ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 338 ББК 65
DOI 10.24411/2414-3995-2019-10108 © Е.А. Слесарева, Д.Е. Смирнов, А.Н. Ищенко, 2019
Научная специальность 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством
ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ПЛАНИРОВАНИЯ СБЫТА ТОВАРОВ
Екатерина Александровна Слесарева,
доцент кафедры информатики и математики, кандидат психологических наук Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)
E-mail: [email protected];
Денис Евгеньевич Смирнов, старший преподаватель кафедры прикладной информатики Финансовый университет при Правительстве РФ (125993, Москва, Ленинградский просп., д. 49)
E-mail: [email protected];
Андрей Николаевич Ищенко,
доцент кафедры экономической безопасности, финансов и экономического анализа, кандидат экономических наук Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)
Аннотация. Рассматривается компьютерная модель, позволяющая учесть изменения в объеме продаж каждого товара, его переменной себестоимости и отпускной цене.
Ключевые слова: модель анализа изменений параметров безубыточности, анализ безубыточности, детальный план продаж.
INFORMATION AND TECHNOLOGICAL SUPPORT OF THE DECISION OF TASKS OF PLANNING OF SALE OF GOODS
Еkaterina A. Slesareva,
Associate Professor of the Department of Informatics and Mathematics, Candidate of Psychology Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12);
Denis Е. Smirnov,
Senior Lecturer of the Department of Applied Informatics Financial University under the Government of the Russian Federation (125993, Moscow, Leningradsky Prosp., d. 49);
Andrey N. Ishchenko,
Associate Professor of Economic Security, Finance and Economic Analysis, Candidate of Economic Sciences Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)
Abstract. The article deals with a computer model that allows to take into account changes in the volume of sales of each product, its variable cost and selling price.
Keywords: model of analysis of changes in break-even parameters, break-even analysis, detailed sales plan.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Слесарева Е.А., Смирнов Д.Е., Ищенко А.Н. Информационно-технологическое обеспечение решения задач планирования сбыта товаров. Вестник экономической безопасности. 2019;(2):305-7.
Для поддержки решения задач планирования боте [1]. В результате обработки исходных данных
продаж разработана компьютерная модель, позво- формируется детальный план продаж по каждому
ляющая учесть изменения в объеме продаж каждого товару, а также сводные данные, обобщающие ре-
товара, его переменной себестоимости и отпускной зультаты планирования в сопоставлении с данными
цене. Изменения каждого из перечисленных показа- о фактических продажах прошлого (отчетного) пери-
телей могут задаваться как его новым абсолютным ода. Показатели плана могут быть откорректированы
значением, так и в виде процента к соответствую- в диалоговом режиме произвольное число раз. Скор-
щему значению отчетного периода. Кроме того, рас- ректированные данные сохраняются в базе данных и
чет плановой отпускной цены может формирова- могут далее изменяться на последующих итерациях
ться в привязке к переменной себестоимости или с работы с документом формирования плана.
учетом эластичности спроса на данный вид товара. Исходными данными модели являются:
В последнем случае определяется цена, при которой 1) данные о продажах в прошлом (отчетном)
достигается максимум маржинальной прибыли от периоде: объем продаж товара; выручка; перемен-
продаж товара по алгоритму, обоснованному в ра- ные затраты по каждому товару;
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
2) плановые данные, учитывающие изменения объемов продаж, переменной себестоимости единицы товара и отпускной цены. Могут задаваться различными способами: конкретным значением, процентом к базе или параметрически с указанием на используемый алгоритм расчета;
3) постоянные затраты отчетного периода;
4) предполагаемые постоянные затраты планового периода;
5) процент плана продаж по отношению к фактическому объему продаж прошлого периода в натуральном выражении;
6) процент планируемых цен продаж по отношению к фактическим ценам продаж прошлого периода;
7) процент планируемой сокращенной себестоимости товаров по отношению к фактической сокращенной себестоимости прошлого периода.
