Л. Г. Матвеева, докт. экон. наук, профессор, Южный федеральный университет,
г. Ростов-на-Дону, [email protected] О. А. Чернова, докт. экон. наук, профессор, Южный федеральный университет,
г. Ростов-на-Дону, [email protected]
Информационно-технологическая платформа инновационного развития электронной коммерции в нефтяной сфере
В статье представлены концептуальные аспекты формирования информационно-коммуникативного пространства электронной коммерции предприятий нефтяной отрасли на основе расширения видов рыночных трансакций, совершаемых на базе электронных торговых площадок. Разработана схема организации взаимодействия участников электронной торговой площадки на отдельных этапах совершения сделки купли-продажи.
Ключевые слова: нефтяная отрасль, электронная коммерция, электронные торговые площадки, торгово-закупочная деятельность.
Введение
Существенное значение, придаваемое высшим руководством страны последовательному выводу российской экономики на несырьевую модель развития, в сопряжении с императивами модернизации производства требует от менеджмента крупных нефтяных компаний активизации инновационной деятельности не только в процессах добычи сырья, но и на этапах его переработки и реализации нефтепродуктов. Это обусловлено сущностными характеристиками и спецификой организации потенциала нефтяных компаний, представленных преимущественно интегрированными структурами с разветвленной филиальной сетью в различных регионах, но объединенных в рамках единого технологического процесса — цепи получения добавленной стоимости. Анализ мирового опыта и российской практики сотрудничества участников производственно-
технологического взаимодействия в нефтяной отрасли показывает, что достижение высоких результатов происходит за счет применения объединенных на стратегической платформе усилий корпоративного менеджмента, а также прямых и косвенных мер государственного регулирования данной сферы экономических отношений.
Макроэкономические условия и отраслевые особенности расширения масштабов инноваций в нефтяном комплексе России
Принципиально изменившиеся геополитические и геоэкономические факторы обусловили смещение государственной политики в сферу несырьевых производств и стимулирование импортозамещения в реальном секторе национальной экономики, что не снижает значимость интенсификации и расширения масштабов инновационных процес-
сов в нефтяной отрасли. Это объясняется тем, что несмотря на декларируемый отход России от сырьевой модели, динамика стоимости нефтяного топлива на мировых рынках по-прежнему является для нашей страны важнейшим индикатором, определяющим развитие нефтяного и всех сопряженных с ним секторов национальной экономики.
Специфика нефтяной отрасли России такова, что качество управленческих решений и в целом успешность функционирования нефтяных компаний зависит от совокупности эффектов, генерируемых в результате реализации четко сформировавшейся последовательности технологических взаимодействий участников товарных рынков отрасли. В составе указанных участников особая роль принадлежит государству как макрорегулятору данного процесса, использующему различные инструменты, в числе которых — тарифная и налоговая политика.
В свою очередь, от организации и управления деятельностью отдельных предприятий и компаний нефтяной отрасли, в том числе на этапе реализации нефти и нефтепродуктов, зависит не только прибыльность конкретных участников этого процесса, но и развитие отрасли в целом, формирование механизма ее устойчивого инновационного развития. При этом размеры эффектов взаимодействия субъектов технологической цепи определяются тем, насколько используемые инструменты и формы экономических отношений соответствуют целям участников, а также сложившимся в отрасли и прогнозируемым тенденциям в ее добывающем и перерабатывающем секторах, состоянию и направлениям инновационной политики в нефтяном комплексе в целом и отдельных его компаниях.
Важность повышения качества и согласованности организационно-управленческого взаимодействия участников технологической цепи определяется не только отмеченной ролью государства в данном процессе, но также тем фактом, что некоторые нефтяные компании являются монополистами либо на опре-
деленном этапе этой цепи, либо в регионе их локализации. Поэтому использование действенных инструментов указанного взаимодействия выступает главным условием повышения эффективности управления в рамках отдельных хозяйствующих субъектов.
Несмотря на отличительные позитивные тенденции в инновационной сфере нефтяной отрасли, спрос на инновации здесь подвержен влиянию ряда факторов, оказывающих как положительное, так и отрицательное воздействие, которые целесообразно оценивать в долгосрочном и краткосрочном аспектах. Высокую степень влияния в долгосрочном периоде имеют темпы роста экономики и тенденции сокращения ресурсного потенциала, вынуждающие нефтяные компании направлять значительные усилия на восполнение минерально-сырьевой базы, невозможное без инновационных решений.
В краткосрочной перспективе основной силой влияния на инновационную активность нефтяных компаний обладают тарифная политика и ценовой фактор, отражающие конъюнктурный характер нефтяного сектора. Другие факторы, такие как инвестиционные решения, государственное регулирование и производственная деятельность нефтяных компаний, также оказывают определенное влияние, но в меньшей степени.
