Научная статья на тему 'Информационно-справочная система для поддержки допечатнои подготовки изданий'

Информационно-справочная система для поддержки допечатнои подготовки изданий Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
201
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационно-справочная система для поддержки допечатнои подготовки изданий»

ИНФОРМАЦИОННО-СПРАВОЧНАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ПОДДЕРЖКИ ДОПЕЧАТНОЙ ПОДГОТОВКИ ИЗДАНИЙ Н.Ф. Гусарова, Р.В. Иванов, Д.В. Кузюк, А.В. Маятин

Влияние компьютеризации на технологические параметры издательско-полиграфического процесса

Активная компьютеризация издательско-полиграфического процесса (ИПП) (рис. 1 [1]) привела к существенным его изменениям, которые в наибольшей мере затронули подпроцесс допечатной подготовки изданий. В этих изменениях можно выделить технологический и социальный аспект.

Под технологическим аспектом мы понимаем содержательные и структурные изменения, непосредственно затронувшие технологию ИПП, в первую очередь:

• сокращение числа используемых технологических платформ. Еще 25-30 лет назад

ИПП строился как последовательная смена целого ряда разнотипных технологических платформ - редакционной, наборной, фотолитографической, верстальной, печатной, брошюровочной и др. - с формализованными интерфейсными процедурами [2] В компьютеризированном же ИПП доминируют три платформы - допечат-ная, представленная в большинстве случаев настольной издательской системой [3], печатная и послепечатная (брошюровочно-переплетная), причем, как показывает практика, интерфейсы между ними формализованы в недостаточной мере.

• формирование технологических цепочек непосредственно в ходе ИПП. До широкого

внедрения компьютерных издательских технологий структура ИПП достаточно жестко задавалась типом издания и печатного процесса (ПП). Платформа компьютерной допечатной подготовки изданий (КПИ) обеспечивает единую технологическую среду для поддержки различных типов изданий и ПП, а конкретный ТП КПИ может быть реализован посредством различных технологических цепочек. В состав параметров, влияющих на выбор этих цепочек, могут входить характеристики конкретного исполнителя - его опыт, знания, сформированные профессиональные приемы и т.д. - рефлексируемые им в разной степени, вплоть до уровня имплицитной активности1. В результате при организации управления в ТП КПИ могут возникнуть задачи идентификации, причем не только параметрической, но и структурной;

• смена содержания отдельных этапов ИПП при сохранении традиционных названий.

Например, функции редактора по размещению элементов текста в полосе во многом переходят к верстальщику, изменяется специализация внутри редакторского корпуса и т.д. [Мильчин]. Соответственно, точки принятия решения мигрируют внутри ТП КПИ, что также затрудняет управление им.

Социальный аспект изменений в ИПП проявляется в следующем.

• Растет доступность ИПП, востребованность его продукции для различных социаль-

ных слоев, и, соответственно, расширяется спектр профессиональных уровней участников ТП. На место автора рукописи, с которым профессиональные участники ИПП взаимодействовали по стандартизованной процедуре [2, 3], в ТП КПИ приходит заказчик печатной продукции, для которого желаемый образ будущего издания во многом является имплицитным. Все больше элементов будущего издания подго-

1 Имплицитный [< лат. implicite - включая, в том числе; англ. implicit - подразумеваемый, не выраженный прямо] - содержащийся внутри, внутренне присущий, внешне не проявляющийся, не выраженный прямо [4]. Под имплицитной активностью в работе понимается внутренняя, в том числе спонтанная, активность людей (исполнителей) как элементов ТП

тавливается внешними исполнителями, которые, как правило, имеют свои модели компьютера как технологической среды, отличные от моделей узких специалистов КПИ. Соответственно, при организации управления ТП КПИ возникает задача формирования единого образа будущего издания и технологической среды в целом у всех участников ТП [5].