Данные блоков (1) и (3) выступают как база для последующих расчетов. Данные блоков (2) и (4) отражают предполагаемые планом изменения. Данные блоков (5)-(7) используются в том случае, если для каких-либо видов товара не заданы индивидуальные характеристики плановых изменений блока (2).
Для задания исходных данных, являющихся основой формирования первичного плана, необходимо создать документ, включающий секции .data и .csv. В секции .data задаются переменные блоков (3)-(7). В секции .csv — данные блоков (1)-(2).
Модель инвариантна по отношению к размерности и виду как денежных, так и натуральных единиц измерения, а также к длительности периода, за который формировались фактические данные о продажах.
Рассмотрим пример документа формирования исходных данных.
(см. http://fa-kit.ru/index.php?act=46&id=cvp_plan_ex1): .data param pzf2000 pzp 2100 ppq 110% ppc 108% ppv 110%
.csv tovar;k,n,q,r,vc,pq,pc,pv 01;Товар 01;10;1200;800 02;Товар 02;20;2600;2000;100%;100% 03;Товар 03;15;4500;3600;105%;#120% 04;Товар 04;30;9000;6900;0;?3;107%
В данном примере полагается, что в секции .data заданы следующие показатели и параметры плана:
A) постоянные затраты отчетного периода pzf равны 2000 д.е.;
Б) предполагаемые постоянные затраты планового периода pzp составят 2100 д.е.;
B) если план продаж в натуральном выражении для товара не определен, по умолчанию план его продаж будет установлен в 110% от фактического объема продаж прошлого периода (переменная ppq);
Г) если для товара не установлена плановая цена продажи, то по умолчанию ее значение будет принято величиной, равной 108% от средней цены прошлого периода (переменная ppv);
Д) если для товара не установлена плановая сокращенная себестоимость, то она будет рассчитана как 110% от фактической сокращенной себестоимости.
В секции .csv с именем tovar заданы детальные данные о товарах, включающие фактические значения показателей продаж отчетного периода и параметры плана. В каждой строке данные задаются в следующей последовательности: k — код товара; n — название товара;
q — объем продаж прошлого периода (число); r — выручка от продаж товара в прошлом периоде (число);
vc — сумма переменных затрат, связанных с данным товаром, в прошлом периоде (число);
pq — плановый объем продаж (число или процент); если значение не задано, то используется значение, заданное переменной ppq;
pс — плановая цена (число, процент или специальные параметры); если значение не задано, то используется значение, заданное переменной pp^
pv — плановая сокращенная себестоимость единицы товара (число или процент); если значение не задано, то используется значение, заданное переменной ppv.
Для товара 01 значения pq, pc и pv не заданы. Вместо них будут использованы значения по умолчанию — ppq (110%), ppc (108%) и ppv (110%).
Для товара 02 не задано значение pv. Вместо него будет использовано значение ppv (110%). Для этого товара планируются тот же объем продаж и та же цена, что и прошлом периоде.
