Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ В СОВРЕМЕННЫХ ОПЕРАЦИЯХ'

ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ В СОВРЕМЕННЫХ ОПЕРАЦИЯХ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
529
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Военная мысль
ВАК
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОТИВОБОРСТВО

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Логинов Павел Константинович

Приведен опыт информационно-психологического воздействия в современных военных операциях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFORMATION AND PSYCHOLOGICAL IMPACT IN MODERN OPERATIONS

The paper cites the experience of information-psychological impact in contemporary military operations.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ В СОВРЕМЕННЫХ ОПЕРАЦИЯХ»

Информационно-психологическое воздействие в современных операциях

Полковник П.К. ЛОГИНОВ, кандидат военных наук

АННОТАЦИЯ ABSTRACT

Приведен опыт информационно-психологического воздействия в современных военных операциях. The paper cites the experience of information-psychological impact in contemporary military operations.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА KEYWORDS

Информационные технологии, информационное пространство, информационно-психологическое воздействие, информационное противоборство.

Information technologies, information environment, information and psychological impact, information confrontation.

В СОВРЕМЕННОМ мире и обществе произошло резкое увеличение объемов производимой и потребляемой информации. Только в последние 30 лет произведено больше информации, чем за предыдущие пять тысяч лет! Подсчитано, что всего один экземпляр газеты «Нью-Йорк таймо> содержит больше информации, чем было доступно жителю Англии XVII века за всю его жизнь.

Человечество вступило в стремительную фазу развития всемирного информационного общества. Наблюдается рост новой информационной инфраструктуры, включающей не только Интернет, но и кабельные телевизионные сети, орбитальные спутники-трансляторы радио и ТВ, мобильные телефоны и т. д. Многие государства обязаны положительными изменениями в экономике и ростом национального благосостояния устранению проблем, связанных с обеспечением свободного доступа к информационным ресурсам для решения проблем коммерческого, социального, дипломатического, военного и другого характера.

Взяв старт в XX веке, процесс информатизации, развиваясь стремительно, проник и внедрился практически во все сферы общества. К началу XXI века информационная сфера уже играет ключевую роль не только в функционировании общественных и государственных институтов, но и в жизни большинства людей. Одно из них — создание единого мирового информационного пространства, в рамках которого осуществляется накопление, обработка, хранение и обмен информацией между людьми, организациями, государствами.

Присущие информационной сфере характерные признаки: неисчерпаемость и восполняемость ресурсов; возможность их быстрого копирова-

ния, перемещения больших объемов практически без потерь, с высокой скоростью и на огромные расстояния; компактность источников и носителей информации; мгновенная реакция (отклик) на трудно идентифицируемое (в отношении источников) воздействие и, наконец, быстрота управления, синхронизация позволяют быть весьма привлекательными для воздействия на другие субъекты мирового сообщества в более эффективной форме сетецентрических войн, где защита информационных ресурсов является первостепенной задачей военного искусства.

В войнах будущего, по мнению, современных военных теоретиков и аналитиков, явно присутствует возможность действовать через морально-психологическую составляющую (состояние) войск противника парализуя его даже не в прямом с ним столкновении. Это позволяет констатировать то, что информационно-психологическое воздействие, проводимое противником на начальных этапах военных конфликтов, в рамках информационно-психологических операций, становятся все более весомым аргументом, а защита своих войск (сил) стала жизненной необходимостью. Подтверждение тому — военные конфликты конца XX и начала XXI века: в Панаме (США, «Справедливое дело», 1989—

1990), в зоне Персидского залива против Ирака (США и МНС «Буря в пустыне» и «Щит в пустыни», 1990—

1991), на Гаити (США, «Поддержка демократии», 1994), в Югославии (войска НАТО, «Союзная сила», 1999), в Афганистане (2001), в Ираке (США и МНС в 2003).

