_ алтаискии вестник i государственной и муниципальном службы /
'023,
УДК 343.9
Бойко Юрий Леонидович, доцент кафедры уголовного права, уголовного процесса и криминалистики Алтайского филиала ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (Барнаул, Россия), кандидат юридических наук, доцент
В статье автор проводит анализ современных возможностей раскрытия и расследования преступлений с использованием электронно-цифровых следов и цифровых технологий; определяет понятие и структуру информационно-цифрового пространства, необходимого для успешного и скорейшего раскрытия и расследования преступлений; рассмотрены современные возможности и направления использования цифровой информации как путей для поиска следов преступления и преступника и как доказательств по уголовному делу.
Ключевые слова: криминалистика, цифровые технологии, электронно-цифровые следы, информационно-цифровое пространство, раскрытие и расследование преступлений, используемые доказательства.
информационно-цифровое пространство как источник криминалистически значимой информации для расследования преступлений
digital information space as a source of forensically significant information for criminal investigation
На любом этапе развития цивилизации научно-технический прогресс всегда оказывал либо прямое, либо опосредованное воздействие на окружающие человека сферы деятельности. В этой связи деятельность оперативных и следственных органов правоохранительной системы по раскрытию и расследованию преступлений не является исключением. Развитие и совершенствование информационных технологий в обществе периодически достигает такой стадии, когда объем, качество, особенности получения и использования цифровой информации, создаваемой и обрабатываемой на локальных и сетевых устройствах, позволяет правоохранительным органам разрабатывать новые инструменты борьбы с преступностью, раскрывая тем самым еще большие возможности использования собранной информации для нужд расследования.
Раскрытие и расследование преступлений является одним из основных видов деятельности правоохранительных органов. Сбор необходимой различного рода криминалистически
значимой информации, как в период раскрытия преступления по «горячим» следам, так и в ходе дальнейшего расследования, если преступник не установлен на первоначальном этапе расследования, требует от оперативных сотрудников и следователей творческого подхода к установлению источника таковой информации. Помимо обычной доказательственной информации о совершенном преступлении и преступнике, лица занимающиеся расследованием, прибегают к сбору и анализу данных, входящих в информационно-цифровое пространство.
Статья 2 ФЗ «Об информации...» содержит неоднозначное определение понятия «информационных технологий», под которыми понимаются отдельные «процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов» [4]. И основным инструментом здесь выступают цифровые технологии: они оказывают воздействие на эту деятельность; активно используются в совершенно
разнообразном качестве в криминалистике; играют особенную роль при раскрытии совершенных преступных деяний. Кроме того, появление новых способов совершения преступлений в цифровом пространстве приводит к тому, что продолжает расширяться арсенал средств использования цифровых технологий право охранительными органами, пополнению его новыми и усовершенствованными техническими средствами и методическими рекомендациями по их применению.
Здесь следует отметить, что цифровые технологии могут воздействовать на эту деятельность одновременно в двух группах направлений.
Первое отражает развитие преступной деятельности ввиду появления новых способов совершения преступлений и интеграции цифровых технологий в уже имеющиеся способы. Такое развитие обусловливает необходимость изучения этих способов методами как технических, так и юридических наук, раскрытие возможностей и развития подходов к изучению необходимых цифровых следов и про-
L- -
ПУБЛИЧНАЯ ВЛАСТЬ
ж
изводных от них электронных доказательств, без которых редко обходится современный процесс расследования.
Вторая группа включает преступления, описание которых содержится в тексте особенной части Уголовного кодекса РФ, и здесь использование цифровых технологий выступает частью способа подготовки, совершения или сокрытия преступления. Лицо, совершающее такое преступление, может характеризоваться наличием специальных навыков в области пользования цифровыми технологиями.
Важнейшей особенностью преступлений обоих типов является и то, что в процессе их совершения формируется система цифровых следов, которые аналогично другим типам следовой информации могут быть обнаружены, зафиксированы, исследованы и, в конечном счете, преобразованы в доказательства по уголовному делу. Разумеется, каждый отдельный способ совершения преступлений, связанный с цифровыми технологиями, имеет самостоятельный механизм следоо-бразования, а в силу этого - различные типы объектов подлежат исследованию, а также их собственные способы сокрытия. Все это обусловливает разнообразие как специальных технических средств, используемых правоохранительными органами, так и средств уголовно-процессуального доказывания таких преступлений.
