Научная статья на тему 'Информационноаналитическая система управления газотранспортными сетями'

Информационноаналитическая система управления газотранспортными сетями Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
276
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Тевяшев Андрей Дмитриевич

Рассматриваются основные проблемы создания и внедрения нового класса информационно-аналитических систем управления, реализующих ресурсосберегающие и экологически безопасные технологии транспорта газа в многоуровневых газотранспортных сетях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по математике , автор научной работы — Тевяшев Андрей Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The informational - analytical system of gas transport nets controlling

The mam problems of creating of new class of information analytical systems for gas transport nets controllmg are observed. There are such bas!s of the developed system as: the distributed data base, mformation web, modern SCADAsystems, system of stochastic models of technological processes and technique of them metrolgical certhication and a functional full system of operative dispatching management tasks.

Текст научной работы на тему «Информационноаналитическая система управления газотранспортными сетями»

ная реализация, входящая в комплекс информационно - аналитической системы управления потокораспределением в электроэнергетических системах.

Результаты исследования планируется применять в системах диспетчерского управления энергосистемами Украины и России.

Литература: 1.Веников В.А., Иделъчик В.И., Лисеев М.С. Регулирование напряжения в электроэнергетических системах. М: Энергоатомиздат, 1985. 2. Электроэнергетические системы в примерах и иллюстрациях: Учебн. пособие для вузов / Астахов Ю.Н., Веников В.А., Ежков

В.В. и др./Под ред. Веникова В.А. М.: Энергоатомиздат, 1983. 3. Михалков А.В. Электрические сети и системы в примерах и задачах. М.: Энергия, 1967. 159 с. 4. Варламова Е.В., Жак А.В., Обская О.В. Модели элементов энергосистем и сетей для расчета установившихся режимов. С.-Пб, 1996. 51 с. 5. ДанилъеваА.А., Тимофеева Т.Б., Смирнов

А.В. Адаптивные алгоритмы прогнозирования процессов потребления целевого продукта в системах энергетики.

Поступила в редколлегию 19.09.1999 Рецензент: д-р техн. наук, проф. Евдокимов А.Г.

Тевяшев Андрей Дмитриевич, д-р техн. наук, профессор, зав. кафедрой ПМ ХТУРЭ. Научные интересы: системный анализ. Адрес: Украина, 310726, Харьков, просп. Ленина, 14, тел. 40-94-36.

Тимофеева Татьяна Борисовна, аспирантка кафедры ПМ ХТУРЭ. Научные интересы: системный анализ. Адрес: Украина, 310726, Харьков, просп. Ленина, 14, тел. 40-94-36.

Смирнов Александр Викторович, аспирант кафедры ПМ ХТУРЭ. Научные интересы: системный анализ. Адрес: Россия, 308001, Белгород, ул.Ш Интернационала, 40.

УДК 681.519

ИНФОРМАЦИОННОАНАЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ

ГАЗОТРАНСПОРТНЫМИ СЕТЯМИ

ТЕВЯШЕВ А.Д.

Рассматриваются основные проблемы создания и внедрения нового класса информационно-аналитических систем управления, реализующих ресурсосберегающие и экологически безопасные технологии транспорта газа в многоуровневых газотранспортных сетях.

1. Введение

Создание и внедрение новых информационных, ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий является в настоящее время центральной проблемой, стоящей перед разработчиками автоматизированных систем управления технологическими процессами в энергетике. Особенно актуальна она в газотранспортных сетях (ГТС) регионального и межрегионального уровня, обеспечивающих транспорт и распределение товарного газа. Практическая реализация новых технологий приводит к необходимости перехода от автоматизированных систем управления к информационно-аналитическим газотранспортными сетями (ИАСУ ГТС). Разработка и внедрение ИАСУ ГТС призваны обеспечить:

