Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННО-РАСЧЕТНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ ПО ПРИМЕНЕНИЮ СИЛ И СРЕДСТВ РУКОВОДИТЕЛЕМ ТУШЕНИЯ ПОЖАРОВ'

ИНФОРМАЦИОННО-РАСЧЕТНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ ПО ПРИМЕНЕНИЮ СИЛ И СРЕДСТВ РУКОВОДИТЕЛЕМ ТУШЕНИЯ ПОЖАРОВ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
119
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВЕДКА ПОЖАРА / ОПЕРАТИВНЫЙ ПЛАН ПОЖАРОТУШЕНИЯ / ОПЕРАТИВНАЯ КАРТА / РАСЧЕТ СИЛ И СРЕДСТВ / УПРАВЛЕНИЕ / АВТОМАТИЗАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / FIRE RECONNAISSANCE / OPERATIONAL FIREFIGHTING PLAN / OPERATIONAL MAP / CALCULATION OF FORCES AND MEANS / CONTROL / AUTOMATION / INFORMATION SUPPORT

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Николаев Денис Валерьевич, Триш Алий Асланович, Борисова Марина Юрьевна

В статье рассмотрены и проанализированы действия руководителя пожаротушения в процессе организации оперативных действий по пожару, требования к подготовке оперативной документации. Приводятся примеры типичных ошибок в ходе тушения пожаров и основных расчетов, которые могут понадобиться РТП в процессе управления. Также раскрыты факторы, определяющие качество процесса управления. На основе этого анализа предлагаются рекомендации по автоматизации информационной и вычислительной поддержки процесса принятия решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Николаев Денис Валерьевич, Триш Алий Асланович, Борисова Марина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IFORMATION AND CALCULATION SUPPORT OF DECISION-MAKING ON THE APPLICATION OF FORCES AND MEANS BY THE HEAD OF EXTINGUISHING THE FIRE

The article discusses and analyses the actions of the head of fire extinguishing in the process of organizing operational actions on a fire, the requirements for the preparation of operational documentation. Examples of typical errors in the course of extinguishing fires and basic calculations that may be needed by the RTP in the control process are given. The factors that determine the quality of the management process are also disclosed. Based on this analysis, recommendations are proposed for automating information and computational support for the decision-making process.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННО-РАСЧЕТНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ ПО ПРИМЕНЕНИЮ СИЛ И СРЕДСТВ РУКОВОДИТЕЛЕМ ТУШЕНИЯ ПОЖАРОВ»

ИНФОРМАЦИОННО-РАСЧЕТНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ ПО ПРИМЕНЕНИЮ СИЛ И СРЕДСТВ РУКОВОДИТЕЛЕМ ТУШЕНИЯ ПОЖАРОВ Николаев Д.В.1, Триш А.А.2, Борисова М.Ю.3 Email: Nikolaev1174@scientifictext.ru

1Николаев Денис Валерьевич - кандидат педагогических наук, доцент; 2Триш Алий Асланович - магистрант; 3Борисова Марина Юрьевна - магистрант, кафедра пожарной безопасности зданий и автоматизированных систем пожаротушения, Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, г. Санкт-Петербург

Аннотация: в статье рассмотрены и проанализированы действия руководителя пожаротушения в процессе организации оперативных действий по пожару, требования к подготовке оперативной документации. Приводятся примеры типичных ошибок в ходе тушения пожаров и основных расчетов, которые могут понадобиться РТП в процессе управления. Также раскрыты факторы, определяющие качество процесса управления. На основе этого анализа предлагаются рекомендации по автоматизации информационной и вычислительной поддержки процесса принятия решений.

Ключевые слова: разведка пожара, оперативный план пожаротушения, оперативная карта, расчет сил и средств, управление, автоматизация, информационное обеспечение.

IFORMATION AND CALCULATION SUPPORT OF DECISION-MAKING ON THE APPLICATION OF FORCES AND MEANS BY THE HEAD OF

EXTINGUISHING THE FIRE Nikolaev D.V.1, Trish A.A.2, Borisova M.Yu.3

1Nikolaev Denis Valerievich - PhD in Pedagogic Sciences, Associate Professor; 2Trish Alij Aslanovich - Master's Degree Student; 3Borisova Marina Yuryevna - Master's Degree Student, DEPARTMENT OF FIRE SAFETY OF BUILDINGS AND AUTOMATED FIRE EXTINGUISHING SYSTEMS, FEDERAL STATE AUTONOMOUS EDUCATIONAL INSTITUTION

OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION ST. PETERSBURG UNIVERSITY OF THE STATE FIRE SERVICE OF THE MINISTRY OF THE RUSSIAN FEDERATION FOR CIVIL DEFENSE, EMERGENCIES AND

DISASTER MANAGEMENT, SAINT-PETERSBURG

Abstract: the article discusses and analyses the actions of the head of fire extinguishing in the process of organizing operational actions on a fire, the requirements for the preparation of operational documentation. Examples of typical errors in the course of extinguishing fires and basic calculations that may be needed by the RTP in the control process are given. The factors that determine the quality of the management process are also disclosed. Based on this analysis, recommendations are proposed for automating information and computational support for the decision-making process.