Таким образом, в силу объективно существующей специфики нефтяного сектора и его роли в экономике государства результаты деятельности нефтяных компаний имеют не только собственно отраслевой эффект (получение прибыли, освоение новых рынков добычи нефти и реализации сырья и нефтепродуктов, повышение конкурентоспособности нефтяных предприятий и отрасли в целом и др.), но и значимый мультипликативный (большое число сопряженных отраслей и сфер жизнедеятельности, потребляющих продукцию отрасли). Поэтому важнейшая задача проводимой государством тарифной политики в нефтяной сфере — формирование действенного институционально-
экономического базиса для обеспечения эффективности деятельности участников нефтяного рынка. При этом принципиально важно учесть, что эффективность функционирования нефтяного комплекса для участников рынка и других субъектов экономики неодинакова.
Так, с позиции нефтяных компаний — это достижение максимальной результативности — прибыльности или доходности посредством снижения издержек и повышения цен на продукцию. С позиции потребителей — это стремление получать дополнительное благо по приемлемым ценам, чтобы в структуре затрат или расходов доля этого блага не увеличивалась. Поэтому с позиции государства очевидна необходимость обеспечения баланса интересов всех участников рынка, включая само государство (когда оно является инвестором).
Иными словами, с одной стороны, необходимо учитывать интересы:
• других отраслей, с тем чтобы цены на продукцию нефтяного комплекса не тормозили их развития;
• населения, чтобы цены на продукцию нефтяных компаний не ухудшали жизненный уровень.
С другой стороны, обеспечить условия:
• для повышения доходности нефтяных компаний до уровня, позволяющего осуществлять расширенное воспроизводство;
• роста бюджетных поступлений от их деятельности.
В соответствии с этим цены на продукцию нефтяных компаний по своей сути являются точкой равновесия интересов всех участников рынков и вовлекаемых субъектов и одновременно результирующей величиной оказываемого ими влияния.
Согласно вышеперечисленным факторам основу авторской концепции составляет формирование новой, адаптированной к принципиально изменившимся условиям инновационной политики в нефтяной сфере. Такая политика должна быть направлена, во-первых,
на поддержку инфраструктуры несырьевых производств; во-вторых, на активизацию и повышение эффективности использования потенциала нефтяной отрасли. Это предполагает не только применение новых механизмов управления нефтяными компаниями, включая использование инноваций на этапе реализации продукции, но также и новые инструменты ценообразования.
Факторы ценообразования на нефтяном рынке
Цены на нефть на мировых рынках являются показателем роста и развития мировой экономики. В текущий период в котировках используются две самых популярных нефтяных марки: Brent (Брент) и легкая нефть LightSweet (Лайт Свит). В соответствии с законом прямой корреляции между спросом и предложением изменение в позитивную сторону спроса на нефть или увеличение ее стоимости является сигналом для инвестора, означающим оживление в производственном секторе. С другой стороны, понижение спроса может указывать на существование негативной динамики на рынке нефти.
Использование стоимости нефти за баррель как индикатора в сложившейся в настоящее время ситуации имеет важное значение для тех, кто торгует на рынке акций и товарных рынках, так как эти финансовые инструменты, как правило, связаны с промышленным сектором.
Что касается ценообразования, то в условиях рыночной экономики его модель является многофакторной и для внешней торговли, и для внутреннего рынка, т. е. формирование цены происходит под влиянием совокупности многообразных факторов. Данные факторы можно разделить на пять групп по характеру и сфере действия:
1) общеэкономические — функционирующие независимо от типа продукции и определенных условий ее производства и/или реализации (цикл экономической активности,
уровень инфляции; состояние совокупного спроса и предложения в экономике);
2) экономические — характеризуемые отличительными чертами, факторами производства и реализации данной продукции (издержки, наличие товара-субститута, налоговые и иные сборы, качество и потребительские свойства продукции);
3) специфические — оказывающие влияние только на определенные товары и услуги (сезонность, комплектность, гарантийные условия обслуживания, эксплуатационные расходы);
4) специальные — связанные с действием отдельных экономических инструментов (государственное регулирование экономики, валютный курс);
5) внеэкономические — политические, военные [2].
При анализе товаров положено ранжировать факторы ценообразования по степени их влияния на цену. При этом особое внимание уделяется фундаментальным, напрямую влияющим на цену товара, и случайным факторам, влияние которых может значительным образом изменить цену в сторону как увеличения, так и понижения. Наиболее существенные факторы ценообразования на рынке нефти представлены на рис. 1.
Фундаментальными базисными факторами, определяющими цены на нефть на мировом рынке, являются те, которые формируют спрос и предложение на данный товар. В соответствии с классической теорией ценообразования главную роль играет баланс спроса и предложения, при котором наблюдается их равновесие. Цены увеличиваются, если спрос растет быстрее предложения, и наоборот. В то же время в силу специфики нефтяной отрасли спрос и предложение здесь по-разному оказывают влияние на динамику цен. Так, в краткосрочной перспективе цены находятся в зависимости от изменения спроса, а в долгосрочной — от изменения предложения. Обусловлено это тем, что нефтяные рынки характеризуются более
инерционным предложением: при отсутствии или исчерпании коммерческих или стратегических запасов нефти быстрое увеличение объемов добычи (привлечение в разработку новых месторождений, интенсификация добычи) осуществить сложно и технически, и экономически.