— все уровни оперативно-диспетчерского управления (объединенное диспетчерское управление (ОДУ), управление магистральных газопроводов (УМГ), линейно-производственное управление магистральных газопроводов (Л ПУ МГ)) полной, достоверной и непротиворечивой информацией, необходимой для оперативного и научно обоснованного принятия решения по ведению оптимальных технологических режимов транспорта и распределения товарного газа;

— сокращение затрат энергоресурсов (электроэнергии, топливного газа, конденсата и т.д.) путем оптимизации параметров технологических процессов, оперативного определения мест и объемов непроизводительных затрат и прямых потерь энергоресурсов и товарного газа в ГТС на основании

результатов прямых и косвенных измерений параметров газовых потоков;

— повышение экологической безопасности и сокращение количества аварий в ГТС путем внедрения эффективных методов диагностики и прогнозирования изменения технического состояния технологического оборудования;

— повышение дисциплины исполнения договорных обязательств между поставщиками и потребителями природного газа путем строгого учета объемов поставок и потребления топливного газа с учетом показателей качества (состава) газа, повышения надежности функционирования ГТС и создания комфортных и высокоэффективных условий работы на всех уровнях оперативно-диспетчерского управления ГТС.

Достижения поставленной цели обеспечивается использованием:

— методологии структурного системного анализа и проектирования крупномасштабных ИАСУ;

— единого информационного пространства в виде единой распределенной базы данных по структуре и параметрам ГТС и единой распределенной информационно-вычислительной сети;

— современных средств телеизмерений и телеуправления (SCADA систем);

— единой системы стохастических моделей технологических процессов транспорта и распределения товарного газа;

— универсальной методики оценки точности модельных расчетов по оперативным данным с учетом метрологических характеристик средств измерения и каналов связи;

— функционально полной системы задач оперативно-диспетчерского управления ГТС.

2.1. Структура системы

Информационно-аналитическая система управления ГТС включает в себя две взаимосвязанные подсистемы — геоинформационную и аналитическую.

2.1 Геоинформационная подсистема реализует новые информационные технологии. Пространственная распределенность ГТС и необходимость получения полной и достоверной информации о простран -ственном местоположении, структуре и параметрах каждого элемента ГТС требует использования многоуровневых электронных карт и функциональных схем. Каждая электронная карта включает топоосно-

РИ, 1999, № 3

43

ву и множество связанных с ней слоев. В каждом слое находится определенное подмножество пространственно-распределенных объектов ГТС. Объект сети может быть представлен на карте или схеме и иметь сопроводительную текстовую информацию о данном объекте, а также всю динамическую информацию о его состоянии и режимных параметрах его работы. Такая структурная организация баз данных является необходимым информационным базисом, на котором основаны ресурсосберегающие и экологически безопасные технологии в ГТС.

2.2 Аналитическая подсистема реализует ресурсосберегающие и экологически безопасные технологии.

Ресурсосберегающие технологии. Переход к ресурсосберегающим технологиям в реальных условиях функционирования ГТС возможен только за счет оптимизации технологических процессов транспорта и распределения товарного газа. Это привело к необходимости создания систем оптимального стохастического управления технологическими процессами в ГТС. Как показал отечественный и зарубежный опыт [1-4], наиболее эффективными являются двухэтапные системы, включающие на первом этапе оптимальное планирование режима по прогнозируемым данным, а на втором — его коррекцию по фактическим данным, полученным в результате измерений [5]. Оптимизация режимов работы технологического оборудования осуществляется по его реальным (предварительно идентифицированным) характеристикам с учетом его технического состояния [6].

Экологически безопасные технологии. Достижение экологической безопасности ГТС осуществляется путем комплексного решения двух проблем — предотвращения возникновения аварийных ситуаций в ГТС и оптимального управления при аварии [7].