Keywords: fire reconnaissance, operational firefighting plan, operational map, calculation of forces and means, control, automation, information support.

УДК 699.88

Век информационных технологий облегчает решение важных задач общества. Одной из них является улучшение управления силами и средствами в ходе тушения пожаров, а также спасение людей и имущества от опасных факторов пожара (далее - ОФП). Поэтому создание комплексной системы профилактики и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС) обеспечить получение прогностической информации для поддержки принятия решения.

Можно предположить, что количество пожаров на основе получения исчерпывающей информации, благодаря комплексной системе профилактики и ликвидации чрезвычайных ситуаций, будет снижаться.

При проведении боевых действий подразделениями при тушении пожара можно выявить наличие определенных ошибок, а именно: неэффективная эксплуатация пожарной техники -приблизительно 22,3%, неправильный выбор решающего направления при проведении боевых действий - 18,6% и недостаточно хорошо организованная разведка - 14,2%. Остальные ошибки, который может совершить руководитель тушения пожара (далее - РТП) указаны на рис. 1.

Разведка, играет немаловажную роль при тушении пожара, так как с помощью нее делается предварительная оценка ситуации и если провести ее недостаточно хорошо, то возникает большая вероятность совершить ошибку при выборе решающего направления и способов спасения людей.

Успех тушения пожара зависит от многих аспектов, а именно от: правильного размещения сил и средств, обеспечения в ходе тушения пожара достаточным количеством огнетушащего вещества, точным выбором решающего направления.

■ неэффективное исполь5ование пожарной темники

■ неверный выбор решающего на п ра вл е н ид опе рати вн ыя действий

■ некачественно проведеная разведка

■ медленное наращивание сил и средств

■ неиспользование дымозащитного оборудования

■ неиспользование ближайших водоисточников

неумелая перекачка или долгий подвоз воды

'непринятие мер по эвакуации людей

другиеошибки

Рис. 1. Типичные ошибки в процессе ведения оперативных действий по тушению пожаров

Но кроме вышеперечисленного требуется и еще одно условие, это правильная организация и руководства подразделениями в процессе тушения пожара, так как невозможно потушить пожар площадью несколько тысяч квадратных метров без определенной практики. Ведь на пожаре требуется руководство над несколькими звеньями ГДЗС одновременно, и их число может быть намного больше, чем 20 человек.

Под контролем подразделениями на пожаре нужно понимать процесс целенаправленного воздействия (руководителя тушения пожара - РТП, оперативного штаба пожаротушения) на

личный состав пожарных подразделений и других служб с целью эффективного осуществления боевых действий, которые связаны с непосредственным тушением пожара и проведение связанных с ним первостепенных аварийно-спасательных работ (Рис. 1).

Рис. 2. Обобщенная схема процесса управления силами и средствами МЧС России

Непосредственно под процессом воздействия необходимо понимать отдачу указаний с постановкой четких задач личному составу, прибывшему на пожар (Рис. 2).

РТП дает приказания личному составу на основе анализа сложившейся ситуации.

Объективность оценки обстановки на пожаре и точность принятия решения исходит от:

- Высокопрофессиональной подготовки РТП.

- Уровня проведения разведки пожара.

- Возможности предсказать ход развития пожара.

Ведь не только от физической и тактической подготовки личного состава зависит процесс ликвидации пожара, а еще и от прогнозирования ситуации на пожаре, который включает в себя вспомогательные мероприятия.

Подготовительное планирование боевых действий - это решение множества задач, которые связаны совместно с подготовкой к тушению пожара. Цель данных мероприятий единственная - провести все возможное, для того, чтобы пожарные подразделения приезжали к месту пожара и вводили в действие средства тушения пожара в наименьший промежуток времени. Из всего разнообразия оперативных документов, разрабатываемых на стадии предварительного планирования (прогнозирования) боевых действий немаловажное значение заслуживает разработка планов и карточки тушения крупных пожаров [2].