Технологические этапы

Допечатная обработка

Разработка концепции дизайна

Подготовка материалов

текстовых

—ввод текста (набор, OCR, конвертирование) —редактирование — создание таблиц создание формул

графических — растровых -

Верстка

векторных

ввод (сканирование, поточечное создание, конвертирование) ретушь

цветокоррекция монтаж

ввод объектов (создание, трассировка -автоматическая, ручная) создание комбинированных объектов (логические операции, группы перетекания, управление прозрачностью)

создание сеток-шаблонов импортирование материалов «в размер» расположение материалов компоновка текстов корректура

Препресс

контроль разрешений (на всех элементах) контроль цветовых пространств контроль артефактов печати контроль печатной области контроль связей с внешними файлами контроль шрифтов

Тиражирование

- этапы в соответствии с технологией печати

Послепечатная обработка

- вырубка

-фальцовка

-брошюровка

-переплет

упаковка

Рис. 1. Основные технологические этапы ИПП

• Эталон качества печатной продукции, жестко регламентировавшийся требованиями стандарта [2], трансформируется в допустимую область качества в пространстве «социальные ожидания - распределение ответственности - ресурсы». В соответствии с общесистемными закономерностями [6], выбор целевой точки в этой области для конкретного издания должен производиться в надсистеме, т.е. в социальной среде (например, в зоне маркетинговых решений), однако ее трансляция на параметры технологической среды, являясь слабо формализованной, тем не менее, уже входит в сферу организации управления ТП КПИ как технической системы.

Происходящие в ИПП изменения, связанные с его компьютеризацией, находят свое отражение в литературе и в сети Интернет [2, 3, 8-20]. Однако, как показывает анализ, основное внимание уделяется социальному аспекту изменений и его организационным выражениям. При этом большинство источников ориентируется (хотя и неявно) на традиционную структуру ролевых позиций и разделения функциональных обязанностей участников ИПП. В то же время влияние этих изменений на технологические параметры ИПП и, в частности, ТП КПИ, раскрыто недостаточно.

В статье обсуждаются вопросы организации интерфейса между платформой КПИ и печатной платформой в рамках компьютеризированного ИПП. Рассматривается программно-аппаратный комплекс (ПАК) КПИ как среда модельного представления ПП. Описывается структура информационно-справочной системы (ИСС), разработанной в качестве средства поддержки задания параметров интерфейса для конкретной производственной ситуации.

КПИ как среда модельного представления печатного процесса

Технически печать определяется как расположение в заданном порядке печатных и пробельных элементов на носителе. Потенциальное качество печати в смысле этого определения соотносится с вектором параметров объекта «печатная точка»,

УПП = {печатное разрешение, линиатура, цветовая модель, типы красок,

параметры носителя, параметры печатного устройства}, (1)

независимо от типа материалов, передаваемых на вход ПП (оригинал-макет, мастер-пленка, печатная форма и т.д.).

Положение целевой точки в пространстве УПП задается, как отмечалось выше, извне ИПП и должно быть обеспечено с требуемой точностью, причем большинство управляющих параметров для этого сосредоточено в среде КПИ и образует вектор УКПИ. Некоторые из управляющих параметров доступны непосредственному измерению в числовой форме (табл. 1), однако большинство оценивается косвенно, по изображению на экране калиброванного монитора, входящего в состав ПАК КПИ. Кроме того, актору КПИ в определенной мере доступны интегральные объекты обратной связи из ПП (табл. 2), причем степень доступности определяется внетехнологическими, в основном ресурсными, обстоятельствами.

Тип измерения Параметры

Прямое, количественное Параметры цветоделения Размеры и разрешение растровых объектов Размеры и разрешение векторных объектов (в том числе шрифтов после конвертации в векторную форму)

Косвенное Гистограмма растровых изображений Изображение на экране калиброванного монитора

Табл. 1. Примеры организации оценки параметров ТП КПИ

Объект ОС Наблюдаемые параметры ПП

Цифровая цветопроба Параметры ч/б разрешения, трекинг шрифтов, усредненные цвета

Аналоговая цвето-проба Все, кроме параметров красок (используется имитация офсетных красок)

Контрольный прогон Все (печатается часть реального тиража)

Табл. 2. Формы обратной связи из ПП в КПИ

Как правило, современный ПАК КПИ поддерживает концепцию WYSIWYG: на экране монитора воспроизводится постепенное заполнение поля будущего структурного элемента издания (например, страницы книги) структурными единицами более низкого уровня (текстом, иллюстрациями и т.д.) вплоть до издания в целом. Таким образом, ПАК КПИ позиционируется как среда визуального моделирования для формирования входных объектов ПП. Однако адекватность такого модельного представления ограничена, что подтверждается материалами табл. 3, где представлены реализуемые в ПАК КПИ способы имитации некоторых компонентов Vnn (для определенности в качестве имитируемого ПП выбран офсет).