Задача цифровых технологий, используемых в деятельности правоохранительных органов по раскрытию и расследованию преступлений - адаптировать существующие базовые алгоритмы работы с информацией для решения задач криминалистической деятельности [1, с. 61].
Исходя из классификации следов преступления, рассматриваемых криминалистикой, нам в большей степени известны два основных вида следов - материальные и идеальные, однако в последние годы все больше говорят о третьем виде следов - электронно-цифровых. Некоторые авторы относят электронно-цифровые следы к материальным следам: «...при описании
механизма следообразования по преступлениям, в результате совершения которых происходит изменение компьютерной информации, необходимо изучать электронно-цифровые следы как группу невидимых материальных следов» [2, с. 125], или «электронно-цифровой след» - это «любая криминалистически значимая компьютерная информация, т. е. сведения (сообщения, данные), находящиеся в электронно-цифровой форме, зафиксированные на материальном носителе с помощью электромагнитных взаимодействий либо передающиеся по каналам связи посредством электромагнитных сигналов» [1, с. 83-85]. Но если в общем анализировать высказываемые точки зрени я на данные пон яти я, то следует отметить, что большинство криминалистов определяет цифровые следы как инструмент установления обстоятельств по расследуемому уголовному делу.
Аналитические инструменты исследования публичной информации в сети Интернет позволяют тщательно анализировать открытое содержимое различных социальных сетей и "№еЬ-ресурсов, проводить взаимное сопоставление возможно вымышленной, но уникальной информации, разыскивать по крупицам новую информацию, которая позволяет установить личность подозреваемого либо дать направление его поиска.
Основным и потенциальным обладателем такой информации являются органы внутренних дел, поскольку вся тяжесть раскрытия и расследования зарегистрированных преступлений значительной части приходится на их долю. Используемая ими цифровая информация, содержит сведения о состоянии преступности и общественного порядка на обслуживаемой территории, о самих органах и подразделениях, их силах и средствах. В дежурных частях, у оперработников, участковых инспекторов полиции, следователей, сотрудников экспертно-криминалистических подразделений, паспортно-визовых аппаратов, других подразделений на документах первич-
ного учета, в учетных журналах и на других носителях накапливаются массивы данных оперативно-розыскного и оперативно-справочного назначения, в которых содержатся сведения: о правонарушителях и преступниках; о владельцах автомототранспортных средств; о владельцах огнестрельного оружия; о событиях и фактах криминального характера, правонарушениях; о похищенных и изъятых вещах, предметах антиквариата; а также другая информация, подлежащая хранению. Такая информация переводится в электронно-цифровое обозначение, из них по определенным параметрам формируются автоматизированные базы данных и электронные банки данных (АДИС «Папилон», «Досье», «Антиквариат», «Оповещение» и т.д.), необходимых для работы по уголовному делу. Именно поэтому в информационном обеспечении органов внутренних дел центральное место занимают учеты, которые используются для регистрации первичной информации о преступлениях и лицах, их совершивших и связанных с ними фактах и предметах.
Не вникая в содержание этих обязательных учетов (оперативно-справочные, криминалистические и розыскные, экспертно-криминалистические учеты и коллекции), хотелось бы отметить, что они составляют основу информационно-цифрового пространства, используемого при раскрытии и расследовании преступлений, так как имеют цифровую основу, поскольку необходимые тексты, фото и видео оцифрованы и именно в таком виде помещены в автоматические электронные базы данных системы МВД РФ, доступ к которым имеют заинтересованные правоохранительные органы.
Кроме того, эти органы могут использовать и используют хранящиеся сведения других предприятий и организаций в целях получения различной розыскной и доказательственной информации: данные банков, транспортных и перевозочных организаций, медицинских учреждений, сведений кадровых аппаратов как государственных, так и коммерческих организаций
_ алтаискии вестник i государственной и муниципальном службы /
(например, «Магистраль», база налогоплательщиков, данные социальных сетей, владельцев транспортных средств и огнестрельного оружия). И это лишь незначительный перечень такой цифровой информации. Не стоит забывать о данных видеонаблюдения как внутри зданий, так и за их пределами, камеры отслеживания нарушителей ПДД. Такая информация не всегда сможет стать доказательственной, но поможет определить направление поиска, либо место где можно обнаружить материальные или идеальные следы совершенного преступления и преступника.