Для принятия решения РТП аккумулирует в себе достаточно большой объем информации. Например, для предварительного планирования обращается к планам и карточкам тушения пожара, в которых отражена специфика объекта. Данные об объекте позволяют РТП принять важные первоочередные меры по эвакуации людей и сосредоточению сил и средств на наиболее благоприятных местах. Карточка тушения пожара предназначается для:

• установления руководителем (собственником) мер и порядка действий обслуживающего персонала (работников) при пожаре;

• предоставления руководителя тушения пожара данными об оперативно-тактической характеристике организации (объекта);

• начального моделирования возможной обстановки в организации при пожаре;

• подготовки основных (главных) действий подразделений пожарной охраны по тушению пожара;

• увеличения теоретической и практической подготовки личного состава (работников) подразделений пожарной охраны и их органов управления;

• информационного обеспечения при исследовании (изучении) пожара.

Оперативный план пожаротушения на объект - оперативный документ, которым

прогнозируется ситуация в результате возникновения пожара на объекте, который включает

30

базовые вопросы организации пожаротушения. Единственным из главных предназначений оперативного плана пожаротушения считается обеспечение руководителя тушения пожара возможностью начального моделирования вероятной ситуации на объекте в результате возникновения пожара, поддержка в определении решающего направления оперативных действий и т.п.

Число водяных пожарных стволов для защиты рекомендуют определять, исходя из тактических взглядов по числу мест защиты. В то же время предусматриваются состояние обстановки на пожаре, оперативно-тактические факторы и требования Устава действий в чрезвычайных ситуациях органов управления и условиями распространения огня стволы для защиты подают в соседние с горящими помещениями, на ниже и выше распологающиеся от горящего этажа помещения, отталкиваясь от количества мест защиты и обстановки на пожаре.

Помимо того, нужно выполнение проверки обеспеченности объекта водой. Это происходит посредством сопоставления фактического расхода воды на тушение и расчет водоотдачи сети. В соответствии со схемой расположения сил и средств, определяется, какие конкретно пожарные стволы (для каких работ) начнут подаваться от водоема и общий объем воды, который необходим для работы этих стволов:

И = СЬ* 6 0*т * К + ОТ 3 60От (1)

"*окв Чф V** ьрет ^кзв 1 Чф ^^^ ьвзв

где Иокв - общее количество воды;

трвт - расчетное время тушения;

Ккзв - коэффициент запаса воды;

твзв - время, на которое рассчитан запас воды.

Обеспеченность водой пожарных стволов, работающих от водоема, будет выполняться при соблюдении условия 0 . 9 * Ивод > Инеобх, где Ивод - объем водохранилища.

Дальнейшим шагом в ходе выполнения расчета сил и средств необходимо установить число пожарных автомобилей, которые следует установить на источники водоснабжения для снабжения работы пожарных стволов.

При нахождении числа пожарных автомобилей основного назначения предусматривается, что насосы таких автомобилей начнут использоваться на полную мощность. Преимущественно распространенная схема применения насоса на полную мощность, когда подаются два РС-70 с диаметром насадки 19 мм и четыре РСК-50 с диаметром насадки 13 мм, при этом Q_(н )?30 л/с. Необходимое количество пожарных автомобилей основного назначения рассчитывается по зависимости:

(2)

где: Qн - водоотдача пожарного насоса

Qф - фактический расход воды

Расчет предельного расстояния подачи огнетушащих средств, определяется по зависимости:

мрн ~ н п т + ^ нр ¿-2пм ¿2пп)] БО1

где: Нмрн - максимальный рабочий напор на насосе;

И.нпт - напор на приборе тушения;

И.нр - напор на разветвлении;

гпм - наибольшая высота подъема или снижения местности на участке предельного расстояния;

гпп - наибольшая высота подъема или спуска прибора тушения от места установки разветвления или прилегающей местности на объекте тушения пожара;

5 - сопротивление одного пожарного рукава магистральной линии;

О2 - суммарный расход воды наиболее нагруженной магистральной линии.

ПР = 0 (3)

Определенное предельное расстояние соотносится с фактическим расстоянием от источника водоснабжения до пожара. В случае, если это расстояние более максимального, нужно или изменить схему оперативного развертывания, или осуществить перекачку или доставку воды.

Общее количество личного состава рассчитывается добавлением количества людей, привлеченных для проведения всех видов оперативных действий. В то же время нужно принимать во внимание обстановку на пожаре, тактические моменты тушения, проведения разведки и оперативного развертывания, эвакуации людей и материальных ценностей:

Nс = 3 * Nс + 0.5*^ * 3 + + пти + пкт + Пкпб + псв (4)

где Ыкс - количество стволов, которые подаются звеньями;

0.5 * Nр - 50% резерва звеньев;

Мкпт - количество приборов тушения, которые подаются в не самую задымленную среду;

Nпви - количество пожарных автомобилей, установленных на водоисточники (если от пожарного автомобиля подается одна магистральная линия - принимаем 1 человека для контроля за работой магистральной линии и ветвления, если две в одном направлении - 1 человека, если две в противоположных направлениях - 2 человека); - количество выдвижных лестниц;

Nкпб - количество постов безопасности;

Nсв - количество связистов (в зависимости от организации управления тушением пожара).