Для товара 03 запланирован объем продаж величиной в 105% от фактических продаж прошлого пе-
306
Вестник экономической безопасности
№ 2/2019
«йуВ*
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Сводные данные
Показатель База || План Изменение
Выручка 17 300 17 04В -1,5%
Переменные затраты 13 300 13 602 2,3%
Маржинальная прибыль 4 000 3 446 -13,8%
—в % к выручке 23,1 23,5 1,5%
Постоянные затраты 2 000 2 100 5,0%
Прибыль 2 000 1 346 -32,7%
Рентабельность продаж, % 11,6 7,9 -31,7%
Порог рентаОельностп, % 8 650 10 388 20,1%
Запас финансовой прочности, % 50 39 -21,9%
План продаж
Товар 01 0
Объем продаж 10 11 10,0%
Цена 120,00 129.6 8,0%
Выручка 1 200 1 426 18,8%
Переменные затраты 800 968 21,0%
—на единицу товара 80,00 со СП 10,0%
Маржинальная прибыль 400 458 14,4%
—на единицу товара 40,00 41,60 4,0%
Товар 02 1
Объем продаж 20 20 0,0%
Цена 130,00 130 0,0%
Выручка 2 600 2 600 0,0%
Переменные затраты 2 000 2 200 10,0%
—на единицу товара 100,00 110 10,0%
Маржинальная прибыль 600 400 -33,3%
—на единицу товара 30,00 20,00 -33,3%
Товар 03 2
Объем продаж 15 16 5,0%
Цена 300,00 316.8 5,6%
Выручка 4 500 4 390 10,9%
Переменные затраты 3 600 4 158 15,5%
—на единицу товара 240,00 264 10,0%
Маржинальная прибыль 900 832 -7,6%
—на единицу товара 60,00 52,80 -12,0%
Товар 04 з
Объем продаж 30 26 -15,0%
Цена 300,00 315 5,0%
Выручка 9 000 8 033 -10, В%
Переменные затраты 6 900 6 276 -9,0%
—на единицу товара 230,00 246.1 I 7,0%
Маржинальная прибыль 2 100 1 757 -16,3%
—на единицу товара 70,00 68,90 -1,6%
Вернуть начальный план
I Ввести | | Закрыть]
Рис. 1. Форма изменения плановых данных
риода. Плановая цена будет установлена с наценкой в 20% от сокращенной себестоимости (#120%). Поскольку сокращенная себестоимость не задана, будет принято ее значение по умолчанию (ppv=110% от значения прошлого периода).
Плановые показатели товара 04 будут рассчитаны следующим образом. Сначала будет вычислена плановая сокращенная себестоимость в сумме, составляющей 107% от себестоимости прошлого периода. Далее, будет вычислена оптимальная цена продаж, исходя из рассчитанной переменной себестоимости и коэффициента ценовой эластичности спроса, равного 3, с использованием алгоритма, обоснованного в работе. На основе того же алгоритма вычисляется объем продаж, соответствующий данной цене. В итоге при данной сокращенной себестоимости и коэффициенте эластичности спроса данные цена и объем
продаж обеспечивают максимальную маржинальную прибыль от продаж товара.
При первом открытии документа с исходными данными первоначального плана система рассчитывает плановые показатели по каждому товару, а также сводные показатели плана. На основе этих данных создается отчетная форма, в которой можно вручную изменить любые плановые показатели (см. рис. 1).
Далее плановые показатели можно произвольным образом корректировать. При нажатии на кнопку «Ввести» данные формы каждый раз будут сохраняться в базе данных. При повторном сеансе работы с документом данного пользователя в форму будут загружаться те данные, которые были введены в прошлом сеансе работы. Если в форме установить параметр «Вернуть начальный план» и нажать на кнопку «Ввести», то система пересчитает плановые показатели в соответствии с начальными установками документа. При этом введенные ранее вручную значения будут удалены. Рассмотренный механизм сохранения/восстановления данных корректно работает только для авторизованных пользователей.
Важно помнить, что изменение начальных установок параметров плана в документе не приводит к автоматическому пересчету плана, поскольку приоритет имеют данные, ранее введенные в форму ввода. Поэтому, каждый раз, когда изменяются начальные установки в теле документа и нужно пересчитать план в соответствии с ними, необходимо использовать режим расчета «Вернуть начальный план».
Литература
1. Заложнев А.Ю, Чистов Д.В., Шуремов Е.Л. Модели и методы решения типовых задач экономического анализа: Учеб. Пособие / 2-ое изд. М.: Издательский дом «Бухгалтерия и банки», 2013.
2. Слесарева Е.А., Смирнов Д.Е. Инструменты анализа целесообразности прекращения малоприбыльных видов деятельности // Мировая экономика: проблемы безопасности № 3, 2017.
3. Слесарева Е.А., Смирнов Д.Е. Направления совершенствования аналитического функционала CRM-систем // Вестник Московского университета МВД России № 2, 2017.
4. Слесарева Е.А., Смирнов Д.Е. Инструменты сравнения проектов по развитию бизнеса // Вестник Московского университета МВД России, № 1, 2017.