Компонент Упп Имитирующий параметр КПИ Алгоритм имитации Границы адекватности модели

Разрешение Я (размер физической точки): • разрешение печатной матрицы •растискивание точки (определяется гигроскопично-стью бумаги и вязкостью краски) пара «линеа-тура L - количество оттенков К» разрешение файла на входе в ПП Явы dot gain вводится промежуточный объект «растровая точка» - агрегат из физических точек размером 1/ L; формируется инвариант K=(Я / L)2+1 Явы = lV2 - для ч/б точки; Явы=2 L - для цветной точки при выводе изображения на экран монитора алгоритмически уменьшается его насыщенность и яркость в зависимости от значения dot gain На экране воспроизводится не физическая точка, а точка растра с количеством оттенков, зависящим от текущих настроек видеоадаптера Значение dot gain определяется статистически из платформы ПП

Сумма красок (существует предел впитывания красок бумагой) total ink limit black ink limit вводятся ограничения на используемые цвета (gamut warning); области недопустимых цветов подсвечиваются Значения total ink limit и black ink limit определяются статистически из платформы ПП

Тип цветоделения mode Специализированные алгоритмы пересчета RGB^CMYK (GCR, UCR) На экране отображается результат обратного преобразования CMYK ^RGB; доступны численные значения координат CMYK для от-

дельной точки

Overprint (вы-беление растра под шрифтами и векторными объектами выше заданной толщины) контролируется специализированными агентами в программах контроля PS/PDF файлов Проприетарный алгоритм в RIP На экране не отображается

trapping (запас на величину overprint ) контролируется специализированными агентами в программах контроля PS/PDF файлов Проприетарный алгоритм в RIP На экране не отображается

Табл. 3. Примеры имитации компонентов Vnn средствами ПАК КПИ

Хотя ПАК КПИ может рассматриваться как единая технологическая среда, формируемая пространством спецификаций [21], задание значений параметров, входящих в состав Vnn, выполняется в различных программных продуктах, например:

• параметры качества растровых изображений задаются, как правило, в продукте Adobe Photoshop, но их габаритные размеры - в продукте Adobe InDesign;

• такие параметры, как сумма красок, overprint и trapping задаются в Adobe Photoshop и Adobe InDesign, а контролируются только по готовому ps (pdf) файлу.

Кроме того, материалы из КПИ в 1111 могут передаваться в различной форме, например:

• Комплект файлов верстки, использованных шрифтов и прилинкованных объектов, адекватно разворачиваемый в типографии;

• PostScript-файл оригинал-макета;

• Пленки, сделанные на фотонаборном аппарате;

• Репродуцируемый бумажный оригинал-макет;

Каждой такой форме соответствует свой объем управляющих параметров и, соответственно, свой уровень возможности внесения оперативных изменений, с одной стороны, и свое распределение ответственности между акторами ПП и КПИ, с другой стороны.

Таким образом, хотя на организационном уровне интерфейс взаимодействия между платформами ПАК КПИ и ПП определен однозначно и соответствует подписанию протокола передачи материалов, для его формализации как границы раздела между платформами на уровне потока параметров существуют объективные трудности.

Информационная поддержка интерфейса КПИ/ПП

Стабилизация интерфейса дает значительные преимущества при построении любой информационной системы, и это в полной мере относится к компьютеризированному ИНН. В то же время, как показывает анализ, интерфейсные требования типографий стандартизованы далеко не полностью. Зачастую форма написания списка технических требований остается на усмотрение работника конкретной типографии. Требования плохо структурируются, хранятся на разных носителях и, как результат, требуют

многократных итераций для выполнения. Во многом это является следствием рассмотренных выше объективных трудностей. В результате снижается эффективность работы акторов ТП КПИ и увеличиваются расходы на изготовление продукции.

В этих условиях представляется целесообразным стабилизировать межплатформенный интерфейс на стороне КПИ в виде протокола

/={ПП, набор рамочных параметров, типовые алгоритмы взаимодействия, лингвистическое описание взаимодействий, уровень прав/ответственности}. (2) Для его поддержки нами разработана информационно-справочная система (ИСС). Интерфейс строится как набор ограничений (рамочных параметров) на поток параметров, передаваемый между платформами в рамках выполнения конкретного заказа. Внутри этого набора акторами КПИ осуществляется последовательное принятие решений, которое может быть частично имплицитным, выполняться в разных пакетах и т.д. Все принятые решения документируются, в том числе посредством лингвистического описания (логов), т.е. ведется история заказов. Это позволяет статистически оценить эффективность отдельных процедур межплатформенного взаимодействия и организовать их в типовые алгоритмы, также заносимые в ИСС.