Одной из задач психологической борьбы является скрытие истинных намерений применения военной силы. Так, одной из основных заявленных причин Панамского конфликта (декабрь 1989 г. — январь 1990 г.)

оказалась необходимость защиты американских граждан в этой стране. Глобальной же целью Панамской операции являлось укрепление позиций США в зоне Панамского канала, а для этого необходимо было устранить от власти Президента Панамы генерала Мануэля Нориеги.

Логика информационно-психологического воздействия потребовала решения задачи по легитимизации применения военной силы США как в глазах своего собственного, так и международного общественного мнения. Для этого была создана видимость справедливости своих действий и несправедливости действий противной стороны. Инструментом информационно-психологического воздействия в этом случае стали средства массовой информации.

Легитимизируя военное вмешательство США, в рамках стратегической информационно-психологической операции, американские СМИ начали регулярно сообщать в о фактах дискриминации американских военнослужащих и их семей, находящихся в зоне Панамского канала, со стороны местных властей, солдат и полицейских, об атмосфере страха, неуверенности и террора, в которой якобы приходится жить американцам.

В Панаме впервые была испытана новая система взаимодействия аппарата по связям с общественностью США с военными и гражданскими средствами массовой информации. Для этого заранее был создан специально подобранный и проинструктированный контингент журналистов и фоторепортеров, которых к началу боевых действий перебросили на соответствующие объекты. Тремстам журналистам, которые самостоятельно прилетели в аэропорт при высадке войск в Панаму, было предложено вернуться обратно в США или полететь в третью страну. Основной задачей в данном случае было стремление

закрыть доступ «нежелательных журналистов» в зону боевых действий.

Служба по связям с общественностью несколько раз в сутки устраивала для «нужных журналистов» брифинги и встречи с высокопоставленными военными, оперативно получая свежие новости о ходе боевых действий и политической ситуации в Панаме. Сообщая эти сведения с нужными акцентами в своих материалах, они формировали общую картину происходящего, полностью соответствующую официальной точке зрения руководства США. Благодаря этому удалось успешно противостоять влиянию на общественность нейтральных либо оппозиционных журналистов, политиков, общественных деятелей, по-другому интерпретировавших ход событий.

На всех этапах тактической информационно-психологической операции, проводимой во время панамского конфликта в целях ослабления упорного сопротивления национальной гвардии, широко использовались такие средства, как печатная продукция (брошюры, плакаты, листовки, открытки), телевидение (главный источник информации для населения США и Панамы), звуковещательная аппаратура.

Таким образом, военно-политическое руководство США учло уроки прошлых войн, а операция в Панаме задала модель работы со средствами массовой информации, которая затем была повторена в военных операциях против Ирака и Югославии.

В последнее время США, вступая в какой-либо военный конфликт, перед специалистами в области информационно-психологического воздействия всегда ставят две задачи: легитимизировать войну в глазах собственного населения и легитимизировать войну в глазах мирового сообщества. Для этого в этой «демократической» стране разработаны конкретные методики работы с журналистами.

Известно, что истинной подоплекой войны против Ирака (1990— 1991) была борьба за контроль над нефтяными ресурсами. Однако говорить об этом на весь мир было бы нарушением «правил хорошего тона» и, прежде чем вступить в войну, надо было «убедительно и правильно» разъяснить международной общественности ее причины. В качестве таковых выступали: восстановление утраченной независимости Кувейта (в августе 1990 года иракские войска оккупировали Кувейт); защита Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратов, Катара и Омана от возможной агрессии; защита свободы мирового судоходства в Персидском заливе; защита попранных прав курдов и шиитов в самом Ираке; необходимость установления демократического режима в Ираке.

Умело манипулируя информацией и опираясь на глобальную информационную сеть, США удалось обвинить Ирак в агрессивности, настроить против него мировое общественное мнение и углубить раскол в арабском мире, создав тем самым благоприятную обстановку для вторжения. Попытки же Ирака противостоять этому информационно-психологическому воздействию провалились.