Математической основой аналитической подсистемы является разработанная система стохастических моделей, включающая в себя четыре взаимосвязанных класса моделей:

— модели установившегося потокораспределения в ГТС с активными элементами в виде взаимосвязанных систем нелинейных алгебраических уравнений стационарного неизотермического режима транспорта газа по элементам ГТС [5];

— модели неустановившегося потокораспределения в ГТС в виде взаимосвязанной системы квазилинейных дифференциальных уравнений в частных производных гиперболического типа, описывающих нестационарный неизотермический режим транспорта газа по участкам ГТС [8];

— балансовые модели согласования параметров газовых потоков в узлах ГТС в виде системы линейных алгебраических уравнений, определяющих изменение параметров газовых потоков в узлах ГТС [9];

— обобщенные модели случайного процесса газопотребления в виде моделей авторегрессии и проинтегрированного скользящего среднего (АРПСС), обеспечивающих учет влияния на процессы газопотребления трех основных групп факторов: хронологических, метеорологических и организационных [5].

3. Функционально полная система задач оперативно-диспетчерского управления включает в себя следующие комплексы задач [10]:

3.1 Анализ стационарных режимов в ГТС, включающий в себя следующие функциональные задачи:

3.1.1 Температурный и гидравлический расчет сложной ГТС с активными элементами.

Задача предназначена для расчёта режима установившегося потокораспределения (УПР) в ГТС сложной закольцованной структуры с активными элементами при заданных граничных условиях и сводится к решению в алгебраическом смысле определен -ной системы нелинейных алгебраических уравнений стационарного неизотермического режима транспорта газа в ГТС и системы линейных алгебраических уравнений, описывающих изменение параметров газовых потоков в узлах ГТС.

Задача реализует следующие функции:

— оперативное изменение структуры линейной части ГТС и компрессорной станции (КС) в соответствии с заданным положением кранов;

— расчёт расходов по всем пассивным и активным участкам ГТС, давлений и температур во всех узлах ГТС при задании давлений или расходов на входах и выходах ГТС и температур на входах ГТС. При этом на каждом входе или выходе ГТС должны быть заданы значения либо расходов, либо давлений;

— расчёт технологических параметров работы газоперекачивающего агрегата (ГПА);

— построение области допустимых режимов ГПА, контроль удаленности рабочей точки ГПА от зоны помпажа, выдачу рекомендаций оперативному персоналу по ведению режима;

— определение нарушений границ помпажных зон ГПА и выдачу рекомендаций по байпассирова-нию конкретных ГПА;

— моделирование режимов функционирования ГТС при варьировании рабочим числом оборотов ГПА;

— расчёт ГТС, включающих в себя произвольное число КС, и магистральных участков при их произвольной конфигурации, в том числе при работе КС “на проход”;

— расчёт ГТСприналичии ‘врезок5 со смежныхГТС.

Исходными для решения задачи гидравлического

и температурного расчета ГТС служат данные двух типов.

Данные первого типа включают в себя следующую нормативно-справочную информацию:

— значения длины, наружного диаметра, толщины стенки и коэффициента эффективности для каждого участка трубопровода (пассивного участка ГТС);

— коэффициенты аппроксимации зависимости коэффициента сжатия и квадрата коэффициента сжатия от приведенной объёмной производительности для каждого ГПА;

— коэффициенты аппроксимации зависимости политропического КПД от приведенной объёмной производительности для каждого ГПА;

— коэффициенты аппроксимации зависимости внутренней мощности от приведенной объёмной производительности и приведенного относительного числа оборотов для каждого ГПА;

— номинальное число оборотов ГПА;

— граница помпажной зоны ГПА;

— предельно допустимая объёмная производительность ГПА;

— максимальная и минимальная частоты вращения вала нагнетателя;

— максимальная мощность привода;

44

РИ, 1999, № 3

— максимальный КПД.

Оперативные данные включают в себя:

— измеренные значения давлений и расходов на входах и выходах ГТС, причём достаточно наличия измерения одного из этих режимных параметров;

— измеренные значения температур на входах ГТС;

— дисперсии ошибок измерений давлений, расходов и температур;

— рабочее число оборотов ГПА;

— положение кранов на магистральных участках ГТС и на КС.