На рис. 2 представлена диаграмма потоков данных в ИСС, на рис. 3 - обобщенная логическая структура базы данных ИСС, на рис. 4 - интерфейс дизайнера. БД ведется акторами КПИ в соответствии со своими ролевыми позициями. В настоящее время в ИСС поддерживаются 3 роли - менеджер, дизайнер и администратор ИСС. Разграничение прав доступа соответствует уровню ответственности конкретного актора за результат ТП КПИ в целом.

Рис. 2. Диаграмма потоков данных

Format

PK F^matJO

Heigt Width Description

OrderJD

PK Order ID

User ID

Quantity

Status ID

Description

Preview

X Size

Y Size

Choice ID

Lessons

PK Lessors ID

Desription Name ChoiceJD

Products

PK Product ID

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Descrption Image

Status

PK Status ID

Description

User

PK UBBr ID

Login

Password

Info

Rmail

UserGroupJD

Type

PK Type ID

Descriplion Name

Material

PK Material ID

Description

Company

PK Companv ID

Description Name Logo MaxHeight MaxWidth

Choice

PK Choice ID

File J D PnoductJD CompanyJD TechnologyJD MaterialJD Format ID Main

Technology

PK Technoloqv ID

Desription

Files

PK File ID

Desription Image

PossibleFonts

PK PossibleFont ID

ChoiceJD FonlJD

Rastr

PK Rastr ID

MinDPI MaxDPI ChoiceJD InkColorJD

Font

PK Font ID

Type ID

size_CMYK size_black invert_CMYK invert black

UserGroupJD

PK UserGrauu !□

Description User. ID

Margins

PK Margins ID

ChoiceJD Margins Objects

PossibleColors

PK PossibleColors ID

ChoiceJD Colors ID

Colors

PK Colors ID

IrkColor ID

dot_gain

SeparationJType

Black lrit limit

Total Ink Nmlt

overprint

trapping

IrkColor

PK InhCqlor ID

Description

Рис. 10. Структура базы данных

Просмотр гаданий

руководства по выполнению технических треооЕзний

ТрС1ЮБ!1НИЯ И руН>БОДСТБ11

и Задание Визитки.для «Альфа йфЯ$вани03 27 ноября 2007, 15:00

Печатаем вйзитки Фцрма| шдаейщш визищ^ Ширина: 9 см Высота: 5'см

щшщ щ Материал бумага 28QrtЙ«t Tйпoгpaфиtf:■.■ Неверное сияние™

Две ВИЗЙТ^И ДЛЯ : АПЬф;. СТра>:аЕ::нНИЯ;

дир - ОлегйВ/рпЁЕР^гётвич Глав:^'г:£'ветлэноваРвётлана Олеговна

нкт-ПетерЬдаг'ул. Я:ге а я ■дал.: ДЙЩаЦЙЁ Факс.: (ЙЭ'ВД-14-89

В Заданий

> Визитки для «Альфз страхования»

> Буклет по водонагревателям

> Постер про Новый год

> Щит для Пулково

> Календарь чаш на 2003

> Приглашений аз Ванкет

> Новый номер «А.фиши»

> Брандмауэр для ЛДПР

> тайнички нз двери

> Визитки для автосзлона

> Папка для Эвз.пзрз

> Медкзрта для гирудома

> МйоакИквыВорам

> Открытка ген диру

Поехали!

Уже выполнил'

Письмо администратор

Письмо разработчик

Рис. 14. Интерфейс дизайнера

Опишем в качестве примера один из возможных сценариев работы ИСС. Менеджер, руководствуясь требованиями заказчика и информацией о возможностях печати, согласуясь с ожиданиями клиента относительно качества будущего издания и, одновременно, учитывая соотношение «социальное ожидание - ресурсы», составляет задания для печати и распределяет их среди дизайнеров. Дизайнеру предоставляются характеристики заказа и производится автоматическая выборка набора рамочных требований по нему. Кроме того, ему выводится список руководств, которые могут потребоваться при выполнении указанных требований, и предоставляется возможность просмотра всей базы руководств для получения необходимой справочной информации. Дизайнер, основываясь на предоставленных требованиях, выполняет заказ и заполняет историю выполнения с комментариями (лог) по нему. Менеджер передает подготовленные материалы в конкретную типографию.