Необходимо особо отметить, что впервые планирование информационно-психологических операций осуществлялось американцами наряду с планированием боевых действий и было включено в общий план проведения операций «Щит пустыни» и «Буря в пустыне». В августе 1990 года главнокомандующий объединенными силами генерал Н. Шварц-копф направил президенту Дж. Бушу доклад, в котором настаивал на организации информационно-психологических операций на всех уровнях в целях содействия военным мероприятиям. На основании этого

доклада президент США подписал три директивы, которые определяли порядок организации и ведения информационно-психологических операций на период конфликта, санкционировали осуществление «самых разнообразных мероприятий по специальным программам, в том числе дезинформационным».

Вообще информационно-психологическое воздействие против Ирака представляло собой весьма интересный пример битвы за общественное мнение. Работа с журналистами велась по специально разработанным программам. Были назначены офицеры по связи с общественностью, функция которых заключалась в специальной подборке информационных материалов (включая видеосюжеты), которые считались наиболее «подходящими» для передачи представителям СМИ. В войска допускались лишь аккредитованные при командовании многонациональных сил корреспонденты, подписавшие обязательства соблюдать определенные нормы в отношении характера и содержания сообщений. Все публикуемые материалы из

В последнее время США, вступая в какой-либо военный конфликт, перед специалистами в области информационно-психологического воздействия всегда ставят две задачи: легитимизировать войну в глазах собственного населения

и легитимизировать войну в глазах мирового сообщества. Для этого в этой «демократической» стране разработаны конкретные методики работы с журналистами.

зоны боевых действий проходили цензуру. Интервью давали лишь специально отобранные военнослужащие. Ограничивалось эфирное время, предоставляемое противникам войны.

Это означало, что поток информации, которую получала общественность, носил очень контролируемый и управляемый характер.

Таким образом, мы имеем пример, когда военно-политическое руководство, в данном случае Ирака, не смогло обеспечить информационно-психологическую безопасность страны и вооруженных сил, явно недооценило опасность информационно-психологических операций, осуществляемых многонациональными силами, полностью проиграло информационно-психологическое составляющую. В результате достаточно мощная, хорошо технически оснащенная, обученная и боеспособная, высоко боеготовая группировка вооруженных сил Ирака, имеющая опыт семилетней войны с Ираном, была почти полностью разложена, деморализована, лишена морально-психологической способности вести боевые действия. Победа сил коалиции явилась результатом не столько физического уничтожения военной машины Ирака, сколько умело организованного информационно-психологического воздействия.

Война в Ираке доказала, что информационно-психологическое воздействие — это боевое оружие, которое не убивает, но поражает психологически и выступает важнейшим фактором повышения боеспособности войск, а также сохранения жизней солдат и офицеров по обе стороны фронта.

Отработанная во время войны в Персидском заливе методология ведения информационно-психологических операций применялась и в Гаити.

Боевые действия коалиции стран НАТО против Союзной Республики Югославия (СРЮ) 1999 года имели

целью установить контроль над сербским автономным краем Косово сил НАТО, а также строительство на оккупированной территории американской военной базы.

НАТО под руководством США при подготовке операции «Союзническая сила» против СРЮ преследовало главную цель — путем скоординированного информационно-психологического воздействия на мировую общественность обеспечить международную поддержку намечаемых силовых действий и в то же время снизить морально-психологическую устойчивость вооруженных сил и руководства Югославии.

С началом военных действий акцент был сделан на ведение информационно-психологического воздействия на правительство, личный состав вооруженных сил и население СРЮ. Основная цель всех мероприятий на этом этапе сводилась к безоговорочной капитуляции правительства Югославии на условиях, отвечающих интересам США и НАТО.