Выходными данными являются расчётные значения (оценки) следующих величин:

— расходов, давлений и температур на всех входах и выходах ГТС;

— расходов по всем пассивным и активным участкам;

— давлений и температур во всех узлах ГТС;

— средних давлений по всем участкам трубопровода;

— коэффициентов сжимаемости газа по всем участкам трубопровода;

— средних температур по всем участкам трубопровода;

— коэффициентов сжатия, политропического КПД и внутренней мощности, соответствующих текущему режиму, для каждого ГПА;

— мощности на муфте привода и располагаемой мощности по каждому ГПА;

— степени удаленности от зоны помпажа.

Особенностью данной задачи является возможность проведения температурных и гидравлических расчетов как по всей ГТС, так и по любому выделенному граничными условиями фрагменту ГТС при произвольном состоянии отсекающих и регулируемых кранов.

3.1.2 Расчет показателей качества товарного газа, поставляемого каждому потребителю

Задача позволяет рассчитывать показатели качества газа, поставляемого каждому потребителю ГТС, в зависимости от показателей качества товарного газа на каждом из входов ГТС. Исходными данными для решения задачи являются показатели качества товар -ного газа на каждом входе ГТС и результаты решения задачи температурного и гидравлического расчета ГТС.

3.1.3 Оценка точностных характеристик результатов температурного и гидравлического расчетов сложных ГТС на основе метрологических характеристик средств измерения и каналов связи

Задача предназначена для вычисления дисперсий расчётных оценок давлений, расходов и температур на входах и выходах сети при заданных значениях дисперсий граничных условий.

3.1.4 Оценивание состояния потокораспределения в ГТС

Задача [11] предназначена для улучшения статистических свойств (несмещенности, эффективности, состоятельности) оценок параметров газовых потоков, получаемых в результате температурных и гидравлических расчетов ГТС сложной структуры с активными элементами за счет полного использования всех имеющихся результатов измерений параметров газовых потоков (давлений, расходов, температур) в ГТС. Сводится она к решению в статистическом смысле переопределенной системы уравнений математической модели стационарного режима транс-

порта газа в ГТС. Полученные оценки давлений, расходов и температур являются исходными данными для решения широкого круга задач, связанных с идентификацией:

— неточных и недостоверных измерений параметров газовых потоков в узлах ГТС;

— мест и объемов потерь товарного газа.

3.1.5 Оценивание запаса газа в сложной ГТС

Задача предназначена для определения количества газа, аккумулированного в каждом из линейных участков трубопроводов, в любом выделенном фрагменте и ГТС в целом.

Исходными данными для решения данной задачи являются нормативно-справочная информация о параметрах участков трубопровода и результаты решения задачи гидравлического и температурного расчета ГТС.

3.1.6 Оценивание баланса газа в ГТС

Задача предназначена для расчета суточного, недельного, месячного, квартального и годового балансов газа с учетом динамики изменения запаса газа в ГТС.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3.2 Идентификация фактических характеристик и технического состояния элементов ГТС

3.2.1 Идентификация фактических эксплуатационных характеристик ГПА по результатам прямых и косвенных измерений параметров газовых потоков

Задача предназначена для определения реальных эксплуатационных характеристик ГПА по результатам измерений давлений и температур газовых пото -ков на входах и выходах центробежного нагнетателя (ЦБН) в нормальной эксплуатации. Результатом решения задачи являются оценки математических ожиданий и дисперсии коэффициентов аппроксимации нелинейных газодинамических зависимостей -степени сжатия, политропического КПД и внутренней приведенной мощности ЦБН,как функций от приведенной объемной производительности ЦБН и приведенного числа оборотов привода.

3.2.2 Оценивание и прогнозирование показателей технического состояния ГПА по результатам вибродиагностики

Задача предназначена для оценки технического состояния ГПА и его элементов (привода, редуктора и нагнетателя) по результатам измерений уровней вибрации и температур подшипниковых пар штатной или переносной контрольно-измерительной аппаратурой. Результатом является оценка текущего технического состояния ГПА, прогноз времени его изменения до предельно допустимого уровня, а также план проведения профилактических работ (ППР).