Следовательно, в краткосрочной перспективе рост неудовлетворенного спроса, который определяется в первую очередь темпами роста мировой экономики, а также энерго-и нефтеемкостью экономики и эффективностью энергопотребляющих технологий, ведет к увеличению цен. В более долговременном периоде все происходит наоборот — динамика цен определяется такими факторами, как рост/сокращение разведанных и вовлеченных в оборот месторождений, вовлечение новых технологий и изменение затрат на добычу нефти.
К условиям конъюнктурного и спекулятивного характера, также оказывающим влияние на уровни и соотношение спроса и предложения и определяющим динамику цен, относятся спекулятивные биржевые операции по нефтяным контрактам, военные действия в регионах добычи нефти, политические санкции и иные форс-мажорные обстоятельства.
Давая оценку всех воздействующих факторов на формирование цен на нефть, нужно учитывать, что часто это воздействие взаимозависимое.
К примеру, рост предложения относительно недорогой нефти ведет к увеличению ее использования (такое явление было характерно для первой половины XX в.), а увеличивающийся спрос приводит к привлечению в оборот новых месторождений. Формируясь под влиянием спроса и предложения, мировые цены на нефть оказывают обратное влияние на данные спрос и предложение. Высокие цены на нефть, с одной стороны, сдерживают спрос и являются стимулом для замещения нефти альтернативными видами топлива, а с другой, ведут к увеличению производства
f \
Факторы ценообразования
на мировом рынке нефти
__
# Темпы роста \ / \
мировой # Размеры
экономики \ 1 разведанных запасов
1 нефти
Энерго-
и нефтеемкость Объемы добычи
экономики и экспорта
Эффективность Уровень издержек
энергопотребляющих по добыче нефти
технологий
Политика
Относительная нефтедобывающих
конкурентоспособность государств
альтернативных
источников энергии Уровень и перспективы
\ изменения мирового
1 Климатические / спроса
\ условия / \
Конъюнктурные
и спекулятивные
У
Спекулятивные биржевые операции по нефтяным контрактам
Военные действия в регионах добычи
Политические санкции
Форс-мажорные обстоятельства
Рис. 1. Факторы ценообразования на мировом рынке нефти
Fig. 1. Factors of pricing in the global oil market
нефти в регионах со значительно более низкими издержками по ее добыче. Подобное ограничение спроса и увеличение предложения оказывают влияние на снижение цен
на рынке нефти. При низких ценах на нефть, наоборот, наблюдаются увеличение спроса и снижение предложения (за счет уменьшения добычи и инвестиций в регионах с более
высокими издержками по добыче). В итоге прослеживается последующее увеличение нефтяных цен.
Таким образом, повышение эффективности процесса ценообразования в контексте наращивания потенциала нефтяной отрасли и ее предприятий в существенной мере определяется качеством принимаемых решений, в том числе их инновационностью. Причем, как отмечалось, на всех этапах единой цепи получения добавленной стоимости, в том числе на этапе реализации продукции отрасли.
Электронная коммерция как вектор инновационного развития торгово-закупочной деятельности нефтяных компаний
Использование инновационных управленческих технологий на всех этапах взаимодействия различных по потенциалу и осуществляемых в рамках цепи разных функций участников позволяет усилить преимущества и нивелировать недостатки каждого из них для достижения конкретно локальных и корпоративных целей. Однако ключевым, определяющим сегментом технологического процесса является завершающий — этап торгово-закупочной деятельности продукции нефтепереработки, от качества функционирования которого в конечном счете зависит эффективность всей работы нефтяной компании. Эффективность управления этим «элементом технологической цепи» имеет большое значение и для тех нефтяных предприятий, которые не вошли в структуру вертикально-интегрированных компаний и осуществляют самостоятельное функционирование на рынке.
Но особое позиционирование торгово-закупочная деятельность имеет в рамках единого информационного пространства компаний, объединяющих все этапы производства — «от скважины — до бензоколонки», как обеспечивающая завершающий этап получения добавленной стоимости (синергети-
ческий эффект взаимодействия). Это объясняет важность применения адекватной выполняемым функциям информационно-технологической поддержки функционирования участников именно «последнего этапа» технологического взаимодействия. В составе такого рода поддержки большее значение в последние годы приобретает использование электронных технологий торгово-закупочной деятельности.
Мировая практика свидетельствует об успешном применении электронной коммерции во всех звеньях технологической цепи нефтеиндустрии. В последние годы российские нефтяные компании также начинают активно внедрять В2В-проекты в качестве дополнительного канала продвижения своей продукции как на внешнем, так и на внутреннем рынке. Для нефтяных компаний ключевое значение в построении системы электронных торгов и включения их в международное торговое сообщество имело постановление Правительства РФ от 17.03.2008 № 179 «Об утверждении Положения о пользовании сайтами в сети Интернет, на которых осуществляется проведение открытых аукционов в электронной форме, и требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными сайтами, а также к системам, обеспечивающим проведение открытых аукционов в электронной форме» и Федеральный закон от 10.07.2012 № 101-ФЗ «О ратификации Соглашения о применении информационных технологий при обмене электронными документами во внешней и взаимной торговле на единой таможенной территории Таможенного союза».