Информационно-психологическая подготовка к вооруженному вмешательству НАТО в Косово началась в 1998 году. В западных средствах массовой информации было инициировано поэтапное нагнетание антисербской истерии и муссирование темы «этических чисток» в Косово. Мировую общественность убеждали в том, что только НАТО (а не ООН или ОБСЕ) может быть адептом мира и стабильности на Балканах, а также в необходимости размещения в Косово международного военного контингента под эгидой НАТО. Результатом регулярной демонстрации на телеэкранах, страницах газет и журналов «сербских зверств» и «страданий албанского народа» стало то, что уже к концу 1998 — началу 1999 года общественное мнение Запада было в основном подготовлено к силовому варианту урегулирова-

ния косовской проблемы, хотя большинство американцев даже не могли отыскать Косово на карте, им не было интересно, что можно и нужно делать в этом регионе.

С началом воздушных ударов интенсивность информационно-психологического воздействия, направленного против СРЮ, заметно усилилась. Важнейшим органом информационно-психологического воздействия против СРЮ стала пресс-служба НАТО с задачей анализа сообщений западных, югославских и международных средств массовой информации о ситуации на Балканах и выработки рекомендаций для руководства альянса по определению общей стратегии в отношении освещения в этих средствах хода военных действий; подготовки информационных материалов для пресс-конференций, брифингов и пресс-релизов штаб-квартиры НАТО. Четко управляя журналистским корпусом, официальные структуры альянса в то же время исключительно жестко реагировали на попытки некоторых репортеров довести до западного общественного мнения точку зрения югославской стороны.

В США в осуществлении информационно-психологической операции против Югославии участвовали государственный департамент, министерство иностранных дел, Информационное агентство США (ЮСИА) со своими подразделениями (международная спутниковая телесеть, телерадиовещательные корпорации «Голос Америки» и «Свобода/Свободная Европа»), Центральное разведывательное управление и специалисты — психологи из Пентагона.

Помимо этого, для информационно-психологического воздействия широко использовалась глобальная сеть Интернет, на подготовленных сайтах которой в выгодном свете освещали проводимую военную операцию НАТО.

Эффектным воздействием на общественное мнение Запада стало использование дезинформации в виде так называемых объективных цифр и документальных данных.

Несмотря на сильнейшее информационно-психологическое воздействие со стороны США и НАТО и неблагоприятный информационный фон, руководство СРЮ достаточно умело действовало в сфере управления информацией. Проведенные контрмеры по информационно-психологическому воздействию вызвали всплеск патриотических чувств среди населения Югославии. Своевременно принятые политическим и военным руководством СРЮ пропагандистские меры на первом этапе «Союзническая сила» помешали США и НАТО однозначно убедить мировую общественность в адекватности методов и способов проведения военной операции в Югославии, справедливости ее целей и задач. В результате в мировом общественном мнении произошел определенный раскол в отношении политики США и НАТО на Балканах.

Конфликты второй половины XX века неоднократно подтвердили, в ведении информационно-психологических операций в предвоенное и военное время особую роль играют специалисты. Так, например, перед началом бомбардировок Югославии в штаб-квартире НАТО был создан специальный отдел информации и печати, отвечающий за Косово, численностью 60 человек из США, Франции, Великобритании, Германии. При работе со средствами массовой информации специалистами этого отдела широко использовался такой прием, как введение своей точки зрения в любых контекстах.

Анализ результатов военной операции против Югославии показал необходимость дальнейшего совершенствования системы проведения информационно-психологических

операций. В ходе этой кампании американские военные, с одной стороны, еще раз убедились в огромном потенциале средств манипулирования информацией, а с другой — выявили серьезные недостатки в организационно-методическом и техническом обеспечении проведения этих операций.

Выработанные предложения, а в дальнейшем решения были реализованы в ходе реформирования структуры и функций Государственного департамента США, в результате чего на него были возложены информационно-пропагандистские функции за рубежом. Директивой президента Белый дом создал новую структуру под названием «International Public Information Group». В задачи этой организации входит профессиональное использование разведывательной информации в целях оказания влияния «на эмоции, мотивы, поведение иностранных правительств, организаций и отдельных граждан».

