Научная статья на тему 'Информационно-телекоммуникационные технологии в образовании'

Информационно-телекоммуникационные технологии в образовании Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
21
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Казачество
ВАК
Ключевые слова
информационные технологии / телекоммуникационные технологии / компьютеризация / информационно-коммуникационные технологии / информатизация / электронное обучение / information technologies / telecommunication technologies / computerization / information and communication technologies / informatization / e-learning

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Узденова Б.Х., Байчоров Д.Т., Гогуева А.М., Чотчаева З.Т., Эркенова А.А.

Современное время характеризуется сильным влиянием на общество компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают передачу информационных потоков в обществе, образуя мировое информационное пространство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Information and telecommunication technologies in education

Modern times are characterized by a strong influence on society of computer technologies that penetrate into all spheres of human activity, ensure the transmission of information flows in society, forming a global information space.

Текст научной работы на тему «Информационно-телекоммуникационные технологии в образовании»

Узденова Б.Х.

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей информатики.

Северо-Кавказская государственная академия.

Байчоров Д.Т.

Обучающийся 2 курса, Северо-Кавказская государственная академия.

Гогуева А.М.

Обучающаяся 3 курса, Северо-Кавказская государственная академия.

Чотчаева З.Т.

Обучающаяся 3 курса, Северо-Кавказская государственная академия.

Эркенова А.А.

Обучающаяся 3 курса, Северо-Кавказская государственная академия.

Информационно-телекоммуникационные технологии в образовании

Нынешнее общество невозможно себе представить без информационно-коммуникационных технологий. Возможности, предоставляемые сетевыми электронными ресурсами, позволяют решить ряд задач, актуальных для специалистов, работающих в системе образования. Информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить учащихся большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности.

Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация и информатизация системы образования. Это объясняется не только ростом технологических процессов, но и в первую очередь изменениями, вызванными развитием информационного общества, в котором информация и умение с ней работать становятся главной ценностью.

Информатизацию образования следует рассматривать как одно из важных средств достижения поставленной цели. При этом имеется в виду решение ряда последовательных задач, определяющих этапы процесса модернизации: техническое оснащение, создание дидактических средств, разработка новых технологий обучения и т.д.

Педагогика №72 год 2023

Развитие информационных технологий и средств телекоммуникаций создает основу для осуществления научных и образовательных программ на качественно новом уровне [1, с. 1372].

Для результативного применения обучающимися современных информационных технологий необходимо развивать у них системное мышление и изучение ими необходимых ключевых понятий, применяемых во всех сферах информационной деятельности нынешнего общества. Информационный метод образования становится одним из главных методов системы образования и придает высокую значимость информации в современном мире. Переход к информационному обществу оказывает влияние на все общество, в том числе и на систему образования. Этим обусловлено возникновение новых понятий, связанных с информационно-коммуникационными технологиями, и использование компьютерной техники во всех областях деятельности современного общества [2, с. 448].

Информационно-коммуникационные технологии - это широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг, среди которых можно выделить компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовую связь, электронную почту, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет [3, с. 175].

Важнейшими задачами информационно-телекоммуницацион-ных технологий в образовании является:

1) улучшения качества подготовки специалистов на основе использования современных информационных технологий в образовательном процессе;

2) использование активных методов обучения, повышающих творческую и интеллектуальную составляющие образовательной деятельности;

3) объединение разнообразных видов образовательной деятельности (образовательной, научно-исследовательской и т.д.);

4) адаптация информационных технологий обучения к индивидуальным особенностям обучаемого;

5) разработка новых информационных технологий обучения, способствующих стимулированию когнитивной деятельности обучаемого и повышению мотивации на освоение средств и методов информатики для эффективного применения в профессиональной деятельности;

6) совершенствование программного и методического обеспече-

ния образовательного процесса;

7) разработка информационных технологий дистанционного обучения.

Применение средств информационных и коммуникационных технологий в образовательной системе повышает эффективность и результативность обучения за счет роста уровня его персонализации и дифференциации, использования дополнительных стимулирующих методов.

Применение информационных и коммуникационных технологий дает возможность разделения процесса обучения за счет использования средств и технологий, определения заданий разного уровня, организации самостоятельного изучения по темам учебного курса. В последние годы популярным стало дистанционное обучение. Общество вступило в телекоммуникационный этап развития в информационной области. Поскольку знания стремительно обновляются, то современный человек должен быть готов к тому, что он будет получать знания в течение всей жизни. Возникновение дистанционного обучения является закономерным этапом развития и адаптации образования к современным условиям. Его появление объясняется рядом факторов, с одной стороны, потребностью общества в творческой, профессионально и духовно самостоятельно совершенствующейся личности, с другой стороны, территориальными, экономическими и культурными факторами [4, с. 168].

Современные информационно-коммуникационные технологии предоставляют дополнительные возможности для формирования и развития информационной грамотности. Применение их зависит от уровня использования информационно-коммуникационных технологий в системе обучения, от профессиональной компетенции педагога, создавая положительное побуждения и психологические удобства, способствуя развитию умений и навыков.

Использование информационных технологий в учебном процессе позволяет обеспечить ясность и зрительное восприятие учебного материала; удобное использование урока за счет сокращения времени, которое тратится для записей преподавателя на доске; применение учебного материала, предоставленного в электронном формате в случае, если обучающийся отсутствовал; удобство внесения изменений в ход учебного процесса. Степень развития информационно-телекоммуникационных систем и сетевых информационных технологий является важнейшей характеристикой информационного потенциала общества. Именно эта характеристика определяет в настоящее время

Педагогика №72 год 2023

не только реальные возможности эффективного использования внутренних информационных ресурсов страны, но также и степень ее вхождения в мировое информационное пространство, т. е. возможность использования мировых информационных ресурсов.

Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении значительно повышает не только эффективность преподавания, но и способствует совершенствованию различных форм и методов преподавания, повышает интерес к углубленному изучению обучающего материала.

Библиографический список

1. Рахматов Д.Н., Акбарова Л.У. Современные информационно-коммуникационные технологии и их роль в системе образования // Экономика и социум. 2018. № 11 (54). С. 1371-1374. (Дата обращения: 26.08.2023).

2. Данилов О.Е. Роль информационно-коммуникационных технологий в современном процессе обучения / Молодой ученый, 2013. № 12. С. 448-451. (Дата обращения: 19.08.2023).

3. Сулейманов М.Д., Бардыго Н.С., Цифровая грамотность: учебник / М.: Креативная экономика, 2019. 324 с.

4. Горева Ольга Михайловна, Осипова Любовь Борисовна Роль информационно-коммуникационных технологий в современном образовательном процессе // Вестник Чел-ГУ. 2015. № 19 (374). С. 166-171. (Дата обращения: 11.08.2023).

References

1. Rakhmatov D.N., Akbarova L.U. Modern information and communication technologies and their role in the education system // Economy and Society. 2018. № 11 (54). P. 1371-1374. (08.26.2023).

2. Danilov O.E. The role of information and communication technologies in the modern learning process / Young scientist, 2013. № 12. P. 448-451. (Date of access: 08/19/2023).

3. Suleymanov M.D., Bardygo N.S., Digital literacy: textbook / M.: Creative Economy, 2019. 324 p.

4. Goreva Olga Mikhailovna, Osipova Lyubov Borisovna The role of information and communication technologies in the modern educational process // Bulletin of ChelSU. 2015. № 19 (374). P. 166-171. (08.11.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.