций этих изменений метод, прежде всего, характеризует, каким образом (и на основании каких закономерностей) предмет из одного варианта существования в объективной реальности или в сознании личности, отражающей эту объективную реальность, преобразуется или переходит в другую, т.е. выражает форму движения и/или преобразования содержания. Трактовка метода в науке как формы движения содержания была предложена Г. Гегелем в его работе "Наука логики" [15].

С другой стороны, без субъекта изменение предмета может быть необходимо связано с его внутренними свойствами или же со случайными внешними факторами. Иллюстрацией этому может служить природное деление урана или дарвиновское происхождение видов. В методе данные трансформируются субъектом в управляемый им ядерный взрыв и преднамеренную селекцию.

С учетом того, что содержание в процессе обучения представлено информацией методом обучения называется форма движения и/или преобразования дидактической информации об опыте созидательной, познавательной и коммутационной деятельности в процессах интери-оризации и экстериоризации сведений, содержание и востребованность которых для субъектов обучения заданы социальным и личностным целеполаганием.

1. Общим для педагога и обучаемого предметом, который претерпевает преобразования в этом процессе, является информация. Под информацией понимаются сведения об окружающем мире и протекающем в нем процессах, воспринимаемые и передаваемые человеком или специальными устройствами.

2. Без субъекта изменение предмета может быть необходимо связано с его внутренними свойствами или же случайными внешними факторами. Иллюстрацией первого может служить природное деление урана; примером второго - дарвиновское происхождение видов.

О методе можно говорить только тогда, когда преобразование осуществляется в целях удовлетворения тех или иных потребностей субъектов, задающих исходный и конечный варианты предмета, а также то, для чего и каким образом происходит преобразование. Приведенные выше примеры изменений трансформируются субъектом с помощью методов в управляемую ядерную реакцию и селекцию.

4. ПРИЕМ И СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ

На реализацию конкретного метода в значительной мере влияют личностные особенности того субъекта обучения, который с помощью этого метода преобразует информацию. Варианты проявления метода свя-

заны с влиянием совокупности различных внешних и внутренних условий каждого перехода: полнотой и качеством сведений, составляющих информацию; количеством и качеством технического обеспечения реализации метода; наличием или отсутствием помех, отношением субъектов процесса обучения друг к другу, отношением каждого субъекта к передаваемой информации, наличием в момент передачи и усвоения информации оптимального психофизиологического состояния и др.

Проявление метода обучения в действия субъекта обучения приобретает специфические особенности и должен выражаться другой смысловой категорией, которая называется прием обучения (научения или учения).

Прием обучения - это вариант проявления соответствующего метода обучения в деятельности конкретной личности, примененный ею с учетом своих особенностей в конкретных условиях реализации, при наличии определенной совокупности средств. Один и тот же метод обучения у разных субъектов, в разных условиях и с помощью разных средств воплощается посредством разных приемов обучения, что может дать заметно отличающиеся результаты образования.

Способы обучения - это обобщенные описания (лишенные черт индивидуальности реализации) приемов обучения, обусловленные конкретно заданными условиями внешней среды (прежде всего, это ограниченная совокупность средств обучения). В способах выражаются те основные одинаковые элементы, которые феноменологически проявляются в приемах у разных субъектов деятельности в сходных условиях и при наличии одинаковых средств обучения.

5. ДИДАКТИКА, МЕТОДИКА, ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ.

С позиций данных новых дефиниций метода обучения, приема обучения и способа обучения можно понятийно характеризовать дидактику (теорию обучения), методику обучения и технику обучения. При этом естественно воспользоваться исходными определениями, которые даны для соответствующих категорий процесса материального производства.

Дидактика (теория обучения) характеризует совокупность методов, которые являют собой формы движения и/или преобразования дидактической информации об опыте созидательной, познавательной и коммуникативной деятельности.

Техника обучения выражается совокупностью приемов деятельности конкретного субъекта обучения (учителя или учащегося) в определенных условиях с заданным набором средств. Приемы обучения являют собой образ конкретного действия субъектов, посредством которого реализуется тот или иной метод обработки или преобразования содержания при заданных внешних и внутренних условиях.