К началу войны в Афганистане (2001) США уже имели отработанную и апробированную в боевых условиях единую концепцию информационно-психологической войны, которая нашла четкое отражение в армейских уставных документах армии США.

Ориентируясь на приобретенный опыт, в преддверии военных действий США провели широкомасштабную

Информационно-психологическая подготовка к вооруженному вмешательству НАТО в Косово началась в 1998 году. В западных средствах массовой информации было инициировано поэтапное нагнетание антисербской

истерии и муссирование темы «этических чисток» в Косово.

информационно-психологическую акцию через глобальные сети СМИ и Интернета по воздействию на международную общественность, страны НАТО, Ближнего и Среднего Востока, Россию, Пакистан в целях обеспечения международной поддержки курса США в отношении Афганистана.

Правительства и общественное мнение разных стран, включая Россию, усиленно обрабатывались в целях создания благоприятных условий для размещения ударных сил США и НАТО на прилегающих к Афганистану территориях, включая территории бывших союзных республик СССР. Их усилия не пропали даром.

На начало 2002 года в Узбекистане была создана постоянная американская военная база в Ханабаде, а киргизский Манас, находящийся неподалеку от Бишкека, был определен «транспортным узлом».

В целях усиления координации деятельности федеральных министерств и ведомств по информационному освещению событий, администрацией США заранее был предпринят ряд мер, направленных на ограничение доступа к ряду информационных источников о подготовке и ходе афганской кампании.

Тогдашний президент США Д. Буш заявил, что сведения об источниках и методах сбора разведывательной информации, которую США получают для операции против террористов, не подлежат огласке.

Исполняя указания администрации Белого дома, в крупнейшей телекомпании CNN было выпущено внутреннее распоряжение, в котором предписывалось сотрудникам не слишком фокусировать внимание на потерях среди населения или разрушениях в Афганистане, вызванных военными действиями США.

С началом военных действий (07.10.2001) акцент был сделан на ведение информационно-психологиче-

ского воздействия на региональном уровне. В качестве основных объектов воздействия на этом этапе были определены правительство талибов, личный состав вооруженных сил и население Афганистана. Основная цель сводилась к склонению талибов прекратить сопротивление, привлечению на свою сторону афганцев, укреплению Северного альянса противников режима.

По результатам постоянно проводимого оперативного анализа сложившейся ситуации, а также в целях усиления координации деятельности федеральных министерств и ведомств по информационному освещению событий Администрацией США был предпринят ряд мер, направленных на ограничение доступа к ряду информационных источников о ходе афганской кампании. Все права на трансляцию любых кадров из Афганистана были выкуплены представителями федерального правительства. В ряде средств массовой информации была введена жесткая цензура. Предпринимались попытки дипломатического давления на руководство Катара с целью закрыть телекомпанию «Аль-Джазира». Против нее в ряде средств массовой информации была развернута широкая пропагандистская кампания, призванная очернить ее репутацию связями с террористами.

Для координации информационного потока с мест событий и его централизованного распространения в Соединенных Штатах, Англии и Пакистане в кризисном центре Белого дома был создан Коалиционный информационный центр.

Основной задачей данного подразделения являлось управление восприятием и формирование общественного мнения населения ряда стран для достижения целей американской внешней политики. Среди основных регионов, в которых Управление проводило свою работу, Ближ-

ний Восток, Азия и Западная Европа. Решение поставленной задачи по формированию требуемого общественного мнения достигалось путем распространения дезинформации и направленной информации через информационные каналы в зарубежных средствах массовой информации.

В ходе проведения операции «Несокрушимая свобода» талибы были разбиты.

Главным результатом информационно-психологической операции, проведенной Администрацией США в Афганистане, является усиление военно-политического влияния США в Центральной Азии. Под лозунгом борьбы с терроризмом США создали новые военные базы в Афганистане и на территориях бывших союзных республик СССР в непосредственной близости от южных границ России.