Однако если зарубежная практика развития электронного бизнеса в нефтяной индустрии демонстрирует реализацию глобальных межкорпоративных проектов (например, ИНМАРСИС, Neftegaz, Platts, NefteBid, Oil-On-Line), ориентированных на системную интеграцию бизнес-процессов, то в России
электронные торговые площадки отличаются упрощенными программно-техническими решениями и отсутствием специализированных сервисов для отдельных заказчиков. Большинство проектов В2В российских промышленных предприятий сосредоточено исключительно на минимизации операционных расходов продавцов и покупателей при заключении сделки за счет того, что ЭТП, выступая в роли посредника, позволяли сократить продавцу и покупателю временные и денежные затраты на поиск друг друга и согласование условий сделки.
Тем не менее возрастающая конкуренция в секторе электронной коммерции обусловливает необходимость постоянного совершенствования бизнес-модели функционирования электронных торговых площадок в направлении диверсификации деятельности и расширения спектра оказываемых услуг. В частности, некоторые российские предприятия (в большей степени в сфере энергетики) обеспечивают значительное расширение количества рыночных трансакций на базе электронных торговых площадок, предоставляя возможность предпринимателям осуществлять сделки в режиме реального времени, проводить стандартный и обратный аукцион, оказывать ряд логистических услуг и прочее.
При современных масштабах нефтяной отрасли и значительном количестве участников нефтяного рынка электронная торговая площадка является универсальным механизмом, создающим условия равного доступа производителей продукции на рынки сбыта и предоставляющим возможность получения дополнительных сервисов по организации расчетов при сокращении цепочки посредников. Как отмечает Е. Федоров, электронные торги — это составная и очень важная часть отечественной инновационной инфраструктуры, расширяющая географию участников закупок товаров и услуг. Электронные торги сокращают время и, самое главное, снижают коррупционность процедур и расширяют воз-
можности для малого бизнеса получать государственные заказы [3].
Использование электронных торговых площадок дает нефтяным компаниям дополнительные преимущества, связанные с упрощением процедуры участия в тендерах, возможностью отслеживания статуса отношений участников сделки, снижением риска зависимости от контроля цен спекулянтами. К тому же для нефтяной отрасли характерно значительное превышение объема документарных сделок, при котором передается только право собственности на нефть, над физическими поставками.
Кроме того, использование электронной коммерции позволяет значительно повышать эффективность функционирования нефтяной индустрии в целом. Это объясняется следующими причинами. В случае заключения сделки между предприятиями, входящими в структуру вертикально-интегрированных компаний, сбытовые компании не оформляют сделки купли-продажи нефтепродуктов при их последующей реализации на АЗС ВИНК. Это позволяет ВИНК перераспределять прибыль между всеми элементами цепочки «производство — сбыт», тогда как независимые нефтяные предприятия вынуждены включать все расходы и рентабельность только в розничную цену нефтепродуктов, реализуемых на АЗС.
Такая схема, как отмечает О. В. Маркин, дает возможность ВИНК перекладывать издержки реализации нефтепродуктов через свои АЗС на независимых участников [4]. В конечном счете развитие электронной коммерции в нефтяной отрасли позволит получить значимый мультипликативный эффект, проявляющийся в повышении уровня конкурентоспособности сопряженных отраслей и сфер деятельности, потребляющих продукцию нефтепереработки.
Таким образом, электронная торговая площадка выступает неотъемлемым элементом инфраструктуры торгово-закупочной деятельности современного предприя-
тия. Однако важно понимать, что внедрение электронных площадок в систему торговых отношений нефтяной компании предполагает не только изменение механизма совершения конкурентных закупок, но и трансформацию всей системы управления, ее ориентацию на стратегическое развитие. Кроме того, формирование информационно-технологической платформы электронной коммерции нефтяной компании является сложной и многовариантной задачей, требующей, с одной стороны, ее системного интегрирования в существующую систему управления, с другой, постоянного взаимодействия с внешней средой.
Поддерживая функции электронной торговой площадки нефтяной компании как одной из подсистем управления ее внутренними процессами, информационная система должна быть способна регулярно регистрировать и создавать отчеты о продажах на основе различных показателей: вид продукции и точки продаж, появление и потеря клиентов, возврат товара и запросы на скидки, использование гарантии на товары и реакция клиентов в виде жалоб и пр. Как важная подсистема взаимодействия компании с внешней средой она должна оперировать экономическими данными по отдельным сегментам рынка или промышленности в целом, которые отображают изменение спроса на продукцию или услуги компании; данными по товарам и услугам, которые требуются компании для производства; информацией об исследовании рынка на предмет новых спросов и предпочтений потребительского сектора; информацией о производстве и продукции конкурирующих фирм, а также всем спектром законодательных и нормативных инициатив [5].