Методика обучения выражается совокупностью способов обучения, обеспечивающих возможность достижения цели обучения. Способ обучения - это обобщенное выражение сходного в подобных друг другу приемах обучения, используемых разными субъектами. Способы обучения дифференцируются подобно приемам обучения на способы воспроизведения, передачи информации и способы восприятия и усвоения информации.

Технология обучения (педагогическая технология) является детерминированным вариантом методики обучения.

Она характеризуется предопределенностью получения запланированного результата и четким алгоритмом, в котором представлена совокупность методов, а точнее способов преобразовании предмета труда и их операционная последовательность в технологическом процессе.

Отсюда следует, что в процессе образования технология обучения возможна тогда и только тогда, когда один из субъектов (либо учитель, либо ученик) формализован, т.е. его функции по содержанию и последовательности четко детерминированы, т.е. не допускают никаких вариаций и в своих функция, и в деятельности другого субъекта.

Таким образом, технология обучения - это четко детерминированная совокупность и последовательность неизменяющихся в учебном процессе обучения, позволяющие с помощью заданных средств гарантировано (с высокой вероятностью) получить запланированный результат образования. Технологией может быть названо, например, программированное обучение с помощью специальных учебных пособий на бумажной основе или его компьтеризованный вариант.

Список литературы

1. Ильина Т. А. Педагогика.-М.: Просвещение, 1984. 522 с. С. 202.

2. Педагогика: учеб. / Л.П. Крившенко [и др.]. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. 432 с. С.235.

3. Харламов И.Ф. Педагогика: учеб. пособие. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Гардарики, 2005. 520 с. С. 143-144.

4. http://www.gumer.info/bibliotek Бикв/Реёааоа/гшврепс/Н.рЬр

5. Стоунс Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения: пер. с англ. / под ред. Н.Ф. Талызиной. М.: Педагогика, 1984. 478 с. С. 31.

6. Голуб Б.А. Основы общей дидактики: учеб. пособие для студ. педвузов. М.: Владос, 1999. 96 с.

7. Пионова Р.С. Педагогика высшей школы: учеб. пособие. Мн.: Изд-во «Университетское», 2002. 256 с.; Дьяченко В.К. Новая дидактика. М.: Народное образование, 2001. 496 с.; Харламов И.Ф. Педагогика: учеб. пособие. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Гардарики, 2005. 520 с.; Громкова

М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности: учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 415 с.; Афонина Г.М. Педагогика. Курс лекций и семинарские занятия. Ростов н/Д: Феникс, 2002. 212с.; Радугин А.А. Педагогика. Учебное пособие для высших учебных заведений. М.: Центр, 2002. 367 с.

8. Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1979. 1600 с. С. 617.

9. Шеннон К. Работы по теории информации и кибернетике М.: Иностр. лит-ра, 1963. 256 с.

10. Оконь В. Введение в общую дидактику: пер. с польск. Л.Г. Кашкуреновича, Н.Г. Горина. М.: Высш. шк,1990. 382 с. С. 262.

11. Пистрак М.М. Педагогика: учебник для высш. пед. учеб. заведений. М.: Учпедгиз, 1934. 420 с.

12. Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1975. 367 с.

13. Шапоринский С.А. Обучение и научное познание. М.: Педагогика, 1981. 208с.

14. Махмутов М.И. Методы проблемно-развивающего обучения в средних профтехучилищах: метод. рекомендации. М.: НИИ проф. тех педагогики АПН СССР, 1983. 63 с.

15. Гегель Г. Наука логики. М.: Госсоцэконом, 1937. Т.5. С.32-33.

Казакевич Владимир Михайлович, д-р пед. наук, проф., зав лабораторией, kazak1943@yandex.ru, Россия, Москва, Институт содержания и методов обучения, Российская академия образования.

INFORMATION MODELING OF TEACHING PROCESS AND METHODS

V.M. Kazakevich

The article presents an innovative approach to learning regarding it as an information communication process. The component structure of training communication and its model was disclosed. The innovative interpretation of a teaching method as a form of content of motion was given. The characteristics of such terms as method and way of learning, technique, methodology and technology training were represented in the new information aspect.

Key words: information, interiorization, exteriorization, training communication, method, mode, manner, techniques, training methodology and technology.

Kazakevich Vladimir Mikhailovich, doctor of pedagogical science, professor, laboratory director, kazak1943@yandex.ru, Russia, Moscow, Institute of Content and Methods of Teaching, Russian Academy of Education.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.