3.2.3 Оценивание состояния электрохимической защиты участков ГТС

Задача предназначена для анализа технического состояния изоляционного покрытия участков трубопроводов в целях:

— повышения эффективности управления режимами работы станций катодной защиты;

— целенаправленного проведения обследования участков ГТС и определения узких мест в системах защиты от коррозии;

— эффективного планирования и проведения ремонтно-восстановительных работ.

РИ, 1999, № 3

45

3.2.4 Оценивание коэффициентов эффективности участков трубопроводов в ГТС и коэффициентов теплопередачи

Задача предназначена для определения оценок фактических значений коэффициентов эффективности по всем линейным участкам ГТС по результатам измеренных значений давлений, расходов и температур в узлах ГТС.

Она аналогична задаче оценивания состояния потокораспределения в ГТС и отличается от нее расширением вектора оцениваемых переменных, включением в него коэффициентов эффективности линейных участков ГТС и коэффициентов теплопередачи.

3.3 Анализ нестационарных режимов в ГТС включает в себя следующие функциональные задачи [ 12]:

3.3.1 Расчет и анализ существенно нестационарных режимов транспорта и распределения товарного газа в ГТС

Задача предназначена для моделирования переходных режимов работы ГТС при краткосрочном (до 1-2 суток) планировании и оперативном управлении переходными режимами в ГТС.

Решение задачи позволяет прогнозировать изменение режима ГТС при:

— переключениях оборудования на КС ;

— изменении положения кранов на ЛУ (подклю-чение/отключение потребителей, отдельных участков трубопроводов и целых ниток);

— резком изменении объемов поставок и потреблений товарного газа отдельным потребителем или группой потребителей.

Решение задачи обеспечивает:

— предупреждение о возможности каскадного развития аварии в ГТС;

— обоснование выбора способа перехода на новый плановый режим работы;

— оценку времени, в течение которого может продержаться допустимый режим в случае вывода из работы части оборудования ГТС в связи с аварией или при проведении ремонтных и профилактических работ;

— оценку времени заполнения или опорожнения участка трубопровода, нитки или всего ЛУ ГТС.

3.3.2 Обнаружение аварии и ее классификация

Для решения задачи используется весь имеющийся арсенал от эмпирических методов типа обхода трассы и специальных зондов, перемещаемых внутри трубопровода, до следующих формальных методов:

— балансовый метод на основе модели стационарного режима транспорта газа;

— волновой метод на основе модели нестационарного режима транспорта газа;

— дифференциально-акустический метод и т.д.

Результатом решения задачи является участок

трубопровода, на котором произошла авария, и расстояние от начала участка до места разрыва (утечки). Классификация аварий осуществляется автоматически в соответствии с классификатором аварий в ГТС.

3.3.3 Локализация аварийных участков ГТС и ведение журнала планирования и проведения огневых и восстановительных работ

Задача предназначена для определения перечня кранов, которые должны быть перекрыты в целях локализации аварийного участка с учетом их технического состояния (исправен/неисправен).

Исходными данными для задачи локализации аварийных участков ГТС является список участков ГТС, на которых произошла авария. В частном случае список может состоять из одного участка. Результатом решения задачи является список номеров запорных кранов, которые необходимо перекрыть для локализации аварийных участков.

Результаты выводятся в виде протокола решения задачи в журнале “Планирование и проведение огневых и восстановительных работ” и отображаются на общей схеме ГТС.

3.3.4 Оценивание объема потерь товарного газа на локализованных участках и времени их опорожнения

Задача предназначена для расчета объемов потерь товарного газа с момента обнаружения аварии до ее локализации и устранения, а также времени возможного начала проведения огневых и ремонтно-восстановительных работ.