В данном контексте концепция формирования адаптивной модели информационно-коммуникативного пространства электронной коммерции нефтяной компании базируется на представлении этого функционального сегмента в качестве некоего «сетевого гнезда», где обеспечивается заключение сде-
лок купли-продажи на основе соблюдения баланса интересов всех участников. Иными словами, задача конструирования информационно-коммуникативного пространства электронной коммерции нефтяных компаний может быть сформулирована как формирование многоканального механизма осуществления сделок купли-продажи между бизнес-структурами и другими вовлекаемыми в этот процесс акторами, целеориентированного на достижение синергетического эффекта взаимодействия участников цепи.
Данное взаимодействие может быть обеспечено посредством расширения функциональных возможностей электронных торговых площадок в направлении осуществления поддержки аукционной торговли, продаж на основе переговоров компании-контрагента с менеджером службы сбыта нефтяной компании, а также предоставления полной информации о движении нефтепродуктов на отдельных этапах технологического цикла, об изменении цен на нефтепродукты — для менеджмента компании; о тенденциях, складывающихся на рынках нефтепродуктов, и динамике цен на продукцию предприятий отрасли — для органов регионального управления.
Концепция построения и технология функционирования электронной торговой площадки нефтяной компании
Сформированная в соответствии с описанной концептуальной моделью электронная торговая площадка (ЭТП) нефтяной компании должна обеспечивать полный цикл обслуживания бизнес-процесса купли-продажи от регистрации до отслеживания заказа (рис. 2).
При этом создаваемая электронная торговая площадка должна удовлетворять следующим требованиям:
• обеспечение анонимности участников торгов до завершения сделки;
Рис. 2. Процессы, обслуживаемые электронной торговой площадкой
Fig. 2. Processes served by electronic trading platform
• обеспечение информационной безопасности системы;
• соответствие структуре организации для возможности использования информации для целей внутреннего учета;
• наличие механизмов сбора данных, их обработки и адресного использования.
Для решения этих задач электронная площадка может быть построена в соответствии с современной концепцией многоуровневой архитектуры, разделяющей уровни представления, бизнес-логики и данные (рис. 3).
Применительно к нефтяной компании архитектура ЭТП будет выглядеть следующим образом. Пользователи обращаются с ЭТП через стандартный web-браузер. Сервер площадки размещается в «демилитаризованной зоне» между брандмауэрами, защищающими торговую площадку и внутреннюю сеть компании. Сервер разработки и администриро-
вания, к которому могут обращаться бизнес-администраторы, размещен во внутренней сети. На сервере размещается промежуточное ПО, управляющее интеграцией баз данных площадки и бэк-офиса. Базы данных и сервер разработки для администрирования площадки размещены во внутренней сети компании. Клиентом ЭТП может стать новый партнер, не приобретавший продукцию у ТНК, и действующий контрагент, использующий традиционные каналы размещения заказов. Архитектура площадки обеспечивает доступ по ролям и персонализируемые интерфейсы, вход с аппаратными ключами, использование ЭЦП.
На площадке реализована интеграция интернет-системы с бэкофисом, что позволяет контрагентам «смешивать» онлайновые и оффлайновые операции удобным им образом.
ДМЗ
Сервер ЭТП
Сервисы ЭТП
Сервисы интеграции
Рис. 3. Внутренняя сеть нефтяной компании [6]
Fig. 3. The internal network of oil company [6]
На ЭТП выполняются следующие основные операции:
• заключение рамочного договора (на год с возможностью пролонгации) и договора о работе на ЭТП (однократно);
• заключение приложений к рамочному договору (ПРД) о конкретных поставках (как правило, в течение месяца). ПРД заключаются по результатам аукционов на поставку нефтепродуктов или в ходе переговоров (обмен формализованными предложениями) с менеджерами;
• подача/изменение реквизитных заявок (РЗ) на поставку продукции в рамках ПРД;
• регистрация сведений НПЗ об отгрузках по реквизитным заявкам;
• поддержка специфичной для ТНК логики бизнес-операций и документооборота на всех этапах оформления и исполнения заказов;
• автоматическое формирование уведомлений (почтовых и онлайновых) и списков задач для персонала ЭТП (департаментов ТНК);
• чат с менеджером (переговоры в реальном времени);
• форумы;
• подписка и рассылка новостей;
• каталог с описанием продукции;
• отчеты по всем документам, проведенным/проводимым операциям, балансам.
Субъектно-объектный подход к организации взаимодействия участников электронной торговой площадки
Для обеспечения эффективного функционирования механизмов ЭТП нефтяной компании следует четко обозначить роли и формат взаимодействия отдельных ее участников (табл. 1), что позволит реализовать функции этой информационной технологии как неотъемлемого элемента системы управления компании и важного блока ее связей с внешней средой.