Нам представляется, что вся возможная информация, хранящаяся в этих организациях и учреждениях в электронно-цифровом виде и используемая правоохранительными органами в целях раскрытия и расследования преступлений, может быть разделена на два больших типа. Это - информация, используемая для определения поиска и установления возможного места нахождения преступника, следов его пребывания и информация, содержащая в себе криминалистически значимые сведения, которые могут использоваться в качестве доказательств по расследуемому уголовному делу.
Исходя из сказанного, попробуем определить понятие информационно-цифрового пространства криминалистически значимой информации для раскрытия и расследования преступлений. Это - сведения, хранящиеся в системе МВД РФ, различных организациях и учреждения в электронно-цифровом виде о лицах, событиях, фактах и действиях, обладающие возможностью носить на себе криминалисти чески значимую информацию, которая
может быть использована правоохранительными органами для определения направления поиска и установления возможного места нахождения преступника, следов его пребывания и следов преступления, а также сведения, которые после их процессуального оформления могут быть использованы в качестве доказательств по расследуемому уголовному делу.
Сказанное подводит нас к очевидным выводам. При расследовании уголовных дел процесс сбора следователем как специальной и ведомственной, так и общедоступной цифровой информации не может и не должен быть ограничен. Он проводится путем проведения следственных действий, истребования информации у владельца и предполагает проведение оперативно-розыскных мероприятий при расследовании преступлений по «горячим» следам. Эта информация имеет следовой характер, связана с деятельностью человека и может исследоваться в стандартных процессуальных формах.
Цифровые следы - эффективное средство и механизм раскрытия и расследования различных категорий преступлений, в которых они выступают в виде предмета преступления либо средства его совершения, либо сведений, определяющих поиск необходимых криминалистически значимых компонентов, необходимых для доказывания. В этих целях важно не только развивать имеющиеся цифровые технологии, но и расширять спектр цифровых инструментов для организации обнаружения, фиксации, изъятия, сохранения и использования в процессе доказывания по расследуемым уголовным делам. Кроме того, очень важным моментом является установления обо-
юдного взаимопонимания между организациями, имеющими такие электронно-цифровые следы, и лицами, производящими раскрытие и расследование совершенного преступления, о своевременной выдаче последних по запросу правоохранительных органов.
Анализируя вышесказанное можно прийти к выводу, что для решения задач уголовного судопроизводства, в части раскрытия и расследования преступлений, необходимо широкое использование современных цифровых средств как основной, так и дополнительной фиксации, в целях эффективного и оперативного решения существующих проблем в сфере борьбы с преступностью.
Библиографический список
1. Вехов В.Б. Основы криминалистического учения об исследовании и использовании компьютерной информации и средств ее обработки: монография. - Волгоград, 2008. - С. 83-85.
2. Рудых А.А. Информационно-технологическое обеспечение криминалистической деятельности по расследованию преступлений в сфере информационных технологий: дис. ... канд. юрид. наук. - Ростов н/Д., 2020. - С. 61.
3. Поляков В.В., Шебалин А.В. К вопросу об использовании понятий «виртуальные следы» и «электронно-цифровые следы» в криминалистике // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. - 2013. - № 11-1. - С. 125.
4. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон от 27 июля 2006 г. (в ред. от 14.07.2022 г.) № 149-ФЗ // Доступ из справ.-прав. системы Консультант Плюс.
Boyko Yuri Leonidovich, an associate professor of the Department of Criminal Law, Criminal Procedure and Forensic Science, the Altai Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Barnaul, Russia), Candidate of Juridical Sciences, Associate Professor.
In the article, the author analyzes the modern possibilities of disclosure and investigation of crimes using electronic digital traces and digital technologies; defines the concept and structure of the information and digital space necessary for the successful and speedy disclosure and investigation of crimes; considers modern possibilities and directions of using digital information as ways to search for traces of a crime and a criminal and how evidence in a criminal case.
Keywords: criminalistics, digital technologies, electronic digital traces, information and digital space, disclosure and investigation of crimes, evidence used.