3.4 Оптимизация режимов транспорта и распределения товарного газа включает в себя следующие функциональные задачи:

3.4.1 Прогнозирование процессов поставки и потребления товарного газа по каждому поставщику и потребителю в ГТС

Задача предназначена для оперативного вычисления прогнозов объемов поставок и потребления товарного газа по каждому поставщику и потребителю товарного газа с учетом влияния на них метрологических и организационных факторов.

Прогнозы объемов поставок и потребления товар -ного газа вычисляются в виде условных математических ожиданий будущих значений соответствующих процессов в предположении, что все предыдущие значения этих процессов известны.

Исходными данными задачи являются оперативные данные фактических объемов поставок и потреблений товарного газа по каждому входу и каждому потребителю ГТС.

Результатом решения задачи являются прогнозы с заданным упреждением объемов поставок и потреблений товарного газа, дисперсии прогнозов и доверительные области, в которых с заданной вероятностью будут находиться будущие значения поставок и потреблений товарного газа.

3.4.2 Календарное планирование режимов транспорта и распределения товарного газа и конденсата в ГТС в условиях риска и неопределенности

Задача предназначена для расчета планового режима работы ГТС с оптимизацией по заданному набору критериев (векторная оптимизация ) с разбивкой по календарным периодам (месяц, квартал).

Исходными данными к задаче являются все данные, необходимые для решения задачи температурного и гидравлического расчета ГТС, а также следующая дополнительная информация:

— плановые (договорные) объемы добычи (поставки) и потребления товарного газа каждым поставщиком и потребителем его в ГТС и их дисперсии;

— предельно допустимая вероятность нарушения условий по объемам и срокам контрактных поставок товарного газа по каждому поставщику и потребителю его в ГТС.

Выходными данными являются:

— оптимальные на горизонте планирования структура и параметры КС линейных участков ГТС;

46

РИ, 1999, № 3

— плановые значения показателей устойчивости, надежности и живучести режима транспорта и распределения природного газа в ГТС;

— плановые значения показателей экономической эффективности работы ГТС на заданном горизонте.

3.4.3 Оперативное планирование и управление режимами транспорта и распределения товарного газа

Задача предназначена для оперативной коррекции календарных планов при существенном изменении объемов поставок и потреблений товарного газа и отличается от задачи календарного планирования составом и объемом оперативных данных и меньшей размерностью вектора управления.

3.4.4 Расчет товаротранспортной работы (ТТР)

Задача предназначена для расчета научно и экономически обоснованной ставки расчета товаротранспортной работы ГТС на календарный период, а также фактической ТТР по данным суточных, недельных и месячных балансов с учетом показателей качества получаемого и поставляемого товарного газа.

4. Заключение

В настоящее время разработан и программно реализован пилот-проект ИАСУ ГТС ДК “Укртран-сгаз” НАК “Нафтогаз України”. В рамках пилотпроекта реализованы как информационная, так и аналитическая подсистемы. В информационной подсистеме реализован графический редактор схем ГТС, базы данных, дружественный интерфейс для ввода и отображения графических и атрибутивных данных. В аналитической подсистеме в полном объеме реализован ряд первоочередных задач: температурный и гидравлический расчет, оценивание коэффициентов эффективности участков трубопроводов в ГТС и коэффициентов теплопередачи, идентификация фактических эксплуатационных характеристик ГПА, расчет товаротранспортной работы, оценивание запаса газа в ГТС и ее фрагментах, локализация аварийных участков ГТС и дружественный интерфейс функциональных задач.

Пилот-проект передан в 1998 году в опытную эксплуатацию в службу оптимизации режимов транспорта газа и перспективного развития газотранспортных систем ОДУ Д К “Укртрансгаз” НАК “Нафтогаз України” и диспетчерскую службу ДП “Харьковт-рансгаз”.

Осуществлена математическая постановка, алгоритмическая и программная проработка всех основных функциональных задач.