Для примера рассмотрим концептуальную схему организации взаимодействия участников электронной торговой площадки на отдельных этапах совершения сделки купли-продажи (рис. 4-8).
Таблица 1. Роли участников электронной торговой площадки нефтяной компании
Table 1. The role of electronic trading platforms oil company
Блок управления
Участники ЭТП системой информационно- Роль и формат
коммуникационного взаимодействия
взаимодействия
Покупатель Блок информации о товарах Клиент, подписавший договор на работу
и ценах с ЭТП
Менеджер Блок маркетинга, продаж и переработки Обеспечивает текущую работу с клиентами, включая переговоры, заключение договора об участии в ЭТП, подготовку и заключение РД, ПРД и РЗ
Бизнес-администратор Блок маркетинга, продаж и переработки Управляет профилями покупателей, сотрудников ТНК и каталогом продукции
Администратор торгов Блок маркетинга, продаж и переработки Создает и закрывает сессии сбора заявок, обеспечивает выбор победителей в соответствии с конкурентным листом
Подписывающая роль Блок маркетинга, продаж и переработки Обладает правом подписи документов ЭТП от имени ТНК
Сотрудник бэкофиса Бэкофис Обеспечивает текущую работу с документами, включая проверку, оформление и согласование
Администратор приложения Блок информатизации и связи Управляет сертификатами безопасности, пользователями, ролями, информационно-аналитическим блоком ЭТП, структурой каталога, рабочими процессами и шаблонами документов
Аудитор Блок безопасности Выполняет аудит поведения системы и пользователей
При этом важно учитывать, что реквизитная заявка может подаваться не только на основании ПРД, заключенного на площадке, но и по уже существующим ПРД, подписанным в обычном порядке. Таким образом, вместо передачи реквизитной заявки через факс клиент может послать ее через ЭТП, что удобнее, быстрее и надежнее. Отметим, что в данном примере клиент подает предложение на покупку. Таким же образом менеджер может отправить предложение на продажу одному или нескольким клиентам.
Информационное обеспечение работы электронных торговых площадок в нефтяной сфере
Основной задачей формирования информационной системы, обеспечивающей работу электронной торговой площадки в нефтяной
сфере, является возможность управлять внутренними бизнес-процессами, финансовыми потоками и бухгалтерией. Решение данных задач представляется возможным на основе Microsoft Dynamics NAV и Directum.
Microsoft Dynamics NAV позволяет консолидировать полную информацию о работе предприятия в единой базе данных, обеспечивает «сквозную» аналитику и исключает двойной ввод информации, что значительно снижает вероятность ошибок пользователя. На базе Microsoft Dynamics NAV возможна автоматизация следующих бизнес-процессов: • поиск клиентов, включая работу с клиентами с действующими договорами, а также поиск новых (потенциальных) клиентов, ввод новых клиентов в справочник, подготовку сводного списка возможных клиентов и отправку информации о предлагаемом товаре, получение запросов на товары с последую- [ 15 ]
Рис. 4. Процесс регистрации клиента ЭТП
Fig. 4. The registration process the cutomer's ETS
щим составлением списка клиентов, приславших запросы;
• отправка коммерческих предложений, включая их подготовку и оформление в соответствии с необходимыми атрибутами, согласование и направление коммерческого предложения по выбранному информационному каналу;
• обработка заказов, включая получение и согласование заказа, подготовку, оформление и регистрацию отправки счета-фактуры;
• выполнение обязательств по договору, включая процессы получения от клиента уведомления о выполнении условий по оплате, отправку уведомления клиенту о готовности к отгрузке и контроль выполнения клиентом обязательств по оплате.
Системы Directum обеспечивают организацию и контроль согласования документов, обработки сложных заказов, подготовки и проведения совещаний, поддержку цикла продаж и других процессов. На основе ме-
тодических рекомендаций Directum возможны также создание базы рисков, организация сбора статистики, позволяющей дать оценку успешности проведения мероприятий по управлению рисками.
Решение вопроса управления обменом данными Microsoft Dynamics NAV и Directum возможно на основе метода с использованием XML, являющегося одним из наиболее эффективных при интеграции приложений.
Один из подходов к разработке ЭТП основан на централизованной XML-базе данных, содержащей агрегированное множество ключевых слов со всех ИТ-систем, принимающих участие в процессе внедрения. В XML-базе данных создается репозитарий, через который проходят все поисковые операции, в силу чего он должен содержать связующую информацию для навигации. XML является наиболее подходящим средством для создания такого репозитария в силу следующих ее возможностей.
Администратор торгов
Создает группу сессий сбора заявок, указывая:
■ Начало сбора заявок
■ Окончание сбора заявок
Менеджер
Готовит ПРД
Администратор торгов
Создает одну или несколько сессий сбора заявок, указывая:
■ Продукт
■ Минимальную партию
■ Завод
■ Бизнес поставки
Администратор торгов
Подводит итоги -распределяет объемы
ЭТП
Получатель
Подает заявки в течение действия сессии, указывая:
■ Объем
■ Цену
Администратор торгов
Утверждает конкурсный лист у руководства
Рис. 5. Процесс сбора заявок (тендер)
Fig. 5. The process of collection of bids (tender)
1. XML эффективно манипулирует большими и сложными структурами данных в отличие от реляционных систем с низкой производительностью.