Прежде чем начать войну против Ирака в марте 2003 года, в конце 2002 и начале 2003 года США была развернута широкая пропагандистская кампания во всем мире. Имея в руках мировую систему СМИ, они по своему усмотрению извращали правду, убеждая свой народ и мировую общественность в том, что Ирак обладает большими запасами запрещенного (химического и бактериологического) оружия и тем самым угрожает международной безопасности.

Однако США и их союзникам не удалось склонить на свою сторону все мировое сообщество, заручиться поддержкой большинства членов Совета Безопасности ООН. Против военного решения вопроса по Ираку выступили Франция, Германия, Россия, Китай и ряд других стран. Они считали, что вопрос по Ираку должен быть урегулирован политико-дипломатическими средствами, так как сведений о запрещенных ядерной и биологической программах Ирака на основе работы международных инспекторов не было получено.

Прежде чем начать силовую операцию против Ирака, президент США в конце 2002 года заручился поддержкой законодателей (конгресса) в использовании военной силы против Ирака. Войну в Ираке также поддержали и одобрили 72 % американских граждан (первую войну, затеянную в Персидском заливе, одобрили 92 % населения США). Столь алчного аппетита к войне не проявила в последние десятилетия ни одна другая страна в мире.

Проведение информационно-психологической операции против Ирака на оперативном и тактическом уровнях можно считать успешным. В ходе ее проведения применялись традиционные основные формы информационно-психологического воздействия: радио- и телевещание, печатная и устная пропаганда.

Наиболее интенсивно велась печатная пропаганда. С начала октября

2002 года американские самолеты стали сбрасывать листовки над Ираком. В преддверии боевых действий над территорией Ирака было сброшено 40 млн листовок и еще столько же после начала кампании 20 марта

2003 года. В листовках американцы призывали военных не поддерживать режим С. Хусейна и не оказывать сопротивления американским вооруженным силам.

Вторым после листовок массовым средством информационно-психологического воздействия, применявшимся американцами, было радио. Передачи велись как со стационарных радиопередатчиков, работавших на фиксированных частотах, так и с самолетов ЕС-130, где использовались методы работы и частоты «Радио БАША».

Для оказания информационно-психологического воздействия на противника ВС США активно использовали сеть Интернет. Так, в начале января 2003 года была проведена широкомасштабная акция с помощью электрон-

ной почты. Рассылались послания на арабском языке иракским высшим офицерам с призывом не выполнять приказы С. Хусейна. Им внушалась мысль о том, что иракцы понесут огромные потери, если не присоединятся к борьбе против Саддама или по крайней мере не откажутся поднимать оружие против вторжения.

В первые дни войны американцы все время передавали лживую информацию о захвате ряда иракских городов, хотя на самом деле этого не было. Целью всей этой дезинформации было поднять моральный дух своих солдат и посеять панику среди войск и населения Ирака.

Однако США не удалось деморализовать войска и население Ирака. Иракские солдаты и офицеры сдавались в плен с куда меньшим энтузиазмом, чем изначально предполагалось. Постепенно стало шириться и крепнуть партизанское движение — тот самый невидимый фронт народного сопротивления, которого так надеялись избежать американские стратеги. США практически потерпели поражение в информационно-психологической войне против Ирака.

Серьезные проблемы антииракской коалиции в информационно-психологической войне создавало иракское телевидение, которое демонстрировало на весь мир экскурсии по гражданским разбомбленным объектам, по госпиталям, допросы американских военнопленных, выступления лидеров Ирака.

На освещение войны в Ираке Вашингтон ввел жесткую цензуру, чего даже не скрывал. О войне в Ираке все должны были узнавать не то, какой она на самом деле есть, а то, какой ее преподносили управляемые американские средства массовой информации. «Информационная стратегия» Белого дома, разработанная для военной операции, являлась беспрецедентной по своему охвату и координации.