Литература: 1.Евдокимов А.Г., Дубровский В.В., Тевяшев А.Д. Потокораспределение в инженерных сетях. М. Стройиздат, 1979. 199с. 2.Евдокимов А.Г., Тевяшев А.Д. Учет факторов устойчивости и живучести при оперативном управлении инженерными сетями. Иркутск, СЭИ

СО АН СССР // Методические вопросы исследования надежности больших систем энергетики. 1980. Вып.20,1980, с.25-31. 3.ЕвдокимовА.Г., ТевяшевА.Д. Оперативное управление потокорас пре делением в инженерных сетях. Х.: Вища школа, 1980. 144 с. 4.Тевяшев А.Д. Об одном классе задач нелинейного двухэтапного стохастического программирования. К. // АН УССР, ИК им.В.М.Глушкова. Прикладные методы кибернетики, 1984. С.39-44. 5. ЕвдокимовА.Г., ТевяшевА.Д., Дубровский

B. В. Моделирование и оптимизация потокораспределения в инженерных сетях. М.: Стройиздат, 1990. 365с.

6. Тевяшев А.Д., Артюх А.Ю. Оптимальное стохастическое управление режимами транспорта и распределения газа по системе МГ на базе агрегированных моделей. Иркутск, СЭИ СО АН СССР//Математическое моделирование трубопроводных систем,1988. С.57-66. 7. Тевяшев А.Д., Гусарова И.Г. Моделирование и анализ нештатных ситуаций в системах магистральных газопроводов. Иркутск, СЭИ СО АН СССР//Методы анализа и оптимального синтеза трубопроводных систем, 1991. С.176-182. 8. Тевяшев А.Д., Гусарова И.Г. Об одном численном методе расчета неу становившегося потокорас пределе -ния в магистральных газопроводах с сетевой структурой. Баку, АИУ // Известия ВУЗов, Нефть и газ, 1991. N7.

C. 65-69. 9. Тевяшев А.Д., Гусарова И.Г. Метод расчета переходных процессов в газопроводных сетях высокого давления с активными элементами. Х: Вища шк., //АСУ и приборы автоматики, 1990. Вып.95. С.48-55. 10. Тевяшев АД. О функционально полной системе алгоритмов управления инженерными сетями. Иркутск, СЭИ СО АН СССР // Математическое моделирование трубопроводных систем,1988. С.112-119. 11. Тевяшев А.Д., Козыренко С.И. Статистический устойчивый метод идентификации состояния модели установившегося потокораспределения в инженерных сетях. М.: НПО АСУ “Москва”// АСУ технологическими процессами и средствами автоматизации в городском хозяйстве, 1983. С.135-143. 12. Тевяшев АД., Гусарова И.Г, Понамарев Ю.В. Эффективный метод анализа существенно нестационарных неизотермических режимов транспорта газа по системе магистральных газопроводов. К.: Нафтова та газова промисловість, N4, 1997. С.23-27. 13. Тевяшев АД., Козыренко С.И. Применение “математических расходомеров” в задачах контроля параметров технологических процессов. Санкт-Петербург, СЭИ СО РАН // Методические вопросы исследования надежности больших систем энергетики, 1997. Вып.49. С.318-331. 14. Тевяшев А.Д, Козыренко

С.И. Эффективный метод построения модели установившегося потокораспределения в трубопроводных системах энергетики по оперативным данным. Санкт-Петербург, СЭИ СО РАН // Методические вопросы исследования надежности больших систем энергетики, 1997. Вып.49. С.448-459.

Поступила в редколлегию 12.09.99 Рецензент: д-р техн. наук, проф. Евдокимов А.Г.

Тевяшев Андрей Дмитриевич, академик УНГА, д-р техн. наук, проф., зав. кафедрой прикладной математики ХТУРЭ. Научные интересы: системный анализ. Хобби: теннис, горные лыжи. Адрес: Украина, 310726, Харьков, пр.Ленина, 14, тел. 40-94-36.

РИ, 1999, № 3

47

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.