2. Разнообразие продуктов требует разных метаданных, чтобы поддержать множество различных поисковых запросов. У разных продуктов имеются свои оригинальные характеристики и шкалы для их измерения. Поэтому репозитарий на SQL с фиксированной схемой должен предусмотреть все комбинации атрибутов для различных запросов. На ЭТП новым участникам рано или поздно приходится сталкиваться с ограничениями. Сама
природа XML предоставляет возможность самоописания данных, устраняя эту проблему.
3. Архитектура ИТ-системы участника ЭТП имеет свои особенности, которые следует отобразить согласно общему формату. Описательные возможности XML подходят для этого как нельзя лучше.
4. Есть основания ожидать, что именно XML будет востребована в качестве внешнего интерфейса ИТ-систем и для построения внутренней архитектуры.
5. XML для ЭТП делает площадку открытой для различных механизмов доступа и различных типов клиентских устройств, будь
[ Vol. 11. No. 1 (61). 2016 ] ЭТП
\7
Рис. 6. Процесс переговоров Fig. 6. The negotiation process
Менеджер
Готовит ПРД
Менеджер
Отправляет ПРД на согласование
Менеджер
Готовит письмо об отказе
Визирующий Проверяет
Рис. 7. Заключение Приложения к рамочному договору (ПРД)
Fig. 7. Conclusion Annexes to the framework agreement
Рис. 8. Подача Реквизитной заявки (РЗ) Fig. 8. Filing the Requisite application
то мобильные телефоны, КПК или обычные компьютеры.
Для Microsoft Dynamics NAV создан PBiz XML Data Exchange Manager, позволяющий настраивать различные схемы обмена данными в автоматическом и интерактивном режиме, проводить выгрузку и загрузку данных, обеспечивая связь между различными приложениями, поддерживающими XML.
Использование XML Data Exchange Manager позволяет решать следующие задачи:
• параллельная эксплуатация старых приложений и новой системы;
• использование программных продуктов учета, например, производственные системы, приложения Microsoft Office;
• обмен информацией между различными инсталляциями систем;
• сбор информации из различных источников, например удаленные торговые точки;
• публикация данных в Интернете.
Эти возможности позволяют добиться качественного и эффективного обмена информацией в следующих областях:
• обмен информацией между различными подразделениями предприятия;
• обмен информацией между контрагентами;
• обмен информацией между различными программными продуктами, Microsoft OfficeExcel, Microsoft OfficeProject, интернет-сайты, бухгалтерские и торговые системы.
Заключение
Таким образом, в современном информационном пространстве взаимодействия предприятий базовых отраслей электронная торговая площадка является не только важной составляющей всего комплекса мер по реализации
политики открытости деятельности таких компаний (что отражает одно из главных требований государственного управления предприятиями как сырьевой, так и несырьевой сфер в изменившихся макроэкономических условиях), но также действенным инструментом эффективности торгово-закупочных отношений. Электронная торговая площадка задумывалась как гибкий инструмент, который позволит обеспечить соответствие компании совершенствуемым деловым процессам и уровню мировых информационных сбытовых систем поддержки.
Приведенный в данной статье пример, реализующий концепцию формирования и функционирования электронного бизнеса в нефтяной сфере, показывает, что внедрение ЭТП в деятельность современных нефтяных компаний позволит существенно уменьшить влияние субъективного фактора на бизнес-процессы и упростит взаимодействие клиентов и трейдеров компании. Автоматизация рутинных операций снизит вероятность ошибок и даст возможность сотрудникам компании работать с большим количеством клиентов.
Кроме того, использование электронных торговых площадок для торгово-закупочной деятельности способствует формированию и реализации единой отраслевой политики в области размещения заказов и созданию общеотраслевой инфраструктуры, позволяет расширить масштабы продаж в компании, а также способствует повышению качества планирования и принимаемых управленческих решений.
Применение ЭТП в торгово-закупочной деятельности современной нефтяной компании позволяет укрепить ее репутацию как передовой высокотехнологичной структуры с высокими международными стандартами ведения бизнеса, а реализуемые ЭТП функции взаимодействия компании с внешней средой повышают степень ее инкорпорирован-ности в систему региональной экономики и регионального управления.
Список литературы
1. Голяшев А. В., Григорьева Л. М. Типы Российских регионов: устойчивость и сдвиги в 2003-2013 гг. URL: http://ac.gov.ru/files/publication/a/4363.pdf
2. Шаш Н. Внешние факторы ценообразования. URL: http://www.inventech.ru/lib/pricing/pricing-0009/
3. Федоров Е. Электронные торговые площадки надо полномасштабно использовать для размещения государственного и муниципального заказов // Материалы Международногофорума «В2В — задачи, решения, перспективы». М., 2008. URL: http://regions. ru/news/2184667/
4. Маркин О. В., Матвеева Л. Г. Организационные и управленческие решения в нефтяном комплексе России в условиях модернизации. Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2011. — 240 c.