Информационно-психологическое воздействие против Ирака представляло собой весьма интересный пример битвы за общественное мнение. Работа с журналистами велась по специально разработанным программам.

Были назначены офицеры по связи с общественностью, функция которых заключалась

в специальной подборке информационных материалов

(включая видеосюжеты), которые считались наиболее «подходящими» для передачи представителям СМИ. В войска допускались лишь аккредитованные

при командовании многонациональных сил корреспонденты.

Каждый день в штабе Центрального командования в Катаре проводился брифинг для прессы, приуроченный по времени к полуденным программам новостей на американском телевидении.

Ежедневный брифинг в Пентагоне по ходу военной операции проводился во второй половине дня, чтобы информация сразу попадала в главные вечерние выпуски телевизионных новостей.

Ряд высокопоставленных фигур администрации, включая советника президента США по национальной безопасности Кондализу Райс, по мере необходимости тоже проводили оперативные брифинги, а также давали интервью, прежде всего для арабских средств массовой информации.

Схема скоординированной информационной работы администрации, разработанная специально для войны с Ираком, была одобрена президентом США Д. Бушем, который на одном из совещаний подчеркнул необходимость донести до средств массовой информации «правду о наших усилиях».

Серьезные проблемы антииракской коалиции в информационно-психологической войне создавало иракское телевидение, которое демонстрировало на весь мир экскурсии по гражданским разбомбленным объектам, по госпиталям,

допросы американских военнопленных, выступления лидеров Ирака. На освещение войны в Ираке Вашингтон ввел жесткую цензуру, чего даже не скрывал. О войне в Ираке все должны были узнавать не то, какой она на самом деле есть, а то, какой ее преподносили управляемые американские средства массовой информации.

В соответствии с Иракско-американским договором, заключенным 17 ноября 2008 года, американские войска должны были пребывать в Ираке еще три года.

Война в Ираке показала стремление США закрепить однополярность существующего мира. Но одновременно она продемонстрировала, что этой тенденции противостоят очень многие страны.

Исходя из рассмотренных примеров последних вооруженных конфликтов, можно сделать вывод, что информационно-психологическое воздействие стало, несомненно, реальностью в современном мире, о чем достаточно много пишут и размышляют военные специалисты. От конфликта к конфликту противник будет использовать в своих интересах даже отрицательный опыт (которого сравнительно немного) в целях наращивания информационно-психологического воздействия на наши войска; информационно-психологическое воздействие обеих противоборствующих сторон друг на друга будет приобретать все большие масштабы, и играть главную роль в достижении поставленных целей, став переломным этапом в этом виде боевой деятельности.

Само информационно-психологическое воздействие как непременный компонент войны (вооруженного конфликта) будет реализовываться методами и средствами различного рода пропаганды, ориентированной как на свои войска и мирное населе-

ние, так и на правительства, войска и мирное население противника, дружественных и нейтральных стран.

В связи с этим стоит рассматривать уже существующие формы и способы: незаслуженно забытые сражения, удары, налеты, атаки; подставные (подтасованные) проблемы, упреждающую пропаганду (перехваченную критику).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В отношении своей страны в мирное время, на постоянной основе, необходимо проводить обширные информационно-психологические мероприятия положительной направленности по воспитательно-просветительной линии, линии искусства, образования, литературы через все возможные каналы воздействия на процесс информирования людей. Пропаганда и воспитание патриотизма, бесстрашия, воли к победе, к преодолению трудностей и лишений на благо Родины помогут россиянам в случае необходимости победить врага. На войска и мирное население противника необходимо осуществлять деструктивное информационно-психологическое воздействие, направленное на угнетение их психики, на подрыв воли к сопротивлению, на побуждение войск сдаться. При этом целесообразно учитывать и использовать все возможные методы и приемы информационно-психологического воздействия. Каждое из таких информационно-психологических воздействий может существенно повлиять на принятие решения на успешное проведение той или иной проводимой современной операции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.