И конечно это совсем не полный список подсчетов, которые могут понадобиться РТП в управления. Совместно с тем в нынешних случаях увеличиваются требования к показателям, характеризующим эффективность процесса управления: период регистрации и обработки данных для подготовки и выполнения решения, количество потраченных средств для реализации решения, надёжность принятой информации и т.п. [3, 4]. В общей сложности, отмеченные особенности характеризуют необходимость широкого применения средств автоматизации на этапах сбора, обработки и передачи данных.

Отсюда следует, качество принимаемого решения станет складываться не только лишь уровнем профессиональной подготовки РТП, но и уровнем средств автоматизированного управления, полнотой, достоверностью и своевременностью начальной информации, а кроме того ограничениями по времени на принятие решения (Рис. 3).

Рис. 3. Факторы, определяющие качество процесса управления

Итак, процесс управления следует определить, как целый интеллектуально-информационный процесс, гарантирующий успех назначенной цели на основе обработки и анализа существующих и постоянно поступающих данных; оперативного выбора решения, адекватно создавшейся обстановке; доведения его до подчиненных сил; организации выполнения решения и осознания всей полноты ответственности за его результаты. В таком значении, вопрос интеграции интеллектуальных и информационных основ управления силами необходимо оценивать в условиях формирования информационно-расчетного оснащения процессов принятия решения, планирования, постановки задач силам и руководства силами в ходе их проведения [4].

Непосредственно под информационно-расчетным обеспечением будем понимать совокупность мероприятий, осуществляемых с целью увеличения оперативности и аргументированности управленческих решений на основе наиболее полной реализации

интеллектуального ресурса РТП, а ещё оказания ему оперативной, полной, достоверной и точной информации о ситуации.

Совершенной станет считаться такая организация информационно-расчетного обеспечения, при которой РТП не чувствует недостатка в нужной информации и значит к нему не поступает ненужная или ложная информация.

Выводы. Недолговечность изменений обстановки при осуществлении боевых действий в нынешних условиях предполагает от штабов и остальных органов управления увеличения оперативности в своей службе, в том числе и за счет уменьшения времени на обработку, анализ и выдачу данных. Конкретно здесь в сегодняшнее время заложено основное расхождение в информационном обеспечении управления. Это расхождение как правило в значимой степени допустимо за счет введения в управленческую практику систем и средств автоматизации управления. Заявляя о разработке и введении средств автоматизации в управленческий процесс, нужно, предварительно, основываться из того факта, что лица, принимающие решение, обязаны владеть такой базой данных, которая по своему наполнению отображает ситуацию по всем ее деталям (с необходимой степенью детализации), а по организации построения и применения нацелена на общепринятую логическую логичность деятельности органа управления.

При осуществлении информационно-расчетного обеспечения процесса выбора решения нужно следовать принципом: каждому только то, что ему требуется согласно функциональным обязанностям. Объединение некоторых элементов информационно-расчетного обеспечения управления силами, увеличивающих креативные возможности ЛПР, даёт возможность говорить о системе поддержки (обеспечения) принятия решения (СППР).

Список литературы /References

1. Федеральный закон Российской Федерации от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

2. Письмо № 43-1965-18 Методические рекомендации по составлению планов и карточек тушения пожаров от «19» июля 2005 года.

3. Погорелое А.В. Сравнительный анализ критериев принятия решений при ликвидации пожаров// Инновации в жизнь, 2012. № 2 (2). С. 86-93.

4. Интегрированная система раннего обнаружения пожара. (Статья). Научный электронный журнал Вестник Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России. № 3, 2013. С. 40-43 -vestnik.igps.ru0,7/0,2 п.л. Синещук Ю.И., Терехин С.Н., Глушко В.С.

5. Артамонов В.С., Терехин С.Н., Синещук Ю.И., Минкин Д.Ю., Филиппов А.Г. Навигационно-информационное обеспечение органов управления и подразделений пожарной охраны МЧС России при ликвидации чрезвычайных ситуаций: Монография / Под общей редакцией Латышева О.М.. СПб.: Астерион. Санкт-Петербургский университет Государственной Противопожарной Службы МЧС России, 2012. 395 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.