5. Лазарев Р. А., Матвеева Л. Г., Поленов С. Д. Инновационные инструменты и технологии модернизации деятельности крупных нефтяных компаний на региональных и мировых рынках нефтепродуктов // В кн. Вестник РМИОН. Историко-философские, экономические и правовые аспекты модернизации России в ХХ — начале XXI в. Ростов н/Д: изд-во Южного федерального университета, 2013. С. 30-38.
6. Архитектура решения ЭТП. URL: http://www.iemag. ru/projects/detail. php? ID=17370
References
1. Goljashev A. V., Grigor'eva L. M. Tipy Rossijskih re-gionov: ustojchivost' isdvigi v 2003-2013 gg. [Types of Russian regions: stability and shifts in 2003-2013]. Available at: http://ac.gov.ru/files/publication/a74363. pdf (accessed 15.04.2015).
2. Shash N. Vneshnie factory cenoobrazovanija [External factors of pricing]. Available at: http://www.inventech. ru/lib/pricing/pricing-0009/ (accessed 15.04.2015).
3. Fedorov E. Jelektronnye torgovye ploshhadki na dopolnomasshtabnoi spol'zovat'lja razmeshhenija gosudarstvennogo i municipal'nogo zakazov [Electronic trading platforms should be full to use for the placement of state and municipal orders]. Materialy Mezhdunarodnogoforuma» В2В — zadachi, reshenija, perspektivy» — Proceedings of the International forum «B2B — challenges, solutions and prospects». Moscow, 2008. Available at: http://regions.ru/news/2184667/ (accessed 15.04.2015).
4. Markin O. V., Matveeva L. G. Organizacionnye i up-ravlencheskie reshenija v neftjanom komplekse Rossii v uslovijah modernizacii [Organizational and managerial solutions in the oil complex of Russia in the conditions of modernization]. Rostov-on-Don, Publishing house of the Southern Federal University, 2011. 240 p.
5. Lazarev R. A., Matveeva L. G., Polenov S. D. In-novacionnye instrumenty i tehnologii moderniza-cii dejatel'nosti krupnyh neftjanyh kompanij na regional'nyh i mirovyh rynkah nefteproduktov [Innovative tools and technology modernization activities of the major oil companies at the regional and world oil markets]. Vestnik RMION. Istoriko-filosofskie, jekonomicheskieipravovyeaspektymodernizaciiRossii
v XX— nachale XXI vv. — Bulletin RMION. Historical-philosophical, economic and legal aspects of modernization of Russia in the XX — early XXI centuries. Rostov-on-Don, Publishing house of the Southern Federal University, 2011, pp. 30-38.
6. Arhitektura reshenija JeTP [Solution architecture ETS]. Available at: http://www.iemag.ru/projects/de-tail.php?ID=17370 (accessed 15.04.2015).
L. Matveeva, Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia, [email protected] O. Chernova, Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia, chernova. [email protected]
The information-technology platform of innovative e-commerce development of oil sector
Despite the declared Russia's retreat from the resource model, the dynamics of oil prices continues to define the development of the oil and all its associated sectors of the national economy. In this regard, the importance of the development and use of effective tools of interaction of participants of the technological chain of the enterprises of the oil sector, including at the stage of realization of oil and oil products. This article discusses the use of electronic technology trading andpurchasing activities creating conditions for equal access of producers to markets providing additional services on the organization of calculations with the reduction of the chain of intermediaries. Presents conceptual aspects of formation of information and communicative space of e-Commerce enterprises of the oil industry on the basis of the kinds of market transactions based on electronic trading platforms. It is shown that the use of electronic trading platforms provides additional benefits associated with the simplification of the procedures for participation in tenders, tracking the status of the relations of the parties to the transaction, risk reduction, depending on the control of prices by speculators. The authors have developed a scheme of interaction of participants of electronic trading platforms at various stages of the transaction of purchase and sale. The decisionof problems of management of internal business processes in support of electronic trading platforms offered on the basis of Microsoft Dynamics NAV and Directum. Management of data exchange in Microsoft Dynamics NAV and Directumis proposed based on the use of XML. It is concluded that the use of electronic trading platforms in the oil sector contributes to the formation and implementation of unified policy in the sphere of placement of orders, and increases the efficiency of interaction of the oil companies with the external environment.
Keywords: oil industry, electronic commerce, electronic trading platforms, trade and purchasing activities. About authors: L. Matveeva, Dr of Economics, Professor, 0. Chernova, Dr of Economics, Professor
For citation: Matveeva L., Chernova 0. The information-technology platform of innovative e-commerce development of oil sector. Prikladnaya Informatika — Journal of Applied Informatics, 2016, vol. 11, no. 1 (61), pp. 5 - 21 (in Russian).