Представленная структура межплатформенного интерфейса обеспечивает сокращение неформализуемых межплатформенных связей; до определенного уровня требований к качеству продукции их можно считать пренебрежимо малыми. В этом случае актор каждой платформы (в частности, дизайнер и печатник) для каждой задачи получает свое подпространство формально задаваемых рамочных параметров, внутри которого решает задачу улучшения (в том числе базируясь на семантических, эстетических, имплицитных и др. слабо формализуемых критериях) независимо от другой платформы.

Упрощается организация контроля эффективности ТП КПИ. Менеджер (координатор) контролирует факт завершения задания дизайнером и выполнение рамочных требований, а уровень решения задачи улучшения определяется квалификацией и мо-

тивацией конкретного актора, может контролироваться статистически и регулироваться внетехническими средствами.

Дальнейшее повышение качества продукции должно быть связано с учетом более тонких эффектов межплатформенного взаимодействия, и здесь могут потребоваться совместные (заранее не разделимые по формальным параметрам) принятия решение акторами обеих платформ. Однако, как показывает статистика, доля таких заказов в общем потоке продукции невелика.

Литература

1. Гусарова Н.Ф., Маятин А.В., Чернышов А.С. Система поддержки принятия решения для предметной области «Полиграфия» на примере настольной издательской системы «1пБе81§п» // Научно-технический вестник СПбГУ ИТМО. - 2005. - Вып. 20. - С.: 248-251

2. Стандарты по издательскому делу. / Сост.: А.А. Джиго, С.Ю. Калинин. - М.: Юристъ, 1998. - 376 с.

3. Энциклопедия книжного дела. / Ю.Ф. Майсурадзе, А.Э. Мильчин, Э.П. Гаврилов и др. - М.: Юристъ, 1998. - 536 с.

4. Комлев Н.Г.Словарь иностранных слов. - М.: Эксмо, 2007. - 672 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Гусарова Н. Ф. Координация в технологических процессах со слабо формализуемыми критериями: Монография. - СПб: СПбГУ ИТМО, 2001. - 271 с.

6. Перегудов Ф.П., Тарасенко Ф.П. Введение в системный анализ.

7. Дизайнер-верстальщик / subscribe.ru/archive/job.search.izdatres/200409/06004608.html.

8. Настольная книга. Как создать brandbook // Индустрия рекламы. - 2006. - № 10.

9. Ланшакова Н.В. Роль управления качеством издательского процесса в интеграции национальных образовательных стандартов // РАЕ. Фундаментальные исследования. - 2007. - №3.

10. Кемерово. www.kemrsl .ru/documents/izdania/fulltext/bgk/1999/2.html

11. Шапинова Н. Как избавить читателей от опоросов // Курсив. - 1998. - №2 (10). http://www.kursiv.ru/kursiv/archive/10/oporos2.html

12. Избицкий Э. Компьютерная технология и полиграфические традиции // КомпьюАрт. -2000. - № 3. http://www.compuart.ru/Archive/CA/2000/3/8/#04

13. Технологическая инструкция по набору и верстке книжных, журнальных и газетных изданий с использованием компьютерных технологий. - М.: ВНИИполигра-фии, 1999.

14. Григорян М. Быстрее, лучше, эффективнее // КомпьюАрт. - 2006. - № 7.

15. Пикок Д. Издательское дело. / 2-е изд., испр. и доп. - М.: ЭКОМ, 2002. - 424 с.

16. Жарков В.М., Кузнецов Б.А., Чистова И.Н. Экономика и организация издательского дела: краткий курс. - М., 2002.

17. Гиленсон П. Г. Справочник художественного и технического редакторов. - М., 1988.

18. Мильчин И.Э. Издательский словарь-справочник. - М.: Юристъ, 1998.

19. Прилепская Г. Д. Организация и планирование издательской деятельности. / Уч. пособие. - М., 2002.

20. Свешникова И.К. Технология редакционно-издательского дела. / Уч. пособие для специальности «Издательское дело и редактирование». - М., 1995.

21. Гусарова Н.Ф., Маятин А.В., Смирнов Ф.А. Обратные задачи в компьютерной технологической среде. // Наст. сб. С. 284-294

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.